Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УИС, СОСТОЯНИЕ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ'

ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УИС, СОСТОЯНИЕ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравьев Владимир Николаевич, Личутина Марина Геннадьевна

В статье рассмотрены вопросы профессиональной социализации сотрудников проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Показано состояние разработанности данной проблемы. Задача по обеспечению системы исполнения уголовных наказаний квалифицированными кадрами является одной из приоритетных на современном этапе. За время реформирования уголовно-исполнительная система претерпела существенные изменения, в том числе были утверждены новые квалификационные требования к сотрудникам, занимающих должности в учреждениях и органах УИС. Поэтому проблема поиска подходов для повышения уровня профессиональной социализации и адаптивности сотрудников является актуальной. В статье обозначены существующие противоречия, а также определены подходы, при использовании которых можно прогнозировать положительную динамику вхождения молодых сотрудников в профессиональную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муравьев Владимир Николаевич, Личутина Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION IN THE UIS, THE STATE OF DEVELOPMENT OF THE PROBLEM

The article discusses the issues of professional socialization of employees serving in institutions and bodies of the penal enforcement system of the Russian Federation. The state of development of this problem is shown. The task of providing the system of execution of criminal penalties with qualified personnel is one of the priorities at the present stage. During the reformation, the penal enforcement system has undergone significant changes, including the approval of new qualification requirements for employees holding positions in institutions and bodies of the penitentiary system. Therefore, the problem of finding approaches to improve the level of professional socialization and adaptability of employees is relevant. The article identifies the existing contradictions, as well as the approaches that can be used to predict the positive dynamics of the entry of young employees into the professional environment.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УИС, СОСТОЯНИЕ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ»

Таким образом, разработанные упражнения по аудированию направлены на освоение всех основных компенсаторных стратегий, необходимых в ходе изучения английского языка обучающимся средней школы. Освоение компенсаторных стратегий позволит обучающимся с большей легкостью воспринимать английскую речь на слух, следовательно, улучшит общий показатель освоения английского языка в рамках обучения.

Выводы. Компенсаторные стратегии - это коммуникативные стратегии, используемые обучающимися для компенсации ограничений своего языка. Компенсаторные умения могут быть рассмотрены как умение грамотно выйти из сложной ситуации в случае коммуникативного сбоя. Компенсаторные приемы включают в себя: языковую догадку, аналогию с родным языком, интуицию, повторение, перефразирование, просьбу повторить фразу, соотнесение новой информации с известной. Кроме того, формирование компенсаторных стратегий мотивирует, ориентирует, учит оценивать свои действия, ситуацию общения, а также устанавливать цель понимания текста, пользоваться фоновыми знаниями и актуализировать навыки и умения аудирования. Процесс понимания речи на слух должен мотивировать обучающихся к активному учению, оценке своей деятельности слушания и осознанной ее коррекции в случае необходимости. Этому способствует обучение, которое предоставляет обучающимся возможность овладевать эффективными для каждого из них стратегиями и использовать их как в учебной ситуации, так и в реальном общении. Стоит отметить, что полезность компенсаторных стратегий видна только при долговременном внедрении в учебный процесс. Эффективное обучение аудированию в школе должно предполагать использование определенных стратегий, также, использование этих стратегий должно быть систематическим с учетом психологических особенностей обучающихся среднего звена. Период подросткового возраста достаточно важен, поскольку он влияет на определение дальнейшей жизни человека, а именно, складываются и оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют физическое и психическое здоровье взрослого человека, общественную и личную зрелость.

Литература:

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

2. Бим, И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам / И.Л. Бим, А.В. Хуторской // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

3. Крекнин, С.А. Компенсаторная компетенция как эффективное средство общения в ходе иноязычного профессионального образования / С.А. Крекнин // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 7. - С. 39-41

4. Лебедева О.В., Повшедная Ф.В. Социально-психологический портрет современного школьника / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №3. - С. 15.

5. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 554 с.

Педагогика

УДК 378.2

начальник кафедры боевой, физической и тактико-специальной подготовки Муравьев Владимир Николаевич

Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования

«Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Киров); начальник кафедры кадровой, воспитательной и психологической работы в УИС, кандидат педагогических наук Личутина Марина Геннадьевна

Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования

«Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Киров)

ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УИС, СОСТОЯНИЕ РАЗРАБОТАННОСТИ

ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы профессиональной социализации сотрудников проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Показано состояние разработанности данной проблемы. Задача по обеспечению системы исполнения уголовных наказаний квалифицированными кадрами является одной из приоритетных на современном этапе. За время реформирования уголовно-исполнительная система претерпела существенные изменения, в том числе были утверждены новые квалификационные требования к сотрудникам, занимающих должности в учреждениях и органах УИС. Поэтому проблема поиска подходов для повышения уровня профессиональной социализации и адаптивности сотрудников является актуальной. В статье обозначены существующие противоречия, а также определены подходы, при использовании которых можно прогнозировать положительную динамику вхождения молодых сотрудников в профессиональную среду.

