Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OPERATIONAL DIVISIONS OF THE FPS / YOUNG OFFICERS / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITY / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УИС / МОЛОДЫЕ СОТРУДНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полякова Я.Н.

В статье актуализируется проблема профессиональной социализации молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы, раскрываются особенности процесса профессиональной социализации сотрудников оперативных подразделений УИС. Автор определяет организационно-педагогические условия профессиональной социализации оперативных сотрудников в соответствии со специфическими условиями и принципами оперативно-розыскной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полякова Я.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF YOUNG OFFICERS OF THE PENAL SYSTEM OPERATIONAL UNITS

The article actualizes the problem of professional socialization of young officers of the penal system, reveals the features of the process of professional socialization of officers of the penal system operational units. The author defines the organizational and pedagogical conditions for the professional socialization of operational staff in accordance with the specific conditions and principles of operational search activities.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

УДК 37.04; 343.83 Я. Н. ПОЛЯКОВА

старший оперуполномоченный по особо важным делам 4 управления ГОУ ФСИН России, кандидат психологических наук, полковник внутренней службы

Москва

YANINA N. POLYAKOVA

Senior Operative Officer for Especially Important Cases

of the 4th Division of the Main Operational Department of the FPS of Russia,

Candidate of Psychology, Colonel of the Internal Service

Moscow

Специфика профессиональной социализации молодых сотрудников оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы

Specifics of professional socialization of young officers of the penal system operational units

Аннотация. В статье актуализируется проблема профессиональной социализации молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы, раскрываются особенности процесса профессиональной социализации сотрудников оперативных подразделений УИС. Автор определяет организационно-педагогические условия профессиональной социализации оперативных сотрудников в соответствии со специфическими условиями и принципами оперативно-розыскной деятельности.

Ключевые слова: оперативные подразделения УИС, молодые сотрудники, профессиональная социализация, оперативно-розыскная деятельность, организационно-педагогические условия.

Abstract. The article actualizes the problem of professional socialization of young officers of the penal system, reveals the features of the process of professional socialization of officers of the penal system operational units. The author defines the organizational and pedagogical conditions for the professional socialization of operational staff in accordance with the specific conditions and principles of operational search activities.

Key words: operational divisions of the FPS, young officers, professional socialization, operational-search activity, organizational and pedagogical conditions.

Профессиональная социализация как социально-экономическая проблема представляет собой процесс вовлечения человека в трудовую деятель-

ность, успешной адаптации к социальным профессиональным условиям, что является естественной основой воспроизводства рабочих кадров, трудовых ресурсов. Исходя

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2020

47

из данных положений, очевидно, что проблема профессиональной социализации личности всегда была и остается значимой и актуальной для любого общества, которое живет по естественным законам простого или расширенного воспроизводства.

В современных изменяющихся социальных условиях процесс профессиональной социализации, профессиональной подготовки специалиста требует разностороннего осмысления как конкретно-научными методами, так и общенаучными.

Научное осмысление феномена профессиональной социализации исходит из сформировавшегося в классической философии нового понимания о человеке, его сознании, образовании, образе жизни (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, Г. Гегель и другие), которое продолжилось в рамках неоклассической философии (Р. Мэй, В. Франкл, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, Н. А. Бердяев и другие) и на современном этапе привело к пониманию социализации в целом как процесса операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесса интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм [1]. Важным элементом трансляции знаний, ценностей и норм является процесс образования, поскольку именно в образовании профессиональная социализация имеет высокий уровень структурированности и организованности [2].

Вопросы профессиональной социализации молодых специалистов в настоящее время являются достаточно актуальными во всех сферах деятельности человека. Проблемы, возникающие в этой сфере, занимают особое место в исследованиях разных отраслей научного знания: психологии, педагогики, социологии, юриспруденции, экономики и так далее. Вместе

с тем профессиональная социализация молодых сотрудников оперативных подразделений УИС как предмет научного исследования практически не отражена в научной литературе.

