Научная статья на тему 'ЦЕРКОВНЫЕ СВЯЗИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ МАТАРХИ: НОВЫЕ НАХОДКИ ВИЗАНТИЙСКИХ ПЕЧАТЕЙ'

ЦЕРКОВНЫЕ СВЯЗИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ МАТАРХИ: НОВЫЕ НАХОДКИ ВИЗАНТИЙСКИХ ПЕЧАТЕЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ВИЗАНТИИ / СФРАГИСТИКА / ВИЗАНТИЙСКИЕ ПЕЧАТИ / КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ПАТРИАРХАТ / МЕЖЦЕРКОВНЫЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чхаидзе Виктор Николаевич

В работе рассматриваются три византийские церковные печати XI-XII вв., обнаруженные при исследованиях Таманского городища (средневековая Матарха - центр епархии Зихии Константинопольского патриархата). Владельцами печатей являлись: диакон Михаил, монах Игнатий и монахиня Евфимия. Приводятся сведения об известных ранее 19 печатях, принадлежащих церковным иерархам Зихии и иным представителям клира. Указывается на аналогичные находки печатей в крымских городских центрах (Херсон, Сугдея). Немногочисленность сведений, касающихся церковной истории Зихской епархии, особенно подчеркивает исключительную ценность каждой новой печати, а свидетельства прямых контактов и налаженной корреспонденции между православным духовенством лишний раз показывают, что, помимо клирика - диакона, заметную роль в развитии взаимоотношений между церковью и обществом играла и монашествующая братия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECCLESIASTICAL CONNECTIONS OF MEDIEVAL MATARCHA: NEW FINDS OF BYZANTINE LEAD SEALS

Introduction. Matarcha was the cathedral city of the Diocese of Zichia of the Patriarchate of Constantinople. It was a major religious and missionary center in the Northwestern Pre-Caucasus. The priests of this autocephalous archdiocese took an active part in the church life of the Byzantine Empire. In this context, among the most important sources on the history of the Byzantine Matarcha, a special place is occupied by the monuments of Byzantine sphragistics. Methods. The paper examines three Byzantine church seals of the 11th-12th centuries, discovered during the research of the Taman settlement (medieval Matarcha was the center of the diocese of Zichia of the Patriarchate of Constantinople). The owners of the seals were: deacon Michael, monk Ignatius and nun Euphemia. Analysis. The article provides information about the previously known 19 seals belonging to the church hierarchs of Zichia and other representatives of the clergy. Similar finds of seals in the Crimean urban centers (Cherson and Sughdea) are indicated. Results. The few details that relate to the ecclesiastical history of the diocese of Zichia emphasize the exceptional value of each new find of seals, and the evidence of direct contacts and established correspondence between the Orthodox clergy once again shows that, in addition to the cleric - deacon, the monastic brotherhood also played a significant role in the development of relations between the church and society. To a certain extent, this could also be facilitated by the trips of the city’s residents to pilgrimage sites, as evidenced by the brought relics, the finds of which are known.

Текст научной работы на тему «ЦЕРКОВНЫЕ СВЯЗИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ МАТАРХИ: НОВЫЕ НАХОДКИ ВИЗАНТИЙСКИХ ПЕЧАТЕЙ»

DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2021.6.9

UDC 902(653):929.651 LBC 63.444-428

Submitted: 03.06.2021 Accepted: 14.09.2021

ecclesiastical connections of medieval matarcha: new finds of byzantine lead seals

viktor N. chkhaidze

Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

Abstract. Introduction. Matarcha was the cathedral city of the Diocese of Zichia of the Patriarchate of Constantinople. It was a major religious and missionary center in the Northwestern Pre-Caucasus. The priests of this autocephalous archdiocese took an active part in the church life of the Byzantine Empire. In this context, among the most important sources on the history of the Byzantine Matarcha, a special place is occupied by the monuments of Byzantine sphragistics. Methods. The paper examines three Byzantine church seals of the 11th-12th centuries, discovered during the research of the Taman settlement (medieval Matarcha was the center of the diocese of Zichia of the Patriarchate of Constantinople). The owners of the seals were: deacon Michael, monk Ignatius and nun Euphemia. Analysis. The article provides information about the previously known 19 seals belonging to the church hierarchs of Zichia and other representatives of the clergy. Similar finds of seals in the Crimean urban centers (Cherson and Sughdea) are indicated. Results. The few details that relate to the ecclesiastical history of the diocese of Zichia emphasize the exceptional value of each new find of seals, and the evidence of direct contacts and established correspondence between the Orthodox clergy once again shows that, in addition to the cleric - deacon, the monastic brotherhood also played a significant role in the development of relations between the church and society. To a certain extent, this could also be facilitated by the trips of the city's residents to pilgrimage sites, as evidenced by the brought relics, the finds of which are known.

