Научная статья на тему 'Проблема профессионального самоопределения педагога образовательного учреждения'

Проблема профессионального самоопределения педагога образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема профессионального самоопределения педагога образовательного учреждения»

изводственной практики, стажировке инженерно-педагогических работников, о совместной деятельности по оказанию услуг и т. д.

Третий этап, системообразующий, при этом должностные инструкции работников дополняются обязанностями по работе с социальными партнерами. В план работы учебного заведения включаются мероприятия по совместной учебно-профессиональной деятельности. Разрабатываются основные документы по социальному партнерству: договора, положения о практике учащихся, о стажировке мастеров производственного обучения, о работе территориальных (координационных) советов по профессиональной подготовке рабочих кадров, о согласовании учебно-методических пособий и материалов, о трудоустройстве выпускников.

УДК 377+378

О. Ю. Герасимова

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В современных условиях смены социального уклада жизнедеятельности общества изменяется содержание и форма общественных отношений, что коренным образом определяет инновационную направленность в устоявшихся понятиях и мироощущении личности. Поэтому совершенствование системы образования выступает как необходимость и в первую очередь отражается на педагоге, как трансляторе общественно-культурного опыта поколений.

Несмотря на то, что в условиях модернизации образования доминируют вопросы эффективной кадровой политики, большая часть педагогов в силу нестабильной ситуации в образовании, опасаются за свое профессиональное будущее, отмечая такие негативные последствия как низкий статус и недостаточная оплата труда.

Одним из направлений повышения уровня профессионального самоопределения педагога является интеграция усилий администрации, руководителя и педагога на основе мотивационного программно-целевого подхода.

Согласно гуманистической парадигме образования, управление профессиональным самоопределением педагога должно осуществляться с учетом принципов гуманистичности, демократичности, аналитичности и целенаправленности, синергетичности, так как по мере повышения уровня профессионального самоопределения возрастает стремление педагога к превращению в самоуправляемую систему. Современные принципы и методы уп-

равления заложены в мотивационном программно-целевом подходе (МПЦП) [2].

Основываясь на выделенных положениях и технологии МПЦП, мы полагаем, что наиболее полно отразить необходимые причинно-следствен-ные связи внутри изучаемого объекта, а также акцентировать внимание на значимых компонентах возможно при использовании метода моделирования (рис. 1).

Профессиональное самоопределение педагога представляет собой процесс переосмысления образа «Я - профессионал», отличающегося удовлетворенностью профессиональной деятельностью и гармонизацией смысложизненных ориентаций специалиста, готового к планированию собственного карьерного роста в ходе непрерывного процесса взаимодействия с профессией.

Управление профессиональным самоопределением педагога рассматривается нами как целенаправленное взаимодействие администрации образовательного учреждения и педагога по гармонизации отношений специалиста и профессии.

В структуре модели управления профессиональным самоопределением педагога были выделены следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический и результативный.

Целевой компонент модели позволяет проектировать результат деятельности. Поэтому поставленная генеральная цель и подцели имеют такую характеристику как диагностичность.

Генеральной целью является повышение уровня профессионального самоопределения педагога. Создание дерева целей происходит исходя из направления, заданного генеральной целью, а его структура в соответствии с логикой МПЦП разбивается на четыре последовательных уровня: «Хочу -могу - делаю - получаю» (рис. 2).

В результате построения дерева целей нами были сформулированы следующие цели, распределенные по указанным выше уровням деятельности.

Уровень «хочу»:

А1 - Активизация у членов педагогического коллектива потребности в самореализации, ведущей к апробированию нововведений в педагогической практике иосредствам внутренней мотивации достижения генеральной цели по повышению уровня профессионального самоопределения педагога.

Уровень «могу»:

А2 - Активизация профессиональной подготовленности педагогов в сфере профессионального самоопределения основываясь на системных знаниях сущности профессионального самоопределения, закономерностей, принципов, алгоритма деятельности.

Ком ПО МОНТ 1,1 —Г-*- Технологическая

• » ; системы || {• наполненость

упрлидснил і...

'ґц ;

пТУ- -— п.., Получаю

(по / Кі- Делаю

А

А,; Могу

Г А. ) Хочу

Принцип системности Принцип научности Принцип синергетичности

| Организационно I -методические

Индивидуально

-------- — -психологические!

