Научная статья на тему 'РАЗЛИЧИЯ СВЯЗЕЙ ВОДИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ С ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ У СЛУШАТЕЛЕЙ АВТОШКОЛЫ'

РАЗЛИЧИЯ СВЯЗЕЙ ВОДИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ С ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ У СЛУШАТЕЛЕЙ АВТОШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДИТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ / НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ПРИРОСТЫ НАВЫКОВ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ / DRIVER'S SKILLS / INITIAL LEVEL OF PREPAREDNESS / GROWTH OF SKILLS / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / PROPERTIES OF ATTENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бебинов С. Е., Сальников В. А., Кривощекова О. Н.

Представлены результаты исследования взаимосвязей навыков управления автомобилем и их динамики с индивидуально-психологическими особенностями и свойствами внимания слушателей автошколы, различающихся исходным уровнем подготовленности. Отмечается, что индивидуально-психологические особенности определяют начальный уровень подготовленности и дальнее ее развитие. Экспериментально выявлено, что корреляции изучаемых показателей носят разнонаправленный характер по отношению к начальному уровню и динамике навыков вождения автомобиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бебинов С. Е., Сальников В. А., Кривощекова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENCES IN THE RELATIONSHIP OF DRIVING SKILLS WITH INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS AMONG STUDENTS OF A DRIVING SCHOOL

The results of a study of the relationship of car driving skills and their dynamics with individual psychological characteristics and attention properties of students of a driving school that differ in the initial level of preparedness are presented. It is noted that individual psychological characteristics determine the initial level of preparedness and its further development. It was experimentally revealed that the correlations of the studied indicators are multidirectional in relation to the initial level and the dynamics of car driving skills.

Текст научной работы на тему «РАЗЛИЧИЯ СВЯЗЕЙ ВОДИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ С ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ У СЛУШАТЕЛЕЙ АВТОШКОЛЫ»

Бебинов С.Е., Сальников В.А., Кривощекова О. Н.Различия связей водительских навыков с индивидуально-психологическими особенностями у слушателей автошколы// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2020. - № 2 (21) апрель - июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2020/2/00833.pdf. -ISSN 2413-4066

УДК 377.5 / 159.9

Бебинов Сергей Евгеньевич

Кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУВО СибАДИ, г. Омск bebinov. ru@gmail. com

Сальников Виктор Александрович

Доктор педагогических наук, профессор ОАБИИ, филиал ФГКВОУВО ВА МТО, г. Омск viktor. salnikov1 @yandex. ru

Кривощекова Ольга Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО СибАДИ, г. Омск krivoshokova. ru@gmail. com

Различия связей водительских навыков с индивидуально-психологическими особенностями у слушателей автошколы

Аннотация. Представлены результаты исследования взаимосвязей навыков управления автомобилем и их динамики с индивидуально-психологическими особенностями и свойствами внимания слушателей автошколы, различающихся исходным уровнем подготовленности. Отмечается, что индивидуально-психологические особенности определяют начальный уровень подготовленности и дальнее ее развитие. Экспериментально выявлено, что корреляции изучаемых показателей носят разнонаправленный характер по отношению к начальному уровню и динамике навыков вождения автомобиля.

Ключевые слова: водительские навыки, начальный уровень подготовленности, приросты навыков, индивидуально-психологические особенности, свойства внимания.

Введение. Особенности обучения вождению автомобиля рассматриваются исследователями как процесс формирования специализированных навыков [4], обеспечиваемый взаимодействием элементов функциональной системы деятельности [3, 20]. Вместе с тем, обучение представляет целенаправленный процесс взаимодействия педагога и занимающегося, в ходе которого у последнего происходит усвоение знаний, умений и навыков. Однако не всегда принимается во внимание уровень начальной подготовленности слушателей автошколы, оказывающий влияние на восприятие информации об условиях движения автомобиля и ее дальнейшую реализацию. В зависимости от начальной подготовленности процесс формирования навыков управления автомобилем различается. В значительной степени эти различия определяются индивидуально-личностными и психофизиологическими особенностями слушателей.