Ключевые слова: социализация, профессиональная социализация, профессиональная среда, профессиональные компетенции, педагогические подходы, служебная деятельность, уголовно-исполнительная система.

Annotation. The article discusses the issues of professional socialization of employees serving in institutions and bodies of the penal enforcement system of the Russian Federation. The state of development of this problem is shown. The task of providing the system of execution of criminal penalties with qualified personnel is one of the priorities at the present stage. During the reformation, the penal enforcement system has undergone significant changes, including the approval of new qualification requirements for employees holding positions in institutions and bodies of the penitentiary system. Therefore, the problem of finding approaches to improve the level of professional socialization and adaptability of employees is relevant. The article identifies the existing contradictions, as well as the approaches that can be used to predict the positive dynamics of the entry of young employees into the professional environment.

Key words: socialization, professional socialization, professional environment, professional competencies, pedagogical approaches, official activity, penal enforcement system.

Введение. Современные подходы в исследовании особенностей развития личности предполагают изучение последовательности их появления, изменения и развития количественных и качественных признаков. В этом контексте профессиональную социализацию следует рассматривать как этап целостного и последовательного процесса становления профессионала, где актуальным будет являться вопрос о социальном регулировании его деятельности, формировании профессиональных и личностных системных качеств, определяющих уровень его профессионализма.

Особенностью развития работника в новых экономических и социальных условиях является его профессиональная социализация.

Изложение основного материала статьи. Под социализацией следует понимать последовательный процесс трансформации биологической и социальной природы человека, в результате которого благодаря осмысленным условным и безусловным ожиданиям, формируются принципы мировоззрения и социально-значимые качества личности.

Изучению вопросов социализации и профессиональной социализации личности посвящены многочисленные исследования. Например, в концепции Дж. Мида прослеживается идея социального подражания, где социализация рассматривается, как процесс формирования общественной природы индивида на основе реакции иных индивидов, социальных групп и общественных институтов, с которыми данный человек вступает в контакт. В то же время общественные и профессиональные отношения претерпевают изменения и развитие, поэтому не случайно историческая память хранит имена тех, кто способствовал развитию основных отраслей научных и практических знаний.

Процесс социализации образует различные противоречия. Мы видим, когда общество создает социальные требования и подчиняет им поведение людей, с одной стороны. В то же время, с другой стороны, обществу необходимо развитие, а значит и наличие творческой личности, способной побороть общественные стереотипы и сделать «по-своему» [8, С. 126].

Сторонник «критической теории» Ю. Хабермас утверждает, что социализация определяет лишь общественную сущность индивида, а другая его сторона обладает критичностью социальных норм и системы отношений. Это свойство помогает преодолению противоречий и трудностей, а также является одной из форм нравственного самосознания личности и зрелости общества, в котором доступно свободное выражение своего мнения относительно недостатков, существующих на различных уровнях общественного строя. [7, С. 151].

В правоохранительной сфере, в том числе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее УИС), на различных этапах подготовки сотрудников вопросам социализации уделяется недостаточное внимание, о чем можно судить по проблеме комплектования УИС профессиональными кадрами и отсутствию в данной работе системных подходов. Этот аспект не позволяет сформировать индивидуальный потенциал для успешного включения в процесс профессиональной деятельности, особенно на начальном ее этапе. В целом проблему профессионального развитие личности молодого сотрудника уголовно-исполнительной системы необходимо рассматривать как процесс социализации, проявляющийся в освоении им системы профессиональных компетенций направленный на максимальное соответствие квалификационным требованиям. [6, С. 49].

В качестве одного из механизмов социализации в УИС, по мнению Н.И. Шаталовой, может быть взаимодействие людей в процессе исполнения ими своих профессиональных обязанностей. В качестве важных условий взаимодействия в процессе профессиональной социализации следует выделить такие личностные установки как приверженность конформизму, способность изменить поведение и ожидание.

