Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАН ВПЕРВЫЕ ПРИНЯТЫХ НА СЛУЖБУ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАН ВПЕРВЫЕ ПРИНЯТЫХ НА СЛУЖБУ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравьев Владимир Николаевич, Личутина Марина Геннадьевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы профессиональной социализации личности в условиях ведомственной образовательной среды. Дается определение «социализации» и истории его возникновения. Авторы указывают, что на современном этапе деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы наблюдается тенденция кадрового обновления и роста количества молодых сотрудников, принятых на службу. Количество специалистов, обладающих необходимым профессиональным опытом и владеющих навыками трансляции своих знаний снижается. В связи с этим, возникает необходимость поиска новых педагогических подходов, использование которых способствовало бы эффективному вхождению в профессиональную среду сотрудников впервые принятых на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муравьев Владимир Николаевич, Личутина Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF CITIZENS FOR THE FIRST TIME EMPLOYED IN THE PENAL SYSTEM

The article deals with topical issues of professional socialization of the individual in the conditions of departmental educational environment. The definition of "socialization" and the history of its occurrence is given. The authors point out that at the present stage of the activities of institutions and bodies of the penal enforcement system, there is a trend of personnel renewal and an increase in the number of young employees recruited. The number of specialists who have the necessary professional experience and have the skills to broadcast their knowledge is decreasing. In this regard, there is a need to search for new pedagogical approaches, the use of which would contribute to the effective entry into the professional environment of employees first employed in institutions and bodies of the penal system.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАН ВПЕРВЫЕ ПРИНЯТЫХ НА СЛУЖБУ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ»

Литература:

1. Бочавер, А.А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий. / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов // Психология. - 2014. - №11. - С. 178-191.

2. Бегидова, С.Н., Хазова, С.А. Акмеологический подход в профессиональной подготовке будущих специалистов / С.Н. Бегидова, С.А. Хазова // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2008. - 486 с.

3. Березина, О.С., Социальная профилактика кибербуллинга среди молодых людей / О.С. Березина // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи. - 2015. - С. 63-67.

4. Бубнова, Л.М. Готовность к профессиональной деятельности в педагогике // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования / Л.М. Бубнова / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - № 2. - Самара, 2015. - 241 с.

5. Гарашкина Н.В., Дьячек Т.П. Теория и практика социальной работы : учебно-методическое пособие / Н.В. Гарашкина, Т.П. Дьячек. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2009. - 130 с.

6. Кот Т.А. Теоретические аспекты контекстного обучения будущих педагогов / Т.А. Кот // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - С. 154-156.

7. Лосева Л.П. Качество подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования как объект управления / Л.П. Лосева // Молодой ученый. - 2011. - №6. Т.2. - С. 152-155.

8. Мезенцева О.И. Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога: автореф. дис. канд. пед. наук 13. 00. 08. / Мезенцева Олеся Ивановна. - Новосибирск, 2014. - 23 с.

9. Митряшкина Н.В. Система наставничества в повышении квалификации молодых специалистов по вопросам профилактики кибербуллинга среди детей и подростков. - URL: http://old.ncfu.ru/export/uploads/Dokumenty-Nauka/statya_mitryashkina-n.v.docx (дата обращения: 06.01.2021)

10. Темербекова А.А. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования: автореф. дисер. д-ра пед. наук. 13. 00. 08 / Темербекова Альбина Алексеевна. - Москва, 2009. - 40 с.

11. Чусавитина Г.Н. Подготовка студентов педагогических специальностей университета к профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи / Г.Н., Чусавитина М.О. Чусавитин // II Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании XXI века». Сборник научных трудов. -2012. - С. 322-323.

