Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравьев Владимир Николаевич, Редников Андрей Николаевич

В статье рассматриваются вопросы профессиональной социализации сотрудников уголовно-исполнительной системы как влияющего фактора в процессе принятия решений и действий в чрезвычайных обстоятельствах. Для повышения уровня профессионализма сотрудников уголовно-исполнительной системы авторы предлагают рассматривать необходимость развития их социальной компетентности. В целом успешная профессиональная социализация сотрудников обеспечивает выполнение служебных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муравьев Владимир Николаевич, Редников Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF PRISON STAFF IN EMERGENCY DECISION-MAKING

The article deals with the issues of professional socialization of employees of the penal system as an influencing factor in the process of decision-making and actions in emergency situations. To increase the level of professionalism of employees of the penal system, the authors propose to consider the need to develop their social competence. In general, successful professional socialization of employees ensures the fulfillment of official tasks.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ»

платформ социальных сетей заставляет людей становиться все менее социальными. В заявлении говорится, что, когда молодые люди теряют интерес к учебе, они склонны «выпендриваться» через такие приложения, как Tiktok [10].

Это утверждение можно рассматривать как повторение поколениями озабоченности поведением молодежи и тем, как они взаимодействуют. На протяжении долгого времени старшие поколения беспокоились и находили новый способ социального взаимодействия негативным, но в случае Tiktok главная проблема и люди, которые злоупотребляют платформой, - это взрослые и средний возраст. В ходе беседы с молодыми пользователями подавляющее большинство из них связывались и обращались к пожилым людям, ищущим сексуальных услуг от молодых людей.

Общие результаты этого исследования подавляюще молодежь говорит в пользу Tiktok, но необходимо учитывать ограничения географических участников, и поэтому анализ результатов ограничивается мнениями и выводами, основанными на Республике Крым. Далее каждый вопрос обозначается процентом ответов в заданных вариантах.

Из результатов опроса видно, что целевые пользователи Tiktok довольны приложением. Хотя у большого процента молодых людей был негативный опыт работы с этим приложением, оно, по-видимому, не является сдерживающим фактором от его использования. По сравнению с другими опросами приложений, также кажется, что Tiktok имеет хорошую службу защиты. Многие другие пользователи, например, Instagram, были нацелены и имели очень негативный опыт работы с этими приложениями. Существует также тот факт, что приложение в значительной степени используется как телефонное или планшетное приложение, что наводит на мысль о том, куда компьютер движется в будущем. Родителям бывает трудно понять, действительно ли это безопасно. Видео TikTok своим пользователям кажутся безобидными и творческими забавами, но родители, похоже, находят, что существуют пробелы в использовании безопасности приложения [11].

Однако не следует забывать, что любая социальная сеть имеет трудности с пользователями и что родители на протяжении многих поколений видят опасность во временных тенденциях. Хотя Tiktok был оштрафован на миллионы долларов в США, он все еще не достиг уровня проблем с интерфейсом Facebook и других социальных медиа-платформ [11].

Выводы. Таким образом, следует отметить, что на данный момент приложение, похоже, не является проблемой для своих пользователей, а скорее проблемой для опекунства пользователей. Это может быть связано с незнанием приложения, но это также может быть симптомом того времени, которое мы занимаем в данный момент, когда существует разрыв между ограниченными грамотными пользователями технологий и очень грамотными пользователями технологий.

Литература:

1. А. Меола, «Бизнес-инсайдер», 2020 года. [Онлайн]. Доступно:https://www.businessinsiderxom/tiktok-marketing-trends-predictions 2020

2. А. Гупта, «Как Тик Ток влияет на молодежь»: Тик Ток Негативное Влияние На Молодое Поколение», Techchums, 2020 г.

3. З. Бошамп, «Социальные медиа гниют демократию изнутри», ВОКС. - 2020 г.

4. М. Икбал, «Бизнес приложений», 24 апреля 2020 года. [Онлайн]. Доступно: https://www.businessofapps.com/data/tik-tok-statistics/.

5. М. Мохсин, Оберло, 20 февраля 2020 года. [Онлайн]. Доступно: https://www.oberlo.com/blog/tiktok-statistics.