Развивающая доминанта обучения отражена в значительном количестве трудов [2, 5, 6, 21]. В соответствии с этим, успешность подготовки водителей обеспечивается взаимосвязью между методами обучения и развитием профессиональных навыков. Обучению принадлежит ведущая роль в развитии навыков вождения автомобиля. Процесс развития обеспечивается взаимодействием внешних и внутренних факторов обучения. Внешние условия, отражающие средства и методы, находятся в тесной взаимосвязи с внутренними факторами, в качестве которых выступают профессиональные способности субъекта. По этому поводу С.Л. Рубинштейн отмечал, что способности являются внутренними условиями развития человека, которые формируются под воздействием внешних в процессе реализации обучения

[17].

Обучаемость рассматривается как общая способность индивида к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков. Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенностях сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи) и познавательной активности субъекта, по-разному проявляется в разных видах деятельности и в разных учебных предметах. В.Д. Шадриков отмечает, что способности как свойства функциональных систем, имеющих индивидуальную меру выраженности, представляют собой системные качества, в которых проявляются свойства элементов их составляющих, т.е. задатков. Поскольку задатки выступают свойствами компонентов функциональных систем, реализующих ту или иную способность, они вместе со средой управляют процессом развития способностей [19].

Е.П. Ильин отмечал, что каждая способность, имеет мотивационную сторону, отражающую склонность человека к занятиям тем или иным видом деятельности, к которому у него имеются способности [11]. Имеющиеся к настоящему времени данные определенно свидетельствуют, что люди с различными способностями имеют неодинаковые производственные показатели, что в полной мере относится и к этапу обучения профессии [1, 7, 8, 11].

Ч. Гюнтер показал, что формирование способностей связано с профессиональной квалификацией обучающихся [22]. Это свидетельствует о том, что успешность развития способностей связана с уровнем подготовленности субъектов обучения.

Цель исследования заключается в изучении особенностей взаимосвязей формируемых навыков вождения автомобиля и их прироста с индивидуально-психологическими особенностями и свойствами внимания слушателей учебного центра, различающихся начальным уровнем подготовленности.

Гипотезой послужило предположение, что после выравнивающего эксперимента в зависимости от имеющихся индивидуально-психологических особенностей слушатели учебного центра имеют различные начальные уровни подготовленности, определяющие дальнейшую динамику обучения.

Организация исследования. Изучаемая выборка состояла из 54 девушек и 40 юношей, проходивших профессиональное обучение в АНО «Учебный образовательный центр «Технопарк» г. Омска. Обучение проходило в соответствии с требованиями программы [13].

Перед началом обучения вождению автомобиля все слушатели приняли участие в выравнивающем эксперименте, который заключался в автотренажерной подготовке соответствующем методике, представленной в [4]. Это позволило сформировать начальный уровень подготовленности, который является существенным фактором, обуславливающим эффективность обучения. На основании этого нами выделено две группы курсантов, характеризующиеся более высоким и более низким начальными уровнями водительских навыков.

В дальнейшем уровень навыков оценивался на контрольных занятиях (7-й - 8-й и 23-й - 24-й часы обучения), проходивших в условиях автодрома [4]. Теоретико-методической основой классификации изучаемых навыков являются нормативные требования к приему квалификационных экзаменов у слушателей автошколы [14].

Психофизиологические особенности и индивидуально-личностные различия слушателей изучались в условиях учебного класса. Среди них определялись: уровни ситуационной и личностной тревожности [9], психодинамические свойства темперамента [15], типологические особенности проявления свойств нервной системы [10]. Проба Ландольта [18], проба Мюнстенберга и черно-красные таблицы Шульте [16] использовались для изучения функций внимания участников эксперимента (табл.).

