Научная статья на тему 'Студенческие организации как инструмент формирования социально-воспитательной среды вуза'

Студенческие организации как инструмент формирования социально-воспитательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
816
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / HIGH EDUCATION / HIGH SCHOOL / STUDENT ORGANIZATION / SOCIAL-CULTURAL PROBLEM / SELF-ORGANIZATION / PATRIOTIC EDUCATION STUDENT / MORALLY-MORAL EDUCATION STUDENT / SOCIAL-UPBRINGING THE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенашенко Василий Савельевич, Комбарова Мария Николаевна, Конькова Елена Алексеевна

Показано, что наиболее эффективным средством морально-нравственного, духовного, патриотического воспитания студентов является создание общественных студенческих организаций. Деятельность этих организаций должна быть направлена на решение конкретных социально-культурных проблем, обеспечение необходимых условий для самоорганизации внеучебной деятельности студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сенашенко Василий Савельевич, Комбарова Мария Николаевна, Конькова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The student organizations as instrument of the formation social-upbringing of the environment of the high school

It is shown by that the most efficient facility morally-moral, spiritual, patriotic education student is a creation public student organization. Activity these organization must be directed on decision concrete socialcultural problems, ensuring the necessary conditions for self-organization out-of-studies to activity student

Текст научной работы на тему «Студенческие организации как инструмент формирования социально-воспитательной среды вуза»

В. С. Сенашенко, Е. А. Конькова, М. Н. Комбарова

СТУДЕНЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Показано, что наиболее эффективным средством морально-нравственного, духовного, патриотического воспитания студентов является создание общественных студенческих организаций. Деятельность этих организаций должна быть направлена на решение конкретных социально-культурных проблем, обеспечение необходимых условий для самоорганизации внеучебной деятельности студентов.

Ключевые слова: высшее образование, высшая школа, студенческие организации, социально-культурные проблемы, самоорганизация, патриотическое воспитание студентов, морально-нравственное воспитание студентов, социально-воспитательная среда.

V. S. Senashenko, E. A. Konkova, M. N. Kombarova

The student organizations as instrument of the formation social-upbringing of the environment of the high school

It is shown by that the most efficient facility morally-moral, spiritual, patriotic education student is a creation public student organization. Activity these organization must be directed on decision concrete social-cultural problems, ensuring the necessary conditions for self-organization out-of-studies to activity student.

Keywords: high education, high school, student organization, social-cultural problem, self-organization, out-of-studies to activity student, patriotic education student, morally-moral education student, social-upbringing the environment.

Студенческие годы — это пора формирования у наиболее активной части молодежи ценностных установок современного мира. Сегодня наша страна сталкивается с трансформацией ценностных ориентиров личности, девальвацией ценностных установок, доминированием сугубо экономических интересов, снижением критериев в оценке собственных поступков. Изменились они и у молодежи, обучающейся в вузе. Поэтому студенческий коллектив выступает сегодня в качестве серьезной экспериментальной площадки, на которой проходят испытание на прочность новые общественные ценности меняющегося мира. В этих условиях главной задачей вуза остается сохранение представлений о морали как о главном регуляторе жизни в обществе на основе сочетания интересов личности с общественно значимыми ценностями.

Наиболее эффективным средством разрешения проблем морально-нравственного, духовного, патриотического воспитания студентов является создание общественных организаций силами студенческого сообщества, деятельность которых будет направлена на разрешение конкретных социально-культурных вопросов, обеспече-

© Сенашенко В. С., Конькова Е. А., Комбарова М. Н., 2011

ние необходимых условий для самоорганизации внеучебной деятельности студентов. Такая деятельность как совокупность преобразующих действий, совершаемых за пределами учебного процесса, имеет собственную специфику и логику, присущие ей элементы, функции, принципы, содержание, формы и методы, критерии оценки, ориентирована на достижение определенных результатов. Вовлечение как можно большего числа наиболее активных студентов в социальную деятельность способствует формированию социально-воспитательной среды вуза, ее гуманистической составляющей, атмосферы толерантности, обусловливающей особый стиль взаимоотношений и взаимоуважения между всеми участниками педагогического процесса. При этом речь идет о формировании личности, умеющей отстаивать справедливость и свои интересы, учитывая при этом интересы других, другой социальной группы и всего общества.

