ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНАДЫ Баранова Л.Н.
Баранова Лилия Николаевна - старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Государственный университет телекоммуникаций, г. Киев, Украина
Аннотация: установление этапов развития академической мобильности студентов, документов и характеристика основных направлений деятельности субъектов организации академической мобильности студентов. Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими задачами. Ассоциации университетов и колледжей Канады.
В статье исследованы четыре исторических периода развития студенческой академической мобильности в Канаде, определены главные факторы, которые повлияли на типологию и характер исследуемых процессов. Охарактеризована деятельность субъектов организации студенческой мобильности в системе высшего образования Канады.
Ключевые слова: этапы развития, академическая мобильность, система высшего образования, Канада.
Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), мобильность знаний (от англ. Knowledge mobility) и информатизация общественной жизни в конце ХХ в. и начала ХХ! в. обусловили распространение и использование виртуального образовательной среды и электронного обучения в сфере высшего образования, и стало основой для развития процессов виртуальной академической мобильности студентов. Академическая мобильность как наиболее развитая форма интернационализации высшего образования приобрела стремительного распространения в развитых странах, в частности в Канаде. Сейчас, академическая мобильность студентов рассматривается как гарантия существования и развития канадского вуза. Студенты, участвующие в краткосрочных и долгосрочных программах мобильности, возвращаясь в свое академическая среда не только создают неограниченный информационное пространство, но и делают обмен передовым опытом, приобретая полику льтурных компетенций и повышая профессиональную самореализацию.
Целью написания статьи является установление этапов развития академической мобильности студентов на основе нор-мативно-правовых документов и характеристика основных направлений деятельности субъектов организации академической мобильности студентов.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных резуль-татов. Канада является одной из мировых лидеров в сфере предоставления образовательных услуг. Согласно рейтингу самых развитых стран мира, Канада занимает 6 место, по уровню жизни - 7 место в мире, также входит в 20 самых престижных университетов мира (Университет Торонто, Университет Макгил). Канада обеспечивает высокое качество образования, так и привлекает все больше иностранных студентов, которые имеют возможность получить краткосрочную или долгосрочную образование. Канада стала активной в плане академической мобильности еще с 70-х гг. прошлого века. Поэтому она накопила большой опыт и имеет длительную практику международной академической сотрудничества на федеральном и провинциальном уровне.
Анализ нормативно-правовой базы, научных исследований канадских ученых, деятельности национальных общественных организаций по международному
сотрудничеству в области образования позволил установить этапы развития академической мобильности студентов в системе высшего образования Канады.
О толковании термина «этапы развития», обращаемся к Академического толкового словаря украинского языка, где «этапом» называется отдельный период, стадия в развитии определенного педагогического явления. Как отмечает М.М. Фицула, исследования этапов развития - это основательное изучение установленных наукой фактов, положений и особенностей исследуемого процесса в рамках определенного ис-торические периода.
Таблица 1. Этапы развития и субъекты организации академической мобильности студентов
Этапы развития академической мобильности студентов в системе высшего образования Канады Субъекты организации академической мобильности студентов в Канаде:
1 Начальный 1960-1980 гг. - Наднациональные, международные и региональные организации
- ВУЗ, сети информационных центров при канадских универсальных
2 Переходный 1990-2000 гг. - Федеральный и провинциальные правительства, правительственные подразделения
3 1нтеграционый 2000-2008 гг. - Образовательные консорциумы
4 Стратегический 2008 г. - сегодня - Национальные центры образования за рубежом
Детальнее про этапы
Начальный этап (1960-1980 гг.) Характеризуется началом стремительного течения процессов академической мобильности, связанных с историческими событиями, а именно: после Второй мировой войны изменились направления потоков мобильной молодежи; североамериканские университеты, в том числе канадские, привлекали все больше студентов из стран Азии, Латинской Америки и Африки. Таким образом, этот этап характеризуется интенсификацией создания значимых национальных и наднациональных международных организаций на территории Канады (к примеру, Организация экономического сотрудничества и развития (OECD), Ассоциация университетов и колледжей Канады (AUCC), Канадское бюро по международному образованию (CBIE), Совет министров образования Канады (CMEC), Канадское агентство по международному развитию (CIDA) и т.д.), что дало начало развитию международного сотрудничества между Югом и Севером. Стоит отметить, что согласно статистическим данным, представленных в отчетах ЮНЕСКО и Всемирного банка, начиная с 1962 прослеживается положительная тенденция увеличения количества иностранных студентов, выбирающих канадские университеты для получения высшего образования за рубежом. Поэтому, если в 1962 году. Таковых студентов было 8518, в 1965 - 11 284, в 1968 - 17424, в 1970 - 22363, в 1975 - 22700, в 1980 гг. - 28 443, то в 1985 г. их количество составляло 29 496.
