Научная статья на тему 'Особенности и пути формирования здорового образа жизни обучающихся в воспитательно- образовательном процессе учреждений профессионального образования'

Особенности и пути формирования здорового образа жизни обучающихся в воспитательно- образовательном процессе учреждений профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
898
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В В. Окружнов, С Л. Лесникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и пути формирования здорового образа жизни обучающихся в воспитательно- образовательном процессе учреждений профессионального образования»

новлены сложившиеся симптомы, а у 2 педагогов (8 %) - суммарный показатель достигает значения сформировавшейся фазы; в фазе рези-стенции у 21 испытуемых (84 %) - сложившиеся симптомы, а у 9 педагогов (36 %) - суммарный показатель достигает значения сформировавшейся фазы; в фазе истощения у 9 испытуемых (36 %) - сложившиеся симптомы, а у 2 педагогов (8 %) суммарный показатель достигает значения сформировавшейся фазы, что является признаком выраженной психической дезадаптации.

Наибольшее количество педагогов находится во второй фазе эмоционального выгорания, в фазе резистенции, что можно объяснить развивающимся процессом адаптации личности специалиста к профессиональным условиям. Данный факт говорит о том, что, при проведении определенной коррекционной работы большее количество педагогов может справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания.

Многообразие симптомов эмоционального выгорания, их значимость для здоровья и профессионального долголетия человека обусловливают широту и актуальность психологической помощи субъектам профессиональной деятельности.

Разработка профилактических мероприятий синдрома эмоционального выгорания педагогов должна учитывать условия и различные факторы, играющие существенную роль в возникновении эмоционального выгорания, а также возраст, пол и стаж работы в данной области.

Синдром эмоционального выгорания можно преодолеть, используя не только самостоятельное усилие, но и внешнюю профессиональную помощь. Самостоятельное преодоление требует прежде всего, чтобы «выгорающие» сотрудники научились осознавать причины и симптомы профессионально обусловленного стресса и могли

управлять ими. Наиболее эффективными методами профессиональной психологической помощи являются различные тренинги, деловые игры, дискуссионные методы принятия решений в группе, индивидуальное консультирование, обучение несложным способам саморегуляции.

Для профилактики и помощи педагогам в преодолении синдрома выгорания можно предложить рекомендации, соблюдая которые возможно не только предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности:

- определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели, старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

- учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой, используйте паузы (отдых от работы);

- займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием;

- уходите от ненужной конкуренции, проще относитесь к конфликтам на работе;

- вовлекайтесь в эмоциональное общение, анализируйте свои чувства и делитесь ими с окружающими вас людьми;

- не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем;

- правильно питайтесь, много двигайтесь, активно отдыхайте, организовывайте праздники для себя, своей семьи, сотрудников, скажите «нет» вредным привычкам, не позволяйте мрачным мыслям и плохому настроению разрушать свое благополучие и душевное равновесие.

Наиболее эффективными методами профессиональной психологической помощи являются различные тренинги, деловые игры, дискуссионные методы принятия решений в группе, индивидуальное консультирование, обучение несложным способам саморегуляции.

ОСОБЕННОСТИ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. В. Окружнов, директор ГОУ НПО «Профессиональное училище № 5», г. Белово С. Л. Лесникова, канд. пед. наук, доцент, Кемеровский государственный университет

Сохранение здоровья обучающихся учреждений начального профессионального образования во многом зависит от организации специализированной системы условий воспитательно-образовательной среды, способствующих формированию, развитию и сохранению их здоровья,

реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегаю-щие технологии.

Содержание и организация воспитательно-образовательного процесса должны быть направлены на формирование потребности обучающихся в здоровье и здоровом образе жизни. Все психологические и педагогические технологии, методики и программы, которые формируют воспитание культуры здорового образа жизни обучающихся, способствуют сохранению и укреплению здоровья, формированию навыков и мотиваций на ведение здорового образа жизни и здоровья как ценности - определяют здоровьес-берегающие образовательные технологии.

В обобщенном виде под здоровьесберегаю-щими образовательными технологиями следует понимать комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья [1].

