Научная статья на тему 'Системы органов по противодействию терроризму в России и за рубежом'

Системы органов по противодействию терроризму в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1118
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОРГАНОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ / ГЕРМАНИЯ / ФРАНЦИЯ / ИЗРАИЛЬ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / ЯПОНИЯ / МОНГОЛИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сараев Андрей Владимирович, Кеняйкина Анастасия Владимировна

В статье рассматриваются системы органов по противодействию терроризму в Российской Федерации, Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Германии, Франции, Израиле, Китайской Народной Республике, Республике Корея, Японии и Монголии, а также проводится их анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системы органов по противодействию терроризму в России и за рубежом»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ

В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

САРАЕВ Андрей Владимирович КЕНЯЙКИНА Анастасия Владимировна

Аннотация: В статье рассматриваются системы органов по противодействию терроризму в Российской Федерации, Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Германии, Франции, Израиле, Китайской Народной Республике, Республике Корея, Японии и Монголии, а также проводится их анализ.

Ключевые слова: система органов по противодействию терроризму, Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Германия, Франция, Израиль, Великобритания, Китайская Народная Республика, Республика Корея, Япония, Монголия, стратегическое предупреждение, подразделения.

В последнее десятилетие терроризм и экстремизм стали одной из острейших проблем всего мирового сообщества. В большинстве государств сложилась идентичная позиция по поводу основных принципов борьбы с терроризмом и экстремизмом. Зарубежные источники упоминают следующие основные положения этой борьбы: оказание помощи лицам, ставшим жертвами терроризма; совершенствование законодательства по усилению борьбы с терроризмом; распространение антитеррористических идеологий посредством участия средств массовой информации; а также участие правоохранительных органов в координации антитеррористических мероприятий. Что касается российского законодательства, то оно установило подробный перечень принципов антитеррористической деятельности: законность, приоритет мер предупреждения терроризма, неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом, комплексное использование профилактических правовых, политических, социальных, экономических, пропагандистских мер, приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции; минимальные уступки террористу, единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций, минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указан-

ных операций 1. Однако, несмотря на единую систему принципов, системы органов, ведущих борьбу с терроризмом, за рубежом различны.

Так, во многих государствах создаются высококвалифицированные антитеррористические подразделения. Например, в США еще в 1986 г. был учрежден Антитеррористический центр (далее - АЦ), включающий в свой состав все службы разведки. Его компетенция заключается в сборе, обработке и анализе сведений о террористических группах, а также выявление их источника финансирования. В АЦ работают агенты из Агентства оборонной разведки (АОР), Агентства национальной безопасности (АНБ), Федерального бюро расследований, Центрального разведывательного управление и Госдепартамента. Их основная задача - это стратегическое предупреждение антитеррористических действий на региональном, национальном и международном уровне.

Особенностью организации антитеррористических подразделений стран Европы является создание жандармских формирований (Австрия, Италия, Франция). По нашему мнению, это можно объяснить следующим: несмотря на большой объем полицейских полномочий, эти подразделения являются в своем большинстве армейскими, что приближает подготовку личного состава спецподразделений к подготовке военных разведчиков.

1 Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ.

2006. № 11. Ст. 1146.

Колоссальный опыт борьбы с террористическими действиями имеет и Франция. Здесь основные функции сосредоточены в руках полиции. Но обеспечение кадровым составом данных полицейских подразделений, подчиненных Министерству внутренних дел, возложено на специальное формирование военной жандармерии, которое входит в состав Министерства обороны. К основным полномочиям Национальной жандармерии относится: расследование и предотвращение уголовных преступлений и аварий на обслуживаемой территории и объектах; поддержание общественного порядка и безопасности; охрана правительственных зданий, специальных и военных объектов; контроль за дорожным движением; проверка автотранспорта и водительских прав; горноспасательные работы, а также оказание помощи морским/речным судам. Что же касается конкретно координации деятельности всех звеньев в борьбе с терроризмом, то ее во Франции осуществляет Национальный совет безопасности, который состоит из представителей заинтересованных организаций. Деятельность антитеррористических служб направляет Бюро по координации борьбы с терроризмом, учрежденное при Министерстве внутренних дел Франции. В состав его входят представители Главной дирекции внешней безопасности (разведки - DGSE), контрразведки (DST), политической полиции (RG), а также представители Министерства обороны Франции, несущие службу в жандармерии (GN), и военной службы безопасности 2. Также во Франции по необходимости вводится план под названием «Ви-жипират»; его основная задача - усилить меры безопасности на всей территории страны.