Переходный этап (1990-2000 гг.) Характеризуется стремительным развитием информационных технологий, мобильностью и портативностью учебных программ курсов, усилением процессов децентрализации управ-ления образованием, и в результате, сокращением бюджетных расходов на финансирование высших учебных заведений. Было доказано, что вышеуказанные предпосылки стали причиной реформирования системы высшего образования Канады. В течение этого этапа состоялось подписание «Положение о международной политике Канады» и «Соглашения между Европейским сообществом и Канадой», которые регулировали программы сотрудничества в области высшего образования (1995 г.) [3]. Определяющими чертами этого этапа стало подписание Пивничноаме-риканского консорциума по сотрудничеству в области высшего образования в 1994 г.. И внедрение в 1995 году. Север-ноамериканськои программы мобильности, направленной на улучшение партнерства между университетами Канады, США и Мексики. Согласно статистическим данным, число иностранных студентов в Канаде росло. Так в 1990 оно составляло 35 187, тогда как в 2000 - 40 105. По данным отчета Организации эко-номичнои сотрудничества и развития (OECD), за 1998 год международные студенты приезжали в Канаду изучать различные специализации, а именно: 36% иностранных студентов изучали бизнес и право, 17,5% - инженерию и строительство, 18,3% - прикладные науки, 15,6% - гуманитарные науки, 12,3% -другие специальности.
Интеграционный этап (2000-2008 гг.) Была основана законом «О высшем образовании» (2000 г.) [13], в котором обусловливается необходимость отвечать вызовам глобализации образовательного пространства и образовательным тенденциям, отмечается приоритетность международного сотрудничества канадских университетов и привлечения студентов к участию в академических двусторонних обменах. В течение этого этапа было утверждено «Положение о международной политике Канады» (2005) [7] и «Положение о канадские университеты и Болонский процесс» (2008) [8]. Доказано, что определяющей характеристикой этого этапа является привлечение провин-ных правительств Канады к созданию международных программ мобильности ( «Программа развития высшего образования Онтарио» (2005) [12] Декларация Высшего Совета образования Квебека «Интернационализация Поддержка динамизма университетов Квебека» (2005) [10], «Бизнес-план Министерства высшего образования провинции Альберта» (2007) [2], «Стратегия международного образования провинции Манитоба на 2009-2013 гг.» (2008) [11], «Стратегия международного образования Британской Колумбии» [5] и др.). В этих программных документах было указано дальнейшие направления развития академической мобильности. Более того, Канада в этот период имела наибольший процент роста международных студентов - 67% по сравнению с США, Австралией и Великобританией. Доклад бесспорным, количество студентов 52650 в 2002 году увеличилась до 87 798 в 2008 году. Согласно статистическим данным ЮНЕСКО (2004 г.), Странам, в которых канадские студенты приезжали учиться были США (27 017 студентов), Великобритания (3890 студентов), Австралия (3100 студенты), Франция (1267 студентов), Германия ( 556 студентов). Представленные ниже данные иллюстрируют, из каких стран в Канаду прибыло больше иностранных студентов (2004 гг.): Китай (36 747 студентов), Корея (25 204 студента), Соединенные Штаты Америки (11 630 студентов), Япония (8775 студентов), Франция (6058 студентов).
Стратегический этап (2008 - до настоящего) характеризуется детально продуманной маркетинговой политики как отдельных университетов, так и национальных организаций, где действуют договоренности по-литической, экономической или межуниверситетского академического партнерства с целью привлечения все большего количества студентов к участию в программах академической мобильности. Констатировано, что на этом этапе усиливается роль федерального правительства Канады, так же как и неправительственных
35
международных организаций, а также отделов по международной академической мобильности при университетах, которые ведут скоорды-НОВОСТЬ деятельность. На этом этапе принято положение «Презентация образования Канады в мире, презента -ция мира Канаде: Маркетинговый план развития международного образования провинций и территорий» (2011) [9], разработана «План действий Канадского консорциума по маркетингу международного образования» (2011) [1], также федеральным правительством была утверждена новая «Стратегия по международному образованию 2014 (IES)». Согласно данным, обнародованным в приложениях «Стратегии по международному образованию 2014», по состоянию на 2010-2011 учебный год общее количество иностранных студентов составляла около 265 000, из них почти 180 000 (68%) находились в Онтарио (42%), в Британской Колумбии (26%), а Квебек был третьим самым популярным местом для обучения и принимал более 38000 (14% ) иностранных студентов. Канадское управление статистики (Statistics Canada) сообщает, что в 2012 году с 265 377 иностранных студентов, приехавших в Канаду, 80638 студентов происходят из Китая, 28929 - с Индии, 26203 - из стран Среднего Востока и Северной Африки, 5003 - из Мексики, 3429 - из Вьетнама, 2923 - из Бразилии. Таким образом, прослежу ется расширение географических границ академической мобильности в канадских вузах.