Key words: history of Byzantium, sphragistics, Byzantine seals, Patriarchate of Constantinople, inter-church relations.

citation. Chkhaidze V.N. Ecclesiastical Connections of Medieval Matarcha: New Finds of Byzantine Lead Seals. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2021, vol. 26, no. 6, pp. 112-118. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2021.6.9

Аннотация. В работе рассматриваются три византийские церковные печати Х1-Х11 вв., обнаруженные при исследованиях Таманского городища (средневековая Матарха - центр епархии Зихии Константинопольского патриархата). Владельцами печатей являлись: диакон Михаил, монах Игнатий и монахиня Евфимия. Приводятся сведения об известных ранее 19 печатях, принадлежащих церковным иерархам Зихии и иным представителям клира. Указывается на аналогичные находки печатей в крымских городских центрах ^ (Херсон, Сугдея). Немногочисленность сведений, касающихся церковной истории Зихской епархии, осо-^ бенно подчеркивает исключительную ценность каждой новой печати, а свидетельства прямых контактов К и налаженной корреспонденции между православным духовенством лишний раз показывают, что, помимо ® клирика - диакона, заметную роль в развитии взаимоотношений между церковью и обществом играла и издмонашествующая братия.

^ ключевые слова: история Византии, сфрагистика, византийские печати, константинопольский па-^ триархат, межцерковные связи.

УДК 902(653):929.651 ББК 63.444-428

Дата поступления статьи: 03.06.2021 Дата принятия статьи: 14.09.2021

церковные связи средневековой матархи: новые находки византийских печатей

Виктор николаевич чхаидзе

Институт востоковедения РАН, г. Москва, Российская Федерация

©

Цитирование. Чхаидзе В. Н. Церковные связи средневековой Матархи: новые находки византийских печатей // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2021. - Т. 26, № 6. - С. 112-118. - DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2021.6.9

Введение. Матарха - кафедральный город епархии Зихии Константинопольского патриархата, являлась крупным религиозным и миссионерским центром в Северо-Западном Предкавказье. Предстоятели этой автокефальной архиепископии принимали активное участие в церковной жизни Византийского государства [11]. В этом контексте в ряду важнейших источников по истории византийской Матархи Х-Х11 вв. особое место занимают памятники византийской сфрагистики. Именно благодаря введению в научный оборот новых моливдовулов становятся известными сведения, недоступные по другим источникам. Помимо административной и частной корреспонденции, сфрагистические находки освещают и переписку представителей клира этой архиепископии, немногочисленные моливдовулы которых показывают связи не только с патриаршим престолом, центральными церковными управлениями, но и с провинциальными епархиями.

Методы. Памятники сфрагистики, как объекты церковной археологии, позволяют раскрыть новые данные по средневековой истории Северо-Восточного Причерноморья. К настоящему времени обнаружено 19 моливдовулов Х-Х11 вв., принадлежащих отцам церкви.

Нам известны печати собственно иерархов Зихии: архиепископа Антония (40-50-е гг. XI в.) - шесть параллельных экземпляров [8, с. 95-98, № 54.1-5; 11], а также не названного по имени проэдра (архиепископа) (XI в.) - четыре параллельных экземпляра [8, с. 98-99, № 55.1-2; 17, р. 166-167, по. 1825; 18, р. 194-195, по. 87.1].

