Научная статья на тему 'Качество архитектурной организации современной жилой студенческой среды'

Качество архитектурной организации современной жилой студенческой среды Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
826
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кропотова О. В.

В статье приведена общая оценка архитектурной организации современной жилой студенческой среды российских вузов. Выявлены предпосылки создания жилых студенческих городков в составе комплексов вузов, исходя из современных социокультурных требований и последних государственных преобразований. В целях решения проблемы проведен анализ и обобщение тенденций современной отечественной и зарубежной архитектуры, научно-исследовательских работ по этому вопросу. В результате определены характеристики оптимальной жилой студенческой среды с точки зрения ее комфортности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество архитектурной организации современной жилой студенческой среды»

Вестник ТГАСУ № 1, 2008

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 727.3

О. В. КРОПОТОВА,

УралГАХА, Екатеринбург

КАЧЕСТВО АРХИТЕКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЛОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЫ

В статье приведена общая оценка архитектурной организации современной жилой студенческой среды российских вузов. Выявлены предпосылки создания жилых студенческих городков в составе комплексов вузов, исходя из современных социокультурных требований и последних государственных преобразований.

В целях решения проблемы проведен анализ и обобщение тенденций современной отечественной и зарубежной архитектуры, научно-исследовательских работ по этому вопросу. В результате определены характеристики оптимальной жилой студенческой среды с точки зрения ее комфортности.

В современный век развития научно-технического прогресса, век молекулярных исследований и нанотехнологий проблема гуманности современного мира и проблема места человека в высокотехнологичном мире не теряют своей актуальности. На первый план выходят комфорт жизнедеятельности человека, его социальное и экономическое благополучие, психологическое состояние.

Гармоничное воспитание всесторонне развитой личности будущего специалиста - важнейшая задача любой прогрессивной страны, залог ее процветания и благополучия. Высшие учебные заведения должны создавать среду, обеспечивающую условия для эффективной учебной и воспитательной деятельности, реализации потребности в общественной активности, творчестве [4]. При этом развитая материальная база является залогом успешного функционирования вуза.

Условия проживания играют большую роль в развитии международного студенческого сотрудничества. Наряду с другими этот показатель определяет рейтинг вузов в международной шкале оценок. Существует несколько ведущих мировых рейтингов вузов, которые отличаются критериями оценки и подходами к ней. Например, рейтинг американских университетов The Princeton Review помогает абитуриентам выбрать вуз, где они будут чувствовать себя максимально комфортно. Как правило, оцениваются качество образования, качество преподавательского корпуса, финансовые ресурсы и др. Различные рейтинги сходятся в одном: в них очень слабы позиции российских учеб-

© О.В. Кропотова, 2008

ных заведений. По данным 2006 г., в рейтинге Times МГУ занимает 93-е место, в рейтинге Шанхайского университета МГУ занимает 70-е место. Из российских вузов, кроме МГУ, в список пятисот лучших вузов в мире входит только Санкт-Петербургский государственный университет, занимающий позицию в четвертой сотне [7]. Эти данные подтверждают, что необходимо поднимать уровень архитектурной организации наших вузов.

Возрастающая информационная нагрузка, ежедневный стресс поднимают вопросы организации такой жилой среды, которая будет являться местом комфортного существования и внутреннего развития студентов.

Практика организации вузов в развитых зарубежных странах выявляет несомненный приоритет человеческого фактора при формировании жилой студенческой среды, показывает примеры создания гуманной среды.

Для российской практики пока, к сожалению, характерна неудовлетворительная организация жилой студенческой среды: практически отсутствуют комплексные решения организации территории вузов, учебные и жилые корпуса разобщены, состояние жилищно-коммунального фонда неудовлетворительное, условия быта, досуга, научного творчества не соответствуют мировым стандартам. Актуальность решения жилищного вопроса подтверждают ежегодные социологические исследования Свердловской ассоциации профсоюзных организаций студентов (СВАПОС). Низкий уровень жилищнокоммунальных услуг отмечают 70 % опрошенных студентов. Решение жилищно-бытовых проблем студенты Екатеринбурга считают приоритетным в рамках разработки стратегического плана города [5].

Современные политические процессы, происходящие в России, выявляют остроту жилищной проблемы. На первый план сегодня выносится задача создания доступного социального жилья, в том числе жилья для студентов. Ежегодно растет число учебных заведений и их потребность в общежитиях. Становится очевидной нехватка студенческого жилья, которое либо частично отдано в аренду под другие функции, либо находится в аварийном состоянии.