Внедрение в практику образования здоро-вьесберегающих технологий предполагает обеспечение соответствия содержания воспитательно-образовательного процесса адаптационным возможностям обучающихся, заключается в комплексной медико-физиологической и социально-психологической оценке условий труда, воспитания и обучения, позволяет создать систему предпосылок для формирования здорового образа жизни, осуществлять мониторинг показателей индивидуального развития, прогнозировать вероятные изменения состояния здоровья учащихся и проводить соответствующие коррекционные и реабилитационные мероприятия с целью обеспечения успешности учебной и внеаудиторной деятельности обучающихся.

Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения - это организованная деятельность преподавателя, которая направлена на достижение поставленных целей обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения могут применяться несколько методов, таких как: специфические (характерные для процесса педагогики оздоровления), и общепедагогические (применяемые в случаях обучения) [2].

В структуре методов формирования здорового образа жизни выделяют приемы как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.

Приемы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-

нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура: массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.); информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно считать ведение специального дневника здоровья обучающихся, в который обучающийся будет приучаться записывать результаты самонаблюдений за своим здоровьем под четким руководством родителей.

Воспитательно-образовательное направление в здоровьесберегающей деятельности обучающихся нацелено на формирование основ культуры здоровья обучающихся, наличие которой способствовало бы сохранению личного здоровья и формированию здорового образа жизни (ЗОЖ).

В образовательном учреждении здоровый образ жизни определяется содержанием воспитательно-образовательного процесса, исполняющего роль основного методологического стержня, к которому адресуются все конкретные технологии, приемы, методы.

Анализируя имеющиеся программы формирования здорового образа жизни, предложенные для обучающихся, мы можем выделить два подхода, отличающиеся по целевым установкам обучения культуре здоровья. Согласно одному их них, основной целью подобных программ для обучающихся ставится формирование знаний о факторах укрепления и разрушения здоровья, а также обучение простейшим гигиеническим процедурам. Считается достаточным лишь дать знания о строении и функционировании взрослеющего организма, чтобы сформировать ценностное отношение к здоровью, способное стать стимулом оздоровительной деятельности. Безусловно, плюсом этой модели является обогащение памяти учащихся знаниями о здоровье, но при этом зачастую такие знания остаются мертвым грузом, так как мотивируется запоминание, а не их практическая значимость.

Цель другой методологии формирования ЗОЖ - развитие здоровья конкретного ребенка, воспитание мотивационных оснований ЗОЖ. При этом признается необходимость субъективного участия обучающегося в этом процессе, которое обеспечивается партнерскими взаимоотношениями с педагогом и активной самоиссле-

довательской и экспериментальной деятельностью по формированию ЗОЖ.

Усвоение знаний о здоровье также является важным компонентом обучения, но они являются не самоцелью, а средством развития обучающегося. Специфичные формы учебной работы для этой модели - тренинги, дискуссии, самонаблюдение за элементами личного образа жизни и процессом их совершенствования. Это обучение требует от обучающихся продуктивной и интенсивной деятельности, к которой не все они готовы. Обучение здоровому образу жизни профессионального училища № 5 ( г. Белово) осуществляется через:

- урок (урок по выбору в вариативной части учебного базисной плана);

- факультативные занятия;

- классные часы;

- внеклассные мероприятия: диспуты, тренинги, ролевые игры;

- спортивно-массовые мероприятия.

В этом направлении заслуживает внимание осуществление межпредметных связей с такими предметами, как химия и физика, ОБЖ и физическая культура. Вместо конкретных занятий можно провести урок-олимпиаду «Влияние окружающей среды на здоровье человека», «Зависимость здоровья человека от употребляемых продуктов питания».

Деятельность по формированию здорового образа жизни основана на системном подходе к образованию и построена на основе взаимосвя-

зи основных компонентов здорового образа жизни с содержанием образования и условиями образовательной среды. В связи с этим выделяется несколько направлений работы педагогов и обучающихся с привлечением всех участников образовательного процесса, позволяющих комплексно подходить к формированию здорового образа жизни обучающихся, родителей, педагогического коллектива:

1. Диагностика состояния здоровья и образа жизни обучающихся.

2. Формирование валеологической грамотности обучающихся, внедрение в образовательный процесс факультативного предмета «Здоро-вьесбережение и окружающая среда».

3. Создание здоровьесохраняющих условий организации учебного процесса.

4. Оздоровительная работа с учащимися и преподавателями, в том числе

- физкультурно-оздоровительная деятельность,

- работа социально-психологической службы,

- медицинская и гигиеническая профилактика.

5. Организация досуговой деятельности в системе воспитательной работы.

