ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
во время занятий. Это позволяет одновременно решать несколько педагогических задач:
1) обучающиеся меньше устают;
2) с большей готовностью раскрывают свои знания и умения;
3) повышается общая мотивация и работоспособность;
4) учебный материал усваивается более качественно;
5) повышается общая успеваемость.
Смена видов деятельности — это не только
чередование теоретических занятий, занятий по физической культуре и производственному обучению, но и работа факультативных занятий, спортивных секций, оздоровительных мероприятий, на которых раскрываются творческая инициатива и эстетический вкус, смекалка, ловкость и умения. Но самое главное — это создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе этих занятий.
Коллектив ОУ, сознавая, что здоровье подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является вопросом первоочередной важности, определил одним из главных векторов своей деятельности внедрение оздоровительно-образовательной программы «Школа здорового образа жизни», которая успешно работает уже третий
год. Направления программы позволяют конкретизировать деятельность учреждения, ориентированного на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Цель программы заключается в создании комфортных условий воспитательно-образовательного процесса, направленных на развитие нравственных, интеллектуальных качеств личности, физического и психического здоровья обучающихся.
В рамках программы работают спортивные секции, группы здоровья, проводятся просветительские и спортивно-массовые мероприятия. Каждый четверг в ОУ — день здоровья. В спортивном зале соревнуются команды педагогов и обучающихся по волейболу, смешанные команды, идут соревнования по армрестлингу, гиревому спорту. Каждую среду проводятся общие линейки обучающихся с их награждением почетными грамотами за успехи в спорте и других мероприятиях. Что также мотивирует их на участие в спортивно-массовых состязаниях и личном первенстве.
Создавая необходимые условия продуктивной познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ с учетом состояния их здоровья, особенностей развития и интересов, мы надеемся на то, что здоровый образ жизни станет нормой для каждого из них.
СИСТЕМНЫМ ПОДХОД К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
т. Е. Сатбаев, преподаватель физической культуры Государственного профессионального образовательного учреждения г. Кемерово А. В. Атаев, мастер производственного обучения
Забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся — социальная задача, стоящая перед современной системой образования и педагогами профессиональных образовательных организаций. Важность этой задачи возрастает для педагогических коллективов ПОО, которые ведут подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья.
ГПОУ г. Кемерово — образовательное учреждение, в котором обучаются выпускники коррекционных образовательных школ и интернатов. Поэтому сохранение и укрепление здоровья обучающихся — одна из главных задач
Т. Е. Сатбаев
ш
А. В. Атаев
- ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ -
преподавателей физической культуры, классных руководителей и мастеров производственного обучения. В ГПОУ г. Кемерово разработан и применяется ряд мер и мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья обучающихся.
Любая деятельность (учебная, спортивная, досуговая, трудовая и т. д.) должна иметь оздоровительную направленность, быть системной, комплексной для данной категории лиц. Успех в обучении будет лишь в случае, если обучающийся здоров.
Сегодня отмечается ухудшение здоровья подростков вследствие влияния неблагоприятных социально-экономических факторов: психоэмоциональный стресс, нерациональное питание, свободный доступ к приобретению табачных изделий, алкогольных напитков, наркотических средств, низкая физическая активность. Данный факт подтверждается анализом результатов ежегодных тестов, входного контроля уровня физической подготовленности обучающихся 1-го курса и показывает практическое отсутствие знаний о здоровом образе жизни.
Возникает противоречие между ростом требований, которое предъявляет общество к состоянию здоровья подростков, и реальным положением вещей. Педагогический коллектив ОУ активно работает над исправлением данной ситуации. Как результат — разработана и действует программа мероприятий по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Новизна программы заключается в интеграции трех направлений реализации комплекса мер физкультурно-оздоровительного характера профессиональной направленности — аудиторная, внеаудиторная работа и Школа здорового образа жизни.
Аудиторная работа — применение физкультурно-оздоровительного комплекса профессиональной направленности на занятиях по физической культуре, теоретических занятиях и производственном обучении. На занятиях по физической культуре обучающиеся разделены на группы здоровья. У каждой — свой комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений, учитывающий индивидуальные особенности здоровья. На теоретических занятиях прово-
дятся физкультурные паузы: дыхательная гимнастика, корректирующие упражнения и гимнастика для глаз. На производственном обучении — производственная гимнастика и физические упражнения профессиональной направленности.
Внеаудиторная работа — спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия; спортивные секции(футбол,волейбол, самбо,атле-тическая гимнастика); спортивно-оздоровительная деятельность (дни здоровья, спортивные праздники, эстафеты и др.). Спортивные команды обучающихся ОУ ежегодно побеждают в соревнованиях по армрестлингу, гиревому спорту, хоккею с мячом и на валенках, футболу, в легкоатлетических эстафетах.
Школа здорового образа жизни — это занятия и мероприятия по формированию здорового образа жизни у обучающихся, педагогического коллектива, родителей, опекунов. Еще два направления деятельности школы — обучение педагогического коллектива и физоргов групп; культурно-просветительская и профилактическая работа.
Физкультурно-оздоровительный комплекс профессиональной направленности, разработанный на основании медицинских показателей обучающихся, был одобрен и рецензирован врачом ЛФК Кемеровского кардиологического центра.
Комплекс мер физкультурно-оздоровительного характера работает и дает положительные результаты. Сегодня, несмотря на то, что 17 % обучающихся — инвалиды, уроки физической культуры посещают все. Многие из них под руководством преподавателя физической культуры и наблюдением мастеров производственного обучения, классных руководителей успешно участвуют в районных, городских и областных соревнованиях.
Таким образом, в реализации мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья в ГПОУ г. Кемерово задействован весь педагогический коллектив и обучающиеся.
Совместная работа и применение здоро-вьесберегающих технологий мотивирует обучающихся на здоровый образ жизни, укрепляет веру в себя, сохраняет здоровье, помогает их социализации и трудоустройству.