В настоящее время вопросами исследования проблемы организации жилой студенческой среды в России никто не занимается. В литературе за последние пятнадцать лет отсутствует широкое обобщение отечественной и зарубежной практики проектирования жилых студенческих комплексов, отсутствуют новые современные принципы их проектирования, отвечающие требованиям времени. Отсюда качество образования, рассматриваемое через призму организации условий комфортной внеучебной жизнедеятельности, оставляет желать лучшего.

В данной статье автор предлагает свое видение решения проблемы, основанное на исследованиях отечественной и общемировой практики организации жилых студенческих городков.

Долгое время в российской практике преобладало типовое проектирование, которое способствовало повышению темпов строительства, оставляя в стороне эстетическое качество жилой среды, комфорт и удобство ее организации. Как следствие, сегодня в России архитектурно-планировочное решение жилых студенческих городков и отдельных студенческих общежитий не отличается разнообразием, отсутствуют критерии комфорта проживания. Неко-

торые примеры организации отечественной жилой студенческой среды представлены на рис. 4. В настоящее время в России немного вузов, территория которых решена комплексно, так как архитектурные проекты студгородков, разработанные с учетом рекомендаций, реализовались не в полном объеме. Подобными примерами могут являться Новосибирский академгородок, Санкт-Петербургский государственный университет, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса и др.

Зарубежный опыт проектирования и строительства жилых студенческих комплексов широко представлен практической базой. В развитых зарубежных странах на практике создано большое количество учебных комплексов, в которых особое внимание уделено формированию жилого студгородка. Зарубежные жилые студенческие городки отвечают требованиям современности и показывают многообразие архитектурно-планировочных решений как на уровне генплана, так и на уровне организации жилой ячейки. Студгородки, как правило, представляют собой интересную архитектурно-пространственную среду и имеют развитую социальную инфраструктуру. Наиболее интересные примеры архитектурно-планировочных решений студгородков и студенческих домов показаны на рис. 1-3. Сравнительный анализ архитектурно-пространственной организации российских и зарубежных высших учебных заведений, а также комплексов студенческих общежитий в их составе представлен в сводной таблице.

Рис. 1. Архитектурно-планировочные решения студенческой жилой зоны в составе учебного комплекса:

а - Политехнический университет Наньянг, Сингапур; б - Университет Док-ландс, Великобритания; в - школа Гельзенкирхен-Бисмарк, Германия; г - кампус «Аркадиа» университета Ноттингема, Великобритания

РОССИЯ

. і Еюперинбург

ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ

Преобладает размещение учебікм о комплекса в ікаїїи города

І Іекоміпексность застройки. Размещение функшюнатьных іон на различных участках

Гсррніорня вуй «зажата» существующими улицами и палиями Высокая плотность застройки, ис отличающейся разнообразием

Преобладает автономное ра їмсшсшіс вуй по отношению к городу

Комплексность застройки

Размещение вуїа преимущественно в природной среде. Разнообразие архитектурно-планировочных решении

Clifton Campus The Nottingham Trent University

ВГУЭС. r В-мдипосиж

УГТУ-УПН. г. Екатеринбург

Выделение юны студенческих общежтпий в структуре вуза

Функшюнатыю-быговая организацня жилого сектора недостаточно ра «па

Система безопасности проживания слабо организована Социальная диффсренішашія проживающих студентов отсутствует

О :=

1-а

Формирование самостоятельного ЖСГ Функционально-бытовая организация жилого сектора представлена полностью

С оциальная безопасность организовала на достаточно высокой! уровне

Пршпопту расселения студентов рагтшшых социальных ірупп уделено большое внимание

Сотри* Dc IIjviIUtmJ University of Hertfordshire

Типовые архтектурію-ііланнровочньїс и обьсмио-пространсгвснныс решения обшежіпий. Общежития іаіерейного. коридорного, секционного типов 1 Інфраструктура обслуживания представлена в сокращенном варнате

Придомовое рекреационное пространство, как правило, не развіпо

Большое разнообразие архигсктурночьзанировочных и объемно пространствеїпіьіх решении студенческих домов Инфраструктура обслуживания имеет широкий набор услуг Соыанис бзаі «устроенного лворового пространства обшеиия и о! дмха

Massachusetts Institute of Technology. Boston

Жилая ячейка рассчитывается на группу студентов из 5-20 человек

Гибкость планировочного решения жилой ячейки отсутствует

Сан-шгасничсский блок, кухня, комнаты дтя заня-тнй н отдыха - обшиє на жилую ячейку, жилой блок, жилую секцию

Жилые комнаты прсим>іцествснно двух-, трехместные Жилая площадь на одного студента: 5-6 м:

Обшежшне VpxiI AXA. r. Ькатеринбург

Жилая ячейка рассчіпивасгся на одіюго, максимум двух студентов

Использование гибкого планировочного решения жилых ячеек. Характерно формирование студенческих квартир Сан-гигисническнй узел в составе жилой ячейки.

