Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ'

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
затраты / управление затратами / системы управления затратами

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслинникова Маргарита Андреевна

Одна из наиболее актуальных проблем большинства российских предприятий – необоснованный и неконтролируемый рост затрат. В данной статье приведены особенности, достоинства и недостатки основных систем управления затратами предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ»



SCIENCE TIME

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Маслинникова Маргарита Андреевна, Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк

E-mail: sibgiukeup@yandex.ru

Аннотация. Одна из наиболее актуальных проблем большинства российских предприятий - необоснованный и неконтролируемый рост затрат. В данной статье приведены особенности, достоинства и недостатки основных систем управления затратами предприятий.

Ключевые слова: затраты, управление затратами, системы управления затратами.

Управление затратами - это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них. Сам процесс подразумевает целый комплекс мероприятий, направленных на снижение и контроль затрат, построение системы и моделей управления затратами [1], на базе которого в дальнейшем формируются бюджеты предприятий [2-4] и производится оценка эффективности производственно-хозяйственной деятельности [5].

Рассмотрим основные системы управления затратами предприятий: систему стандарт-кост; управление затратами по центрам ответственности; систему директ-костинг; контроллинг.

Смысл системы стандарт-кост заключается в том, что в учете учитываются будущие хозяйственные факты и операции, а не свершившиеся; возникшие отклонения обособлено отражаются [6]. В рамках этой системы учет ведется по принципу исключений, то есть учитываются лишь отклонения от стандартов.

Система стандарт-кост обеспечивает решение целого ряд задач:

- создание системы действующих прогрессивных стандартов и на их основе определение рационального стандартного уровня затрат;

- получение информации о стандартных затратах на отдельные виды

| SCIENCE TIME Щ

продукции в разрезе калькуляционных статей;

- контроль и обобщение данных о фактических потерях и непроизводительных расходах;

- исчисление фактической себестоимость продукции (работ, услуг); сбор данных о производительных затратах для формирования рациональной технико-экономической политики на предприятии;

- создание базы для планирования и калькулирования себестоимости; оценка результатов работы производственных подразделений, например, [7].

Система стандарт-кост служит для оценки деятельности отдельных работников и предприятия в целом, подготовки бюджетов и прогнозов, помогает принять решения об установлении реальных цен.

Преимущества системы стандарт-кост:

- возможность определения эффективности производства и выявления устранимых потерь;

- применение в форме отчетов о деятельности предприятия системы полных и достоверных данных;

- снижение трудоемкости и увеличение точности расчетов (внимание сосредоточивается на наиболее важных моментах);

- применение денежной единицы как единицы измерения физического объема производства;

- возможность установления продажных цен.

Однако, как и любая другая система, стандарт-кост имеет свои недостатки, которые заключаются в трудности определения и составления стандартов в условиях инфляции и при выполнении большого количества разных по характеру и типу заказов за сравнительно короткое время. В этих случаях чаще всего применяют среднюю стоимость, которая является базисом для определения цен на продукцию [8].

Система управления по центрам ответственности - это самостоятельная подсистема управления предприятием, направленная на повышение эффективности его деятельности.

Специфика данной системы заключается в формировании центров ответственности. Традиционно под центром ответственности понимается сегмент предприятия, возглавляемый ответственным лицом, обладающим правами и полномочиями и отвечающим за результаты деятельности данного сегмента [9].

Центры продаж представляют собой обслуживающие подразделения маркетинго-сбытовой деятельности, отвечающие не только за выручку от реализации продукции, товаров, услуг, но и за затраты, связанные с их сбытом.

Центры дохода представляют собой структурные единицы подразделения, руководители которых несут ответственность только за доход, полученный

I

SCIENCE TIME

I

данным подразделением, но не могут контролировать прибыль, если центр реализации результатов деятельности не в их компетенции

При выделении центров ответственности на предприятии чаще всего придерживаются функционального и территориального принципов, соответствия организационной структуре и сходства структуры затрат.

По функциональному принципу центры ответственности подразделяются

на:

- обслуживающие (вспомогательные);

- материальные (заготовка и хранение материалов);

- производственные (основное и вспомогательное производство);

- управленческие (бухгалтерия, юридический отдел и т.д.);

- сбытовые (реализация продукции) центры.

В системе управления по центрам ответственности формируется информация, прежде всего о текущих затратах предприятия. В этой связи решающее значение приобретают такие объекты управления затратами, как центры затрат.

По отношению к основному виду деятельности центры затрат

- производственные (производственный комплекс, цех, участок);

- обслуживающие (отделы управления и обслуживании процесса производства);

- условные центры (по статьям себестоимости, экономическим элементам).

Таким образом, система управления по центрам затрат — относительно

самостоятельная подсистема управления предприятием, специфика которой определяется наличием центров затрат. Она носит комплексный многоцелевой характер и позволяет децентрализовать управление затратами, наблюдать за их формированием на всех уровнях управления и использовать различные методы контроля с учетом особенностей каждого сегмента, выявлять непроизводительные затраты и в итоге повысить эффективность деятельности предприятия [10].

Система директ-костинг создает условия для подготовки управленческих решений на базе формирования сокращенной себестоимости продукции (работ, услуг) [11]. Внедрение ее в практику — одна из наиболее важных и актуальных проблем управленческого учета, изменивших систему производственного учета и контроля.

Директ-костинг определен как разделение производственной себестоимости на затраты, являющиеся постоянными, и на затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема деятельности. Только основные и переменные накладные расходы используются для оценки запасов и реализованной продукции, остальные относятся прямо на прибыли и убытки.

