Научная статья на тему 'Системы категорий б обучении и развитии психофизиологии человека'

Системы категорий б обучении и развитии психофизиологии человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системы категорий б обучении и развитии психофизиологии человека»

СИСТЕМЫ КАТЕГОРИЙ Б ОБУЧЕНИИ И РАЗБИТИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Д-р филос. наук, профессор В.И. Разумов

Омский государственный университет

1. Введение. Значительной проблемой в формировании специалистов в процессах обучения, специализации, переподготовки кадров является координация знаний и факторов, воздействующих на психологический и физиологический компоненты человека как целостную высокоорганизованную систему. К сожалению, в учебном процессе присутствует стремление развить и сбалансировать эти компоненты преимущественно на внешнем уровне, к примеру, в виде сочетания в учебном курсе предметов, нацеленных на физическую и психологическую подготовку обучаемых, а также через установление связей между отдельными дисциплинами и их блоками. При переходе к изучению специальных предметов большинство преподавателей исходят из априорной установки о том, что у будущего профессионала уже выработаны необходимые для работы психологические и физические навыки. В данном случае, как правило, не учитываются возможности синер-гетических эффектов, взаимно улучшающих психологические и физиологические параметры человека, что может стать доступным для реализации с помощью определенной программы. Это получает выражение в делении предметов на общеобразовательные и специальные, профилирующие и непрофилирующие; разграничении теоретических и практических компонентов в подготовке специалистов; ориентации процесса обучения на модель личности как совокупности ролей при игнорировании представления о сущности как неизменной основе человека.

Итак, сложившийся de facto процесс овладения профессиональными знаниями и навыками невольно содействует дисгармонизации самого человека. Это осуществляется через следующие противопоставления: подготовку в стенах учебного заведения, профессиональную деятельность, индивидуальный образ жизни.

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы указать на наличие реальной перспективы воздействовать на комплексное развитие психофизиологии человека на когнитивном уровне. Таким образом, открываются возможности, чтобы значительно глубже и разносторонне использовать процесс овладения обучаемым профессиональными знаниями, навыками и его подготовку к профессиональной деятельности. Реализация указанной цели предусматривает достаточно серьезное изменение взглядов на природу знания и суть обучения. Для того чтобы знание стало силой (Ф.Бэкон) и человек знал, чтобы мочь (П.Тейяр де Шарден), следует, во-первых, всегда наделять знание смыслом более общим, чем содержание описания предметной области; во-вторых, требуется уделить особое внимание средствами помощью которых реализуются восприятие, преобразование, передача знания; в-третьих, как сам процесс передачи знания, так и его усвоение

должны задействовать потенциал бессознательного, иррациональные, внелогические компоненты мышления. Наша статья посвящена теме использования познания для развития осмысленных корреляций психической деятельности с физиологическими процессами.

Представим некоторые возможности систем категорий (СК), способствующих координации организма (как целостной системы) через согласование психических и физиологических процессов. В частности, это возможно посредством межполушарного диалога. Предусматривается обсуждение следующих вопросов: выявление природы и определение СК; установление особенностей и уровней применения СК в познании и обучении; использование СК для формирования комплексного миропонимания и развития основ системного мышления; представление СК в ранге структур, обеспечивающих процессы параллельного мышления, комплексно воздействующего на образ жизни и психофизиологическую эволюцию человека.

Здесь будем придерживаться заложенного И.Кантом и С.Н.Булгаковым понимания категорий и СК. Суть вопроса состоит в представлении СК в роли структур, организующих восприятие и мышление. Знания о СК и перспективах их применения возможно развить в серии положений: 1) СК при условии соответствующих преобразований доступны для применения в познании и обучении; 2) всякая СК является продуктом концентрации когнитивного опыта и несет в себе закономерности и принципы универсального характера, поэтому СК позволяет не просто особым образом проинтерпретировать некоторую предметную область, а сразу проявить в ней группу объективных закономерностей ее организации и функционирования; 3) СК, как и ее отдельные категории, способны к практически бесконечному наполнению разнородной информацией об изучаемом; 4) с помощью СК удается выйти за пределы образования определений родовидового типа и перейти к формированию дефиниций в ранге динамических систем, представляющих собой комплекс из СК и дополняющего ее описания-комментария, что расширяет возможности взаимодействия текста и контекста; 5) СК выступает как основа для развертывания исследования в качественную модель предметной области, способную стать базой для возможного последующего построения ее математических моделей; 6) работа с категориями СК как самостоятельными единицами позволяет переходить от последовательного освоения материала к приемам его параллельной обработки; 7) в каждом конкретном случае СК способна выступать в ранге гештальта, обеспечивающего, с одной стороны, целостное и одновременно гносеологически емкое восприятие информации об объекте, с другой стороны, с помощью СК происходит завершение всякого когнитивного акта; 8) СК являются майевтическими инструментами, позволяя специалистам делать нетривиальные выводы на «привычном» материале; 9) СК могут быть представлены в формах блок-схем и категориально-символьных схем.

