Научная статья на тему 'Системы органов по противодействию терроризму и экстремизму за рубежом и в России'

Системы органов по противодействию терроризму и экстремизму за рубежом и в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1099
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сайфиева Жанна Мухамедовна

В статье автор рассматривает системы органов по противодействию терроризму и экстремизму за рубежом и в России в целях использования международного опыта борьбы с терроризмом и экстремизмом. Рассмотрена необходимость совершенствования единого органа управления, оргштатной структуры для обеспечения боевых возможностей и способности автономно выполнять оперативно-служебные и служебно-боевые задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The systems of the bodies acting against terrorism and extremism abroad and in Russia

The author of the article examines the system of bodies for countering terrorism and extremism abroad and in Russia in order to use the international experience of combating terrorism and extremism. The necessity of improving a unitary control over the organization staff structure is investigated for the insurance of the combat capabilities and the ability to carry out operational service and service-fighting tasks independently

Текст научной работы на тему «Системы органов по противодействию терроризму и экстремизму за рубежом и в России»

Рудык О.И. Сравнительный анализ правового регулирования минимального возраста вступления в брак в отечественном законодательстве XX века

тривуня молодого ученого

6. Буева Л.П. Указ. соч. — С. 86—87.

7. Угринович Д.М. Обряды, за и против. — М., 1975. — С. 15—16.

8. Маркарян Э.С. Узловые проблемы культурной традиции // Советская этнография. — 1981. — № 2. — С. 80—81.

9. Чистов К.В. Традиция, «традиционные общества» и проблема варьирования // Советская этнография. — 1981. — № 2. — С. 106.

10. Власова В.Б. Об исторических типах традиционной ориентации // Советская этнография. — 1981. — № 2. — С. 113.

11. См.: Розов М.А. Традиция в науке // Степин В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. — М., 1995. — С. 57.

12. См.: Быченкова И.А. Традиция как объект гуманитарного познания / И.А. Быченкова, Л.С. Сычева // Науковедение. — 2001. — № 2. — С. 158—159.

13. См.: Бондырева С.К. Традиции, стабильность и преемственность в жизни общества / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. — М.; Воронеж, 2004. — С. 39.

14. См.: Носова И.В. Традиции как социальный феномен и объект социолого-информологического анализа. — Новосибирск, 2000. — С. 4.

15. Аверьянов В.В. Три аспекта традиции. — М., 1998. — С. 36.

16. См.: Батура А.А. Традиция как философско-культурологическая категория и ее социально-адаптационные функции. — Краснодар, 2000. — С. 81.

17. См.: Черниловский З.М. Досоциалистическое право: прогресс и преемственность//Советское государство

и право. — 1975. — №11. — С. 109; Бабаев В.К. О преемственности между социалистическими и прошлыми типами права // Советское государство и право. — 1975. — № 12. — С. 37; Неновски Н. Преемственность в праве. — М., 1977. — С. 121; Рыбаков В.А. О понятии преемственности в социалистическом праве // Вестник МГУ. — Серия: Право. — 1978. — № 1. — С. 45; Горшенев В.М. О преемственности в советском праве // Проблемы социалистической законности: Сборник научных трудов. — Харьков, 1980. — Вып. 6. — С. 22; Швеков Г.В. Преемственность в праве. — М., 1983. — С. 81; Наконечная Т.В. Преемственность в развитии советского права. — Киев, 1987. — С. 19—20; Колдаева Н.П. О преемственности в праве // Теория права: новые идеи: Сборник научных трудов. — М., 1991. — С. 4; Лейст О.Э. Сущность и исторические типы права // Вестник МГУ. — Серия: Право. — 1992. — № 1. — С. 49; Алексеев С.С. Теория права. — М., 1994. — С. 144; Литвинович Ф.Ф. Теоретические вопросы преемственности в праве // Вестник ВГЭУ. — 2009. — № 5 (43). — С. 3.

18. Рыбаков В.А. Указ. соч. — С. 47.

