Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ВОПРОСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ВОПРОСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / профессиональная социализация / профессиональная среда / педагогические подходы / служебная деятельность / уголовно-исполнительная система / socialization / professional socialization / professional environment / pedagogical approaches / official activity / penal enforcement system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравьев Владимир Николаевич, Личутина Марина Геннадьевна

В статье рассмотрены актуальные вопросы профессиональной социализации молодых сотрудников, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также определены подходы, способствующие повышению готовности к самостоятельному несению службы. Задача по обеспечению системы исполнения уголовных наказаний квалифицированными кадрами является одной из приоритетных на современном этапе. За время реформирования уголовно-исполнительная система претерпела существенные изменения, в том числе появились новые квалификационные требования к сотрудникам, претендующих или занимающих определенные должности. В связи с этим появилась необходимость использования различных педагогических методов и подходов для повышения уровня профессиональной социализации и адаптивности сотрудников на начальном этапе служебной деятельности. В работе определена роль образовательной среды, описаны существующие противоречия, а также обозначены подходы, при использовании которых можно прогнозировать положительную динамику вхождения молодых сотрудников в профессиональную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муравьев Владимир Николаевич, Личутина Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with topical issues of professional socialization of young employees serving in institutions and bodies of the penitentiary system of the Russian Federation, and also identifies approaches that contribute to increasing readiness for independent service. The task of providing the system of execution of criminal penalties with qualified personnel is one of the priorities at the present stage. During the reform, the penal enforcement system has undergone significant changes, including new qualification requirements for employees applying for or holding certain positions. In this regard, there is a need to use various pedagogical methods and approaches to increase the level of professional socialization and adaptability of employees at the initial stage of official activity. The paper defines the role of the educational environment, describes the existing contradictions, and also identifies approaches that can be used to predict the positive dynamics of the entry of young employees into the professional environment.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ВОПРОСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ»

Педагогика

УДК 378.2

начальник кафедры боевой, физической и тактико-специальной подготовки Муравьев Владимир Николаевич

Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Киров);

начальник кафедры кадровой, воспитательной и психологической работы в УИС, кандидат педагогических наук Личутина Марина Геннадьевна

Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Киров)

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ВОПРОСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ

ФСИН РОССИИ

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы профессиональной социализации молодых сотрудников, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также определены подходы, способствующие повышению готовности к самостоятельному несению службы. Задача по обеспечению системы исполнения уголовных наказаний квалифицированными кадрами является одной из приоритетных на современном этапе. За время реформирования уголовно-исполнительная система претерпела существенные изменения, в том числе появились новые квалификационные требования к сотрудникам, претендующих или занимающих определенные должности. В связи с этим появилась необходимость использования различных педагогических методов и подходов для повышения уровня профессиональной социализации и адаптивности сотрудников на начальном этапе служебной деятельности. В работе определена роль образовательной среды, описаны существующие противоречия, а также обозначены подходы, при использовании которых можно прогнозировать положительную динамику вхождения молодых сотрудников в профессиональную среду.

Ключевые слова: социализация, профессиональная социализация, профессиональная среда, педагогические подходы, служебная деятельность, уголовно-исполнительная система.

Annotation. The article deals with topical issues of professional socialization of young employees serving in institutions and bodies of the penitentiary system of the Russian Federation, and also identifies approaches that contribute to increasing readiness for independent service. The task of providing the system of execution of criminal penalties with qualified personnel is one of the priorities at the present stage. During the reform, the penal enforcement system has undergone significant changes, including new qualification requirements for employees applying for or holding certain positions. In this regard, there is a need to use various pedagogical methods and approaches to increase the level of professional socialization and adaptability of employees at the initial stage of official activity. The paper defines the role of the educational environment, describes the existing contradictions, and also identifies approaches that can be used to predict the positive dynamics of the entry of young employees into the professional environment.

Key words: socialization, professional socialization, professional environment, pedagogical approaches, official activity, penal enforcement system.

Введение. В современных условиях формирование научных подходов в исследовании особенностей развития личности основывается на изучении процессов изменения и развития их количественных характеристик, а также качественных признаков и последовательности их появления. В таком контексте профессиональную социализацию стоит рассматривать в качестве целенаправленного и обоснованного процесса воспитания профессионала, где важным будет являться аспект социального регулирования служебной деятельности, формирования системных, профессиональных и личностных качеств, определяющих уровень профессионализма.