В настоящее время в системе профессиональной подготовки сотрудников оперативных подразделений созданы необходимые организационно-педагогические условия для эффективной профессиональной социализации молодых оперативных сотрудников. Организационно-педагогические условия определяются как совокупность специально созданных профессиональных ситуаций, процессов и факторов, обусловливающих эффективную профессиональную социализацию молодых сотрудников. Создание организационно-педагогических условий достаточно сложная задача, которая носит системный и комплексный характер. Поэтому необходимо создавать такие условия, которые могли бы обеспечить преемственность действий всех субъектов процесса профессиональной социализации. Система профессиональной подготовки сотрудников оперативных подразделений в организационном аспекте не отличается от подготовки других категорий сотрудников УИС и включает в себя следующие этапы:

- профессиональный отбор кандидатов на обучение (службу);

- обучение в системе высшего профессионального образования (в системе профессиональной подготовки);

- адаптация к условиям служебной деятельности.

По нашему мнению, основными организационно-педагогическими условиями профессиональной социализации молодых сотрудников являются:

- организация их социально-педагогического сопровождения;

48

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

- сформированная социально-педагогическая среда коллектива сотрудников;

- обучение сопровождающих сотрудников основам социально-педагогического сопровождения.

Такие условия в полной мере отвечают требованию преемственности действий всех субъектов процесса профессиональной социализации.

Эффективность профессиональной социализации молодых сотрудников УИС различных категорий в первую очередь обусловлена созданием организационно-педагогических условий, но с обязательным учетом специфики предстоящей профессиональной деятельности. Таким образом, организационно-педагогические условия профессиональной социализации молодых сотрудников оперативных подразделений УИС приобретают свои особенности. Основная задача оперативных сотрудников - осуществление оперативно-розыскной деятельности. Несмотря на то, что вопросы профессиональной социализации молодых сотрудников оперативных подразделений УИС остаются недостаточно исследованными, проблемы оперативно-розыскной деятельности в разных ее аспектах представлены в научной литературе (А. В. Агарков, К. К. Горяинов, О. Г. Ковалев, В. С. Овчинский, Ю. В. Чуфаровский, Г. Х. Шабанов и так далее).

В ранее проведенных исследованиях достаточно четко определены специфические особенности профессиональной деятельности оперативных сотрудников в целом и оперативных сотрудников УИС, в частности, связанные с социально-психологической характеристикой осуществляемой ими деятельности. Среди элементов социально-психологической характеристики оперативно-розыскной деятельности (ОРД) О. Г. Ковалев и Г. Х. Шабанов выделяют следующие [3]:

- нормативность (правовая регламентация);

- наличие властных полномочий у субъектов указанной деятельности;

- конфиденциальность;

- разнообразие ролевого поведения участников;

- экстремальность и эмоциональная насыщенность;

- состязательность;

- творческий характер труда;

- самостоятельность, персональная ответственность участников оперативно-розыскной деятельности.

Мы солидарны с авторами, которые указывают, какими психологическими качествами должны обладать оперативные сотрудники в соответствии с выявленными особенностями оперативно-розыскной деятельности (таблица 1). В этом случае вполне очевидно, что при профессиональном отборе необходимо учитывать наличие и уровень сформированно-сти определенных психологических качеств у кандидата [4].

Вместе с тем наличие необходимых психологических качеств и профессиональных знаний, полученных в период обучения, является необходимыми, но не вполне достаточными условиями для того, чтобы в дальнейшем молодой сотрудник смог достигнуть высокого профессионального уровня. Поэтому представляется важным организация профессиональной социализации молодых сотрудников.

