Научная статья на тему 'Системы высшего образования стран "группы восьми": Канада'

Системы высшего образования стран "группы восьми": Канада Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
856
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППА ВОСЬМИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / GROUP OF EIGHT / EDUCATION / HIGHER EDUCATION / HIGHER EDUCATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисенкова Анна Валентиновна, Перфильева Ольга Владимировна

В статье представлен анализ национальной системы высшего образования Канады, страны-члена «Группы восьми». Раскрываются особенности национальной модели высшего образования в политическом контексте, анализируются ее отличия от других национальных систем высшего образования, принятых среди стран-членов «Группы восьми». Особое внимание уделяется национальным практикам обеспечения качества и доступности высшего образования, вопросам управления и финансирования системы высшего образования, национальной стратегии интернационализации. В заключении резюмируются основные вызовы, с которыми сталкивается современная система высшего образования в Канаде, оцениваются возможности страны по их преодолению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher Education Systems in G8 Countries: Canada

The paper turns to the analysis of national system of higher education in Canada, the G8 member. It discloses the specific features of national model of higher education distinguishing the higher education system in Canada from others adopted in G8 member countries. National practices on effective quality and equity provision in higher education, national higher education management and funding systems as well as obstacles and achievements within the national strategy on internationalization of higher education draw up a key focus for the analysis. In conclusions key challenges for the modern higher education systems are summarized and abilities of a country to face them effectively are assessed.

Текст научной работы на тему «Системы высшего образования стран "группы восьми": Канада»

Системы высшего образования стран Группы Восьми: Канада

Борисенкова А.В., Перфильева О.В.

Анализ систем высшего образования в странах ОЭСР предполагает различение двух моделей: «континентальной» (Франция, Германия, Нидерланды) и «атлантической» (Великобритания, Ирландия и США). Канадской системе высшего образования свойственны черты «атлантической» модели. По ценностям, стратегиям и доминирующим ориентациям она в сильной степени напоминает британскую систему высшего образования. Исторически сложилось, что традиции британских университетов были во многом переняты ведущими канадскими вузами. Тем не менее, развитие системы высшего образования Канады происходило в особом географическом и политическом контексте, в условиях культурного многообразия и лингвистической дуальности. Это обусловило отличия канадской системы высшего образования от близких ей систем «атлантической» модели. Особый интерес для нас представляют:

1. Дифференциация канадской системы, обусловленная административно-территориальными различиями и политическим устройством Канады;

2. Внедрение новых программ обеспечения доступности высшего образования;

3. Высокий уровень автономии канадских высших учебных заведений, являющихся независимыми в принятии решений, касающихся, в том числе, организации учебного процесса;

4. Эффективные практики финансирования деятельности высших учебных заведений.

Институты высшего образования

Всего в Канаде около 400 вузов. Вузы подразделяются на университеты, колледжи, имеющие статус университета, колледжи высшего образования и профессиональные колледжи, предоставляющие услуги высшего образования. Можно выделить две группы высших учебных заведений: вузы, по окончанию которых выпускникам выдаются дипломы и сертификаты о профессиональном высшем образовании, и вузы, по окончанию которых выпускникам присваивается академическая степень (магистра или бакалавра).

К первой группе относятся местные колледжи, частные профессиональные колледжи, колледжи прикладных искусств и технологий. Система колледжей, не присваивающих степень (non-degree-granting institutions), насчитывает около 200 учебных заведений, предлагающих образование, примерно соответствующее среднему специальному. Вузы этого типа действуют во всех десяти провинциях и трех территориях, однако в зависимости от территориального расположения они могут носить название институтов, школ или академий. В большинстве провинций частные профессиональные учебные заведения, не присваивающие академических степеней, также называются колледжами, и за ними закреплен статус институтов высшего образования. (Исключение составляет провинция Онтарио, где частные профессиональные учебные заведения не входят в систему высшего образования и не имеют статуса вузов.)