Студенческое самоуправление и причастность студентов к соуправлению учебным процессом обеспечивают педагогическое сотрудничество студентов и преподавателей в решении организационных и воспитательных задач, создают

обстановку уважительного отношения к предложению любого участника жизни вуза. Продуктивность педагогического сотрудничества выражается в таких характеристиках, как принятие позиций друг друга, умение вести диалог, во взаимоуважении и взаимной поддержке. В этой обстановке должны преобладать психологические комфортные отношения между студентами и преподавателями. Участие в студенческом самоуправлении способствует формированию конкурентоспособной личности, востребованной на рынке труда, ответственного работника, готового к профессиональному росту. В ходе решения управленческих задач формируется грамотный руководитель, коммуникативный, исполнительный, способный ставить социально значимые цели и добиваться их выполнения.

Студенческое самоуправление многие исследователи рассматривают как особую форму инициативной, самостоятельной деятельности студентов, направленную на решение важнейших вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержки социальных инициатив [7]. Более того, студенческое самоуправление следует рассматривать и как инструмент реализации молодежной политики государства.

В настоящее время в студенческом самоуправлении просматриваются три основных начала:

— студенческое самоуправление как условие реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях;

— студенческое самоуправление как реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами возможностями и ответственностью;

— студенческое самоуправление как средство (ресурс) социально-правовой самозащиты.

Непосредственными субъектами студенческого самоуправления в вузе выступают студенческий коллектив вуза, коллективы факультетов, курсов (потоков) и академических групп. В интернациональном вузе студенческое самоуправление отличается от остальных вузов структурой и обладает определенными особенностями. Наличие большого числа иностранных студентов требует создания различных новых студенческих организаций, выводит студенческое самоуправление на другой уровень.

В этой связи представляет интерес структура студенческого самоуправления Российского университета дружбы народов (РУДН) — вуза,

чье студенчество, представленное 140 странами мира, являет собой многонациональный и поликультурный мир. Так, в РУДН культурные, религиозные, поведенческие особенности учащихся из разных стран носят целостный характер и на их основе формируются взаимоотношения на всех ступенях коммуникации университета. Вхождение студентов — представителей разных стран и народов в студенческую жизнь университета, признание и усвоение ими университетских ценностей и традиций и при этом пропа-гандирование в студенческой среде родной культуры — это одновременно и ассимиляционный и интеграционный путь для каждого студента. Студенческие организации влияют на интересы студентов, выполняя функции просвещения.

Контакт студента и студенческой организации неизбежен: прямой или косвенный (связанный с текущими социальными событиями в вузе), он в любом случае состоится. Вопрос заключается в том, насколько сведения, получаемые студентом в стенах вуза, закладывают основу его жизнетворчества в дальнейшем, формируют сознание мультикультурного единства и — как следствие — толерантное отношение к окружающему миру.

Главной общественной студенческой организацией РУДН является студенческий совет университета, в организационную структуру которого входят студенческие комитеты факультетов и учебных институтов РУДН; студенческие советы общежитий; региональные объединения иностранных учащихся РУДН. Представительство иностранных студентов в составе интернациональных органов студенческого самоуправления совпадает с их численностью в студенческом коллективе.

Основными целями деятельности студенческого совета РУДН являются:

— формирование гражданской культуры, активной позиции обучающихся, содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельности, ответственности, способности к самоорганизации и саморазвитию;

— представительство и защита социально-трудовых и иных прав и законных интересов обучающихся в РУДН;

— интернациональное и патриотическое воспитание студенческой молодежи;

— формирование и сохранение традиций университета;

— проведение работы, направленной на повышение сознательности обучающихся и их требовательности к уровню своих знаний, воспитание

бережного отношения к имуществу университета;

— создание условий для удовлетворения культурных, творческих и организационных потребностей обучающихся;

— укрепление и развитие взаимопомощи и сотрудничества студенческих общественных организаций и объединений РУДН;

— укрепление межвузовских, межрегиональных и международных связей.