19. См.: Декреты Советской власти. — М., 1957. — Т. I (25 октября 1917 г. — 16 марта 1918 г.). — С. 247—249.

20. См.: Иоффе О.С. Вопросы теории права. — М., 1961. — С. 283.

21. См.: Свод законов Российской империи. — СПб., 1900. — Т. X. — Ч. I. — Кн. 1. — С. 1.

22. См.: СУ РСФСР. — 1918. — № 76—77. — Ст. 818.

23. См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. — 1969. — № 32. — Ст. 1086.

24. См.: Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.

Ж.М. Сайфиева

Сайфиева Жанна Мухамедовна — адъюнкт кафедры криминологии, психологии и педагогики Тюменского юридического института МВД России

E-mail: [email protected]

Системы органов по противодействию терроризму и экстремизму

за рубежом и в России

В статье автор рассматривает системы органов по противодействию терроризму и экстремизму за рубежом и в России в целях использования международного опыта борьбы с терроризмом и экстремизмом. Рассмотрена необходимость совершенствования единого органа управления, оргштат-ной структуры для обеспечения боевых возможностей и способности автономно выполнять оперативно-служебные и служебно-боевые задачи.

The author of the article examines the system of bodies for countering terrorism and extremism abroad and in Russia in order to use the international experience of combating terrorism and extremism. The necessity of improving a unitary control over the organization staff structure is investigated for the insurance of the combat capabilities and the ability to carry out operational service and service-fighting tasks independently.

Терроризм и экстремизм в последнее десяти- кальные меры, принимаемые повсеместно для

летие стали одной из острейших проблем всего обеспечения национальной безопасности, полномирового сообщества. Несмотря на самые ради- стью покончить с криминальными взрывами и зах-

ватом заложников, заказными убийствами и диверсиями на транспорте пока не удается.

В настоящее время в большинстве государств сложилась единая позиция по поводу основных принципов борьбы с экстремизмом и терроризмом. В зарубежных источниках встречаются упоминания о следующих основных положениях организации этой борьбы:

— пропагандистское обеспечение антитерро-ристическихдействий правительства, учитывая, что средства массовой информации играют важную роль в деле информирования общественности о современном терроризме;

— оказание помощи жертвам террористов;

— принятие соответствующего законодательства по усилению борьбы с терроризмом;

— организация эффективных мероприятий по усилению охраны важных объектов;

—координация антитеррористической деятельности правоохранительных органов1.

Российское законодательство декларировало подробный перечень принципов антитеррористи-ческой деятельности:

1) законность;

2) приоритет мер предупреждения терроризма;

3) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

4) сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

5) комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

6) приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;

7) минимальные уступки террористу;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контр-террористическихопераций;

9) минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, атакже состава участниковуказанныхопераций2.

На основе этих единых принципов строится ан-титеррористическая деятельность во всем мире. Между тем система органов, участвующих в борьбе с терроризмом, за рубежом различна. Несмотря на то, что отечественные правоохранительные органы в повседневной практике приобретают бесценный опыт противодействия этому явлению, в России процесс построения этой системы только начинается3. Поэтому международный опыт борьбы с терроризмом и экстремизмом, атакже системы построения этих органов представляют значительный интерес.

Полицейские службы многих государств пошли по пути создания специальных высокопрофессиональных антитеррористических подразделений.

В США в 1986 году создан Антитеррористичес-кий центр (АЦ), куда вошли все службы органов разведки. Его основными задачами являются сбор, обработка и анализ информации о террористических группах, выявление финансовой поддержки

государствами террористических организаций. ВАЦ работают профессиональные агенты из десяти различных учреждений, включая ЦРУ, Агентство национальной безопасности (АНБ), Агентство оборонной разведки (АОР), ФБР и Госдепартамент. Ихзадача — обеспечение стратегического предупреждения террористической деятельности на международном, национальном и региональном уровнях. Расходы на функционирование АЦ со времени его создания увеличились в четыре раза4.