Основная часть профессиональных колледжей была основана региональными правительствами (правительствами провинций) в 1960-х годах с целью внедрения массовых программ профессионального обучения. Эти программы изначально мыслились как прикладные узкоспециальные, представляя собой альтернативу университетскому академическому образованию. На сегодняшний день профессиональные колледжи предлагают широкий выбор специализаций: коммерция, компьютерные технологии, бизнес, социальная работа, здравоохранение, судостроительные специальности и т.д. Можно

говорить об устойчивой тенденции расширения списка специальностей, предлагаемых профессиональными вузами неуниверситетского сектора.

Другая тенденция - наделение части профессиональных колледжей правом присвоения степени бакалавра. Таким образом, формируется пограничный сектор колледжей высшего образования, занимающий в институциональной структуре канадской образовательной системы промежуточные позиции между университетским и неуниверситетским сектором. Колледжи высшего образования - это бывшие профессиональные колледжи, однако, они уже относятся ко второй группе (degree-granting institutions), поскольку получили право присвоения степени бакалавра.

Несмотря на различия в отношении к частным вузам, обусловленные территориальными особенностями, система профессиональных колледжей и колледжей высшего образования единообразна и слабо дифференцирована. Университетский сектор отличается гораздо большей степенью разнородности, в первую очередь, потому что образовательная политика университетов отражает противоречивые особенности государственного устройства Канады.

В Канаде девяносто университетов и колледжей, обладающих статусом университета (university colleges). История Канадских университетов берет свое начало со времени основания первыми французскими поселенцами в 1663 году Великой Семинарии в Квебеке (Le Grand Seminaire de Quebek) - первого университета провинции Квебек и предшественника действующего сегодня Университета Лаваля (Laval University). К первому поколению университетов можно отнести также Университет Нью-Брунсвика (University of New Brunswick), основанного в 1785 году и первоначально называвшегося Королевским Колледжем (King's College). В начале XIX века начали действовать ведущие университеты: Университет МакГила (1821) в Квебеке, Королевский Университет в Кингстоне в провинции Онтарио (1841), Университет Оттавы (1848), Университет Торонто (1827).

Следующее поколение университетов формируется во второй половине XIX и начале XX века. После принятия в 1867 году Конституционного Акта, установившего гражданское равенство между англоканадцами и франкоканадцами, и признавшего административную и экономическую самостоятельность провинций, местным управлениям было дано право самостоятельного решения вопросов образования и культуры. В это время появляются крупнейшие Канадские университеты: Университет Манитобы (1877), Университет Западного Онтарио (1878), Университет Британской Колумбии (1908), Университет Саскачевана (1907), Университет Садбери (1913). Задача этих университетов заключалась в подготовке квалифицированных кадров в провинциях и развитии локальных научно-исследовательских центров. Основной импульс развития университетского сектора на рубеже XIX и XX столетий - поиск ответов на вызовы индустриальной революции.

Значительное количество университетов было основано в 60-70х годах XX века. Среди них Университет Колледж Маласпины (1969), Университет Брока (1964), Университет Квебека (1968). В результате принятия федерального Акта об официальных языках в 1969, провозгласившего английский и французский официальными языками Канады, произошло временное сглаживание англо-франкоканадских противоречий. Об этом свидетельствует открытие в Квебеке, где всегда существовали сепаратистские настроения, Университета Конкордии (1974). Университет Конкордии, крупнейший в Канаде университет городского планирования, стал одним из немногих англоязычных университетов во французской среде. Сегодня Университет Конкордии предлагает образовательные программы для студентов, как на французском, так и на английском языках.

Самым молодым государственным университетом Канады является Университет Королевских Дорог в Британской Колумбии (Royal Roads University) (1995), предоставляющий профессиональные образовательные программы и прикладные дисциплины, развивающие профессиональные знания специалистов, наряду с

традиционными университетскими курсами, несмотря на существующее в Канаде разграничение функций институтов высшего образования, при котором профессиональные образовательные программы и прикладные дисциплины входят в компетенцию профессиональных колледжей и колледжей высшего образования.

