ные части исследуемого нами понятия «деонтологическая компетентность будущего педагога».
Рассмотрев сущность, содержание деонтологической компетентности будущих педагогов, опираясь на междисциплинарный подход и определив ее структурные компоненты, мы полагаем, что, в первую очередь образовательное пространство учреждения высшего образования должно быть направлено на формирование знаний, умений, навыков на протяжении всего периода обучения. Так как образовательное пространство высшего учебного заведения благодаря своей непрерывности, системности, практической ориентированности, последовательности и нормативности обладает большим потенциалом для формирования деонтологической компетентности будущего педагога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батура И.Н. Деонтологическая компетентность педагога: теоретический аспект / И.Н. Батура // Педагогическая наука и образование - 2021. - № 3. - С. 5-8.
2. Быкова С.С. Формирование деонтологической компетентности у будущих педагогов в системе профессионального образования / С.С. Быкова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - Т. 3, № 4. - С. 37-41.
3. Снопкова Е.И. Актуальность междисциплинарного подхода в педагогических исследованиях : научное обоснование / Е.И. Снопкова // Интеграция образования. - 2015. - Т.19, № 1. - С. 111-117.
REFERENCES
1. Batura, I. N (2021), "Deontological competence of a teacher: theoretical aspect", Pedagogical science and education, No. 3, pp. 5-8.
2. Bykova, S.S. (2012), "Formation of deontological competence of future teachers in the system of vocational education", Bulletin of Vyatka State University for the Humanities, Vol. 3, No. 4, pp. 3741.
3. Snopkova, E.I. (2015) "Relevance of the interdisciplinary approach in pedagogical research: scientific justification", Integration of education, Vol. 19, No. 1, pp. 111-117.
Контактная информация: pantsa76@mail.ru
Статья поступила в редакцию 03.05.2022
УДК 377.131.11
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА У
ДЕВУШЕК
Сергей Евгеньевич Бебинов, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Николаевна Кривощекова, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск
Аннотация
Изучение различных методов формирования водительских навыков с позиций системного подхода позволяет определить существующие причино-следственные связи, определяющие последовательность обучения. В соответствии с этим цель исследования заключается в определении системообразующих факторов вождения автомобиля у девушек. В эксперименте приняли участие девушки, проходящие обучение в автомобильной школе (n = 33). Для оценки подготовленности использовался метод экспертных оценок развиваемых навыков с последующим факторным и регрессионным анализом полученных эмпирических данных. Результаты исследования свидетельствуют, что системообразующими факторами являются навыки расположения на полосе движения и выбора оптимального скоростного режима при маневрировании. По результатам проведенного исследования сделаны выводы о том, что полученная факторная структура навыков вождения автомобиля девушек выявила связи между признаками, направленными на обеспечение безопасного
управления автомобилем. Построенная регрессионная модель навыков вождения автомобиля в условиях транспортного потока показывает более тесные связи с формированием общего уровня подготовленности как осведомительно-коммуникативного навыка пользования зеркалами заднего вида, так и технических навыков управления автомобилем. Системообразующими факторами вождения автомобиля у девушек являются навыки расположения на полосе движения и выбора оптимального скоростного режима при маневрировании, которые с одной стороны, обеспечивают безопасное взаимодействие с другими водителями, а с другой позволяют вносить своевременные коррекции в управление автомобилем за счет изменения скорости движения при выполнении маневров.
Ключевые слова: навыки вождения автомобиля, методы обучения, функциональная система, уровень сформированности навыков, факторная структура навыков вождения, регрессионная модель водительских навыков.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p23-28
SYSTEM-FORMING FACTORS IN THE FORMATION OF DRIVING SKILLS IN TRAFFIC FLOW AMONG GIRLS
Sergey Evgenyevich Bebinov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Olga Nikolaevna Krivoschekova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Siberian State Automobile and
Highway University, Omsk
Abstract
The study of various methods for the formation of driving skills from the standpoint of a systematic approach allows us to determine the existing cause-and-effect relationships that determine the sequence of training. In accordance with this, the purpose of the study is to determine the system-forming factors of driving a car in girls. The experiment involved girls studying at a driving school (n = 33). To assess preparedness, the method of expert assessments of developed skills was used, followed by factorial and regression analysis of the empirical data obtained. The results of the study indicate that the system-forming factors are the skills of positioning on the lane and choosing the optimal speed mode when maneuvering. Based on the results of the study, it was concluded that the resulting factor structure of the girls' driving skills revealed links between the signs aimed at ensuring safe driving. The constructed regression model of driving skills in traffic flow conditions shows closer links with the formation of the general level of preparedness of both the informative and communicative skill of using rear-view mirrors and the technical skills of driving a car. The system-forming factors of driving a car among girls are the skills of positioning on the lane and choosing the optimal speed mode when maneuvering, which, on the one hand, ensure safe interaction with other drivers, and on the other hand, allow timely corrections in driving by changing the speed of movement when performing maneuvers.