В результате работы в направлении формирования знаний обучающихся училища о здоровом образе жизни и внедрения в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегаю-щих технологий мы получили следующие результаты:

Таблица 1

№ Направление работы Показатели работы

п/п за 2009 год за 2010 год

1 Количество обучающихся, посещающих уроки физической культуры 93 % 96 %

2 Количество обучающихся, охваченных занятиями в спортивных секциях образовательного учреждения 20 % 30 %

3 Количество обучающихся, охваченных занятиями в других спортивных секциях 15 % 20 %

4 Количество обучающихся, охваченных формами работы вне училища 8 % 10 %

5 Количество обучающихся, принявших участие в физкультурно-спортивных мероприятиях 226 ч 485 ч

6 Количество проведенных спортивных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни 10 18

Показатели развития физическом культуры и спорта в профессиональном училище № 5 города Белово

Показатели заболеваемости обучающихся в профессиональное училище № 5 города Белово

Таблица 2

Наименование показателя Количество случаев заболеваемости по годам эксперимента

2009 год 2010 год

Кол-во случаев Кол-во дней Кол-во случаев Кол-во дней

Общая заболеваемость 570 4017 542 3970

Заболевания ОРЗ 370 2579 341 2552

Травмы 57 449 32 557

Другие заболевания 143 989 169 861

Абсолютных критериев здоровья и болезни нет, стало быть, нет и четкой однозначной границы между этими двумя состояниями. Однако практика вполне обоснованно требует проводить эту границу условно, руководствуясь главным образом социальными обстоятельствами.

Практика медицинского освидетельствования при отборе для определенных видов профессиональной деятельности свидетельствует, что окончательный вывод в этой ситуации звучит так: «По состоянию здоровья - годен (не годен)». Общеизвестно, что требования, которые определяют такой вывод, могут различаться в степени весьма значительной как качественно, так и количественно. Вот поэтому два человека после посещения обычной районной поликлиники могут быть оценены как практически здоровые люди, однако после прохождения, например, врачебной комиссии один из них может быть признан годным, а второй не годным по состоянию здоровья поездной практике.

В повседневной жизни такие обстоятельства встречаются достаточно часто, что и обусловило появление такого понятия, как «профессиональное здоровье».

Под «профессиональным здоровьем» принято понимать интегральную характеристику функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности с заданными эффективностью и продолжительностью на протяжении заданного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность [7].

Отсюда следует, что главным показателем профессионального здоровья является работоспособность, отражающая указанные возможности человека. Вместе с тем, несмотря на широ-

кое распространение и употребление этого термина, необходимой однозначности в его понимании нет. Профессиональная работоспособность - максимально возможная эффективность деятельности специалиста (т. е. максимально возможная производительность), обусловленная функциональным состоянием его организма с учетом ее физиологической стоимости.

При этом под физиологической стоимостью работы (ФСР) принято понимать величину затраченных физических и психических резервов организма в процессе деятельности. Для характеристики ФСР обычно используют два обобщенных показателя: уровень энерготрат за период работы и выраженность утомления к концу деятельности [7].

Таким образом, понятие «профессиональная работоспособность» связывает в естественный комплекс функциональное состояние организма, его изменения при том или ином виде деятельности, физиологическую и психологическую цену этой деятельности, эффективность профессиональной деятельности и, следовательно, психическое, физическое и социальное благополучие.

Проблемы, связанные с формированием здорового образа жизни обучающихся, безусловно, должны решаться на всех уровнях. В данный момент в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования возникают проблемы здоровьесбережения обучающихся при организации процесса обучения. Обучающиеся в процессе обучения проходят ряд ступеней. Первая ступень - это организация профильного обучения школьников, когда помимо обучения в общеобразовательной школе ребята дополнительно обучаются в профильных группах, изучая азы выбранной ими профессии, что предоставляет им возможность подготовиться ко второй ступени обучения непосредственно в колледже или училище. В образовательном уч-

реждении обучающиеся обучаются по основной общепрофессиональной, дающей возможность обучающимся поступить по сокращенной программе в среднее профессиональное учебное заведение. Однако работодателю важны не только профессиональные качества работника, но и физическое и психологическое здоровье будущих специалистов, здесь очень важно определиться с понятием здоровья.