6. П. Валери Баркер, «старших подростков мотивации на сайт социальной сети, использование:, «киберпсихологии и поведение: влияние Интернета, мультимедиа и виртуальной реальности на поведение и общество». - 2009.

7. Социальные сети в мобильном телефоне: обзор популярных приложений // Osp.ru // URL: https://www.osp.ru/pcworld/2011/10/13010968/

8. Статистика и обновления TikTok 2020г. // tokblog.ru // URL: https://tokblog.ru/statistika-i-obnovleniya-tiktok/

9. Тик-Ток, «О тик-токе», 2020. [Онлайн]. Доступно: https://www.tiktok.com/about?lang=en.

10. Тенденции монетизации контента в Интернете. Медиапотребление в России. - 2019 г // Deloitte.com//URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technologymedia-and-telecommunications/articles/media-consumption-in-russia.html.

11. Ю. Герман, « TikTok - это переписывание мира» Нью-Йорк Таймс, 2020 г.

12. Parkin, «Tiktok: India bans video sharing app», The Guardian, 2020 г.

13. К. Sehl, "Hootsuits", 2 марта 2020 года. [Онлайн]. Доступно: https://blog.hootsuite.com/what-is-tiktok/. https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technologymedia-and

14. F. Ucciferri, «Parents' Ultimate Guide to TikTok», Common sense media, 2020 года.

Педагогика

УДК 378.046

начальник кафедры боевой, физической и

тактико-специальной подготовки Муравьев Владимир Николаевич

Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Кировский ИПКР ФСИН России» (г. Киров); старший преподаватель кафедры боевой, физической и тактико-специальной подготовки Редников Андрей Николаевич

Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Кировский ИПКР ФСИН России» (г. Киров)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профессиональной социализации сотрудников уголовно-исполнительной системы как влияющего фактора в процессе принятия решений и действий в чрезвычайных обстоятельствах. Для повышения уровня профессионализма сотрудников уголовно-исполнительной системы авторы предлагают рассматривать необходимость развития их социальной компетентности. В целом успешная профессиональная социализация сотрудников обеспечивает выполнение служебных задач.

Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы, профессиональная социализация, социальная компетентность, личная безопасность, общественная безопасность, чрезвычайные обстоятельства.

Annotation. The article deals with the issues of professional socialization of employees of the penal system as an influencing factor in the process of decision-making and actions in emergency situations. To increase the level of professionalism of employees of the penal system, the authors propose to consider the need to develop their social competence. In general, successful professional socialization of employees ensures the fulfillment of official tasks.

Keywords: employees of the penal system, professional socialization, social competence, personal safety, public safety, emergency circumstances.

Введение. Коренные изменения, проходящие за последние годы в уголовно-исполнительной системе (далее УИС), предъявляют новые требования к подготовке сотрудников УИС Способность эффективно выполнять служебные задачи в условиях чрезвычайных обстоятельств (далее ЧО) сотрудниками учреждений, в том числе вновь принятыми в УИС, отражает уровень их профессиональной социализации. Нормативные документы ФСИН России, а также учебные программы регламентируют специальную подготовку органов управления, сил и средств УИС к действиям при ЧО. В системе ведомственного образования выделены меры педагогического характера, которые направлены на повышение уровня социальной компетентности сотрудников УИС и как показывает практика, фактор компетентности сотрудника УИС непосредственно влияет при принятии решений в ЧО.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная социализация сотрудников УИС, в том числе вновь принятых на службу, предполагает процесс адаптации к условиям новой профессиональной среды, позволяющей успешно выполнять профессиональные обязанности. Ее уровень особенно заметен, когда профессиональную деятельность необходимо осуществлять в условиях ЧО.

Профессиональная социализация сотрудников УИС, как явление возникает с момента принятия решения о профессиональной деятельности в правоохранительной сфере. На первоначальном этапе гражданин, вновь принятый на службу в УИС обладает низким уровнем профессиональной социализации, а значить имеет недостаточную социальную компетентность. В процессе профессиональной деятельности не всегда удается оценить профессиональные качества сотрудников. Важную роль в устранении такого недостатка играют ведомственные учебные заведения УИС.