Взаимосвязи между рассматриваемыми показателями выявлялись с помощью корреляционного анализа. Для этого использовалось программное обеспечение SPSS-statistics 20. Определялись коэффициенты корреляции r-Пирсона. Анализировались связи, имеющие уровень статистической значимостир <0,05 [12].

Таблица

Изучаемые показатели

Обозначение

показателей на Показатель

рисунках

1 Ситуационная тревожность

2 Личностная тревожность

3 Экстраверсия

4 Нейротизм

5 Сила нервной системы

6 Внешний баланс

7 Внутренний баланс

8 Подвижность возбуждения

9 Подвижность торможения

10 Средняя скорость переработки информации в зрительном анализаторе

11 Средняя продуктивность работы зрительного анализатора

12 Коэффициент выносливости зрительного анализатора

13 Показатель средней точности внимания

14 Коэффициент точности работы зрительного анализатора

15 Показатель надежности внимания

16 Переключение внимания на черных цифрах

17 Переключение внимания на красных цифрах

18 Избирательность внимания

19 Скорость выбора избирательности внимания

20 Устойчивость двигательного навыка начала движения (УДН)

21 Общая скоординированность управляющих автомобилем действий (СД)

22 Навык определения переднего габарита автомобиля (ПГ)

23 Навык оценки зрительно-моторных ориентиров движения (ЗМО)

24 Навык определения боковых габарита автомобиля (БГ)

25 Навык определения ориентиров движения задним ходом (ДЗХ)

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ взаимосвязей изучаемых показателей девушек с более высоким начальным уровнем подготовленности отличается рядом особенностей (рис. 1).

Отсутствуют связи между признаками, отражающими начальные навыки водителя. Характерные связи начальных навыков вождения наблюдаются с индивидуально-психологическими особенностями и отдельными свойствами внимания. В частности, навык определения переднего габарита автомобиля (111 ) положительно коррелирует с экстраверсией (г = 0,44; р <0,05), а навык определения боковых габаритов (БГ) выше у девушек, имеющих более высокую личностную тревожность и нейротизм (г = 0,37 и г = 0,45

соответственно, при р <0,05). Навык оценки зрительно-моторных ориентиров движения (ЗМО) отрицательно коррелирует с подвижностью возбуждения и показателем надежности внимания. Навык общей скоординированности управляющих автомобилем действий (СД) отрицательно связан с показателем средней точности внимания (г = -0,36; р <0,05), с уровнем переключения на черных цифрах (г = -0,39; р <0,05) и избирательностью внимания (г = -0,44; р <0,05). При этом избирательность внимания положительно коррелирует с навыком определения ориентиров движения задним ходом (ДЗХ) (г = 0,40; р <0,05). Устойчивость двигательного навыка начала движения (УДН) положительно связана с такими показателями корректурной пробы как средняя скорость переработки информации (г = 0,38; р <0,05) и средняя продуктивность переработки информации (г = 0,40; р <0,05).

Рис. 1. Корреляционные связи начальных водительских навыков с индивидуально-психологическими особенностями у более подготовленных девушек Обозначения показателей см. табл.; одинарная линия - корреляция на уровнер <0,05; двойная линия - корреляция на уровне р <0,01; сплошная линия - положительная взаимосвязь; прерывистая линия - отрицательная взаимосвязь

У девушек, имеющих более высокий начальный уровень подготовленности, не выявлено связей между показателями прироста навыков вождения. При этом, по отношению к корреляциям начальных показателей, присутствуют существенные различия взаимосвязей динамики навыков вождения с психофизиологическими и индивидуально-психологическими характеристиками обучающихся (рис. 2).

Рис. 2. Корреляционные связи динамики водительских навыков с индивидуально-психологическими особенностями у более подготовленных девушек Обозначения те же, что и на рис. 1

Темп прироста навыка СД отрицательно коррелирует с показателем надежности внимания (г = -0,36; р <0,05) и положительно со скоростью выбора избирательности внимания (г = 0,36; р <0,05). Динамика показателя ПГ связана отрицательно с экстраверсией (г = -0,41; р <0,05). Темп прироста навыка ЗМО имеет тесную положительную связь с подвижностью возбуждения (г = 0,63; р <0,01). Динамика показателя ПГ определяется отрицательной взаимосвязью с личностной тревожностью (г = -0,38; р <0,05) и нейротизмом (г = -0,48; р <0,01).