Решение задач успешной профессиональной социализации личности многие авторы рассматривают как приоритетные. Такие условия продиктованы высокими требованиями к уровню подготовки работников правоохранительной сферы, к которым относятся граждане, проходящие службу в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России).

В связи с этим на этапе профессионального обучения молодых сотрудников этому направлению подготовки необходимо уделять особое внимание, при этом важно минимизировать стихийный характер процесса профессиональной социализации, используя при этом различные системные подходы. Соблюдение этих условий позволит сформировать индивидуальный потенциал для эффективного включения в процесс профессиональной деятельности, особенно на начальном ее этапе. К тому же профессиональное развитие личности начинающего сотрудника уголовно-исполнительной системы следует рассматривать как процесс внутрисистемной социализации, связанный с приобретением профессиональных компетенций, направленных на максимальное соответствие квалификационным требованиям.

Изложение основного материала статьи. Система обучения в ведомственной образовательной организации по программам высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения предполагает формирование условий доя подготовки будущего специалиста УИС в соответствии с критериями профессиональной компетентности. В существующих образовательных стандартах измерение готовности к самостоятельной профессиональной деятельности определяется степенью развитости профессиональных компетенций, которые делятся на общие и специальные. А также выражается в способности к различным видам иной деятельности.

В предложенных формулировках в основе лежат педагогические понятия «умения» и «навыки», в формировании которых важное значение имеет развитие индивидуально-профессиональных качеств, необходимых для самостоятельного решения сложных задач, а также социально-психологических свойств, создающих предпосылки для выстраивания взаимодействия в профессиональной среде, эффективность которого зависит от того, в каком объеме будущий сотрудник УИС овладел профессиональными знаниями, моральными нормами и другими основами профессии. Результатом профессиональной социализации должно стать получение таких качеств носителя, которые в целом будут отражать уровень сформированности его профессионализма.

В своих научных работах Н.В. Кузьмина рассматривает развитие профессиональных качеств в совокупности с наличием у специалиста знаний, умений и навыков, дающих возможность осуществлять деятельность в соответствии с современными квалификационными требованиями. Ее выводы основываются на том, что любая деятельность предполагает

выполнение различного рода задач, где профессионализм проявляется в умении использовать наиболее эффективную методологию [2, С. 49].

Профессиональную социализацию молодых сотрудников УИС как процесс развития профессионализма следует рассматривать в системе совершенствования некоторых индивидуальных качеств, таких как профессиональное самосознание, стремление к саморазвитию и самореализации в профессии. Все чаще, когда речь идет об инновациях в ведомственном профессиональном образовании, исследователи обращаются к проблеме профессиональной социализации личности, где роль преподавателя или наставника не может ограничиваться одной трансляцией специальных знаний и умений, необходимых для овладения профессией, а должна быть еще и источником культуры, норм поведения, особенностей сознания определенной профессиональной группы [3, С. 88]. Таким образом, использование системного подхода в деятельности преподавателя или наставника, выражается в создании условий для успешной профессиональной социализации молодых сотрудников УИС.

В результате анализа отдельных публикаций по актуальным вопросам профессионального образования в сфере правоохранительной деятельности, можно сформулировать психолого-педагогические условия способствующие решению вопросов успешной социализации индивида в профессиональной среде.

Формирование среды для совершенствования социальной активности личности молодого сотрудника УИС, осуществляющего деятельность по достижению профессионально значимых целей, способствующих самоутверждению и приобретению профессиональной субъектности в процессе взаимодействия с особой социальной средой, какой является среда осужденных. Сущностной характеристике социальной активности личности дано определение в исследованиях Г.П. Ивановой и Э.Ф. Шакировой, как интегративное свойство личности, формирование которого происходит в процессе взаимодействия с социальной средой, а также при использовании социального опыта на практике [3, С. 52].

При реализации образовательных программ по подготовке кадров для уголовно-исполнительной системы можно выделить несколько групп условий формирования социально активной личности молодого сотрудника, таких как организация образовательного процесса, учебно-познавательная деятельность, воспитательная работа и другие отношения, реализуемые во вне учебной деятельности [3, С. 18].

В первой группе условий особая роль принадлежит преподавателям и наставникам, которые являются носителями профессионально значимой информации, а уровень их компетенций и личной ответственности направлен на повышение эффективности образовательной среды, влияющей на формирование социальной активности личности обучающегося.

