Научная статья на тему 'СИСТЕМЫ АКЦЕНТУАЦИИ ВИЗАНТИЙСКИХ МОЛИВДОВУЛОВ XIII-XV ВВ. ИЗ КОЛЛЕКЦИИ DUMBARTON OAKS'

СИСТЕМЫ АКЦЕНТУАЦИИ ВИЗАНТИЙСКИХ МОЛИВДОВУЛОВ XIII-XV ВВ. ИЗ КОЛЛЕКЦИИ DUMBARTON OAKS Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРЕЧЕСКАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ / АРХИВ DUMBARTON OAKS / ГРЕЧЕСКАЯ СФРАГИСТИКА / ВИЗАНТИЙСКИЙ ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК / АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ СИСТЕМА АКЦЕНТУАЦИИ / ВИЗАНТИЙСКАЯ СИСТЕМА АКЦЕНТУАЦИИ / ЛОГИЧЕСКАЯСИСТЕМА АКЦЕНТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Евдокимова Александра Алексеевна

Введение. При изучении византийских акцентуированных памятников различного типа (надписей, рукописей, папирусов и печатей) было выявлено, что кроме византийской системы акцентуации использовались также александрийская, дорическая, логическая, системы сдвига ударения вправо или влево и различные комбинации этих систем. Методика. Помимо описаний и расшифровок печатей, представленных на сайте Dumbarton Oaks, при работе над статьей детально рассматривались и фотографии, так как в ряде случаев знаки акцентуации были пропущены при расшифровке. Материалы. В статье представлен результат анализа употребления знаков акцентуации в 381 византийских греческих печатях XIII-XV вв. из коллекции Dumbarton Oaks. Анализ. Последовательно показано, какие элементы основных систем греческой акцентуации - алексан дрийской, византийской, смешанной и по смыслу - представлены в памятниках каждой выделяемой временной группы. Почти во всех группах наблюдаются элементы александрийской системы: смещение ударения влево, ударение на первой части дифтонга; смысловое ударение, в том числе на сокращениях, и византийская система акцентуации. Результаты. Из 381 печати только 18 акцентуированы. Помимо упомянутых александрийской, византийской и логической систем, в некоторых из них используется отдельная система акцентуации со смещением ударения вправо, широко представленная в печатях XI-XII вв. из коллекции Dumbarton Oaks. При анализе характеристик владельцев печатей было выявлено, что акцентуация на печатях является одним из показателей высокого статуса ее владельца, а не только маркирует стихотворный характер легенды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACCENTUATION SYSTEMS ΙΝ ΤΗΕ ΒΥΖΑΝΤΙΝΕ SEALS OF THE 13TH - 15TH CENTURIES FROM THE COLLECTION OF DUMBARTON OAKS

Introduction. Our study of Byzantine accentuated objects (inscriptions, manuscripts, papyri, and seals) revealed that, besides the Byzantine accentuation system, there are also Alexandrian, Doric, “Logical”, two systems with an accent shift to the right or left and various combinations of all these systems. Methods. In addition to the descriptions and transcripts of the seals presented on the Dumbarton Oaks website, we explored in detail the photographs. In some cases, we found in the images the accentuation signs, which were allowed by the editors. Materials. The analysis of the accentuation signs usage in 381 Byzantine Greek seals of the 13th - 15th centuries from the collection of Dumbarton Oaks is presented in this article. Analysis. We described consistently which elements of the various Greek accentuation systems were used in the seals of each allocated time group. Nearly in all described groups, the Alexandrine system elements are observed, such as a shift of the accent signs to the left, and the accent in the first part of the diphthong. Semantic stress, including the accent marks on the abbreviations, and the Byzantine accentuation system were also used. Results. There are only 18 accentuated seals out of 381. Except for the mentioned Alexandrian, Byzantine, and Logic systems, some seals use a separate accentuation system with an accent shift to the right, widely represented in the seals of the 11th - 12th centuries from the Dumbarton Oaks collection. The analysis of the seal owners’ characteristics revealed that the accentuation on the seals is one of the indicators, that its owner had high status. In some cases, the accentuation signs serve to indicate the poetic size.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМЫ АКЦЕНТУАЦИИ ВИЗАНТИЙСКИХ МОЛИВДОВУЛОВ XIII-XV ВВ. ИЗ КОЛЛЕКЦИИ DUMBARTON OAKS»