Социально ! Карьерное

-экономические планирование

Управленческие коммуникации ' ;

Социально-психологическая стратегия \ Социально-психологическая тактика /’ Психолого-педагогическая поддержка } !

ос-

■'пс.

Показатели успешности

Гармонизация взаимодействий : педагога и образовательного І

Удовлетворенность

<*>[ Повышение

: ! уровня профессионализма

педагога профессиональной I

П1 П 2 ПЗ П4

ства; П5 П6 П 7 П 8

П 9

дения;

Рис. 1. Модель управления профессиональным самоопределением педагога ОУ на основе МПЦП

Уровень «делаю»:

- сформированность морально- нравственных позиций педагога;

- совершенствование мотивационной компетентности ;

- совершенствование рефлексивной компетентности; совершенствование позиции межпрофессионального сотрудниче-

повышение удовлетворенности профессиональной деятельностью; развитие профессионального мастерства;

- повышение уровня организованности труда педагога;

- служебно-профессиональный рост.

Уровень «получаю»: гармоничное взаимодействие педагога и образовательного учреж-

П10 - высокий уровень воспитанности и обученности учеников.

Реализуя модель управления профессиональным самоопределением педагога, необходимо учитывать ряд принципов. Мы выделили общие методологические принципы: системности, научности, синергетичности.

Принцип системности является детерминирующим и позволяет рассматривать процесс профессионального самоопределения педагога как целостность, управление которой предполагает взаимодействие и взаимосвязь динамически организованных компонентов (субъекта, объекта, дерева целей, управляющей программы, исполняющей программы) в контексте учета полномасштабного многоуровневого инфор-Рпс. 2. Дерево целей мационного поля в ракурсе исследования про-

повышения уровня блемы.

профессионального Принцип научности определяет научно-те-

самоопределения педагога ОУ с ~

к оретическую базу управленческой деятельнос-

ти руководителя ОУ, способствует совершенствованию практической деятельности администрации по повышению уровня профессионального самоопределения педагога.

Принцип синергетичности открывает дополнительные возможности для исследования новых существенных характеристик процесса профессионального самоопределения таких как «нелинейность», «открытость», «креативность», «самоорганизующее начало»; направляет эффективность и результативность этого процесса через мобилизацию внутреннего потенциала личности педагога и гармонизацию взаимодействия с профессиональным сообществом.

Содержательный компонент модели представлен разработкой нормы-образца для каждой цели, которые выглядят как качественные характеристики уровней профессионального самоопределения педагога образовательного учреждения.

Технологический компонент модели раскрывается через содержание управляющей программы (рис. 3).

В структуру управляющей программы входят следующие компоненты:

АС - анализ отношений педагога к повышению профессионального самоопределения;

АТ - анализ системных представлений педагога о сущности профессионального самоопределения, закономерностях, принципах, алгоритме;

А - анализ процесса управления профессиональным самоопределением педагога;

Дерево целей

I

©

могу

I

©

гц ПС - создание стимульных ситуаций, направ-

ленных на актуализацию потребности педагогов к

РС р ,

успешному профессиональному самоопределению; ПТ - планирование ряда педагогических сове-

ос

ПС

АС

КТ

ОТ

тов с целью обоснования значимости успешного п профессионального самоопределения педагога как л фактора повышения качества образования; пт П - планирование комплекса проблемных семи-

ат наров, индивидуальных и групповых консультаций,

методической работы с учетом целесообразного и Рис. 3. Структура рационального использования профессионально-

управляющей программы го и ЛИЧНОстного потенциала педагога;

ОС - реализация сконструированных стимульных ситуаций в процессе управленческого взаимодействия;

ОТ - проведение проблемных семинаров, индивидуальных и групповых консультаций;

О - реализация системы управления кадрами и методической работы с учетом индивидуального личностно-профессионального потенциала педагога;

КС - контроль за достижением цели с помощью реализации стимульных ситуаций;

КТ - контроль за проведением проблемных семинаров, индивидуальных и групповых консультаций;

К - контроль за результатами реализации системы управления кадрами и методической работы с учетом индивидуального личностно-профессионального потенциала педагога;

РС - регулирование сконструированных стимульных ситуаций в процессе реализации психолого-педагогической поддержки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РТ - регулирование проведения проблемных семинаров, индивидуальных и групповых консультаций;

Р - регулирование системы управления кадрами и методической работы с учетом индивидуального личностно-профессионального потенциала педагога.

