Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ У ЮНОШЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ РАЗЛИЧИЯМИ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ У ЮНОШЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ РАЗЛИЧИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ОБУЧЕНИЕ ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ / ТРАНСПОРТНЫЙ ПОТОК / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бебинов Сергей Евгеньевич, Кривощекова Ольга Николаевна

Успешность формирования водительских навыков в значительной степени определяет готовность обучающихся к безопасному участию в дорожном движении. Обучение связано с имеющимися у курсантов индивидуальными различиями. Цель исследования заключается в изучении уровня формирования навыков вождения автомобиля в условиях транспортного потока у юношей, различающихся типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. В эксперименте приняли участие юноши (n = 43), обучающиеся в АНО «УЦ «Технопарк» г. Омска. Использовались следующие методы: экспертных оценок, теппинг-тест, кинематометрия. Выявлен более высокий уровень формирования навыков у курсантов с низкой подвижностью возбуждения и преобладанием внутреннего возбуждения, когда в меньшей степени навыки развиваются у обучающихся, обладающих разными комплексами, включающими среднесильную нервную систему. Сформулированы выводы о том, что развитие водительских навыков находится под влиянием типологических особенностей, но более заметная связь имеется с типологическими комплексами, объединяющими однонаправленно действующие свойства. На более высоком уровне навыки развиваются у юношей с типологическим комплексом, способствующем проявлению двигательной памяти, работоспособности и внимательности. Отстают в формировании водительских навыков курсанты с индивидуальными особенностями, определяющими более низкий темп управления автомобилем и затрудняющими деятельность в условиях недостатка информации. Отмечается, что имеющиеся различия обучающихся автошколы необходимо учитывать при проектировании гибких индивидуальных образовательных траекторий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бебинов Сергей Евгеньевич, Кривощекова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF DRIVING SKILLS IN BOYS IN ACCORDANCE WITH INDIVIDUAL TYPOLOGICAL DIFFERENCES

The success of the formation of driving skills largely determines the readiness of students for safe participation in road traffic. Training is connected with individual differences among cadets. The purpose of the study is to study the level of formation of car driving skills in traffic flow among young men who differ in the typological features of the manifestation of the properties of the nervous system. The experiment involved young men (n = 43) studying at the ANO "EC "Technopark" in Omsk. The following methods were used: expert evaluations, tapping test, kinematometry. A higher level of skill formation was revealed in cadets with low excitation mobility and a predominance of internal excitation, when skills are developed to a lesser extent in students with different complexes, including a medium-strong nervous system. Conclusions are drawn that the development of driving skills is influenced by typological features, but there is a more noticeable connection with typological complexes that combine unidirectionally acting properties. At a higher level, skills are developed in young men with a typological complex that contributes to the manifestation of motor memory, working capacity and attentiveness. Lagging behind in the formation of driving skills are cadets with individual characteristics that determine a lower rate of driving and make it difficult to work in conditions of lack of information. It is noted that the existing differences among students of a driving school must be taken into account when designing flexible individual educational trajectories.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ У ЮНОШЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ РАЗЛИЧИЯМИ»

2. Bebinov, S.E., Salnikov, V.A. and Krivoshchekova, O.N. (2018), "The relationship of driving skills of students of a driving school with their individual psychological characteristics", Social psychology and society, Vol. 9, No. 4, рр. 74-86.

3. Kobalevskaya, A.I. (2012), Gender stereotypes of road users, dissertation, Moscow.

4. Loginov, D.V., Yanov, M.G. (2021), "A systematic approach to the software and methodological support for the preparation of university teachers for the implementation of the GTO complex in the process of sports and recreational activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193), рр. 235-241.

5. Mitin, S.N. and Arkhipova, I.A. (2020), "Changing educational priorities: the transition from knowledge, skills to general competencies", Simbirsk Scientific Bulletin, No. 1-2 (39-40), рр. 70-76.

