ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
удк15” л. И. ДЕМЕНТИЙ
Е. М. КОРОТЕЕВА
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
ЛИЧНОСТНЫЕ ТИПЫ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ______________________________
Статья посвящена проблеме одиночества в современном российском обществе. Рассматриваются особенности переживажя одиночества в подростковом возрасте, его социально-психологические детерминанты.
Ключевые слова: одиночество, переживание, социально-психологические детерминанты, личностные типы, подростковый период.
Актуальность в российском обществе феномена одиночества признают многие ученые и неспециалисты, но сама проблема не становится яснее от простой констатации факта. В отечественной психологии имеется ограниченное число работ по проблеме одиночества. Между тем теоретическая и практическая значимость данной проблемы очевидна: все большее число людей разных возрастов переживают одиночество и самостоятельно не могут совладать с ним, что приводит к самым негативным чувствам и состояниям. Особое беспокойство вызывает одиночество молодых людей, прежде всего подростков, поскольку именно в этот возрастной период, по мнению большинства отечественных и зарубежных
исследователей (А.Г. Амбрумова, О.Э. Калашникова, Д.В. Валлерштейн, Д.Б. Келли, В. Киселева, И.С. Кон, Д. Майерс, Ф. Райс, А.А, Реан, Н.Е. Рогова, Р.В. Шмелев и др.), одиночество переживается чаще, острее и является одной из серьезных особо опасных проблем: причиной разочарований и крушения надежд, осознаваемой угрозой для формирования межличностных отношений, может ограничить развитие человека и привести к негативным социально-психоло-гическим явлениям ухода от социальной активности, проявляющимся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания и проч.), вступлении в религиозные и преступные сообщества, суицидальном поведении.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 «9) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИ! И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Несмотря на острую актуальность проблемы, в отечественной психологии явно недостаточно эмпирических исследований одиночества подростков.
В связи с этим в теоретическом плане актуальность работы обусловлена рассогласованием между актуальностью и степенью разработанности проблемы одиночества подростков, его социально-психологических детерминант, отсутствием личностной типолог ии подростков, переживающих одиночество.
Практическая актуальность связана с возможностью применения данных исследования в сфере возрастной психологии, психологии личности, педагогической психологии, при разработке программы социально-психологической поддержки подростков, переживающих одиночество.
Целью нашего исследования явилось изучение социально-психологических детерминант одиночества и выделение личностных типов подростков, переживающих данное чувство.
Общий объем выборки составил 123 человека (средний возраст респондентов — 13,2 лет).
В исследовании применялись следующие методики и приемы исследования: опросник «Одиночество» Е.Е. Роговой 11 ]; «Методика измерения застенчивости» в модификации Е.П. Ильина [2]; опросник Г. Айзенка (подростковый) для изучения экстраверсии — интроверсии и нейротизма [3]; «Методика исследования самооценки и уровня притязаний» Р. Дембо — С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан (4); методика «Диатосгика мотивов аффилиации» А. Мех-рабиана [5]; «Опросник копинг-стратегий» Ч. Карвера в адаптации А.И. Дементий |6); авторская анкета, разработанная на основе теоретического анализа литературы для изучения особенностей переживания одиночества, социально-демографических характеристик; беседа.
Для статистической обработки полученных данных мы применяли следующие методы: первичная описа тельная статистика (среднее арифметическое значение, стандартное отклонение); частотный анализ и процентили; критерий согласия распределения Колмогорова-Смирнова; однофакторный дисперсионный анализ (с использованием процедуры парных сравнений по критерию Шеффе); факторный анализ (методом анализа главных компонент с помощью вращения варимакс); кластерный анализ (иерархический; методом К-средних).
Методологическую основу исследования составили: одномерный подход (Д. Рассел); интеракци-онистский подход (Р. Вейс); типологический подход (К.А. Абульханова-Славская).