www.volsu.ru

DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2022.6.6

UDC 811.14'04 LBC 81.452-03

Submitted: 13.06.2022 Accepted: 28.10.2022

THE ACCENTUATION SYSTEMS IN THE BYZANTINE SEALS OF THE 13th - 15th CENTURIES FROM THE COLLECTION OF DUMBARTON OAKS

Alexandra A. Evdokimova

Institute of linguistics of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

Abstract. Introduction. Our study of Byzantine accentuated objects (inscriptions, manuscripts, papyri, and seals) revealed that, besides the Byzantine accentuation system, there are also Alexandrian, Doric, "Logical", two systems with an accent shift to the right or left and various combinations of all these systems. Methods. In addition to the descriptions and transcripts of the seals presented on the Dumbarton Oaks website, we explored in detail the photographs. In some cases, we found in the images the accentuation signs, which were allowed by the editors. Materials. The analysis of the accentuation signs usage in 381 Byzantine Greek seals of the 13th - 15th centuries from the collection of Dumbarton Oaks is presented in this article. Analysis. We described consistently which elements of the various Greek accentuation systems were used in the seals of each allocated time group. Nearly in all described groups, the Alexandrine system elements are observed, such as a shift of the accent signs to the left, and the accent in the first part of the diphthong. Semantic stress, including the accent marks on the abbreviations, and the Byzantine accentuation system were also used. Results. There are only 18 accentuated seals out of 381. Except for the mentioned Alexandrian, Byzantine, and Logic systems, some seals use a separate accentuation system with an accent shift to the right, widely represented in the seals of the 11th - 12th centuries from the Dumbarton Oaks collection. The analysis of the seal owners' characteristics revealed that the accentuation on the seals is one of the indicators, that its owner had high status. In some cases, the accentuation signs serve to indicate the poetic size.

Key words: Greek accentuation, Dumbarton Oaks Archives, Greek sigillography, Byzantine Greek language, Alexandrine accentuation system, Byzantine accentuation system, logical accentuation system.

Citation. Evdokimova A.A. The Accentuation Systems in the Byzantine Seals of the 13th - 15th Centuries from the Collection of Dumbarton Oaks. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2022, vol. 27, no. 6, pp. 65-73. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/ jvolsu4.2022.6.6

УДК 811.14'04 Дата поступления статьи: 13.06.2022

ББК 81.452-03 Дата принятия статьи: 28.10.2022

СИСТЕМЫ АКЦЕНТУАЦИИ ВИЗАНТИЙСКИХ МОЛИВДОВУЛОВ XIII-XV вв. ИЗ КОЛЛЕКЦИИ DUMBARTON OAKS

Александра Алексеевна Евдокимова

Институт языкознания РАН, г. Москва, Российская Федерация

2 2

® Аннотация. Введение. При изучении византийских акцентуированных памятников различного типа ^ (надписей, рукописей, папирусов и печатей) было выявлено, что кроме византийской системы акцентуации <С использовались также александрийская, дорическая, логическая, системы сдвига ударения вправо или влево и и различные комбинации этих систем. Методика. Помимо описаний и расшифровок печатей, представленных на S сайте Dumbarton Oaks, при работе над статьей детально рассматривались и фотографии, так как в ряде случаев g знаки акцентуации были пропущены при расшифровке. Материалы. В статье представлен результат анализа Э употребления знаков акцентуации в 381 византийских греческих печатях XIII-XV вв. из коллекции Dumbarton ® Oaks. Анализ. Последовательно показано, какие элементы основных систем греческой акцентуации - алексан-

дрийской, византийской, смешанной и по смыслу - представлены в памятниках каждой выделяемой временной группы. Почти во всех группах наблюдаются элементы александрийской системы: смещение ударения влево, ударение на первой части дифтонга; смысловое ударение, в том числе на сокращениях, и византийская система акцентуации. Результаты. Из 381 печати только 18 акцентуированы. Помимо упомянутых александрийской, византийской и логической систем, в некоторых из них используется отдельная система акцентуации со смещением ударения вправо, широко представленная в печатях XI-XII вв. из коллекции Dumbarton Oaks. При анализе характеристик владельцев печатей было выявлено, что акцентуация на печатях является одним из показателей высокого статуса ее владельца, а не только маркирует стихотворный характер легенды.