Студенческий совет университета содействует также проведению интернациональных мероприятий в университете, поддерживает и развивает связи со студенческими и молодежными организациями, координирует отчетно-выборную кампанию в органах студенческого самоуправления университета, организует и проводит смотр-конкурс на лучшую студенческую общественную организацию университета [4].

Студенческие комитеты факультетов, институтов:

— оказывают помощь деканатам в повышении качества обучения, успеваемости;

— организуют студенческую художественную самодеятельность, спортивно-массовую работу;

— совместно с деканатами проводят студенческие мероприятия;

— участвуют в рассмотрении и принятии всех решений, касающихся студентов факультета, института.

Совет студенческого городка РУДН является общественной организацией, объединяющей всех проживающих в студенческих общежитиях университета. В состав совета по представлению ректората входят также представители администрации университета. Совет студенческого городка действует на основе Положения, утвержденного решением ученого совета университета в строгом соответствии с уставом РУДН.

Студенческий совет студенческого городка выполняет следующие функции [2]:

— координирует работу студенческих советов общежитий;

— совместно с администрацией студенческого городка организует и проводит смотр-конкурс на лучшую комнату, на лучший корпус;

— совместно с администрацией студенческого городка и интерклубом организует конкурс художественной самодеятельности студентов, проживающих в общежитиях;

— принимает участие в работе студенческой комиссии по предоставлению мест в общежитии.

Студенческое самоуправление в общежитиях РУДН при организации воспитательной и

разъяснительной работы строится с учетом динамики процесса трансформации сознания и психологии студентов из различных стран. Важную роль в воспитательном процессе играет интернациональный принцип проживания учащихся в общежитиях, что способствует уважительному отношению к правам человека и основным свободам, в том числе культурным особенностям и национально-религиозным различиям, развитию многонационального университетского сообщества в режиме диалога, мирному разрешению конфликтов, ознакомлению с традициями университета, улучшению изучения русского языка.

Студенческие советы общежитий являются интернациональным общественным органом проживающих в них учащихся. Они избираются из числа учащихся. Студенческие советы привлекают студентов, аспирантов к активному участию в решении практических вопросов быта и отдыха студентов, проживающих в общежитии, оказывают помощь администрации общежития, отделу по работе в студенческих общежитиях в укреплении дисциплины и ответственности за порядок и сохранность имущества.

Начиная с 1996 г. в РУДН создаются региональные студенческие организации: Ассоциация африканских студентов университета (АССАФ-СТУ); Союз арабских студентов; Федерация студентов из стран Латинской Америки и стран Карибского бассейна; Союз студентов «Азия».

Создание этих студенческих организаций способствует развитию самодеятельности землячеств, входящих в состав региональных организаций, интернационализации студенческой жизни.

В уставах этих организаций заложены такие принципы, как процедура избрания состава исполкома, при которой численность студентов из той или иной страны не влияет на итоги выборов, ротация президента исполкома, наличие института попечителей и пр.

Типичная программа деятельности региональной организации включает в себя большой спектр разнообразных мероприятий: поздравление с праздниками, проведение спортивных соревнований, культурные мероприятия, конференции, выставки, фольклорные шоу, выставки и дегустации национальных блюд, слеты и поздравление отличников учебы, экскурсии, интерконтинентальные культурные фестивали. Эти мероприятия программы открыты для всех студентов университета.

