Научная статья на тему 'Социально-экологический аспект формирования архитектуры жилой студенческой среды'

Социально-экологический аспект формирования архитектуры жилой студенческой среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1677
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жилая студенческая среда / территория вуза / образовательный процесс / архитектура кампуса / Экология человека / "идеальный тип"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черняк Ольга Владимировна

Статья посвящена вопросам формирования жилой студенческой среды, которые актуальны в условиях проектирования кампуса Уральского федерального университета. Высокий уровень человекоориентированных характеристик обеспечивает комфорт проживания, а следовательно, социальную эффективность жилой среды. Достижение комфорта является главной задачей при формировании жилой среды для студентов. Понятие «идеальный тип», используемое при проектировании, способствует ее формированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экологический аспект формирования архитектуры жилой студенческой среды»

УДК 727.3 Черняк О. В.

Социально-экологический аспект формирования архитектуры жилой студенческой среды

Статья посвящена вопросам формирования жилой студенческой среды, которые актуальны в условиях проектирования кампуса Уральского федерального университета. Высокий уровень человекоориентированных характеристик обеспечивает комфорт проживания, а следовательно, социальную эффективность жилой среды. Достижение комфорта является главной задачей при формировании жилой среды для студентов. Понятие «идеальный тип», используемое при проектировании, способствует ее формированию.

Ключевые слова: жилая студенческая среда, территория вуза, образовательный процесс, архитектура кампуса, экология человека, «идеальный тип».

CHERNJAK О. V.

SOCIAL AND ENVIRONMENTAL ASPECTS OF FORMATION OF ARCHITECTURE STUDENTS UVING ENVIRONMENT

The article is devoted to questions of formation of the inhabited student’s environment which are actual in the conditions of designing of a campus of the Ural federal university. The higfi level of humanitarian characteristics provides confort ofresiding and social efficiency of the inhabited environment. The concept «ideal type» used at designing promotes its formation.

Keywords: inhabited student's environment, high school territory, educational process, architecture of a campus, ecology of the person, «ideal type».

Черняк

Ольга Владимировна

аспирантка УралГАХА, ОАО «Уралгражданпро-ект», архитектор E-mail: [email protected]

В современном мире залогом успешного развития страны становятся инвестиции в человека, его образование, здоровье, социальную ответственность. Приоритетом социально-экономической политики ведущих стран мира является обеспечение высокого качества жизни населения. Высшие специализированные учебные заведения в этом процессе занимают особое место. Вузы - ядро сферы образования и культуры, в котором формируется интеллектуальный потенциал страны.

Студенческие годы представляют собой один из важнейших этапов формирования личности человека. Именно в студенческий период развиваются и закрепляются навыки социальной коммуникации, заложенные в семье и школе. Здесь формируется комплекс базовых личных качеств, методы социализации, устойчивые стереотипы здорового образа жизни человека. Высшие учебные заведения должны создавать архитектурно-пространственную среду, обеспечивающую условия не только для учебной деятельности, но и для эффективной воспитательной работы, реализации студенческих потребностей в социальном комфорте, общественной активности и творчестве [3].

К сожалению, наличием качественной вне-учебной базы не могут похвастаться большинство вузов страны. Для российской практики пока характерна неудовлетворительная организация жилой студенческой среды: практически отсутствуют комплексные решения организации территории вузов, учебные и жилые корпуса разобщены, состояние жилищно-коммунально-го фонда неудовлетворительное, условия быта, досуга, научного творчества не соответствуют мировым стандартам. Актуальность решения жилищного вопроса подтверждают ежегодные социологические исследования Свердловской ассоциации профсоюзных организаций студентов (СВАПОС). Так, в исследованиях 2004-2007 гг. низкий уровень жилищно-ком-мунальных услуг отметили 70 % опрошенных студентов. Решение жилищно-бытовых проблем студенты Екатеринбурга считают приоритетным в рамках разработки стратегического плана города [4].

Современные политические процессы, происходящие в России, выявляют остроту жилищной проблемы. На первый план сегодня выносится создание доступного социального жилья, в том числе жилья для студентов. Ежегодно растет число учебных заведений и их потребность в общежитиях. Становится очевидной нехватка

Simmons Holl MIT (USA). Arch. Steven Holl

Студенческий дом-комуниа в Копенгагене (Дания). Lundgaard&Tranberg Arkitektflrma

студенческого жилья, которое в настоящее время либо частично отдано в аренду под другие функции, либо находится в аварийном состоянии.

