Научная статья на тему 'Социально-педагогический потенциал процесса формирования нравственно-эстетических ценностей студентов в условиях общежития'

Социально-педагогический потенциал процесса формирования нравственно-эстетических ценностей студентов в условиях общежития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕЖИТИЕ / СТУДЕНТЫ / ПРОЦЕСС / ФОРМИРОВАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / FORMING / A HALL OF RESIDENCE / STUDENTS / PROCESS / ORGANIZING / INFRASTRUCTURE / MORAL - ETHIC VALUES / SOCIAL - PEDAGOGICAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Р. А.

В статье Р.А. Алексеевой рассматривается жилищно-бытовая, культурно-досуговая и спортивно-досуговая инфраструктура студенческого общежития. Общежитие определяется как социальный институт, обладающий собственным социально-педагогическим потенциалом и определенными ресурсами для осуществления воспитательной деятельности. Организация процесса нравственно-эстетического воспитания помогает раскрыть индивидуальные и творческие способности студентов, вырабатывать активное жизненное формирование нравственных и эстетических ценностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE ORGANIZING PROCESS OF THE MORAL-ETHIC VALUES OF THE STUDENTS LIVING IN THE HALL OF RESIDENCE

The article by R.A. Alekseeva deals with the living conditions, cultural, sport and leisure time infrastructure of the hall of residence. The hall of residence is determined as a social institution having its own social pedagogical potential and define resourses for the realization of the educational activity. The organization of the process of the moral ethic upbringing (education) helps reveal individual and creative abilities of the students, develop the active vital position, bring up the responsibility and as a whole it is aimed at the development and forming of the moral ethic values of the students.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический потенциал процесса формирования нравственно-эстетических ценностей студентов в условиях общежития»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕЖИТИЯ

Р.А. АЛЕКСЕЕВА,

соискатель МГППУ, заместитель директора по воспитательной работе Звенигородского финансово-экономического колледжа

Аннотация. В статье Р.А. Алексеевой рассматривается жилищно-бытовая, культурно-досуговая и спортивно-досуговая инфраструктура студенческого общежития. Общежитие определяется как социальный институт, обладающий собственным социально-педагогическим потенциалом и определенными ресурсами для осуществления воспитательной деятельности. Организация процесса нравственно-эстетического воспитания помогает раскрыть индивидуальные и творческие способности студентов, вырабатывать активное жизненное формирование нравственных и эстетических ценностей студентов.

Ключевые слова: студенческое общежитие, студенты, процесс, формирование, forming, инфраструктура, нравственно-эстетические ценности, социально-педагогический потенциал.

SOCIAL-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE ORGANIZING PROCESS OF

THE MORAL-ETHIC VALUES OF THE STUDENTS LIVING IN THE HALL

OF RESIDENCE

R.A. ALEKSEEVA,

candidate of Moscow City Psychological Pedagogical University, educational deputy director of Zvenigorod Finance Economic College

Annotation. The article by R.A. Alekseeva deals with the living conditions, cultural, sport and leisure time infrastructure of the hall of residence. The hall of residence is determined as a social — institution having its own social — pedagogical potential and define resourses for the realization of the educational activity. The organization of the process of the moral — ethic upbringing (education) helps reveal individual and creative abilities of the students, develop the active vital position, bring up the responsibility and as a whole it is aimed at the development and forming of the moral — ethic values of the students.

Key words: a hall of residence, students, process, organizing, forming, infrastructure, moral — ethic values, social — pedagogical potential.

