Научная статья на тему 'Будущее науки и когнитивные аспекты подготовки профессиональных ученых'

Будущее науки и когнитивные аспекты подготовки профессиональных ученых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разумов Владимир Ильич

В статье излагаются предложения по использованию внутренних ресурсов человека в подготовке и проведении научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Science future and cognitive aspects of professional scientists training

Omsk Institute MGUK In the article the suggestions on using inner men's resources in preparing and carrying out scientific researches are stated.

Текст научной работы на тему «Будущее науки и когнитивные аспекты подготовки профессиональных ученых»

В.И.РАЗУМОВ

БУДУЩЕЕ НАУКИ

Омский институт и КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ

Московского государственного

ПОДГОТОВКИ

университета коммерции УДК 378:001.891

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕНЫХ

В СТАТЬЕ ИЗЛАГАЮТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ ЧЕЛОВЕКА В ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Я только ту науку признаю достойной священного имени науки, которая расчищает мне жизненный путь.

Н.К.Михайловский

1. Введение. Будущее российской науки в значительной мере определяется работой по подготовке молодых ученых в секторах академической, вузовской и отраслевой науки. Дополнительный импульс к разворачиванию деятельности в указанном направлении придает усовершенствование, в том числе за счет применения средств дистанционного обучения, системы послевузовского образования. Однако следует отметить, что подготовка профессиональных ученых проводится на основе экстенсивного подхода, когда определяющим фактором оказывается более углубленное изучение избранного предмета научной специализации, а также философии (основ современного естествознания), иностранного языка и прочих дисциплин в рамках экзаменов кандидатского минимума. То есть, уделяя большое внимание и время продлению освоения вузовской программы будущим ученым, развитию его познавательных способностей практически не уделяется внимания. Ситуация напоминает такую форму организации спортивных тренировок, когда основное внимание уделяется выполнению упражнений, действующих на уровне развития некоторых общих и специальных навыков (общая физическая подготовка, скорость реакции и др.), но не тех навыков, которые способствуют наращиванию мастерства, позволяя выходить на новый уровень результатов, в избранном виде спорта. Возвращаясь к науке, отметим, что важнейшей задачей подготовки квалифицированного ученого является именно развитие у него познавательных, креативных способностей, проявляемых в дальнейшем в умении профессионала формулировать и осмысленно выбирать проблемы, выделять исследовательские задачи, разрабатывать гипотезы и строить модели их решения, планировать исследовательский процесс. Перечисленные умения являются инвариантными для ученого любого профиля, поэтому их развитию следует уделять особое внимание К сожалению, данной теме уделяется сравнительно малое внимание, причем результаты, полученные в области технологизации исследовательского процесса (подготовка научных отчетов, статей, диссертаций) [1-3], не затрагивает существа вопроса, а оно заключается в когнитивной подготовке профессионального исследователя. Сложившаяся ситуация способствует усилению ряда негативных тенденций, проявляющихся не только в науке, но и осложняющих ее включение в культуру и цивилизацию. В перечень таких тенденций включим следующие: продолжение дифференциации и узкой специализации наук; сохранение и даже углубление разрыва между гуманитарными дисциплинами, естественными науками, технознанием; обособление науки среди других отраслей культуры (искусство, повседневность, религия); сведение понятия личность ученого к одной из множества

социальных ролей, а именно индивида, занимающегося научной деятельностью, что порождает особые формы научного аскетизма, возникающего у некоторых ученых, способствуя их противопоставлению иным сферам бытия и людям, не связанным с наукой.