Как правило. там же - кухня-ниша, места для отдыха, дія занятии

Жилые комнаты преимущественно одноместные Жи'пя тон і.) -п. на очного стл/тсігга' 7-45 м"

Гомеспиа квартира. Лрсиеискмй университет

О.В. Кропотова

Рис. 2. Архитектурно-планировочные решения студенческих домов:

а - Университет Докландс, Лондон; б - студенческие дома ІІТ, Чикаго; в - Массачусетский технологический институт; Бостон; г - студенческий дом, Кембридж, Массачусетс; д - Тринити-колледж, Кембридж; е - Стаффорд-кампус университета Стаффордшира, Великобритания; ж - Кебл-колледж, Оксфорд, Великобритания

б

Рис. 3. Интерьерные решения студенческих домов:

а - Университет Докландс, Лондон; б - студенческие дома в Челтенхеме, Великобритания; в - Массачусетский технологический институт, Бостон, г - Кебл-колледж, Оксфорд, Великобритания

а

г

;зее|[1 ада пеепееле »гл; п:,зп!

,, и Ч Ш Е ЗпЩ Шг: :; :: ;; I

;: а ю ш п Ии апппсвиас ШГ .зоос ИИ ш и ы в с В9Е ГОг:' □ з п и

□ с и п ттш д щ'гззд-.к, тш"3111::

". >;;ш=к|'т.

а

в

Рис. 4. Примеры организации жилой студенческой среды в России:

а - типовой проект 1-447С-53 студенческого общежития: главный фасад, разрез, план первого этажа; б - жилой студенческий городок Санкт-Петербургского государственного университета в г. Петродворце: генплан, виды на студенческие общежития, планы типовых этажей общежитий, интерьеры; в - Уральский государственный технический университет: градостроительная ситуация, виды на студенческие общежития

Каким же образом можно решить проблему создания качественной жилой студенческой среды?

Для начала необходимо выделить характеристики оптимальной жилой студенческой среды, определить понятие комфорта. Какое жилище необходимо студенту? Концептуальное, футуристическое, экспериментальное? Но может студент мечтает об уютном, удобном, комфортном пространстве без экспериментальных решений?

Качество жилой среды определяется ее функционально-планировочными, гигиеническими, техническими и эстетическими характеристиками, полнотой предоставляемых бытовых услуг. Высокий уровень этих характеристик обеспечивает решение главной задачи - комфорт проживания, а следовательно, социальную эффективность жилой среды.

В современных условиях жилая студенческая среда должна удовлетворять следующим требованиям: обеспечение студентов жильем на современном уровне комфорта; создание условий для учебы, повышения уровня образования; создание условий для внеучебной работы студентов; организация целостной системы культурно-бытового, медицинского обслуживания, наличие службы безопасности; создание зоны оздоровления и отдыха - рекреационное и спортивное пространство [3]. Обоснованность этих требований также подтверждают результаты социологического исследования, проведенного автором среди студентов УралГАХА.

Таким образом, можно отметить, что студенческое жилище обладает сложными архитектурно-типологическими особенностями и представляет собой гармоничное триединство жилой, общественной обслуживающей и зеленой спортивно-рекреационной зон, представленных на всех уровнях организации жилого студенческого городка (ЖСГ).

Главным формообразующим элементом ЖСГ являются непосредственно сами жилые студенческие дома: дома для студентов-одиночек, для семейных студентов и аспирантов, временное жилье для абитуриентов.

На архитектурно-планировочную композицию общежития большое влияние оказывают местные природно-климатические условия и социокультурные особенности контингента студентов, условия размещения в градостроительной среде, характер окружающей застройки, число проживающих студентов. Типология жилого студенческого дома различна: дома коридорного и галерейного типа, секционные дома различной этажности, дома блокированного типа, студенческие дома - городские виллы, студенческие общежития с формированием внутреннего двора.