2. Системное представление Мироздания и опыты конституирования ситуаций. В начало комплексного подхода к организации учебно-воспитательного процесса и к решению задач по гармоничному развитию будущего специалиста заложим постулат о необходимом включении в его психологическое пространство СК, позволяющих представлять структуру знаний и определять механизмы взаимодействия их

важнейших разделов. В результате всякие решения, предлагаемые на самых высоких уровнях обобщения, могут вполне эффективно использоваться в конкретных ситуациях, включая и их конституирование.

Общей установкой для комплексного представления Мироздания средствами СК способен стать тезис о единстве следующих разделов знания: повседневности, искусства, религии, науки,техники. Взаимодействие указанных разделов представлено в схеме на рис.1, что делается с применением процедур, разработанных в одном из разделов категориально-системной методологии (8, разделы 1,3).

иск;

Рис.1. Пентаграмма и гомеостат взаимодействия разделов знания на общемировоззренческом уровне. Обозначения: ПВД — повседневность, ИСК— искусство, РЛ — религия, Н — наука, ТХ — техника.

Закономерности, обозначенные в пентаграмме и гомеостате, позволяют анализировать процессы управления разделами знания в рамках единой органичной системы. Причем становится доступным не только последовательное, но и параллельное (здесь — одновременное) рассмотрение компонентов, данных СК. В свою очередь, это способствует подключению механизмов межполушарного диалога, так как информация представляется одновременно в формах рационально интерпретируемой схемы и образа метафоры.

Высказанная ранее идея об использовании СК в качестве когнитивных инструментов, позволяющих транслировать практически любые общие построения на всякую специализированную область деятельности. может быть хорошо дополнена СК, выражающей в формах пентаграммы и гомеостата деятельность по подготовке и реализации проекта в масштабах подготовки и функционирования малого предприятия (рис.2).

Рис.2. Пентаграмма и гомеостат подготовки и реализации проектной деятельности в применении к малому предпринимательству. Обозначения: М — материалы, ИД — идея, П — проект, О У— организация управления, Д — деятельность, МП — малое предприятие.

В схеме на рис.2 демонстрируется также общий алгоритм развития проектной деятельности от факта наличия ресурса (материала) и идеи до полезной производящей деятельности. Это может найти применение при конструировании или воссоздании любой ситуации, планировании конкретной организации или формы деятельности.

3. Важнейшие аспекты синтеза компонентов интеллектуальной культуры и системное представление объектов нового поколения. На рубеже веков и тысячелетий все большее значение приобретает тезис о том, что всякая специальная деятельность становится эф-

фективной постольку, поскольку оно встроена и согласована с глобальными процессами эволюции Мироздания, Планеты, Человека. Данный тезис предусматривает деятельность по нескольким направлениям. Во-первых, это совершенствование когнитивного аппарата с активным вовлечением потенциала системного мышления. Во-вторых, значительную роль здесь приобретает работа над фильтрами, с помощью которых осуществляются акты восприятия, представления и, вообще, любая переработка информации субъектами. В роли фильтров такого рода в настоящем случае рассматриваются СК. Усовершенствование методов системных исследований нуждается в дополнении, а это выход на новый класс объектов, отличающихся более высокой организацией. Обращение процессов познания и обучения к таким объектам соответствует требованию «правильного видения» восьмеричного пути в учении Будды. В-третьих, значительным тормозом в совершенствовании познания, обучения и особенно применения полученных знаний и навыков на практике является разрыв в работе над психологическим и физиологическим потенциалом индивида. Огромные ресурсы для развертывания многочисленных качеств и функций человека заключены в гармонизации его психофизиологических возможностей.