Вышеупомянутые факты убеждают, что академическая мобильность студентов -это процесс, при котором внешние факторы имеют непосредственный характер воздействия на исследуемый процесс. Так, в таб. 1 пред-ны обобщенные выводы относительно периодизации и субъектов организации академической мобильности студентов в системе высшего образования Канады.
Мобильность студентов стимулируется различными государственными и региональными программами. Многие страны заключают двусторонние и многосторонние договоры в этой сфере. Самая известная европейская программа -«Эразм» (с 1995 - «Сократ»). В программе «Эразм» (начата 1987 для создания общего рынка в Европе) приведены схемы мобильности «Комет», «Лингва» и др., Цель которых: создать европейскую модель высшего образования. Студенческий обмен трактуют как средство развития общеевропейского уровня специалистов и квалифицированных работников [10].
Субъекты виртуальной академической мобильности
Субъектами виртуальной академической мобильности выступают:
1) «виртуальный студент» (от англ. Virtual student или online learner) - студент, который является участником виртуальной академической мобильности;
2) «виртуальный преподаватель» (от англ. Virtual professor) - преподаватель курса, который предлагается виртуально;
3) «виртуальный университет» (от англ. Virtual university) - высшее учебное заведение, предлагает онлайн-курс,
4) «виртуальный кампус» (от англ. Virtual campus) - виртуальный учебный с использованием Интернет-технологий.
Анализ виртуальной академической мобильности
Анализируя преимущества и недостатки виртуальной академической мобильности студентов в Канаде и мире, стоит отметить, что последняя усиливает физическую академическую мобильность студентов и не направлена на ее вытеснение. В частности, говоря о канадском контекст, необходимо упомянуть тот факт, что Канада - это одна из самых населенных стран мира, а следовательно, студенты из отдаленных провинций Канады имеют равный доступ к качественному образованию. Важным шагом развития мобильности в Украине является построение системы национальной мобильности, что позволит получить высокий и качественный образовательный и научный уровне при умеренных затратах. Обсуждение различных аспектов развития национальной мобильности нужно для выработки рекомендаций по формулированию задач, создание организационно-правовых механизмов и определения источников
36
финансирования развития национальной мобильности профессорско-преподавательского состава и студентов в Украине, в частности, наработки проектов нормативных документов по этим вопросам.
Чтобы достичь такого состояния, когда возможность свободного выбора места и времени обучения станет для студента объективной реальностью, нужно всем национальным системам пройти очень сложный путь. Для этого следует сопоставить национальные и международные классификаторы профессий, их функциональные параметры, критерии оценки образовательно-квалификационного уровня, однозначность подходов к нормативной и вариативной составляющей содержания подготовки в каждом направлении и специальности, тождество учебных планов по объемам и характеру практической подготовки, адекватность в организации технологии проведения, структуре средств государственной диагностики знаний студентов на одних и тех же образовательно-квалификационным уровням, создание международной норматив но-правовой базы осуществления этого движения, решение проблем оплаты за обучение. Высокое качество образования, как известно из практики управления в высшей школе западных стран, достигается при условии глубокой индивидуализации обучения, когда ядром учебного плана студента есть обязательные дисциплины, а дальше он сам создает его вариативную часть, которая отражает специализацию подготовки в соответствии с структурно-логической схемы [3, с. 79].
Мобильность преподавателя в Украине - это распространение и заимствования опыта в другом учебном заведении [6].