Организационной особенностью антитеррористических подразделений стран Европы является создание их в рамках жандармских формирований (Франция, Австрия, Италия). Это, вероятно, объясняется тем, что они, хотя и выполняют значительный объем полицейских функций, являются в значительной степени армейскими подразделениями, что приближает подготовку личного состава спец-подразделений к подготовке военных разведчиков, диверсионных и антидиверсионных групп.

Богатый опыт борьбы с террористическими формированиями имеет Франция. Основные направления: борьба с воздушными пиратами, освобождение заложников, захват особо опасных преступников, разминирование взрывных устройств, подавление бунтов заключенных, конвоирование особо опасных заключенных, охрана видных государственных и общественных деятелей.

В этой стране борьбу с терроризмом осуществляет, главным образом, полиция. Однако укомплектование кадрами таких полицейских подразделений, подчиненных Министерству внутренних дел, возложено на специальное формирование военной жандармерии, входящей в структуру Министерства обороны.

Основными функциями Национальной жандармерии являются: поддержание общественного порядка и безопасности (втом числе, борьба с массовыми беспорядками); предотвращение и расследование уголовных преступлений и аварий на обслуживаемой территории и объектах; охрана правительственных зданий, военных и специальных объектов; контроль за дорожным движением и расследование дорожно-транспортных происшествий (за исключением внутригородскихавтодорог); проверка автотранспорта и водительских прав; горноспасательные работы; оказание помощи морским и речным судам, а также выполнение военно-полицейских функций на территории военных объектов. Благодаря своей организационной структуре, численности личного состава, знанию обстановки, людей и мест их проживания, жандармерия располагает всеми данными, необходимыми для эффективной правоохранительной деятельности.

Координацией деятельности всех звеньев французской системы борьбы с терроризмом занимается Национальный советбезопасности, состоящий из представителей заинтересованныхорганизаций. Деятельность служб, борющихся с террористическими проявлениями, направляет Бюро по координации борьбы с террористами (1ЮА1_Т), созданное

Сайфиева Ж.М. Системы органов по противодействию терроризму и экстремизму за рубежом и в России

Сайфиева Ж.М. Системы органов по противодействию терроризму и экстремизму за рубежом и в России

при МВД Франции. В его состав входят представители Главной дирекции внешней безопасности (разведки — DGSE), контрразведки (DST), политической полиции (RG), атакже представители Министерства обороны Франции, несущие службу в жандармерии (GN), и военной службы безопасности5.

Во Франции по необходимости вводится план «Вижипират», по которому усиливаются меры безопасности на всей территории страны. Этот план предусматривает привлечение армейских подразделений для патрулирования и охраны госучреждений, аэропортов, вокзалов, местбольшого скопления людей. Усиливается контроль также на пограничных пунктах.

На основании анализа статистических данных последних лет и оперативных сведений западногерманской полиции выделены главные тенденции современного этапа развития терроризма вГерма-нии, которые характерны и для большинства других стран Западной Европы. Прежде всего, отмечается рост численного состава террористических групп. Существенно расширились международные связи западногерманских террористических организаций с аналогичными преступными формированиями в других странах. Примером данной тенденции могут служить достаточно тесные связи формирования RAF (так называемой Фракции Красной армии — RAF) с террористическими группами Action Directe и FRAP, которые действуют соответственно на территориях Франции и Бельгии.

Они выражаются в обмене информацией между террористическими организациями, взаимных поставках оружия и взрывчатки, а в последние годы даже в планировании и осуществлении совместных крупных акций. Примером такой акции может служить взрыв бомбы в одном из крупнейших международных аэропортов ФРГ, который, поданным западногерманской полиции, был подготовлен совместно членами групп RAF и Action Directe.

