- здоровьесбережение -
Здоровьсберегающий подход в развитии успешности студентов перспективен. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, интерес к познавательной деятельности в целом. Способом решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья студентов несомненно является реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.
1. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический комплекс. Книга III. Адаптация и здоровье студентов: учебно-метод. пособие / ред. кол-
легия: Е. Л. Руднева, Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина [и др.]. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. — 627 с.
2. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие / под науч. редакцией Э. М. Казина. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. — 355 с.
3. Смирнов Н. К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе — М.: АПК и ПРО, 2002. — 121 с.
4. Ещенко Е. А. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя информатки. — URL: http:// econf.rae.ru/article/4972.
5. Здоровьесберегающие технологии в образовании. — URL: http://wiki.uspi.ru/index.php.
комплексное здоровьесберегающее
и психолого-педагогическое сопровождение
профессионального обучения студентов колледжа как условие подготовки конкурентоспособного специалиста
Л. П. Гаранина, заместитель директора по воспитательной работе ГПОУ «Анжеро-Судженский политехнический колледж» Н. В. Кречетова, начальник отдела учебно-методической работы
Много лет в основе образовательной деятельности Анжеро-Судженского политехнического колледжа лежит формирование здорового образа жизни обучающихся. Накопленный опыт позволил с сентября 2014 года стать базовым учреждением Кузбасского регионального института развития профессионального образования на период проведения инновационной деятельности по теме «Комплексное здоровьесберегаю-щее и психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения студентов колледжа как условие подготовки конкурентоспособного специалиста».
Заинтересованными в результатах деятельности являются не только педагоги, но и студенты, родители, выпускники, социальные партнеры.
На первом этапе проведен анализ здоровье-сберегающей деятельности колледжа, выявлены ее сильные и слабые стороны, определены основные направления. Конечным результатом инновационной деятельности станет программа комплексного здоровьесберегающего и психолого-педагогического сопровождения профессионального обучения студентов колледжа.
Для разработки и апробации программы были определены две группы студентов первого го-
Л. П. Гаранина
Н. В. Кречетова
да обучения по специальности «монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (50 человек), составлена профессио-грамма с участием работодателей и выпускников колледжа.
Результаты диагностики, анализ успеваемости и опрос классных руководителей подтвердил наличие дезадаптации у обучающихся групп риска, что проявлялось в снижении интереса к учебе, повышенной утомляемости. Возникла необходимость проведения ряда мероприятий, направленных на повышение адаптивных возможностей организма и коррекцию
выявленных нарушений студентов группы риска.
В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса специалисты колледжа (медицинский работник, педагог-психолог), сотрудники лаборатории развития здоровьесберегающей деятельности в системе профессионального образования КРИРПО, Детский центр здоровья разработали индивидуальные рекомендации по работе с обучающимися, входящими в группы риска, и с ограниченными возможностями здоровья. Для профессиональной адаптации и поддержки социально незащищенных обучающихся разработаны профилактические программы «Школа жизненных навыков» и «Ты не один».
С целью комплексного решения проблем с этого учебного года сформировано методическое объединение психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, в которое вошли психологи, социальные педагоги, медицинские работники, преподаватели физической культуры. Члены объединения организуют семинары, тематические консультации для преподавателей, проводят собрания, индивидуальные беседы с родителями, ведут мониторинг программы.
Для рациональной организации образовательного процесса корректировалось расписание и изучалась недельная динамика работоспособности и успеваемости обучающихся. Разработаны карты качества использования здоро-вьесберегающих технологий на занятиях и внеаудиторных мероприятиях.
Еще одно направление комплексной программы — формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — предполагает пропаганду ЗОЖ самими обучающимися. В работу по профилактике употребления психоактивных веществ активно включились волонтеры колледжа. Они регулярно проводят акции и мини-лекции, самостоятельно разрабатывают и реализуют антинаркотические проекты «Черное и белое», «Молодежь против!», «Твой выбор».
Информационное обеспечение здоровье-сберегающей деятельности осуществляет библиотека колледжа. Библиотечный фонд укомплектован достаточным количеством литературы по здоровому и безопасному образу жизни. В библиотечном информационном центре проводятся тематические выставки «Скажи курению «Стоп», «Внимание! Наркотики!», «Это должен знать каждый» и обзоры литературы по ЗОЖ.
Основными мероприятиями физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой рабо-
- здоровьесбережение -
ты являются спортивные праздники и соревнования с привлечением всех студентов колледжа, работа секций. Проблема недостатка двигательной активности студентов во время обучения решается с помощью проведения на второй паре занятий общей для всех физкультпаузы.
Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся заключается в совместной деятельности преподавателя физической культуры и медицинского работника по разработке карт индивидуального физического развития студентов, которые позволяют организовать самоконтроль и отслеживание соматического здоровья обучающихся, уровень их физической подготовленности. Заведующая здравпунктом колледжа регулярно контролирует физическую нагрузку студентов во время занятий физкультурой, ведет мониторинг функционального состояния и здоровья студентов группы риска, составляет рекомендации по сохранению и укреплению здоровья, проводит сезонную витаминизацию.
Первый год реализации программы показал эффективность проводимых мероприятий. Повысилась качественная успеваемость студентов по дисциплинам на 8 % за учебный год, отсутствует «отсев» в экспериментальных группах, снизилось количество пропусков по болезни на 2,7 °%, возросло число студентов, участвующих в творческих объединениях и студенческих организациях на 12 °%. Количество обучающихся с высоким уровнем личностной тревожности снизилось с 21 до 8 %. Отсутствуют обучающиеся с низким уровнем объема внимания и зрительной памяти, а низкая слуховая память была выявлена у двух обучающихся (4 °%). Улучшились показатели физической подготовленности. Высокий уровень наблюдался у половины юношей, только у 6 °% обучающихся отмечен низкий уровень. Во всех выделенных группах риска уменьшилось количество обучающихся.
На практическом этапе планируется разработать профессиограммы для других специальностей и профессий колледжа, провести итоговую диагностику обучающихся, закончить корректировку комплексной программы, разработать программу индивидуального сопровождения обучающихся групп риска и с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, реализация всех направлений программы позволит сохранить здоровье студентов и будет способствовать их успешной адаптации к условиям профессионального обучения.