Научная статья на тему 'СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ЛЕКСИКИ'

СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ЛЕКСИКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
162
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ / ЛЕКСИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЛЕКСИКЕ / ТЕРМИНОСИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ / СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ТЕКСТ КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Куфаева Наталья Вячеславовна

Статья освещает актуальный вопрос организации учебной деятельности школьников на уроках русского языка по разделу «Лексикология» с учетом новых направлений образовательной политики страны. Рекомендуется качественно преобразовать содержание школьного курса лексики посредством углубления и расширения знаний о системном характере отношений, связывающих лексический состав русского языка. Раскрывается терминосистема преподавания лексики в школьном курсе русского языка, обозначаются признаки лексической системы, которые должны быть представлены школьникам, определяются возможности реализации на уроках русского языка системно-функционального подхода. Предложенные направления совершенствования методики обучения лексике способствуют более полному усвоению учебного материала, пониманию лексики русского языка как целостной системы взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимообусловленных единиц, повышению уровня читательской грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM-FORMING BASIS OF QUALITATIVE TRANSFORMATION OF THE CONTENT OF THE SCHOOL VOCABULARY COURSE

The article highlights the topical issue of organizing the educational activities of schoolchildren in the lessons of the Russian language in the section of Lexicology, taking into account the new directions of the country’s educational policy. It is recommended to qualitatively transform the content of the school vocabulary course by deepening and expanding knowledge about the systemic nature of the relationships that link the lexical composition of the Russian language. The terminology system of teaching vocabulary in the school course of the Russian language is revealed, the signs of the lexical system that should be presented to schoolchildren are indicated, and the possibilities of implementing a system-functional approach at the lessons of the Russian language are defined. The proposed directions for improving the methods of teaching vocabulary contribute to a more complete assimilation of educational material, understanding of the vocabulary of the Russian language as an integral system of interconnected and interdependent units, and to an increase in the level of reading literacy.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ЛЕКСИКИ»

УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1Рус

DOI: 10.31862/1819-463X-2021-3-212-218

СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ЛЕКСИКИ

Н. В. Куфаева

Аннотация. Статья освещает актуальный вопрос организации учебной деятельности школьников на уроках русского языка по разделу «Лексикология» с учетом новых направлений образовательной политики страны. Рекомендуется качественно преобразовать содержание школьного курса лексики посредством углубления и расширения знаний о системном характере отношений, связывающих лексический состав русского языка. Раскрывается терминосистема преподавания лексики в школьном курсе русского языка, обозначаются признаки лексической системы, которые должны быть представлены школьникам, определяются возможности реализации на уроках русского языка системно-функционального подхода. Предложенные направления совершенствования методики обучения лексике способствуют более полному усвоению учебного материала, пониманию лексики русского языка как целостной системы взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимообусловленных единиц, повышению уровня читательской грамотности.

Ключевые слова: методика обучения лексике, лексическая система, системные отношения в лексике, терминосистема изучения лексики, системно-функциональный подход, текст как дидактическая единица.

SYSTEM-FORMING BASIS OF QUALITATIVE TRANSFORMATION OF THE CONTENT OF THE SCHOOL VOCABULARY COURSE

N. V. Kufaeva

Abstract. The article highlights the topical issue of organizing the educational activities of schoolchildren in the lessons of the Russian language in the section of Lexicology, taking into account the new directions of the country's educational policy. It is recommended to

© Куфаева Н. В., 2021

■SSL-®-

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

qualitatively transform the content of the school vocabulary course by deepening and expanding knowledge about the systemic nature of the relationships that link the lexical composition of the Russian language. The terminology system of teaching vocabulary in the school course of the Russian language is revealed, the signs of the lexical system that should be presented to schoolchildren are indicated, and the possibilities of implementing a system-functional approach at the lessons of the Russian language are defined. The proposed directions for improving the methods of teaching vocabulary contribute to a more complete assimilation of educational material, understanding of the vocabulary of the Russian language as an integral system of interconnected and interdependent units, and to an increase in the level of reading literacy.

Keywords: vocabulary teaching method, lexical system, systemic relations in vocabulary, terminological system for studying vocabulary, system-functional approach, text as a didactic unit.