Новые данные сфрагистики позволили осветить контакты епархии с функционерами других провинциальных кафедр из разных регионов империи - близлежащего крымского и трех малоазийских: Иоанна, епископа Готии (Х-Х1 вв.) [8, с. 94-95, № 52; 9, с. 169-171, рис. 2], Иоанна (?), митрополита Айноса (Фракия) (XI в.) [8, с. 92-93, № 51], Никифора, митрополита Иераполя (Фригия Пактиана или Манбидж) (2-я четверть - конец XI в.) [8, с. 94, № 53], Иоанна, митрополита

Трапезунда и синкелла (середина XI в.) [12, с. 291-292, рис. 1]. Подобную ситуацию в X-XII вв. можно наблюдать в Херсонесе, где встречены печати архиепископов Бо-спора, Сугдеи, Анхиала (Болгария) и без указания центра [1, с. 132-134; 2, с. 26-27, рис. 2-3; 3, с. 353, рис. 1; 6, с. 94, рис. 3].

О непосредственной связи архиепископии Зихии с Константинополем свидетельствует, к примеру, печать Георгия, монаха, кувуклисия и экзарха (X в.) [8, с. 99-100, № 56], который мог представлять в Матархе константинопольского патриарха. Крайне редкой в Северном Причерноморье 1 является находка печати столичного монастыря - в данном случае Христа Всевидящего (Паггелолтои) (конец XI - начало XII в.) [8, с. 103-104, № 60].

Наконец, следует указать на моливдовулы представителей духовенства: Константина, пресвитера, императорского клирика (XI в.) [8, с. 102, № 59], Василия, диакона и хартула-рия (XI в.) [8, с. 100-101, № 57; 13, с. 424-425, рис. 2]. Отметим также найденную в Херсонесе печать клирика Льва Тсапарина (XI в.) [14, р. 150, по. 13].

Отдельно отметим печать Афанасия, монаха (2-я половина XI в.) [8, с. 101, № 58; 13, с. 423-424, рис. 1]. Печати XI-XII вв., принадлежащие монахам, известны в Сугдее (Николай и Феодул) [7, с. 88-89, № 13, табл. LXI, 13; 19, р. 128-129, по. 11] и Херсонесе (Каллиник) [4, с. 20, рис. 1].

Анализ. В настоящее время к перечню корреспондентов, осуществлявших традиционные межцерковные контакты, можно добавить троих представителей церкви, чьи печати были обнаружены в 2015 г. в море под Таманским городищем. В настоящее время мо-ливдовулы находятся на хранении в Таманском археологическом музее.

1. печать Михаила, диакона (XI-XII вв.) (рис. 1).

Печать плохой сохранности, значительно затерта. Диаметр - 15-13 мм, толщина -1,5 мм, вес - 1,93 г.

Аверс: нечеткая фигура Архангела Михаила погрудно. Титла по обеим сторонам не

сохранились: [М II X =

Реверс: надпись в пять строк: .СФР. | .ICMIXA | ^€VT€ | .OVCA. | ...NO. = [f] Ефр[а-] | [y]ig Mi%a- | sws- | 5[i-] | [ако]

vo[u].

Прочтение: f Ефрауц Mi%a^ süxs^oug SiaKÖvou - «f Печать Михаила, худого диакона».

Надпись на печати додекасиллабическая. Известны три параллельных экземпляра, исполненные одной парой матриц - из Афинского музея [15, S. 168, no. 1898; 21, о. 71, J№ 247; 16, p. 18, no. 1044; 20, S. 571, no. 2595a], собрания Fogg Museum of Art (BZS. 1951.31.5.812) и Dumbarton Oaks (BZS.1958.106.379).

Еще на двух моливдовулах XI в. - из Американского Нумизматического общества (Нью-Йорк) [16, p. 18, no. 1045; 20, S. 571, no. 2595b] и собрания Dumbarton Oaks (BZS.1955.1.5013) - присутствует аналогичная легенда, однако представленная в четырех строках. На аверсе также изображен погрудно Архангел Михаил.

Следует указать и на печать XI в. из собрания Fogg Museum of Art (BZS.1951.31.5.450): эта же легенда в четыре строки, но на лицевой стороне изображен латинский крест на двух ступенях [20, S. 571, no. 2595c].

2. печать игнатия, монаха (XI в.) (рис. 2).

Диаметр - 22-20 мм, толщина - 1,5 мм, вес - 4,18 г. Греческая легенда представлена с обеих сторон - подобный тип широко известен в XI веке.

Аверс: трехстрочная надпись, заключенная в ободок: +СФРА | riCirNA | TIOV = f Ефра- | yig 'Iyva- | Tiou.

