Научная статья на тему 'Проблема обогащения речи школьников оценочной лексикой в 5 классах'

Проблема обогащения речи школьников оценочной лексикой в 5 классах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
167
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценочная лексика / межпредметные связи / педагогические условия / изложение / сочинение / текст / evaluative vocabulary / interdisciplinary communications / pedagogical conditions / presentation / composition / text

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — О.Н. Соловьева

В статье исследуется проблема обогащения речи учащихся оценочной лексикой в 5 классах. Данное исследование направлено на выявление педагоги ческих условий обогащения речи школьников оценочными словами и создание комплекса упражнений по русскому языку, которые повысят эффективность данного процесса. Проблеме обогащения речи школьников посвящено много исследований выдающихся ученых (М.Р. Львова, С.И. Ожегова, Н.М. Шанского и др.), что свидетельствует об актуальности данной темы. Работа по обогащению речи школьников оценочной лексикой на уроках русского языка ведется, но требует, на наш взгляд, существенных дополнений. Только целенаправленная деятельность с учащимися над оценочной лексикой поможет сделать речь красивой, содержательной и богатой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ENRICHING THE SPEECH OF SCHOOLCHILDREN WITH ASSESSMENT VOCABULARY IN 5 GRADE

The article examines a problem of enriching speech in students with evaluative vocabulary in 5 grade. The study is aimed at identifying pedagogical conditions for enriching the speech of students with evaluative words and creating a set of exercises in the Russian language that will increase the effectiveness of enriching the speech of students with evaluative vocabulary. The problem of enriching the speech of schoolchildren was studied by many outstanding scientists (M.R. Lvova, I.I. Ozhegov, N.M. Shansky, etc.), what indicates the relevance of this topic. Work on enriching the speech of schoolchildren with evaluative vocabulary in Russian lessons requires significant additions. Only purposeful work with students on evaluative vocabulary will help make speech beautiful, meaningful and rich.

Текст научной работы на тему «Проблема обогащения речи школьников оценочной лексикой в 5 классах»

References

1. Belokurova S.P. Slovar' literaturovedcheskih terminov. Sankt-Peterburg: Paritet, 2006. Available at: http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/ skazka/?q=458&n=209

2. Egorova O.A. Tradicionnye formuly kak yavlenie narodnoj kultury (na materiale russkoj i anglijskoj fol'klornoj skazki). Dissertaciya ... kandidata kul'turologii. Moskva, 2002.

3. Porchesku G.V. Sredstva sozdaniya 'ekspressivnosti v skazke i sposoby ih perevoda. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 12: 183 - 187.

4. Vinogradov V.S. Perevod: Obschie i leksicheskie voprosy. Uchebnoe posobie. Moskva: KDU, 2006.

5. Borgul' N.M., Usmanova Z.F. Osobennosti perevoda real'nyh i vymyshlennyh antroponimov. Vestnik Kokshetauskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Sh. Ualihanova. Seriya: Filologicheskaya. 2019; № 1: 68 - 75.

6. Ermolovich D.I. Russko-anglijskij perevod. Uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po obrazovatel'noj programme «Perevod i perevodovedenie» napravlenij «Lingvistika», «Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya». Moskva: Auditoriya, 2015.

Статья поступила в редакцию 30.07.20

УДК 81'373

Solovyova O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: o.soloff2013@yandex.ru

THE PROBLEM OF ENRICHING THE SPEECH OF SCHOOLCHILDREN WITH ASSESSMENT VOCABULARY IN 6 GRADE. The article examines a problem of enriching speech in students with evaluative vocabulary in 5 grade. The study is aimed at identifying pedagogical conditions for enriching the speech of students with evaluative words and creating a set of exercises in the Russian language that will increase the effectiveness of enriching the speech of students with evaluative vocabulary. The problem of enriching the speech of schoolchildren was studied by many outstanding scientists (M.R. Lvova, I.I. Ozhegov, N.M. Shansky, etc.), what indicates the relevance of this topic. Work on enriching the speech of schoolchildren with evaluative vocabulary in Russian lessons requires significant additions. Only purposeful work with students on evaluative vocabulary will help make speech beautiful, meaningful and rich.