В отношении Федеративной Республики Германии (далее - ФРГ) и стран Западной Европы следует отметить, что значительно увеличился состав антитеррористических групп. Но существенно расширились международные связи западногерманских террористических организаций с подобными организациями других государств. Примерами могут служить активные связи RAF (Фракция Красной армии) с террористическими группировками ActionDirecte и FRAP во Франции и Бельгии. Данные группировки обмениваются информацией, организуют взаимные поставки оружия и разного рода взрывчатых веществ, а также планируют совместные мероприятия. Наглядный пример таких мероприятий - взрыв бомбы в крупней-

2 См.: Нейландс Р. В зоне боевых действий / пер. с англ. А. Гостева, К. Ткаченко. М., 2005. С. 387-388.

шем международном аэропорте ФРГ, который, по данным западногерманской полиции, был подготовлен совместно членами групп RAF и ActionDirecte. Для противодействия террористическим действиям (еще в 1972 г.) в ФРГ было создано в составе пограничной полиции специальное подразделение «Группа охраны границ-9» (далее - GSG-9) для борьбы с захватом заложников. Эта группа снабжена различным оружием, техникой, транспортными средствами, включая вертолеты и бронетранспортеры; в составе этой группы - опытные снайперы, радисты, химики, специалисты по взрывчатым устройствам. В структурном отношении она состоит из штаба и пяти групп, четыре из которых являются оперативными, а пятая занимается сбором информации и связью. Каждая оперативная группа (30 человек) подразделяется на секцию управления и пять боевых секций 3. Эксперты стран Запада считают, что GSG-9 - наиболее эффективное в мире подразделение по осуществлению контртеррористических операций.

В Великобритании насчитывается несколько подразделений, участвующих в мероприятиях по пресечению террористических актов. Ядро этой системы - воинские структуры, которые дополняются различными полицейскими формированиями, в их числе Скотленд-Ярд. Оперативная же работа осуществляется контрразведывательными службами и Национальной криминальной разведывательной службой. Основным штурмовым подразделением Великобритании является Специальный военно-воздушный полк (далее - SAS), который подчинен Министерству обороны. В нем проводится отработка действий по проведению штурмовых операций; используются для этого макеты самолетов. Это подразделение взаимодействует с Министерством обороны, что выражается в совместном проведении экспериментов по использованию новых видов оружия и снаряжения. В кризисных ситуациях SAS берет на себя охрану аэропорта Лондона и может вылететь в любую часть земного шара. По мнению международных экспертов в области борьбы с терроризмом, SAS является самым подготовленным штурмовым подразделением для

„ 4

проведения антитеррористических операций .

На сегодняшний день лидерами в области борьбы с терроризмом являются спецслужбы Израиля. Одно из специальных контртеррористических подразделений службы безопасности

3 См.: Нейландс Р. В зоне боевых действий... С. 390.

4 Там же. С. 402-407.

Израиля - «СаэрэтМаткаль» 5. Оно, безусловно, отличается своей степенью выучки, высокой мобильностью, крайней агрессивностью, умением инициативно мыслить об оперативной ситуации. Невозможно с точностью утверждать, что они самые лучшие, однако в ряду различных контртеррористических организаций «СаэрэтМаткаль» значительно выделяется. Вообще, считается, что по оперативной активности она занимает одно из ведущих положений в мире.

Стратегию национальной безопасности Российской Федерации нельзя рассматривать изолированно от соответствующих концепций государств Северо-Восточной Азии, с которыми у России наиболее протяженные границы.