Достижение мирового уровня качества в сфере высшего образования, интернационализация образовательного процесса, включая привлечение иностранных студентов, преподавателей и исследователей, требует решения жилищных проблем. На первый план выходит создание единой социальной среды, отвечающей современным стандартам.

В России постепенно приходят к осознанию важности решения этих проблем. Например, в Екатеринбурге в настоящее время идет разработка проектной документации по созданию Уральского федерального университета, который объединит два ведущих городских вуза и Уральское отделение Российской академии наук. Одним из базовых оснований деятельности УрФУ является принцип высокой академической мобильности. Широкое присутствие иностранных студентов и профессорско-преподавательского состава в университете, их социально-культурные и конфессиональные потребности и особенности планируется учесть при проектировании кампуса, в том числе за счет создания кросскультурной среды обучения, проживания, досуга, быта. Построение системы международного сотрудничества потребует создания и развития адекватной инфраструктуры гостиниц-общежитий.

При работе над столь широкой темой достаточно сложно постоянно удерживать в восприятии личность человека. Здесь решаются градостроительные, архитектурно-планировоч-

ные, ландшафтные, дизайнерские задачи, множество задач смежных дисциплин. Но жилая среда - это среда для человека. Первый и главный критерий ее формирования - комфорт жизнедеятельности человека. Известно, что качество жилой среды определяется ее функционально-планировочными, гигиеническими, техническими и эстетическими характеристиками. Высокий уровень этих характеристик обеспечивает комфорт проживания, а следовательно, социальную эффективность жилой среды. Достижение комфорта является главной задачей при формировании жилой среды.

Именно социально-экологический аспект формирования жилой студенческой среды хотелось бы рассмотреть в этой статье.

Жилой студенческий городок - это студенческий «дом», гармоничное единство множества составляющих, которые присущи обычному человеческому жилью. Поэтому жилая студенческая среда аккумулирует в себе все характеристики и показатели обычной жилой среды, а также неутолимую жажду жизни, знаний, общения, присущую студентам. Сложно собрать в единую систему все многообразие характеров студентов, их индивидуальных особенностей. Необходимо понять главное, выделить приоритетные ценности. Важную часть научного исследования в методологическом ключе составляют обзор и изучение социологических работ, а также работ по экологии человека.

Для систематизации множества факторов формирования студенческого городка большой научный ин-

терес представляют труды немецкого социолога М. Вебера. Интересами его научной деятельности являются понятие и мотивы социального действия, вопросы социального отношения, типы социального поведения и многое другое. Свою концепцию М. Вебер называл «понимающей социологией». В ней исследователь ввел понятие «идеальный тип» и использовал его для анализа различных областей общественной жизни.

В нашем случае концепция М. Вебера - инструмент, который позволит интерпретировать и структурировать многочисленные социальные факторы, влияющие на формирование жилой студенческой среды. Как результат подобного анализа появится идеальная теоретическая модель социума студгородка.

Что представляет собой «идеальный тип студента»? Какими являются характеристики идеальной жилой студенческой среды? Может быть, студенту понравится концептуальное, футуристическое жилье? Или он мечтает об уютном, удобном личном пространстве без экспериментальных экзерсисов? Попробуем найти оптимальные варианты решения проблемы формирования жилой студенческой среды на основе методов научного и философского знания, разработанных М. Вебером.

Концепция «понимающей социологии» - попытка соотнести на уровне науки рациональное и эмоциональное начала познания. Здесь основное внимание уделяется разуму, т. е. тому, что человек осознает. При этом в глазах ученого человек не схематичен, он сохраняет объем, так как понятие «человек» сводится не к антропометрии, а к ценностям. Интересы эпохи преломляются через сознание человека, формируя его ценности. Идеальный тип, по М. Веберу, фиксирует «культурный смысл» того или иного явления. При этом идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие материала без привязки к некоторой заданной схеме [1].

Используя в научном познании методику М. Вебера, вначале необходимо привести в целое общее и частное. Затем осуществляется отбор материала в соответствии с выдвинутой гипотезой, составленным первичным мнением. Важным моментом является то, что практика и теория в работе метода постоянно приводятся в соответствие. Эмпирический материал, появляющийся в ходе исследования, служит инструментом по поиску

и систематизации и позволяет уточнить границы идеального типа.

