УДК 378.18.03.
Г. А. Неверова
МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ АСПЕКТ В ВОСПИТАНИИ ЖИЗНЕУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ СТУДЕНЧЕСКОГО ГОРОДКА
На фоне политической и экономической дестабилизации, отсутствия социальных гарантий у большинства молодых людей возрастает неуверенность в завтрашнем дне, происходит смещение ценностных ориентаций. Кризис с особой силой проявляется в нарастании бездуховности молодежи, падении ее нравственности, резком увеличении девиантного поведения, невозможности осуществления здорового образа жизни [5, с. 20]. Необходимость стабилизировать деструктивное влияние неустойчивости в обществе делает актуальным такие разработки в области воспитания молодежи, которые учитывают новые реалии жизни. Данное исследование направлено на то, чтобы показать, что студенческий городок (общежитие) может эффективно работать в современных условиях как локальная педагогическая система, если она использует мотивационный программно-целевой подход (МПЦП, автор - И. К. Шалаев) к воспитанию жизнеустойчивой личности, и при этом органично дополняет образовательное пространство вуза.
В философии разработаны идеи воспитания молодых граждан в соответствии с требованиями общества (Конфуций, Платон, Аристотель), о влиянии среды на возможности человека к самостроительству писали Л. Н. Толстой, В. В. Розанов, В. С. Соловьев. В психологии подходы к воспитанию жизнеустойчивости личности осуществляются через создание позитивных взаимоотношений с другими людьми (С. Л. Рубинштейн, Г. М. Андреева, К. А. Абульханова-Славская), через идеи развития личности как субъекта (В. А. Петровский, В. И. Слободчиков, С. Л. Воробьев). С позиции педагогической методологии при исследовании проблемы воспитания жизнеус-тойчивости личности необходимо учитывать идеи воспитания средой (А. Г. Калашников, М. В. Крупенина, С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин), построение системы управления образовательными учреждениями (Т. И. Березина, А. А. Орлов, В. А. Сластенин, И. К. Шалаев, Т. И. Шамова), проблемы самоорганизации в открытых системах (В. И. Аршинов, С. Т. Гамаюнов, В. Е. Клочко). Все это говорит о том, что имеется значительный научный потенциал для разработки проблемы воспитания жизнеустойчивости личности студента в условиях студенческого городка на основе МПЦП, так как в трудах ученых нет цельной теории рассмотрения студенческого городка (общежития) в качестве локальной педагогической системы, роли МПЦП в воспитании жизнеустойчивости личности на этапе жизни в общежитии. Сре-
да студенческого общежития исторически сопровождает всякое учебное заведение, но не всякое учебное заведение умело использует возможности студенческого общежития.
С нашей точки зрения, жизнеустойчивая личность - это позитивно настроенный, нравственно-волевой, духовно богатый, физически подготовленный, социально активный, психологически устойчивый, ориентированный на успех человек, обладающий общекультурными знаниями и способностями, нужными в современном обществе. Жизнеустойчивость личности студента - это интегральное качество молодого человека, которое позволяет ему успешно учиться и комфортно чувствовать себя в изменяющемся социуме, гармонично развиваться и самосовершенствоваться. В качестве модели личности предлагается «формирование жизнеспособной гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и к себе самой» [4, с. 16]. Педагогическое влияние на молодого человека в условиях жизни в студенческом общежитии заключается в создании условий, при которых проявляются и закрепляются такие качества современного молодого человека, как независимость, умение строить жизнь по своему собственному сценарию, управлять ею и быть ответственным за принятие решений, быть нацеленным на успех, а при возникновении проблем уметь с ними справляться. Воспитание жизнеустойчивости личности студента предполагает развитие определенных личностных качеств, формирование способностей.