Возможность определения уровня социальной компетентности сотрудников появляется при прохождении ими профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки. Специальные методы оценивания и контроля позволяют не только определить, но и скорректировать вектор развития социальной компетентности [6, с. 101]. Активное участие в процессе обучения позволяет при помощи сформированной образовательной среды повысить методические знания сотрудников из числа руководящего состава, а также сформировать необходимые практические навыки проведения занятий и учений. Только благодаря хорошо теоретически подготовленным и методически правильно проведенным занятиям по специальной подготовке, можно решить важные задачи, стоящие перед учреждениями и органами УИС по подготовке сил и средств, для действий при ЧО. В ведомственных учебных заведениях накоплен теоретический и практический опыт в проведении занятий и учений по основам профессиональной деятельности, который позволяет успешно обучать личный состав умелым и решительным действиям. Данный подход позволяет успешно обучать личный состав умелым и решительным действиям в ситуациях, которые могут случиться в профессиональной деятельности. Вместе с тем, как показала практика, в процессе обучения сотрудников УИС не все обладают профессионализмом, который позволяет правильно и своевременно принимать решения в экстремальных ситуациях, а также делиться накопленным опытом [3, с. 23-27].

В системе профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы необходимо выделить несколько этапов методической работы:

- определить последовательность изучения тем по специальной подготовке в комплексе с другими предметами;

- выработать приемы, методы и формы обучения сотрудников, соответствующие целям и содержанию специальной подготовки, определить их место, взаимосвязь и условия наиболее эффективного применения;

- раскрыть роль и место руководителей в процессе обучения подчиненных, определить требования к их методической подготовке;

- изыскать наиболее целесообразное соотношение деятельности обучающего и обучаемых на занятиях.

Правильно выстроенный процесс обучения позволяет успешно пройти начальный этап профессиональной социализации, спланировать дальнейшую работу по адаптации к условиям профессиональной деятельности. В современных условиях успешная профессиональная деятельность сотрудника УИС во многом зависит от специальной подготовки, от уровня форсированности социальных компетентностей. Поэтому воспитательная сторона обучения должна ставиться в центр внимания руководителей занятий и учений. Ключевая роль в этом процесс отводится преподавателю ведомственного вуза и заключается в отборе учебных материалов для успешной профессиональной социализации сотрудников УИС. Такое обучение, как считает Л.В. Фалеева «предполагает формирование коммуникативной компетенции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентируя обучающихся на «вхождение» в иную культурную среду и характеризуется, прежде всего, нетрадиционными формами проведения занятий» [7, с. 241].

Важно также учитывать и возможности специальной подготовки по изучению вопросов психологической готовности и психологической совместимости сотрудников при совместном выполнении ими задач в кризисных ситуациях [6].

В ходе проведения занятий открываются широкие возможности для исследования: морально-психологической подготовки, физической подготовки, тактики действий при выполнении задач в условиях ЧО; способов применения специальных средств; способов применения оружия; боевой и специальной техники; вопросов всестороннего обеспечения; методов работы начальников всех уровней и органов управления по организации и руководству силами и средствами уголовно-исполнительной системы.

Изучение вопроса подготовки сотрудников УИС к профессиональной деятельности дает основание говорить о том, что профессиональная социализация сотрудников УИС влияет на принятие ими решений в ЧО, от которых напрямую зависит личная безопасность, безопасность окружающих, а также успех совместных действий сотрудников, оказавшихся в ЧО. Вопросам обеспечения личной безопасности сотрудников, выполняющим должностные обязанности в экстремальных условиях необходимо уделять особое внимание. Для решения этой задачи необходимо реализовывать комплекс мер: правовых, административных, оперативных, технических, профилактических, воспитательных, направленных на создание и соблюдение режима, локализации и пресечения противоправной деятельности. Но вместе с тем меры правового, материально-технического, управленческого характера будут малоэффективны без понимания, осознания социальной ответственности в профессиональной деятельности. Прежде всего - это постоянное повышение своего профессионального уровня. Одновременно необходимо осуществлять обучение сотрудников специальным методам, стратегии и тактике, анализу и оценке поведения в опасных ситуациях, особенно если речь идет о выполнении служебных задач в экстремальных условиях. И, что самое главное, сотруднику необходимо не только овладеть такими знаниями, но и сформировать у себя умения и навыки их применения в практической деятельности.