Стоит отметить, что в развитых зарубежных странах пора студенчества с точки зрения условий проживания рассматривается как полноценный жизненный период (в среднем обучение длится семь лет), соответственно и жилье должно быть «полноценным». Например, не общая жилая ячейка на несколько человек с удобствами на этаже, а полноценная маленькая квартира. При этом широко распространены трансформируемые жилые квартиры, которые легко адаптируются к различным жизненным изменениям. Гибкий индивидуальный подход к жилой среде особенно ценится в современной архитектурной практике.

Перспективным типом студенческого жилья являются студенческие квартиры. Совместная квартира рассчитана на проживание от одного до пяти студентов, на которых приходятся общая кухня, ванная и туалетная комнаты. Данный тип жилья представляется логичным и закономерным и вполне отражает действительность, так как в современных условиях студенты зачастую самостоятельно снимают жилье в городе, объединяясь в группы.

Малоэтажные общежития квартирного типа широко распространены в Финляндии. При высоком уровне комфорта таких общежитий появляется возможность гибкого использования жилого фонда. Помещения, где живут одиночки или студенческие семьи, в случае необходимости могут быть превращены в обычный жилой дом [1].

При формировании жилых студенческих комплексов за рубежом очень часто применяется блокированная застройка. Этот тип застройки сочетает в себе оптимальное соотношение комфортных условий проживания, экономичности и организации уютного придомового пространства.

Интересной формой организации студенческой жизни за рубежом являются студенческие корпорации. Основная идея студенческих корпораций состоит в том, что во время учебы предоставляется недорогое проживание и взаимная помощь в учебе. Став старшим членом - «Alter Herr», то есть, закончив учебу и устроившись на работу, студент должен помогать корпорации: перечислять пожертвования, предоставлять место для практики, организовы-

вать экскурсии для новых членов корпорации на фирму, в которой он работает или владельцем которой является. Таким образом, осуществляется преемственность поколений, налаживаются деловые контакты [6].

В целом современные тенденции показывают приоритет индивидуального подхода в формировании студенческого жилища. Учет многообразия индивидуальных и коллективных потребностей студентов, предъявляемых к жилой студенческой среде, имеет большое значение. Студенческий «дом» -это гармоничное единство множества составляющих, которые присущи обычному человеческому жилью. Поэтому жилая студенческая среда аккумулирует в себе все характеристики и показатели обычной жилой среды и неутолимую жажду жизни, знаний, общения, присущую студенческой среде.

Создание идеальной жилой студенческой среды невозможно без разработки социальной программы. Система жилой среды для студентов в идеале должна отражать иерархическую структуру общества. Всю социальную структуру можно представить в несколько уровней:

- индивидуальное пространство студента в жилой ячейке;

- студенческая группа - жилая ячейка;

- соседское студенческое сообщество - студенческий дом, комплекс;

- студенческое сообщество городка - жилой студенческий городок.

Опираясь на систему социальных уровней, соответственно выстраивают

гармоничную для жизни архитектурную среду.

Студенческое жилище должно выполнять несколько важных социальных функций: сохранение здоровья проживающих в нем студентов, укрепление студенческой группы, сообщества, создание здорового психологического климата в студенческой группе, создание условий для отдыха, выполнение роли психологического «убежища», организация внерабочего времени [2]. Соответственно, каждая из функций должна получить то или иное материально-пространственное воплощение. Выполнение функций достигается архитектурно-планировочными и ландшафтными средствами, единой социальной политикой руководства студенческого городка, вуза.

В современных условиях жизни немаловажную роль при формировании качественной жилой среды играет экологическая ситуация. Формирование современных жилых студенческих городков невозможно без учета существующих экологических условий. При этом база строительства играет решающую роль. Так, например, формирование целостного студенческого городка, особенно в комплексе большого университета, автономного по отношению к городу, имеет ряд преимуществ перед раздробленными зданиями общежитий, включенных в городскую ткань. Подобным примером является Большой Евразийский государственный университет в г. Екатеринбурге, который включен в генеральный план развития города и проект которого находится в разработке. Изолированная от пыли, газа, шума города территория автономного студенческого городка, расположенная в природной среде, благотворно влияет на здоровье молодых людей.

Решение экологических задач требует всестороннего учета природноклиматических данных: направления господствующих ветров и характера рельефа, а также бережного отношения к природным ресурсам. Эффективным

средством создания благоприятной экологической обстановки в жилой среде служат и правильно выбранные планировочные приемы для застройки, типы жилых домов. Архитектурными средствами можно устранить или снизить загрязнение воздушного бассейна, защитить жилье от шумового фона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо помнить о сохранении экологии человека - поддержании оптимального уровня шумовой и грязевой загрязненности окружающей среды, параметров микроклимата помещений, уровня комфортности человека.