Одномерный подход к изучению одиночества допускает, что в переживании данного чувства имеется для всех людей нечто общее и рассматривает одиночество как единое явление, отличающееся по испытываемой интенсивности переживания (7]. В рамках данного подхода конструирование инструмента измерения одиночества связано с четким выделением его концептуальной модели и построением соответствующих ей измерительных шкал. Учитывая то, что в нашем исследовании для диагностики одиночества применяется опросник, который концептуально-теоретически базируются на концепции несоответствия: одиночество понимается как субъективно воспринимаемое отклонение фактических социальных связей от желательных, которое, являясь когнитивным процессом, сопровождается отрицательными эмоциями и определенной программой действий, мы придерживаемся следующей модели одиночества: одиночество — сложный многофакторный
психологический феномен, включающий когнитивный, эмоциональный и поведе!гческий компоненты и проявляющийся в переживании разной степени интенсивности.
Интеракционистский подход к изучению детерминант одиночества предполагает, что одиночество — это продукт комбинированного влияния психологических, демографических и социальных характеристик. Родоначальник интеракционистского подхода - американский ученый Р. Вейс (8| утверждал, что для изучения совместного влияния этих характеристик, необходимо выделить типы людей чувствительных к одиночеству. Последнее утверждение вызывает необходимость обратиться к типологическому подходу, предложенному К.А. Абульхановой-Славской |9|. Типологический подход — это совокупность способов, приемов, основанных на исследовании психологических явлений с позиции целостности, системности и многоплановости. Применение данного подхода в рамках нашего исследования позволяет целостно рассмотреть личность подростка, переживающего одиночество, наиболее полно раскрыть все связи, закономерности и особенности переживания одиночества, а также выявить совокупность психологических, демографических и социальных характеристик, детерминирующих это переживание. На основе этих данных можно не только диагностировать, но и прогнозировать переживание одиночества у конкретного типа личности.
В соответствии с выбранными подходами, эмпирическое исследование предполагало реализацию четырех основных этапов в ходе которых, полученные при помощи соответствующего методического инструментария данные подвергались количественной и качественной обработке.
На первом этапе нашей работы мы определили психологические детерминанты одиночества подростков. Согласно полученным результатам, это эмоциональная неустойчивость (Р = 20,14 при р£0,001), застенчивость (Р= 14,26 при р^О.ОО 1), низкая самооценка (Р = 8,75 при р£0,001), интроверсия (Р = 7,60 при р£0,01). Эти психологические характеристики, на наш взгляд, могут влиять на одиночество несколькими способами. Прежде всего, они могут уменьшить потребность человека в общении и, по всей видимости, ограничить его возможности в установлении контактов. Во-вторых, они могут влиять на поведение человека в социальных ситуациях и приводить к неудачам во взаимодействиях. В-третьих, могут влиять на то, как человек реагирует на любые изменения в его отношениях с окружающими, и, следовательно, на то, насколько эффективно человек избегает или смягчает свое одиночество. Мы считаем, что эти психологические особенности предрасполагают человека к одиночеству и затрудняют его преодоление.
На втором этапе нашей работы мы определили демографические детерминанты одиночества подростков. Согласно полученным результатам, это «тип семьи» (Р = 4,35 при р<0,05), т.е. уровень одиночества подростков, которых воспитывают оба родителя, один из которых не приходится ребенку биологической матерью или отцом статистически значимо выше, чем уровень одиночества подростков, которых воспитывают оба родителя, которые являются биологическими матерыо и отцом.
На наш взгляд, полученные данные можно объяснить тем, что уход из семьи одного из родителей — трагедия для ребенка, поскольку он лишается внимания и заботы этого родителя, ситуация усугубляется, если в семье появляется отчим или мачеха, поскольку
меняется привычный для ребенка образ жизни, подросток испытывает недостаток физического, эмоционального и духовного контакта с родителями, а это в свою очередь способствует возникновению восприятия себя как ненужного, «плохого» и «недостойного любви». Это приводит к потере веры в себя, других, в то, что кто-то может понять и полюбить его, что кому-то он может быть нужен и интересен как личность. Это можно проиллюстрировать следующим высказыванием, которое было получено в ходе индивидуальной беседы с одним из участвующих в исследовании подростков «мои родители развелись, и мама повторно вышла замуж, но ее новому мужу, а теперь и ей я не нужен, мама и отчим меня не любят, меня часто отправляют к бабушке...».