Такое следование профессиональным и социальным нормам (нередко трактуемое как приспособленчество, слепое подражание чужому примеру или мнению) называется конформизмом. Однако, на самом деле конформизм и строгое выполнение норм и правил ускоряет механизм профессиональной интеграции и создает предпосылки согласия и устойчивости коллектива [6, С. 48].

В отдельных случаях профессиональная социализация в УИС подчинена фактору социального ожидания. Социальные ожидания реализуются путем определения обществом целей и норм, а также их выполнением. Несмотря на закрытость системы исполнения наказаний, для ее сотрудников профессиональная социализация может представлять собой поступательное формирование у человека определенных типов коммуникативного действия, в зависимости от которого воспроизводится та или иная структура поведения под влиянием общественного ожидания. В действительности, как показывает практика, сотрудники УИС с высокой мотивацией к профессии, должности или карьере более активно осваивают социальную среду, а также более эффективно устанавливают профессиональные связи.

Следует отметить, что в современных условиях кадровое обеспечение учреждений и органов УИС осуществляется путем подготовки специалистов в ведомственных образовательных организациях. Однако, окончание обучения и получение диплома сегодня не определяет успешность специалиста и не является обязательным условием профессиональной карьеры. Высшее профессиональном образование в стране (в том числе ведомственное) можно сравнить с инкубатором, в котором молодежь «дозревает» до взрослой жизни, нежели профессионально социализируется. [8, С. 127].

Все чаще после окончания обучения молодой специалист не пополняет кадры УИС, а по-новому расставляет жизненные приоритеты и выбирает иной вид деятельности в качестве источника доходов. К сожалению, становится закономерным тот факт, когда работодатель в частности, а общество в целом «не ожидает» профессионала из вуза. Все чаще у молодых специалистов пенитенциарной системы констатируют отсутствие не знаний, а личностных компетенций, когда отсутствуют умения выстраивать позитивные отношения в коллективе, четко выполнять поставленную задачу, брать на себя ответственность и т.д.

Рассмотрение фактора ожидания в качестве одного из механизмов профессиональной социализации в УИС не имело достаточного значения в подготовке сотрудников. Однако в других сферах деятельности ожидание является важным социализирующим фактором и предполагает взаимодействие как минимум трех субъектов:

сотрудник (ожидание интересной работы, достойного заработка, хороших условий труда, дружного коллектива и т.п.);

работодатель (ожидание высоких профессиональных компетенций, положительной мотивации, соответствия нормам и правилам и др.);

общество (ожидание общепринятых ценностных, культурных, экономических и политических ориентаций).

Ключевую роль во взаимодействии данных субъектов занимает нормативно-ролевая система общества, которая ожидает от каждого индивида (в нашем случае от каждого сотрудника УИС) определенный тип поведения, обусловленный его социальной ролью. Социальные ожидания, исходящие от общества могут формироваться в правила и законы. К примеру, Положение о службе в УИС полностью определяет порядок взаимоотношений между работодателем и работником и показывает, что ожидает от сотрудника общество и на что вправе рассчитывать каждый сотрудник.

Проблема формирования кадрового потенциала УИС всегда являлась актуальной, что нельзя сказать о вопросе профессиональной социализации молодых сотрудников. Как процесс развития профессионализма социализацию личности следует рассматривать в системе совершенствования индивидуально-психических свойств, профессионального самосознания, стремления к саморазвитию и самореализации в профессии.

Неслучайно, говоря об инновациях в ведомственном профессиональном образовании исследователи все чаще обращаются к проблеме профессиональной социализации личности будущего специалиста, в которой роль преподавателя или наставника не должна ограничиваться трансляцией специальных знаний и умений, необходимых для овладения профессией и должна дополняться в качестве источника культуры, норм поведения, особенностей сознания и самосознания определенной профессиональной группы [2, С. 48]. Значение системного подхода в деятельности преподавателя или

наставника, его профессиональное мастерство отражается в создании условий для успешной профессиональной социализации молодых сотрудников УИС.

В результате анализа некоторых публикаций по вопросам современного профессионального образования в сфере правоохранительной деятельности, можно сформулировать психолого-педагогические условия необходимые для системного решения вопросов социализации индивида в профессиональной среде.

Создание среды для формирования и совершенствования социальной активной личности молодого специалиста УИС, готовой к деятельности направленной на достижение профессионально значимых целей и способной к самоутверждению, к преобразованию себя как субъекта профессиональной деятельности в процессе взаимодействия с особой социальной средой. Сущностной характеристике социальной активности личности дано определение в исследованиях Г.П. Ивановой и Э.Ф. Шакировой, как интегративное качество личности, формирование которого происходит в процессе социальной деятельности и взаимодействия с социальной средой, а также использования на практике социального опыта [3, С. 52].