Педагогика

УДК 378.2

начальник кафедры боевой, физической и

тактико-специальной подготовки Муравьев Владимир Николаевич

Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования

«Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Киров); начальник кафедры кадровой, воспитательной и психологической работы в УИС, кандидат педагогических наук Личутина Марина Геннадьевна

Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования

«Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Киров)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАН ВПЕРВЫЕ ПРИНЯТЫХ НА СЛУЖБУ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы профессиональной социализации личности в условиях ведомственной образовательной среды. Дается определение «социализации» и истории его возникновения. Авторы указывают, что на современном этапе деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы наблюдается тенденция кадрового обновления и роста количества молодых сотрудников, принятых на службу. Количество специалистов, обладающих необходимым профессиональным опытом и владеющих навыками трансляции своих знаний снижается. В связи с этим, возникает необходимость поиска новых педагогических подходов, использование которых способствовало бы эффективному вхождению в профессиональную среду сотрудников впервые принятых на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: социализация, профессиональная социализация, педагогические условия, уголовно-исполнительная система.

Annotation. The article deals with topical issues of professional socialization of the individual in the conditions of departmental educational environment. The definition of "socialization" and the history of its occurrence is given. The authors point out that at the present stage of the activities of institutions and bodies of the penal enforcement system, there is a trend of personnel renewal and an increase in the number of young employees recruited. The number of specialists who have the necessary professional experience and have the skills to broadcast their knowledge is decreasing. In this regard, there is a need to search for new pedagogical approaches, the use of which would contribute to the effective entry into the professional environment of employees first employed in institutions and bodies of the penal system.

Key words: socialization, professional socialization, pedagogical conditions, penal system.

Введение. Впервые понятие «социализация» появилось в работе американского социолога Ф.Г. Гиддингса «Теория социализации», еще в 1887 году. Социализация по мнению Гиддингса, означала «развитие социальной природы или характера индивида, подготовку человеческого материала к социальной жизни». В результате изучения процесса социализации учеными было выявлено, что она имеет сложную природу, а также разнообразные формы, к одной из которых можно отнести профессиональную социализацию.

Вопрос профессиональной социализации молодых специалистов различных сфер деятельности в современных условиях, приобретает актуальное значение и становится предметом многих исследований великих ученых.

Изложение основного материала статьи. По мнению специалистов в качестве основных ресурсов, необходимых для успешной профессиональной социализации следует рассматривать степень совершенствования профессиональных компетенций, профессионального образования, социально-профессиональной среды [5]. Также следует обратить внимание на способность индивида к успешному адаптивному поведению.

Исследователи отмечают, что оптимальность адаптивного поведения должна быть сформирована не как слепое подчинение внешним требованиям, а как выбор идеального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие. Конечным результатом профессиональной социализации становятся профессиональные и личностные компетенции.

Профессиональная социализация в различных сферах деятельности происходит по-разному. В правоохранительной сфере, куда относится уголовно-исполнительная система, она чаще всего носит стихийный характер и не позволяет сформировать индивиду необходимый потенциал для успешного включения в процесс профессиональной деятельности, особенно на начальном ее этапе. В дальнейшем это сказывается на формировании необходимых профессиональных компетенций и является одной из причин возникновения упущений по службе.

Сложность развития явления профессиональной социализации в уголовно-исполнительной системе обусловливается спецификой подготовки, которая не всегда соответствует тем критериям, которые необходимы для успешной адаптации в практической среде.

Интенсивность и экстремальность служебной деятельности сотрудников уголовно - исполнительной системы представляет собой особый вид профессиональной деятельности. Поэтому предъявление специальных требований к уровню адаптивности граждан, впервые принимаемым на службу в УИС является закономерным. В связи с этим актуальными остаются вопросы успешной адаптации сотрудников к условиям служебной деятельности.

На современном этапе деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы наблюдается тенденция кадрового обновления и роста количества молодых сотрудников, принятых на службу. Этот процесс сопровождается снижением количества специалистов, обладающих необходимым профессиональным опытом и владеющих навыками трансляции своих знаний. В связи с этим, возникает необходимость поиска новых педагогических подходов, использование которых способствовало бы эффективному вхождению в профессиональную среду сотрудников впервые принятых на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы [6].