Реверс: трехстрочная надпись, заключенная в ободок: бите | ЛUCMONO | ТРОП0 = süxs- | ^оид povo- | тропой.

Прочтение: f Ефрауц 'IyvaTiou srns^oug рттропои - «f Печать Игнатия, худого особ-ножителя» (то есть монаха).

Надпись на печати додекасиллабическая, в издании «Corpus der byzantinischen Siegel mit metrischen Legenden» отсутствует. Аналогии печати неизвестны.

3. печать Евфимии, монахини (XI-XII вв.) (рис. 3).

Диаметр - 15-13 мм, толщина - 2,5 мм, вес - 3,84 г.

Аверс: в ободке - Богородица Оранта в

нимбе, погрудно, перед нею - изображение младенца Христа в медальоне. По сторонам от фигуры Богородицы титла: .. II 9 = [М(пгф)] ©(sou).

Реверс: оттиск смещен влево. Надпись в пять строк, заключенная в ободок: 0К€ | .ОН0...Н | .HAU6U | .HMIA | .ONAXH = [f] ©(soto)ks | P]o^9[si т]п | [a]fi 'Eu-|

[ф]Пц1а | [p]ovaxfi.

Прочтение: f ©sotoks Po^9si xfl ofl 'Еифпц1а povaxfi - «f Богородица, помоги Своей рабе Евфимии, монахине».

Аналогии печати неизвестны.

Два моливдовула XII в., близкие рассматриваемому по композиции (на аверсе -Богородица) и надписи: f ©sotoks Po^9si 'Еифпц1а povaxfi, хранятся в собраниях Dumbarton Oaks (BZS.1958.106.384) [17, p. 278, no. 2007, pl. 49, 2007] и Fogg Museum of Art (BZS.1951.31.5.3653) [16, p. 296, no. 1466, pl. 180, 1466].

Результаты. Таким образом, представленные свидетельства о прямых контактах и налаженной корреспонденции между православным духовенством показывают, что, помимо клирика - диакона, заметную роль в развитии взаимоотношений между церковью и обществом играла и монашествующая братия. Этому в известной мере также могли способствовать не только контакты клириков и монахов, но и путешествия жителей города по паломническим местам, свидетельством чему являются привозимые реликвии (см.: [10, с. 267-269, рис. 1]).

Немногочисленность сведений, касающихся церковной истории Зихской епархии, особенно подчеркивает исключительную ценность каждой новой печати, поскольку это позволяет ввести в оборот дополнительную информацию в более широком контексте - касающемся в целом всего северо-причерноморского региона.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 О связях таких клерикальных институтов, как византийские монастыри, с еще одним церковным центром, находящимся на окраине греческой ойкумены, на границе северных владений византийской державы - Херсоном, также свидетельствуют находки в нем моливдовулов монашеских обителей XI-XII вв. [5, с. 228-234, рис. 2-4].

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1. Печать Михаила, диакона (XI-XII вв.) Fig. 1. Seal of Michael, deacon (11th-12th centuries)

Рис. 2. Печать Игнатия, монаха (XI в.) Fig. 2. Seal of Ignatios, monk (11th century)

Рис. 3. Печать Евфимии, монахини (XI-XII вв.) Fig. 3. Seal of Euphemia, nun (11th-12th centuries)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеенко, Н. А. Моливдовулы бо-спорских епископов из Херсона / Н. А. Алексеенко // Проблемы религий стран черноморско-средиземноморского региона. Т. II. - Севастополь ; Краков : Национальный заповедник «Херсонес Таврический», 2001. - С. 131-138.

2. Алексеенко, Н. А. Церковная сфрагистика : Sacrum et Profanum Константинопольского патриархата / Н. А. Алексеенко // Sacrum et Profanum. Вып. IV : Религия в жизни человека и общества. -Севастополь : Национальный заповедник «Херсо-нес Таврический», 2009. - С. 25-29.

3. Алексеенко, Н. А. Памятники археологии в ряду источников по популяризации и развитию современного туризма : Несколько новых молив-довулов болгарского происхождения / Н. А. Алек-сеенко // Оттука започва България. Материали от втората национална конференция по история, археология и культурен туризъм «Пътуване към България». - Шумен : Университетско издател-ство «Епископ Константин Преславски», 2011. -С. 352-359.