Метод «понимающей» социологии М. Вебера, в том числе его учение об идеальном типе, образует социологическую основу-каркас для формирования идеальной модели жилого студенческого городка. Такая модель будет отвечать потребностям и ценностям целевой студенческой аудитории и отражать требования современности.

Итак, начнем работу с рассмотрения базовых социальных категорий жилой среды. Остановимся подробнее на особенностях студенческого сообщества. Система жилой студенческой среды в идеале должна отражать иерархическую структуру общества. Всю социальную структуру можно представить состоящей из нескольких уровней:

• индивидуальное пространство студента в жилой ячейке;

• студенческая группа-жилая ячейка;

• соседское студенческое сообщество - студенческий дом, комплекс;

• студенческое сообщество городка -жилой студенческий городок.

Соответственно, задачей архитек-тора-проектировщика является построение гармоничной жилой среды, ориентированной на систему социальных уровней. Уровни объединяет в единую систему, в том числе так называемый «социальный клей» -целостное социальное пространство студгородка, отличающееся особым «корпоративным духом». Этот особый студенческий «дух», «кодекс чести», связывает воедино абитуриентов, выпускников, а также профессорско-преподавательский состав.

При этом студенческое жилище должно выполнять несколько важных социальных функций: сохранение и укрепление здоровья проживающих в нем студентов, укрепление студенческой группы, сообщества, создание здорового психологического климата в студенческой группе, создание условий для отдыха, выполнение роли психологического «убежища», организация внерабочего времени. Соответственно, каждая из функций должна получить то или иное материально-пространственное воплощение. Выполнение функций достигается архитектурно-планировочными и ландшафтными средствами, единой социальной политикой руководства студенческого городка.

Важной качественной задачей является так же повышение комфорта проживания. Здесь на первый план выходит экологический аспект фор-

мирования качественной жилой среды. Большое значение имеет сложившаяся в конкретной социальной среде система ценностей. Исследователями выявлен ряд конкретных ценностей жилого пространства. Это, во-первых, экологические качества пространства и расположение района, во-вторых, качества дома, в-третьих, качества квартир. Таким образом, на первом ценностном уровне организации экостудгородка находятся: положение вузовской территории по отношению к центру, близость природных пространств (зеленых зон) и пространств для спорта и отдыха, удобная транспортная доступность и безопасность. Второй уровень - расположение студенческих жилых домов по отношению к учебным корпусам в пределах пешеходной доступности, наличие благоустройства, конструкция домов, время их постройки, состояние, культурно-бутовое обслуживание. Третий уровень - планировочный тип общежития, расположение жилых ячеек в доме, ориентация, этажность, вид из окон, уровень комфорта, вода, инсоляция, шумоизоляция, выход на улицу, величина и соотношение площадей. В целом это показатель уровня пространственного комфорта, который суммирует ценности экологического плана. При этом на первое место выходит показатель антропологичности (удобства для человека), на второе - показатель экоцентрич-ности (приоритета естественности, природного начала).

Необходимо выделить основной методологический принцип формирования экопространства: принцип целостности и единства человека и пространства - органическое единство во взаимодействии. На физическом уровне реального пространства - это эргономичность, антропоморфность, соразмерность человеку. На социальном уровне единство и целостность

проявляются в общественном сознании, общественных чувствах - том самом духе студенчества, корпоративного единства.

Таким образом, в определении социальной модели студенческого жилища и принятии архитектурных решений необходимо руководствоваться концепцией целостной жилой среды. Ряд известных архитекторов и исследователей - В. Гропиус, Ле Корбюзье, М. Гинзбург, братья Веснины и другие рассматривали эту концепцию, которая отражает два полюса жизнедеятельности человека - в жилой ячейке и вне ее. Полюса взаимно дополняют друг друга и тем самым диктуют необходимость целостного подхода в архитектурной интерпретации системы «образ жизни - жилая среда».

Социально-психологический аспект организации среды предполагает, исходя из существующего опыта исследований, выделение двух основных типов пространства - социального и персонального. Обобщая существующие систематизации К. Линча, А. В. Крашенинникова, Э. Холла, с учетом современных условий можно предложить такую дифференциацию локальных пространств по социальному принципу:

• общественное (публичное и коллективное);

• групповое (формальное, неформальное);

• персональное (коммуникативное, личное, интимное).

Социальное пространство студгородка - пространство большой группы, которое отличается определенной статичностью, ограниченной доступностью, территориальной закрепленностью. Здесь важно соблюсти баланс личного и публичного. Групповое пространство связано с «инстинктом территории». Современное жилое студенческое пространство перенаселено.