Хотя мобильность преподавательского состава исследована не так хорошо, как мобильность студентов, ее можно считать второй по важности формой глобализации высшего образования. Традиционно международная мобильность профессорско-преподавательского состава обусловлена исследованиями и научной работой, но в некоторых регионах и определенных направлениях образования, например, менеджмент и деловое администрирование, существуют специальные схемы регионального и международного тренинга для молодых исследователей и преподавателей.
Мобильность профессорско-преподавательского состава сильно влияют географические различия. На одном полюсе находятся страны с высоким уровнем научной эмиграции в результате целенаправленного привлечения научного персонала для расширения системы высшего образования (например, Гонконг), а на другом -страны с низким уровнем интернационализации профессорско-преподавательского состава (это страны с высоким уровнем национальной однородности, использующие только один язык в обучении, поэтому трудно найти специалистов, владеющих иностранными языками). США и Великобритания являются крупнейшими экспортерами научных трудовых ресурсов, но одновременно кафедры их университетов очень привлекательны для зарубежных специалистов. В этом можно убедиться, если обратить внимание на состав высококвалифицированных работников научных кафедр, среди которых немало представителей зарубежных стран [10].
Необходимы следующие структурные преобразования: модернизация системы контроля качества образования, использования европейских стандартов качества, согласования двухуровневой системы с европейской моделью, введение общеевропейских кредитных зачетов и сроков обучения, участие в европейской сети обеспечения качества в высшем образовании (система ENQA), введение ученой степени доктора философии .
По нашему мнению, развитие академической мобильности значительно зависит от деятельности национальных агентств, международных организаций, университетских консорциумов, федеральных и провинциальных прадовых департаментов и отдельных вузов. Большинство этих субъектов организации академической мобильности в системе высшего образования Канады были созданы еще в 60-х годах ХХ в. Однако, как и в прошлом, так и на сегодняшнем этапе они продолжают играть значительную
37
роль в организации академических программ обмена, предоставляя финансирование и поддержку программам международной академической мобильности для ка-Вернадского студентов за рубежом и иностранных студентов в Канаде.
Среди агентств национального уровня по развитию академической мобильности следует назвать Ассоциацию университетов и колледжей Канады (AUCC 1911 г. Осн.), Канадскую университетскую службу за рубежом (CUSO 1961 г.. Осн.), Канадское бюро международного образования (CBIE 1966 г.. Осн.), совет министров образования Канады (CMEC 1967 г.. осн.), Канадское агентство международного развития (CIDA 1968 г.. осн.), Мере-жу образовательных центров Канады (CEC Network 1995 осн.). Эти и другие неправительственные организации и объединения предоставляют финансирование как для отдельных студентов, так и для университетов Канады с целью развития международного сотрудничества в сфере высшего образования.
Ассоциация университетов и колледжей Канады (AUCC) осуществляет издание информационных материалов по вопросам академической мобильности в системе высшего образования Канады, администрирует более 150 стипендий исследовательских программ, национальных и зарубежных агентств и частных компаний, реализует международные образовательные проекты. На современном этапе 97 высших учебных заведений Канады, дипломы которых соответствуют государственным стандартам, объединенные в Ассоциацию университетов и колледжей Канады. Стоит отметить, что первым университетом Канады был Университет Лаваля, основанный в 1663 году. Относительно географического расположения крупнейших университетских кампусов, то 7 университетов находится в Монреале (провинция Квебек), шестой Галифекси (провинция Новая Шотландия), пятое Ванкувере (провинция Британская Колумбия) и пятая Торонто (провинция Онтарио), а также 3 - в Оттаве, столице Канады. Крупнейшим университетом Канады является Университет Торонто, студенческое сообщество которого составляла около 70 000 студентов в 2013 году.
Канадская университетская служба заграницей (CUSO) представляет международный волонтерский движение канадских университетов. Эта организация была основана в Канаде в Университете МакГилл в
Монреале. Участвуя в международных образовательных программах и стажировках, волонтеры работают в развивающихся странах, в направлении инклюзивного образования, гендерного равенства, подготовки учителей и руководителей школ, преподавание английского как иностранного языка и тому подобное. В 2012-2013 учебном году 152 добровольцев и 71 партнерская группа работали по образовательным программам в 16 странах мира.