Ко второй группе следует отнести способность молодых сотрудников быть субъектами учебной и познавательной деятельности, для реализации которой необходимы условия, подкрепляющие интерес личности к будущей профессиональной деятельности, поощряющие стремление к саморазвитию, определяющие алгоритм достижения поставленных целей. Эти условия должны быть реализованы с использованием системы педагогического мотивирования, при помощи организации самостоятельной работы молодых сотрудников в процессе обучения, позволяющей не только совершенствовать нужные для работы компетенции, но и формировать личную позицию в ходе профессионального взаимодействия. При решении задач по достижению успешности в профессиональной деятельности следует опираться на системный подход в организации обучения в ведомственных образовательных организациях, включающий в себя:

Совершенствование методической подготовки профессорско-преподавательского состава и использование активных методов, которые позволяют решать не только педагогические задачи, но и способствовать успешному развитию коммуникативных навыков молодых сотрудников ФСИН, повышают их интерес к профессиональным знаниям.

Современная образовательная среда помимо традиционных форм обучения предполагает использование активных методов, что позволяет формировать необходимые компетенции для эффективного решения профессиональных задач. Внедрение таких подходов не только сокращает период времени от приобретения теоретических знаний до их практического использования, но и создает возможность для оформления индивидуальной стратегии поведения, оперативного мышления, что в деятельности сотрудников ФСИН имеет значение для принятия профессиональных решений. Кроме всего, активные методы обучения направлены на профессиональную социализацию, при помощи создания условий для формирования положительной мотивации, самореализации и эффективных социальных взаимодействий.

В свою очередь, при реализации активных методов обучения, нередко возникают определенные трудности. Это может касаться недостаточной разработанности методического сопровождения, а также отсутствия алгоритма их использования на учебных занятиях. В этом случае, благодаря принципу взаимодействия, который состоит в основе любого активного метода обучения, формируется целевое содержание профессиональной деятельности, создается модель отношений, совершенствуются специальные навыки. Таким образом, повышение компетентности профессорско-преподавательского состава в вопросах использования методов, стимулирующих учебную и познавательную деятельность обучаемых, способствует минимизации обозначенных трудностей, а также социальному развитию и профессионализации личности.

Применение тренингов для реализации потребности в личностном развитии.

Общей целью таких тренингов является решение задач, направленных на развитие индивидуальных способностей сотрудника УИС адекватно формировать отношения в социальной среде и в профессиональном коллективе, прогнозировать и оценивать результаты своих действий. Такая форма занятий повышает коммуникативные навыки, а также другие личностные характеристики, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.

Использование самостоятельной работы в процессе образовательной деятельности дает возможность компенсировать недостаточное количество аудиторных занятий, провести актуализацию знаний и совершенствование профессиональных возможностей. Стоит отметить, что допустимое программой увеличение часов для самостоятельной подготовки молодых сотрудников позволяет расширить знания по другим направлениям служебной деятельности, в результате чего появляется возможность самостоятельно выстраивать индивидуальные траектории профессионального развития и достижения успешности в профессии.

Выводы. Опираясь на результаты изучения вопросов социализации, можно сделать вывод о том, что на этапе получения профессиональных знаний и при дальнейшем вхождении молодого сотрудника профессиональную деятельность, важное значение имеет выполнение ряда психолого-педагогических условий, среди которых:

- формирование образовательной и воспитательной среды для развития социальной активности личности;

- использование разных методов обучения, направленных на рост профессиональной компетентности;

- проведение психолого-педагогической коррекционной работы для удовлетворения потребностей в личностном росте и развитии;

создание условий позволяющих выстраивать индивидуальную модель профессионализации.

Литература:

1. Иваненков, С.П. Проблемы социализации современной молодежи / С.П. Иваненков. - СПб. Синтез-Полиграф, 2003. -Изд. 2-е, дополненное. - 420 с.

2. Кузьмина, Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах / Н.В. Кузьмина // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. - Л., 1970. - С. 47-60

3. Иванова, Г.П. Педагогические условия формирования социально активной личности студента / Г.П. Иванова, Э.Ф. Шакирова// Акмеология. 2012. -№ З.-С. 51-56

4. Цвык, В.А. Профессионализация как социальный процесс / В.А. Цвык // Вестник РУДН. - 2003. Серия «Социология». -№ 4.

