Научная статья на тему 'Системообразующая роль угловых ускорений при совершенствовании прыжково-игровых действий в волейболе'

Системообразующая роль угловых ускорений при совершенствовании прыжково-игровых действий в волейболе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФАКТОРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРЫЖКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ибрагимов Азиз Тулкунович

Перспективными направлениями повышения эффективности спортивной подготовки волейболистов являются: установление характера взаимосвязи физической подготовленности и техники нападающего удара; поиск оптимальных параметров индивидуальных тренировочных нагрузок; разработка критериев оценки их объема и интенсивности. Эффективность соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов определяется различными педагогическими условиями и факторами, среди которых важно выявить наиболее значимые, использование которых позволяет улучшить уровень физической и технической подготовленности игроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системообразующая роль угловых ускорений при совершенствовании прыжково-игровых действий в волейболе»

СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ УГЛОВЫХ УСКОРЕНИЙ ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРЫЖКОВО-ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

В ВОЛЕЙБОЛЕ Ибрагимов А.Т.

Ибрагимов Азиз Тулкунович - преподаватель, кафедра физической культуры, Ташкентский государственный педагогический университета им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: перспективными направлениями повышения эффективности спортивной подготовки волейболистов являются: установление характера взаимосвязи физической подготовленности и техники нападающего удара; поиск оптимальных параметров индивидуальных тренировочных нагрузок; разработка критериев оценки их объема и интенсивности. Эффективность соревновательной деятельности квалифицированных волейболистов определяется различными педагогическими условиями и факторами, среди которых важно выявить наиболее значимые, использование которых позволяет улучшить уровень физической и технической подготовленности игроков.

Ключевые слова: волейбол, физическая культура, техническая подготовленность, факторы, эффективность, прыжки.

Характерной особенностью современного волейбола является ярко выраженная тенденция значительного роста общего объема игровых действий, выполняемых впоследствии прыжков значительного, что выдвигает новые задачи, связанные с необходимостью поиска путей, повышения эффективности реализации этих действий в безопорном положении. Успешное решение данного вопроса, на наш взгляд, может быть достигнуто путем внедрения в процесс тренировочных занятий дифференцированно избранных специальных прыжковых упражнений, используемых в режиме действия угловых ускорений. Известно, что совершенствование надежности двигательных действий с целевой точностью в спортивных играх и, в частности в волейболе, как правил осуществляется на протяжении всего периода многолетней спортивной подготовки посредством систематического применения соответствующих специально направленных технико-тактических упражнений на фоне моделирования различных соревновательных ситуаций. Однако, в спортивной практики нередки случаи, когда игровые действия (особенно выполняемые в прыжке), имеющие высокую степень надежности, оказываются неустойчивыми при воздействии ряда возмущающих и сбивающих факторов (утомление, перелет-укачивание, резкая перемена климат-поясных условий, связанных с изменением суточной периодики, погода, непривычный шум, цвет майки соперника и т.п.). Среди прочих факторов следует особо выделить угловое ускорение и связанное с ним укачивание, последствие которого сопровождается снижением: степени надежности выполнения двигательных действий целевой направленности. Установлено, что ускорения (особенно угловое), имеющие доминирующее место при занятиях спортом, вызывают острое раздражение вестибулярного анализатора, сопровождающееся появлением

80

нистагмы глазного яблока и головы. Причем, даже после завершения действия углового ускорения нистагменные реакции с укачиванием продолжаются, но уже в противоположенном направлении. И ходе угловых ускорений и после прекращения их действия, кроме нистагмы глаз с укачиванием меняется и мышечный тонус. Этих последствия возникают в результате ослабления функционально-интегративной взаимосвязи между вестибулярными ядрами и другими нервными образованиями (головной мозг, красное ядро, хвостатое тело, ретикулярная формация, мозжечок, спинной мозг), что в конечном итоге приводит к возникновению неадекватных условий, провоцирующих потерю равновесия и дискоординацию целенаправленных движений. Установлено, что систематическое применение физических упражнений в режиме действия угловых ускорений усиливает степень надежности выполнения двигательных действий. Следовательно, надо полагать, что угловые ускорения, обладая системообразующим свойством, могут способствовать повышению устойчивости прыжково-игровых действий волейболистов, к действию сбивающих и возмущающих факторов. Именно поэтому поиск и определение оптимального варианта сопряженного использования прыжково-игровых упражнений и угловых ускорений приобретает актуальную значимость в практике волейбола.

Ставились задачи:

1. Изучить исходный уровень прыгучести и передача мяча сверху двумя руками в прыжке у юных волейболистов.

2. Совершенствовать прыгучесть и передача мяча в эксперименте с применением прыжковых упражнений, выполняемых в режиме действия угловых ускорений.