Следует отметить, что в период обучения курсантов в образовательных организациях ФСИН России задачи профессиональной социализации в целом решены. Организационно-педагогические условия отвечают заявленным требованиям: однородность учебной группы (социально-педагогическая среда коллектива),

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2020

49

Таблица 1

Психологические качества сотрудников оперативных подразделений и органов УИС в соответствии с элементами социально-психологической

характеристики ОРД

#

Элементы социально-психологической характеристики ОРД Психологические качества сотрудников оперативных подразделений и органов УИС

нормативность (правовая регламентация) высокая профессиональная мотивация, правдивость, смелость, активность, исполнительность, дисциплинированность, принципиальность

наличие властных полномочий у субъектов указанной деятельности гибкость мышления, селективность восприятия и мышления, решительность, адекватная самооценка, способность убеждать

конфиденциальность уравновешенность, самообладание, осторожность, наблюдательность

разнообразие ролевого поведения участников способность к быстрому установлению контактов и доверительных отношений, умение выстраивать целесообразную форму общения в изменяющихся условиях коммуникации, высокая моторная активность

экстремальность и эмоциональная насыщенность эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, уравновешенность и самообладание

состязательность решительность, настойчивость, добросовестность, способность располагать к себе людей

творческий характер труда трудолюбие, интуиция, развитая рефлексия, творческое мышление, артистизм

самостоятельность, персональная ответственность участников оперативно-розыскной деятельности дисциплинированность, самокритичность, ответственность, решительность, осторожность

#

наличие курсовых офицеров и кураторов групп, которые обладают необходимыми педагогическими компетенциями для осуществления социально-педагогического сопровождения. Кроме того, в ряде исследований научно обоснованы проблемы профессиональной социализации курсантов образовательных организаций ФСИН России (Е. Е. Гаврина, Т. В. Савельева, В. В. Кареев, В. Б. Дворцов и другие).

Специфика оперативно-розыскной деятельности предъявляет свои требования к организации процесса профессиональной социализации молодых сотрудников оперативных подразделений УИС. В своем исследовании по вопросам профессиональной социализации молодых сотрудников исправительных учреждений А. В. Поляков представил теоретическую

модель их профессиональной социализации. Основными компонентами в модели определены: цель, задачи, организационно-педагогические условия, критерий и показатели уровня профессиональной социализации молодых сотрудников и уровни профессиональной социализации. При этом автор выделяет в показателях профессиональной социализации три компонента:

- мотивационно-ориентированный (мотивы профессионального роста, ценности, установки и нормы профессионального сообщества);

- когнитивный (профессиональные знания, профессиональное мышление, профессиональная компетентность);

- адаптационный (адаптивность, коммуникативный потенциал, поведен-

50

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

ческая регуляция, адекватное восприятие действительности) [5].

Таким образом, в рамках рассматриваемой нами тематики следует определить: в чем заключаются основные отличия социально-педагогического сопровождения молодых оперативных сотрудников, организации обучения сотрудников-наставников социально-педагогическому сопровождению и формирования социально-педагогической среды коллектива?

В своем исследовании мы руководствуемся следующим определением социально-педагогического сопровождения молодых сотрудников - это «особая целенаправленная, полисубъектная деятельность сотрудника-наставника, подшефного сотрудника и других субъектов (сотрудников) социально-педагогической среды, направленная на создание организационно-педагогических условий, способствующих эффективной профессиональной социализации молодого сотрудника» [5]. Таким образом, основным показателем эффективности социально-педагогического сопровождения является работа сотрудника-наставника.

Среди основных задач обучения оперативных сотрудников-наставников, по нашему мнению, является формирование способности к трансляции профессионального опыта в осуществлении оперативно-розыскной деятельности. В данном случае важным представляется умение сотрудника-наставника формулировать задание для подшефного сотрудника, в ходе выполнения которого у молодого специалиста активизировались бы такие качества, как гибкость мышления, решительность, осторожность, наблюдательность, способность к быстрому установлению доверительных отношений, уравновешенность и самообладание в критических ситуациях и так далее. Таким образом, задания и поручения для

молодого сотрудника должны содержать необходимый и достаточный объем информации, быть информативно не перегружены, чтобы оставить ему возможность проявления своих способностей, в том числе и познавательной активности.