У девушек с более низким начальным уровнем подготовленности взаимосвязи между навыками вождения более интегрированы по отношению к лицам, имеющим более высокую начальную подготовленность (рис. 3).

Навык ДЗХ положительно коррелирует с показателями БГ (г = 0,40; р <0,05) и СД (г = 0,57; р <0,01). Последний показатель связан положительно с навыком ЗМО (г = 0,41; р <0,05). При этом СД положительно коррелирует с такими индивидуально-психологическими особенностями как: личностная тревожность (г = 0,40; р <0,05), коэффициент выносливости в зрительном анализаторе (г = 0,40; р <0,05), показатель средней точности внимания (г = 0,44; р <0,05), коэффициент точности работы зрительного анализатора (г = 0,41; р <0,05) и отрицательно с силой нервной системы (г = -0,40; р <0,05). Исходный уровень навыка ДЗХ положительно связан с ситуационной и личностной тревожностью (г = 0,43 и г = 0,45 соответственно при р <0,05), и показателем средней точности внимания (г = 0,41; р <0,05). Исходный уровень показателя БГ коррелирует с подвижностью торможения (г = 0,45; р <0,05) и с коэффициентом выносливости в зрительном анализаторе (г = 0,52; р <0,01). Навык ПГ отрицательно взаимосвязан с избирательностью внимания (г = -0,53; р <0,01).

Рис. 3. Корреляционные связи начальных водительских навыков с индивидуально-психологическими особенностями у менее подготовленных девушек Обозначения те же, что и на рис. 1

Взаимосвязи темпов прироста показателей навыков вождения у менее подготовленных девушек с индивидуально-психологическими особенностями существенно отличаются от связей навыков начального уровня (рис.4).

Следует отметить полное отсутствие корреляций между темпами прироста навыков вождения. Более выраженные связи выявлены в отношении индивидуально-психологических

особенностей. Так темп прироста навыка СД отрицательно коррелирует с личностной тревожностью (г = -0,40; р <0,05) и средней точностью внимания (г = -0,41; р <0,05). Динамика навыка БГ связана отрицательно с подвижностью торможения (г = -0,41; р <0,05) и коэффициентом выносливости в зрительном анализаторе (г = -0,46; р <0,05). Темп прироста УДН отрицательно коррелирует с внешним балансом (г = -0,50; р <0,01), а показатель ПГ отрицательно связан с средней скоростью переработки информации в зрительном анализаторе (г = -0,40; р <0,05). Динамика навыка ДЗХ положительно коррелирует с коэффициентом выносливости в зрительном анализаторе (г = 0,41; р <0,05).

Несколько иные связи между изучаемыми показателями характерны для юношей с более высоким начальным уровнем подготовленности (рис. 5).

Рис. 5. Корреляционные связи начальных водительских навыков с индивидуально-психологическими особенностями у более подготовленных юношей Обозначения те же, что и на рис. 1

В частности, не выявлены взаимосвязи формируемых навыков между собой. Более выражены связи с индивидуально-психологическими особенностями. Так исходный

Рис. 4. Корреляционные связи динамики водительских навыков с индивидуально-психологическими особенностями у менее подготовленных девушек Обозначения те же, что и на рис. 1

показатель БГ положительно коррелирует с личностной тревожностью (г = 0,44; р <0,05), нейротизмом (г = 0,41; р <0,05), избирательностью внимания (г = 0,41; р <0,05), отрицательно взаимосвязан с внешним балансом (г = -0,43; р <0,05) и переключением на черных цифрах (г = -0,43; р <0,05). Начальный уровень показателя УДН отрицательно связан с показателем надежности внимания (г = -0,45; р <0,05) и положительно со средней точностью внимания (г = 0,43; р <0,05). Начальный навык ЗМО коррелирует со скоростью выбора избирательности внимания (г = 0,42; р <0,05), а навык ДЗХ с подвижностью возбуждения (г = 0,44; р <0,05).