Современные тенденции развития школьного образования по русскому языку характеризуются серьезными преобразованиями, связанными с новыми направлениями образовательной политики страны, среди которых особое внимание следует уделить укреплению позиций русского языка в России и мире и повышению конкурентоспособности выпускников российских школ на международной арене.

Укрепление позиций русского языка в России и мире выступает в качестве первого, ключевого направления в обеспечении национальной безопасности России, сохранении гражданской идентичности, глубоком и всестороннем понимании культуры и истории нашего народа, осуществлении эффективного межнационального и межкультурного диалога. Поэтому в Конституцию РФ внесены поправки, согласно которым за русским языком закреплен определенный статус: теперь он является не только государственным языком РФ, но и «языком государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов» [1, с. 19]. Таким образом, русский язык, как язык межнационального общения, получил статус защищаемого, сохраняемого и оберегаемого языка. Процесс формирования

ценностного отношения к языку необходим в настоящее время, так как русский язык в последние десятилетия подвергается значительной деформации как с внешней, так и с внутренней стороны российского общества. Доказательством важности этого процесса могут служить данные о снижении грамотности среди школьников и взрослого населения, явное уничижение русского языка, в то время как он является богатейшим языком мира по его словарному запасу и функциональным возможностям, в нем воплощены процессы и результаты многообразной деятельности нашего общества, отражено развитие культуры русского народа, его искусства, закреплены культурно-исторические ценности. Кроме того, наблюдается тенденция интенсивного заимствования англицизмов, что, безусловно, влияет на мышление личности и идентичность, грозит потерей самобытности и оригинальности.

В связи с этим на учителя русского языка и литературы и всех причастных к образовательному процессу возлагается ответственная миссия: научить ребенка любить русский язык, говорить на нем правильно, четко, ярко и доходчиво, повысить престиж хорошей, грамотной русской речи. Такая цель неразрывно связана с задачей формирования у

обучающегося осознания русского языка как системной и целостной предметной области, потому что полюбить учебный предмет можно только при условии его понимания, а понимание невозможно без учета системы изучаемого явления. Эту связь подчеркивал в своих трудах К. Д. Ушинский: «...только система, конечно разумная, дает нам полную власть над нашими знаниями.» [2, с. 335].

Вторым актуальным направлением образовательной политики страны является участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования (TIMS, PIRLS, PISA) с целью повышения конкурентоспособности выпускников российских школ. Особое значение среди представленных исследований имеет Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), которая уже оказывает воздействие на общее школьное образование в силу правительственных указаний:войти втоп-10 стран по уровню качества общего образования к 2024 г. В связи с этим в перечень важнейших задач учителя-словесника включено повышение уровня сформированности функциональной грамотности, что возможно посредством создания условий, при которых обучающиеся смогли бы успешно овладеть ключевыми компетенциями, а именно: учебно-познавательной, предметной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностной [3]. Такие компетенции возможно обеспечить, развивая широкий перечень грамотностей, среди которых в качестве одной из основных выступает читательская грамотность. Это направление в образовательном процессе характеризуется многоаспектной работой с текстом, при которой у обучающихся развивается способность понимать и использовать письменные тексты разного формата, размышлять о них, расширять свои

знания и возможности, создавать свои тексты.

Указанные задачи, актуализированные перед школьными учителями русского языка, должны найти отражение в преобразовании содержания школьного курса русского языка. Любовь к русскому языку, престиж грамотной русской речи, знания о русском языке как системе, читательскую грамотность обучающиеся могут приобрести в рамках урочной и внеурочной деятельности, в частности, путем углубления знаний, умений и навыков по разделу «Лексикология».

В настоящее время обучение школьников лексике при всем многообразии методических подходов характеризуется дискретностью и формализованностью в представлении теоретического и практического материала, недостаточной про-лонгированностью процесса изучения номинативного фонда языка, неполнотой в системном описании важнейших явлений лексической стороны языка. Выявленные проблемы оказывают негативное воздействие на эффективность процесса изучения русского языка в целом:

• обучающиеся ограничиваются в возможностях расширения и систематизации полученных знаний о языке, его единицах и категориях;

• базовые понятия лексикологии приобретаются школьниками не в полном объеме;

• у обучающихся не складывается понимание о лексике, как об основной подсистеме языка, и нет убежденности, что слово обладает центральным статусом среди других единиц языка в силу своей семантической сложности, многомерности и разноплановости;

• аналитические умения в отношении слова, как языковой единицы лексики, развиваются недостаточно успешно по причине отсутствия знаний о наличии многообразных и устойчивых отношений (причинно-следственных связей) между лексическими единицами.