Key words: evaluative vocabulary, interdisciplinary communications, pedagogical conditions, presentation, composition, text.

О.Н. Соловьева, канд. филол. наук, ст. преп., Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург,

E-mail: o.soloff2013@yandex.ru

ПРОБЛЕМА ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ В 5 КЛАССАХ

В статье исследуется проблема обогащения речи учащихся оценочной лексикой в 5 классах. Данное исследование направлено на выявление педагогических условий обогащения речи школьников оценочными словами и создание комплекса упражнений по русскому языку, которые повысят эффективность данного процесса. Проблеме обогащения речи школьников посвящено много исследований выдающихся ученых (М.Р Львова, С.И. Ожегова, Н.М. Шанского и др.), что свидетельствует об актуальности данной темы. Работа по обогащению речи школьников оценочной лексикой на уроках русского языка ведется, но требует, на наш взгляд, существенных дополнений. Только целенаправленная деятельность с учащимися над оценочной лексикой поможет сделать речь красивой, содержательной и богатой.

Ключевые слова: оценочная лексика, межпредметные связи, педагогические условия, изложение, сочинение, текст.

Проблема обогащения речи учащихся оценочной лексикой является одной из самых актуальных проблем в современной русистике и требует дальнейшей разработки. Данное обстоятельство наталкивает нас на создание комплекса упражнений по русскому языку и литературе, использование которых повысит эффективность обогащения речи школьников оценочной лексикой.

Оценочная лексика многими лингвистами рассматривается в рамках семантического и функционального аспектов. Хотя в некоторых исследованиях оценочная лексика выступает в качестве конструктивного элемента, который разграничивает стили речи (Ю.П. Плотникова, Н.М. Шанский и др.) [1].

Такие исследователи, как Л.П Барлас и Е.Ф. Петрищева, оценочную лексику определяют как составной компонент стилистически окрашенной лексики.

По мнению Л.А. Сергеевой, оценочная лексика - это лексика, в основании которой заложен субъективный фактор [2].

Несмотря на разные подходы к определению данного пласта лексики, взгляды ученых переплетаются, смешиваются и дополняют друг друга. Следовательно, к оценочной лексике будем относить лексику, отражающую внутренний мир индивида. Это слова, выражающие эмоции и чувства (негодование, любовь), положительное или отрицательное отношение к явлениям и предметам действительности (солнышко, цветочек, домишко), а также слова, характеризующие нравственные качества индивида (добрый, злой, хороший, плохой, справедливый, честный).

Проблема обогащения речи учащихся не теряет свою актуальности на протяжении долгого времени. Важнейшие работы крупных ученых посвящены данной проблеме («Лексикология современного русского языка» Н.М. Шанского, «Из истории слов социалистического общества», «Заметки о словах» С.И. Ожегова

и др.) [3].

В исследованиях таких ученых, как Л.А. Колунова, М.И. Оморокова, В.И. Яшина, анализировалась оценочная лексика, представленная в произведениях художественной литературы (стихотворениях, баснях, сказках) [4].

Развитие речи включает в себя умения, связанные как с созданием, так и с восприятием текста. Эти умения формируются посредством упражнений, направленных на анализ текстов разных стилей. Система работы включает следующие упражнения: работа со словарем, работа с предложением и словосочетанием, анализ текста, направленный на выявление оценочных слов; сочинения-миниатюры, сочинения-этюды, изложение и др.

Отметим, что на уроках русского языка в 5 классе учитель-словесник использует различные виды заданий, проводит работу с текстами, предметами

искусства, репродукциями картин известных художников. При этом работа по обогащению речи школьников оценочной лексикой, на наш взгляд, требует существенных дополнений.

Считаем, что только целенаправленная работа с учащимися над оценочной лексикой поможет сделать речь красивой, содержательной и богатой. Для этого предлагаем включить в работу определенный комплекс упражнений по обогащению речи школьников оценочной лексикой.

Как показывает практика, многие учащиеся не умеют пользоваться оценочной лексикой, хотя в 5 классе они используют качественные наречия и прилагательные в устной и письменной речи.