Студенческое общежитие “02-Village” в Мюнхене (Германия). Richard Horden

Студенческие квартиры в Амстердаме (Голландия). НУЭЫ агсЬкес(еп

1 student study bedroom

2 student stated sitting room

3 student bedroom

4 student bolvodere bedroom

5 student kitchen

Student housing Trinity College, Cambridge. Arch. MacCormac Jamieson Prichard.

Harvard Graduate Housing, Cambridge, Это может отрицательно сказываться на «групповом самочувствии», микроклимате группы и привести к межгрупповым конфликтам. Существующие российские общежития являются следствием переуплотненное -ти наших городов. В них нарушаются границы групповых и персональных пространств. Экологические недостатки социального пространства ведут к нарушению психологического равновесия, нередко выражающегося в повышенной внутренней агрессивности людей. В результате этого появляются индивидуальные соматические или социальные болезни.

Экологические качества персонального пространства соответствуют как общечеловеческим, так и местным, локальным и субъективным ценностям. К общим качествам относится комфортность, включающая ряд признаков, в числе которых находится оптимальная плотность. Характеристика плотности может иметь количественное выражение. Количество пространства на одного человека дифференцируется в зависимости от различных условий: традиций, уклада жизни, социальных особенностей. Опыт показывает, что для персонального пространства оптимальная величина различна и соответствует «пространственному» менталитету, традициям и социальным отношениям у различных народов. По данным исследователей, средняя величина персональной дистанции - радиус

Massachusetts. Jonathan Levi Architects, от 0,7 м до 1,5 м, а площадь - от 1,5 м2 до 7 м2 [2].

Для статичного, группового внутреннего пространства размеры рассчитываются в соответствии с нормативами. Социальные нормативы минимальной жилой площади в студенческом общежитии в Советском Союзе составляли 5-6 м2 Сейчас, ориентируясь на общемировой опыт и современные стандарты, можно предложить норму жилой площади в 12-18 м2 на человека (9 м2 жилой площади и 3-9 м2 подсобной площади).

С развитием общества наличие и простор личного жилого пространства становится все большей ценностью. Социологи и экологи отмечают важность изучения «человеческого» пространства - «пространства организма», противопоставленного безграничному пространству внешней среды.

Студенческий жилой городок - это «место обитания» одной социальной группы - студентов. Разделение происходит на уровне половозрастной структуры и семейного состава населения. Демографическая ситуация жилого студенческого образования характеризуется целым рядом признаков: численность студентов городка, его половозрастной состав, число и размер молодых семей К числу факторов, влияющих на проектирование жилища, относится также уровень образования населения. В студенческом городке этот фактор близок у всего

контингент населения. Единственное, что стоит отметить, это некоторые вариации потребностей студентов различного возраста, курса обучения и специализации. Некоторое различие потребностей студентов на разных этапах обучения отражается в создании в жилой ячейке рабочего места для домашних специализированных занятий учебой, научным и творческим трудом.

Социально-демографические показатели напрямую связаны с типологией студенческого жилья. В типологии студенческого жилища отражаются потребности студентов, интересы социальных групп, жизненные приоритеты. Стоит отметить, что проектирование студенческого жилища невозможно без учета семейного состава населения. Это важно для формирования типологии общежитий и жилых ячеек.

В студенческий период жизни проходит два этапа развития семьи: это жизнедеятельность несемейной молодежи и возможный этап формирования семьи (в том числе рождение ребенка), т, е. по семейному положению студентов можно дифференцировать на «одиночек» и семейных. В соответствии с этими этапами жизненного цикла дифференцируются формы и содержание жизнедеятельности студента, расширяется или сокращается домашнее хозяйство, меняется активность в занятиях домашним трудом, в проведении досуга, в общении и т. п.

Следовательно, требования к размеру жилой ячейки, составу и связям ее с внешней средой варьируются.

Опросы среди студентов, наблюдения и существующая практика расселения показывают, что в первые годы обучения студентам-«одиночкам» требуется общение с большим количеством людей, появляются новые интересы, которые требуют пространства для разнообразной деятельности. Первому этапу обучения студентов (базовая ступень обучения длится в среднем четыре года) присущи высокая степень коммуникативности при небольшой личной зоне, физическая активность, большое разнообразие жизнедеятельности. Эту социальную особенность лучше всего отражают планировочные типы общежитий большой вместимости и плотности: коридорные, галерейные, секционные, общежития смешанной структуры. В общежитиях этих типов присутствует богатая функциональная структура, развиты придомовые участки, рассчитанные на разнообразную деятельность группы людей.