Социально-педагогическая среда коллектива представляет молодому сотруднику те профессиональные ценности, нормы и установки, которые ему предстоит усвоить [6]. М. М. Ицкович в своем исследовании ценностно-смысловой сферы сотрудников УИС указывает, что следование таким ценностным ориентациям, как жесткость, решительность, коммуникабельность, смелость, стремление к справедливости и объединение с коллегами не только способствует эффективной деятельности, но и позволяет противостоять факторам профессионального стресса [7]. Вместе с тем, по нашему мнению, ценностно-смысловая сфера сотрудников оперативных подразделений может быть предметом отдельного исследования.

Социально-педагогическая среда сотрудников оперативного подразделения представляет собой систему условий организации профессиональной деятельности, направленных на развитие профессионально важных качеств, необходимых для осуществления оперативно-розыскной деятельности. Об уровне сформированности социально-педагогической среды можно судить по показателям поведенческого окружения: уровень взаимоотношений, уровень доброжелательности и взаимопомощи, уровень коллективной ответственности, авторитет руководителя и так далее. Исторически сложилось так, что, несмотря на пенитенциарную направленность деятельности, профессиональные ценности и нормы коллективов оперативных сотрудников УИС остаются в четком соответствии с принципами оперативно-розыскной деятельности и главной ее

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2020

51

задачей - борьбой с преступностью. Трудно представить соблюдение основных принципов ОРД [8] без сложившихся традиций взаимовыручки, сотрудничества, взаимопомощи.

В заключении отметим, что затронутая в нашей статье проблема требует всестороннего исследования и научного обоснования с учетом сложившихся современных

социальных условий по таким направлениям, как моделирование процесса профессиональной социализации молодых сотрудников оперативных подразделений УИС, разработка программы обучения оперативных сотрудников-наставников, формирование социально-педагогической среды коллектива сотрудников оперативных подразделений УИС. Ф

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ООО ТК Велби, 2002. 604 с.

2. Опошнянский А. В. Социально-философские основания профессиональной социализации : дисс. ... канд. философ. наук. Краснодар, 2007. 185 с.

3. Ковалев О. Г., Шабанов Г. Х. Историко-правовые и психологические проблемы оперативно-розыскной деятельности : монография. М., 2005. 272 с.

4. Агарков А. В. Оперативно-розыскная психология : учеб. пособие. Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2009. 88 с.

5. Поляков А. В. Профессиональная социализация молодых сотрудников исправительных учреждений: компетентностный подход // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 1. С. 68.

6. Поляков А. В., Вилкова А. В. Социально-педагогическая среда коллектива сотрудников исправительного учреждения: сущность, специфика, условия формирования // Перспективы науки. 2019. № 1 (112). С. 114-119.

7. Ицкович М. М. Ценностно-смысловая направленность личности сотрудников уголовно-исполнительной системы : дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2008. 24 с.

8. Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

1. Alekseev, P. V., Panin, A. V. (2002) Philosophy : textbook. 3rd ed., revised and supplemented. Moscow : LLC TK Welby, 604 p.

2. Oposhnyansky, A. V. (2007) Socio-philosophical foundations of professional socialization : thesis ... of Candidate of Psychology. Krasnodar, 185 p.

3. Kovalev, O. G., Shabanov, G. Kh. (2005) Historical-legal and psychological problems ofoperational-search activity : monograph. Moscow, 272 p.

4. Agarkov, A. V. (2009) Operational-search psychology : textbook. Vladimir : VLI of the FPS of Russia, 88 p.

5. Polyakov, A. V. 2019. Professional socialization of young correctional officers: competence-based approach // World of Science. Pedagogy and psychology. Vol. 7, 1, 68.

6. Polyakov, A. V., Vilkova, A. V. (2019) Socio-pedagogical environment of the staff of correctional institutions: essence, specificity, conditions of formation // Science Prospects. 1 (112), 114-119.

7. Itskovich, M. M. (2008) The value-semantic orientation of the personality of a penal system employee : thesis ... of Candidate of Psychology. Kazan, 24 p.

8. On the operational-search activity : Federal Law of 12.08.1995 No. 144-FZ. Access from Legal Reference System «Consultant Plus».

52 vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.