Понятие «здоровье» невозможно трактовать однозначно. На сегодняшний день насчитывается более сотни определений этого понятия. Но совершенно разные люди выражают это понятие неоднозначно и совершенно по-разному. Направленность на здоровый образ жизни не проявляется у человека самостоятельно. Направленность является результатом специально отработанного педагогического воздействия, а формирование достаточно сложный и не кратковременный процесс. В сущности здорового образа жизни обычно лежат психологические и социальные принципы. Воплощение в жизнь этих принципов достаточно сложно и порой противоречиво и, к сожалению, не всегда приводит к положительному и желаемому результату.

Проблемы, связанные с укреплением здоровья обучающихся учреждений СПО и НПО, сформированность их потребности в ЗОЖ, физическом и духовном совершенствовании на сегодняшний день, являются в достаточной мере актуальными. На этом фоне решать проблемы обеспечения здорового образа жизни своих обучающихся возможно следующими методами: ор-

ганизация планомерного учебного процесса без перегрузок в расписании обучающихся; организация здорового питания; применение и организация в учебном процессе спортивно-оздоровительных мероприятий; проведение лекций и семинаров, встреч по теме «Здоровый образ жизни». Важным направлением сохранения и укрепления здоровья обучающихся является организация «Центра здоровья», позволяющего улучшить здоровье студентов: работа тренажерного и спортивного залов; проведение занятий лечебной физкультуры; фитотерапия; лечебный массаж; работа комнаты релаксации и психологической разгрузки; работа в центре преподавателей и лекторов по проблемам здоровьесбере-жения обучающихся. В результате тестирования и социологических опросов, а также по рабочей информации медицинских работников образовательных учреждений выявляется четкий перечень заболеваний, по которому можно определить количественный состав имеющих заболевания обучающихся. Для примера возьмем статистику по двум образовательным учреждениям г. Белово (Беловский политехнический колледж и профессиональное училище № 5), образовательное учреждение НПО Свердловской области (Серовское профессиональное училище). Из анализа следует, что формировать приверженность к ЗОЖ студентов и обучающихся просто необходимо для того, чтобы количество студентов, имеющих заболевания, сократилось, ребята обращали внимание на свое здоровье и задумывались о будущей профессиональной деятельности.

Таблица 3

п Имеют заболевания ФГОУ СПО «Беловский политехнический колледж», г Белово Кемеровской области ГОУ НПО «Профессиональное училище № 5», г. Белово Кемеровской области ГОУ НПО «Серовское профессиональное училище», г. Серов Свердловской области

2007 2008 2009 2007 2008 2009 2007 2008 2009

1. Практически здоровы 250 230 216 91 87 68 96 79 58

2. Заболевания глаз 15 17 16 16 19 16 15 18 12

3. Сколиоз 8 9 10 12 19 16 12 15 12

4. ВСД вегето-сосуд. дистания 10 16 12 23 24 26 27 9 22

5. Заболевания ЖКТ 20 19 18 11 19 18 7 12 11

6. Увеличение щитовидной железы 4 3 2 8 12 12 4 6 10

7. Артериальная гипертония 3 4 6 6 10 9 6 10 9

Статистика заболеваемости среди обучающихся и студентов

Одним из примеров формирования ЗОЖ является введение в учебные планы дисциплин по выбору или факультативных дисциплин, которые пропагандируют здоровый образ жизни. Например, авторская программа факультативной дисциплины «Здоровьесбережение и окружающая среда», данная программа уже апробирована и была реализована в Беловском политехническом колледже. На данном этапе дисциплина введена в учебный процесс профессионального училища № 5. Опыт преподавания данной дисциплины показал, что ее содержание интресно обучающимся, они стремятся сохранить знания, полученные при изучении предмета, о ЗОЖ и применяют их на практике и в жизни.

Решение проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи является приоритетом образовательной системы, так как главное значение в формировании, сохранении и укреплении здоровья личности имеет ее заботливое отношение к собственному здоровью. Это предполагает формирование жизненного приоритета здоровья, который является одновременно задачей совершенствования воспитания и образования. Основной целью современного образования должно стать формирование ЗОЖ как неотъемлемой, а по возможности и приоритетной, части общей культуры человека.