6. Nasledov, A.D. (2007), Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data, Speech, St. Petersburg.

7. Putenkova, G.G. (2009), Organizational and pedagogical conditions for improving the quality of driver training in an NGO institution, dissertation, Moscow.

8. Starodubtsev, M.P. (2017), "Competence-based approach to the implementation of students' independent work", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.12 (154), рр. 271-274.

9. Filatova, O.N. (2009), Vocational training of future drivers in a driving school, dissertation, N. Novgorod.

Контактная информация: bebinov.ru@gmail.com

Статья поступила в редакцию 02.05.2022

УДК 377.131.11

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ У ЮНОШЕЙ В

СООТВЕТСТВИИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ

РАЗЛИЧИЯМИ

Сергей Евгеньевич Бебинов, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Николаевна Кривощекова, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск

Аннотация

Успешность формирования водительских навыков в значительной степени определяет готовность обучающихся к безопасному участию в дорожном движении. Обучение связано с имеющимися у курсантов индивидуальными различиями. Цель исследования заключается в изучении уровня формирования навыков вождения автомобиля в условиях транспортного потока у юношей, различающихся типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. В эксперименте приняли участие юноши (n = 43), обучающиеся в АНО «УЦ «Технопарк» г. Омска. Использовались следующие методы: экспертных оценок, теппинг-тест, кинематометрия. Выявлен более высокий уровень формирования навыков у курсантов с низкой подвижностью возбуждения и преобладанием внутреннего возбуждения, когда в меньшей степени навыки развиваются у обучающихся, обладающих разными комплексами, включающими среднесильную нервную систему. Сформулированы выводы о том, что развитие водительских навыков находится под влиянием типологических особенностей, но более заметная связь имеется с типологическими комплексами, объединяющими однонаправленно действующие свойства. На более высоком уровне навыки развиваются у юношей с типологическим комплексом, способствующем проявлению двигательной памяти, работоспособности и внимательности. Отстают в формировании водительских навыков курсанты с индивидуальными особенностями, определяющими более низкий темп управления автомобилем и затрудняющими деятельность в условиях недостатка информации. Отмечается, что имеющиеся различия обучающихся автошколы необходимо учитывать при проектировании гибких индивидуальных образовательных траекторий.

Ключевые слова: способности, индивидуальные различия, обучение вождению автомобиля, транспортный поток, уровень сформированности навыков, типологические комплексы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p28-32

FORMATION OF DRIVING SKILLS IN BOYS IN ACCORDANCE WITH INDIVIDUAL TYPOLOGICAL DIFFERENCES

Sergey Evgenyevich Bebinov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Olga Nikolaevna Krivoschekova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Siberian State Automobile and

Highway University, Omsk

Abstract

The success of the formation of driving skills largely determines the readiness of students for safe participation in road traffic. Training is connected with individual differences among cadets. The purpose of the study is to study the level of formation of car driving skills in traffic flow among young men who differ in the typological features of the manifestation of the properties of the nervous system. The experiment involved young men (n = 43) studying at the ANO "EC "Technopark" in Omsk. The following methods were used: expert evaluations, tapping test, kinematometry. A higher level of skill formation was revealed in cadets with low excitation mobility and a predominance of internal excitation, when skills are developed to a lesser extent in students with different complexes, including a medium-strong nervous system. Conclusions are drawn that the development of driving skills is influenced by typological features, but there is a more noticeable connection with typological complexes that combine unidirectionally acting properties. At a higher level, skills are developed in young men with a typological complex that contributes to the manifestation of motor memory, working capacity and attentiveness. Lagging behind in the formation of driving skills are cadets with individual characteristics that determine a lower rate of driving and make it difficult to work in conditions of lack of information. It is noted that the existing differences among students of a driving school must be taken into account when designing flexible individual educational trajectories.

Keywords: abilities, individual differences, learning to drive a car, traffic flow, skill level, typological complexes.