Безусловно, в начале XXI в. в социальном опыте студента особенно важны знания, получаемые в аудиториях вуза в плане профессиональной подготовки. Следует, однако, отметить, что есть знания, которых нет в вузовской программе, и они чрезвычайно важны для формирования оптимальной модели поведения человека как субъекта, который определяется как «способность к удовлетворению его потребности посредством активной деятельности в основных сферах общества» [4, с. 6]. Такие знания о жизни молодой человек может получить, проживая в студенческом общежитии, которое ког-да-то назвали «школой жизни». Человек организует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и реализует избранное направление. Преодолевая обстоятельства, ситуации, борясь, он осуществляет свои смысложизненные цели [1, с. 28]. Приобретение знаний о жизни будет плодотворным, если воспитательная работа в студенческом общежитии будет организована, а педагогическое сопровождение студента от 1 -го до 5-го курса поможет ему успешно найти в дальнейшем свое место в жизни, подскажет путь к созидательной деятельности. Воспитать жизнеустойчивость личности в условиях общежития - значит сформировать у студента реалистическое отношение к жизни. Воспитание такой личности - очень тонкая воспитательная и психотерапевтическая проблема, затрагивающая каждого гражданина. Цель педагогической системы «студенческое общежитие» - воспитать жизнеустойчивую личность, способную на реализацию тезиса «Индивидом
рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»
[2, с. 7]. Поэтому практические задачи педагогической системы «студенческий городок» определены следующим образом: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, творчества студентов, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга, создание воспитывающей среды, организация психолого-педагогической службы.
Ценность реализации воспитательного потенциала студенческого общежития состоит в том, что совместная деятельность студентов и педагогов-психологов усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, полученных в аудиториях, стимулирует познавательную мотивацию студента. Главное - в условиях студенческого общежития студенты могут развивать потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени. Особенности жизни в студенческих общежитиях создают чрезвычайно благоприятные условия для развития их социально-педагогической деятельности: отсутствие жесткой регламентации деятельности; «гуманизация межличностных отношений воспитателей и воспитанников, родителей и детей, преподавателей и студентов на принципах уважения, сострадания, терпимости, милосердия и доброты» [3, с. 9]; добровольность в выборе любимого занятия или творческого объединения; наличие широких возможностей удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуально-социокультурных и жизненных потребностей студентов.
Проблемы управления воспитанием жизнеустойчив ости личности в условиях студенческого общежития ведут к поиску новых технологий их решения. Теория мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ) в этом плане имеет высокий разрешающий потенциал. Под мотивационным управлением мы понимаем целенаправленное влияние руководителя на мотивационную сферу членов коллектива преимущественно не посредством приказов и санкций, а посредством ненавязчивого предъявления нормы-образца деятельности и социально-психологических условий, ее интериоризации, при которых члены коллектива обращаются к собственной аналитической деятельности, в результате чего их мотиваци-онная сфера перестраивается адекватно поставленной управленческой цели, и они начинают действовать в направлении, опосредованно заданном руководителем [7, с. 28].
Приведенные теоретико-практические размышления позволяют сформулировать гипотезу нашего исследования: качество воспитания жизнеустой-чивости личности студента в условиях студенческого городка повысится, если воспитательную работу в студенческом городке строить на основе МПЦП в следующей последовательности:
- системный анализ и выявление препятствующих факторов;
- построение дерева целей с мотивационным основанием в виде психологической подготовки студентов к воспитанию жизнеустойчивости;
- разработка и осуществление исполняющей программы в виде норм-образцов под каждую цель;
- введение специфических новообразований в педагогическую систему.
В течение ряда лет в педагогической системе студенческого городка Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова проводилось опытно-экспериментальное исследование по проверке поставленной гипотезы.
Внедрение системы воспитания жизнеустойчивости личности студента в систему жизнедеятельности вуза лучше начинать с создания психолого-педагогической службы студенческого городка. Наличие «воодушевляющего» потенциала и личностно-ориентированная направленность позволяют активизировать деятельность студентов и вовлечь их в воспитательный процесс, предъявив им нормы-образцы этой деятельности. Норма-образец разработана в виде качественных характеристик воспитательной деятельности участников управляемого процесса, определены меры для их достижения. При разработке норм-образцов учитывался опыт, полученный в результате психолого-педагогических исследований по проблемам воспитания жизнеустойчивости личности в условиях общежития, мнения студентов, психологов-педагогов и администрации общежития, оценки внешних экспертов по исследованию проблемы, многолетний собственный опыт работы автора со студентами в общежитиях.