Студенты выпускных курсов и аспиранты ведут более «оседлый», спокойный образ жизни. Как правило, к этому времени их интересы приобретают более узкую специализацию, меньше времени уделяется на общение, у большинства студентов появляется работа (в том числе надомная), требуемое комфортное личное пространство увеличивается. Смена жизнедеятельности требует введения других планировочных элементов и масштаба в структуру общежития. Возможно выделение отдельных корпусов, блоков, этажей.

Отдельную группу классификации представляют семейные студенты. В студенческом общежитии для семейных студентов выходят на первый план функции укрепления семьи и создания в ней здорового психологического климата, способствующего развитию семьи, воспитанию детей. От жилищных условий, как показывают исследования, во многом зависит число детей в молодой семье и, соответственно, демографическая ситуация в регионе. Семейным студентам с детьми необходимо более тихое общежитие, спокойная среда, близость к природе, жилая ячейка-квартира. Этими качествами обладает жилище блокированного, усадебного типов, также малоэтажное жилище смешанных типов. Здесь наиболее комфортные условия для проживания, высокая степень индивидуальности и изолированности.

Помимо этого высокая экономическая и энергетическая затратность, высокий уровень комфортности данного типа студенческого дома подразумевают возможность заселения студентов, имеющих желание и соответствующий уровень доходов.

Первостепенную роль в формировании жилой студенческой среды также играет контингент студентов, специализация вуза. Например, спецификой жилой среды архитектурных вузов является разнонаправленность активности студентов, их интересов, необходимость создания творческих мастерских, личных рабочих мест достаточно большой площади, выставочных и других экспозиционных пространств для проведения выставок, арт-акций и просто для самовыражения. Немаловажной деталью является возможность внесения самостоятельного творчества в окружающую среду.

Проведенное выше исследование подтверждает современные мировые тенденции, которые показывают приоритет индивидуального подхода в формировании студенческого жилища. Поэтому в проектной работе обязательно необходимо учитывать все многообразие индивидуальных и коллективных потребностей студентов, предъявляемых к жилой студенческой среде.

В результате проведенной исследовательской работы выстроилась система «идеальных типов» целевой студенческой аудитории в зависимости от ценностей, которые осознают студенты, и понятий, которыми они руководствуются.

Подводя итог, социальное сообщество студентов можно разделить на три общих группы - «идеальных типа» (их ключевые характеристики были рассмотрены выше):

• студенты первых курсов базовой ступени обучения;

• студенты старших курсов - специалисты, магистранты, аспиранты;

• молодые студенческие семьи, студенты с детьми.

Примеры архитектуры современных студенческих домов, наиболее полно отвечающих характеристикам каждой из этих трех групп, представлены на иллюстрациях.

Заключение

Резюмируя, можно определить алгоритм работы методологии М. Вебера: выдвигаем гипотезу, конструируем идеальные типы, определяем признаки каждой категории путем обработки теоретической информации и сбора

практических данных. Затем выстраиваем адекватную архитектурную среду исходя из потребностей и ценностей каждой группы.

Стоит особо отметить, что для точной работы метода необходима постоянная верификация теории эмпирическими данными.

В целях сбора эмпирического материала в рамках предшествующего исследования был проведен анализ потребностей студенчества, как определяющего фактора по этой проблеме. Анкетное исследование, проведенное среди студентов Уральской архитектурно-художественной академии, оказало большое влияние на определение социальной инфраструктуры жилой студенческой среды. Анкетирование выявило существующую проблемную ситуацию в студенческих общежитиях академии, показало пути решения данной проблемы, выявило ценности и потребности студентов. Важно, что социологический анкетный опрос дал возможность увидеть характеристики идеальной жилой среды глазами самих студентов.

Таким образом, изучение социально-психологических характеристик пространственного менталитета студентов в проектной работе позволяет более точно и дифференцированно удовлетворить потребность человека в единении с окружением и создать более гармоничные и экологичные архитектурные пространства.

Список использованной литературы

1 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 602-643.

2 Иовлев В. И. Архитектурное пространство и экология. Екатеринбург, 2006.

3 Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации: справ, пособие к СНиП 2.08.02-89: Общественные здания и сооружения. М., 1992.

4 Студент-2007: информационноаналитический отчет по материалам социологического исследования : науч. изд. Екатеринбург, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.