Остановимся на выявлении объектов нового класса системной организации и описании их важнейших свойств. Для адекватного понимания объектов такого рода следует принять, что в их генезисе и отображении затрагиваются серьезные метафизические и онтологические основания. К примеру, по мнению А.А.Краук-лиса, всякая экосистема включает три начала, каждое из которых привносит следующие функции: фиксированная основа — инертность, обменно-транзитная часть — мобильность, биотическая (жизненная) основа — активность, адаптация, саморазвитие (2, 24). Идея о трех системообразующих началах во всяком объекте поддается хорошей интерпретации в концепции активного качества. В ее рамках в любом объекте выделяются компоненты подкачества, объект-качества, интегративного качества (8, раздел 2). Богатые аналогии сказанному даст соотнесение данной идеи с метафизикой и онтологией индийской философии, а именно — с учением о трех гунах, определяющих бытие материальных объектов (тамас, раджас, саттва). Заметим, учение о гармонии трех гун имеет определяющее значение не только в Аюрведе, но и распространяется в практике современного менеджмента (2).

Теперь, остановимся на важнейших принципах, или общесистемных установках. Их знание требуется для того, чтобы адекватно воспринимать и понимать объекты более высокой (чем при использовании распространенных мыслительных технологий) степени организации, переходить от их полагания на уровнях метафизики и онтологии к привычным для науки, преподавания и управления формам передачи знаний.

1. Холистический подход к объекту принимается в качестве определяющего для всех этапов подготовки и выполнения научного исследования, построения учебного курса. Это предусматривает отношение к объекту как к органичной целостности, а в случае многодисциплинарного исследования —как к многофункциональной системе. Для того чтобы данный принцип не ограничивался только декларацией, имеет смысл конкретизировать его в следующих положениях: во-первых, аппарат СК ориентирует на восприятие объекта как органичной целостности; во-вторых,

работа по интерпретации сложного объекта как целого в СК предусматривает переход в режим его медитативного освоения, граница между рациональным и иррациональным сглаживается, и осуществляется холистическое постижение реальности.

2. При прогнозировании вариантов с учетом холистического подхода к объекту не следует ограничиваться одним сценарием изменений системы. Опасно останавливаться и на двух противоположных сценариях, что почти неминуемо делает противоречия системы неуправляемыми1, а в социально-экономические системы привносит конфликт. Число таких сценариев должно быть не меньше трех. Три сценария оказываются тем минимумом, который, с одной стороны, позволяет интерпретировать ситуацию в СК активного качества, с другой стороны, триада сценариев хорошо ассоциируется с упомянутыми выше тремя компонентами систем. А из комбинации сценариев с учетом синергетических эффектов формируется интегральная тенденция развития объекта.

2.1. Множества сценариев развития взаимодействуют между собой с проявлением синергетических механизмов. При этом одним из инструментов управления развитием системой является перераспределение ресурса с учетом расстановки приоритетов для каждого из сценариев. В данном смысле управление системой может осуществляться в следующих режимах: 1) косвенного управления, осуществляемого через задание и изменение правил распределения ресурса в системе; 2) прямого управления, когда регулирующие воздействия направлены на управляемые подсистемы непосредственно. Здесь уместно напомнить о том, что последние методы имели широкое распространение в административно-хозяйственном механизме СССР.

3. Успешное решение стратегических и тактических задач управления развитием системой тесно связано с переходом от жестких к мягким методам. Современная парадигма управления предусматривает планирование и осуществление воздействий на систему такого рода, что за основу берутся уже проявляющиеся в системе изменения, которые классифицируются в рамках избранной стратегии развития как позитивные, нейтральные, негативные. Сами же управляющие воздействия на систему можно выразить с помощью афоризма: плохого — не допущу, хорошему — не помешаю. Одним из эффективных средств осуществления такой парадигмы управления является перераспределение ресурса, что реализуется, например, в механизмах регулирования элементами в пентаграмме и гомеостате (рис. 1,2).