В результате проведенного системного анализа выявлены препятствующие факторы, которые в процессе работы преодолеваются и ликвидируются. Студенты-первокурсники осознают свою некомпетентность, и психолог-педагог мотивирует их на выполнение указанных норм. Ежегодное успешное прохождение аттестации на право проживания выявляет сильные и слабые стороны студента. Критерий прироста результатов в виде одобрительной оценки членов студенческого совета и администрации общежития является важным фактором, так как он отражает меру усилий, работы студента над собой. Наиболее слабым компонентом воспитательной системы являются студенты с критическим уровнем психологической готовности к проживанию в общежитии и технологической готовности к освоению норм и правил. К концу первого года проживания происходит выравнивание умений и навыков совместного проживания и освоения определенных норм и правил. Студенты приобретают необходимые навыки самостоятельной жизни, возрастает уровень их активности в студенческом сообществе, почти у всех студентов закладывается готовность воспринимать студенческую жизнь в общежитии как ближайшую перспективу на 5 лет. Одним из важнейших условий достижения целей воспитания жизнеустойчивости личности студента в условиях студенческого городка было создание стимулирующих ситуаций, учитывающих мотивационно-потребностную
сферу личности студентов, побуждающих их к активизации формирования умений с использованием методов МПЦУ: ситуации установки (СУ), ситуации критической самооценки (СКС), ситуации делегированной инициативы (СДИ), оргаиизационно-деятельностные ситуации (ОДС).
В результате использования МПЦП в воспитании жизнеустойчивости личности студента и введения новообразований в структуру студенческого городка, мы отмечаем достижение более высокого уровня развития педагогической системы «студенческий городок» (таблица).
Сопоставление традиционных и инновационных студенческих городков
Показатель Студенческие городки
традиционные инновационные
Определение Студенческий городок (общежитие) годами не практикует нововведений, с трудом воспринимает новшества администрации. Работает по инерции, однообразно Студенческий городок (общежитие) внедряет нововведения по собственной инициативе для удовлетворения растущих потребностей студентов с учетом достижений педагогики
Цель Удовлетворение бытовых потребностей студентов Воспитание жизнеустойчивости личности студента и повышение качества жизни в общежитии
В оспитательный процесс Работа по образцу, преобладание хозяйственных форм над воспитательным процессом. Воспитательная деятельность во внеаудиторное время не носит целевой характер Преобладание личностно-ориен-тированных форм, творческого подхода, активных форм деятельности, развития самоуправления, мотивационного программно-целевого подхода
Педагогическое соуправление Отсутствие психолого-педагогической службы, традиционная система кураторов и заместителей деканов, формальный стиль общения Наставничество, наличие психолого-педагогической службы, ориентация на психолого-педагогическую поддержку, партнерские отношения
Результаты Малоприспособленная к дисгармоничному социуму личность Активная, инициативная, уверенная, жизнеустойчивая личность
Результаты социологического исследования в 2003 г. (в сравнении с 1998 г.) показали, что применение МПЦП в воспитательной деятельности студгородка изменило социальное самочувствие студента, улучшило социально-психологический климат общежития, активизировало интерес к общественной работе, изменило отношение к студенческому самоуправлению, что в целом привело к повышению жизнеустойчивости личности студента.
На 1 января 2003 г. в общежитиях АлтГТУ проживало 2330 студентов. В опросе участвовали 100 человек. Из 100 опрошенных 21 человек - с 1-го курса, 20 - со 2-го, 21 - с 3-го, 23 - с 4-го, 15 - с 5-го. Мы поставили следующие задачи:
1. Выявить изменения морально-нравственной атмосферы в студенческом городке.
