№ 1 - 2007 г. 22.00.00 социологические науки
УДК 378.37-001.8
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ЖИЗНЕУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СТУДЕНЧЕСКОГО
ГОРОДКА
Г.А. Неверова
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (г. Барнаул,
Алтайский край)
Актуальность проблемы воспитания жизнеустойчивой личности определяется тем, что выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на снижение потенциала жизнеустойчивости нынешнего и последующих поколений молодежи
Важнейшая задача педагогики как прикладной философии состоит именно в том, чтобы помочь взрослеющему человеку построить отношения с бытием в форме укрепляющейся устойчивости.
Жизнеустойчивость - это интегральное качество человека, которое позволяет ему успешно трудиться и комфортно чувствовать себя в изменяющемся социуме, гармонично развиваясь и совершенствуя себя. Большая часть задач по воспитанию жизнеустойчивости личности студента в условиях студенческого городка ложится на психологопедагогическую службу студенческого городка.
При усилении внимания к роли воспитательной работы в высших учебных заведениях необходимо использовать воспитательный потенциал студенческих общежитий, которые могут быть гибкой социально-педагогической системой, предлагающей многообразие услуг, создающих условия для личностного, профессионального, творческого развития студентов, для воспитания жизнеустойчивой личности.
Ключевые слова: жизнеустойчивость, социоприродная среда
Неустойчивые процессы происходят в сфере социокультурного становления молодежи и в рамках социальных институтов, и под воздействием социальной среды. Воспитательная деятельность всех институтов, участвующих в социализации молодого поколения, в настоящее время имеет очень низкую эффективность, а влияние социальной среды, довольно часто носит негативный характер.
Актуальность проблемы воспитания жизнеустойчивой личности определяется тем, что выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на снижение потенциала жизнеустойчивости нынешнего и последующих поколений молодежи: меньше рождается здоровых детей, рост стрессовых воздействий на психику молодых людей, негативные факторы социоприродной среды, кризис социализации молодежи и т. д. Таким образом, возникает проблемная ситуация. Для реализации социально-политических, экономических и культурных преобразований российского общества необходимо жизнеустойчивое молодое поколение. Оно должно осуществить эти изменения. Однако в обществе не созрели условия для активного включения молодежи в процессы реформирования России. Проблема целенаправленного формирования новых поколений интересовала ученых во все времена. Большое внимание воспитанию молодежи уделяли ученые эпохи Просвещения - Я. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций, Дж. Локк, Д. Гоббс, И.Г. Песталоцци. Проблема жизнеустойчивости личности отражена в трудах философов, педагогов, психологов.
Важнейшая задача педагогики как прикладной философии состоит именно в том, чтобы помочь взрослеющему человеку построить отношения с бытием в форме укрепляющейся устойчивости. В наследии зарубежных психологов-гуманистов (К. Роджерс, А. Адлер, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.) и в трудах современных отечественных психологов (Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, С.Л. Воробьев, В.П. Зинченко, А.В. Брушлинский), жизнеустойчивость человека подразумевается в развитости личности как <субъекта поступания>, в его позитивной позиции во взаимоотношениях с другими людьми. То есть, жизнеустойчивость человека есть естественное проявление зрелости его личности.
С нашей точки зрения, а также с позиции педагогического целеполагания жизнеустойчивость личности студента в условиях общежития - это нравственно-волевой, духовно развитый, физически активный, социально адаптируемый, психологически устойчивый, культурнообразованный, ориентированный на успех человек, обладающий знаниями и способностями, необходимыми в современном обществе. Жизнеустойчивость - это интегральное качество человека, которое позволяет ему успешно трудиться и комфортно чувствовать себя в изменяющемся социуме, гармонично развиваясь и совершенствуя себя. Большая часть задач по воспитанию жизнеустойчивости личности студента в условиях студенческого городка ложится на психолого-педагогическую службу студенческого городка.
Педагогическое влияние на молодого человека в условиях жизни в студенческом общежитии заключается в создании таких условий, при которых проявляются и закрепляются важные качества современного молодого человека, как независимость, умение строить жизнь по своему собственному сценарию, управлять ею и быть ответственным за принятие решений, быть нацеленным на успех, а при возникновении проблем уметь с ними справляться. Безусловно, в начале XXI века в социальном опыте студента особенно важны знания, получаемые в аудиториях вуза в плане профессиональной подготовки, но следует отметить, что есть знания, которых нет в вузовской программе, и они чрезвычайно важны для формирования оптимальной модели поведения студента в личной, семейной, общественной и трудовой жизни. Их можно отнести к категории философских знаний о жизни. Такие знания о жизни с успехом молодой человек получает, проживая в студенческом общежитии. Студенческое общежитие, являясь мини-моделью современного общества, формирует взгляды на окружающий мир людей, воспитывает убеждения, с помощью которых студенту удается избежать грубых ошибок, неразумных поступков или необдуманных решений.
При усилении внимания к роли воспитательной работы в высших учебных заведениях необходимо использовать воспитательный потенциал студенческих общежитий, которые могут быть гибкой социально-педагогической системой, предлагающей многообразие услуг, создающих условия для личностного, профессионального, творческого развития студентов, для воспитания жизнеустойчивой личности.