4. Алексеенко, Н. А. «Тебя, хранителя моей души и моих писаний, вырезываю на моей печати... » / Н. А. Алексеенко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. -2015. - № 3 (33). - С. 19-29. - DOI: http://dx.doi. org/10.15688/jvolsu4.2015.3.2.

5. Алексеенко, Н. А. Межцерковные связи византийской Таврики: традиции и новации (находки византийских моливдовулов в Херсоне и его округе) / Н. А. Алексеенко // Боспорские исследования. - 2019. - Вып. XXXVIII. - С. 225-241.

6. Алексеенко, Н. А. Моливдовулы деятелей церкви из херсонского архива : Новые находки / Н. А. Алексеенко, Ю. Н. Самойленко // Нумизма-тични, сфрагистични и епиграфски приноси към историята на Черноморското крайбережие. - Варна : Книгоиздателство ЗОГРАФ, 2008. - С. 91-99. -(Acta Musei Variaensis ; VII-2).

7. Лихачев, Н. П. Моливдовулы греческого Востока / Н. П. Лихачев. - М. : Наука, 1991. -359 с. - (Научное наследство ; т. 19).

8. Чхаидзе, В. Н. Византийские печати из Тамани / В. Н. Чхаидзе. - М. : Ин-т археологии РАН, 2015. - 202 с.

9. Чхаидзе, В. Н. Печати Иоанна, архиепископа Готии (X-XI вв.) / В. Н. Чхаидзе // Российская археология. - 2016. - № 2. - С. 169-174.

10. Чхаидзе, В. Н. Паломническая ампула-евлогия с Таманского городища / В. Н. Чхаидзе // Мир Православия. Вып. 10. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2019. - С. 266-271.

11. Чхаидзе, В. Н. Антоний, архиепископ Зи-хии (30-50-е гг. XI в.) / В. Н. Чхаидзе // Восточная Европа в древности и средневековье. Вып. XXXIII. Роль религии в формировании социокультурных практик и представлений. - М. : ИВИ РАН, 2021. -С. 308-311.

12. Чхаидзе, В. Н. Печати Иоанна, митрополита Трапезунда (середина XI в.) / В. Н. Чхаидзе // XIII Международный византийский семинар Xepcœvoç бецата : «Империя» и «полис» : материалы науч. конф. - Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2021. - С. 291-296.

13. Чхаидзе, В. Н. К церковной археологии Таманского полуострова : Новые находки византийских печатей / В. Н. Чхаидзе, Д. В. Каштанов // Пятая Кубанская археологическая конференция : материалы конф. - Краснодар : Изд-во КубГУ, 2009. - С. 423-426.

14. Alexeenko, N. Die neuen Funde an Bleisiegen aus Cherson / N. Alexeenko, A. Romancuk, I. Sokolova // Studies in Byzantine Sigillography. - 1995. -Vol. 4. - S. 139-151.

15. Feind, R. Verse auf byzantinischen Bleisiegeln. Teil 2 : P-Q / R. Feind. - Battenberg : Münzen & Sammeln, 2013. - 664 S.

16. Laurent, V. Le corpus des sceaux de l'Empire byzantin. T. V, 2 : L'Église / V. Laurent. - Paris : Centre National de la Recherche Scietifique, 1965. - 538 p.

17. Laurent, V. Le corpus des sceaux de l'Empire byzantin. T. V, 3 : L'église. Supplément / V. Laurent. - Paris : Centre National de la Recherche Scietifique, 1972. - 343 p.

18. Nesbitt, J. Catalogue of Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and in the Fogg Museum of Art. Vol. 1. Italy, North of the Balkans, North of the Black Sea / J. Nesbitt, N. Oikonomides. - Washington : Dumbarton Oaks Research Library and Collections, 1991. - 253 p.

19. Stepanova, E. New Finds from Sudak / E. Stepanova // Studies in Byzantine Sigillography. -2003. - Vol. 8. - P. 123-130.

20. Wassiliou-Seibt, A.-K. Corpus der byzantinischen Siegel mit metrischen Legenden. T. 2. Einleitung, Siegellegenden von Ny bis inclusive Sphragis /A.-K. Wassiliou-Seibt. - Wien : Verlag der Österreichische Akademie der Wissenschaften, 2016. - 767 S.