В эксперименте по вопросу формирования здорового образа жизни обучающихся на констатирующем этапе привлекались 250 обучающихся, на формирующем - 300 человек после изучения факультатива и углубленного, ориентированного изучения охраны труда, ОБЖ и ряда

предметов специального цикла с ориентацией на ЗОЖ по специальностям:

- помощник машиниста локомотива,

- слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава,

- электромонтер по обслуживанию и ремонту оборудования систем сигнализации, централизации и блокировки,

- электромонтер по обслуживанию и ремонту оборудования связи и проводного вещания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты эксперимента: при исследовании сформированности ЗОЖ обучающихся, в связи с их будущей профессиональной деятельностью, по всем вопросам, на формирующем этапе эксперимента, выявлена положительная динамика отношения к здоровому образу жизни (в среднем на 15 %). Обучающимися указываются более четкие ответы в понимании ЗОЖ, верное выделение признаков ЗОЖ, более реальная оценка организации собственного отношения к ЗОЖ. В положительную сторону изменилось понимание сущности здорового образа жизни вследствие изучения факультативной дисциплины и углубленного изучения предметов «Охрана труда» и «Основы безопасности жизнедеятельности», предметов специального цикла с ориентацией на ЗОЖ. Обучающиеся легко называют признаки ЗОЖ, приводят примеры связи ЗОЖ с профессией. Могут свободно объяснить, что им дают знания о ЗОЖ в контексте с профессией.

В ходе эксперимента обучающимся было предложено ранжировать основные ценностные ориентации, в структуру которых входит понятие «здоровье».

Таблица 4

Ценностные ориентации Ранг, определенный студентами на этапах экспериментальной работы

Начало экспериментальной работы Окончание экспериментальной работы

Удовольствие 1 1

Активная, деятельная жизнь 2 4

Материально обеспеченная жизнь 3 2

Счастливая семейная жизнь 4 5

Общественное признание (уважение) 5 6

Наличие хороших и верных друзей 6 7

Любовь 7 9

Здоровье 8 3

Интересная работа 9 8

Творческая деятельность 10 10

Ранжирование основных ценностных ориентаций обучающихся

12 -

деятельност н жизнь

материаль к обеспечение

ое жизни

счастлив 1ч семейная ж изнь

наличие хорош в ерных дру з

здоровье

интересная раб

□ творчество □ интересная работа

□ здоровье □ любовь

□ наличие хороших и верных друзей □ уважение

□ счастливач семейная жизнь □ материальное обеспечение жизни

□ активная деятельностная жизнь □удовольствия

удовольствия

материаль юе

здоров! е

деятельное I

творчест ¡о

□ творчество

□ интересная работа

□ уважение

□ активная деятельностная жи

□ материальное обеспечение ж

□ любовь

□ уважение

□ здоров ье и □ удов

10

8

8 -

6

6

любовь

4

4

2

творчество

любовь

2 -

0

0

Рис. 1 а) на момент окончания экспериментальной работы

В результате ранжирования на констатирующем этапе здоровье обучающиеся ставили на восьмое место, однако на формирующем этапе эксперимента здоровье - на третьем месте, что позволяет утверждать, что формирование ценностей ЗОЖ при изучении предметов с целенаправленной ориентацией на здоровый образ жизни молодой личности влияет на понимание важности сохранения и укрепления собственного здоровья с ориентацией на будущую профессию (см. диаграмму).

Литература

1. Гордеева В. В. Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса. Здоровьесберегающие технологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 245 с.

Рис. 1 б) на момент начала экспериментальной работы

2. Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современном учебном заведении: программы, мероприятия, игры. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 245 с.

3. Кучегашев П. П., Науменко Ю. В., Федоскин И. В. Мое здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков. - М.: Глобус, 2009. - 236 с.

4. Мансурова С. Е., Шклярова О. А. Здоровье человека и окружающая среда: элективный курс. - М.: СПб, 2006. - 112 с.

5. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика [Текст]: учебное пособие / под ред. Э. М. Казина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2009. - 347с.

6. Педагогический вестник. Вып. 32. Формирование здо-ровьесберегающей среды в образовательных учреждениях / под ред. О. Г. Красношлыковой. - Кемерово: НМЦ, 2005. -192 с.

7. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - 607 с.

ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ПРОЦЕСС КОЛЛЕДЖА

Л. П. Гаранина, заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ «Анжеро-Судженский политехнический колледж» Н. В. Кречетова, заместитель директора по научно-методической работе

Здоровье - это первейшая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности.

Сегодня проблема здоровьесбережения особенно актуальна. В наши профессиональные учебные заведения приходит все меньше здоровых студентов. Причем, наряду с физическим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.