Научная статья на тему 'Особенности формирования и профилактики синдрома эмоционального выгорания преподавателей'

Особенности формирования и профилактики синдрома эмоционального выгорания преподавателей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Л. П. Хмелёва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и профилактики синдрома эмоционального выгорания преподавателей»

ЗДОРОВЬЕ И ПРОФЕССИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Л. П. Хмелёва, преподаватель АСФ ГБОУ СПО «Кемеровский областной медицинский колледж»

Учителю следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего — с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях...

В. А. Сухомлинский

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением в педагогический процесс инновационных технологий. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам преподавателя, но и к уровню его личностного саморазвития и психологического самочувствия.

Повышение требований со стороны общества, объективное увеличение учебной нагрузки, интенсивности труда, психоэмоциональные перегрузки, большое количество контактов в течение рабочего дня, гиподинамия делают данную группу специалистов еще более уязвимой в отношении развития синдрома эмоционального выгорания.

В. В. Бойко дает следующее определение эмоционального выгорания - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще - профессионального поведения. С одной стороны, оно позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой -выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с людьми. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к учащемуся как личности, непринятие его таким, каков он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения.

Актуальность и практическая значимость исследования данного психологического феномена

обусловлена его ярко выраженными отрицательными последствиями, проявляющимися в повышенном уровне тревожности и низком уровне стрессоустойчивости, и как следствие - развитии психосоматических заболеваний. Почему же одни педагоги активно развиваются и совершенствуются в педагогической деятельности, получая удовольствие от преподавания, а другие - испытывают массу негативных эмоций от работы?

На базе Анжеро-Судженского филиала ГБОУ СПО «Кемеровский областной медицинский колледж» было проведено психодиагностическое исследование уровня эмоционального выгорания педагогов. В нем приняли участие 25 респондентов с педагогическим стажем работы от 1 года до 44 лет (в среднем 17,5 лет). Для тестирования использовалась методика «Исследование эмоционального выгорания» (В. В. Бойко).

Согласно результатам исследования, в группе педагогов отмечена средняя степень выраженности синдрома эмоционального выгорания (120,69 балла).

Самыми выраженными для группы испытуемых оказались следующие симптомы. Во-первых, симптом редукции профессиональных обязанностей в фазе резистенции, проявляющийся в упрощении профессиональной деятельности, в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Во-вторых, симптом эмоционального дефицита в фазе истощения, который проявляется ощущением, что эмоционально педагог уже не может помогать субъектам своей деятельности, он не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.

В целом 24 (96 %) испытуемых имеют сложившиеся симптомы эмоционального выгорания, из них у 10 (40 %) установлено наличие сформировавшихся фаз синдрома эмоционального выгорания, и лишь у 1 педагога (4 %) нет сложившихся симптомов эмоционального выгорания.

Вместе с тем качественный анализ симптомов эмоционального выгорания у группы педагогов продемонстрировал следующую картину. В фазе напряжения у 11 испытуемых (44 %) уста-

новлены сложившиеся симптомы, а у 2 педагогов (8 %) - суммарный показатель достигает значения сформировавшейся фазы; в фазе рези-стенции у 21 испытуемых (84 %) - сложившиеся симптомы, а у 9 педагогов (36 %) - суммарный показатель достигает значения сформировавшейся фазы; в фазе истощения у 9 испытуемых (36 %) - сложившиеся симптомы, а у 2 педагогов (8 %) суммарный показатель достигает значения сформировавшейся фазы, что является признаком выраженной психической дезадаптации.

Наибольшее количество педагогов находится во второй фазе эмоционального выгорания, в фазе резистенции, что можно объяснить развивающимся процессом адаптации личности специалиста к профессиональным условиям. Данный факт говорит о том, что, при проведении определенной коррекционной работы большее количество педагогов может справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания.

Многообразие симптомов эмоционального выгорания, их значимость для здоровья и профессионального долголетия человека обусловливают широту и актуальность психологической помощи субъектам профессиональной деятельности.

Разработка профилактических мероприятий синдрома эмоционального выгорания педагогов должна учитывать условия и различные факторы, играющие существенную роль в возникновении эмоционального выгорания, а также возраст, пол и стаж работы в данной области.

Синдром эмоционального выгорания можно преодолеть, используя не только самостоятельное усилие, но и внешнюю профессиональную помощь. Самостоятельное преодоление требует прежде всего, чтобы «выгорающие» сотрудники научились осознавать причины и симптомы профессионально обусловленного стресса и могли

- ЗДОРОВЬЕ И ПРОФЕССИЯ -

управлять ими. Наиболее эффективными методами профессиональной психологической помощи являются различные тренинги, деловые игры, дискуссионные методы принятия решений в группе, индивидуальное консультирование, обучение несложным способам саморегуляции.

Для профилактики и помощи педагогам в преодолении синдрома выгорания можно предложить рекомендации, соблюдая которые возможно не только предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности:

- определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели, старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

- учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой, используйте паузы (отдых от работы);

- займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием;

- уходите от ненужной конкуренции, проще относитесь к конфликтам на работе;

- вовлекайтесь в эмоциональное общение, анализируйте свои чувства и делитесь ими с окружающими вас людьми;

- не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем;

- правильно питайтесь, много двигайтесь, активно отдыхайте, организовывайте праздники для себя, своей семьи, сотрудников, скажите «нет» вредным привычкам, не позволяйте мрачным мыслям и плохому настроению разрушать свое благополучие и душевное равновесие.

Наиболее эффективными методами профессиональной психологической помощи являются различные тренинги, деловые игры, дискуссионные методы принятия решений в группе, индивидуальное консультирование, обучение несложным способам саморегуляции.

ОСОБЕННОСТИ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. В. Окружнов, директор ГОУ НПО «Профессиональное училище № 5», г. Белово С. Л. Лесникова, канд. пед. наук, доцент, Кемеровский государственный университет

Сохранение здоровья обучающихся учреждений начального профессионального образования во многом зависит от организации специализированной системы условий воспитательно-образовательной среды, способствующих формированию, развитию и сохранению их здоровья,

реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегаю-щие технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.