В настоящее время в состав северо-восточного азиатского региона принято включать российский Дальний Восток, северо-восток Китая, Монголию, Японию, Корейскую Народно-Демократическую Республику и Республику Корею. Каждая из перечисленных стран имеет собственную политическую и правовую систему. Все государства Северо-Восточной Азии в структурах собственных государственных аппаратов предполагают органы безопасности, которые выполняют функции правоохраны. Однако обозначенные элементы государственных структур имеют соответствующие различия, обусловленные объективными и субъективными факторами. К разряду объективных факторов можно отнести сложившийся опыт восприятия и осуществления конституционных традиций, исторически обусловленный менталитет политических и юридических элит, экономику государственного управления и иные обстоятельства. К разряду субъективных причин можно отнести наличие политических интересов отдельных социальных групп, влияющих в процессе развития и функционирования национальных политических систем на построение и реформации соответствующих национальных систем права. Отсюда вытекают индивидуальные особенности построения государственных аппаратов рассматриваемых стран, место в их структуре органов, обеспечивающих национальную и пенитенциарную безопасность, их политическая роль 6.

Феномен безопасности целесообразно рассматривать в двух аспектах: как отсутствие опасности (в этом смысле целью является ис-

5 Линдер И.Б., Нечипоренко О.М., Титков С.А. По ту сторону зеркала. [Б. м. : б. и., б. г.]. С. 126-127.

Юрковский А.В. Национальная и пенитенциарная безопасность в политических системах стран Северо-Восточной Азии (На примере Японии и КНР) // Пенитенциарное право и пенитенциарная безопасность: теория и практика : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Р.А. Ромашова. Самара : Самар. юрид. ин-т ФСИН России, 2013. С. 374.

ключение угроз и вызовов, образующих опасность, из числа факторов влияния) и как адекватную реакцию на возникающую опасность, готовность и способность к осуществлению деятельности по противодействию ей. В первом случае безопасность представляется как противоположность опасности, во втором - как ее следствие. В таком понимании безопасность и опасность выступают как детерминирующие феномены, рассматривать которые в отрыве друг от друга бессмысленно. При этом опасность является первичной категорией, а безопасность -производной. Говорить о безопасности начинают только тогда, когда фактор, рассматриваемый в качестве опасности, начинает представлять реальную угрозу для конкретного субъекта 7.

Трансформация систем обеспечения безопасности в государствах Северо-Восточной Азии затрагивает не только деятельность правоохранительных органов и специальных служб. Изменяются политическая и экономическая подсистемы, социальная сфера, судебная и правоохранительная подсистемы, избирательная система и другие социальные институты, которые приобретают качественно иной статус и, соответственно, содержание 8.

Что касается Российской Федерации, то на современном этапе в качестве специализированных подразделений органов внутренних дел, участвующих в проведении контртеррористических операций являются: отряды мобильные особого назначения (ОМОН), подразделения специального назначения. Практика участия вышеперечисленных подразделений в контртеррористических операциях свидетельствует о том, что, в целом, они способны выполнять поставленные перед ними задачи и цели. Однако некоторые недостатки все же имеются, в частности, разные органы Министерства внутренних дел по-разному подходят к решению задач по пресечению преступлений террористического характера. Также наличие разных органов управления, финансирования, оснащения неблагоприятно влияет на конечный результат той или иной операции. Действующая нормативно-правовая база не в полной мере отражает реалии, вызванные современными условиями, в которых им приходится выполнять поставленные цели.

7 Ромашов Р.А., Галузин А.Ф., Мотин О.А. Взаимовлияние теоретического знания и прикладной науки в процессе обеспечения интересов безопасности личности, общества и государства (по материалам Международной научно-практической конференции «Пенитенциарная безопасность в механизме обеспечения национальной безопасности» (Самара, 24-25 июня 2011 г.)) // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 1. С. 31.

8 Юрковский А.В. Национальная и пенитенциарная безопасность... С. 384.

В связи с вышесказанным целесообразно предположить, что для повышения эффективности деятельности специальных подразделений Министерства внутренних дел по предупреждению и пресечению преступлений террористиче-

ского характера необходимо: сформировать единый орган управления, с единым правовым обеспечением деятельности; осуществлять дальнейшее совершенствование штатной структуры в сторону обеспечения боевых возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.