Относительно других выделенных характеристик (пол, наличие сиблингов, район проживания) влияние не обнаружено.
На третьем этапе нашей работы мы, применив факторный анализ 21 -й ситуации, вызывающей переживание одиночества в подростковом возрасте, и выделив 5 факторов («общение со сверстниками», «резкие перемены», «общениес родителями», «потеря близкого друга», «развод родителей»), объясняющих 61,8% от общей дисперсии, с помощью множественного регрессионного анализа установили, что социальными факторами, детерминирующими переживание одиночества в подростковом возрасте являются: «общение со сверстниками» (В = 3,47 при р£0,001) (этот фактор вносит наибольший вклад в прогноз одиночества) и «развод роди телей» (В= 1,72 при р£0,05).
На наш взгляд, для объяснения влияния фактора «общение со сверстниками» на переживание одиночества в подрос тковом возрасте, достаточно вспомнить тот факт, что в этот возрастной период интимноличностное общение со сверстниками имеет огромное значение, отношение с ровесниками находится в самом центре личной жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности, в связи с этим, любые проблемы во взаимоотношениях со сверстниками подросток воспринимает очень болезненно. Как известно, именно в подростковом возрасте увеличивается число ребят, жалующихся на нехватку опыта и навыков общения, недостаток таких навыков и плохо развитые способности к самораскрытию и эмпатии мешают подростку удовлетворить в процессе общения потребности в признании, эмоциональном отклике и понимании, что и приводит к переживанию одиночества. Кроме того, в подростковом возрасте обостряется потребность занять определенную позицию внутри социальной группы, в свою очередь отсутствие людей, разделяющих интересы и увлечения подростка, также ведет к переживанию обособленности и одиночества. Как известно, подростковый возраст — это и период первых влюбленностей, чаще всего подросток стесняется своих чувств, боится рассказать о них, в том числе и объекту своих симпатий, боится быть непонятым, в свою очередь неразделенная любовь может привести к потере веры в себя, других, в то, что кто-то может понять и полюбить его, что кому-то он может быть нужен и интересен, что и приводит к переживанию одиночества. Это можно проиллюстрировать следующим высказыванием, которое было получено в ходе индивидуальной беседы с одним из участвующих в исследовании подростков «я часто чувствую себя одиноко, потому что люблю человека, не замечающего меня».
Влияние фактора «развод родителей» на переживание одиночества в подростковом возрасте, на наш
взгляд, можно объяснить тем, что развод родителей неизбежно связан с переменами в личной жизни подростка, с изменением привычного круга общения, в частности, достаточно часто оставшийся родитель запрещает встречаться, общаться, а иногда даже говорить об ушедшем родителе, а оставшийся родитель часто оказывается перегружен всевозможными делами (из-за изменения уровня жизни и возможных материальных затруднений) и, в связи с этим, меньше внимания уделяет подростку. Ситуация усугубляется, если отец или мать начинает встречаться с другим человеком и эмоционально привязывается к нему, тогда подросток чувствует себя заброшенным, боится, что он больше неинтересен родителю, а его место в родительском сердце будет занято посторонним человеком. Кроме того, некоторые подростки решают, что ответственность за расставание взрослых лежит на них, поскольку они должны были ему воспрепятствовать, или что отец (мать) уходит, потому что дети не оправдали их ожиданий, эти мучительные переживания и невозможность поделиться ими (часто подростки стыдятся своих семейных проблем перед сверстниками) ведут к переживанию одиночества.
Заключительным этапом нашей работы стало изучение совместного влияния психологических, демографических и социальных характеристик на переживание одиночества в подростковом возрасте. С этой целью мы построили личностную типологию подростков, переживающих данное чувство. В основу выделения личностных типов были положены социально-психологические характеристики.