Канадское бюро международного образования (CBIE) - это национальная, билингвального, неприбыльная организация, что сотрудничает с образовательными учреждениями, общественными и правительственными организациями Африки, Азии, Латинской Америки, стран СНГ, Центральной и Восточной Европы. CBIE заботится об интересах иностранных студентов, как иностранных граждан, обучающихся в Канаде, так и канадских студентов, обучающихся за рубежом, через образовательные обмены, стипендии, награды и стажировки, техническую помощь в области образования и других связанных с ними услуг. В деятельность CBIE входит предоставление стипендий, реформирование в сфере гражданского общества и государственного сектора, предоставление научно-исследовательских и информационных услуг, совершенствование учебных программ вузов Канады, обеспечение профессионального развития для международных педагогов и тому подобное.
Совет министров образования Канады (CMEC) - это межправительственный орган, представляющий образовательные интересы провинций и территорий Канады на международном уровне. Кроме того, эта организация оценивает навыки и компетенции канадских и иностранных студентов, разрабатывает отчеты о
38
международном сотрудничестве канадских университетов, выступает спонсором статистических исследований в области образования, обеспечивает справочную информацию о признании дипломов о высшем образовании и мобильность профессиональных квалификаций, предоставляет полезную информацию для иностранных студентов, желающих учиться в Канаде, и тому подобное.
Канадское агентство международного развития (CIDA) - это организация, финансирует программы развивающимся странам, и сотрудничает с другими канадскими организациями государственного и частного секторов, а также с другими международными организациями, деятельность которых направлена на стабильное развитие общин. Еще начиная с 70-х до 90-х гг. ХХ в. В рамках «Программы сотрудничества университетов (UCP)», «Программы сотрудничества колледжей (CCP)» и «Программы предоставления стипендий студентам университетов (UISP)» было профинансировано около 3 тысяч образовательных и научных проектов между Вернадского университетами и университетами Южной Америки. Таким образом, большинство тогдашних канадских университетов, около 40, были привлечены к международному сотрудничеству, что в результате умож-ливило установления партнерских связей в будущем и способствовало развитию программ академической мобильности.
Сеть образовательных центров Канады (CEC Network) - это частная, некоммерческая организация, которая занимается маркетингом образовательных услуг для иностранных студентов в Канаде. В мире существует 13 канадских образовательных центров в таких странах, как Бразилия, Китай, Гонконг, Индия, Индонезия, Малайзия, Мексика, Россия, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Турция, Вьетнам. С помощью зарубежных офисов и трех канадских офисов (в Ванкувере, Торонто и Монреале), более 245 университетов, колледжей, технических институтов, средних школ, языковых школ и летних лагерей по всей Канаде имеют возможность приглашать иностранных учащихся и студентов на краткосрочные и долгосрочные образовательные программы.
При канадских университетах были созданы международные офисы, задачей которых было налаживание международных отношений, создание зарубежных представительств, направленные делегаций из-за рубежа с целью обмена опытом, подписания соглашений о сотрудничестве, сбор информации и привлечения финансовой поддержки для студентов и преподавателей Североамериканских университетов в сфере обучения и научно-исследовательской работы. Таким образом, образовательные консорциумы не только создают национальный бренд высшего образования, но и поддерживают академическое сотрудничество.
Ярким проявлением влияния международных организаций на развитие процесса академической мобильности студентов появление многочисленных международных программ академических обменов, наличие международных грантов и стипендий для обучения за рубежом, инициативность канадских студентов к кратковременного и длительного обучения за рубежом, постоянный интерес иностранных студентов к канадских университета, популярность международных молодежных программам и тому подобное. Среди таких наиболее популярны-мы Программа «Инициатива международной академической мобильности», «Региональная программа академической мобильности», «Североамериканская программа мобильности высшего образования», Программа «Канада - ЕС по сотрудничеству в области высшего образования, профессиональной подготовки и молодежи», Программа « Международный опыт Канады», Магистерские курсы« Erasmus Mundus »и др.
Отметим, что до недавнего времени участие федерального правительства в направлении академической мобильности студентов носила рекомендательно-координационный характер. Однако, начиная с начала XXI в., Правительство Канады на законодательном уровне поощряет студентов университетов и колледжей к участию в международных академичних программах мобильности из-за финансового
39
здоровья. Федеральные инвестиции имеют целью сделать студентов канадских вузов конкурентоспособными, а Канаду - мировым провайдером образовательных услуг.