Ключевые слова: греческая акцентуация, архив Dumbarton Oaks, греческая сфрагистика, византийский греческий язык, александрийская система акцентуации, византийская система акцентуации, логическая система акцентуации.

Цитирование. Евдокимова А. А. Системы акцентуации византийских моливдовулов XIII-XV вв. из коллекции Dumbarton Oaks // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2022. - Т. 27, N° 6. - С. 65-73. - DOI: https://doi.org/10.15688/ jvolsu4.2022.6.6

Введение. При изучении акцентуации в греческих надписях [1], граффити [3], папирусах [6; 10; 11; 2], печатях [4] в разных памятниках византийского времени оказалось, что представлена не единая система акцентуации, а несколько: александрийская [9; 1; 5], дорийская [8], византийская, смешанная, по смыслу (логическое ударение) и т. д. Иногда один и тот же памятник письменности может содержать элементы разных систем или следовать одной, а какие-то из слов - другой.

Материалы. Для данного исследования была просмотрена 381 печать из коллекции Dumbarton Oaks 1, в разбор были также включены 5 печатей с ударениями, датированные ХП-ХШ вв., не вошедшие в предыдущую статью 2020 г. [4]. В этой же коллекции количество печатей в целом и особенно с ударениями в разбираемый период значительно снизилось по сравнению с XI-XII веками. Распределение по векам следующее:

- ХИ-ХШ вв. - 6 печатей с ударениями из 154.

- Х111 в. - 7 печатей с ударениями из

116.

- ХШ-XIV вв. - 3 печати с ударениями из 42.

- XIV в. - 2 печати с ударениями из 64.

- XIV-XV вв. - 1 печать с ударениями

из 5.

Анализ. Печати Х11-ХШ веков. В печатях ХП-ХШ вв. мы наблюдаем следующие закономерности: 1) элементы александрийской системы акцентуации - циркумфлекс над первой частью дифтонга (BZS.1958.106.5494, BZS. 1955.1.4985, BZS.195 8.106.5731),

придыхание над первой частью дифтонга (BZS.1958.106.5494, BZS.1955.1.4985); 2) характерная черта акцентуации сфрагистиче-ских памятников Х-Х1 вв. - смещение влево акута в двух печатях (BZS.1951.3L5.2095, BZS.1958.106.2250); 3) в одной из печатей, где смещен акут влево, остальные ударения - над гласными, как в классической византийской системе акцентуации (BZS.1951.3L5.2095); 4) характерная черта акцентуации сфрагисти-ческих памятников Х-Х1 вв. - смещение акута вправо (BZS.1958.106.2250); 5) как в классической византийской системе акцентуации (BZS.1958.106.2054).

Рассмотрим на примерах: печать Ев-стратия, монаха и пресвитера Космидия, ХИ-ХШ вв. (BZS.1951.31.5.2095) (рис. 1). На аверсе оба циркумфлекса очень маленькие и точно над гласной, как и акут в последнем слове. На реверсе акут в первом слове ровно над гласной, а в пятом слове акут смещен чуть влево. Аверс: +К€ ВОН061 ТО) С(1) АО V-:-Реверс: €VCTPATÍ5 А* К ГТ1€В\/.5

кмдЫ

В печати Иоанна, митрополита Халкедо-на, ХП-ХШ вв. (BZS.1958.106.5494) (рис. 2), над эпсилоном, первой частью дифтонга еи, стоит придыхание и акут над йотой в имени Ейфп^а и на реверсе сокращение над полным вариантом имени Иоанн.

Аверс: Н|А|П]А-^|ФН|М|'|А Реверс: +1ШАЖ5 СФРАГ1СМА Т5 XAЛKHДONOC

В печати Иоанна, митрополита Халкедо-на, ХП-ХШ вв. (BZS.1955.1.4985) придыхание попадает на первую часть дифтонга в имени

Ейфп^а и на реверсе - сокращение над полным вариантом имени Иоанн.