Keywords: driving skills, teaching methods, functional system, skill level, factorial structure of driving skills, regression model of driving skills.
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональное обучение водителей реализуется широкой сетью учебных организаций. Используется разнообразные методические подходы к подготовке курсантов. Тем не менее, исследователи не имеют единого мнения о наиболее эффективной организации обучения. Так применение в подготовке водителей компетентностного подхода, предполагает формирование подготовленности курсантов в соответствии с имеющимися нормативными требованиями [5, 8]. Имеется и другое мнение, заключающееся в том, что формирование компетентности имеет узкую знаниевую направленность, делающую невозможной успешную деятельность в изменяющихся, незнакомых условиях [1].
Другое направление повышения качества обучения водителей заключается в совершенствовании организационно-управленческой структуры [7]. Суть этого подхода состоит в развитии взаимодействия между условиями, средствами и кадровым обеспечением обучения, составляющими учебно-методический комплект. По результатам исследований О.Н. Филатовой личностно-деятельностный, компетентностный и систем-
ный подходы объединены в единую дидактическую модель, поддерживающую целепола-гание обучения [9].
Общим моментом различных направлений совершенствования профессионального обучения водителей является системность, позволяющая при более внимательном изучении выявить существующие причинно-следственные связи, определяющие последовательность освоения учебного материала. Отмечается, что рассмотрение процесса обучения как системы деятельности позволяет определить цель подготовки, решаемые задачи, сформировать изучаемые элементы, осуществить планирование обучения и его контроль [4]. Система учебной деятельности водителя объединяет несколько подсистем, совместное функционирование которых позволяет достичь общего результата обучения. Отдельную подсистему составляет совокупность формируемых у курсанта водительских навыков, вносящих значительный вклад в общий уровень подготовленности. Кроме этого необходимо учитывать гендерные аутостереотипы, которые у женщин проявляются в безопасности и преодолении неуверенности в себе, а у мужчин в самореализации и стремлении к общественному признанию профессионального успеха [3].
В соответствии с этим цель исследования заключается в определении системообразующих факторов вождения автомобиля у девушек.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В эксперименте приняли участие обучающиеся в автомобильной школе девушки (п=33). Методом экспертных оценок изучалось формирование технических навыков управления автомобилем в соответствующих по интенсивности транспортных потоках [2]. Для определения системных взаимосвязей между навыками был проведен факторный анализ полученных эмпирических данных. На следующем этапе исследования вес каждого изучаемого показателя оценивался методом множественного регрессионного анализа. Модель уравнения регрессии имеет вид (1) [6]:
У = а +61х1 +Ъ2х2 ч-----\-Ърхр, (1)
где У - общий уровень подготовленности; а - коэффициент, показывающий значение У при нулевой гипотезе; Ьр - коэффициенты регрессии для соответствующего навыка, хр - навыки вождения в условиях транспортного потока.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведенный факторный анализ выявил два фактора, объясняющих 67% общей дисперсии изучаемой выборки (таблица).
В первом факторе большие веса имеет большое количество изучаемых показателей: навык перестроения между полосами, расположение на полосе движения, навык выбора оптимального скоростного режима при маневрировании, навык торможения автомобиля, своевременность переключения передач, навык пользования зеркалами заднего вида и подготовка рабочего места водителя. Эти переменные, во-первых, определяют количество получаемой водителем информации об условиях дорожного движения, а во-вторых составляют технику управления автомобилем. Поэтому фактор назван «оценка информации и техника вождения».
Таблица - Факторный анализ формируемых водительских навыков девушек
Показатель Факторный вес
1 2
Подготовка рабочего места водителя 0,73 0,23
Пользование зеркалами заднего вида 0,69 0,29
Использование указателей поворотов 0,16 0,81
Своевременность переключения передач 0,62 0,32
Обеспечение безопасной дистанции 0,24 0,78
Выбор оптимального скоростного режима движения в тр. потоке 0,41 0,84
Торможение автомобиля 0,77 0,27
Показатель Факторный вес
1 2
Выбор оптимального скоростного режима при маневрировании 0,70 0,55
Выбор оптимальной траектории движения при маневрировании 0,78 0,05
Расположение на полосе движения 0,65 0,44
Перестроение между полосами 0,76 0,46
Доля дисперсии, % 40 27
Со вторым фактором связаны навыки выбора оптимального скоростного режима движения при маневрировании и оптимального скоростного режима движения в транспортном потоке, обеспечения безопасной дистанции, использования указателей поворотов. Наличие выявленных связей характеризует организацию коммуникаций обучающегося водителя с участниками транспортного потока, что позволяет поддерживать оптимальную скорость движения и безопасную дистанцию. Фактор интерпретируется, как «обеспечение безопасности в транспортном потоке».