Тем не менее, исторические различия не вносят принципиальных противоречий между университетами. Сегодня канадские университеты всех поколений реализуют стратегии интернационализации, готовят выпускников с международным уровнем знаний и компетенций. В отличие от Великобритании и системам высшего образования других стран ОЭСР, в Канаде не столь остра конкуренция между «старыми» и «новыми» университетами.

Развитие системы высшего образования: политический контекст

Необходимо отметить, что дифференциация системы высшего образования в Канаде проходит не по линии раскола частных/государственных или «старых»/«новых» университетов. В наибольшей степени на канадскую систему высшего образования оказывают влияние имеющиеся территориальные различия. Так, на территориях Юкона, Северо-Западных территориях страны и Нунаву (Nunavu) нет университетов и университетских колледжей, что в значительной степени осложняет доступ к получению высшего образования наиболее уязвимых слоев населения, а также коренных народов Канады (индейцев, инуитов, метисов), проживающих на этих территориях. В провинциях Остров Принца Эдварда, Ньюфаундленд и Лабрадор, отличающихся маленькой территорией и немногочисленным населением, действует всего по одному университету. Самое большое количество университетов в провинциях Онтарио и Квебек.

Административно-территориальные различия обусловлены во многом тенденциями политического развития Канады и становления федеративных отношений. Так, например, министерство образования Квебека (www.meq.gov.qc.ca), стремясь к максимальной независимости от федерального правительства, способствовало созданию развитого самостоятельного университетского сектора, включающего девятнадцать университетов и университетских колледжей. Университет МакГила в Монреале занимает верхние строчки рейтингов канадских университетов, и в 2005 году получил звание лучшего исследовательского университета1.

Отличительная особенность системы высшего образования Квебека - ее дистанцированность от органов образования других провинций. Несмотря на решение федерального и региональных правительств в 1970-х году обучать второму языку (французскому - в англоязычных провинциях и английскому - в Квебеке) на школьном и университетском уровне, в настоящее время основным языком в большинстве университетов Квебека остается французский. В их числе ведущий вуз - Университет Квебека, имеющий филиалы в шести городах провинции, старейший Университет Лаваля, Университет Монреаля, Университет Шербрука, Техническая Школа в Монреале. Исключением являются Университет МакГила и Университет Конкордии. Моноязычность университетов провинции Квебек отражает принципиальную позицию властей по сохранению особенного статуса франкоязычной провинции на федеральном уровне - статуса, подчеркивающего ее культурную и этническую специфику. Университеты Квебека самостоятельно проводят политику интернационализации высшего образования, развивая сеть международных программ в более чем 150 странах мира.

Министерство образования Онтарио (www.edu.gov.on.ca), напротив, ставит перед собой задачу создать полиязычную университетскую среду. Большая часть из 29

1 McGill University Profile. Association of Universities and Colleges of Canada. http://www.aucc.ca/can uni/our universities/mcgill e.html

университетов Онтарио предлагает отдельные образовательные программы на французском языке. В Университете Оттавы, ведущем полиязычном университете, все учебные курсы преподаются одновременно на двух официальных языках государства. Другие примеры «космополитичных» университетов - Университет Западного Онтарио и Университет Св. Павла, объединенный с Университетом Оттавы в 1965 году. В Онтарио существует также ряд университетов, обеспечивающих доступность высшего образования для коренных народов и содействующих сохранению их культурного наследия. В основном, они создавались на базе религиозных колледжей и семинарий. Это Католический Университет Садбери и Университет Колледж Св. Майкла.

В двух других провинциях с большой долей франкоканадского населения - Нью-Брунсвике и Манитобе - действуют и франкоязычные, и англоязычные высшие учебные заведения.

Программы обеспечения доступности высшего образования

По данным Ассоциации университетов и колледжей Канады (Association of Universities and Colleges of Canada, AUCC), общее количество студентов очных отделений университетов в 2002 году составило 684,000 человек, заочных отделений - 271,000 человек. Согласно данным Ассоциации канадских колледжей (The Association of Canadian Community Colleges, ACCC), в 2001-02 гг. число студентов очных программ высшего образования в колледжах Канады составило 900,000 человек, заочных - 1,5 млн. человек .