Аверс: Н|А|Г1|А-ёУ|ФН|М1|А Реверс: +1ШАЖ5 СФРАГ1СМА Т5 XAЛKHAONOC

На печати Константина Каппадокийского XII-XIII вв. (BZS.1958.106.5731) (рис. 3) циркумфлекс на реверсе в артикле сдвинут влево и оказывается на первой части дифтонга. Реверс: TOV КАППАЛОКН На реверсе печати Льва Хелладикоса XII-XIII вв. (BZS.1958.106.2250) (рис. 4) оба акута длинные, в первом слове он сдвинут вправо, во втором - влево и почти попадает на L Сохранность аверса не позволяет судить о наличии или отсутствии знаков акцентуации. Аверс: ©|Nl|KO-Л|А|ОС Реверс: AEWN О 6ЛАА1КОС В печати Феодора Контостефана XII-XIII вв. (BZS.1958.106.2054) над омегой - точка, которую можно интерпретировать как акут. Аверс: e€OЛШPOV Печати XIII века. В печатях XIII в.: 1) единственное ударение на всю печать, над именем главного героя, так называемая смысловая система акцентуации (BZS.1951.31.5.436, BZS.1955.1.3825); 2) ошибочное использование циркумфлекса в имени Иосиф над омегой, что, вполне вероятно, сделано по аналогии с известным сокращением имени Иоанн (BZS.1958.106.783); 3) на аверсе придыхание сдвинуто вправо, а один из акутов - влево, остальные ударения стоят ровно над гласными (BZS.1958.106.1182, BZS.1958.106.4966); 4) сокращение над омегой при полном написании имени Иоанн и акут над этим сокращением (BZS.1958.106.1028); 5) акут сдвинут вправо (BZS.1955.1.3825); 6) смешанная система акцентуации: часть ударений по византийской системе, часть смещена вправо, часть - по александрийской, влево (BZS.1958.106.5613).

Печать Константина Бастралита XIII в. (BZS.1951.31.5.436) имеет только акут на аверсе в первом слове ровно над гласной.

Аверс: +KWNTAHTIH8 СФРАГ1СМА В печати Иосифа Дуки Бататзиса 1-й половины XIII в. (BZS.1958.106.783) - ошибочное использование циркумфлекса в имени Иосиф над омегой, что, вполне вероятно, сделано по аналогии с известным сокращением имени Иоанн.

Реверс: .СФР^ПС 1ШСНФ М.ХН^ ЕКТСПЙСЬ

На печати Георгия Педиасима XIII в. (BZS.1958.106.1182) (рис. 5) на аверсе придыхание во втором слове немного сдвинуто вправо, акуты ровно над гласными, на реверсе - только циркумфлекс над первым словом ровно над гласной.

Аверс: +И6М61С Л'бЛНТЛ XV ТРОШОФОР6

Реверс: +СШ СVИШИVMШ П6Д1ЛС1МШ ХЛР1И

На аверсе печати Георгия Педиасима XIII в. (BZS.1958.106.4966) акуты в первом и четвертом слове чуть смещены влево, а на реверсе циркумфлекс стоит ровно над буквой первого слова.

Аверс: +И6Ы61С Л'бЛНТЛ XV" ТРОШОФОР6

Реверс: +Сй)СУИ ШИVMШП€ДIЛ С1НШ ХЛР1И

В печати Георгия Никея XIII в. (BZS.1955.1.3825) из всех ударений представлен только акут на имени на аверсе, чуть смещенный вправо, смысловое выделение имени. Аверс: +Г6ШРГЮ. СФРА.. ША В печати севаста Михаила XIII в. (BZS.1958.106.5613) - классическая византийская акцентуация, ударения над омегами смещены чуть вправо, а над этой - чуть влево. Реверс: +К€ ЮН0€1 ТШ СбКАСТШ М1 В печати Иоанна Алиата XIII в. (BZS.1958.106.1028) (рис. 6) на аверсе - акут над омегой и есть знак сокращения, хотя имя приведено полностью.

Аверс: + СФРАПСМ Печати ХШ-Х№ веков. В печатях XIII-XIV вв.: 1) смещение ударения влево - отголоски александрийской системы (BZS.1958.106.3465, BZS.1958.106.1277, BZS.1958.106.4810); 2) ударение над сокращением 0(8от6)к8 (BZS.1958.106.3465) - смысловая система акцентуации; 3) два ударения в слове 5ои^о, возможно, второе из них указывает на сокращение ню (BZS.1958.106.3465); 4) маркированы только облеченные ударения (BZS.1958.106.1277); 5) смещение акута вправо (BZS.1958.106.4810).