Цель педагогической системы "студенческое общежитие" - воспитать жизнеустойчивую личность, включающую в себя формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально-активной личности, обладающей прочными знаниями нравственными ценностями, способными впоследствии на участие в социально устойчивом и духовном развитии общества. Эту цель можно реализовать в условиях студенческого общежития как социально-педагогической системы, сосредоточив педагогическое участие на организации культурологической, здоровой, досуговой деятельности.
Особенности жизни в студенческих общежитиях создают чрезвычайно благоприятные условия для развития их социально-педагогической деятельности:
1. отсутствие жесткой регламентации деятельности.
2. гуманные взаимоотношения студентов и педагогов-психологов.
3. добровольность в выборе любимого занятия или творческого объединения.
4. наличие широких возможностей удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуально-социокультурных и жизненных потребностей студентов.
Проблемы управления воспитанием жизнеустойчивости личности в условиях студенческого общежития ведут к поиску новых технологий их решения. Теория мотивационного программно-целевого подхода в этом плане имеет высокий разрешающий потенциал и широкую, практически неограниченную среду применения, в связи с тем, что:
1. Позволяет выстроить систему приоритетов в постановке целей;
2. Задает алгоритм достижения установки целей посредством реализации определенных программ;
3. Дает возможность установления адекватности применяемых технологий поставленным целям.
4. Приводит к согласованности триединства компонентов управляющей программы в поэтапном приближении к заданным стандартным нормам и практическом их выполнении;
Повышение эффективности управления студенческим общежитием обуславливается методической основой МПЦУ (мотивационное программно-целевое управление).
Выявлены внутренние и внешние препятствующие факторы к воспитанию жизнеустойчивости личности студента в условиях общежития:
К внутреннем факторам относятся: недостаточная коммуникативная подготовка студентов, смена родительского дома на коллективное жилье, неумение управлять эмоциями, резкая смена социального окружения, огромный объем новой информации (город, кол-во людей, проблема оторванности), психологическое напряжение "остаться одному", нежелание ломать стереотип "родитель-ребенок", отсев из общежития в первый год обучения.
К внешним препятствующим факторам относятся: отсутствие возможности у студентов снимать студенческое жилье, сложная экономическая обстановка и социальная, низкий уровень жизни в тех местах откуда они приехали, оторванность от культуры большого города, существенная разница иногородних студентов в качестве полученных знаний по сравнению с городскими.
Все указанные препятствующие факторы преодолеваются и ликвидируются с помощью работы психолого-педагогической службы студенческого городка. Студенты -первокурсники осознают свою некомпетентность, и психолог-педагог мотивирует их на выполнение указанных норм. Ежегодное успешное прохождение аттестации на право проживания выявляет сильные и слабые стороны студента. Критерий прироста результатов в виде одобрительной оценки членов с/совета и администрации общежития является важным фактором, т.к. он отражает меру усилий, меру работы студента над собой. Даже небольшое продвижение вперед поощряется и получает одобрение через средства массовой информации, газету, листовку, решения с/совета, либо занесением в личную карточку студента. Студенты знакомятся с нормами-образцами по всем видам воспитательной деятельности. Норма-образец разработана в виде качественных характеристик воспитательной деятельности участников управляемого процесса, определенны меры для их достижения. Несмотря на множество проблем в вузе и в студенческих общежитиях (плотная концентрация молодежи, негативное влияния окружающего социума, нестабильная обстановка в стране, недостатки в материальном обеспечении студенческих общежитий и др.) мы считаем возможным находить пути повышения эффективности управления воспитанием жизнеустойчивости личности студента, а значит повышения эффективности воспитательного процесса в целом. На этапе достижения норм-образцов мы стремимся к укреплению и усилению всех компонентов воспитательной системы. Наиболее слабым компонентом воспитательной системы являются студенты с критическим уровнем психологической готовности к проживанию в общежитии и технологической готовности к освоению норм и правил. К концу первого года проживания происходит выравнивание умений и навыков совместного проживания и освоения определенных норм и правил. Студенты приобретают необходимые навыки самостоятельной жизни, возрастает уровень их активности в студенческом сообществе, почти у всех студентов закладывается готовность воспринимать студенческую жизнь в общежитии как ближайшую перспективу на пять лет.
Выводы:
1. Организационно-педагогические условия управления воспитанием жизнеустойчивости личности являются эффективными, если базируются на мотивационном программно-целевом подходе и включают дерево целей, исполняющую и управляющую программу.
2. В технологическом управлении студенческим общежитием органически связываются цели, задачи, содержание и критерии, выделяются специальные особенности каждого этапа, появляется возможность свести в целостную картину социального воспитания жизнеустойчивости студента в условиях общежития.
3. В процессе управленческого цикла студенческим городком повышается контроль и удовлетворенность студентов, улучшается умение планировать воспитательную деятельность в студенческом общежитии с учетом интересов студентов.
4. Ведущим условием организационного управления студенческим общежитием является педагогическое взаимодействие педагога-психолога и студента, основанное на постоянном диалоге.