В отличие от начального образования, профессиональное образование в Канаде не является бесплатным и обязательным. В большинстве университетов и колледжей Канады принята система платного обучения, исключением являются профессиональные колледжи в провинции Квебек, где со студентов взимается лишь минимальный регистрационный взнос. В остальных случаях, стоимость обучения в вузе для резидентов в среднем составляет 10 000 канадских долларов, для иностранных студентов - 17 000 канадских долларов.

С целью обеспечения доступности высшего образования правительство Канады и неправительственные организации осуществляют эффективные программы поддержки студентов, что в значительной степени способствует повышению уровня доступности высшего образования как для резидентов, так и для иностранных студентов, желающих получить диплом о высшем образовании одного из канадских вузов или колледжей.

Канадский фонд стипендиальной поддержки Тысячелетия (The Canada Millennium Scholarship Foundation) предоставляет стипендии (до 3000 канадских долларов) на получение высшего образования детям из неблагополучных и нуждающихся семей в рамках попечительских стипендиальных программ (tow scholarship programmes).

Канадская программа студенческих займов (The Canada Students Loans Programme) осуществляет политику кредитования, предоставляет ссуды и займы студентам высших учебных заведений, испытывающим финансовые трудности, снижая тем самым существующие социальные барьеры и открывая доступ к высшему образованию малоимущим слоям населения.

Канадский образовательный грантовый фонд (The Canada Education Savings Grant, CESG) представляет собой государственную систему поддержки получения высшего образования, гарантируя субсидии социально уязвимым категориям населения, в том числе людям с ограниченными возможностями и этническим меньшинствам.

Некоторые университеты самостоятельно принимают меры по обеспечению доступности высшего образования для наиболее способных студентов и абитуриентов. В

2 Postsecondary Education Systems in Canada: An Overview. Canadian Information Centre for International Credentials. http://www.cicic.ca/postsec/vol1.overview.en.stm

частности, администрацией Университета Карлетон (Онтарио) было принято решение не допускать отчисление успевающих студентов в связи с их неспособностью оплачивать обучение. В таких случаях университет помогает студенту в поиске гранта или стипендии.

Политика выравнивания образовательных шансов населения непосредственно связана с развитием в канадских университетах системы образования взрослых (adult education). По данным недавнего международного исследования по изучению возможностей образования и профессиональной подготовки для взрослых (Adult Education and Training Survey, AETS), 27,7% населения Канады продолжают свое образование после окончания вузов или колледжей3.

В канадских университетах активно реализуются три типа образовательных программ для взрослых:

1. Образовательные программы, направленные на совершенствование профессиональных навыков, расширение профессиональных контактов, личностное развитие;

2. Программы, целью которых является получение формальных квалификаций для трудоустройства или карьерного роста;

3. Программы, предназначающиеся для наиболее уязвимых слоев населения, коренного населения Канады. Например, Университет Колледж Маласпины (Британская Колумбия) предлагает одно- и двухгодичные программы по специальностям лесничество, сельское хозяйство, техническое оснащение, по окончании которых выдаются дипломы и сертификаты.

Одним из первых вузов, учредивших образовательные программы для аборигенов, стал Индейский Федеративный Колледж Саскачевана (The Saskatchewan Indian Federated College), объединенный с Университетом Регины (University of Regina). В Колледже разрабатывается специальные педагогические методики («aboriginal» pedagogy), цель которых состоит в адаптации коренного населения к канадскому обществу и требованиям современного рынка труда.

Многие университеты и колледжи реализуют учебные планы, позволяющие сочетать работу и учебу.