В печати Стефана Бардала ХШ-Х^ вв. (BZS.1958.106.1277) (рис. 7) на реверсе два облеченных ударения в двух словах из пяти в

надписи, во втором слове знак ударения смещен немного влево, ближе к L

Реверс: +СФРАПСМА TPAOÜN ВАРМЛН Ö СT€ФANÖ

В печати Никифора XIII-XIV вв. (BZ S. 1958.106.3465) на реверсе акут стоит над сокращением богородицы. Акут во втором слове чуть смещен влево, ближе к омикрону, два ударения в слове 5оЬАю, возможно, второе из них указывает на сокращение ню, в последнем слове также акут смещен к левому краю омикрона.

Реверс: 0К€ BOH0I ТО" СО" А0ЛО" NlK№0P0N

В печати священников и эккле-сиэкдиков Святой Софии XIII-XIV вв. (BZS.1958.106.4810) (рис. 8) на аверсе - ударение только над словом Zo9ia. Ударения на реверсе, оба акута в первом и третьем слове смещены влево к началу строки, а во втором слове - ровно над гласным.

_Аверс: l|»|T.|N.|A.|0; НА|Г1|А|СОФ||'А; M^|ev|HB|OH|ei|A

Реверс: v +ТО1С е€ОшˆТАТО1С ГР€СВ4Т€'РО1С KAl Е^ЛНСУ 6КАНК01С

Печати XIV века. В печатях XIV в.: 1) смешение систем - первый акут смещен влево, второй смещен вправо в виде точки (BZS.1951.31.5.1702); 2) на реверсе - облеченное ударение над омегой в имени Иоанн, а потом акут над альфой - вероятно, влияние сокращения (BZS.1955.1.3899).

В печати Андроника III Палеолога 13281341 гг. (BZS.1951.31.5.1702) - два акута на реверсе, первый смещен влево, а второй вправо, над третьим словом ударения не сохранилось.

Реверс: ANAP'0NlK0С А€С ПОАС О ПАЛАЮЛОГОО-

В печати севаста Иоанна Полемианита 1 пол. XIV в. (BZS.1955.1.3899) - ударение над сокращениями на аверсе. И на реверсе использован избыточный знак сокращения над именем Иоанн.

Аверс: M-eV. 1СХС Реверс: +KVP0V С€BdС^0V Т^С ГР^Ф^С lWdNN0Y n^NdrN€ С€^Т0ПОЛ€Ы1^

Печати XIV-XV века. В печатях XIV-XV вв.: 1) первый акут смещен вправо,

второй - над гласной (BZS.1958.106.5688); 2) циркумфлекс над первой части дифтонга - признак александрийской системы (BZS.1958.106.5688).

На аверсе печати Феодота Калофета XIV-XV вв. (BZS.1958.106.5688) (рис. 9) в первом слове акут смещен вправо, во втором - чуть влево, на аверсе во втором слове циркумфлекс оказывается на первой части дифтонга, а акут в третьем слове смещен вправо. Аверс: +e€OAOJOV СФРА'

Реверс: Г1СМА TOV KMOee'TOV

Заключение. Таким образом, как видно из анализа, количество печатей с ударениями в этой коллекции в рассматриваемый период невелико: из 381 печати только 18 акцентуированы. Однако в этих печатях наблюдаются элементы александрийской системы: смещение ударения влево, ударение на первой части дифтонга, элементы смешанной системы со смещениями ударений в одной печати и влево, и вправо, смещение ударения вправо, что является отдельной системой акцентуации, широко представленной в печатях XI-XII вв. из коллекции Dumbarton Oaks. Также представлена система акцентуации, использующая смысловое ударение, когда выделяются значимые для автора слова в легенде печати, в том числе эти ударения могут приходиться и на слова в сокращенном виде, чаще всего имена. Встречаются печати и с классической византийской системой акцентуации, иногда соединяющие ее с элементами вышеуказанных систем. Если рассмотреть персоналии тех, чьи печати оказались в этой подборке, то стоит отметить, что некоторые из них принадлежат императорам, несколько - севастам, несколько - митрополитам и другим деятелям церкви. Таким образом, акцентуация на печатях является в том числе и одним из показателей высокого статуса ее владельца.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Все примеры из печатей сопровождаются кодом, которым они маркируются в онлайн-базе Dumbarton Oaks [7].

