12 -
деятельное! н жизнь
материаль к обеспечение
ое жизни
счастлив ч семейная ж 1знь
наличие хорош в ерных дру з<
здоровье
интересная раб
□ творчество □ интересная работа
□ здоровье □ любовь
□ наличие хороших и верных друзей □ уважение
□ счастливач семейная жизнь □ материальное обеспечение жизни
□ активная деятельностная жизнь □ удовольствия
удовольствия
материаль юе
здоров! е
деятельнос I
творчест ¡о
□ творчество
□ интересная работа
□ уважение
□ активная деятельностная жи
□ материальное обеспечение ж
□ любовь
□ уважение
□ здоров ье и □ удов
10
8
8 -
6
6
любовь
4
4
2
творчество
любовь
2 -
0
0
Рис. 1 а) на момент окончания экспериментальной работы
В результате ранжирования на констатирующем этапе здоровье обучающиеся ставили на восьмое место, однако на формирующем этапе эксперимента здоровье - на третьем месте, что позволяет утверждать, что формирование ценностей ЗОЖ при изучении предметов с целенаправленной ориентацией на здоровый образ жизни молодой личности влияет на понимание важности сохранения и укрепления собственного здоровья с ориентацией на будущую профессию (см. диаграмму).
Литература
1. Гордеева В. В. Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса. Здоровьесберегающие технологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 245 с.
Рис. 1 б) на момент начала экспериментальной работы
2. Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современном учебном заведении: программы, мероприятия, игры. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 245 с.
3. Кучегашев П. П., Науменко Ю. В., Федоскин И. В. Мое здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков. - М.: Глобус, 2009. - 236 с.
4. Мансурова С. Е., Шклярова О. А. Здоровье человека и окружающая среда: элективный курс. - М.: СПб, 2006. - 112 с.
5. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика [Текст]: учебное пособие / под ред. Э. М. Казина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2009. - 347с.
6. Педагогический вестник. Вып. 32. Формирование здо-ровьесберегающей среды в образовательных учреждениях / под ред. О. Г. Красношлыковой. - Кемерово: НМЦ, 2005. -192 с.
7. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - 607 с.
ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЦЕСС КОЛЛЕДЖА
Л. П. Гаранина, заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ «Анжеро-Судженский политехнический колледж» Н. В. Кречетова, заместитель директора по научно-методической работе
Здоровье - это первейшая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности.
Сегодня проблема здоровьесбережения особенно актуальна. В наши профессиональные учебные заведения приходит все меньше здоровых студентов. Причем, наряду с физическим
нездоровьем, всё больше встречается психических расстройств и нравственной невоспитанности. Поэтому цель любого педагога дать обществу специалистов, не только обладающих профессиональными компетенциями, но и личностей, здоровых нравственно и физически.
В Анжеро-Судженском политехническом колледже разработана и внедряется Программа по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства. В основе концепции Программы лежит идея создания максимального психологического комфорта для развития здоровой личности студента.
Одно из направлений Программы называется «Использование здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании студентов». Это направление предполагает оздоровление образовательной среды через совершенствование воспитательно-образовательного процесса, повышение его эффективности, формирование у студентов и педагогов колледжа валеологиче-ского мировоззрения, применение здоровьесбе-регающих, личностно ориентированных технологий обучения.
Эти вопросы рассматриваются в колледже на теоретических и практических семинарах, педагогических советах, круглых столах, семинарах классных руководителей, психолого-педагогических консилиумах. Создан банк данных по здоро-вьесберегающим технологиям.
Так, например, на семинаре «Создание здо-ровьесберегающей обстановки на учебном занятии» рассмотрены факторы, негативно воздействующие на здоровье студентов, изучены здо-ровьесберегающие технологии и определены все критерии здоровьесбережения на учебном занятии. С целью повышения уровня учебной мотивации, качества знаний студентов преподавателям были даны рекомендации по созданию психологического комфорта на занятиях в рамках семинара «Организация мер по созданию психологического комфорта студентов на занятии».
А на педагогическом совете «Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в колледже» была создана модель интеллектуально, физически, духовно развитой личности студента Анжеро-Судженского политехнического колледжа.
С целью мониторинга здоровьесбережения использовали показатели, разработанные доктором педагогических наук Тюменского государственного университета А. И. Севрук:
- учет особенностей аудитории;
- создание благоприятного психологического фона на занятии;
- использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
- создание условий для самовыражения студентов;
- инициация разнообразных видов деятельности;
- предупреждение гиподинамии.