Одним из самых эффективных видов работы над обогащением речи школьников оценочными словами и развитием связной речи является написание изложений [5]. Стоит обратить внимание на такой вид изложения, как изложение с творческим заданием (замена лица рассказчика, дополнение текста, перестановка частей) [6].

Данный вид изложения способствует более эффективному обогащению речи учащихся оценочной лексикой.

При написании изложения учащийся обогащает устную и письменную речь, учится высказывать свои мысли, развивает логическое мышление, используя оценочную лексику.

Изложения, как подчеркивает М.Р Львов, являются «упражнениями, которые приобщают детей к лучшим образцам языка. Художественные тексты, написанные выдающимися поэтами и писателями, письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, повышают культуру речи, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье» [7].

Оценочная лексика способствует формированию связной речи учащихся, что является важнейшим условием при написании изложения.

Разнообразие упражнений и заданий способствует развитию умения применять полученные знания в речевой практике. Следовательно, на уроках русского языка необходимо чередовать устную и письменную формы работы, менять виды заданий. Типы упражнений по обогащению речи школьников оценочной лексикой при подготовке к изложению.

1. Словарная работа.

Данный вид работы включает в себя нахождение в тексте оценочной лексики, составление словосочетаний с оценочными словами, подбор синонимов и антонимов к словам с оценочной семантикой.

Проанализировав работы учащихся, можно определить уровень словарного запаса тематически объединенной группы слов, а также уровень знаний учащихся.

Варианты заданий:

Задание 1. Кто больше придумает оценочных прилагательных к словам мяч, яблоко, книга? Заполните таблицу

Мяч Яблоко Книга

Задание 2. Пользуясь толковым словарем, прочитайте, какие нравственные чувства обозначают следующие оценочные слова: милосердие, благодарность, достоинство, радость, сострадание, великодушие, восхищение, скромность.

Есть ли среди данных слов многозначные? Составьте 2 - 3 предложения с оценочными словами.

Задание 3. Подберите синонимы к выделенным словам, учитывая значение словосочетаний. В каких словосочетаниях выделенные слова являются оценочными?

- Верный ответ, верный друг, верный глаз.

- Золотой ключ, золотой человек, золотое кольцо.

- Холодный суп, холодные руки, холодный взгляд.

- Пустой шкаф, пустой человек, пустое ведро.

Задание 4. Продолжите синонимический ряд оценочных слов:

- красивый, прекрасный,...

- добрый, отзывчивый,...

- грустный, печальный, ...

- храбрый, бесстрашный, ...

- интересный, увлекательный, ...

Задание 6. Подберите синонимы и антонимы к оценочным словам: радостный, добрый, честный, храбрый. Составьте 2 - 3 словосочетания или предложения с данными словами.

Задание 6. Замените оценочные слова, представленные в словосочетаниях, синонимами с непроизносимыми согласными.

Увлекательная игра, великолепный сад, подлый поступок, влиятельный человек, страшный сон, унылая пора, популярная книга.

Слова для справок: ужас....ный, прекра....сный, извес....ный, грус.ный, интерес....ный, бесчес.ный, влас.ный.

2. Лексический анализ слов (в том числе оценочных).

Данный анализ (лексический разбор) слов позволит выявить, насколько развито чувство языка у учащихся, а также их степень понимания языковых значений.

Очень важно заниматься данным видом работы систематически, так как этот процесс способствует формированию у учащихся умения обнаруживать в тексте оценочные слова.

3. Работа с текстом (чтение и пересказ текста, составление плана, восприятие авторского отношения).

Важным этапом в работе с художественным текстом является его восприятие учащимися [8]. Целесообразно, на наш взгляд, текст читать учителю, чтобы ученики смогли почувствовать настроение автора, музыкальность и красоту речи.

Анализ текста.

Работа с текстом предполагает ответы на следующие вопросы:

Какое настроение вызывает у вас это произведение? Какие чувства испытывал автор при написании данного художественного произведения? В процессе анализа важно, чтобы учащиеся заметили, каким емким, красивым и образным может быть художественное слово и русский язык в целом.

Далее предлагаем вторую группу вопросов, которые помогут учащимся выявить языковые средства выразительности.

Например: Найдите слова, которые отражают отношение автора. Какую роль в тексте играют оценочные слова?