Во многом от решения вопросов обеспечения личной безопасности будет зависеть не только процесс профессиональной социализации, но и возможность дальнейшего прохождения службы.

В обеспечении профессиональной безопасности сотрудника УИС следует рассмотреть три взаимосвязанных начала: физическую подготовку, психологическую подготовку, социально-профессиональную подготовку (компетентность).

Поэтому действия сотрудника по обеспечению личной безопасности включает владение тактикой и методами обеспечения безопасности по всем трем направлениям.

Физическая подготовка сотрудника связана с осуществлением служебной деятельности, где неизбежно возникают ситуации, сопряженные с физическим риском - то есть опасностью для жизни и здоровья. Непрофессиональные и неумелые действия сотрудников в таких ситуациях порой приводят к тяжким последствиям, которых можно было бы избежать. Правильные действия сотрудника по обеспечению своей физической безопасности при решении профессиональных задач связаны с определенными знаниями и правилами.

К таким знаниям относятся:

- основные причины гибели сотрудников, получения ими травм и ранений и способы их предупреждения;

- основные способы развития качеств сотрудника, наиболее важных для обеспечения личной физической безопасности;

- тактика действий по обеспечению личной безопасности;

- специальные приемы действий в ситуации возможного или реального риска.

Правила, которых необходимо придерживаться.

Правило предварительной подготовки. Используется для повышения уровня личной безопасности при осуществлении служебной деятельности, когда сотрудники УИС перед заступлением на службу обязаны проверить амуницию, знать и уметь применять на практике тактические приемы и разработанную методику поведения в опасной ситуации, постоянно совершенствовать свои знания и умения в этой области.

Правило оценки опасности и реагирования на неё. Связано с оценкой конкретной ситуации, складывающейся при несении службы и связанной с ней опасностью (определить, что именно представляет или может представлять опасность) и выбирать методы и тактику адекватного реагирования на неё (порядок общения со спецконтингентом, применение физической силы, специальных средств, вызов подкрепления, способы эвакуации). Правильное поведение - это, в первую очередь, правильная оценка складывающейся ситуации. Следует всегда думать о том, что и как именно вы хотите сделать. Прежде чем начать действовать в какой-либо ситуации, надо детально представить ее себе и заранее предусмотреть свои действия в различных вариантах развития событий.

Психологическая подготовка направлена также на личную и профессиональную безопасность сотрудника УИС. Психологические перегрузки, стрессы, «накопление усталости», связанные с профессиональной деятельностью, также представляют серьезную опасность, как для здоровья, так и для способности полноценно работать.

Обеспечение психологической безопасности сотрудника, то есть уменьшение до минимальных показателей действий психотравмирующих факторов, связанных со службой, и нейтрализация их последствий - проблема комплексная. Психологическое напряжение, неуверенность в себе затрудняет процесс профессиональной социализации. Сотрудники в таком состоянии не способны эффективно действовать в экстремальных ситуациях [1]. Эту проблему необходимо решать непосредственному руководителю совместно с сотрудниками, отвечающими за профессиональную подготовку, практическими психологами и медиками. Вместе с тем немалая роль принадлежит и самому сотруднику, его грамотным действиям в этом направлении. Известно, что лучше предупредить болезнь, чем её лечить. Это утверждение относится и к стрессу. В критической ситуации нередко элементарные приемы психологической самозащиты нужны не меньше, чем самозащита без оружия. Искусство самообладания - основной метод, с помощью которого можно контролировать свои мысли, чувства и эмоции. Необходимо обратить внимание на развитие основных качеств, которые влияют на безопасное поведение в различных ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью сотрудников УИС:

- морально-психологические;

- познавательные и интеллектуальные;

- эмоционально-волевые;

- коммуникативные;

- регулятивные [2].

Социально-профессиональная подготовка (компетентность). Является одним из самых важных направлений в подготовке к действиям в таких ситуациях как провокация, шантаж, попытка подкупа и другие подобные явления, направленные в отношении сотрудников УИС. Осужденными отрицательной направленности, а также лицами криминальной среды вне учреждений предпринимаются немалые усилия с целью дискредитации деятельности отдельных сотрудников и УИС в целом. Для этого предпринимаются попытки подтолкнуть сотрудников к нарушению закона, нравственных норм, что снижает их профессиональную активность и влияет на эффективность деятельности исправительных учреждений.