Органы управления высшим образованием

Отличительная черта канадской системы управления высшим образованием -отсутствие единого федерального органа, регулирующего деятельность высших учебных заведений, и, соответственно, интегрированной системы высшего образования. В 1867 году с приобретением статуса независимости и установления федеративного государственного устройства провинции и территории, входящие в состав федеративного государства Канады, получили неограниченные права в управлении институтами высшего образования. Юридически оформив право провинций и территорий на осуществление и регулирование образовательной деятельности, правительство Канады закрепило за вузами статус автономных учреждений. В результате, десять провинций и три территории Канады формируют тринадцать относительно независимых образовательных систем, которым соответствует такое же количество региональных министерств образования, отвечающих за все уровни национального образования в масштабе провинции или территории.

Для реализации общенациональных целей и задач по развитию высшего образования в Канаде функционирует Совет министров образования Канады (Council of Ministers of Education of Canada, CMEC), учрежденный в 1967 году, - совещательный орган по

3 OECD. Thematic Review on Adult Learning: Canada Country Note, 2001, pp.9-10 cited by: Adult Education and Training Survey, 1998

управлению и координации деятельности провинциальных и территориальных образовательных министерств под руководством кабинета региональных министров образования. В компетенцию Совета министров образования Канады не входит решение вопросов университетского самоуправления.

Это отличает канадскую модель высшего образования от исторически близких ей систем «атлантической» модели. Например, для британской модели характерно наличие специализированных агентств-посредников между центральным органом управления образованием (Департаментом образования и профессионального обучения) и местными властями. В последнее время агентства все больше являются проводниками политики центральных властей во взаимодействии с университетами. В Канаде же дело обстоит иначе: Совет министров образования не ставит перед собой задачу оказывать влияние на университеты, поэтому и местные органы управления образованием, и университеты обладают гораздо большей степенью автономии.

Таким образом, сегодня канадские университеты - независимые административные учреждения, самостоятельно определяющие правила и критерии набора студентов, и принимающие решения по всем учебным вопросам. Система управления университетов Канады состоит из Главы университета (Chancellor), Ректора (Principal), Проректора (Provost), Заместителя Проректора (Vice-Provosts), Сената (Senate), Совета (Board of Governers). Во многих университетах студенты также создают свои Советы. Основополагающим фактором дифференциации институтов образования по степени автономности выступают различия в государственном финансировании.

Финансирование системы высшего образования Канады

Система высшего образования Канады финансируется из нескольких источеников, причем роль федерального центра в данном процессе является значимой, но не определяющей, и может быть рассмотрена в комплексе с другими не менее важными источниками. В целом, в 2004-05 гг. общий доход канадских университетов и колледжей составил $27.7 млд.4 Структура финансирования институтов высшего образования, таким образом, складывается из средств федерального бюджета, средств органов управления провинциями и муниципального бюджета, а также средств самого университета.

Широкое распространение получают сегодня программы целевого финансирования исследовательской деятельности университетов. Целевые программы реализуются из средств федерального бюджета специально созданным Национальным фондом содействия инновациям (Canada Foundation for Innovation), ориентированного на стимулирование в университетской среде научно-исследовательских разработок.

Расходы федерального правительства, местных органов управления, включая расходы государственных фондов, составили 55,6% общего дохода университетов в 2004-05 гг. Тем не менее, расходы канадского правительства на развитие научно-исследовательской деятельности и обеспечение других образовательных нужд университетов5 не сравнимы с объемами финансирования данной отрасли в США, Великобритании и Германии.

Современной тенденцией в финансировании системы высшего образования в Канаде является привлечение внешних инвестиций из негосударственного сектора и их использование в комплексе со средствами федерального бюджета.

Один из основных источников внешнего дополнительного финансирования университетов - финансовая поддержка проектной и исследовательской деятельности. В период с 1991 по 2000 гг. заметную роль в финансировании исследовательской деятельности

4 Education in Canada: Report of Council of Ministers of Education Canada, 2005, p.5

5 Education Indicators in Canada: Report of the Pan-Canadian Education Indicators Programme, 2003, p.131.

университетов приобрела поддержка со стороны бизнеса, увеличившаяся за указанный период вдвое, обогнав расходы на исследовательскую деятельность как из федерального бюджета, так и из бюджетов самих университетов6.