4. Современный подход к пониманию социально-экономических систем предполагает пересмотр отношения к понятиям рынка, конкуренции, кооперации. Заметим, de facto это уже осуществлено постиндустриальными странами. Всякая сложная система, начиная с сообществ микроорганизмов и продолжая социальными группами, городами, регионами и ноосферой в целом, развиваются с учетом взаимосогласования процессов кооперации и конкуренции. При этом кооперация более значима в средах, бедных ресурсами, где за счет нее определяются магистральные направления развития системы, конкуренция же, напротив, становится преобладающей там, где уже накоплены избытки ресурсов и с ее помощью осуществляется корректировка уже выбранных сценариев по типу отрицатель-

ных обратных связей (4). К примеру, акцент именно на кооперацию, а не на директивные воздействия на конкурирующих субъектов «свободного» рынка был сделан при переходе к планированию стратегического развития города (9). Идеология работы с противоположностями систем в режиме конфронтации должна замещаться практикой работы с противоречием как с механизмом, позволяющим реструктуризировать и перераспределять ресурсы систем.

5. Стереотипы внешне ориентированного и достаточно агрессивного подхода к окружающей среде отчетливо проявились в административно-хозяйственной системе СССР. В настоящее время в России для большинства субъектов управления доминирует следующая установка—только наличие ресурса обеспечивает для системы благоприятные перемены. В отношении к данному стереотипу выскажем два соображения.

5.1. Всякая система располагает ресурсами по определению. Вопрос только в том, что в каждом конкретном случае их следует выявить, а затем оптимальны м образом реструктуризировать и перераспределить, а для этого необходима инфраструктура, связывающая отдельные компоненты (подсистемы) в конкретную единую систему, одной из функций которой будет осуществление эффективных движений между подсистемами вещественных, информационных, энергетических ресурсов.

5.2. Движениями ресурсов в системе можно управлять оптимальным образом, ориентируясь на положения 2.1 и 4.

6. Существует еще один недостаток, связанный с отношением к отсутствию ресурсов как к абсолютно негативному положению дел. Обусловлено это, на наш взгляд, тем, что преобладающей мыследеятельностной установкой в российском менталитете выступает «ян-идеология»2, в рамках которой примат отдается насту пательности, агрессивности, стремлению проникнуть куда-либо, овладеть чем-либо и др. Действительно, в рамках такой идеологии отсутствие — это всегда трагедия. Вместе с тем культура Китая выделяет уравновешивающее ян начало инь. «Инь-идеология» — это акцент на внутреннюю активность, подготовку пустоты к тому, чтобы она смогла быть наполненной. Для примера укажем на ситуацию, сложившуюся в Омском регионе, а также в России в целом, как сигнал к тому, что настало время для серьезной внутренней работы, начиная с определения целей, смыслов, приоритетов развития. По мере завершения такой работы неизбежно наступит переход к реализации внешней активности, подчиняющейся в основном хорошо знакомой «ян-идеологии». К большому сожалению, в практике деятельности силовых структур России «инь-идеологии» уделяется чрезвычайно мало внимания. В качестве примера ее использования можно сослаться на опыт расследования преступления, описанный Ф.М.Достоевским в «Преступлении и наказании».

7. Стратегическое планирование в области проектов разнообразного плана тесно связано с учетом фактора времени. В этой связи при экспертизе стратегических планов следует учитывать соотношение скорости изменений объектов и предполагаемую скорость реализации планов. Требуется глубоко осмыслить фактор времени в экономических системах. Возможно, в перспективе речь пойдет о хроноэкономике. Это

1 Тема управления внутренним противоречием в системах разрабатывается в гомеостатике (1).

2 Имеются в виду субстанции инь и ян китайской философии.

может быть развернуто в такие задачи, как установление природы времени в экономических системах; анализ внешнего и внутреннего времени для экономических систем; образование и динамика ритмов в экономических системах; связь экономических ритмов и ритмов, свойственных человеку (длинные кондратьевские циклы и околосуточные ритмы, определяющие основные психофизиологические процессы у человека); оптимизация воздействий на социально-экономический объект с учетом его внутреннего времени и ритмов до интеграции их в единое внутреннее время и генеральный ритм целостной системы.