Среди корреляций темпов приростов водительских навыков выделяются связи показателя СД с навыком ПГ (г = 0,58; р <0,01), а показатель УДН отрицательно коррелируют с навыком ДЗХ (г = -0,46; р <0,05) (рис. 6).

Более широкие связи темпа прироста водительских навыков наблюдаются с индивидуально-психологическими особенностями и свойствами внимания. Так темп прироста УДН отрицательно коррелирует со средней продуктивностью переработки информации в зрительном анализаторе (г = -0,42; р <0,05), показателем средней точности внимания (г = -0,45; р <0,05) и положительно с показателем надежности внимания (г = 0,45; р <0,05). Динамика показателя БГ положительно коррелирует с внешним балансом (г = 0,41; р <0,05) и отрицательно с ситуационной, личностной тревожностью (г = -0,41 и г = -0,47 соответственно, при р <0,05) и нейротизмом (г = -0,44; р <0,05). Темп прироста навыка ЗМО положительно связан с внутренним балансом (г = 0,41; р <0,05) и отрицательно со скоростью выбора избирательности внимания (г = -0,43; р <0,05).

Корреляционные связи начальных навыков у менее подготовленных юношей существенно отличаются от связей более подготовленных (рис. 7).

Рис. 6. Корреляционные связи динамики водительских навыков с индивидуально-психологическими особенностями у более подготовленных юношей Обозначения те же, что и на рис. 1

Рис. 7. Корреляционные связи начальных водительских навыков с индивидуально-психологическими особенностями у менее подготовленных юношей Обозначения те же, что и на рис. 1

Среди водительских навыков перед налом обучения отрицательно коррелируют только показатель УДН с навыком БГ (г = -0,48; р <0,05). Показатель УДН отрицательно коррелирует с силой нервной системы (г = -0,45; р <0,05) и положительно с средней продуктивностью переработки информации в зрительном анализаторе (г = 0,63; р <0,01). Навык БГ отрицательно взаимосвязан с ситуационной (г = -0,45; р <0,05), личностной (г = -0,51; р <0,05) тревожностью и нейротизмом (г = -0,48; р <0,05). Коэффициент выносливости зрительного анализатора положительно связан с показателями БГ (г = 0,50; р <0,05) и ДЗХ (г = 0,54; р <0,05), одновременно показатель БГ отрицательно связан с личностью тревожностью (г = -0,45; р <0,05).

Более интегрированные связи выявлены в отношении темпов приростов водительских навыков (рис. 8).

Рис. 8. Корреляционные связи динамики водительских навыков с индивидуально-психологическими особенностями у менее подготовленных юношей Обозначения те же, что и на рис. 1

В частности, динамика показателя УДН взаимосвязана отрицательно с приростом навыков ПГ (г = -0,45; р <0,05) и БГ (г = -0,67; р <0,01). При этом значительно шире связи водительских навыков с личностными особенностями и функциями внимания. Так в наибольшей степени это наблюдается в отношении прироста УДН с такими показателями как экстраверсия (г = 0,45; р <0,05), сила нервной системы (г = 0,56; р <0,05), скорость выбора избирательности внимания (г = 0,45; р <0,05). Выявлены отрицательные связи динамики УДН с ситуационной (г = -0,46; р <0,05) и личностной (г = -0,52; р <0,05) тревожностью, нейротизмом (г = -0,51; р <0,05), показателем средней точности внимания (г = -0,47; р <0,05). Темп прироста навыка БГ положительно коррелирует с личностной тревожностью (г = 0,52; р <0,05), подвижностью возбуждения (г = 0,53; р <0,05) и отрицательно с силой нервной системы (г = -0,61; р <0,01). Динамика показателя ПГ положительно связана с ситуационной (г = 0,65; р <0,01) и личностной (г = 0,52; р <0,05) тревожностью, а также нейротизмом (г = 0,51; р <0,05).