подразделяют:

I

SCIENCE TIME

I

Однако сущность системы директ-костинг заключается в первую очередь в подразделении затрат, а во вторую — оценка запасов.

Система директ-костинг — это система управленческого учета, основанная на классификации затрат на постоянные и переменные и включающая в себя управление затратами по их видам, местам возникновения и носителям, управление результатами хозяйственной деятельности, в том числе анализ затрат и результатов и принятие управленческих решений [12].

Директ-костинг позволяет руководству:

- заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям;

- выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск.

Система обеспечивает возможность быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка. В отчете о финансовых результатах, составляемом при системе директ-костинг, видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции.

Важное преимущество этой системы — то, что ограничение себестоимости продукции лишь переменными расходами позволяет упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко уменьшившегося числа статей затрат.

Необходимость в системной интеграции различных аспектов управления затратами стала одной из главных причин возникновения и внедрения системы контроллинга [13].

Контроллинг — это система управления будущим для обеспечения длительного устойчивого функционирование предприятия и его структурных единиц.

Служба контроллинга призвана обеспечить такое управление процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.

Необходимость формирования на современных предприятиях контроллинга объясняется следующими причинами:

- повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием;

- увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;

- необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней среде предприятия;

- необходимость продуманной системы действий по обеспечению работы предприятия;

| SCIENCE TIME Щ

- усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления, выделения бизнес-процессов и оптимизации управления ими [14].

Цели контроллинга непосредственно вытекают из целей предприятия и могут выражаться, например, в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности.

Функции контроллинга:

- учет (сбор и обработка информации, разработка и ведение системы внутреннего учета);

- планирование (информационная поддержка, формирование и совершенствование системы планирования, координация процесса обмена информацией);

- контроль и регулирование;

- информационно-аналитическое обеспечение (разработка информационной системы, сбор и систематизация данных, разработка контроля и принятия решений);

Контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный.

Цель стратегического контроллинга — обеспечение выживаемости предприятия и отслеживание его движения к намеченной стратегической цели развития.

Цель оперативного контроллинга — создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятия своевременных решений по оптимизации соотношения затраты — прибыль.

Создание системы контроллинга целесообразно в тех случаях, когда функции управления предприятием переданы его отделам и службам, — тогда он поможет в достижении максимально возможного общего результата деятельности.

В конечном итоге, выбор системы управления затратами зависит от следующих факторов:

- амбиций менеджмента (уровня целей);

- необходимого уровня себестоимости продукции;

- изменений, происходящих во внешней и внутренней среде предприятия;

- организационной структуры управления предприятием;

- планируемых результатов работы предприятия.

Литература:

1. Нифонтов А.И., Тюфякова О.П. Модель управления затратами в филиалах-шахтах угольной компании. Новокузнецк, 2005. 49 с.

| SCIENCE TIME Щ

2. Нифонтов А.И., Тюфякова О.П. Формирование бюджетов филиалов-шахт угольной компании. Новокузнецк, 2005. 44 с.

3. Нифонтов А.И., Тюфякова О.П. Модель формирования бюджета материальных затрат филиала-шахты // Социально-экономические и организационные проблемы стабилизации и развития угольной промышленности. Сборник научных трудов. 2006. С. 82-89.

4. Нифонтов А.И., Тюфякова О.П. Модель формирования бюджета затрат на оплату труда филиала-шахты // Социально-экономические и организационные проблемы стабилизации и развития угольной промышленности. Сборник научных трудов. 2006. С. 90-96.

5. Нифонтов А.И., Черникова О.П. Методика многоуровневой оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности угледобывающих предприятий // Организатор производства. 2014. №2 3 (62). С. 52-60.

6. Гомонко Э.А., Тарасова Т.Ф. Управление затратами на предприятии / Э.А. Гомонко, Т.Ф. Тарасова. - М.: КНОРУС, 2010. - 320 с.

7. Нифонтов А.И., Тюфякова О.П. Расчет нормативов трудовых затрат на процессе «Подготовительные работы» // Нетрадиционные и интенсивные технологии разработки месторождений полезных ископаемых. Труды VIII Международной конференции. 2003. С. 8-10.

8. Дроздова Т.Г. Управление затратами на предприятии: Учебник для вузов. 5-е издание Стандарт третьего поколения / Т.Г. Дроздова. - М.: Питер, 2012. - 592 с.

9. Метсанурк Э.Г., Орлов В.П., Тюфякова О.П. Формирование управленческого учета и учетной системы угольной компании (филиала-шахты) // Антикризисное управление: производственные и территориальные аспекты. Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. Новокузнецк, 2007. С. 147150.

10. Нифонтов А.И., Тюфякова О.П., Леонова Л.П., Горбунов П.В. Разработка механизма экономического управления в Ерунаковском шахтоуправлении (шахта «Кыргайская»): отчет о НИР / СибГИУ - Новокузнецк, 2015. - 254 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Нифонтов А.И., Тюфякова О.П. Гибкий бюджет как экономический инструмент принятия управленческих решений на горном предприятии // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. Материалы Международной научно-практической конференции. 2005. С. 219222.

12. Нифонтов А.И., Черникова О.П. Алгоритм многоуровневой оценки эффективности управления угледобывающими предприятиями с использованием модели «затраты - выручка - прибыль» // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. 2014. №2 1. С. 154-160.

13. Черникова О.П. Управление производственным риском угольной шахты // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. Сборник

| SCIENCE TIME Щ

научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 7 частях. 2012. С. 147-149.

14. Черникова О.П. Реинжиниринг бизнес-процессов угледобывающего предприятия // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 48. С. 243-254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.