По утвержденному графику администрация и председатели методических комиссий посещали занятия и внеаудиторные мероприятия педагогов. Комплексная оценка всех сфер образовательной деятельности позволила создать объективную картину использования здоровьесберегающих технологий в учебном заведении.
Уровень реализации показателей здоровьес-бережения на занятиях достаточно высокий по всем специальностям подготовки. Это подтвердили и результаты анкетирования студентов, и отзывы преподавателей химии на областном семинаре-практикуме «Использование здоровьесберегающих технологий преподавателями химических дисциплин в воспитательно-образовательном процессе», который проходил в колледже.
Наиболее ярко результаты работы по здоро-вьесбережению были представлены на фестивале «Здоровьесберегающий урок!». Практически все преподаватели приняли участие в фестивале, они делились опытом своей работы, педагогическими находками. На занятиях физики, химии, специальных дисциплин эксперименты, опыты, исследования чередовались с эмоциональными разгрузками, оздоровительными и поэтическими паузами, уместными были и вале-опаузы. Преподаватели гуманитарных дисциплин умело использовали интерактивные технологии, диалоговое обучение. Все участники фестиваля демонстрировали разнообразные виды и формы деятельности, поощряли инициативу, самостоятельность студентов, развивали интуицию и творческое воображение, создавали условия для самовыражения студентов. Большая часть занятий проходили в мультимедийных аудиториях с рациональным использованием информационных технологий. Опытные педагоги изучение сложного материала начинали с релаксации, каждое занятие заканчивалось самоанализом и рефлексией.
Традиционной стала в колледже физкультпа-уза, которая уже несколько лет проходит ежедневно на второй паре. Звуковые комплексы разработаны советом по физкультуре и спорту.
Основные принципы здоровьесбережения реализуются и во внеаудиторной работе. Интересно проходят часы общения, викторины, экс-
курсии, конкурсы, практикумы: «Право на здоровье», «Хочешь быть здоровым - будь им» Пользуются популярностью круглые столы «Волнуйтесь спокойно - у вас экзамены», «Вредность продуктов быстрого приготовления», актуальной стала пресс-конференция «Как прожить долго здоровым и молодым».
Активисты ведут пропаганду здорового образа жизни, находят новые идеи и нестандартные решения. Волонтеры-спортсмены проводят научно-познавательные часы «Красота и стиль», «Красота и здоровье». Будущие специалисты по социальной работе организуют акции «Личная гигиена - основа здоровья», «Наркомания - знак беды», «Чернобыль внутри тебя».
В этом году в рамках Программы начала работу «Лаборатория Здоровья», участниками которой являются студенты и преподаватели химических дисциплин специальности «биохимическое производство». Разработано положение, составлен план, определены приоритетные направления. Уже первые заседания показали актуальность и практическую значимость обсуждаемых проблем. Члены лаборатории проводят независимые исследования по качеству употребляемых продуктов, питьевой воды. На одном из открытых заседаний лаборатории студенты узнали всю правду об энергетических напитках.
В здоровой атмосфере сотрудничества и взаимоуважения работают сегодня Совет самоуправления колледжа, активы групп, творческие подразделения. Все клубы: «Молодая семья», «Эколог», поэтический - «Зеленая лампа», по-литклуб «XXI век» - обсуждают проблемы здорового образа жизни.
Идея пропаганды здорового питания в клубе «Эколог» вылилась в «Кефирную вечеринку» с контрольными закупками, дегустацией полезных молочных продуктов, музыкой и конкурсами.
Воспитать здорового студента может только здоровый преподаватель. Педагоги учатся беречь свое здоровье. Данная Программа включает несколько подпрограмм, одна из которых направлена на сохранение соматического здоровья преподавателей. С педагогами проводятся психологические семинары, тренинги, спортивно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия. Проходит медико-социальный тренинг «Мы и наше здоровье» по темам: «Рациональное питание», «Движение - это жизнь», «Учитесь расслабляться», «Соло для позвоночника», «Эмоциональная диета». Традиционными стали выездные дни здоровья.
Итоги работы по реализации Программы были подведены на педагогическом совете «Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс колледжа». Мониторинг показал, что за последнее два года повысилась качественная успеваемость по дисциплинам, возросло число студентов, участвующих в творческих объединениях, качественно изменился состав студенческих активов групп и актив колледжа, повысилась профессиональная компетентность преподавателей в области здоровьесбережения, реже стали болеть студенты и преподаватели.
Таким образом, можно сделать вывод, что в учебном заведении сформировано здоровьес-берегающее образовательное пространство.
Литература
1. Бароненко В. А, Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента. - М.: Альфа - М: ИНФРА-М, 2012. - 336 с.
2. Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 368 с.
3. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.