ВВЕДЕНИЕ

В многоуровневой системе профессионального образования определенный интерес представляет подготовка водителей автотранспортных средств. Современные условия дорожного движения предъявляют повышенные требования к компетентности выпускника автошколы, в которой особое место занимает уровень сформированности навыков вождения автомобиля в условиях транспортного потока. По имеющимся данным эти навыки распределяются на различных уровнях матрицы целей обучения водителей [12], что дает возможность выпускнику автошколы не только уверенно управлять транспортным средством, но и взаимодействовать с другими участниками транспортного потока, прогнозировать опасности поездки с учетом условий движения, индивидуальных особенностей и стиля вождения автомобиля.

По своему содержанию профессия водителя относится к первому типу [3]. Курсант автошколы должен обладать рядом некомпенсируемых качеств, обеспечивающих успешность подготовки и дальнейшую профессиональную надежность. Эти качества определяются имеющимися способностями, вопросу развития которых посвящено большое количество научных трудов. Но в тоже время остается ряд дискуссионных положений. Возникающие противоречия обусловлены тем, что под способностями подразумевают как врожденные, так и приобретенные возможности субъекта к реализации деятельности [8]. Тем не менее, авторы подтверждают, что основу способностей составляют задатки [1, 7, 9], которые разделяют на специальные, представляющие свойства нейронов и их цепей, и общие, - к ним относятся сила, подвижность и баланс нервных процессов, оказывающие влияние на психомоторную деятельность [10].

Отмечается возросшая актуальность повышения качества подготовки водителей с учетом индивидуальных различий в проявлении способностей. Одним из направлений является исследование влияния особенностей протекания нервных процессов на управ-

ление автомобилем [2, 6].

Цель исследования состоит в изучении развития водительских навыков юношей, различающихся типологическими особенностями, в условиях дорожного движения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В эксперименте приняли участие юноши (n = 43), обучающиеся в АНО «УЦ «Технопарк» г. Омска. Ранее участники эксперимента не имели опыта вождения. Среди водительских навыков изучались представленные в [2]. Обучение курсантов осуществлялось по гибким индивидуальным образовательным траекториям в соответствующих по интенсивности условиях транспортного потока [11]. Определялся уровень развития водительских навыков у курсантов с различной типологией.

Формирование навыков изучалось методом экспертных оценок. Сила нервной системы определялась выполнением теппинг-теста, а уровень подвижности, внутренний и внешний балансы между торможением и возбуждением кинематометрической методикой

[4].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Экспериментально выявлены различия в характере развития водительских навыков у обучающихся, имеющих разные типологические особенности проявления свойств нервной системы. Более высокий уровень навыков имеют «инертные» курсанты с преобладанием внешнего и внутреннего возбуждения. Ниже подготовленность у лиц со сред-неподвижным возбуждением, подвижным торможением, преобладанием внешнего торможения и уравновешенным внутренним балансом.

Но более значительные различия выявлены при сравнении результатов обучения в соответствии с несколькими типологическими особенностями, однонаправленно действующими на развитие навыков (таблица).

Таблица - Уровень навыков управления автомобилем по результатам педагогического эксперимента у юношей, типологическими комплексами_

Навык Более высокий уровень формирования навыков Уровень формирования навыков ниже р

Свойства нервной системы Уровень, баллы Свойства нервной системы Уровень, баллы

Своевременность переключения передач «Среднеподвижные» по возбуждению, с преобладанием внешнего возбуждения 20 ±0,10 «Подвижные» по торможению, с преобладанием внешнего торможения 13 ±0,43 <0,01

Обеспечение безопасной дистанции «Инертные» по возбуждению, с преобладанием внешнего возбуждения 70 ±0,20 «Среднесильные», с преобладанием внешнего торможения 59 ±0,43 <0,01