Решение сложившейся ситуации видится в реализации на уроках русского языка такой методики обучения лексике, при которой будет осуществляться:

1) расширение понятийного аппарата лексики как системного раздела науки о языке в рамках школьного курса русского языка;

2) определение признаков и элементов системы лексического уровня языка, исходя из типов системных отношений между лексическими единицами;

3) выбор в пользу системно-функционального подхода, как приоритетного подхода к изучению лексики русского языка;

4) повышение практической значимости лексического разбора языковых единиц, его совершенствование посредством обучения навыкам выявления системных отношений между лексемами, особенно при работе с текстом;

5) совершенствование словарной работы и систематическое ее проведение на протяжении всего школьного курса русского языка с опорой на лексическую компетенцию.

Говоря непосредственно о системообразующей основе качественного преобразования содержания школьного курса лексики как чрезвычайно важного и актуального аспекта совершенствования методики преподавания русского языка, следует в первую очередь выделить 1-й, 2-й и 3-й пункты, являющиеся стержневыми. При этом стоит отметить, что и другие обозначенные аспекты важны для более полного и эффективного обучения языку и, в частности, лексике как целостной системе взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимообусловленных единиц. Однако в этой статье мы подробно разберем только основные особенности расширения понятийного аппарата лексики, представления на уроках русского языка признаков и элементов лексической системы, типов системных отношений между словами, а также возможности реализации в

обучающем процессе системно-функционального подхода.

Лексический уровень языка в большинстве современных учебно-методических комплексов представлен определенным кругом понятий, сложившимся прежде всего в отдельном разделе русского языка в УМК под научной редакцией Н. М. Шанского. Раздел «Лексика. Культура речи» в 5-6-м классах представлен следующим понятийным аппаратом: лексика, слово, словарный состав, лексикология, лексическое значение слова, словарная статья, толковый словарь, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов, омонимы, синонимы, антонимы, общеупотребительные и необщеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы, исконно русские и заимствованные слова, неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы). В более поздних УМК по времени создания указанный понятийный аппарат полностью сохранен, но дополнен понятиями. Так, в УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, А. В. Глазкова, А. Г. Лисицына раздел «Лексикология» в 5-6-м классах описан таким кругом понятий, как: лексикология, лексическое значение слова, разговорная, книжная и нейтральная лексика, толковые словари, словарная статья, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, лексическая сочетаемость, тематическая группа, синоним, синонимическая пара, синонимический ряд, антоним, антонимическая пара, омонимы, паронимы, метафора, эпитет, олицетворение, исконно русские и заимствованные слова, общеславянские слова, лексика активная и пассивная, архаизмы, историзмы, неологизмы, общеупотребительные слова, диалектизмы, лексика ограниченного употребления, жаргонизмы.

На наш взгляд, важно обратить внимание на то, что терминосистема лексики в

школьном курсе русского языка позволяет представить школьникам четкую картину системных отношений, связывающих лексический состав русского языка. Обучающиеся на теоретическом материале и практических примерах видят общие черты в тех или иных группах слов и отличающие их компоненты. Это приводит не только к углублению и расширению знаний о русском языке и его словарном составе, но и позволяет сделать вывод о неслучайности выбора слов в нашей речи. Кроме того, понимание мотивационных составляющих механизма отбора лексических единиц дает возможность обучающимся определить важность ответственного отношения к выбору каждого слова в письменной или устной речи. Однако считаем правильным все-таки расширить круг понятий для изучения лексической парадигмы. При этом особое внимание уделить типам системных отношений в лексике русского языка и понятию «семантическое поле». Знание типов системных связей между лексическими единицами позволит увидеть, что слово в русском языке взаимодействует с множеством лексем на основе сходства и противоположности по лексическому значению, закономерности сочетания с другими лексическими единицами, ассоциативных и деривационных характеристик. В свою очередь, понятие «семантическое поле» дает возможность на практическом примере связать указанные типы отношений в живую систему русской лексики.