21. KœvcTavTÔnouXoç, К. M. BuÇavuaKà ^oXußSößouüa toù év Aôrçvaiç 'E0m:oû No^ic^aTiKoù Mouceiou / К. M. KœvcTavTÔnouXoç. - Aôrçvai : [s. n.], 1917. - 433 c.

REFERENCES

1. Alekseenko N.A. Molivdovuly bosporskikh episkopov iz Khersona [Lead Seals of Bosporus Bishops from Kherson]. Problemy religiy stran chernomorsko-

sredizemnomorskogo regiona [Problems of Religions of the Countries of the Black Sea-Mediterranean Region]. Sevastopol, Krakov, Natsionalnyy zapovednik «Khersones Tavricheskiy», 2001, vol. 2, pp. 131-138.

2. Alekseenko N.A. Tserkovnaya sfragistika: Sacrum et Profanum Konstantinopolskogo patriarkhata [Ecclesiastical Sphragistics: Sacred and Profane of the Patriarchate of Constantinople]. Sacrum et Profanum. Vyp. 4. Religiya v zhizni cheloveka i obshchestva [Sacrum et Profanum. Iss. 4. Religion in the Life of a Person and Society]. Sevastopol, Natsionalnyy zapovednik «Khersones Tavricheskiy», 2009, pp. 25-29.

3. Alekseenko N.A. Pamyatniki arkheologii v ryadu istochnikov po populyarizatsii i razvitiyu sovre-mennogo turizma: Neskolko novykh molivdovulov bolgarskogo proiskhozhdeniya [Archaeological Monuments in a Number of Sources for the Popularization and Development of Modern Tourism: Several New Molybdoboulla of Bulgarian Origin]. Ottuka zapochva Balgariya. Materiali ot vtorata natsionalna konferen-tsiya po istoriya, arheologiya i kulturen turizm «Patu-vane kam Balgariya» [This is Where Bulgaria Begins. Materials of the Second Annual Conference on History, Archaeology and Cultural Tourism "Journey to Bulgaria"]. Shumen, Universitetsko izdatelstvo «Episkop Konstantin Preslavski», 2011, pp. 352-359.

4. Alekseenko N.A. «Tebya, khranitelya moey dushi i moikh pisaniy, vyrezyvayu na moey pechati...» ["I Carve You, Keeper of My Soul and My Writings, on My Seal..."]. Vestnik Volgogradskogogosudarstven-nogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2015, no. 3 (33), pp. 19-29. DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu4.2015.3.2.

5. Alekseenko N.A. Mezhtserkovnye svyazi vi-zantiyskoy Tavriki: traditsii i novatsii (nakhodki vizan-tiyskikh molivdovulov v Khersone i ego okruge) [Inter-Church Relations of Byzantine Taurica: Traditions and Innovations (Finds of Byzantine Molybdoboulla in Kherson and Its District)]. Bosporskie issledovaniya [Bosporos Studies]. Simferopol, Kerch, Bosporskie issledovaniya, 2019, iss. 38. pp. 225-241.

6. Alekseenko N.A., Samoylenko Yu.N. Mo-livdovuly deyateley tserkvi iz khersonskogo arkhiva: novye nakhodki [Seals of the Church Leaders from the Kherson Archive: New Findings]. Numizmatichni, sfragistichni i epigrafski prinosi kam istoriyata na Chernomorskoto krayberezhie [Numismatic, Sphrag-istic and Epigraphic Contributions to the History of the Black Sea Coast]. Varna, Knigoizdatelstvo ZOGRAF Publ., 2008, pp. 91-99. (Acta Musei Variaensis; 7-2).

7. Likhachev N.P. Molivdovuly grecheskogo Vostoka [Molybdoboulla of the Greek East]. Moscow, Nauka Publ., 1991. 359 p. (Nauchnoe nasledstvo [Scientific Heritage]; vol. 19).

8. Chkhaidze VN. Vizantiyskie pechati iz Tamani [Byzantine Lead Seals from Taman]. Moscow, Institut arkheologii RAN, 2015. 202 p.

9. Chkhaidze V.N. Pechati Ioanna, arkhiepiskopa Gotii (X-XI vv.) [Seals of John, Archbishop of Gothia (10th-11th CC.)]. Rossiyskaya arkheologiya [Russian Archaeology], 2016, no. 2, pp. 169-174.