Среди других важных источников дополнительного финансирования институтов высшего образования, в том числе университетов, выступают оплата обучения студентами (включая ссуды, кредиты и займы), составляя около 20% дохода университетов; прямые инвестиции, продажа товаров и услуг, сдача в аренду площадей и образовательных фондов -24,2%7.

Меры по обеспечению качества образования

Несмотря на стремление министерств образования провинций к автономности, создание единых стандартов качества высшего образования становится одной из важнейших целей общенациональной образовательной политики. Аккредитацию профессиональных образовательных программ высшего образования в Канаде осуществляют около двадцати специально созданных агентств. Большинство агентств, реализующих оценку качества предоставляемых образовательных услуг в сфере высшего образования, являются действующими членами Канадской Ассоциации Аккредитационных Агентств (Association of Accrediting Agencies of Canada, AAAC, www.aaac.ca), призванной обеспечивать качество профессионального образования в Канаде за счет совершенствования стандартов и процедур аккредитации. AAAC в своей деятельности реализует следующие задачи:

• создание условий для эффективного взаимодействия и информационного обмена между различными аккредитационными агентствами;

• разработка наиболее эффективных и передовых моделей аккредитации образовательных программ;

• разработка единых аккредитационных стандартов и процедур;

• представление интересов каждого из агентств на уровне правительства, профессиональных организаций, институтов высшего образования и бизнеса;

• развитие и распространение накопленного опыта канадских агентств по аккредитации профессиональных образовательных программ внутри и за пределами Канады;

• мониторинг и исследование вопросов, связанных с оценкой международных программ студенческой и академической мобильности.

Помимо аккредитационных агентств, правом осуществлять оценку образовательных услуг в Канаде также обладают различные ассоциации университетов (University Associations), реализующие периодичные программы оценки качества образовательных программ в университетах, входящих в ассоциацию, как, например, Ассоциация университетов Квебека.

Международная служба оценки дипломов (International Credential Assessment Service) и Организация международного образования Канады (World Education Servicies) осуществляют оценку дипломов о высшем образовании иностранных студентов, прибывающих в Канаду по международным программам с целью продолжить свое образование, а также с целью трудоустройства.

Начиная с 1911 года, Ассоциация университетов и колледжей Канады (The Association of Universities and Colleges of Canada, A UCC) всесторонне поддерживает институты высшего образования Канады, являясь основным посредником во взаимодействии университетов и колледжей Канады с государством, различными отраслями промышленности, местным сообществом и бизнес-кругами. В круг основных приоритетов деятельности АУКК входит

7 Ibid, pp.130-131.

7 Education in Canada: Report of Council of Ministers of Education Canada, 2005, p.5

поддержка институтов высшего образования, улучшение их финансирования, развитие исследовательской и инновационной деятельности университетов, а также интернационализация высшего образования. Разрабатывая программы международного студенческого обмена и стажировок, AUCC концентрируется на необходимости обеспечения их качества, а также предоставляет комплексную информацию о возможностях получения высшего образования для иностранных студентов.

На оценку качества высшего образования также ориентирована Программа национальных образовательных показателей (Pan-Canadian Education Indicators Programme, PCEIP), реализуемая Советом министерств образования Канады с 1997 года. Отчет 2003 года отражает произошедшие с 1997 года изменения в основных показателях и индикаторах высшего образования, среди которых общая численность студентов высших учебных заведений, количество выпускников вузов, источники финансирования вузов, а также их исследовательская деятельность и динамика развития образования для взрослых8. Данные мониторинга основных показателей высшего образования используются при разработке государственной политики в области обеспечения качества образовательных услуг.

Для Канады качество образовательных программ высшего образования является главным национальным приоритетом. Несмотря на существенную неоднородность в университетском секторе, привносимую административными, территориальными и этнокультурными различиями, конвенция относительно присуждаемых академических степеней на уровне локальных министерств образования и органов управления университетов сохраняется благодаря активной работе аккредитационных агентств по унификации аккредитационных стандартов и процедур. Такое согласие способствует сотрудничеству университетов, относящихся к разным провинциям, и создает условия для внутренней мобильности студентов и выпускников.