8. Стратегическое планирование в сферах науки, образования, подготовки разнообразных проектов немыслимо без применения математических моделей. Однако их применение к сложному объекту, например к мегаполису, требует его предварительного содержательно-образного описания и представления в форме системы определенного типа (4). Здесь уместно воспользоваться методами подготовки многодисциплинарных исследований (7;9). На основе этих методов строится качественная модель соответствующей системы. Затем с ее помощью предметная область выражается в форме, доступной для использования математических методов.

Системный подход, реализуемый в аспектах СК и предусматривающий совершенствование психофизиологических возможностей человека, позволяет не только отнестись по новому к объектам, привычно выделяемым из окружающего нас Мира, но и перейти к выявлению в Мироздании систем нового типа. Они отличаются организацией и поведением более высокого уровня. В принципе, их уместно определять как базовые объекты, знания, о которых позволяют организовать наш опыт и практическую деятельность. Такие объекты имеют информационную природу и описываются в теории динамических информационных систем. В целом для описываемых здесь объектов, подпадающих под определение динамических информационных систем, характерны свойства адаптивности, автономности и вовлеченности в процесс саморазвития Мироздания, основанный на их способности к саморазвитию (10). Здесь затрагивается вопрос, лежащий на пересечении интересов гносеологии,педагогики и психологии, он заключается в проблеме выделения из универсума тех или иных локальных образований, рассматриваемых в дальнейшем как объекты познания, изучения, перцепции. Каковы критерии, позволяющие отличать реалию Мироздания, от искусственной конструкции — плода человеческого произвола.

Инструментарий для работы с СК, развиваемый в категориально-системной методологии, делает возможным подготавливать психофизиологические ресурсы специалиста к взаимодействию с объектами нового типа. Это затронет ряд проблем, в частности, выявление и выделение определенных отдельных телесных образований, отношений, процессов как реалий Мироздания; соотношение целого и частей, системы и элементов на базе теории активного качества (10); поиск аналогов абстрактных и идеальных объектов в практике; обнаружение соотношений внешнего и внутреннего, видимого и невидимого и их конкретизация относительно трех позиций локализации субъекта: 1) субъект ассоциирован с внешним (видимым), 2) субъект расположен в области внутреннего (невидимого), 3) субъект находится на границе сред (переходная зона, мембрана).

4. Некоторые новые формы и методы постижения действительности. Понятие параллельного мышления. Идеи, сформулированные в настоящей работе, имеют целью продемонстрировать возможности развития общего и профессионального образования по интенсивному пути, что предусматривает комплексное воздействие на психофизиологический потенциал индивида. В основу декларируемого здесь подхода положены принципы осмысленного сверх-усилия и восприятия реальных объектов, которые получают развитие и осмысливаются в идее параллельного мышления. Оно представляет собой сопровождение соответствующими мыслительными актами двух и более различающихся существенно, но осуществляемых одновременно (как единый процесс) родов деятельности. С целью приобретения навыков параллельного мышления вместе с возможностями его дальнейшего совершенствования и применения в жизненной практике уместно расшифровать метафорическое значение принципа осмысленного сверх-усилия. Здесь предусматривается такое отношение к значительным нагрузкам, когда перегрузка физиологического и (или) психологического планов одновременно осмысливается в ряде таких аспектов, как необходимое упражнение по развитию у себя определенных качеств; усилие, дополнительно развивающее непосредственно не задействованные сейчас возможности человека (психологические/физиологические); действие, позволяющее решить не только некоторую внешнюю задачу (исследовательскую, проектирования), но и достигнуть очередной ступени в саморазвитии.

Понимание принципа «восприятия реальных объектов» требует пересмотра гносеологической парадигмы, утвердившейся в европейской философии как результат ревизии теории и практики познания, произведенной И.Кантом. При этом одной из серьезных недоработок является то, что внимание специалистов занято преимущественно темой возможности и адекватности познания объектов окружающего мира, в то время как само выделение из меонической среды универсума неких реалий есть не только первичный вопрос гносеологического учения, но и средство для преодоления разрыва между гносеологией и онтологией. В этом смысле теоретические наработки как раз и должны настроить фильтры восприятия таким образом, чтобы через выраженные в теориях прототипы человеческому уму становились доступными именно реальные объекты. Работа с реальными объектами представляет собой путь от множественного к Единому или Всеединому, отвечающему статусу истины по Вл.Соловьеву.