2. Развитие когнитивного потенциала ученых средствами категориально-системной методологии. В

качестве постулата выскажем утверждение о том, что перечисленные трудности порождаются в первую очередь преобладанием экстенсивного подхода к подготовке профессиональных ученых, перегружаемых узкоспециализированными знаниями и общими знаниями при слабой подготовке мыслительных способностей, позволяющих перерабатывать и синтезировать значительные объемы разнообразной информации. С целью конкретизировать предложения, развиваемые здесь, будем использовать термин "когнитивность", определяя его так: когнитивность - это способность субъекта научной деятельности к самосохранению и саморазвитию через целенаправленное решение исследовательской задачи, причем последнее не исчерпывается областью научной специализации, а относится к самым разным областям жизнедеятельности, включая повседневность (бытовые ситуации). В данном смысле когнитивность заключает в себе потенциал для развития исследовательских способностей, которое не исключает, а координирует специализацию с сохранением хорошей адаптации к самым разнообразным ситуациям. Таким образом, основным фокусом в жизнедеятельности ученого становится формирование им определенного образа жизни, а уже в его рамках узкая профессиональная ориентация выступает центром, организующим мышление, деятельность и сферу отношений индивида с окружающим миром. С одной стороны, профессиональный ученый должен усмотреть в своей, сколь угодно специализированной тематике, компоненты, механизмы, структуры, типа инвариантов, знание которых находит широкое применение за пределами науки. С другой стороны, самые разные проявления жизни также могут и должны служить ему областью поиска универсальных конструкций, проявления которых доступны для интерпретации в терминах конкретной предметной области, способствуя ее развитию. В этом смысле научная деятельность становится основой для вполне осмысленного полноценного и гармоничного образа жизни, когда познание есть инструмент, расширяющий область взаимодействий человека с миром. Тем самым научная деятельность и образ жизни ученого близок пути джнана-йоги Веданты.

Разумеется, есть многочисленные способы развития познавательных способностей, но, к сожалению, в

традициях сциентистски ориентированной интеллектуальной культуры, методики и приемы, способствующие их усовершенствованию лежат за пределами конкретных исследовательских процедур. Это могут быть психотренинги разного рода, деловые игры и др. Данные формы хороши, но они лежат за пределами конкретных научных дисциплин и даже многодисциплинарных исследований.

В настоящей работе остановимся на категориально-системной методологии (КСМ), которая может применяться в следующих режимах: подготовки научных исследований, решения конкретных -познавательных задач, тренинга мыслительных способностей. Разработки в области КСМ послужили основой для защищенной докторской диссертации по философии, а также они реализованы в интернет-монографии, выполненной по гранту Института Открытое Общество [4].

КСМ представляет собой класс методов мышления, базирующихся на использовании категорий. При этом категории рассматриваются в трех аспектах: 1) как род бытия, т.е. с их помощью фиксируются ключевые, системообразующие компоненты действительности вне зависимости от масштаба изучаемого вопроса; 2) в качестве родов знания, когда категории выполняют функцию гносеологической компактификации информации, причем с условием, что в них сохраняются важнейшие качественные и сущностные характеристики объекта; 3) в роли структур, организующих мыслительный процесс на стадиях интериоризации информации, ее переработки, включая запоминание и извлечение из памяти, и экстериоризации.

КСМ представляет собой комплексную технологию мышления. Отдельные методы КСМ построены на принципах и закономерностях философского, системно-кибернетического и общенаучного содержания. Поэтому с помощью приемов КСМ решается ряд задач: 1) интерпретация и организация знаний об объекте естественными выразительными средствами (живой язык и образы) с сохранением содержательных особенностей, 2) перенос на интерпретируемый в конкретном методе КСМ материал, зафиксированных в нем закономерностей, и толкование изучаемого предмета с их учетом; 3) оформление представлений об исследуемом предмете в ранге качественной модели.

КСМ разворачивается в трех основных направлениях. Первое. Категориальные схемы традиционного типа, в разработке и применении которых заложены приемы рационального мышления и способы представления информации в формах блок-схем и органиграмм. Второе. Категориально-символьные схемы, где символы древней философии и мировой культуры рассматриваются в роли носителей определенных закономерностей и принципов. Такие конструкции получают толкование как инструменты, позволяющие интерпретировать и преобразовывать информацию в качестве систем определенного типа. Разработаны приемы, позволяющие проводить процедуры конверсии информации меходу категориальными схемами первого и второго типа. Третье. В настоящее время наработки в области КСМ нашли применение в развитии теории динамических информационных систем. Данная теория разрабатывается в процессе взаимодействия математики, философии, а также с использованием медитативных техник и психофизиологических упражнений. При поддержке ФЦП "Интеграция" (ОмГУ, проект ИМ-4) указанные материалы изложены в электронной монографии [5].