Важными институтами профессиональной социализации личности сотрудника уголовно-исполнительной системы, по нашему мнению, призваны стать ведомственные организации высшего и дополнительного профессионального образования, которые могут обеспечить подготовку специалистов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями. Высокие требования к личностным и профессиональным характеристикам будущих специалистов делает необходимым совершенствование ведомственной системы профессиональной подготовки с акцентом на развитие индивидуальной компетентности и наделения сотрудника, такими качествами как ответственность, самостоятельность, мобильность, социальная активность, профессионализм, способность к адаптации в сложных ситуациях и саморазвитию, а также другими качествами, предъявляемыми современной реальностью.

В основе концепции модернизации российского образования в качестве первостепенного приоритета лежит процесс воспитания личности, как составляющая часть профессиональной подготовки, интегрированная в общий процесс обучения и развития. Поэтому для успешной профессиональной социализации актуальным становится вопрос формирования воспитательной среды в ведомственных образовательных организациях, а также в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Решением данной проблемы занимались такие исследователи как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Шацкий и другие ученые-педагоги. Воспитательная среда рассматривалась ими в качестве важного условия развития личностных качеств. Однако, не смотря на многообразие научных работ, вопрос о педагогическом потенциале воспитательной среды в осуществлении профессиональной социализации личности будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы разработан недостаточно и имеет ряд противоречий:

- социально-педагогического характера - между современными требованиями, предъявляемыми обществом к системе исполнения наказаний и ее сотрудникам, и недостаточной подготовленностью последних к эффективному включению в профессиональные отношения;

- научно-педагогического характера - между необходимостью осуществления образовательными организациями, а также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы успешной профессиональной социализации граждан впервые принятых на службу и недостаточной разработанностью теоретических основ профессиональной социализации в воспитательной среде;

- научно-методического характера - между потребностью педагогической науки в научно-методическом сопровождении профессиональной социализации сотрудников уголовно-исполнительной системы в воспитательной среде и недостаточной разработанностью его программно-содержательного обеспечения в педагогической практике.

Для реализации педагогического потенциала воспитательной среды при осуществлении профессиональной социализации молодых сотрудников уголовно-исполнительной системы необходимо учитывать следующие положения:

- профессиональная социализация сотрудников в воспитательной среде образовательных организаций, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы должна иметь методологическую основу и рассматриваться как совокупность средового, компетентностного, системного, личностно-ориентированного подходов;

- проектирование профессионализирующей воспитательной среды должно осуществляться на платформе действующих самоуправляемых общественных организаций (совет молодых сотрудников, совет наставников, совет ветеранов и др.).

Эффективность воспитательной среды в обеспечении профессиональной социализации граждан, впервые принятых на службу в уголовно-исполнительную систему должна достигаться при помощи комплекса педагогических условий:

- осуществлять подготовку молодых сотрудников к профессиональной деятельности в соответствии с основными квалификационными требованиями и потребностями уголовно-исполнительной системы;

- реализовывать механизм самоуправления общественных организаций при помощи выполнения молодыми сотрудниками практических заданий и социальных ролей, отражающих содержание будущей профессиональной деятельности;

- осуществлять продуктивное взаимодействие всех участников воспитательного процесса.

Опираясь на современную роль общественных формирований в структуре деятельности образовательных организаций, учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, их потенциал можно определить как на один из оптимальных способов организации воспитательной среды, обеспечивающих развитие у молодых сотрудников положительной инициативы, социальной активности, а также формирование профессиональных компетенций будущего специалиста.

Основными признаками формирования эффективной воспитательной среды, на наш взгляд, являются:

- наличие организационной структуры и органов управления общественных формирований;

- широкое взаимодействие общественных формирований с подразделениями образовательных организаций, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

- наличие выраженной профессионализирующей направленности работы;

- наличие результатов в виде положительной оценки служебной деятельности.

Участвуя в деятельности общественных формирований без отрыва от учебной работы или служебной деятельности, молодые сотрудники имеют дополнительную возможность совершенствовать полученные знания, формировать профессиональные компетенции будущих специалистов, развивать личностную коммуникацию, что значительно повышает уровень их профессиональной социализации.