Канадская модель академических степеней во многом схожа с классической британской моделью. Тем не менее, она обладает отличительными особенностями.

Первой степенью в канадском университете является степень бакалавра (Bachelor's Degree), степень с отличием (Honours) и специализированная степень (четыре года обучения со специализацией). Первая степень может также включать аттестационные программы (Diploma programmes), длящиеся 1-3 года, и сертификационные программы (Certificate programmes), длительностью 1 год. Такие программы действуют при сотрудничестве канадских университетов с профессиональными колледжами.

Магистратура предполагает 1 год учебы для выпускников бакалавриата за исключением программ бизнес администрирования, которые требуют двухлетнего обучения. Важное условие магистерской программы - написание диссертации, содержащей теоретическое или практическое исследование. Сроки обучения для получения магистерской степени в Канаде варьируются в зависимости от специальности - 3 года для выпускников бакалавриата права (L.L.B.) и 4 года для врачей и ветеринаров (Doctor of Medicine, M.D; Doctor of Veterinary Medicine, D.V.M.).

Доктор философии (PhD) - высшая академическая степень, присваиваемая канадскими университетами. В отличие от докторантуры в британских университетах, докторские программы - это не только исследовательские проекты. Для получения степени доктора недостаточно защитить диссертацию; необходимо выполнить требования образовательной программы, изучить несколько обязательных курсов. Во всех провинциях, за исключением Квебека, докторантура считается третьей ступенью обучения.

Интеграция науки и образования - характерная черта канадского высшего образования. Элементы исследовательской деятельности присутствуют уже в первые годы

8 Education Indicators in Canada: Report of the Pan-Canadian Education Indicators Programme, 2003.

обучения в бакалавриате. В большинстве канадских университетов научно-исследовательская деятельность считается необходимым компонентом как академической, так и профессиональной карьеры.

Интернационализация высшего образования

Канада активно реализует стратегию интернационализации высшего образования, которая заключается в поддержке миграции квалифицированных сотрудников (Skilled migration approach).

Стратегия поддержки миграции квалифицированных сотрудников основана на целях согласованного подхода, но акцент делается на найме избранных иностранных специалистов и привлечении талантливых студентов к работе в принимающей стране, как средстве обеспечения экономического развития и повышения конкурентоспособности страны в экономике знаний. Основным инструментом данного подхода является система академических стипендий, дополненная активной программой продвижения системы высшего образования страны за рубежом в сочетании с принятием соответствующего визового и иммиграционного законодательства.

Основными целями интернационализации высшего образования в Канаде являются «подготовка выпускников с международным уровнем знаний и компетенций» и «поддержание конкурентоспособности Канады», что достигается в первую очередь с помощью привлечения иностранных студентов9. «Экспорт образовательных услуг» и «получение дохода высшими учебными заведениями» занимают в списке приоритетов образовательной политики Канады ведущее положение. За реализацию этой политики отвечает Центр образовательных сетей в Канаде (Canadian Education Centre Network).

Заключение

В число основных приоритетов Канады в области образовательной политики, намеченных Советом министров образования Канады на 2006-2007 гг. вошли: предоставление коренному населению Канады равных возможностей в получении образования; повышение общего уровня грамотности населения Канады; и развитие национальной системы высшего образования. Общегосударственные приоритеты образовательной политики дополняются задачами по обеспечению оценки качества и совершенствованию результатов обучения; повышению качества преподавания; пересмотру приоритетов образовательной политики в сфере высшего образования в соответствии с потребностями глобальной экономики; развитию социальной сплоченности через возможности образования10.

9 OECD. Internationalization and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges, 2004

10 CMEC. Report on Policy Issues for the Future prepared for the September 2005 Meeting of Chief Executive Officers of the Education Ministries in OECD countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.