Борьба с влиянием криминалитета на деятельность сотрудников УИС имеет комплексный характер. Здесь как правило, эффект дают совместные действия сотрудников различных отделов, в том числе собственной безопасности. Наряду с проведением правовых и организационных мероприятий одним из путей решения этой проблемы является обучение сотрудников, особенно вновь принятых на службу, тактике и методам защиты от шантажа, провокаций и ответным действиям в этих ситуациях. Существует ряд правил поведения сотрудника при профилактике шантажа и непосредственно в ситуации шантажа. При обучении сотрудника тактике защиты от провокации и шантажа необходимо отметить, как минимум, на три вопроса:

У кого больше шансов поддаться на провокацию?

Каковы условия эффективного противодействия провокации?

Какие приемы могут помочь противодействовать провокации?

Описывая портрет жертвы провокации, можно выделить следующие черты личности, наиболее часто встречающиеся у спровоцированных сотрудников: завышенная самооценка; стандартное мышление; несдержанность в общении, рассказах о себе; неумение контролировать свои эмоции и чувства; излишняя доверчивость; неумение предвидеть последствия своих поступков; внушаемость; подозрительность; неспособность понимать ситуацию; неверие в то, что он (она) может стать объектом провокации.

Провокации в отношении сотрудников со стороны осужденных совершаются обычно при определенных условиях. Это может быть: недовольство условиями отбывания наказания; действиями администрации исправительного учреждения (чрезмерная дисциплинарная практика); личная неприязнь осужденного и сотрудника и другие факторы.

Умение противодействовать провокации приобретается в процессе обучения при помощи специальных занятий, с применением психологических установок (тренинги, тренировки по саморегуляции, учения), а также в условиях профессиональной деятельности, в процессе накопление опыта [5, с. 118-123].

Выводы. Высокий уровень профессиональной социализации сотрудников УИС позволяет им успешно противостоять различным угрозам, особенно в условиях ЧО, и во многом определяется степенью социальной компетентности. Это и профессиональная подготовленность, и психологическая устойчивость, и практический опыт, и строгое соблюдение закона. Непонимание, а иногда и игнорирование законодательных норм и правил являются частой причиной, по которой возникают

нежелательные профессиональные ситуации, такие как шантаж или провокация. В целях их предупреждения необходимо обратить внимание на организацию профилактической работы по недопущению совершения осужденными случаев оскорблений, угроз, нападения, физического насилия в отношении сотрудников исправительных учреждений. В условиях чрезвычайных обстоятельств обеспечение безопасной деятельности становится первоочередной задачей. Личная безопасность сотрудников УИС является важным условием нормального функционирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, поэтому приоритетными задачами для всех учреждений и органов УИС является обеспечение защищенности жизненно важных интересов сотрудников и персонала от каких-либо реальных и потенциальных угроз.

Литература:

1. Киселев, А.М. Система совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России к действиям в экстремальных ситуациях: автореф. дис. ... докт. пед. наук / А.М. Киселев. - Рязань, 2009. - 31 с.

2. Кожевников, Т.С. Психологическая безопасность сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / Т.С. Кожевников. - Киров, 2016. - 23 с.

3. Муравьев, В.Н. Формирование профессионально значимых качеств у молодых сотрудников правоохранительной системы / В.Н. Муравьев // Педагогика и образование: от теории к практике. - Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2020. - С. 23-27.

4. Пак, Л.Г. Педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации студента: автореф. дис. докт. пед. наук / Пак Л.Г. - Оренбург, 2010. - 46 с.

5. Пертли, В.А. Правовое обеспечение кадрового потенциала как стратегическая задача реформирования УИС / В.А. Пертли // Уголовно-исполнительная система России: стратегия развития: материалы междун. научн.-практ. конференции часть 1. - М., 2005. - С. 118-123.

6. Редников, А.Н. Социальная компетентность как характеристика сотрудника уголовно-исполнительной системы / А.Н. Редников // Актуальные проблемы современного образования. - 2017. - С. 100-103.

