Научная статья на тему 'Здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса в колледже'

Здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л. П. Гаранина, Н. В. Михеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса в колледже»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОЛЛЕДЖЕ

Л. П. Гаранина, заместитель директора по воспитательной работе и социальным вопросам ГБОУ СПО «Анжеро-Судженский политехнический колледж», Н. В. Михеева, преподаватель

Сегодня в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов проблема здоровьесбережения особенно актуальна. В профессиональные образовательные организации приходит все меньше здоровых обучающихся, в то время как современному производству нужны здоровые специалисты, и мы призваны формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

Условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся создаются за счет использования современных здоровьесберегающих технологий, социально-психологической поддержки, повышения качества занятий физической культурой, совершенствования медико-оздоровительной деятельности, организации мониторинга показателей адаптации и здоровья молодежи, рационализации досуговой деятельности.

В колледже разработана и реализуется программа по формированию здоровьесберега-ющего образовательного пространства. Она предусматривает создание условий для духовного, физического и профессионального роста студентов и преподавателей, сохранение и укрепление физического и нравственного здо-

й\

Л. П. Гаранина Н. В. Михеева

ровья через учебный процесс и многогранную внеаудиторную работу.

В рамках аналитико-диагностического направления программы создается социально-психологический портрет студента на всех ступенях обучения в колледже, над которым работает целая команда психологов, социальных педагогов, медицинских работников, руководитель физического воспитания, студенческий совет самоуправления. В ходе диагностики мы выяснили требования работодателей к молодым специалистам:

Качества выпускника, которые ценит работодатель Качества, усложняющие процесс адаптации выпускника

Профессиональные качества: • профессиональная компетентность • способность осваивать новые технологии и их совершенствовать • стремление к профессиональному росту • умение руководить людьми Личностные качества: • активная жизненная позиция (смелость, инициативность, готовность действовать, активно вникать во все проблемы и творчески их решать) • стрессоустойчивость • здоровый образ жизни • легкость в усвоении новой информации • Недостаток профессионального опыта • Неумение работать в команде • Завышенные ожидания от работы (выпускники хотят получать сразу все: высокую зарплату, быстрый карьерный рост, мечтают о комфортных условиях на предприятии, социальном пакете, т. е. имеют необоснованно высокие притязания к будущей профессии, рабочему месту без учета реальных производственных условий и личных возможностей) • Оторванность знаний, умений и навыков от реальной практики (т. е. в учебном заведении учили одному, а на практике необходимо другое, так как там другие технологии, другое оборудование)

Мы видим, что работодатель предъявляет достаточно высокие требования не только к профессиональным качествам выпускника, но и к здоровью будущего специалиста.

Каков же студент сегодня? С одной стороны, он имеет доступ к огромному количеству доступной информации, общителен, стремит-

В связи с представленными данными возникает необходимость решения ряда задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся колледжа: формирование адаптивно-развивающей среды через комплексное психолого-педагогическое, медико-социальное и физиологическое сопровождение профессионального обучения студентов.

В рамках данного направления в колледже был разработан и реализован план системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Особое внимание уделялось организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Основными мероприятиями данного направления являлись традиционные дни здоровья, дни бегуна, спортивные праздники и соревнования. Проблема недостатка двигательной активности студентов во время обучения уже несколько лет решается с помощью проведения на 2-й паре занятий общей для всех физкультпаузы. Преподаватели физической культуры совместно с медицинским работником разработали карты индивидуального физического развития студентов, которые позволяют организовать самоконтроль и отслеживание соматического здоровья обучающихся, уровень их физической подготовки. Кроме того, заведующая здравпунктом регулярно контролирует физическую нагрузку студентов во время занятий физкультурой, ведет мониторинг функционального состояния здоровья обучающихся группы риска, дает рекомендации по здоровому образу жизни.

На всех этапах обучения со студентами ведется просветительская и методическая работа по вопросам здорового и безопасного образа жизни. Она направлена на формирование спо-

ся к самоутверждению и самопознанию. С другой стороны, многие студенты имеют вредные привычки. Проведенное исследование показало довольно высокую степень распространения в студенческой среде колледжа таких явлений, как курение сигарет и употребление алкоголя.