Следующая группа вопросов поможет учащимся выразить свое отношение к тому или иному персонажу, поступку и т.д. Например: Хотите ли вы, чтобы

Библиографический список

ваша речь была такой же красивой, богатой и выразительной, как у Пушкина, Лермонтова?

4. Выполнение творческой работы.

После того, как у учащихся появится мотив, мы предлагаем выполнить творческую работу: создание текста по аналогии, сочинение-миниатюру, сочинение на свободную или заданную тему, сочинение по картине, сочинение на лингвистическую тему и др. Предлагаем темы на выбор: «Почему я люблю лето», «Мой любимый цветок», «Летние радости».

Варианты заданий.

Задание 1. Написать сочинение-миниатюру на тему «Осенний лес» (1 вариант), «Зимний лес» (2 вариант), используя оценочную лексику, приведенную ниже.

Удивительный, красивый, сказочный, любоваться, волшебный, неповторимый, наслаждаться, солнышко, веточка, красота, восхищаться.

Задание 2. Внимательно рассмотрите репродукцию картины, на которой изображен русский баснописец И. Крылов. Составьте небольшой текст-описание, используя оценочные прилагательные: внимательный, безмолвный, добрый, мудрый, проницательный, умный, задумчивый, простой.

Ответьте на вопрос: Какую роль играют оценочные прилагательные в текстах-описаниях?

Одним из педагогических условий обогащения речи оценочными словами являются межпредметные связи.

На уроках литературы необходимо предлагать школьникам для пересказа и заучивания наизусть тексты, насыщенные оценочной лексикой (басни И.А. Крылова, произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева и др.), обогащая тем самым речь учащихся.

Музыкальные произведения, использованные на уроках литературы, будут способствовать тому, что дети начнут говорить о своих чувствах и переживаниях. Примеры взаимодействия русского языка с музыкой и литературой: фольклор в музыке русских композиторов - Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядова, «Колыбельная» А. Лядова. Общими понятиями для музыки и литературы являются интонация, предложение, фраза.

Использование на уроках русского языка репродукций картин позволяет достигать предметных и метапредметных результатов. Произведения изобразительного искусства развивают творческое мышление и воображение, способность к сопереживанию, зрительную память (А.К. Саврасов «Грачи прилетели», И.И. Левитан «Осенний день», Ф. Решетников «Опять двойка» и др.).

Фоновые знания, полученные на уроках литературы, музыки, ИЗО, пригодятся школьникам и в 9 классе на устном собеседовании при сдаче ОГЭ.

Для более эффективного обогащения речи школьников оценочной лексикой помимо предметных уроков необходимо проводить экскурсии.

Во время экскурсий учащиеся хорошо запоминают слова, сопоставляют их с предметами и явлениями действительности, затем сознательно употребляют эту лексику в своей речи. Например, обмениваясь впечатлениями от экскурсии, учитель может спросить: «Какое впечатление на вас произвел лес в осенний или весенний период?», «Опишите внешность и поведение того или иного животного, которого вы встретили в лесу» и т.д.

Данные упражнения, на наш взгляд, содействуют обогащению речи учащихся оценочной лексикой. Систематическая, целенаправленная работа с учащимися 5 классов над оценочной лексикой поможет подготовиться к написанию сочинения-рассуждения - одному из заданий ОГЭ в 9 классе. Данный вид задания предполагает формулирование и аргументирование своей точки зрения, поэтому в работе с текстом оценочная лексика поможет учащимся раскрыть его тему, избегая однообразия в речи, научит содержательно и убедительно высказывать собственные мысли.

Материалы исследования можно применять в подготовительной работе к письменному высказыванию (изложению и сочинению) в школе, а также в практике преподавания русского языка в вузе, что указывает на практическую значимость данной работы.

Перспективы данного исследования заключаются в разработке методических рекомендаций для учителей и комплекса упражнений по обогащению речи школьников оценочной лексикой для учащихся 6 - 9 классов.

1. Шанский Н.М. Лексикология современного языка: пособие для студентов пединститутов. Москва: Просвещение, 1972.

2. Сергеева Л.А. Оценочное значение и категоризация оценочной семантики: опыт интерпретационного анализа: Автореферат диссертации ... доктора филологических наук. Уфа, 2004.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва: Азбуковник, 1997.

