УДК 378 Х.Б.ТОШЕВА
ББК 74,58
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕЖИТИЯ
Студенческая жизнь имеет свои особенности. И в этом плане студенческая жизнь в условиях общежития выделяется как-то по-особому. Вчерашним выпускникам общеобразовательных школ предстоит начинать новую жизнь. От уровня их адаптации к новой жизни зависит уровень их общего и профессионального развития. «Адаптация (от латинского adapto - приспособляю) -приспособления строения и функции организма, его органов и клеток к условиям среды» (1, 8).
Студенту приходится жить в новой социально-бытовой среде, в бытовой среде общежития, которая имеет не только определенную общность с семейно-бытовой средой, но и существенные различия. Схематически это можно изобразить в следующем виде:
переход - адаптация
Семейно- бытовая среда Студенческая бытовая среда _ общежития
S проблема противоречие >
*
Таблица №1.Адаптация студента к студенческой бытовой среде.
В семейно-бытовой среде руководящую и организаторскую роль при планировании, организации, контроле, оценке и анализе семейно-бытовой деятельности выполняют родители. В этом плане дети, как члены семьи, играют второстепенную роль. В условиях студенческой бытовой среды общежития главную организаторскую функцию выполняют сами студенты. В этом отношении воспитатели могут выполнять лишь функцию консультантов. Несомненно, определенную роль играет и подражание студентов своим родителям. Естественно, перенос этого опыта в новые условия предполагает определенного творческого подхода. С другой стороны, все это подразумевает активное включение детей к планированию, организации, контролю, оценке и анализу семейно-бытовой деятельности, что является одним из важных элементов социализации, включения детей во взрослую, самостоятельную жизнь. Этот вопрос также должен стать предметом семейного воспитания, поскольку это как бы подготавливает полезную, прагматическую почву для адаптации будущих студентов к условиям самостоятельной организации бытовой деятельности в условиях общежития.Задачи родителей студентов не только в финансировании их материальных запросов, но и в оказании им помощи в планировании, организации, контроле, оценке их бытовой деятельности, что значительно оптимизирует их адаптацию к новым условиям. Также важную роль в переходе-адаптации играет уровень воспитанности, уровень сформированности мировоззрения, уровень культуры поведения, уровень сформированности житейского опыта студентов. Если указанные уровни высоки, то естественно переход-адаптация осуществляется оптимально, если же-низки, то, наоборот, переход-адаптация протекает с перебоями или же вовсе не происходит.
Опыт показывает, что студенты свой стиль и образ жизни в условиях общежития в основном подстраивают на основе стиля и образа жизни своих родителей, но есть и студенты, которые ориентируются в этом плане на других субъектов, которые выступают для них в качестве идеала, эталона для подражания. Составление режима дня, режима питания и сна, режима умственного труда и досуга - все это студенты в какой-то степени составляют сами. В этом проявляется уровень их самостоятельности. В принципе, организация бытовой среды, бытовой, деятельности в условиях общежития зависит от морально-волевых качеств личности студентов, таких как организованность, дисциплинированность, инициативность, целенаправленность. Эти качества особенно явнопроявляются при планировании и организации финансово-хозяйственной деятельности. Студенту приходится решать следующие задачи: «Как разумно тратить деньги?», «Как организовать питание?», «Как составить режим дня?»,«Как готовиться к занятиям?», «Как провести свободное время?» и многие другие. Правильное решение этих вопросов влияет на физическое,умственное и эстетическое развитие студентов. Физическое развитие является основой умственного развития, оно выступает как фундамент умственного развития, умственного труда,
не зря народная мудрость гласить:«В здоровом теле-здоровый дух».С практичной точки зрения не менее важен вопрос выбора друзей в условиях общежития: «С кем дружить?»-отнюдь не второстепенный вопрос.Неправильный выбор друзей может отрицательно влиять на формирование нравственного сознания и поведения студентов, можеть способствовать появлению вредных привычек.
Таким образом, переход-адаптация от семейно-бытовой среды к условиям бытовой среды общежития связан с преодолением определенных сложностей и трудностей, которые требуют от студентов мобилизации нравственно-волевых качеств. Организация бытовой жизни, бытовой деятельности в условиях общежития предлагает доскональный анализ данного вопроса. «В сферу быта входят периодически повторяющиеся, обыденные виды жизнедеятельности, нормы и ценности которой воспринимаются человеком как естественные, необходимые и привычные. Наиболее устойчивые элементы быта выступают в форме обычаев и ритуалов, а в бытовых нововведениях значительную роль играет мода»(2,22). Применительно к бытовой деятельности студентов в условиях общежития можно выделить следующие её виды:
1) труд по сохранению чистоты и порядка в общежитии;
2) труд, связанный с самообслуживанием;
3) занятия, связанные с соблюдением нормы личной гигиены;
4) занятия, посвященные и связанные физическому развитием(утренняя гимнастика, вечерняя прогулка, занятия в спортивных секциях);
5) занятия, связанные с удовлетворением физиологических потребностей (питание);
6) повседневное общение с другими студентами;
7) досуговое общение с целью отдыха, развлечения и обмена мнениями;
8) повседневная культурная жизнь, связанная с занятием теми или иными видами искусства.