Установлено, что непосредственное регулирование развития академической мобильности осуществляется прадамы провинций. Традиционно, самыми успешными являются правительства провинций Онтарио, Британской Колумбии, Аль-Берте, Квебеке и Манитобы. К примеру, правительство Британской Колумбии в 1989 разработал систему принятия академических кредитов, что является важным условием академической мобильности; другие провинции Канады тоже используют эту систему. Кроме того, правительство Онтарио проводит кампанию международного маркетинга высшего образования, предоставляя информацию для потенциальных иностранных студентов и участвуя в международных образовательных конференциях в разных уголках мира. Более того, Министерство образования Онтарио финансирует программы двустороннего обмена, в частности «Онтарио - Рон-Альпе» (Франция), «Баден - Вюртемберг» (Германия), «Магараштра -Гоа» (Индия) и др. [12]. Отметим, что на современном этапе развитие академической мобильности провинций направлено на формирование региональных программ мобильности и укрепления экономической прибыльности канадских институтов высшего образования.
Итак, анализируя законодательные акты федерального и провинциального правительств Канады можно сделать вывод, что развитие академической мобильности студентов является приоритетным направлением модернизации образования Канады. В частности, нами было выделено 4 этапа развития академической мобильности в системе высшего образования Канады, таких как начальный, переходный, интеграционный и стратегический. В течение первых двух исследуемых периодов субъектами организации академической мобильности студентов выступали международные и национальные организации. Во время третьего этапа развития усиливается роль провинциальных правительств Канады, а в течение четвертого этапа - федерального правительства Канады. Основными направлениями деятельности субъектов организации академической мобильности студентов в системе высшего образования Канады является развитие национальной образовательной системы в пределах интернационализации высшего образования, маркетинг и популяризация программ академических обменов, финансирование региональных и национальных программ по развитию академической мобильности. Перспективами дальнейших поисков в этом направлении является исследование тенденций развития академической мобильности студентов и мотивации участия студентов в программах академических обменов.
Список литературы
1. Action plan of Canadian Consortium for International Education Marketing (Canadian association of public schools - international, AUCC, Languages Canada, ACCC, CBIE). [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://caie-caei.org/ wp-content/uploads/2011/07/CCIEMActionPlan.pdf/ (дата обращения: 08.11.2018).
2. Advanced Education and Technology Business Plan 2008-11. Alberta. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.advancededandtech.gov.ab.ca/ (дата обращения: 08.11.2018).
3. Agreement between the European Community and Canada establishing a cooperation programme in higher education and training, 1995 (2006). [Электронный ресурс]. Режим доступа:: http://eacea.ec.europa.eu/bilateral_cooperation/ eu_canada/ programme/documents/agreement_eu_canada.pdf/ (дата обращения: 08.11.2018).
4. AUCC Statement: Canadian universities and the Bologna process, 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www. aucc.ca /_pdf /english /statements /2008/bologna_process_06_20_e.pdf/ (дата обращения: 08.11.2018).
40
5. British Columbia's International Education Strategy 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. aved. gov. bc.ca/ internationaleducation /forms/ InternationalEducationStrategyWEB.PDF/ (дата обращения: 08.11.2018).
6. 3i статп "Мобшьшсть студентiв та професорсько- викладацького складу як фактор щдвищення конкурентоспроможностi вищо! освiти Украши в европейському просторГ
7. Canada's International Policy Statement, 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.acdi-cida.gc.ca/ips- development/ (дата обращения: 08.11.2018).
8. Council of Ministers of Education, Canada. Learning content and strategies for living together in the 21st century, 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cmec.ca/publications/lists/publications/attachments/33/ice46-ca.en.pdf/ (дата обращения: 08.11.2018).
9. Маркетинговий план розвитку мiжнародноi освгги провшцш i територш», 2011.
10. «Iнтернацiоналiзацiя: Шдтримка динамiзму унiверситетiв Квебеку»,2005.
11. «Стратегiя мiжнародноi' освiти провшцп Манiтоба на 2009-2013 рр.», 2008.
12. Ontario Budget 2005: Backgrounder: Reaching Higher: The Plan for Postsecondary Education, May 11, 2005 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fin.gov.on.ca/en/budget/ontariobudgets/2005/pdf/bke1.pdf/ (дата обращения: 08.11.2018).
13. Post-Secondary Learning Act [electronic resource]. Ontario, Edmonton: Queen's Printer, 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.qp.gov.ab.ca/documents/
Acts/P19P5.cfm?frm_isbn=0779734335&type=htm/ (дата обращения: 08.11.2018).
14. Steenkamp Ph. The Development of Ontario's Internationalization Strategy. [Electronic resource] / Ph. Steenkamp: Internationalization Policy and Strategy. Canadian e-Magazine of International Education. September 2008. Vol. 1. Issue 3.