Характерной особенностью современного этапа развития международных отношений террористических группировок, действующих в странах Западной Европы, считается их определенная направленность: главная цель, которой стремятся достичь путем расширения связей крупные террористические организации, в первую очередь RAF, состоит в создании международного террористического формирования. В 1972 году было зарегистрировано шесть первых преступлений с использованием взрывных устройств со стороны организации левых экстремистов, повлекших тяжкие последствия. Эта проблема значительно обострилась к середине 90-х годов. В настоящее время ежегодно отмечается около 200 террористическихак-тов с применением взрывных устройств.

Для противодействия террористическим организациям в ФРГ в 1972 году было создано в составе пограничной полиции специальное подразделение «Группа охраны границ 9» (GSG-9) для борьбы с захватом заложников. Эта группа укомплектована снайперами, специалистами по взрывным ус-

тройствам, химиками, радистами, снабжена разнообразным оружием, транспортными средствами, включая бронетранспортеры и вертолеты. В структурном отношении состоит из штаба и пяти групп, четыре из которых являются оперативными, а пятая занимается сбором информации и связью. Каждая оперативная группа (30 человек) подразделяется на секцию управления и пять боевых секций6.

Эксперты стран Запада считают GSG-9 наиболее эффективной в мире среди специализированных подразделений по осуществлению боевых ан-титеррористическихопераций.

В Великобритании имеется несколько специализированных подразделений, принимающих участие в операциях по локализации и пресечению террористических актов. Ядро Британской системы борьбы с террористами составляют воинские структуры. Они дополняются выделенными полицейскими формированиями, в числе которых Скотланд Ярд, а также разного рода частные бюро, специализирующиеся на оказании различныхуслуг по ан-титеррористической защите. Оперативной работой в этой области в Великобритании занимаются, прежде всего, контрразведывательные службы, а также Национальная криминальная разведывательная служба, имеющая в своем составе оперативный отдел.

Главным штурмовым подразделением Великобритании является Специальный военно-воздушный полк (SAS), подчиненный министру обороны. В нем проводится отработка действий на макетах самолетов, в частности, новых методов штурма самолетов, захваченных террористами. В сотрудничестве с министерством обороны ведутся эксперименты по использованию новых видов вооружения и снаряжения. В кризисных ситуациях SAS берет на себя охрану аэропорта Лондона и может вылететь в любую часть земного шара. По мнению международных экспертов в области борьбы с терроризмом, SAS является самым подготовленным штурмовым подразделением для проведения антитеррористических операций7.

Важная роль в антитеррористической системе Великобритании отводится охране, особенно в отношении государственных и общественных деятелей. В свое время деятельность в Великобритании боевиков Ирландской республиканской армии вынудила власти предпринять решительные меры, направленные на предотвращение террористических актов, в частности было создано специальное «кольцо безопасности». На магистралях, ведущих к центру Лондона, оборудованы дополнительные контрольно-проверочные пункты и усиленные посты с вооруженными полицейскими с собаками. Полицейским нарядам на этих пунктах предоставлено право останавливатьлюбоетранспортноесредство, въезжающее в город, производить его досмотр. За пределами центральной части города увеличено количество подвижных полицейских патрулей.

В Италии благодаря вовремя созданному Корпусу карабинеров пошла на спад волна террориз-

тривуна молодого ученого

ма. Благодаря активным действиям сил правопорядка и Корпуса карабинеров был положен конец активной деятельности террористической организации «Красные бригады» (БР). Успеху операции во многом способствовало создание глубоко законспирированного подразделения карабинеров, основные усилия которого были сосредоточены на сборе и анализе информации о террористах. Сотрудники этого подразделения получили право постоянного ношения гражданской одежды, им было разрешено отпустить бороды иусы. Крометого, они были обеспечены документами, скрывающими их принадлежность к Корпусу карабинеров8.

На сегодняшний день лидерами в области борьбы с терроризмом, бесспорно, являются спецслужбы Израиля. Одно из специальных контртеррористических подразделений службы безопасности Израиля — «Саэрэт Маткаль»9. Оно отличается крайней агрессивностью, высокой мобильностью, степенью выучки, умением инициативно мыслить в оперативной ситуации. Нельзя сказать, что они самые лучшие, но в ряду различных контртеррористических организаций «Саэрэт Маткаль» очень сильно выделяется. Считается, что по оперативной активности она занимает одно из ведущих мест в мире.