Решение выдвигаемых задач осуществлялось посредством следующих методов:

• Определялись высота прыжка вверх толчком двух ног с места (по Абалакову) и с разбега (по Беляеву А.В., 1985).

• Точность передачи мяча сверху двумя руками в прыжке на баскетбольное кольцо или в квадрат на щите с подбрасывания тренера (10 раз).

• Способность сохранять равновесия тело.

• Определялись специальной быстроты.

Это задача решается с помощью педагогические исследование приводящихся в течение 12 месяцев систематического применения в тренировочных занятиях следующих прыжково-игровых упражнений, выполняемых в режиме действия угловых ускорений:

1. Вертикальные прыжки вверх с поворотами туловища в воздухе на 360 градусов во время каждого прыжка (в левую и правую стороны по 90 сек.);

2. То же с имитацией нападающего удара;

3. То же с имитацией блокирования;

4. Передача сверху в прыжке на стену (на точность - в круг диаметром 50 см 100 -120 сек.);

5. Прием с перекатом на спину, после чего имитация нападающего удара с разбега (120сек.);

6. То же с имитацией блока;

7. То же с имитацией передачей сверху двумя руками в прыжке.

Исследования проводится с двумя командами состоящие из детей 11-13 лет. Одна

из команд будит экспериментальной другая контрольной. До педагогического эксперимента среднее статистические показатели обеих команд не отличались друг от друга. После завершения эксперимента вновь проводилось тестирование.

В течении педагогического эксперимента мы выяснили следующие, в экспериментальной команде использованные традиционные (специализированные) и нетрадиционные (специализированный-угловые ускорении) комплексы упражнений повлияли положительно на все качественные показатели экспериментальной команды. Например, показатели прыжка вверх двумя ногами с места (тест Абалакова)

качественный показатель в контрольной группе повысились с 33,1 см. до 41,2 см. (разница -8,1 см.), а в экспериментальной группе эти показатели с 33,7 см. повысились до 46,8 см. (разница в 10,5 см.).

У волейболистов главное не только способность прыгать высоко или низко, но и навыки техника выполнения прыжка играют важную роль. Из таких навыков можно сказать способность точно передать мяч с прыжка. Для проверки этой способности мы с проверяющихся взяли тест на способность точного передача мяча сверху двумя руками в прыжке в баскетбольное кольцо (или в квадрат над кольцом). Этот тест выполняется 10 раз и оценивается количество мячей попавших в кольцо (или в квадрат над кольцом) из 10 попыток. Итоги этого упражнения показали нам, что у детей контрольной группе из 1,9 раз до 3,4 раза (разница 1,5), а в экспериментальной группе этот показатель от 2 раза повысился до 4,6 раза (разница 2,6).

А способность сохранять равновесия тела следовательно: с 17,6 сек. до 32,8 сек. (разница 15,2 сек.); с 17,5 сек. до 43,3 сек. (разница 25,8 сек.) повысилось.

Для определения специальной быстроты мы провели тест на бег 92 м. Итоги этого упражнения у контрольной группе уменьшились с 29,0 сек. до 27,1 сек. (разница -1,9 сек.), у экспериментальной группе эти показатели уменьшились с 28,7 сек. до 26,4 сек. (разница 2,3 сек.).

Следовательно, из вышеуказанных показателей мы можем сказать о том, что педагогический эксперимент, проводившийся с традиционными (специализированные) и нетрадиционными (специализированный-угловые ускорения) комплексными упражнениями, был проведён успешно. Из этого внедрения в учебно-тренировочный процесс этих комплексных упражнений а, в особенности в подготовке молодых волейболистов для повышения их навыков выполнения техники передача мяча с прыжка, особенно эффективен.

Список литературы

1. Айрапетьянц Л.Р. Контроль специализированных нагрузок прыжковой направленности высококвалифицированных волейболистов, Педагогик таълим. Т. № 2, 2003.

2. Бурцев А.В. Совершенствование пространственно-временной ориентировки у квалифицированных волейболистов / А.В. Бурцев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2011. № 1. С. 34-38. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www/kamgifk.chelny. net/journal/ (дата обращения: 11.06.2020).

3. Колесник И.С. Формирование пространственно-временной ориентировки волейболистов на основе экстраполяции двигательных действий: учебное пособие / И.С. Колесник, А.В. Бурцев. Ульяновск, 2012. С. 157.

4. Гончарова А.В. Повышение надежности защитных действий волейболисток с учетом решения спортивных двигательных задач / А.В. Гончарова // Теория практика физической культуры, 2007. № 12. С. 45-48.

5. Пустошило П.В. Психофизиологические аспекты подготовки студентов-волейболистов в процессе годичного тренировочного цикла / П.В. Пустошило // Теория практика физической культуры, 2010. № 10. С. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.