Интернациональная структура органов студенческого самоуправления предполагает создание в университете большого количества земля-

честв. Так, в настоящее время в Российском университете дружбы народов насчитывается более 80 земляческих организаций (63 землячества стран дальнего зарубежья, 9 земляческих организаций студентов из стран СНГ, 16 объединений студентов из регионов РФ). Во главе землячества стоит президент, который имеет несколько заместителей. Деятельность землячеств направлена на ознакомление заинтересованных студентов с культурой своего народа и культурными традициями народов, представленных другими землячествами. Силами различных землячеств часто проводятся «круглые столы», на которых обсуждаются интересующие студентов проблемы [6], организуются спортивные мероприятия (к примеру, малый чемпионат мира по футболу), различные фестивали. Так, например, регулярно проводится Фестиваль народов России, в котором участвуют только российские землячества. Студенты из различных уголков России узнают о культуре многочисленных народов, проживающих на территории Российской Федерации, а иностранные студенты узнают о том, что в России живут не только русские, но и люди других национальностей, знакомятся с разнообразием национальных культур и религий. Не так давно организован фестиваль «Венок традиций», в котором участвуют все землячества, созданные в РУДН, и где участники также знакомят студентов и преподавателей с культурами и традициями своих стран, выходцами из которых они являются. Все это способствует расширению культурного кругозора студентов из разных стран, а их взаимодействие друг с другом и совместная работа над организацией учебного и внеучебного процессов создают толерантную университетскую среду.

Координацию работы всех студенческих организаций РУДН осуществляет студенческий совет университета. Участие студентов в работе интернациональных органов студенческого самоуправления стало важным фактором интернационализации университета. РУДН превратился в поликультурное пространство студенческого взаимодействия. Студенчество самостоятельно формирует это пространство как систему взаимоотношений через осознание и принятие мультина-циональных особенностей вуза. Студенческие организации способствуют объединению интересов учащихся на национальной, культурной, духовной основе, являясь надежным фундаментом для создания прогрессивного, современного, толерантного университетского сообщества, соединяющего в себе многообразие личных интере-

сов учащихся с общественно значимыми ценностями.

Важная роль отводится рациональному использованию студентами времени досуга, когда они в процессе свободного общения соприкасаются с искусством, живописью, кино, литературой, занимаются спортом, участвуют в работе драмкружков, посещают выставки, театры, музеи, встречаются с интересными людьми. Досуг — это зона активного общения, удовлетворяющая потребности студентов в коммуникативных контактах [8]. Такие формы досуга, как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники, — благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков.

В сфере досуга студенты более открыты для взаимодействия с различными социальными институтами, что позволяет с максимальной эффективностью влиять на их нравственный облик, способствовать становлению мировоззрения. В процессе коллективного времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе, возникает ощущение сплоченности.

Жизнедеятельность студентов предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших физических, психических и интеллектуальных затрат. На этом фоне досуг помогает снять возникающее напряжение. Именно в это время происходит восстановление и воспроизводство растраченных сил, реализуется рекреационная функция, способствующая выходу из состояния беспокойства и стресса. Особая ценность досуга заключается в том, что каждый студент получает возможность реализовать то лучшее, что в нем есть.

Между тем во многих российских вузах в организации досуга студентов имеются проблемы:

— мероприятия по внеучебной работе не получают достаточно широкой информационной поддержки и поэтому студенты часто не знают об имеющихся возможностях;

— внеучебная работа сводится к проведению развлекательных мероприятий, тогда как целостная система воспитания, в полной мере использующая воспитательный ресурс досуговой деятельности и направленная на решение ключевых проблем личностного становления студентов, не складывается;

— отсутствует система кружков и клубов, участвуя в которых, студенты имели бы возможность для решения проблем собственной самореализации.

Внеучебная досуговая деятельность в интернациональном вузе имеет свои особенности. РУДН позиционирует себя как экспериментальную площадку для досуговой работы со студентами многих национальностей. Именно в РУДН введен институт работы старших преподавателей (ныне — тьюторов) в общежитиях, 97 % тьюторов — выпускники РУДН [3]. Это способствует сохранению преемственности традиций вуза и продуктивному использованию большого опыта работы со студентами, накопленного в РУДН. К тому же тьюторы — выпускники университета владеют как минимум двумя иностранными языками, что помогает преодолевать языковые барьеры в период адаптации иностранных студентов к новым условиям.