Экологический комфорт жилой ячейки - малой структурной единицы студенческого дома - определяют пропорции комнат, естественное и искусственное освещение, ориентация, уровень инженерного оборудования (обеспечение хорошей вентиляцией, наличие электросети, радио- и телесети, достаточная звукоизоляция жилых комнат и др.)

При решении проблемы формирования архитектуры жилой студенческой среды важно не забывать, что сформированная человеком жилая среда сама воздействует на человека и во многом определяет его образ жизни.

Заключение

В статье рассмотрена проблема качества современной архитектурной организации жилой студенческой среды, выделены основные характеристики оптимальной среды, определено понятие комфорта. Сформулированы требования к организации жилой студенческой среды, обоснована необходимость разработки современных жилых студенческих городков.

Библиографический список

1. Абрамова, Р.П. Финляндия: студенческие общежития / Р.П. Абрамова, А.О. Ольхова // Архитектура. - 1987. - № 3. - С. 7.

2. Архитектурное проектирование жилых зданий : учеб. для вузов / М.В. Лисициан, В. Л. Пашковский, З.В. Петунина [и др.]; под ред. М.В. Лисициана, Е.С. Пронина. - М. : Стройиздат, 1990. - 488 с.

3. Общежития для молодежи / ЦНИИЭП жилища; ЦНИИЭП учебных зданий. - М. : Стройиздат, 1990. - 128 с.

4. Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации : справ. пособие к СНиП 2.08.02-89 Общественные здания и сооружения. - М. : Стройиздат, 1992. - 185 с.

5. Студент - 2003: информационно-аналитический отчет по материалам социологического исследования: науч. изд. / отв. ред. Ю.Р. Вишневский. - Екатеринбург : АПОС вузов Свердл. обл., 2003. - 142 с.

6. Студенческие общежития в Германии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gruppen.tu-bs.de/studver/VRSD/inforu.html#Wohnen.

7. Федюкин, И. Лучшие из высших / И. Федюкин // Власть. - 2007. - № 23 (727). - С. 24.

O.V. KROPOTOVA

QUALITY OF ARCHITECTURE OF MODERN STUDENT CAMPUSES

In contemporary society the quality of Russian education, considered in the light of creating the comfortable accommodations for students, leaves much to be desired.

The paper gives an overall evaluation of architectural organization of modem accommodations for students of Russian higher establishments. As a result prerequisites were revealed for creating the residential student campuses of Russian higher establishments with regard to modern social and cultural requirements and the latest state reforms. For solving the problem the analysis and summery of trends of modern Russian and foreign architecture, as well as the research works relating to this problem were carried out. As a result the characteristics of optimal students’ accommodations were identified with regard to their comfort.

УДК 725.75

А.Н. КОРЯКИНА, аспирант,

УралГАХА, Екатеринбург

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ СПА-КОМПЛЕКСОВ И ВЕЛНЕС-ЦЕНТРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

В данной статье рассматривается влияние спа- и велнес-концепций на архитектурные решения современных водно-оздоровительных центров. В ходе анализа примеров из зарубежного и российского опыта проектирования и строительства выделяются особенности функционально-планировочных, интерьерных решений спа-комплексов и велнес-центров, а также различия в подходах к решению внешнего облика, образа здания и к дизайну ландшафта.

В настоящее время в России происходит внедрение и развитие новых для нашей страны современных направлений оздоровительной индустрии -спа (spa) и велнес (wellness). Данные концепции отвечают растущим потребностям населения в области оздоровления и проведения досуга, а комплексы, создаваемые на основе данных концепций, представляют наибольший интерес для архитектурного исследования и требуют особого подхода при проектировании. Однако на сегодняшний день в России, несмотря на растущую актуальность вопросов о создании спа-комплексов и велнес-центров, не существует четкого понимания того, что представляет собой спа-культура или велнес-философия.

В современном понимании спа - это обозначение и минерального источника, и оздоровительного центра, и даже гидромассажного бассейна. Вел-нес, в свою очередь, трактуется как хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, благосостояние и т. д. В целом, несмотря на множество толкований, спа- и велнес-концепции подразумевают не только физическое, но и эмоциональное, интеллектуальное, духовное, социальное здоровье и гармонию. Основной целью образа жизни в стиле спа или велнес является открытие для самого себя мира и душевного равновесия, а также стремление сделать свою жизнь уравновешенной и гармоничной.

При проектировании и строительстве специализированных зданий водно-оздоровительных центров необходимо учитывать, что данные концепции

© А.Н. Корякина, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.