Важнейшим структурным блоком технологического компонента выступает психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения педагога как форма реализации социально-психологической стратегии и соци-ально-психологической тактики. Поэтом}' в управлении образовательным учреждением, как отмечает Т. И. Шамова, на первый план выходит «не воздействие, приводящее часто к администрированию, а взаимодействие, сотрудничество, ведущие к реализации демократического управления» [2, с. 20].

Социально-психологическая стратегия заключается в переводе социально-значимых целей повышения уровня профессионализма в личностно-зна-

чимые мотивы профессионального самоопределения педагога. Социальнопсихологическая тактика отражается в подведении базы убеждения под частные задачи повышения уровня профессионального самоопределения педагога.

Под психолого-педагогической поддержкой мы понимаем специально организованную деятельность администрации образовательного учреждения по созданию условий для проявления педагогом своей индивидуальности с целью дальнейшего совершенствования уровня профессионального мастерства, участие педагога в планировании карьерного развития.

Целенаправленность и целостность использования эффективных форм и методов профессионального самоопределения достигается лишь в процессе создания и реализации плана развития карьеры педагога, поэтому карьерное планирование выступает необходимым условием повышения уровня профессионального самоопределения педагога.

Карьерное планирование рассматривается нами как специально организованная коллегиальная деятельность педагога, руководителя и администрации ОУ, целью которой является письменная фиксация образа профессионального будущего педагога. Создание организационно-методических условий направленно на гармонизацию личностно - профессиональных ориентаций педагога и целей конкретного образовательного учреждения. Социально-экономические условия выражаются в создании материально-технической базы для повышения профессиональной квалификации педагогов, развития организационной структуры коллектива, стимулирования дальнейшего служебного роста специалистов.

Индивидуально-психологические условия отражают психологическую готовность руководителя ОУ к управлению профессиональным самоопределением педагога, активизацию у педагогического коллектива внутренних мотивационных механизмов творческого понимания проблемы и желание сотрудничав в данном ключе.

Результативный компонент модели представлен в виде конечных показателей успешного профессионального самоопределения педагога:

- гармонизация взаимодействия педагога и образовательного учреждения;

- удовлетворенность педагога профессиональной деятельностью;

- повышение уровня профессионализма педагога.

Оценка эффективности управления профессиональным самоопределением происходит на основе критериальных характеристик и квалимет-рических правил.

Таким образом, основываясь на методологических принципах мотивационного программно-целевого управления и обобщая данные, полученных в процессе опытно-экспериментальной работы, можно сделать вывод

о существовании определенной закономерности: уровень профессионального самоопределения педагога зависит от качества и интенсивности пси-

холого-педагогической поддержки руководителя, а также создания организационно-методических, социально-экономических, индивидуально-психологических условий, карьерного планирования. Чем выше уровень профессионального самоопределения, тем отчетливее проявляется стремление педагога к повышению профессионального мастерства. Поэтому управление процессом профессионального самоопределения педагога в условиях образовательного учреждения, включающее все выше перечисленные компоненты технологии может обеспечить стимулирование деятельности педагога по повышению профессионального уровня, что, в свою очередь, окажет позитивное воздействие на качество образованности и воспитанности учеников.

Библиографический список

1. Шалаев, И. К. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика [Текст] / И. К. Шалаев - Барнаул: Издательство БГПУ, 2000. - 271 с.

2. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова -М.: Академия, 2005 . - 384 с.

УДК 378+37.0

И. П. Финский

КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Патриотизм является естественным стержневым качеством человека, одним из самых глубоких чувств, выработанных в обществе многовековой социальной практикой. В демократическом обществе выбор личностью патриотической или антипатриотической (космополитической) линии отношения к стране проживания является делом совести.

Для военных кадров Российской армии дело обстоит иначе. Требования военного законодательства и Приказов МО РФ предписывают формирование у них качеств гражданина и воина-патриота [1, с. 160]. Патриотизм офицерского состава в них отнесен к его профессиональным качествам.

Очевидно, это справедливо. Учитывая особый характер воинского труда армии ведущих стран мира, в том числе тех, кого подчеркнуто относят сегодня к «демократическим» и «цивилизованным» (США, ФРГ, Англия, Франция, Израиль) воспитывают военнослужащих в духе патриотизма [2; 3].

Историей военного дела неопровержимо доказано, что значимость связанного с патриотизмом морального фактора в любой войне является пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.