4. Оморокова М. И. Активизация словаря школьника на уроках русского языка. Москва, 1963.

5. Баранов М.Т. Лексические понятия в школьном курсе русского языка. Основы методики русского языка в 4 - 8 классах. Под редакцией А. Текучева и др. Москва, 1983.

6. Тивикова С.К. Творческое изложение на основе метода прогнозирования. Начальная школа. 2004; № 2.

7. Львов М.Р Речь учащихся средней школы. Русский язык в школе. 1981; № 6: 38 - 44.

8. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. Москва: Просвещение, 1983.

References

1. Shanskij N.M. Leksikologiya sovremennogo yazyka: posobie dlya studentov pedinstitutov. Moskva: Prosveschenie, 1972.

2. Sergeeva L.A. Ocenochnoeznachenie i kategorizaciya ocenochnojsemantiki: opyt interpretacionnogo analiza: Avtoreferat dissertacii ... doktora filologicheskih nauk. Ufa, 2004.

3. Ozhegov S.I. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Moskva: Azbukovnik, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Omorokova M. I. Akiivizaciya slovarya shkol'nika na urokah russkogo yazyka. Moskva, 1963.

5. Baranov M.T. Leksicheskie ponyatiya v shkol'nom kurse russkogo yazyka. Osnovy metodikirusskogo yazyka v 4 - 8 klassah. Pod redakciej A. Tekucheva i dr. Moskva, 1983.

6. Tivikova S.K. Tvorcheskoe izlozhenie na osnove metoda prognozirovaniya. Nachal'naya shkola. 2004; № 2.

7. L'vov M.R. Rech' uchaschihsya srednej shkoly. Russkij yazyk v shkole. 1981; № 6: 38 - 44.

8. Velichko L.I. Rabota nad tekstom na urokah russkogo yazyka. Moskva: Prosveschenie, 1983.

Статья поступила в редакцию 30.07.20

УДК 811.11-112

Khantakova V.M., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Irkutsk State Agrarian University n.a. A.A. Ezhevsky (Irkutsk Russia), E-mail: achinj@mail.ru

Bidagaeva Ts.D, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Head of Department, East-Siberian State University of Technology and Management

(Ulan-Ude, Russia), E-mail: sdbidagayeva@mail.ru

Shvetsova S.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Irkutsk State Agrarian University n.a. A.A. Ezhevsky (Irkutsk Russia),

E-mail: svetlana-sib@yandex.ru

ROLE OF MUTUAL REFLECTION OF OPPOSITES IN ORGANIZATION OF INFORMATION IN TEXT. The article substantiates the role of mutual reflection of opposites in the creation of information in the text, which turns into a constructive and transformative mechanism for forming an idea of what is happening in the recipient of information and influencing the choice of one's further actions. The problem of the reflection of contradictions in the text is connected not only with the scientific development of the phenomenon of antonymy. It is proved that the combination of the incompatible and the resolution of a certain contradiction can be achieved with the help of synonyms. It is found that the integrative interaction of antonyms and synonyms in the text contributes to a greater extent to the creation of a set of tensions and discharges in the text in which there is a "struggle" for the right to survive balancing between opposite poles of meanings. It is found that it is in this opposition where the hidden meanings begin to move from the state of invisibility to the state of visibility, penetrating the subjective reality of the recipient of information and determining his further actions. The significance of mutual reflection of opposites in the construction of information in the text, which opens up an understanding of the nature and essence of people who represent events for manipulating the mind of the interlocutor, is proved.

Key words: text, information, meaning, sense, opposite, antonymy, synonymy.