Формой участия в данной работе являются мероприятия профессиональной направленности, например:

учебно-методические сборы,

конкурсы,

мастер-классы,

дискуссии,

круглые столы и другие.

В числе применяемых методов - проектирование, прогнозирование, моделирование, анализ и другие. Выводы. Таким образом, профессиональная социализация будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы считается успешной, если он освоил социальные ценности, требования к поведению в профессиональной среде, которые стали для него нормативным показателем в соответствии с занимаемым статусом.

По нашему мнению, важно не только обладать профессиональными знаниями, но и умением эффективно использовать их на практике, понимать общественную значимость своей деятельности и уметь решать профессиональные задачи в зависимости от меняющихся социальных условий. Литература:

1. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. - СПб.: Синтез-Полиграф, 2003. - Изд. 2-е, дополненное. - 420 с.

2. Рубчевский К.В. Формы прохождения социализации личности // Психологическая наука и образование. -2002. - № 2.

3. Морозова А.В. Профессиональная социализация студентов в условиях модернизации институтов образования: Дисс. канд. социол. наук. - Тула, 2004. - 176 с.

4. Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН. - 2003. Серия «Социология». - № 4.

5. Пак Л.Г. Педагогические аспекты социализации личности в условиях образовательного учреждения: монография / Л.Г. Пак. - Оренбург: Изд-во ОИЭК, 2008. - С. 13-32.

6. Ковтуненко Л.В. Профессиональное становление сотрудников службы исполнения наказаний в ведомственных образовательных учреждениях: монография / Л.В. Ковтуненко. - Воронеж: Научная книга, 2009. - С. 46-51.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Набатова Лидия Борисовна

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (г. Ульяновск);

старший преподаватель кафедры иностранных языков Рехлова Анжела Вячеславовна

Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель кафедры иностранных языков Бамбурова Елена Анатольевна

Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Аннотация. Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки современных специалистов в условиях пандемии. Переход образовательных учреждений на дистанционную форму обучения сделало необходимым не только ввести в широкое использование такие средства как программы для видеоконференций, но и адаптировать под изменившиеся условия обучения педагогические технологии. Статья посвящена результатам экспериментальной работы, направленной на повышение уровня обученности студентов педагогического университета по дисциплине «Методика профессионального образования» средствами адаптированной авторами интегральной технологии. Поэтапное описание экспериментальной работы содержит указание основных шагов адаптации технологии. Выделены компоненты формируемой профессионально-методической компетентности студентов. Анализ результатов проведенного исследования доказывает эффективность использования интегральной технологии обучения. Объективность и достоверность результатов эксперимента доказаны методами математической статистики.

Ключевые слова: интегральная технология, дистанционное обучение, повышение обученности студентов, экспериментальная работа, профессионально-методическая компетентность.

Annotation. The relevance of the presented research is due to the need to improve the quality of professional training of modern specialists in a pandemic. The transition of educational institutions to distance learning has made it necessary not only to introduce such tools as videoconferencing programs into widespread use, but also to adapt pedagogical technologies to the changed learning conditions. The article is devoted to the results of experimental work aimed at improving the level of training of pedagogical university students in the discipline "Methods of vocational education" by means of integrated technology adapted by the authors. The step-by-step description of the experimental work contains an indication of the main steps of technology adaptation. The components of the formed professional and methodological competence of students are highlighted. The analysis of the results of the study proves the effectiveness of the use of integrated learning technology. The objectivity and reliability of the experimental results are proved by methods of mathematical statistics.

Key words: integrated technology, distance learning, improving student learning, experimental work, professional and methodological competence.

Введение. Распространение во всём мире коронавирусной инфекции внесло изменения во все сферы жизни человечества, в том числе и в образовательную систему. Министерство просвещения и министерство науки и высшего образования РФ рекомендовали образовательным организациям перейти на дистанционную форму обучения.

Как известно, в широком смысле, дистанционное обучение (образование) понимается как получение образования на расстоянии. Это явление появилось в середине 19 века в Европе. Так, Исаак Питман обучал студентов стенографии с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.