Большое место в воспитательной системе РУДН занимает творческая самодеятельность. Зачастую недооценивается роль творчества во внеучебной деятельности студента и основное внимание уделяется лишь формированию личностных качеств в учебном процессе. На самом деле, влияние творческой активности в неформальных условиях на характер, самосознание, самореализацию студентов необычайно велико. Творчество объединяет, совершенствует, наполняет духовно, приобщает к культурному наследию. В контексте межнационального общения творчество обладает способностью оставлять на втором плане межкультурные различия и конфликты, объединяя людей общими идеями.

Среди организаций творческой самодеятельности можно выделить такое структурное подразделение университета, как интернациональный культурный центр — интерклуб, организующий внеучебную воспитательную работу, направленную на развитие самостоятельного художественного творчества учащихся. В настоящее время в интерклубе работают 16 постоянно действующих интернациональных студенческих творческих коллективов, общей численностью более 600 человек [5]. Из них каждый третий — иностранец, представитель ближнего или дальнего зарубежья, а каждый второй — представляет ту или иную народность различных регионов России. По сути, все участники творческих коллективов — эта одна большая интернациональная семья.

Художественные коллективы и кружки объединяют студентов по интересам, ставят перед ними общие цели, помогают им состояться в своей творческой деятельности. Все базируется на взаимном уважении и помощи в преодолении трудностей, возникающих в процессе обучения

новым творческим навыкам. Здесь студенты более близки и открыты друг для друга. Они вместе танцуют, поют, читают стихи, играют в студенческом театре, проводят свободное время, вместе переживают радости и невзгоды, вместе организуют свой досуг. И в результате наиболее безболезненно вливаются в общую многонациональную студенческую среду. Помимо творческих коллективов, при интерклубе работает 41 национальный самодеятельный коллектив студенческих землячеств университета.

Особенной традицией Российского университета дружбы народов стали многочисленные мероприятия, фестивали, недели культур, которые, перенимая друг у друга эстафету, в течение всего года делают внеучебную жизнь студентов яркой и запоминающейся. Каждое из этих мероприятий красиво, интересно и познавательно. Так, каждый год в РУДН проходят недели культуры стран Азии, Африки, Арабского Востока, Латинской Америки и Карибского бассейна, их участники стремятся поделиться с гостями талантами, знаниями культуры и традиций своих стран. Ежегодно 1 мая проводится массовый интернациональный праздник студенческой молодежи не только университета, но и всех вузов Юго-Западного округа, носящий имя «Планета Юго-Запад». В последнем празднике участвовало около 5 тыс. человек, было развернуто более 100 выставок земляческих объединений РУДН и вузов округа, представивших на стендах и в палатках предметы своих национальных культур.

Одним из вариантов организации внеучеб-ного межкультурного диалога в Российском университете дружбы народов является международный фестиваль «Венок народных традиций», который пропагандирует изучение исторического наследия. Фестиваль проводится в формате конференции и заключительного гала-концерта. Объектом исследования данного проекта являются традиции обрядовой народной культуры. Как подчеркивается в работе [1, с. 132], «традиционность народной культуры в особом обосновании не нуждается. Традиционный костюм и народный костюм, традиционная кухня и народная кухня — эти словосочетания часто употребляются как синонимы и, конечно, не без оснований». «Венок народных традиций» предлагает новым поколениям возможность творческой самореализации «в чистом виде», т. е. посредством изучения собственных корней. Главная цель-миссия фестиваля заключается в особом опыте исследования наследия, оставленного предшествующими поколениями [9]. Принятая установка

сама по себе подразумевает личное интеллектуальное усилие, возможность пропустить через себя идею конкретной традиции с целью ее более глубокого понимания. Такой процесс распространяется на всех участников фестиваля: и артистов, и организаторов, и зрителей. Многообразие культур в этом общем процессе создает атмосферу взаимопонимания, взаимодействия, взаимопроникновения, доверия и уважения, т. е. формирования подлинно человеческих отношений. Посредством такой воспитательной практики происходит объединение пространства общения представителей разных народов, развитие и закрепление чувства патриотизма и интернационализма, как естественной формы сознания, неотъемлемой черты активной жизненной позиции каждого человека.