Полученная в исследовании факторная структура навыков вождения девушек демонстрирует значительную интегрированность изучаемых показателей в первый фактор. Такой характер связей подтверждает стремление курсанток к более безопасному управлению автомобилем. Этому способствует тесное взаимодействие между навыками получения информации об условиях вождения и показателями, определяющими технические параметры управления автомобилем. Полученная межфакторная связь навыка выбора оптимального скоростного режима при маневрировании усиливает взаимодействие между изучаемыми показателями, образуя единую систему управления автомобилем.
Осуществить прогноз успешности обучения девушек позволил регрессионный анализ формируемых водительских навыков. Адекватность построенной регрессионной модели определена коэффициентом детерминации, который составляет 99,4%. Полученный /-критерий Стьюдента (<0,001) подтверждает статистическую значимость полученных коэффициентов регрессии.
Рассчитанные коэффициенты регрессии для формируемых водительских навыков имеют следующие величины: подготовка рабочего места водителя (х^ - 0,91; пользование зеркалами заднего вида (х2) - 0,93; своевременность переключения передач (х3) -1,32; обеспечение безопасной дистанции (х4) - 1,04; определение оптимального скоростного режима движения в транспортном потоке (х5) - 1,78; торможение автомобиля (х6) -1,30; выбор оптимального скоростного режима при маневрировании (х7) - 0,95; выбор оптимальной траектории движения при маневрировании (х8) - 0,92; расположение на полосе движения (х9) - 1,07 и перестроение между полосами (хш) - 0,74; использование указателей поворотов (хп) - исключен, так как имеет большое количество корреляций с другими формируемыми навыками.
По результатам проведенных расчетов составлено следующее уравнение регрессии:
У = 13,20 + 1,34х, + 1,12х2 +1, 25х4 +1,11х6 + 1,30х7 + 1,12х5 + 0,91х1 + 1,12хп +1,50х,. Веса формируемых навыков вождения, характеризующие тесноту связи каждого из них с общим уровнем подготовленности, распределились следующим образом: расположение на полосе движения (Р=0,288), пользования зеркалами заднего вида (Р=0,285), обеспечение безопасной дистанции (Р=0,251), торможение автомобиля (Р=0,247), выбор оптимального скоростного режима при маневрировании (Р=0,173). Наименьший вклад в регрессионную модель вносят использование указателей поворотов (Р=0,079) и своевременность переключения передач (Р=0,065).
Результаты регрессионного анализа свидетельствуют, что успешному обучению курсанток соответствует формирование навыков: переключения передач, расположения на полосе движения, выбора оптимального скоростного режима движения при маневрировании и выбора безопасной дистанции. При этом более тесные взаимосвязи с общим уровнем подготовленности имеют такие показатели, как пользование зеркалами заднего
вида и ряд технических навыков.
Сопоставление результатов факторного и регрессионного анализов выявило, что системообразующими факторами вождения автомобиля у девушек являются навыки расположения на полосе движения и выбора оптимального скоростного режима при маневрировании, которые входят в первый фактор, имеют более высокие коэффициенты регрессии и обладают более значительными р-коэффициентами. Эти элементы вождения обеспечивают безопасные боковые интервалы между участниками движения и повышают надежность маневрирования на перекрестках за счет своевременного регулирования скоростного режима движения.
ВЫВОДЫ
1. Полученная факторная структура навыков вождения автомобиля девушек выявила связи между признаками, направленными на обеспечение безопасного управления автомобилем.
2. Построенная регрессионная модель навыков вождения автомобиля в условиях транспортного потока показывает более тесные связи с формированием общего уровня подготовленности как осведомительно-коммуникативного навыка пользования зеркалами заднего вида, так и технических навыков управления автомобилем.
3. Системообразующими факторами вождения автомобиля у девушек являются навыки расположения на полосе движения и выбора оптимального скоростного режима при маневрировании, которые с одной стороны, обеспечивают безопасное взаимодействие с другими водителями, а с другой позволяют вносить своевременные коррекции в управление автомобилем за счет изменения скорости движения при выполнении маневров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аношкина В.Л. Образование. Инновации. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы) / В.Л. Аношкина, С.В. Резванов. - Ростов-на-Дону, 2001. - 176 с.
2. Бебинов С.Е. Взаимосвязи водительских навыков слушателей автошколы с их индивидуально-психологическими особенностями / С.Е. Бебинов, В.А. Сальников, О.Н. Кривощекова // Социальная психология и общество. - 2018. - Том 9, № 4. - С. 74-86.