Применительно к системе профессионального образования УИС можно выделить несколько групп условий формирования социально активной личности молодого сотрудника, таких как, организация образовательного процесса, учебно-познавательная деятельность, отношения, реализуемые вне учебной деятельности.

Выводы. Опираясь на результаты рассмотрения проблемных вопросов профессиональной социализации, можно сделать выводы о том, что на различных этапах становления и совершенствования личности сотрудника УИС важное значение имеет изучение и реализация ряда психолого-педагогических условий, среди которых следует выделить: формирование образовательной и воспитательной среды для развития социальной активности личности; использование методов обучения, способствующих повышению профессиональной компетентности; проведение психолого-педагогической коррекции для удовлетворения потребностей молодых сотрудников в личностном росте и развитии; создание условий позволяющих выстраивать индивидуальные траектории профессионализации.

Литература:

1. Иваненков, С.П. Проблемы социализации современной молодежи / С.П. Иваненков. - СПб. Синтез-Полиграф, 2003. -Изд. 2-е, дополненное. - 420 с.

2. Кузьмина, Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах / Н.В. Кузьмина // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. - Л., 1970. - С. 47-60

3. Иванова, Г.П. Педагогические условия формирования социально активной личности студента / Г.П. Иванова, Э.Ф. Шакирова // Акмеология. - 2012. - № 3. - С. 51-56

4. Цвык, В.А. Профессионализация как социальный процесс / В.А. Цвык // Вестник РУДН. - 2003. - Серия «Социология». - № 4.

5. Пак, Л.Г. Педагогические аспекты социализации личности в условиях образовательного учреждения: монография / Л.Г. Пак. - Оренбург: Изд-во ОИЭК, 2008. - С. 13-32

6. Ковтуненко, Л.В. Профессиональное становление сотрудников службы исполнения наказаний в ведомственных образовательных учреждениях: монография / Л.В. Ковтуненко. - Воронеж: Научная книга, 2009. - С. 46-51

7. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. - СПб: Наука, 2006. - 250 с.

8. Шаталова, Н.И., Жеманов Я.Н. Механизмы профессиональной социализации личности» / Н.И. Шаталова, Я.Н. Жеманов // Дискуссия. - 2013. - №1. - С. 124-131

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Николина Вера Викторовна

ГБОУ ДПО Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Чистоградова Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОУЧИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА

Аннотация. В статье освещаются актуальные тенденции развития современного образования и инновационные методы в педагогике. Обсуждается процесс интернационализации, его сильные стороны и перспективы на российской рынке образовательных услуг. Описан метод коучинга как эффективный инструмент работы с иностранными студентами в условиях интернационализации образования. Акцент сделан на нормы и требования, предъявляемые профессии коуча. Рассмотрены примеры опыта зарубежных стран по внедрению коучингового сопровождения в образовательный процесс. Представлены социальные опросы Левада-центра по выявлению отношения российских граждан к некоторым странам и их представителям. Список стран, к которым за последнее время увеличилось дружественное отношение, возглавляют Беларусь, Китай и Турция. Приведены и проанализированы данные диагностики по определению типов этнической идентичности у студентов за последние три года (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова). Определено, что позитивная этническая идентичность постепенно снижается в современных условиях. Выявлен ряд проблем, возникающих в поликультурной образовательной среде, сделаны выводы.

Ключевые слова: коучинг, интернационализация, адаптация, этническая идентичность, толерантность, межкультурная коммуникация.

Annotation. The article highlights current trends in the development of modern education and innovative methods in pedagogy. The process of internationalization of education, its strengths and prospects are discussed. The method of coaching is described as an effective tool for working with foreign students in the context of the internationalization of education. The norms and requirements of the coaching profession are emphasized. Examples of the experience of foreign countries on the introduction of coaching support in the educational process are considered. Social surveys of the Levada Center are presented to identify the attitude of Russian citizens towards foreign countries and their representatives. The top countries in the list of friendly relations are Belarus, China and Turkey. The diagnostic data for determining the types of ethnic identity among students over the past three years (G.U. Soldatova, S.V. Ryzhova) are presented and analyzed. it is determined that positive ethnic identity is gradually decreasing in modern conditions. A number of problems arising in a multicultural educational environment are identified, conclusions are drawn. Key words: coaching, internationalization, adaptation, ethnic identity, tolerance, intercultural communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.