Одной из организаций, активно занимающихся досугом студентов, является общественная студенческая организация женский комитет РУДН, который, несмотря на название, включает в себя как студенток, так и студентов из разных стран. Данная организация ведет воспитательную работу со студентами, вовлекая их в разнообразные проекты. В состав женского комитета входят те, кому близки и понятны идеи толерантности и гуманизма, кому интересны культура и традиции разных народов, кто хочет проявить свои организаторские и творческие способности, независимо от гендерной, национальной и религиозной принадлежности. Там работают те, кто занимает активную жизненную позицию, кто понимает необходимость приобретения социального опыта и навыков общения.

Среди проектов наиболее интересными являются следующие: «Студенты РУДН — детям-сиротам» — в детские дома приезжает «целый мир» в лице русских и иностранных студентов, они общаются с детьми, рассказывают им об особенностях национальных культур, проводят мастер-классы, организуют концерты, для студентов эти поездки — своеобразные жизненные уроки; «Вкусный фестиваль» — мастер-класс, на котором все желающие могут научиться у студентов и преподавателей РУДН приготовлению экзотических блюд национальных кухонь и познакомиться с частью культуры конкретной страны. Принимая участие в проектах женского комитета, студенты становятся увереннее в себе, самостоятельнее, учатся деловому общению, учатся ставить цели и находить средства для их достижения, получают возможность реализовать все свои способности и навыки и при этом жить интересной студенческой жизнью.

Также важной составляющей социально-воспитательной среды РУДН стали кружки по интересам, многочисленные спортивные мероприятия, соревнования между студентами из различных стран, проводимые на базе физкультурно-оздоровительного комплекса университета. Особого внимания заслуживает центр молодежных студенческих стройотрядов «Меридиан дружбы».

Студенческие стройотряды имеют славную историю. Во многих вузах СССР стройотряды являлись неотъемлемой частью социально-воспитательной работы со студентами. Это временные трудовые коллективы, формировавшиеся в основном из числа учащихся высших, а также средних специальных учебных заведений на добровольной основе для работы в свободное от учебы время (как правило, летних каникул) на различных объектах народного хозяйства СССР. Это был эффективный инструмент воспитания студентов в духе творческого коллективизма и уважительного отношения к труду. На стройотряды возлагались задачи формирования высоких нравственных качеств, чувства патриотизма. Стройотряды рассматривались как действенный механизм социально-трудовой адаптации учащейся молодежи.

После распада СССР в России студенческое движение по созданию строительных отрядов было свернуто, но не забыто. Сегодня мы наблюдаем возрождение студенческих строительных отрядов как важной составляющей внеучеб-ной воспитательной деятельности российских вузов. Для РУДН это особенно важно, поскольку работа в интернациональном студенческом отряде объединяет молодежь различных стран мира, готовит к работе в условиях многообразия национальных культур. Работа в строительном отряде позволяет студентам-иностранцам не только трудоустроиться в свободное от учебы время и обеспечить себе дополнительный заработок, прибрести трудовые навыки, но и быстрее освоиться в новой, часто во многом загадочной для них стране.

Принцип, по которому работают руководители интернациональных коллективов, — это формирование отряда таким образом, чтобы общение его бойцов происходило на русском языке, ибо замечено, что если дать задание команде, состоящей из студентов, владеющих общим родным языком, то качество работы зачастую снижается. Поэтому для сплочения коллектива и улучшения качества работы бригадиры распределяют работу между бойцами так, чтобы на

одном участке работали студенты, которые смогут общаться преимущественно на русском языке [10].