Следует также учесть, что система лексического уровня языка должна быть представлена школьникам в сопоставлении с фонологической, морфологической и синтаксической системами. Это позволит донести до школьников понимание о том, что лексическая система является «системой особого рода» [4, с. 11], что подтверждается исследованиями многих лингвистов (М. М. Покровского, Л. В. Щербы, В. В. Виноградова,

Ф. Ф. Фортунатова, И. А. Бодуэна де Кур-тенэ, А. А. Шахматова, Д. Н. Шмелева, Н. М. Шанского, А. А. Уфимцевой, Ю. Н. Караулова, Э. В. Кузнецовой, М. В. Никитина, О. С. Ахмановой, В. А. Звегинцева, Ю. С. Сорокина и др.) Широко известно, что лексическая система обладает рядом особенностей:

• отражает многовековой опыт народа [4, с. 11] и явления реальной действительности [5, с. 9];

• состоит из отдельных подсистем, взаимодействующих друг с другом и образующих цельную систему [4, с. 11];

• является открытой [4, с. 11] и гибкой [6, с. 13];

• обладает множественностью объектов (слов, лексических единиц) [7, с. 127] и подвижностью единиц [8, с. 170];

• характеризуется функциональностью [9, с. 10], а ее единицы - контекстуальной обусловленностью и текстообра-зующей спецификой [7, с. 185].

Методика обучения системным лексическим связям в школьном курсе русского языка реализуется в системно-функциональном подходе [10, с. 49]. Предлагаемый подход отражает усвоение языка в виде системы функционирующих единиц, поэтому в его основе лежит текст, выступающий в качестве базы наблюдения за функционированием тех или иных лексем.

О необходимости работы с текстами на уроках русского языка говорят многие современные ученые (Н. С. Болотнова, А. Д. Дейкина, О. Н. Левушкина, А. П. Еремеева, Т. М. Пахнова и др.). В первую очередь это обусловлено тем, что именно в тексте «ощущается гармония единиц и их совокупности, частей и целого» [11, с. 56], представлен эталонный образец речевой деятельности. Благодаря тексту учитель может наглядно показать важность сознательного подхода к выбору речевых и лексических единиц, более полное проявление семантического свойства слова, его «жизнь» в языке, логику причинно-следственных

связей. Безусловно, важно осуществлять тщательный отбор текстов, основанный на необходимости создания «ценностного отношения к языку, формирования и развития духовно-нравственного потенциала учащихся» [12, с. 83]. К каждому тексту следует прилагать задания, на основе которых обучающиеся смогут овладеть знаниями о системном характере лексических единиц русского языка, получат навык выявления системных лексических связей, сформируют понимание ценностного отношения к языку.

Упражнения к предлагаемым текстам могут включать задания с различными приемами семантизации номинативных единиц (по ономасиологическому и семантическому методам), разными типами системных отношений в лексике (парадигматическими, синтагматическими и

деривационными), определением семантических полей, использованием словарей русского языка и сопоставлением словарных статей, выбором лексических средств выразительности. Основной целью данных упражнений является обеспечение целостности восприятия и осознания обучающимися лексики русского языка как сложного синтеза единиц языка, связанных устойчивыми отношениями.

Системообразующая основа качественного преобразования содержания школьного курса лексики позволит сформировать у обучающихся понимание лексики русского языка как системы, состоящей из языковых единиц, функционально объединенных в единое целое, что отвечает потребности современной образовательной политики страны и запросу общества на функциональную грамотность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 года. М.: Эксмо, 2020. 64 с.

2. Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 5. М.: Академия пед. наук, 1952. 591 с.

3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. URL: http://eidos.ru фита1/2002/0423 (дата обращения: 04.12.2020).

4. Кузьмина Н. А. Современный русский язык. Лексикология: теория, тренинг, контроль: учеб. пособие. 2-е изд., испр. М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. 336 с.

5. Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. 191 с.