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1. Печать Евстратия, монаха и пресвитера Космидия: а - аверс; б - реверс Fig. 1. The seal of Eustratios, monk and presbyteros of Kosmidion:

a - obverse; б - reverse

Рис. 2. Печать Иоанна, митрополита Халкедона:

а - аверс; б - реверс Fig. 2. The seal of John, metropolitan of Chalcedon:

a - obverse; б - reverse

Рис. 3. Печать Константина Каппадокийского, реверс Fig 3. The seal of Constantine the Cappadocian, reverse

Рис. 4. Печать Льва Хелладикоса, реверс Fig. 4. The seal of Leo Helladikos, reverse

Рис. 5. Печать Георгия Педиасима, аверс Fig. 5. The seal of George Pediasimos, obverse

Рис. 6. Печать Иоанна Алиата, аверс Fig. 6. The seal of John Alyates, obverse

I

I

Рис. 7. Печать Стефана Бардала, реверс Fig. 7. The seal of Stephanos Bardales, reverse

I

I

I

Рис. 8. Печать священников и экклесиэкдиков Святой Софии, реверс Fig. 8. The seal of priests and ekklesiekdikoi of Saint Sophia, reverse

Рис. 9. Печать Феодота Калофета: а - аверс; б - реверс Fig. 9. The seal of Theodotos Kalothetos:

a - obverse; б - reverse

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Евдокимова, А. А. Акцентуированные греческие надписи в Грузии : Византийская или александрийская системы акцентуации или влияние понтийского диалекта? / А. А. Евдокимова // Сравнительно-историческое языкознание. Алтаи-стика. Тюркология. Материалы конференции. - М. : Тезаурус, 2009. - С. 39-43.

2. Евдокимова, А. А. Акцентуированные папирусы из коллекции Кельнского университета (предварительные замечания) / А. А. Евдокимова // Индоевропейское языкознание и классическая филология. - 2010. - № 14-1. - С. 277-295.

3. Евдокимова, А. А. Диалог византийской и александрийской систем акцентуации в греческих граффити из разных балканских памятников / А. А. Евдокимова // Балканский тезаурус: Коммуникация в сложно-культурных обществах на Балканах. - С. 31-37. - М. : Институт славяноведения РАН, 2019. - (Балканские чтения ; Вып. 15).

4. Евдокимова, А. А. Системы акцентуации в легендах византийских моливдовулов XI-XII вв. из коллекции Dumbarton Oaks / А. А. Евдокимова // Xepcövo^ бецата : Империя и полис. ХШ Международный Византийский семинар. Материалы научной конференции. - Симферополь : ИТ «Ариал», 2021. - С. 111-127.

5. Тронский, И. М. Древнегреческое ударение /И. М. Тронский. -М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1962. - 148с.

6. Biondi, A. Gli accenti nei papyri greci biblici / A. Biondi. - Roma : Papyrologica Castrociquitana, 1983. - xii, 84 p., 5 pl.

7. Dumbarton Oaks. - Electronic text data. -Mode of access: https://www.doaks.org/resources/ seals. - Title from screen.

8. Hinge, G. Der dorische Akzent in den hellenistischen Korpora der archaischen Meliker / G. Hinge. - Electronic text data. - Mode of access: http://alkman.glossa.dk/akzent.html (date of access: 28.10.2022). - Title from screen.

9. Laum, B. Das Alexandrinische Akzentuations-system unter Zugrundelegung der theoretischen Lehren der Grammatiker und mit Heranziehung der praktischen Verwendung in den Papyri / B. Laum. - Paderborn : Druck und Verlag von Ferdinand Schöningh, 1928. - xvi, 523 p.

10. Seider, R. Paläographie der griechischen Papyri. Bd. 1 / R. Seider. - Stuttgart : Anton Hiersmann, 1967. - 112 S., 40 Taf.