При международной полицейской организации «Интерпол» были созданы управления, комиссии и рабочие группы для борьбы с терроризмом и экстремизмом в масштабе всей планеты: управление Т, в состав которого входит группа «Треви»10. Это полицейская группа, которая обобщает и анализирует информацию, поступающую из Европы, Азии, Америки. Она регулярно проводит семинары, симпозиумы по вышеуказанной проблематике, активно участвует в составлении пособий, призванных помочь не только сотрудникам Интерпола, но и сотрудникам правоохранительных органов государств — членов Интерпола11.

В России на современном этапе в качестве специальных подразделений органов внутренних дел, принимающих участие в пресечении террористи-ческихактов, рассматриваются следующие подразделения:

— отряды милиции особого назначения (ОМОН);

— отряды милиции специального назначения (ОМСН);

— отряды милиции специального назначения внутренних войск МВД России (ОСН внутренних войск МВД России).

Практика применения специальных подразделений МВД России в специальных и контртеррористических операциях свидетельствует о том, что эти подразделения в целом способны действовать в особых условиях и выполнять поставленные перед ними задачи. Однако имеется и ряд существенных недостатков в оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности этих подразделений,

в частности, разные органы МВД (ОМСН относится к криминальной милиции, ОМОН — к милиции общественной безопасности, ОСН — к внутренним войскам МВД России) по-разному подходят к решению задач по предотвращению и пресечению преступлений экстремистского и террористического характера. Также наличие разных органов управления, финансирования, оснащения в целом не благоприятно влияет на конечный успех деятельности по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Контекстный анализ действующих нормативно правовых актов, регулирующих правовое обеспечение и организацию деятельности этих подразделений в особых условиях, показывает, что они не в полной мере отражают реалии, вызванные современными условиями, в которых им приходится выполнять задачи.

Таким образом, с целью повышения эффективности деятельности специальных подразделений МВД России по предотвращению и пресечению преступлений экстремистского и террористического характера, на наш взгляд, необходимо:

— совершенствовать организацию деятельности специальных подразделений МВД России по предотвращению и пресечению преступлений экстремистского и террористического характера, а именно сформировать единый орган управления, с единым правовым обеспечением деятельности;

— осуществить дальнейшее совершенствование оргштатной структуры данного органа в сторону обеспечения боевых возможностей и способности автономно выполнять оперативно-служебные и служебно-боевые задачи.

Примечания

1. Федеральный закон от 6 марта 2006 года № Э5-ФЗ «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 11. — Ст. 1146.

2. См. там же.

3. См.: Назаров А.Ю. Организационно-правовые и тактические основы деятельности органов внутренних дел по борьбе с терроризмом: Учебное пособие. — М., 2002.

4. См.: Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. — М.,1999. — С. 56—57.

5. См.: Нейландс Р. В зоне боевых действий / Пер. с англ. А. Гостева, К. Ткаченко. — М., 2005. — С. 387—388.

6. См. там же. — С. 390.

7. См. там же. — С. 402—403.

8. См.: Мелехин А.В. Организационно-правовой аспект деятельности силовых структур зарубежных стран: Учебное пособие / А.В. Мелехин, А.Р. Попченко; Под ред. А.В. Мелехина. — М., 1998. — С. 81—82.

9. См.: Линдер И.Б. По ту сторону зеркала / И.Б. Линдер, О.М. Нечипоренко, С.А. Титков. — С. 126—127.

10. См.: Овчинский В.С. Интерпол (в вопросах и ответах). — М., 2001. — С. 115—119.

11. См.: Бреслер Ф. Интерпол. — М., 1996.

Сайфиева Ж.М. Системы органов по противодействию терроризму и экстремизму за рубежом и в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.