6. Сорокин Ю. С. Развитие словарного состава русского литературного языка. 30-90-е годы XIX века. М.; Л.: Наука, 1965. С. 13.

7. Сулименко Н. Е. Современный русский язык. Слово в курсе лексикологии: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Наука: Флинта, 2008. 352 с.

8. Корнакова Е. С. Системное изучение лексики методом семантического поля // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Сер.: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2015. № 4. С. 170175.

9. Ахманова О. С. Очерки по общей и русской лексикологии. М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2019. 296 с.

10. Куфаева Н. В. Системно-функциональный подход в изучении типов системных отношений семантического характера в методике преподавания русского языка // Актуальные проблемы развития речи и межкультурной коммуникации: сб. материалов XIII Кирилло-Мефодиевских чтений в МИТУ-МАСИ. М.: МИТУ-МАСИ, 2020. С. 47-52.

11. Чадина Ю. А., Дейкина А. Д. Сверхтекст на уроках русского языка // Наука и школа. 2013. № 5. С. 55-60.

12. Дейкина А. Д., Левушкина О. Н. Характеристика текста как вид учебной деятельности в современном школьном обучении русскому языку // Мир русского слова. 2011. № 2. С. 77-84.

REFERENCES

1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii s izmeneniyami, prinyatymi na Obshcherossiyskom golosovanii 1 iyulya 2020 goda. Moscow: Eksmo, 2020. 64 p.

2. Ushinskiy K. D. Coll. works. Vol. 5. Moscow: Akademiya ped. nauk, 1952. 591 p.

3. Khutorskoy A. V. Klyuchevye kompetentsii i obrazovatelnye standarty. Internet-zhurnal "Eydos". 2002.04.23. Available at: http://eidos.ru /journal/2002/0423 (accessed: 04.12.2020).

4. Kuzmina N. A. Sovremennyy russkiy yazyk. Leksikologiya: teoriya, trening, kontrol: ucheb. posobie. 2-e izd., ispr. Moscow: FLINTA: Nauka, 2010. 336 p.

5. Baranov M. T. Metodika leksiki i frazeologii: posobie dlya uchitelya. Moscow: Prosveshchenie, 1988. 191 p.

6. Sorokin Yu. S. Razvitie slovarnogo sostava russkogo literaturnogo yazyka. 30-90-e gody XIX veka. Moscow; Leningrad: Nauka, 1965. P. 13.

7. Sulimenko N. E. Sovremennyy russkiy yazyk. Slovo v kurse leksikologii: ucheb. posobie. 2-e izd. Moscow: Nauka: Flinta, 2008. 352 p.

8. Kornakova E. S. Sistemnoe izuchenie leksiki metodom semanticheskogo polya. Vestn. Rossiyskogo un-ta druzhby narodov. Ser.: Teoriya yazyka. Semiotika. Semantika. 2015, No. 4, pp. 170-175.

9. Akhmanova O. S. Ocherki po obshchey i russkoy leksikologii. Moscow: Kn. dom "LIBROKOM", 2019. 296 p.

10. Kufaeva N. V. Sistemno-funktsionalnyy podkhod v izuchenii tipov sistemnykh otnosheniy semanticheskogo kharaktera v metodike prepodavaniya russkogo yazyka. In: Aktualnye problemy razvitiya rechi i mezhkulturnoy kommunikatsii. Proceedings of the XIII Cyril and Methodius readings at MITU-MACI. Moscow: MITU-MACI. 2020. Pp. 47-52.

11. Chadina Yu. A., Deykina A. D. Sverkhtekst na urokakh russkogo yazyka. Nauka i shkola. 2013, No. 5, pp. 55-60.

12. Deykina A. D., Levushkina O. N. Kharakteristika teksta kak vid uchebnoy deyatelnosti v sovremennom shkolnom obuchenii russkomu yazyku. Mir russkogo slova. 2011, No. 2, pp. 77-84.

Куфаева Наталья Вячеславовна, аспирант кафедры методики преподавания русского языка, Московский педагогический государственный университет

e-mail: kufaevan@mail.ru

Kufaeva Natalia V., PhD post-graduate student, Methods of Teaching Russian Department, Moscow Pedagogical State University

e-mail: kufaevan@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.01.2021 The article was received on 25.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.