3. Кобалевская А.И. Гендерные стереотипы участников дорожного движения : автореф. дис.... канд. психол. наук / Кобалевская Александра Ивановна. - Москва, 2012. - 34 с.
4. Логинов Д.В. Системный подход к программно-методическому обеспечению подготовки преподавателей вуза к выполнению комплекса ГТО в процессе спортивно-оздоровительных занятий / Д.В. Логинов, М.Г. Янова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. -№ 3 (193). - С. 235-241.
5. Митин С.Н. Смена образовательных приоритетов: переход от знаний, умений, навыков к общим компетенциям / С.Н. Митин, И.А. Архипова // Симбирский научный вестник. - 2020. - № 1-2(39-40). - С. 70-76.
6. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 392 с.
7. Путенкова Г.Г. Организационно-педагогические условия повышения качества подготовки водителей в учреждении НПО : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Путенкова Галина Григорьевна. - Москва, 2009. - 26 с.
8. Стародубцев, М.П. Компетентностный подход к реализации самостоятельной работы студентов / М.П. Стародубцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 271-274.
9. Филатова О.Н. Профессиональная подготовка будущих водителей в автошколе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Филатова Ольга Николаевна. - Н. Новгород, 2009. - 20 с.
REFERENCES
1. Anoshkina, V.L. and Rezvanov, S.V (2001), Education. Innovation. Future. (Methodological and socio-cultural problems). Rostov-on-Don.
2. Bebinov, S.E., Salnikov, V.A. and Krivoshchekova, O.N. (2018), "The relationship of driving skills of students of a driving school with their individual psychological characteristics", Social psychology and society, Vol. 9, No. 4, рр. 74-86.
3. Kobalevskaya, A.I. (2012), Gender stereotypes of road users, dissertation, Moscow.
4. Loginov, D.V., Yanov, M.G. (2021), "A systematic approach to the software and methodological support for the preparation of university teachers for the implementation of the GTO complex in the process of sports and recreational activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), рр. 235-241.
5. Mitin, S.N. and Arkhipova, I.A. (2020), "Changing educational priorities: the transition from knowledge, skills to general competencies", Simbirsk Scientific Bulletin, No. 1-2 (39-40), рр. 70-76.
6. Nasledov, A.D. (2007), Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data, Speech, St. Petersburg.
7. Putenkova, G.G. (2009), Organizational and pedagogical conditions for improving the quality of driver training in an NGO institution, dissertation, Moscow.
8. Starodubtsev, M.P. (2017), "Competence-based approach to the implementation of students' independent work", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.12 (154), рр. 271-274.
9. Filatova, O.N. (2009), Vocational training of future drivers in a driving school, dissertation, N. Novgorod.
Контактная информация: bebinov.ru@gmail.com
Статья поступила в редакцию 02.05.2022
УДК 377.131.11
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ У ЮНОШЕЙ В
СООТВЕТСТВИИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ
РАЗЛИЧИЯМИ
Сергей Евгеньевич Бебинов, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Николаевна Кривощекова, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск
Аннотация
Успешность формирования водительских навыков в значительной степени определяет готовность обучающихся к безопасному участию в дорожном движении. Обучение связано с имеющимися у курсантов индивидуальными различиями. Цель исследования заключается в изучении уровня формирования навыков вождения автомобиля в условиях транспортного потока у юношей, различающихся типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. В эксперименте приняли участие юноши (n = 43), обучающиеся в АНО «УЦ «Технопарк» г. Омска. Использовались следующие методы: экспертных оценок, теппинг-тест, кинематометрия. Выявлен более высокий уровень формирования навыков у курсантов с низкой подвижностью возбуждения и преобладанием внутреннего возбуждения, когда в меньшей степени навыки развиваются у обучающихся, обладающих разными комплексами, включающими среднесильную нервную систему. Сформулированы выводы о том, что развитие водительских навыков находится под влиянием типологических особенностей, но более заметная связь имеется с типологическими комплексами, объединяющими однонаправленно действующие свойства. На более высоком уровне навыки развиваются у юношей с типологическим комплексом, способствующем проявлению двигательной памяти, работоспособности и внимательности. Отстают в формировании водительских навыков курсанты с индивидуальными особенностями, определяющими более низкий темп управления автомобилем и затрудняющими деятельность в условиях недостатка информации. Отмечается, что имеющиеся различия обучающихся автошколы необходимо учитывать при проектировании гибких индивидуальных образовательных траекторий.
Ключевые слова: способности, индивидуальные различия, обучение вождению автомобиля, транспортный поток, уровень сформированности навыков, типологические комплексы.