2. Установить динамику отношения студентов к общежитию как «второму дому».
На вопрос: «Нравится ли вам жить в общежитии?» 83% (73%) студентов ответили «Да», 10% (12%) - затруднились и только 7% (15%) ответили отрицательно [6, с. 93].
О своем желании жить в общежитии заявили 67% (53%) всех опрошенных, при этом 18% (23%) будут вынуждены это сделать, 14% (24%) - не собираются жить в общежитии еще один год. О том, что «общежития Алт ГТУ - лучшие», сказали 52% всех опрошенных, и лишь 6% ответили отрицательно. Остальные 42% затруднились ответить. Условия проживания устраивают 61% (33%) опрошенных, не устраивают - 39% (67%).
По поводу поддержания чистоты 74% (52%) опрошенных считают, что не надо сорить, 31% (38%) - убирать самим и 10% - свой вариант: поставить урны, повысить зарплату техничкам, наказывать нарушителей.
Это позволило сделать вывод, что позитивные изменения в студенческом коллективе являются результатом инновационного подхода к воспитанию жизнеустойчивости на основе МПЦП. Мы выявили педагогические условия эффективности воспитания жизнеустойчивости личности студента, а именно:
- выполнен системный анализ воспитательных процессов в студенческих общежитиях и выявлены препятствующие факторы;
- обеспечена мотивационная подготовка к началу эксперимента;
- улучшен социально-психологический климат и психологическая подготовка объектов и субъектов управления к работе в условиях эксперимента;
- построено дерево целей и разработана исполняющая программа;
- обеспечена четкая структура управления воспитательным процессом в условиях студенческого городка;
- обеспечена точность расчетов реального достижения целей через ква-лиметрические характеристики;
- определена эффективность вводимых воспитательных приемов.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Слав-ская. - М.: Мысль, 1991.
2. Асмолов, А. В. Психология индивидуальности / А. В. Асмолов. - М.: МГУ, 1986.
3. Ильинский, И. М. Концепция воспитания жизнеспособных поколений российской молодежи / И. М. Ильинский, П. И. Бабочкин. - М.: Социум, 1999.
4. Григорьев, С. И. Социология жизненных сил и социальной субъектности в контексте поиска новой парадигмы социального мышления / С. И. Григорьев. -Теоретические основы подготовки социальных работников. - М., 1992.
5. Молодежь: будущее России / ред. колл.: И. М. Ильинский (отв. ред.) и др. -М., 1995.
6. Неверова, Г. А. Воспитай личность. Барнаул / Г. А. Неверова. - Изд-во АлтГТУ, 2004.
7. Шалаев, И. К. Программно-целевая психология управления: учеб. пособие / И. К. Шалаев. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006.
УДК 378.012.03
М. В. Луговой
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛ ИСТА
В современном научном знании феномен культуры рассматривается в разных аспектах: философско-антропологическом, как выражение человеческой природы, формирующей культуру; деятельностном, раскрывающем механизм зарождения и развития культуры; социологическом, определяющем культуру в сопоставлении ее с человеком, природой, обществом. С точки зрения системно-целостного и деятельностного подходов культура рассматривается как продукт общества, важнейший аспект общественной жизни, который обеспечивает накопление и передачу ценностей последующим поколениям. Возникнув в процессе практически преобразующей деятельности человека, культура способна вбирать в себя и накапливать общечеловеческий опыт.
При всем многообразии трактовок феномена культуры можно выделить общие позиции: культура является способом и результатом человеческой деятельности, поскольку главным источником ее развития является созидательная деятельность общественного человека; она представляет собой сложное, многофункциональное социальное явление и оказывает существенное влияние на общественное производство, отношения, формирование личности; сущностью культуры является гуманистическая, общечеловеческая направленность на общественные ценности, усваиваемые личностью в процессе ее социализации.
Таким образом, культура рассматривается как обусловленная способом материального производства активная творческая деятельность людей по освоению окружающего мира, в процессе которой производятся, сохраняются, распределяются и потребляются социальные ценности и нор-