Управление транспортным средством предъявляет человеку высокие требования к его индивидуально-психологическим особенностям. Это в значительной степени должно определять систему формирования профессиональных действий в соответствии с уровнем начальной подготовленности, психофизиологических и психологических особенностей субъекта обучения.

Результаты исследования выявили ряд характерных особенностей в структуре корреляционных связей в зависимости от пола и уровня подготовленности участников эксперимента. Сопоставляя корреляционные связи между показателями девушек следует отметить, что у более подготовленных на начальном этапе обучения, личностные особенности (личностная тревожность, экстраверсия, нейротизм) положительно взаимосвязаны с начальным уровнем владения навыками вождения, а с темпом прироста отрицательно. Это же характерно и в отношении подвижности возбуждения, а также в отношении некоторых особенностей внимания. Структура связей изучаемых показателей у менее подготовленных девушек существенно отличается от более подготовленных большей интегрированностью. В частности, изучаемые начальные водительские навыки коррелируют между собой.

Предположительно отсутствие связей между навыками у более подготовленных девушек является свидетельством более простой системы управления автомобилем, когда каждый элемент вождения обеспечивается определенным навыком. Вероятно, девушкам это позволяет избежать возникновения затруднений в управлении автомобилем. Тем не менее, у юношей с более высоким начальным уровнем подготовленности выявлены единичные связи между приростами формируемых навыков.

У менее подготовленных юношей как начальный уровень водительских навыков, так и темп их прироста чаще связаны с личностными особенностями. Но характер этих корреляционных связей различный. С исходным уровнем они чаще отрицательные, а с темпами прироста положительные. При этом корреляционные связи между темпами приростов водительских навыков имеют отрицательную направленность, отражая гетерохронность процесса формирования навыков вождения.

В заключении необходимо отметить, что у девушек связи индивидуально-психологических особенностей и функций внимания с начальными водительскими навыками в большинстве случаев положительные, а с темпом прироста навыков отрицательные. В свою очередь у юношей корреляции индивидуально-психологических особенностей с начальными навыками вождения в большинстве случаев имеют отрицательную направленность, а с приростом навыков положительную. Особенно это относится к таким индивидуальным особенностям, как личностная тревожность, подвижность торможения, коэффициент выносливости в зрительном анализаторе и средняя точность внимания.

Обучение водителей в учебных центрах не в полной мере учитывает процессы регуляции деятельности биологических систем. Вероятно, здесь проявляется действие закона начальных значений, сформулированного J. Wilder [23]. Система с более высоким уровнем реактивности с большой долей вероятности отреагирует на обучающий стимул в меньшей степени, чем система, имеющая более низкий уровень начальной активности. В связи с этим наблюдаются разнонаправленные связи между индивидуально-психологическими показателями с начальным уровнем и дальнейшим приростом навыков вождения.

Выводы.

1. Гендерные различия в структурах корреляционных плеяд показывают, что формирование профессиональной подготовленности имеет определенные отличия. Индивидуальные показатели у девушек в большинстве случаев связаны положительно с начальным уровнем подготовленности, а у юношей с темпами приростов навыков вождения.

2. Характер взаимосвязей между формируемыми навыками показывает, что обучение девушек должно предполагать выполнение упражнений, направленных на раздельное овладение отдельными элементами управления автомобилем, обеспечивая их динамику. Для эффективного обучения юношей задания должны способствовать комплексному развитию одновременно нескольких навыков управления автомобилем.

3. Характер связей индивидуально-психологических особенностей с навыками вождения и их приростом свидетельствует, что при поэтапном планировании обучения необходимо учитывать эти показатели.