В зависимости от уровня организации бытовой жизни, бытовой деятельности студентов можно подразделить на три группы, каждая из которых имеет свои специфические особенности.
К первой группе относятся студенты с высоким уровнем организации бытовой деятельности, бытовой культуры. Эти студенты характеризуются образцовым способом организации бытовой жизни. Для них привычно соблюдение личной гигиены, норм санитарной гигиены в условиях общежития.Для них также характерно вежливое общение с другими студентами, с персоналом по воспитанию.Данная категория студентов четко соблюдает режим дня, питания,сна, режим умственного труда и отдыха. Эта группа студентов активно занимается физической культурой и спортом.Они также занимаются теми или иными видами искусства.
Вторая группа студентов характеризуется тем, что они в целом правильно организуют свою бытовую деятельность,хотя допускают незначительные ошибки,отклонения от норм организации бытовой деятельности. Это проявляется в нарушении норм соблюдения личной гигиены, норм санитарной гигиены в общежитии, норм поведения в общежитии. Но это случается редко. Они также допускают незначительные отклонения и нарушения режима дня, умственного труда, режима питания и отдыха.Хоть медленно и с перебоями,они привыкают к самостоятельной бытовой жизни в условиях общежития.
Третья группа студентов-это студенты с низким уровнем культуры поведения в быту в условиях общежития. Им характерно частые нарушения норм бытовой жизнедеятельности. Это проявляется в невежливом отношении к другим студентам, в создании конфликтных ситуаций. Не говоря об отсутствии режима, четкого соблюдения режима умственного труда,питания,сна и отдыха. Это в основном избалованные дети-результат низкой культуры семейного воспитания. Поэтому часто такая категория студентов не может привыкнуть к условиям общежития. При первой же возможности они переселяются в частные квартиры и живут отдельно.
Вместе с тем студенческая жизнь также переход-адаптация от одной образовательной среде к другой образовательной среде,который связан с преодолением образовательных трудностей и сложностей, вытекающих из образовательных противоречий и требующих решения образовательных проблем.Схематические это можно выразить следующим образом:
переход - адаптация
Школьная образовательная среда Вузовская образовательная среда
образовательное противоречия " образоватеьные проблемы >>
Рисунок №2. Адаптация студента к образовательной среде вуза
Переход-адаптация к новой образовательной среде - это переход к новой субъектно-образовательной среде: к новым преподавателям, к новой группе обучающихся. Также это переход-адаптация к новой объектно-образовательной среде: к новым учебным зданиям, аудитории, лаборатории, мастерским, библиотекам. Наряду с этим это также переход-адаптация к новой технике и технологии обучения. Одно дело технология обучения в средней образовательной школе и совсем другое-технология обучения в вузе, которая отличается от содержания среднего образования, как в количественном, так и в качественном плане.
В совокупности все это создает для студента определенные сложности и трудности образовательного характера. Для студентов живущих в условиях общежития, создаются соответствующая материально-техническая база для успешного преодоления образовательных противоречий и оптимального решения образовательных проблем. На основе всего вышесказанного и организуется воспитательная работа со студентами, живущими в общежитии. Цель, задачи, содержание, принципы, методы и формы организации воспитательной работы со студентами, живущими в общежитии, должны быть ориентированы на оптимизацию студентов в бытовой жизни общежития и в образовательной системе вуза.
При этом учитываются возрастные, групповые и индивидуальные особенности студентов. Воспитательная работа призвана оптимизировать формирование сознания и поведения студентов,исходя из бытовой жизни общежития и образовательной системы вуза. Воспитательная работа должна способствовать совершенствованию планирования, организации, контроля и анализа бытовой деятельности в системе бытовой жизни и учебно- познавательной деятельности студентов в образовательной системе вуза. В данном случае должны быть реализованы принципы научной организации быта и умственного труда студентов.