Выбор оптимального скоростного режима движения в транспортном потоке «Инертные» по возбуждению, с преобладанием внешнего возбуждения 70 ±0,10 «Подвижные» по торможению, с преобладанием внешнего торможения 60 ±0,60 <0,01

Торможение автомобиля «Инертные» по возбуждению, внешне уравновешенные 70 ±0,10 «Среднесильные», «подвижные» по торможению 62 ±1,08 <0,01

Выбор оптимального скоростного режима при маневрировании «Инертные» по возбуждению, с преобладанием внешнего возбуждения 70 ±0,14 «Подвижные» по торможению, с преобладанием внешнего торможения 58 ±1,11 <0,01

Выбор оптимальной траектории движения при маневрировании «Инертные» по возбуждению, с преобладанием внешнего возбуждения 40 ±0,11 «Среднесильные», с преобладанием внешнего торможения 30 ±0,35 <0,01

Расположение на полосе движения «Инертные» по возбуждению, внешне уравновешенные 70 ±0,11 «Среднесильные», «подвижные» по торможению 61 ±0,62 <0,01

Перестроение между полосами «Инертные» по возбуждению, с преобладанием внешнего возбуждения 70 ±0,08 «Подвижные» по торможению, с преобладанием внешнего торможения 56 ±0,61 <0,01

На более высоком уровне формируются навыки вождения автомобиля у юношей, имеющих типологический комплекс, объединяющий низкую подвижность возбуждения и внешнее возбуждение. Ниже уровень формирования навыков: своевременности переключения передач (13 баллов; р<0,01), выбор оптимального скоростного режима движения в транспортном потоке (60 баллов; р<0,01) и при маневрировании (58 баллов; р<0,01), перестроения между полосами (56 баллов; р<0,01) имеют курсанты с подвижным торможением и преобладанием внешнего торможения. Отставание в развитии остальных навыков связано с различными типологическими комплексами, общим свойством в которых является среднесильная нервная система.

Полученные результаты исследования свидетельствуют, что более высокий уровень формирования навыков вождения связан с типологическим комплексом, обуславливающим проявление у обучающихся способностей к хорошей двигательной памяти, высокой работоспособности и внимательности [5]. Затрудняют формирование навыков типологические особенности, определяющие у курсантов не высокий темп деятельности и снижающие эффективность вождения в условиях недостаточной информационной определенности транспортного потока.

ВЫВОДЫ

1. Развитие водительских навыков находится под влиянием типологических особенностей, но более заметная связь имеется с типологическими комплексами, объединяющие однонаправленно действующие свойства.

2. На более высоком уровне навыки развиваются у юношей с типологическим комплексом, способствующем проявлению двигательной памяти, работоспособности и внимательности. Отстают в формировании водительских навыков курсанты с индивидуальными особенностями, определяющими более низкий темп управления автомобилем и затрудняющими деятельность в условиях недостатка информации.

3. Имеющиеся различия обучающихся автошколы необходимо учитывать при проектировании гибких индивидуальных образовательных траекторий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бебинов С.Е. Особенности формирования профессиональных водительских навыков : монография / С.Е. Бебинов, В.А. Сальников. - Омск : Изд-во СибАДИ, 2016. - 174 с.

2. Бебинов С.Е. Взаимосвязи водительских навыков слушателей автошколы с их индивидуально-психологическими особенностями / С.Е. Бебинов, В.А. Сальников, О.Н. Кривощекова // Социальная психология и общество. - 2018. - Т. 9, № 4. - С. 74-86.

3. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика : избранные труды / К. М. Гуревич. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 336 с.

4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербур : Питер, 2001. - 464 с.

5. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 701 с.

6. Комарова С.В. Трудности в обучении управлению транспортным средством слушателей с разными индивидуально-типологическими особенностями / С.В. Комарова, Л.П. Петухова, М.В. Хохлова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 241-245.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 1999. - 720 с.

8. Стригельская И.Ю. К вопросу о проблематике толкования и использования понятий «физические качества» и «физические способности» / И.Ю. Стригельская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 431-434.