Обратимся теперь к технологиям параллельного мышления, реализуемым с помощью СК. Как было объявлено выше, параллельное мышление предусматривает, что индивид совершает одновременно ряд расходящихся наподобие веера действий. К примеру, для решения сложной творческой задачи человек отправляется на тренировку, готовит обед, совершает экстремальное воздействие (длительное пребывание в холодной воде, огнехождение и пр.), погружается в сферу эмоционального общения, занимается художественным творчеством, нисколько не отходя от поставленной задачи. С позиций традиционных представлений о физиологии высшей нервной деятельности данный подход неправомочен. Здесь имеет место нарушение принципа доминанты Ухтомского, согласно которому в коре головного мозга одновременно не

должно быть более одного очага возбуждения, ответственного за один определенный вид деятельности. Нарушение этого принципа, к примеру, чтение книги во время еды, ведет к нарушениям психосоматических механизмов, обеспечивающих все эти действия и, как следствие, к перегрузке не только центральной нервной системы, но и всего организма, что ведет к неврозам, нейро-циркуляторным дистониям, разнообразным соматическим патологиям, связанным с нарушением координации внутренних ритмов.

Суть параллельного мышления состоит в том, что в данном случае предусматривается выход за пределы действия принципа доминанты. Это можно осуществлять по мере освоения принципов «осознанного сверхусилия» и «восприятия реальных объектов» с того момента, когда, по словам А.Пуанкаре, человек научается запускать машину бессознательного. Относительно метафоры веера уместно вообразить, что сформулированная и погруженная в область бессознательного задача оказывается в роли ручки, куда сходятся все пластины веера. Началом работы в данном направлении способны послужить упражнения с разделами знания, представленными на рис. 1 в формах пентаграммы и гомеостата. Содержание упражнений в том, чтобы раскладывать любую интересующую ситуацию на пять составляющих ее компонентов: повседневность, искусство, религия, наука, техника. Затем взаимодействия между этими компонентами упорядочиваются в соответствии с закономерностями у-син и гомеостатики, а после и на основе этого ситуация вновь начинает восприниматься как единая. С позиций параллельного мышления любая жизненная ситуация мыслится индивидом как творческая задача по объединению множества процессов, осуществляемых ранёе как отдельные. Фактически параллельное мышление придает всякому жизненному акту когнитивную компоненту.

СК выступают в ранге когнитивных инструментов, позволяющих реализовать идею параллельного мышления. Всякая СК предусматривает, что каждый из ее категориальных элементов сцеплен с одним из сценариев решения задачи. В целом СК, за счет зафиксированных в ней закономерностей организации и взаимодействия категориальных элементов, призвана обеспечивать синергетический эффект (ручка веера) как итог в согласовании сценариев решения задачи на тех же закономерностях, на которых согласованы категориальные элементы соответствующей СК (6). Работа над параллельным мышлением разворачивается как деятельность по расширению осознания, заключающая психологические и физиологические аспекты индивидуального развития. Успех в развитии навыков параллельного мышления определяется по мере того, насколько гармонична психосоматическая среда человека, как в ее развитие вовлекаются сверх-усилия, способности восприятия реальных объектов, выявление в каждом жизненном процессе когнитивного компонента.

Теперь остановимся на некоторых аспектах, характеризующих параллельное более подробно. Психофизиологической основой для работы с СК, которые, как показано в примерах на рис. 1,2, сочетают рациональную и символьную формы выражения знаний, является сбалансированное вовлечение в мыслительный процесс потенциалов левого и правого полушарий головного мозга, а также активизацию межполушарного диалога. Работа с перечисленными

когнитивными инструментами предусматривает также привлечение ресурсов подсознания и сверхсознания. В частности, приводимые здесь методы способны выступить средствами для наведения управляемого творческого транса, способствуя значительному повышению интеллектуальной продуктивности человека. В качестве одного из приемов обратимся к работе с двумя противоположными по смыслу идеями. Ожидаемый результат — выход на уровень осмысления, где противоречие становится фактором, участвующим в рождении гармонии.