Администрация вуза должна способствовать учучшению материально-технической базы общежития в плане организации бытовой жизни и функционирования образовательной системы. Здесь имеется в виду создание условий для разумной организации питания, сна, отдыха, умственного труда, занятия спортом, физической культурой, искусством. Отдельно стоит сказать о наличии библиотеки, доступе к интернету,дежурстве преподавателей вуза, организация методической помощи в плане перехода-адаптации к образовательной системе вуза. Также воспитательная работа организуется исходя из уровня готовности студентов к бытовой жизни общежития и уровня их готовности к деятельности в образовательной системе вуза. Это позволяет более адекватно и адресно оказать им методическую помощь в плане перехода-адаптации к новым условиям.
Несомненно, студенческая жизнь является важным этапом общего и профессионального развития будущих специалистов. Они оказываются на пороге вступления во взрослую, самостоятельную жизнь. И многое тут зависит от приобретения ими положительного опыта жизнедеятельности, формирования у них научного мировоззрения, их ориентации на сознательное русло. При этом исходную позицию занимает осознание ими смысла жизни, смысла выбора профессии, создания объективных и субъективных условий для полной самореализации. Главная задача воспитателей, особенно, кураторов, а также преподавателей кафедр общей педагогики и психологии заключается в оказании им помощи в планировании, организации, контроле, оценке, анализе бытовой жизнедеятельности и включении в образовательную систему вуза способом самовоспитания, которое является основой самопланирования, самоорганизации, самоконтроля, самооценки и самоанализа бытовой и учебно-познавательной деятельности. Ибо самостоятельность студента является главным ядром самоориентации и самофункционировании в новой среде, таковым является вуз для студента.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Краткий психологический словарь/Сост.Л.А.Карпенко;Под общ.ред.А.В.Петровского,
М. Г.Ярошевского. -М. :Политиздат, 1985.-431с.
2. Краткий словарь по социологии/Под общ. ред.Д.М.Гвишианы,Н.И.Лапина;Сост.
Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова.-М.:Политиздат, 1988.-479с.
3. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности/П.А.Шавир.-
М.: Педагогика, 1981.-96с.
4. Шевченко, М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников»/М.Ф.Шевченко.-
Спб.:Речь, 2007.-168с.
REFERENCES:
1. Brief Psychological Glossary/ Compiler: L.A. Karpenko, under the general editorship of
A.V.Petrovsky, M.G.Yaroshevsky.-M.: Politizdat, 1985. - 431 p.
2. Brief Sociological Glossary/under the general editorship of D.M.Grishiani, N.I.Lapina. Compiler: E.M.Korzheva, N.F.Naumova,-M:Politizdar, 1988.- 479 p.
3. Shavir,P.A.Psychology of Professional Self-Determination in Early Youth/P.A.Shavir.-M.: Pedagogy,1981.-96 p.
4. Shevchenko,M.F.Training "Vocational-Guidance for Senior Forms Pupils'TM.F.Shevchenko.-SPb.:
Speech, 2007. - 168 p.
Оид ба баъзе масъалахои мутобицшавии донишцуён ба Хаёти донишцуй дар шароити хобгох
Вожауои калиди: мутобицшавй, уаёти донишцуй, хобгоу, уаёти маишй, мууити маишии хобгоу, фаъолияти маишй, низоми таусилоти мактаби олй, мууити таусилоти мактаби олй, фаъолияти таълимию маърифатй, ёрии методй, дарацаи омодагй ба уаёти мустацилона
Мацола роцеъ ба масъалауои мубрами имрузаи такмили назария ва амалияи омодасозии мутахассисони баландихтисос бахшида шуда, хусусиятуои уаёти донишцуй ва мутобицгардии вай ба шароити зист дар хобгоу мавриди назар царор гирифтааст. Муаллиф диццати асосиро ба давраи гузариш - мутобицгардии донишцу аз мууити хонавода ба мууити хобгоуи донишцуй ва аз мууити таълимии мактаби миёна ба шароити таълимии мактаби олйравона менамояд. Кор дар асоси якцоя мавриди истифода царор додани методуои назариявй ва амалии педагогй ба анцом расонида шудааст. Чунин методуо ба монанди шаклбандй ва моделонии равандуои равоншиносй - педагогй, мушоуидаи педагогй ва таулили педагогии уаёти донишцуён дар шароити хобгоу истифода бурда шудаанд. Кор дорои характери байнифаннй мебошад, зеро муаммои тадцицшаванда ва тарзи уалли он дар пайвастагии илмуои педагогика, равоншиносй ва ицтимоиёт ба анцом расонида шудааст. Мацола маънои мафууми мутобицшавиро нисбат ба мууити мактаби олй шару медиуад. Маводи нав доир ба мавзуи тадцицот цамъбаст гардида, мафуумуои гардиш - мутобицшавй, уаёти донишцуии мууити хобгоу ба гардиши илмй ворид карда шуданд. Аз цониби муаллиф се дарацаи ташкили уаёт пешниуод гардиданд: гурущ якум - дарацаи баланд; гурущ дуюм - дарацаи миёна; гурущ сеюм - дарацаи паст. Чунин назар таваццущ мутахассисони соуаи идоракунии мактаби олиро ба худ цалб хоуад намуд. Диццати бештар нисбат ба банацшагирй ва ташкили коруои тарбиявй дар хобгоу дода шудааст. Тацрибаи педагогй доир ба мавзуи тадцицот цамъбаст гардидааст. Дар хотима хусусиятуои ташаккули сифати мустацилиятнокй, ки дар мутобицшавии дониш цуён нисбат ба уаёти донишцуй мацоми уалкунанла мебозад, шару дода шудааст.