5. Пак, Л.Г. Педагогические аспекты социализации личности в условиях образовательного учреждения: монография / Л.Г. Пак. - Оренбург: Изд-во ОИЭК, 2008. - С. 13-32

6. Ковтуненко, Л.В. Профессиональное становление сотрудников службы исполнения наказаний в ведомственных образовательных учреждениях: монография / Л.В. Ковтуненко. - Воронеж: Научная книга, 2009. - С. 46-51

Педагогика

УДК 378.147

старший преподаватель Натальсон Александр Валерьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (г. Казань)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ

ЭНЕРГЕТИКИ

Аннотация. На сегодняшний день предприятия энергетической отрасли испытывают острый дефицит квалифицированных кадров. Этому способствуют несколько факторов, среди которых основными являются широкая цифровизация энергетического сектора и недостаточная подготовка специалистов в процессе обучения в вузах. В рамках данной статьи автором определяется актуальность развития цифровых технологий и их интеграции на предприятиях энергетики. Выстраивается связь между данным фактом и необходимостью создания новой или усовершенствования системы образования, направленной на формирование актуальных компетенций будущих специалистов энергетической отрасли. Автором обосновывается довод о том, что компетентностный подход в вузовском образовании является наиболее оптимальным средством овладения важнейшими компетенциями в данной области.

Ключевые слова: компетентностный подход, энергетическая отрасль, информационные технологии, цифровые компетенции, энергетический университет, выпускник, цифровизация.

Annotation. Today, companies in the energy sector are experiencing an acute shortage of qualified personnel. This is due to several factors, among which the main ones are broad digitalization of the energy sector and insufficient training of specialists in higher education. In the framework of this article, the author defines the relevance of the development of digital technologies and their integration at energy companies. The author draws a connection between this fact and the need to create a new or improved education system aimed at the formation of relevant competences of future specialists in the energy sector. The author substantiates the argument that the competence approach in university education is the most optimal means of mastering the most important competences in this field.

Key words: competence-based approach, energy industry, information technologies, digital competences, energy university, graduate, digitalization.

Введение. Современный научно-технологический прогресс ознаменован интенсивным развитием и интеграцией на производстве инновационных цифровых технологий. Набирает популярность использование различных автоматизированных технологий, специального программного обеспечения и целого ряда иных информационных технологий. Данные устройства требуют наличия целого ряда компетенций, необходимых не только для успешного, но и эффективного взаимодействия рабочих с инновационными продуктами. Одной из наиболее подверженных к технологическим трансформациям областей является энергетика. Именно в данной сфере наблюдается интенсивное развитие, интеграция новых и модернизация уже существующих технологических решений. Вместе с этим особенно актуализируется вопрос о необходимости формирования системы компетенций и изменения подходов к образованию в современных высших учебных заведениях. В частности, актуализируется задача, связанная с формированием профессиональных компетенций на этапе получения освоения бакалаврских программ. Именно заблаговременная подготовка будущих специалистов и формирование системы актуальных компетенций являются основой для повышения качества и работоспособности работников и, как следствие, эффективности функционирования всего энергетического комплекса нашей страны.

Изложение основного материала статьи. Современные информационные технологии представляют собой широкий пласт результатов непрерывного научно-технического развития. Именно в результате их использования наблюдается значительное повышение качества и эффективности выполнения производственных процессов и исполнения технологических операций. При этом активная интеграция данных технологий наблюдается практически во всех профессиональных областях жизнедеятельности человека. Примерами таких областей является нефтегазовый сектор, судостроение, строительство, образование, энергетика и ряд иных направлений. Это связано с универсальностью и возможностью настройки цифровых технологий для каждого отдельного предприятия.

Цифровые технологии включают в себя широкий спектр различных инструментов, как программной, так и аппаратной части. Таким образом, в пласт цифровых технологий входит различное программное обеспечение и многоуровневые технологические инструменты, встраиваемые на различных участках производства. Примерами информационных технологий являются искусственный интеллект, облачные технологии и иные средства.

Совокупность данных технологий играет решающую роль в повышении производительности, качества и снижения ошибок при выполнении технологических процессов. Однако вместе с множеством преимуществ использования цифровых технологий отмечается и ряд ключевых недостатков.

Основным недостатком при интеграции цифровых технологий на современных предприятиях различного сектора является недостаточный уровень подготовки специалистов. В данном случае проблема затрагивает именно вопрос взаимодействия персонала с новыми технологиями, то есть, отсутствие базовых знаний и компетенций. Так, при отсутствии цифровых компетенций будущие специалисты не имеют возможности полноценной и эффективной работы и взаимодействия с новыми технологиями. Это, в свою очередь, приводит к значительным производственным потерям и снижения рациональности использования ресурсов на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.