Аппарат КСМ разрабатывался и одновременно находил применение в следующих аспектах:

1. В основе создания КСМ лежат тексты философской, естественнонаучной, художественной, богословской, эзотерической и др. тематики. При этом задача

___ заключалась в том, чтобы обнаружить в различных по

КЕЯ тематике, тезаурусу, стилю, применяемым способам

рассуждения материалах структуры, имеющие организующее значение и инвариантные для использования в различных отраслях знания. В таких структурах выявляются принципы и закономерности, они интерпретируются как системы и определяются в ранге методов КСМ. Далее, эти структуры сами применяются для толкования текстов, что способствует лучшему пониманию и открытию новых смысловых связей. В известном смысле здесь можно говорить о герменевтическом аспекте КСМ.

2. По мере появления и усовершенствования методы КСМ апробировались в учебном процессе в форме систем-носителей знаний и средств, придающих обучению проблемно-эвристический характер. Особое значение эти методы имеют в преподавании цикла философских дисциплин, где с их помощью передается не только некое содержание, но и сам метод выступает носителем закономерностей мышления, доступных для освоения.

3. Основной замысел разработки КСМ заключался в том, чтобы сформировать когнитивный аппарат, участвующий в решении конкретных исследовательских задач. В этом аспекте инструменты КСМ служат для выполнения следующих действий: выбора и формулирования проблемы; создания представлений об исследуемом предмете, делающих его прозрачным для познания; построения качественных моделей сложных предметных областей естественными выразительными средствами (живой язык, образы); формирования когнитивных основ для развертывания многодисциплинарных исследований. КСМ уже прошла апробацию в нескольких науках, где в ряде случаев ее использование позволило получить новые результаты, что нашло отражение в работах [4; 6-8]. Наконец, выше было сказано об использовании аппарата КСМ в математике [5].

3. Наука в жизнедеятельности профессионального ученого

3.1. Наука и образ жизни. Настоящий раздел изложим в виде последовательности формулировок нескольких тезисов с краткими комментариями к ним.

3.1.1. Наука есть способ собирания личности ученого.

Следствие 1. Научной деятельности в принципе не

существует помех (карьерных, бытовых и др.).

Следствие 2. Реальная жизнь с ее ситуациями и пертурбациями является генеральным постановщиком познавательных задач.

3.1.2. Результат научной деятельности - это всегда новый уровень развития, достигнутый человеком, и это проявляется в разных сферах его жизни.

• Научное восприятие жизненного процесса для профессионального ученого есть процесс перехода от "плоскостного" к "объемному" и "многомерному" миропониманию. В частности, данная установка позволяет выйти на номологический (греч. nomos-закон) уровень рассуждений, а также развить понимание фундаментальных законов до их проявления в жизнедеятельности человека и в развитии общества в целом. В таком аспекте вполне уместным представляется вопрос о том, почему в человеческой жизни не всегда выполняются физические законы. К примеру, в расчет пути человека между двумя точками следовало бы с позиций здравого смысла заложить не только параметры, характеризующие его перемещение в ранге объекта механики, но и многочисленные факторы гуманитарного и социального планов. Говоря иначе, предложение Г.Риккерта о различии законов естествознания и гуманитарных наук может быть снято в рамках модели, предусматривающей систему законов, строящуюся параллельно иерархическим уровням сложности всякого объекта.

• Наука не облегчает человеку жизнь, а развивает и расширяет его адаптацию в окружающей среде, разворачивает горизонты понимания собственного бытия.