Далее попытаемся коротко охарактеризовать основные свойства параллельного мышления и дать простые рекомендации для овладения им.

1. Даже одна какая-либо исследовательская тема, жизненная ситуация разрабатываются одновременно по нескольким направлениям, при этом такие ветви связываются друг с другом ассоциативно. Иначе говоря, нет ничего, что не было бы связано с процессом психофизиологического совершенствования человека, и такой процесс осуществляется в единстве множества задач и ситуаций, с которыми сталкивается человек на всех уровнях своего существования. На самом деле нет ничего такого, что отвлекало бы индивида от саморазвития, задача заключается в том, чтобы увидеть внутреннее единство в многообразии жизни, научиться проводить ассоциации между разрозненными ее фрагментами, а также выбирать именно те задачи и входить в такие ситуации, которые соответствуют плану индивидуального развития и наиболее полезны человеку в данный момент. Поэтому ничто не должно восприниматься как внешнее и излишнее, напротив, через ассоциативные возможности мышления следует находить сходство во всех сценариях ветвлений жизни и добиваться синергетичес-кого эффекта. Много полезного материала можно обнаружить в произведениях Г.Гессе, Х.Л.Борхеса, М.Павича, в притчах суфийских мастеров.

2. Работа рефлектирующей мысли должна первоначально выделить все элементы системы жизнеобра-за так, чтобы, во-первых, в них сохранялись полнота и гармоничность индивидуального бытия, во-вторых, такой жизнеобраз, как система, должен быть скоординирован с представлениями об устройстве Мироздания (хотя бы на уровне представления разделов знания в схеме на рис, 1). Следующий шаг по развитию жизне-образа состоит в установлении взаимодействий между его элементами. Критерием эффективности окажется то, насколько полно вовлекается в ресурс целостной системы потенциал каждого отдельного проявления жизненного пути индивида.Таким образом, параллельное мышление может быть проинтерпретировано как версия реализации холистического подхода.

3. В параллельном мышлении преодолеваются такие ограниченности обыкновенного интеллектуального процесса, как однокомпонентность, противоречивость, неодновременность протекания актов мышления в ответ на внешние воздействия. Происходит это постольку, поскольку, во-первых, всякая СК строится из трех и более категорий, где противоречие определяется распределенным отношением по обмену ресурсов между множеством различных элементов системы; во-вторых, СК представляет собой конструкцию, где воздействия извне компенсируются за счет косвенных воздействий на элементы системы (см. механизмы работы цикла у-син (8)); в третьих, каждая СК рассматривает-

ся как самодостаточная, где нарушения в категориальных элементах квалифицируются как состояния избытка/недостатка, а регулирующие воздействия, по аналогии со старокитайской медициной, являются актами отнятия/прибавления ресурса.

4. При конструировании и работе с любой системой следует устанавливать корреляции между внутренними изменениями в элементах систем с переменами в параметрах взаимодействия между ними. Это хорошо прослеживается при изучении взаимодействий элементов цикла у-син, когда смена активного и пассивного начал в каждом из элементов меняет характер его взаимодействия с остальными элементами данного цикла. Подобный механизм получил объяснение в принципе противоречия (8, раздел 3), где в его формулировке динамика противоречия связана с внутренним движением каждой из противоположностей. Развернутое представление холистическая идея получает в анализе процессов информационного функционирования динамической информационной системы (10).

Параллельное мышление включает в работу мысли триграмму: бытие, понимание, знание, где его механизм нацелен именно на обеспечение процессов понимания как операции, связующей конкретные уровни знания и бытия. Излагаемые представления не ограничиваются в строгом смысле слова «знаниевым» подходом, а позволяют расширять познавательные возможности до уровня способности, позволяющей индивиду подключаться к процессам саморазвития Мироздания.