B.М. Хантакова, д-р филол. наук, проф., Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского, г. Иркутск,

E-mail: achinj@mail.ru

ЦД. Бидагаееа, канд. филол. наук, доц., зав. каф. Восточно-Сибирского государственного университета технологии и управления, г. Улан-Удэ,

E-mail: sdbidagayeva@mail.ru

C.В. Швецова, канд. филол. наук, доц., Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского, г. Иркутск,

E-mail: svetlana-sib@yandex.ru

РОЛЬ ВЗАИМНОГО ОТРАЖЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ

В статье обосновывается роль взаимного отражения противоположностей в создании информации в тексте, превращающейся в конструктивно-преобразовательный механизм формирования у получателя информации представления о происходящем и влияния на выбор его дальнейших действий. Проблема отражения противоречий в тексте связана не только с научной разработкой явления антонимии. Доказывается, что совмещение несовместимого и разрешение некоего противоречия могут быть достигнуты и с помощью синонимов. Выявлено, что интегративное взаимодействие антонимов и синонимов в тексте в большей степени способствует созданию совокупности напряжений и разрядок в тексте, в которой имеет место «борьба» за право выжить балансирующих между противоположными полюсами смыслов. Обнаружено, что именно в этом противопоставлении скрытые смыслы начинают переходить из состояния невидимости в состояние видимости, проникая в субъективную реальность получателя информации и определяя его дальнейшие действия и поступки. Доказана значимость взаимного отражения противоположностей в конструировании информации в тексте, открывающей понимание природы и сущности людей, представляющих события для манипулирования сознанием собеседника.

Ключевые слова: текст, информация, смысл, значение, противоположность, антонимия, синонимия.

Внимание исследователей к идее взаимного отражения противоположностей, обоснованной в философской диалектике [1, с. 182] и логике [2, с. 486], обусловлено её значимостью при описании окружающего мира, в котором явления, предметы и их признаки распределены как противоположные друг другу. Противоположности, как известно, взаимно обусловливая друг друга, составляют единое целое, представляя «собою субстанцию, в которой и через посредство которой они только и могут сохранять свою собственную индивидуальность» [3, с. 124]. Не опровержение противоположных точек зрения, а нахождение необходимых оснований для совместного их существования способствует «смягчению» или снятию существующих противоположностей. Образуется система, в которой не только распределяются явления и предметы в мире как противоположные друг другу, но и обнаруживается их неоднородность, основанная не всегда на отрицающих друг друга противоположностях. Человек, создавая систему представлений об окружающем его мире, «постоянно противопоставляет друг другу простые понятия, а речь отражает эту тенденцию» [4, с. 214]. Особенно явно эта тенденция прослеживается при обращении к тексту. Чрезвычайная важность такой организации информации в тексте объясняется её влиянием на взаимопонимание людей, формирование их общей системы представлений о происходящем в мире и их дальнейшие практические действия. Становится значимым осознанное и компетентное использование языковых единиц в тексте, соотносящих утверждения, несовместимые друг с другом изначально. К числу таких единиц относят антонимы, которые, выражая при вхождении в текст столкновение противоположностей и их взаимную дополнительность, способствуют ор-

ганизации информации, наполненной «совокупностью напряжений и разрядок» [5, с. 187]. Если совокупность напряжений и разрядок в тексте создается «парами антонимов в их многократных вхождениях» [5, с. 187], то и с помощью повторов синонимов могут создаваться напряжения и разрядки в тексте. Совмещение несовместимого и разрешение некоего противоречия повторами синонимов также очевидно, как и в случаях с парами антонимов. Организация информации может основываться на взаимодействии в тексте антонимов и синонимов. Обоснованию этого служат следующие особенности антонимов и синонимов.

Во-первых, антонимия и синонимия как универсальные семантические константы языка включены в проблематику семантических исследований, подготовивших фундамент для анализа текста. В организации и выражении целостного смысла, регулирующего совместные действия людей, важная роль принадлежит интегративному использованию антонимов и синонимов в тексте. Во-вторых, антонимия представляет собой тип семантических отношений между языковыми единицами, которые имеют в своем смысловом объеме противоположные смысловые компоненты [6, с. 35]. Синонимия, также представляя тип универсальных семантических отношений, объединяет языковые единицы, имеющие в смысловом объеме как совпадающие, так и различающиеся компоненты. Основанием для дифференциации синонимов является противопоставление их смысловых компонентов, что позволяет признать, что «каждые два синонима суть антонима относительно их семантических компонентов», которыми они различаются [7, с. 32]. Они являются разновидностями семантико-смысловых схождений и расхождений. В-третьих, описание антонимии и синонимии связано с сущностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.