Обобщая результаты кластерного анализа необходимо отметить, что на формирование типов оказали влияние 35 признаков. Наибольший вес в формирование кластеров внесли психологические характеристики: мотив аффилиации «потребность в принятии», самооценка, экстраверсия — интроверсия, мотив аффилиации «страх отвержения», застенчивость (Я = 81,7; Р = 51,9; Р = 37,7; Я = 37,0; Р = 28,9 при р£0,001 соответственно) и интенсивность переживания одиночества (Р = 26,7 при р£0,001).
Ниже представлено описание выделенных личностных типов подростков, переживающих одиночество.
Первый тип, названный нами «хронически одинокий, неконструктивный», составляет 33,3% всей выборки и наиболее распространен среди подростков, воспитывающихся в неполной семье (56,5%) или в семье, где один из родителей не является ребенку биологическим (38,9%).
Большинство подростков данного типа низко оценивают себя, свои возможности и место среди других людей, застенчивы, с ярко выраженной потребностью тесно контактировать и взаимодействовать с людь-ми. На наш взгляд, отчасти из-за наличия этих психологических особенностей, прежде всего низкой самооценки, застенчивости, подростки этого типа не могут установить удовлетворяющие их отношения со сверстниками и по сравнению с подростками второго и третьего типов чаще, острее и интенсивнее переживают одиночество. Переживание одиночества обычно возникает в следующих ситуациях «недостаток понимания со стороны ровесников», ситуации «когда подростку кажется, что люди, с которыми он считается, низкого мнения о нем, или если они высказывали свое неодобрение или неприятное мнение или суждение о подростке», «небольшие доходы родителей», «развод родителей», «отсутствие достаточного для подростка общения со сверстниками и/или негативный опыт общения
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК М» 4 (89) 2010
%
с ними». Подростки данного типа, испытывая неудовлетворенность отношениями со значимыми людьми (отцом, коллективом (классом), ближайшим окружением, семьей, матерью) и переживая чувства с ярко выраженной отрицательной эмоционально-аффек-тивной окраской («плохое настроение», «отчаяние», «незащищенность, беспомощность», «депрессия», «отчужденность, ощущения, что я не такой, как все»), стремятся преодолеть одиночество. Однако при его преодолении фокусируются на эмоциях и их выраже-ние и не склонны предпринимать активные действия.
Второй тип, названный нами «ситуативно-одинокий», составляет33,3% всей выборки и наиболее распространен среди мальчиков (51,4%).
Большинство подростков данного типа высоко оценивают себя, свои возможности и место среди других людей, личностно незрелы, не умеют правильно оценить результаты своей деятельности, сравнить себя с другими, нечувствительны к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих, общительны, отличаются ярко выраженной потребностью тесно контактировать и взаимодействовать с людьми, характеризуются двигательной и речевой активностью, жизнерадостностью и оптимизмом, раскованностью в поведении, импульсивностью, слабым контролем над своими чувствами и эмоциями. На наш взгляд, отчасги из-за наличия ряда психологических особенностей, прежде всего завышенной самооценки, подростки этого типа не могут установить удовлетворяющие их отношения со сверстниками и по сравнению с подростками первого и третьего типов, в большей сгепени не удовлетворены своими отношениями с коллективом. Большинство подростков данного типа переживают одиночество в ситуациях, свидетельствующих о проблемах общения со сверстниками («конфликты со сверстниками», «ссора, разрыв отношений с другом, подругой (одного с подростком пола)», «недостаток понимания со стороны ровесников», ситуация «когда подростку кажется, что люди, с которыми он считается, низкого мнения о нем, или если они высказывали свое неодобрение или неприятное мнение или суждение о подростке»). У большинства подростков этого типа переживание одиночества сопровождается отрицательными эмоциями («плохое настроение»), но в то же время, они, по сравнению с подростками первого типа, способны увидеть позитивные аспекты уединения (об этом свидетельствует переживание следующих чувств: «хорошее настроение, радость», «увлеченность, занятость», «удовлетворенность»), оценить данное состояние как полезное, благоприя тное и желанное. На наш взгляд, отчасти благодаря тому, что данные подростки научились позитивно рассматривать данное состояние, трансформировать негативное переживание одиночества в позитивное — уединение, они реже и с более низкой интенсивностью, чем подростки первого типа, переживают одиночество. Большинство подростков этого типа стремится преодолеть одиночество, однако при его преодолении не прибегает к таким стратегиям, как «поведенческое отстранение», «фокус на эмоциях и их выражение», «поиск эмоциональной общественной поддержки», «активный копинг».