10. Chkhaidze V.N. Palomnicheskaya ampula-evlogiya s Tamanskogo gorodishcha [Pilgrimage Ampoule-Eulogy from the Taman Settlement]. Mir Pravoslaviya [World of Orthodoxy]. Volgograd, Izd-vo VolGU, 2019, iss. 10, pp. 266-271.

11. Chkhaidze V.N. Antoniy, arkhiepiskop Zikhii (30-50-e gg. XI v.) [Antony, Archbishop of Zichia (The 1030s-1050s)]. Vostochnaya Evropa v drevnosti i srednevekove. Vyp. XXXIII. Rol religii v formirovanii sotsiokulturnykh praktik i predstavleniy [Eastern Europe in Antiquity and the Middle Ages. Iss. 33. The Role of Religion in the Formation of Socio-Cultural Practices and Ideas]. Moscow, IVI RAN, 2021, pp. 308-311.

12. Chkhaidze V.N. Pechati Ioanna, mitropolita Trapezunda (seredina XI v.) [Seals of John, the Metropolitan of Trebizond (Mid-11th Century)]. XIII Mezhdunarodnyy vizantiyskiy seminar Chersönos themata: «Imperiya» i «polis»: materialy nauch. konf. [Proceedings of the 13th International Scientific Conference Byzantine Seminar Chersonos themata: "Empire" and "Polis"]. Simferopol, IT "ARIAL" Publ., 2021, pp. 291-296.

13. Chkhaidze VN., Kashtanov D.V K tserkovnoy arkheologii Tamanskogo poluostrova: novye nakhodki vizantiyskikh pechatey [On the Church Archaeology of the Taman Peninsula: New Finds of Byzantine Lead Seals]. Pyataya Kubanskaya arkheologicheskaya konferentsiya: materialy konf. [Proceedings of the Fifth Kuban Archaeological Conference]. Krasnodar, Izd-vo KubGU, 2009, pp. 423-426.

14. Alexeenko N., Romancuk A., Sokolova I. Die neuen Funde an Bleisiegen aus Cherson. Studies in Byzantine Sigillography, 1995, vol. 4, S. 139-151.

15. Feind R. Verse auf byzantinischen Bleisiegeln. Teil. 2: R-Ö. Battenberg, Münzen & Sammeln, 2013. 664 S.

16. Laurent V Le corpus des sceaux de l'Empire byzantin. T. 5, 2: L'Église. Paris, Centre National de la Recherche Scietifique, 1965. 538 p.

17. Laurent V Le corpus des sceaux de l'Empire byzantin. T. 5, 3: L'église. Supplément. Paris, Centre National de la Recherche Scietifique, 1972. 343 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Nesbitt J., Oikonomides N. Catalogue of Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and in the Fogg Museum of Art. Vol. 1. Italy, North of the Balkans, North of the Black Sea. Washington, Dumbarton Oaks Research Library and Collections, 1991. 253 p.

19. Stepanova E. New Finds from Sudak. Studies in Byzantine Sigillography, 2003, vol. 8, pp. 123-130.

20. Wassiliou-Seibt A.-K. Corpus der byzantinischen Siegel mit metrischen Legenden. T. 2. Einleitung, Siegellegenden von Ny bis inclusive Sphragis. Wien, Verlag der Österreichische Akademie der Wissenschaften, 2016. 767 S.

21. Konstantopoulos K.M. Byzantiaka molybdoboulla tou en Athenais Ethnikou Nomismatikou Mouseiou [Byzantine Lead Seals from the Numismatic Museum of Athens]. Athens, s. n., 1917. 433 p.

Information About the Author

viktor N. chkhaidze, Candidate of Sciences (History), Head of the Centre for Byzantine-Caucasian Studies, Institute of Oriental Studies ofthe Russian Academy of Sciences, Rozhdestvenka St, 12, 107031 Moscow, Russian Federation, chkhaidze@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0806-6218

информация об авторе

Виктор николаевич чхаидзе, кандидат исторических наук, заведующий Центром византийско-кавказских исследований, Институт востоковедения РАН, ул. Рождественка, 12, 107031 г. Москва, Российская Федерация, chkhaidze@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0806-6218

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.