Социально-воспитательная деятельность со студентами в общежитии представляет собой совокупность мер и действий, направленных на реализацию социально-педагогических возможностей и использование имеющихся ресурсов социальных институтов государства и общества, а также институтов студенческой среды в обеспечении учебной, жилищно-бытовой, культурно-досуговой сфер деятельности обучающихся. Эта деятельность является составной частью воспитательной системы студенческого социума наряду с воспитательным компонентом в учебной деятельности, социально-педагогическим потенциалом уклада студенческого общежития. Социум общежития располагает значительным социально-педагогическим потенциалом, способным к позитивному влиянию на личность, и является составной неотъемлемой частью российского общества, которая представляет собой объединение людей с высоким общественно значимым характером социальных функций, исторически сложившимся образом

жизни, субкультурой отношений и поведения, спецификой нравственных, эстетических императивов и духовных ценностей. Направленность воздействия социума общежития в значительной мере определяется степенью развития социально-педагогической культуры педагогов, воспитателей, а также общим уровнем развития студентов. Социальные отношения и социально-педагогическая деятельность нуждаются объективно в оформлении, в организации, в закреплении (семья, государство, школа, суд и др.). Исторически сложившейся нормативной организационной формой человеческой деятельности является социальный институт — «это более сложное образование социума, потому что в нем задействованы люди с их потребностями, способностями, деятельностью и отношениями» [1, с. 52]. Каждый социальный институт имеет собственную структуру и определенную нормативность деятельности: устав, кодекс, правила, регламентации и т.д. Нормативность является гарантией стабильности, устойчивости института.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Полагаем необходимым представить сущностные признаки общежития как воспитательного института учреждения среднего профессионального образования (далее — УСПО):

— место компактного проживания студентов является формой общественного существования обучающихся, которая отражает многовековой опыт народов нашего Отечества во взаимодействии, сотрудничестве, взаимопомощи, социальном контроле поведения, общении, сопереживании;

— общежитие студентов УСПО объективно выступает гарантией соблюдения государственного стандарта защиты прав и интересов обучаемых в вопросах приобретения образования, возможностей самообразования, отдыха, занятия спортом;

— общежитие, с точки зрения педагогических конструктов, обладает множеством «дополнительных» средств социально-педагогического влияния на процесс становления и развития нравственно-эстетических ценностей студентов (соревнование, совместный социально полезный труд и свободное времяпровождение);

— место компактного проживания как среда обитания и среда свободного культурно-досугового времяпровождения объективно способствует развитию социальных инициатив студентов, участию в творческой самодеятельности, включенности в социальную деятельность и социальные отношения;

— студенческое общежитие является «субъектом» формирования социальных потребностей студентов и мотивации к будущей профессиональной деятельности посредством различных форм воспитательной работы.

Таким образом, место компактного проживания студентов (общежитие) — это динамичная, социально активная форма общественного существования обучающихся. Общежитие как социальный институт совершенствования личности будущего специалиста обладает собственным социально-педагогическим потенциалом и определенными ресурсами. Данный потенциал включает совместно с преподавателями и воспитателями учебную и общественную работу, культурно-досуговую деятельность, спортивно-оздоровительные мероприятия. Студенческое общежитие УСПО имеет достаточно развитую социально-педагогическую инфраструктуру, которая включает:

1. Жилищно-бытовой комплекс, где кроме жилых комнат имеется все необходимое для удовлетворения жилищно-бытовых потребностей студентов (столовая, медпункт, душевая, постирочная, камера хранения и др.).

В то же время существует динамичная часть социума — деятельность специалистов, осуществляющих социально-воспитательную работу со студентами, где ведущую роль в организации процесса нравственно-эстетического воспитания играет культурно-досуго-вая и спортивно-оздоровительная инфраструктура.

2. Культурно-досуговый комплекс — библиотека, читальный зал, телевизионная, фойе общежития, комната для гостей.

3. Спортивно-оздоровительный комплекс — тренажерный зал, теннисная, лыжная база.

4. Собственно социально-педагогический комплекс — комната воспитателей, кабинет начальника хозяйственного отдела.

5. Орган студенческого самоуправления — Совет общежития.

Организация процесса нравственно-эстетического воспитания помогает раскрыть индивидуальные и творческие способности студентов, вырабатывать активную жизненную позицию, воспитывать чувство ответственности и в целом направлено на развитие и формирование нравственных и эстетических ценностей обучающихся.