Третий тип, названный нами «кратковременноодинокий, конструктивный», составляет 33,3% всей выборки и наиболее распространен среди подростков, воспитывающихся в полной семье (40,2%), прежде всего девочек (39,5%).
Большинство подростков данного типа адекватно оценивают себя, свои возможности, качества и место среди других людей, общительны, раскованны в по-
ведении, импульсивны. Для них характерна высокая двигательная и речевая активность, жизнерадостность и оптимизм, они ориентированы на других людей, внешние события. Однако наряду с этим они испытывают страх, что референтная группа может их отвергнуть. Подростки этого типа, в большей степени, чем подростки первого и второго типов удовлетворены своими отношениями с близкими людьми: матерью, ближайшим окружением, семьей, отцом, коллективом. Они редко и с низкой интенсивностью переживают одиночество. Переживание одиночество у подростков данного типа чаще всего возникает в следующих ситуациях «ссора, разрыв отношений с другом, подругой (одного с подростком пола)», «конфликты со сверстниками» и сопровождается плохим настроением. Переживая одиночество, подростки данного типа стремятся его преодолеть, совершая активные действия, направленные на преодоление одиночества, обсуждая свои чувства и находя эмоциональную поддержку со стороны значимых людей.
Резюмируя сказанное, можно сформулировать следующие выводы:
— психологическими детерминантами одиночества в подростковом возрасте являются эмоциональная неустойчивость, застенчивость, низкая самооценка, интроверсия;
— демографической детерминантой одиночества в подростковом возрасте выступает «тип семьи» (воспитание подростка родителями, один из которых не приходится ребенку биолошческой матерью или отцом);
— социальными факторами, детерминирующими переживание одиночества в подростковом возрасте, являются «общение со сверстниками» и «развод родителей»;
— на основе социально-психологических характеристик выделено три личностных типа подростков, переживающих одиночество: «хронически одинокий, неконструктивный», «ситуативно-одинокий» и «кратковременно-одинокий, конструктивный».
На основе результатов исследования начата разработка методических рекомендаций по организации психологической помощи подросткам, переживающим одиночество. Планируется сотрудничество с психологами школьной психологической службы, психологической службы ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, молодежных центров, служб экстренной психологической помощи и психологического консультирования с целью внедрения результатов исследования по организации и проведению диагностической, профилактической, консультационной работы, а также при разработке программ (тренинговых, коррекционных) психологической полдержки подростков, переживающих одиночество.
Библиографический список
1. Рогова, Е.Е. Психологические особенности одиночества у подростков с разной социальной направленностью (Текст): дне. ... канд. психол. наук: 19.00.13: защищена 20.05.05 / Рогова Е. Е. — Ростов-на-Дону, 2005. - 171 с.
2. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер. 2004. - С. 526 - 530.
3. Альманах психологических тестов (Текст). - М.: КСП, 1996. - С. 229 - 232.
4. Практикум повозрастной психологии (Текст); под общ. ред Л. А. Головой, Е.Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2001. — С. 549—551.
5. Фетискин, Н.П. Социально-психологическаялиалюстика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. — С. 95 - 98.
6. Дементий, Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения (Текст) / Л.И. Дементий // Журнал прикладной психологии. — 2004. — N<13. — С. 20 — 25.
7. Рассел. Д. Измерение одиночества [Текст] / Д. Рассел // Лабиринты одиночества: сб. иауч.тр. — М., 1989. — С. 192 — 226.