9. Теплов, Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий / Б.М. Теплов. -Москва : Наука, 2004. - 444 с.

10. Шадриков, В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков // Психологические основы профессиональной деятельности : хрестоматия / сост. В.А. Бодров. - Москва : ПЕР ЭС ; Логос, 2007. - С. 285-293.

11. Bebinov S. Improving the efficiency of driver training with account for infrastructure characteristics of large cities / S. Bebinov, S. Porkhacheva, M. Simul // Transportation Research Procedia : 14, Saint Petersburg, 21-24 октября 2020 года. - Sto Petersburg, 2020. - P. 44-51.

12. Hatakka, M. From control of the vehicle to personal self-control; broadening the perspectives to driver education / М. Hatakka, Е. Keskinen, N.P. Gregersen, А. Glad К. Hernetkoski // Transportation Research Part F : Traffic Psychology and Behaviour, Vol. 5, Issue 3, 2002. - Р. 201-215.

REFERENCES

1. Bebinov, S.E. and Salnikov, V.A. (2016), Features of the formation of professional driving skills: monograph, SibADI, Omsk,

2. Bebinov, S.E., Salnikov, V.A. and Krivoshchekova, O.N. (2018), "The relationship of driving skills of students of a driving school with their individual psychological characteristics", Social psychology and society, Vol. 9. No. 4, рр. 74-86.

3. Gurevich, K.M. (2008), Differential psychology and psychodiagnostics: selected works, Peter, St. Petersburg.

4. Ilyin, E.P. (2001), Differentialpsychophysiology, Peter, St. Petersburg.

5. Ilyin, E.P. (2004), Psychology of individual differences, Peter, St. Petersburg.

6. Komarova, S.V, Petukhova, L.P. and Khokhlova, M.V (2019), "Difficulties in teaching vehicle control to students with different individual typological features", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), рр. 241-245.

7. Rubinshtein, S.L. (1999), Fundamentals of general psychology, Peter, St. Petersburg.

8. Strigelskaya, I.Yu. (2021), "On the issue of the interpretation and use of the concepts of "physical qualities" and "physical abilities"", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (194), рр. 431-434.

9. Teplov, B.M. (2004), Proceedings on the psychophysiology of individual differences, Science, Moscow.

10. Shadrikov, V.D. (2007), "Human abilities", Psychological foundations of professional activity: reader, PER ES; Logos, Moscow, рр. 285-293.

11. Bebinov, S., Porkhacheva, S., Simul, M. (2020),. "Improving the efficiency of driver training with account for infrastructure characteristics of large cities", Transportation Research Procedia, рр. 44-51.

12. Hatakka, M., Keskinen, Е., Gregersen, N.P., Glad, А., Hernetkoski, К. (2002), "From control of the vehicle to personal self-control; broadening the perspectives to driver education", Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. Vol. 5. Issue 3, рр. 201-215

Контактная информация: bebinov.ru@gmail.com

Статья поступила в редакцию 02.05.2022

УДК 796.323.2:796.015

ПОВЫШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОК СРЕДСТВАМИ ФИТНЕС-ДЖАМПИНГА

Юлия Викторовна Белова, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Николаевна

Поповская, кандидат биологических наук, старший преподаватель, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки; Геннадий Викторович Логунов, старший преподаватель, Псковский государственный университет, Псков; Алексей Сергеевич Бойков, преподаватель, Великолукская государственная сельскохозяйственная академия, Великие Луки

Аннотация

Поиск эффективных и в то же время доступных средств для развития выносливости в спортивных играх привел к изучению возможности применения современных фитнес программ. В своем исследовании мы предположили, что функциональная подготовка баскетболисток группы спортивного совершенствования будет более эффективной при условии систематического применения в тренировочном процессе занятий фитнес-джампингом, направленных на развитие общей и специ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.