Ссылки на источники:

1. Акинщикова Г.И. Комплексное исследование некоторых индивидуально-типологических особенностей человека в связи с проблемой профессиональной пригодности (на материале труда монтажниц в радиоламповом производстве) / Г.И. Акинщикова, И.М. Палей, Н.А. Розе; под ред. Б.Г. Ананьева, Д.А. Керимова // Человек и общество. - Л., 1968. - Вып. 3. - С. 172 - 181.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л.: изд-во Ленингр. унта, 1968. - 339 с.

3. Бебинов С.Е. Динамика формирования основных водительских навыков как элементов структуры функциональной системы / С.Е. Бебинов, В.А. Сальников // Омский научный вестник. 2013. - № 2 (116). - С. 153 - 159.

4. Бебинов С.Е. Особенности формирования профессиональных водительских навыков: монография / С.Е. Бебинов, В.А. Сальников. - Омск: СибАДИ, 2016. - 174 с.

5. Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. - М., Л.: Наука, 1935. - 214 с.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 3: Проблемы развития психики / Л.С. Выготский. - М., 1983. - 368 с.

7. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика: избранные труды / К.М. Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.

8. Дворяшина М.Д. Опыт комплексного психологического и психофизиологического изучения структуры личности / М.Д. Дворяшина // Человек и общество. - Л., 1969. - Вып. 4.

- С. 138 - 153.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2007. - 512 с.

10. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003.

- 384 с.

11. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 701 с.

12. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.

13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.07.2014 № 33026). [Электронный ресурс]. □ Режим доступа: http://base.garant.ru/70695708/#ixzz3nfuhgRkq (дата обращения 15.03.2020).

14. Приказ МВД России от 20.10.2015 № 995 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2016 N 41477). [Электронный ресурс]. □ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 195687/11b7cae5e8c544de14c68bf715d4f3d3 466b66fb/ (дата обращения 10.03.2020).

15. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; ред.: А.А. Крылова, С.А. Маничева. - 2-е изд. доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2006. - 560 с.

16. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост.

B.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. - 855 с.

17. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории /

C.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1960 - № 3, - С. 3 - 15.

18. Сысоев В.Н. Тест Ландольта диагностика работоспособности: методическое руководство / В Н. Сысоев. - издание 2-е. - СПб.: ИМАТОН, 2007. - 32 с.

19. Шадриков В.Д Проблемы профессиональных способностей / В.Д. Шадриков // Психологический журнал. 1982. - № 5. - С. 13 - 26.

20. Шадриков В.Д. Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. - М., 2010. -

320 с.

21. Darling-Hammond L. Implications for educational practice of the science of learning and development / L. Darling-Hammond, L. Flook, C. Cook-Harvey, B. Barron, D. Osher // Applied Developmental Science. 2019. DOI: 10.1080/10888691.2018.1537791.

22. Günther Ch. Gesunhzeit und intellektuelle Lernfänigkeit. Ein klinisch-psychologischer Beitrag zur Entwicklungspsychologie des Erwachsenenalters / Ch. Günther, R. Günther. Dissertation. - Rostock, 1980.

23. Wilder J. Bisymmetric approach (law of initial value) to biological rhythms / J. Wilder. -Annals of the New-York Academy of Sciences, 1962. - рр. 1211 - 1228.

Sergey Bebinov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor FSBEI HE SAHA, Omsk bebinov. ru@gmail. com

Viktor Salnikov

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, Omsk viktor. salnikov1 @yandex. ru

Olga Krivoschekova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor FSBEI HE SAHA, Omsk krivoshokova. ru@gmail. com

Differences in the relationship of driving skills with individual psychological characteristics

among students of a driving school

Abstract. The results of a study of the relationship of car driving skills and their dynamics with individual psychological characteristics and attention properties of students of a driving school that differ in the initial level of preparedness are presented. It is noted that individual psychological characteristics determine the initial level of preparedness and its further development. It was experimentally revealed that the correlations of the studied indicators are multidirectional in relation to the initial level and the dynamics of car driving skills.

Keywords: driver's skills, initial level of preparedness, growth of skills, individual psychological characteristics, properties of attention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.