8. Вейс. Р.С. Вопросы изучения одиночества (Текст) / Р. С. Вейс // Лабирингы одиночества: сб. науч. тр. — М., 1989. — С. 114-128.
9. Абульханова-Славская, К.А. О путях построения типологии личности (Текст) / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 1983. — №1. — С. 7-21.
ДЕМЕНТИЙ Людмила Ивановна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии, заведующая кафедрой социальной психологии. Адрес для переписки: e-mail: [email protected] КОРОТЕЕВА Елена Михайловна, ассистент кафедры социальной психологии.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.02.2010 г.
© Л. И. Дементий, Е. М. Коротеева
удк 1 J9.923 В. Е. КУПЧЕНКО
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ТИПОЛОГИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ В ЮНОШЕСТВЕ*______________________________________________
В статье описана типология жизненных стратегий в юношеском возрасте, представлены базовые подходы к пониманию жизненной стратегии в зарубежной и отечественной психологии, обоснованы компоненты жизненной стратегии.
Ключевые слова: типы жизненной стратегии, юношеский возраст.
Для каждой личности характерен свой, уникальный способ жизни, ее организации, оценивания и осмысления. В процессе жизни личность выступает субъектом общения и деятельности, имея возможность, в конечном итоге, стать субъектом собственной жизни. Позиция субъекта позволяет человеку соотнести собственные возможности с поставленными целями. К.А Абульханова-Славская данную способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни определяет как жизненную стратегию 11). В настоящее время проблема жизненных стратегий активно изучается отечественными и зарубежными психологами. Но, несмотря на устойчивый интерес ученых к данной проблематике, до сих пор отсутствует четкое представление о структуре и типологии жизненных стратегий, механизмах и процессах их формирования.
В большинстве философских, психологических и социологических концепций эти стремления рассматриваются в контексте творческой деятельности личности, раскрытия еетворческого потенциала. Такого подхода придерживались А. Адлер [2], Э. Фромм (3), К. Хорни |4|. А. Маслоу |5) и др. А. Адлер отмечал, что человек активно стремится к одним переживаниям и избегает других, избирательно преобразует и интерпретирует опыт, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру |2|. Согласно мнению Э. Фромма основанием выделения типов жизненной стратегии является соотнесение экзистенциальных потребностей личности и требований социума. Автор выделяет пять социальных типов характера, анализирует их с позиции продуктивности (3). Идея социального хара-
ктера представлена и в работах К. Хорни, указавшей на то, что человек уже с детства вырабатывает три основных типа социального характера направленных на оптимизацию межличностных отношений и достижения чувства безопасности: это стратегии ориентации на людей, от людей и против людей (4). А. Маслоу выделяет два типа жизненной стратегии: дефицитар-ная жизнь (Д-жизнь) и бытийная жизнь (Б-жизнь) на основании стремления человека и результативности его жизни. Д-жизнь отличается ориентацией на реализацию дефицитарных потребностей (в безопасности) или требования окружения, нежеланием прогнозировать будущее, рутиной и однообразием. Б-жизнь управляется стремлением личности к самоактуализации, реализации ее потенциала, что определяет постановку жизненных целей, продуктивность, индивидуальность |5).
В отечественной психологии проблему стратегии жизни наиболее широко рассматривает К.А. Абульханова-Славская (11. Автором выделены три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу - имею», создание условий для самореализации. Многие психологи убеждены, что в каждом человеке имеются силы, направляющие его к реализации всех своих возможностей, к гармонии с миром, иостижению смысла жизни. Л.И. Дементий, разрабатывая проблему ответственности, отмечает, что наиболее продуктивным подходом к пониманию ответственности является рассмотрение в контексте жизненной позицией и жизненных ценностей личности [6]. По данному автору, эффективность решения многих жизненных ситуаций определяется готовностью —неготовностью
■ Работа выполнена при поддержке гранта Президента РФ МК-2431.2008.6
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК N*4 (89) ЗОЮ ПСИХОЛОГИЧЇСКИЕ И ПЕДАГОГИЧІСКИІ НАУКИ