Рис.1. Пентаграмма и гомеостат взаимодействия разделов знания на общемировоззренческом уровне. Обозначения: ПВД - повседневность, ИСК - искусство, РЛ - религия, Н - наука, ТХ - техника

3.1.3. Движение научной мысли всегда осуществляется в пределах некоторой мировоззренческой схемы, где выделены важнейшие области знания. Эти области можно представить в виде пентады, включающей: искусство, науку, повседневность, религию, технику. Общая динамика этой системы категорий такова - все возрастающее значение приобретает сейчас тенденция к синтезу данных областей знания. Такую систему можно представить в парё, составленной категориально-символьной схемой и категориальной схемой гомеостата (рис.1). Подробнее принципы построения и анализа подобных схем содержатся в [4, 5].

3.2. Шесть постулатов активизации творчества

3.2.1. Всякое знание полезно и заключает в себе приемы управления самим собой, обществом, природой.

• Всегда есть область, возможно, пока не обнаруженная, где некоторое знание может найти применение или хотя бы там оно получит интерпретацию.

• Бесполезных знаний не бывает. Уместно только поставить вопрос о неспособности в данной ситуации данным субъектом применить это знание.

3.2.2. Научная деятельность есть путь к повышению разнообразия внутреннего мира человека, а значит его адаптивности и толерантности к среде.

• Научное творчество должно разворачиваться по разным аспектам профессиональных занятий, которые в тенденции должны стать многодисциплинарными, а также в области других сфер жизнедеятельности ученого.

• Творческий потенциал индивидуума возрастает с расширением диапазона различных занятий и интересов человека.

3.2.3. Научный результат всегда есть продукт концентрации, которая может быть осуществлена следующими способами.

• Концентрация посредством изоляции. Ученый ограничивает мышление одной какой-то темой, но тогда вокруг этого происходит, как правило, и сужение его жизнедеятельности.

• Концентрация "мерцающего" типа. Происходит при нормальном отношении к ситуациям, когда требуется отвлечься от занятий, при установке на необходимость в ограниченное время совершить интеллектуальное усилие по решению конкретной исследовательской задачи.

• Постоянная концентрация. Разработка научной проблемы вплетается в естественный жизненный процесс. При этом разворачивается иерархия целей познания, где высшая цель, так или иначе, связана с задачей самораскрытия ученого, постижения им смысла и сути своего существования.

3.2.4. Важнейшее средство и одновременно достижение познания - это коммуникация специалистов. Следовательно, умение организовывать научные

коллективы, навыки работы в их составе, формирование и сохранение традиций образуют перечень важных показателей эффективности научного творчества.

3.2.5. Творческий потенциал ученого в значительной степени зависит от его нравственности. Нарушение ученым этических норм поведения, проявление личной непорядочности существенно снижает или полностью блокирует инновационные способности человека.

3.2.6. Оформление научных материалов (статьи, монографии, диссертации и т.п.) всегда должно быть личностно ориентированным. При написании любого текста, включая подготовку доклада, лекции, сообщения, требуется четко представлять аудиторию, для которой эта продукция предназначена. Хорошо, если работа проводится в форме мысленного диалога с такой аудиторией. К примеру, обзор литературы можно организовать, формируя следующий мыслеобраз: текст - это виртуальная конференция, цитируемые авторы - ее участники, а автор -руководитель работы на собранном им самим форуме.

3.3. Некоторые методические приемы в обеспечении научной работы

3.3.1.Развитие заинтересованного отношения к информации. Интерес есть важнейший компонент всякой научной работы, претендующей на гармоничное включение в жизнь ученого. Существуют два пути его формирования и поддержания.

• Интенсификация процессов поступления информации и повышение ее разнообразия. На этом пути акцент делается на наращивании содержания, над которым работает сознание исследователя. Важнейшим эффектом здесь оказывается кумуляция, предполагающая достижение нового уровня понимания. Оно может произойти в виде скачка или плавного перехода

• Совершенствование приемов переработки информации и внутреннего диалога. Здесь на первом месте работа сосмысливанием информации, уже имеющейся, или вновь поступившей. В этом случае важно не содержание, а состояние, переживаемое ученым при работе над какой-то темой или ее фрагментом. Здесь большую роль играет обращение к бессознательному. Основные эффекты здесь связаны с образованием и работой с эпистемологическими образами.