Совместная трудовая деятельность, решение конкретных производственных задач являются серьезным объединяющим фактором для русских и иностранных студентов. Во время работы выявляются личностные качества человека, развивается умение организовывать свою деятельность. Работа в интернациональном коллективе воспитывает толерантность, предотвращает межнациональные конфликты. Участники студенческих отрядов, как правило, готовы представлять культуру своего народа. Сохраняя национальную идентичность, бойцы строительного отряда перенимают российскую культуру. Они заинтересованы в общении на русском языке, получают при этом дополнительную языковую практику. Поскольку не только обучение, но и досуг проходит совместно, то студенческая жизнь, организованная таким образом, сплачивает молодежь, так как понимание легче возникает в коллективе сверстников.

Центр молодежных студенческих отрядов организует не только обучение и работу, но и свободное время участников. Для бойцов проводятся спортивные и культурно-развлекательные мероприятия. Во время спортивных мероприятий упор делается на командные игры, способствующие сплочению коллектива. Посвящение в бойцы стройотряда также проходит в спортивном ключе. Кроме того, проводятся культурные мероприятия, требующие подготовки; участники собираются на репетиции, совместно готовят сценарии выступлений.

Таким образом, внеучебная деятельность вуза при активном участии различных студенческих организаций является важным инструментом воспитания и развития студенческой молодежи, оказывая значительное влияние на процесс социализации студентов. Конечный результат такого влияния — выпускник университета, являющийся самостоятельной творческой личностью, способной самореализоваться в новых для нее условиях; специалист, гражданин, патриот, строитель нового общества и государства. Формирование социокультурной личности выпускника во многом определяется целостностью системы воспитания вуза, ее соответствием современным жизненным реалиям. Внеучебную воспитательную деятельность в вузе следует рассматривать как самостоятельную функцию системы высшего образования. Умелая и четкая организация социально-воспитательной среды вуза, направ-

ленная на принятие гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов поведения, позволяет выпускать не только профессионалов, но и граждан, осознающих свою ответственность за судьбу родной страны и всего человечества.

Внеучебная деятельность в интернациональном вузе привлекает студентов своим разнообразием, яркостью, колоритом. Познавая особенности других культур в ходе проводимых в таких вузах мероприятий, студент лучше понимает свою родную культуру, воспитывает в себе толерантность, уважительное отношение и интерес к культурам других стран, приобретает навыки межкультурного общения.

1. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М. : Наука, 1989.

2. Буссики С. Место студенческого самоуправления в интернационализации РУДН [Электронный ресурс] // Роль интернационализации университетов и их вклад в социальный прогресс развивающихся стран : междунар. науч.-практ. конф. М. : РУДН, 2009. URL: http:// conf.rudn.ru/internalization/res/bussiki_4.pdf

3. Гетманов В. Ю., Бабаев Т. М. Искусство жить вместе [Электронный ресурс] // Там же. URL: http:// conf.rudn.ru/internalization/res/getmanov_4.pdf

4. Гладуш А. Д. Принципы и практика интернационализации студенческого коллектива Российского университета дружбы народов [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://conf.rudn.ru/internalization/res/ gladusch_4.pdf

5. Демин В. Ф. Роль и место художественного творчества в интернационализации студенчества [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://conf.rudn.ru/ internalization/res/demin_4.pdf

6. Плиев С. М. Роль студенческих землячеств в создании толерантной среды в РУДН [Электронный ресурс] / / РУДН — знанием объединимся. Итоги 50 лет подготовки кадров для развивающихся стран мира : материалы междунар. науч.-практ. конф. М. : РУДН, 2010. URL: http://conf.rudn.ru/unesco/materials/2sec/ pliev.pdf

7. Рысбеков Т. 3. Роль студенческого самоуправления в создании толерантной среды в университете [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://conf.rudn.ru/ unesco/materials/1sec/rysbekova.pdf

8. Суртаев В. Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности СПб. : СПб ГИК, 1992.

9. Фомкина О. А. Фестиваль «Венок народных традиций» как форма воспитания и уважения к мировым культурам, цивилизациям, народам // Роль интернационализации университетов и их вклад в социальный прогресс развивающихся стран.

10. Щесняк К. Е. ИССО как форма интернационализации студенческого коллектива // Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.