О некоторых вопросах адаптации студентов к студенческой жизни в условиях общежития
Ключевые слова: адаптация, студенческая жизнь, общежитие, бытовая жизнь, бытовая среда общежития, бытовая деятельность, вузовская образовательная среда, учебно-познавательная деятельность, методическая помощь, уровень готовности к самостоятельной жизни
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме оптимизации теории и практики подготовки высококвалифицированных кадров. Раскрывается особенности студенческой жизни в условиях общежития. Основное внимание автор акцентирует на переход - адаптации студентов от семейно - бытовой среды к студенческой бытовой среде общежития и от школьной образовательной среды к вузовской образовательной среде. Работа проведена на основе рационального сочетания теоретических и эмпирических методов педагогического исследования. Таковыми методами являются формализация и моделирование психолого - педагогических процессов, педагогическое наблюдение и педагогический анализ жизнедеятельности студентов в условиях общежития. Работа имеет междисциплинарный характер, поскольку исследуемая проблема и способы её решения выполнены на стыке педагогики, психологии и социологии. Статья раскрывает содержание понятия адаптация применительно к вузовской среде. Обобщен новый материал по исследуемой теме, вводятся в научный оборот понятия переход - адаптация, студенческая бытовая среда общежития. Автором предложены три уровня организации бытовой жизни: первая группа -высокий уровень; вторая группа - средний уровень; третья группа - низкий уровень. Такой взгляд будет интересен специалистам в области вузовского управления. Значительное внимание уделяется планированию и организации воспитательной работы в общежитии. Обобщается педагогический опыт по исследуемой проблеме. В заключении раскрываются особенности формирования качества
самостоятельности, которая играет решающую роль в адаптации студентов к студенческой жизни.
On Some Issues Related to Studentsл Adaptation to the Life under the Conditions of Hostel Key words: adaptation, student's life, hostel, every day life, every day of hostel environment, everyday life activity, higher school educational environment, educational-cognitive activity, methodic aid, level of readiness to self-sufficient life
The article dwells on the problem being for today - it is optimization of theory and practice concerned with a preparation of highly qualified human resources. The peculiarities of student's life under hostel conditions of are disclosed. The author's central attention is concentrated on the issue of transition - student s adaptation to the new environment he(she) whirls in after the in the family, to higher school educational mileu from that one of secondary school. The work has been conducted on the basis of rational combination of theoretical and empirical methods of pedagogical research. Such methods are: formalization and modelling of psychologico-pedagogical processes, pedagogical observation, pedagogical analysis of students' life activity under hostel conditions. The work bars an interdisciplinary character as the problem researched and the ways of its solution have been carried at the junction of pedagogy, psychology and sociology. The author discloses the notion of «adaptation» in reference to higher school milieu. The new material on the explored theme is generalized, such notions as «transition», «adaptation», «everyday hostel life of students» are introduced into usage. The author proposes three levels of everyday life organization: the first group - high level; the second group - middle level; the third group - low level. This type of outlook will be interesting for experts working in high school spheres. Considerable attention is paid to planning and organization of upbringing work in a hostel. Pedagogical experience related to the problem explored is generalized.
In the conclusion the author discloses the peculiarities of the formation of the quality of self-sufficience which plays a decisive role in students' adaptation to their new life.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Тошева Холбибй Бобоцоновна, сармуаллимаи кафедраи педагогикаи умумии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Чумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд ),E-mail: [email protected]
Сведения об авторе:
Тошева Холбиби Бободжоновна, старший преподаватель кафедры общей педагогики Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республики Таджикистан, г.Худжанд),E-mail: [email protected]
Information about the author:
Tosheva Kholbibi Bobojonovna, senior lecturer of the department general pedagogy under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]