3.3.2. Научная работа нуждается в систематизации информации. С этой целью могут быть привлечены методические приемы (формирование картотек, создание или использование уже готовых рубрикаторов и т.д.), технические средства типа СУБД и др., методологические, методические и когнитивные инструменты.

Наконец, научная работа не будет успешной, тем более она не станет средством, гармонизирующим жизнь ученого, без развития навыков работы с подсознанием и сверхсознанием. Это требует особых тренировок и

овладения техниками типа аутотренинга, медитации, йоги, цигуна, медитации кум нье и др. психофизиологических техник. В целом успешная научная деятельность должна быть удачно вписана в повседневность исследователя. Ученый, эволюционирующий в таком направлении, постепенно приобретает ранг Учителя.

4. Заключение. Есть все основания полагать, что перспективы развития науки как социального института в меняющемся обществе будут определяться не только ее внешними успехами, но в значительной мере тем образом жизни, носителями которого выступают профессиональные ученые. На этом пути должны решаться многочисленные задачи, связанные с ростом самой науки, а также с включением ее результатов в жизнь общества. Претендуя на отрасль человеческой жизнедеятельности, где главенствует интеллект, мышление, наука должна найти надежные средства, способные развить перечисленные качества, прежде всего, среди профессиональных ученых. Успехи науки и признание ее роли в будущем развитии культуры и цивилизации будут определяться тем, насколько ученые окажутся носителями синтетических тенденций. Данные тенденции должны проявляться как в работе над созданием единой науки, так и в активной деятельности по объединению интеллектуального потенциала человечества и его направлению на решение глобальных задач перехода человечества в эпоху Ноосферы.

Работа по указанным направлениям потребует от ученых высокого внутреннего разнообразия индивидуальности. Оно может выразиться, в том числе, через координацию традиционных для эпистемологии предложений о перспективах применения в познании КСМ, с рекомендациями по формированию образа жизни ученого, затрагивающими не только креативную функцию мышления, но и совершенствование его психофизиологического потенциала в целом.

Литература

1. Петров Ю. А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы. - М : Изд-во МГУ, 1990.-118 с.

2. Аристер Н.И., Загузов Н.И. Процедура подготовки и защиты диссертаций. - М.: АОЗТ "ИКАР", 1995. -68 с.

3. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени.-М.:/ОСЬ 89/, 1998.-61 с.

4. Разумов В.И. Категориально-системные методы в подготовке научных кадров. - http://www.ic.omskreq.ru/ -coqnitiv.

5. Разумов В.И., Сизиков В.П. Математические и философские начала теории динамических информационных систем. - http://newasp.omskreg.ru/tdis

6. Моисеева Н.И., Разумов В.И. Назначение пола с эволюционной точки зрения // Вестник психотерапии, 1995, № 2 (7). - С.70-76.

7. Gorsky Yu.M., Zolin P.P., RazumovV.I., StepanovA.M. Homeostatic models in biochemistry (on an example of metabolism of purines, pyrimidines and nucleic acids)//Proceedings on Knowledge Transfer, held July 14-16, 1997 at The School of Oriental and African Studies, University of London, UK. Vol. 2: pp. 90-95.

8. Gorsky Y., RazumovV., TeslinovA. Danger of development of a global catastrophe and the need for new information concepts//Cybernetics. The International Journal of Systems and Cybernetics. - Volume 28 Numbers 8 and 9.1999. pp.929938.

РАЗУМОВ Владимир Ильич, доктор философских наук, профессор, проректор по научной работе Омского института Московского государственного института коммерции.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Гидромашины, гидроприводы, гидропневмоавтоматика: Труды Российского научно-методического семинара / Под ред. В.Е. Щербы. -Омск: изд-во ОмГТУ, 2001 г. - 140 с.

В сборнике рассматриваются вопросы подготовки примерных программ по специальности 121100 в соответствии с Государственным образовательным стандартом второго поколения, государственными образовательными стандартами по подготовке бакалавров и магистров по направлению "Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника", качество подготовки специалистов, издания учебной и учебно-методической литературы. Включены доклады членов научно-методического совета и ведущих специалистов по гидромеханике и ее техническим приложениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.