7. Фалеева, Л.В. Процесс развития социально-культурного потенциала обучающихся ведомственных вузов / Л.В. Фалеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-4. - С. 238-242.

Педагогика

УДК 37

преподаватель Мурзакаева Камиля Маратовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

ТАТАРСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УРЖУМСКОМ УЕЗДЕ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ

Аннотация. В статье содержится краткое описание начальных частных школ, в которых учились татары - жители Уржумского уезда Вятской губернии, на основе исследования архивных документов 1869 и 1895 г. Дается характеристика состава учащихся и учителей в школах, особенностей финансового обеспечения, учебной программы.

Ключевые слова: Уржумский уезд, начальные частные школы, пожертвования, учащиеся, преподаватели.

Annotatoin. The article contains a brief description of the primary prívate schools in which the Tatars - residents of the Urzhumsky district of the Vyatka province studied, based on the study of archival documents of 1869 and 1895. The characteristics of the composition of students and teachers in schools, the features of financial support, and the curriculum are given.

Keywords: Urzhum district, primary private schools, donations, students, teachers.

Введение. В XIX веке в России формировались промышленные районы, нарастали миграционные процессы, что вызывало развитие общин городского типа. Происходили изменения в российской системе образования, обусловленные потребностью государства в образованных людях. Однако рано говорить о новых подходах в образовании в данный период. Развитие уездных органов народного образования и обсуждение проблем образования находилось в зачаточном состоянии. Рост численности населения и татарских общин в Вятской губернии повлек за собой возведение мечетей и усиленную работу среди татарского населения в русле религиозного - мусульманского - просвещения. Представляем описание татарских начальных школ одного из уездов Вятской губернии - Уржумского, в узком временном срезе, в течение двух лет XIX века, далеких друг от друга, что связано со временем создания сохранившихся в архиве документов.

Цель статьи заключается в характеристике состояния начальных частных школ - мектебе, исходя из документальных свидетельств. Подверглись анализу «Ведомости о магометанских мектебе» 1869 и 1895 г., составленные инспекторами для Вятского губернского земства и дающие сведения о школах, учащихся и преподавателях. Нами были составлены таблицы с обобщением данных (Таблицы № 1, № 2, № 3).

Изложение основного материала статьи. Анализируя документы Министерства народного просвещения 1869 г., можно отметить большую заинтересованность Министерства в характеристике школ, имевшихся на территории России. В архивных документах 1869 г. есть данные о школах Уржумского, Слободского, Малмыжского, Глазовского, Елабужского, Сарапульского уездов Вятской губернии.

В деревне Параньге Турекской волости Уржумского уезда имелись две соборные мечети, при которых функционировали частные начальные школы, в ведомости не сообщается время начала их работы. Однако указывается, что в одной из школ преподавал в ней местный старший имам и мухтасиб Нугуман Ибрагимов Ирмагиев. Велось обучение школьников азбуке, Корану (Ал-Корану), учили тафсир (толкование Корана), или тавсире, турецкий язык (турки), фарси, арабский язык (арабски), читать и писать на татарском языке, не обучали русской грамоте. В ней было 55 учеников на момент сбора сведений для ведомости. Школа же помещалась в пожертвованном казанским купцом Юнусовым доме, который отапливался за счет родителей учащихся, имам Ирмагиев обучал детей бесплатно.

При второй мечети частная начальная школа находилась в пожертвованном казанским купцом Муртазой Минглыбаевым Азлигты доме, которая также отапливалась за счет родителей и воспитателей учащихся, местный указный мулла Гафизатдин Нафутдинов обучал детей бесплатно. Количество учеников в школе составляло примерно 70.

В деревне Ляжбердиной была мечеть пятивременная (пять богослужений - намазов), при ней находилась начальная школа, которая содержалась за счет местного указного муллы Ибрагима Милькина и была в его доме, дети в ней обучались бесплатно, их насчитывалось 55 человек.

В школе при соборной мечети в деревне Ирнуре количество учеников составляло примерно 110 человек. Однако преподавателей было значительно больше в сравнении с ранее описанными школами при соборных мечетях. Так, у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.