11. Turner, E. G. Greek Manuscripts of Ancient World / E. G. Turner. - Oxford : Clarendon Press, 1971. - xvi, 174 p., 92 pl.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Evdokimova А.А. Aktsentuirovannye grecheskiye nadpisi v Gruzii: Vizantiyskaya ili

aleksandriyskaya systemy ili vliyanie pontiyskogo dialekta? [Accentuated Greek Inscriptions in Georgia. Byzantine or Alexandrian Systems of Accentuation or the Influence of the Pontic Dialect?]. Sravnitelno-istoricheskoe yazykoznanie. Altaistika. Tyurkologiya. Materialy konferentsii [Comparative-Historical Linguistics. Altaistics. Turkology. Conference Materials] Мoscow, Tezaurus Publ., 2009, pp. 39-43.

2. Evdokimova А.А. Aktsentuirovannye papirusy iz kollektsii Kelnskogo universiteta (pred-varitelnye zamechaniya) [Accentuated Papyri from the Collection of the University of Cologne (Preliminary Remarks)]. Indoevropeyskoe yazykoznanie i klassi-cheskaya filologiya [Indo-European Linguistics and Classical Philology], 2010, no. 14-1, pp. 277-295.

3. Evdokimova А.А. Dialog vizantiyskoy i alek-sandriyskoy sistem aktsentuatsii v grecheskikh graffiti iz raznykh balkanskikh pamyatnikov [Dialogue of Byzantine and Alexandrine Accentuation Systems in Greek Graffiti from Different Balkan Monuments]. Balkan-skiy tezaurus: Kommunikatsiya v slozhno-kulturnykh obtshestvakh na Balkanakh [The Balkan Thesaurus: Communication in Complex Cultural Societies in the Balkans]. Мoscow, Institut slavyanovedeniya RAN, 2019, pp. 31-37. (Balkanskie chteniya [The Balkan Readings]; vol. 15).

4. Evdokimova А.А. Sistemy aktsentuatsii v legendakh vizantiyskikh molivdovulov XI-XII vv. iz kollektsii Dumbarton Oaks [Accentuation Systems in the Legends of Byzantine Seals of the 11th -12th Centuries from Dumbarton Oaks Collection]. Chersönos themata : Imperia i polis. XIII mezhdunarodnyy vi-zantiyskiy seminar. Materialy nauchnoy konferentsii [Monthly Issues. Empire and Polis. The 13th International Byzantine Seminar. Proceedings of the Scientific Conference]. Simferopol, IT «Arial», 2021, pp. 111-127.

5. Tronsky РМ. Drevnegrecheskoe udarenie [Ancient Greek Accentuation]. Мoscow; Leningrad, Izd-vo AN SSSR, 1962. 148 p.

6. Biondi A. Gli accenti nei papyri greci biblici. Roma, Papyrologica Castrociquitana, 1983. xii, 84 p., 5 pl.

7. Dumbarton Oaks. URL: https://www.doaks. org/resources/seals.

8. Hinge G. Der dorische Akzent in den hellenistischen Korpora der archaischen Meliker. URL: http://alk-man.glossa.dk/akzent.html (accessed 28 October 2022).

9. Laum B. Das Alexandrinische Akzentuations-system unter Zugrundelegung der theoretischen Lehren der Grammatiker und mit Heranziehung der praktischen Verwendung in den Papyri. Paderborn, Druck und Verlag von Ferdinand Schoeningh, 1928. xvi, 523 p.

10. Seider R. Paläographie der griechischen Papyri. Vol. 1. Stuttgart, Anton Hiersmann, 1967. 112 S., 40 Taf.

11. Turner E.G. Greek Manuscripts of Ancient World. Oxford, Clarendon Press, 1971. xvi, 174 p., 92 pl.

Information About the Author

Älexandra А. Evdokimova, Candidate of Sciences (Philology), Senior Researcher, Institute of Linguistics of the Russian Academy of Sciences, Bolshoy Kislovsky Lane, 1, Bld. 1, 125009 Moscow, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6557-2064

Информация об авторе

Александра Алексеевна Евдокимова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт языкознания РАН, пер. Большой Кисловский, 1, стр. 1, 125009 г. Москва, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6557-2064

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.