Этический принцип является еще одним элементом, завершающим триаду, лежащую в основании параллельного мышления. В качестве примера приведем интересную мысль, высказанную В.П.Гочем. Загрязнение людьми места, где они живут, собственного организма, психики разнообразными шлаками взаимносогласованно. Нельзя очистить одно, оставив грязным что-то другое (3,6). Нравственные качества человека всегда были и будут инструментами, ускоряющими или ограничивающими прогресс человека. Это известно в классической йоге и подтверждается современными специалистами, исследующими механизмы творчества.

5. Заключение. Понятие «параллельное мышление» вводится для того, чтобы обозначить возможности, открывающиеся перед познающим субъектом за счет организации мыслительного процесса по решению нескольких задач одновременно. Параллельное мышление не ограничивается только областью науки, а предназначено для того, чтобы использовать возможности любой творческой работы для гармонизации человека, активно вовлекая его в освоение Мироздания, используя при этом как потенциал разделов знания, так и разнообразные отрасли практики. Таким образом, параллельное мышление способствует не только эффективному решению задач научно-практического и образовательного планов, но и деятельному включению человека в окружающую среду.

Развитие навыков параллельного мышления на базе СК предусматривает вполне определенный подход к организации (самоорганизации) психофизиологических тренировок.

1. Достижение результата в области психологической или физиологической подготовки должно быть ориентировано на поиск и нахождение специфического эффекта в другой области (парность и множественность эффектов). Это достигается при условии

высоких и свервысоких нагрузок и осмысленности человеком всех своих действий.

2. Всякий конкретный успех, достигнутый индивидом в совершенствовании физиологических, психических параметров, есть одновременно ступенька, достигнутая человеком в процессе индивидуального саморазвития.

3. Психофизиологические тренировки, особенно в аспекте параллельного мышления, предусматривают в отношениях с людьми переход от практики манипуляций к творчеству взаимовыгодных отношений. Мысль о единстве всех совершаемых действий расширяется уже до идеи единства людей. А основой для их объединения способна служить практически любая ситуация. Важным критерием здесь выступает умение использовать, перерабатывать энергию конфликта в целенаправленные созидательные действия. Все великие реформаторы, религиозные деятели обладали такой способностью.

4. Знание приобретает ранг могущества тогда и только тогда, когда с его помощью в психофизиологической системе индивида складывается комплекс, ответственный за определенную способность, открывающуюся для человека. К примеру, одна из основополагающих идей китайской философии заключается в преобразовании развившегося инь в ян. В русле предпринятого исследования представляется уместным сопоставить понимание данного принципа с совершенствованием способностей переработки организмом человека холода (инь) в тепло (ян), соответственно для хозяйствующего субъекта дефицита — в обилие ресурса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горский Ю.М. Основы гомеостатики: (Гармония и дисгармония живых, природных, социальных и искусственных систем).— Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998.

2. Готвальд Ф.Т., Ховальд В. Аюрведа в бизнесе. Система оздоровления личности, рабочего места и предприятия / Пер. с нем. А.Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

3. Гоч В.П. Причина и карма. — СПб.: Издательско-книготорговая фирма «Марина», 1995.

4. Заварит Г.А. Анти-рынок в природе // Природа. — 1995,— №3.

5. Разумов В.И. Экология и безопасность жизнедеятельности: Материалы лекций и методические указания. — Омск: Диалог Сибирь: Наследие, 1998.

6. Разумов В.И. Интеллектуальные технологии в преподавании специальных дисциплин // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 1999. — № 3-4(11-12).

7. Разумов В.И. Онтологические основания и методология подготовки многодисциплинарных исследований // Математические структуры и моделирование: Сб. науч. тр./Подред. А.К.Гуца. — Омск: Омск. гос. ун-т, 1999.— Вып.З.

8. Разумов В.И. Категориально-системные методы в подготовке научных кадров: http://wvvw.ic.omskreg.ru/ -cognitiv.

9. Разработка стратегического плана развития r.OMCKa = Working on the Strategic plan of Omsk development: Вып.2 // Проект концепции стратегического развития города Омска / Под общ. ред. A.A. Колоко-лова. — Омск: Курьер, 1999.

10. Разумов В.И., Сизиков В.И. Математические и философские начала теории динамических информационных систем: Спецкурс для студентов и аспирантов естественнонаучных специальностей. — Омск: ОмГУ, 2000; http://newasp.omskreg.ru/tdis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.