собностей к самоактуализации, саморазвитию, самореализации. Студенты ведут пропаганду здорового образа жизни, находят новые идеи и нестандартные решения. Так, проблема здорового питания студентов и преподавателей решалась через пропаганду здорового питания в клубе «Эколог» в форме «Кефирной вечеринки» с контрольными закупками, дегустацией полезных молочных продуктов, музыкой и конкурсами. В колледже работает лаборатория здоровья, участниками которой являются обучающиеся и преподаватели химических дисциплин специальности «биохимическое производство». Члены лаборатории проводят независимые исследования качества употребляемых продуктов, питьевой воды. На одном из открытых заседаний лаборатории студенты узнали всю правду об энергетических напитках.

В работу по профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися активно включены волонтеры колледжа. Они регулярно проводят акции и мини-лекции «Сверстник — сверстнику», самостоятельно разрабатывают и реализуют городские антинаркотические проекты. Активная общественная деятельность — первый этап социализации, который готовит студентов к будущей профессиональной деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение студентов осуществляется в целях оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, укрепления здоровья и поддержания работоспособности для наиболее полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния. Особенное внимание в колледже уделяется профессиональной адаптации и поддержке социально не защищен-

Широко распространено, % Иногда встречается, %% Не встречается, %%

Курение сигарет 48,4 25,1 26,5

Употребление спиртных напитков 21,2 41,3 37,5

Употребление пива и энергетиков 46,5 40,3 13,2

Употребление наркотиков 1,3 11,0 87,7

Нарушения правил общежития 2,8 58,2 39

ных обучающихся. В колледже разработаны профилактические программы «Школа жизненных навыков» и «Ты не один», направленные на профессиональную и личностную адаптацию обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Равноправным участником здоровьсберега-ющего образовательного процесса является педагог, который реализует основные направления программы. Здоровый педагог характеризуется готовностью к изменяемым условиям жизни, психической уравновешенностью, необходимой работоспособностью, социальным оптимизмом. Для педагогов проводятся психологические семинары, тренинги, спортивно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия. Они участвуют в медико-социальном тренинге «Мы и наше здоровье» по темам: «Рациональное питание», «Движение — это жизнь», «Учитесь расслабляться», «Соло для позвоночника», «Эмоциональная диета».

Мониторинг результатов внедрения системной комплексной работы по сохранению и укреп-

лению здоровья обучающихся за последние три года свидетельствует об оптимальности выбранных форм и методов работы. В результате проведенных мероприятий повысилась качественная успеваемость студентов по дисциплинам, наблюдается тенденция снижения отсева. Возросло число студентов, участвующих в творческих объединениях и студенческих организациях. Повысилась профессиональная компетентность преподавателей в области здоровьесбе-режения. Отмечается снижение заболеваемости студентов и преподавателей. Дни здоровья, коллективный отдых стали нормой.

Сегодня коллектив Анжеро-Судженского политехнического колледжа совместно с сотрудниками лаборатории развития здоровьесберегаю-щей деятельности в системе профессионального образования ГОУ «КРИРПО» занимается научно-исследовательской работой по теме «Комплексное здоровьесберегающее и психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения студентов колледжа как условие подготовки конкурентоспособного специалиста».

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ЗДОРОВЫЙ ПЕДАГОГ — ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

В. М. Кузина, кандидат педагогических наук, преподаватель ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж», Л. А. Проскурякова, кандидат биологических наук, преподаватель

Составной частью деятельности, направленной на повышение качества современного образования, является сохранение здоровья всех участников образовательного сообщества. Проблемы сохранения здоровья преподавателей и обучающихся, привития навыков здорового образа жизни очень актуальны в связи с тем, что само здоровье рассматривается сегодня в качестве одной из основных общественных и личностных ценностей. Однако многочисленные исследования показывают, что наблюдается снижение качества физического, психического, психологического и социального здоровья как нации в целом, так и ее отдельных социальных групп, в частности работников системы образования.

Профессия учителя относится к группе профессий повышенного риска по частоте невротических и психосоматических расстройств, заболеваний верхних дыхательных путей, гипертонической болезни, вегетососудистых дисто-ний. Для учителей со стажем работы 15-20 лет

В. М. Кузина

Л. А. Проскурякова

характерны педагогические кризисы, истощение, психоэмоциональное выгорание, профессиональные деформации и деструкции. Одной из причин данного негативного процесса является в том числе недостаточная компетентность в вопросах охраны здоровья, проявляющаяся в повседневном стиле жизни и поведении на рабочих местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.