Специалисты, организующие воспитательную работу со студентами, используют определенные социально-педагогические технологии. «Технологии социально-педагогической работы — это средство реализации достижения социальных наук в образовательном пространстве с учетом закономерностей воспитания и развития социальной активности учащегося и его микроокружения» [2, с. 9]. Сюда относятся:

— организационная работа — это общие собрания студентов, заседания Совета общежития, которые проводятся один раз в месяц по различным вопросам жизнедеятельности обучающихся. Совет общежития работает в соответствии с планом. Свою работу он координирует с воспитателями общежития, педагогом-организатором и заместителем директора по воспитательной работе;

— деятельность лектория по разработанной тематике с психологом, с фельдшером общежития и врачами-специалистами, с работниками правоохранительных органов, со служителями церкви;

— экскурсионные программы, организуемые один раз в два месяца;

— поездки на телепередачи «Кулинарный поединок», «Суд идет», «Вера, Надежда, Любовь»;

— посещение театров г. Москвы;

— культурно-массовые мероприятия: вечера землячеств; осенний бал; новогодний карнавал; вечер поэзии и романса; концертные и конкурсные программы; игры; тематические чаепития и дискотеки.

Как известно, личность может развиваться только при активном взаимодействии с окружающим миром (средой). В этом плане учебное заведение, в том числе и общежитие, самым тесным образом сотрудничает со всеми культурными и досуговыми объединениями и организациями Звенигорода. Это активное сотрудничество с комитетом по спорту и делам молодежи Звенигорода, участие в обсуждении молодежных программ города и области. Два раза в год студенты проходят обучение в Школе молодежного актива,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

участвуют в городских конкурсах, в различных спортивных соревнованиях.

Весь перечисленный комплекс мероприятий помогает раскрыть творческие и индивидуальные способности студентов, воспитывает чувство ответственности, вырабатывает активную жизненную позицию и в целом направлен на развитие нравственно-эстетических и духовных ценностей обучающихся.

Итак, анализ полученного эмпирического знания о состоянии нравственно-ценностной сферы студентов колледжа позволяет определить иерархию ценностей, выявить особенности их ценностного отношения к миру, к людям и к себе и их представления о морально-эстетических понятиях как ценностях и ценностных ориентирах в финансово-экономической деятельности. Формирование культуры и правил поведения, самоутверждение личности молодого человека приемлемым для условий современного российского общества способом — одна из основных парадигм преобразования характера жизнедеятель-

ности людей. Социально-педагогический потенциал воспитания личности представляет сложную совокупность воздействий на психологию индивида и человеческих сообществ, реализуемых для того, чтобы обеспечить успешность формирования и развития самодостаточной составляющей человека, способного к нравственным поступкам в современной социальной ситуации, демонстрировать умение адекватного восприятия окружающего мира, самостоятельного определения ценностей жизненных позиций и устремлений.

Литература

1. ЗеленоеЛ.А. Социология города: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2000. - 192 с.

2. Социально-педагогические технологии в деятельности образовательного учреждения: Учеб. пособие для студ. вузов по специальности «Социальная педагогика», «Социальная работа» / Под ред. Торохтия В.С. М.: АНО «СПО «СОТИС», 2007. 384 с.

ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

О.Н. АРТЕМЕНКО, кандидат педагогических наук, СГУ

Аннотация. В статье описываются дидактические умения учителя начальных классов как системная совокупность, определяющая не только процесс усвоения знаний, специфику учебно-познавательной деятельности школьников, но и качество управления учебным процессом.

Ключевые слова: педагог, профессиональная педагогическая деятельность, дидактические умения, учебно-познавательная деятельность школьников.

INFLUENCE OF DIDACTIC ABILITIES OF THE TEACHER ON EFFICIENCY OF THE ORGANIZATION OF UCHEBNO-INFORMATIVE ACTIVITY OF SCHOOLBOYS

O.N. ARTEMENKO, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university

Annotation. In article didactic abilities of the teacher of initial classes as the system set defining not only process of mastering of knowledge, specificity of uchebno-informative activity of schoolboys, but also quality of management are described by educational process.

Keywords: the teacher, professional pedagogical activity, didactic abilities, uchebno-informative activity of schoolboys.

В условиях личностно-ориентированного обучения необходимо предоставить каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт,

возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, в процессе изучения и усвоения научных знаний, заданных в содержании разных учебных предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.