Научная статья на тему 'Влияние социальной культуры образовательного пространства вуза на проявление позитивных психоэмоциональных особенностей студентов'

Влияние социальной культуры образовательного пространства вуза на проявление позитивных психоэмоциональных особенностей студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ / СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарментова Оксана Валерьевна, Чуманкина Елена Анатольевна

В статье рассматривается влияние образовательного пространства вуза на различные психоэмоциональные состояния студентов. На основе анализа социальной культуры образовательного пространства ННГУ им. Н.И.Лобачевского рассмотрены психологические условия, влияющие на проявление позитивных психоэмоциональных особенностей студентов, которые позволяют повысить эффективность работы всех образовательных и воспитательных систем. Авторами обозначены основные проблемы и представлен опыт их решения в данной области, посредством системной проектной работы со студенческой молодёжью, с использованием образовательных технологий для достижения значительного социального эффекта. Знать, как архитектура образовательного пространства вуза влияет на психоэмоциональные состояния студентов, важно и для психологической службы вуза, и для повышения эффективности работы воспитательных структур образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сарментова Оксана Валерьевна, Чуманкина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние социальной культуры образовательного пространства вуза на проявление позитивных психоэмоциональных особенностей студентов»

УДК 37.01

О.В. Сарментова, Е.А. Чуманкина ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА ВУЗА НА ПРОЯВЛЕНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н И. ЛОБАЧЕВСКОГО

В статье рассматривается влияние образовательного пространства вуза на различные психоэмоциональные состояния студентов. На основе анализа социальной культуры образовательного пространства ННГУ им. Н.И.Лобачевского рассмотрены психологические условия, влияющие на проявление позитивных психоэмоциональных особенностей студентов, которые позволяют повысить эффективность работы всех образовательных и воспитательных систем. Авторами обозначены основные проблемы и представлен опыт их решения в данной области, посредством системной проектной работы со студенческой молодёжью, с использованием образовательных технологий для достижения значительного социального эффекта. Знать, как архитектура образовательного пространства вуза влияет на психоэмоциональные состояния студентов, важно и для психологической службы вуза, и для повышения эффективности работы воспитательных структур образовательных учреждений.

Ключевые слова: образовательное пространство вуза, психоэмоциональные особенности студентов, социальная культура образовательного пространства вуза, образовательная технология, студенческого самоуправление, проектная деятельность.

Образовательное пространство вуза на наш взгляд, представляет собой динамическую сеть взаимосвязанных событий, в основе которых лежит образовательный, воспитательный компонент, базирующийся на социальной культуре образовательного пространства вуза с учетом психоэмоциональных особенностей студенческого возраста.

Принципами построения образовательного пространства вуза являются:

• соответствие характера его построения индивидуальным психоэмоциональным особенностям студентов;

• целостность в рамках всего образовательного пространства учебного заведения;

• гуманизм, предполагающий отношение к субъекту образовательного пространства как самоценности, одновременно свободной, творческой и ответственной;

• эргономичность (комфорт) образовательного пространства [1, с.47];

• культуросообразность, предполагающая организацию образовательного пространства в соответствии с общечеловеческими ценностями,

• толерантность - внимательное отношение к мнению других людей, других культур, традиций, религий, образу жизни;

• вариативность - использование различных технологий в содержании воспитания и форм работы со студенческой молодежью.

Для правильно организованного образовательного пространства характерны: свобода выбора образовательного пространства;

• свобода выбора деятельности и выбор такой деятельности, в которой студент мог бы достичь наивысшего успеха;

• свобода смены коллектива в случае возникновения дискомфорта;

• интенсивное освоение элементов пространства: культурного, информационного, социального и др.

Полноценность развития студента в образовательном пространстве вуза - это следствие его субъектной позиции в нем. Студент сам обустраивает для себя пространство, мы лишь предлагаем ему поле возможного освоения. Вероятность реализации субъекта в

образовательном пространстве вуза тем выше, чем разнообразнее структура последнего. Сделать ее более насыщенной помогут студенты, осуществляя проектную деятельность. Принудительное освоение воспитательного пространства тормозит личностное развитие. Пространство может оказаться жестким для студента, если оно задано сверху и не учитывает активности учащегося по освоению, присвоению и созиданию пространства. В свою очередь, создание слишком удобной среды, не требующей усилий для саморазвития, не дает положительной динамики в формировании личности.

Проектирование, а затем и построение образовательного пространства, реализуется в виде совокупности взаимосвязанных организационных мероприятий, которые способствуют развитию личности, удобны и эффективны для решения задач при экономии времени, ограничивают физические и нервно-психические затраты студента. При этом достигается значительный социальный эффект, выражающийся в повышении привлекательности и содержательности деятельности студента, сохранении здоровья и поддержании высокой работоспособности, сокращении потерь времени. В связи с этим предлагается новый подход к проблеме организации образовательного пространства в высшей школе. Данный подход является отправным моментом для выявления нового представления об образовательном пространстве высшей школы, в соответствии с новыми представлениями о воспитательных технологиях.

Под образовательной технологией, позволяющей достигнуть поставленных целей, мы будем понимать совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения процесса образования. Образовательная технология опирается на научное моделирование -проектирование, при котором задаются цели и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств личности студента на конкретном этапе его развития. Образовательные технологии взаимодействуют с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то образовательная технология - образовательные и воспитательные пути и средства их достижения. Специфику содержания образования определяют цели воспитания, под которыми мы понимаем определенные личностные качества студентов, подлежащие формированию и развитию. Создание и реализация образовательной технологии охватывает несколько этапов: формируются представления о целях; реализуются методы, с использованием приемов и средств образования. Вышеназванные действия предусматривают последовательность выполняемых действий, их контроль и корректировку.

В образовательной технологии мы используем алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования для достижения цели. Нами определен алгоритм управления образовательной деятельностью студентов для достижения поставленных целей. Это позволяет эффективно проектировать процессы и успешно оценивать процесс образования. Отбор методов, приемов и средств образовательного взаимодействия важен для формирования образовательной технологии. Именно они отражают существующие условия образовательной деятельности, личностные особенности студента и его опыт.

Вопрос описания и диагностики личностных качеств студента является ответственной задачей образовательной технологии. Психические процессы, образования, качества и свойства психологической структуры личности нуждаются в интерпретации в соответствии с рядом условий. Наиболее важными из них являются определенность, четкое отличие одного качества от другого; наличие инструментария для выявления оцениваемого качества в процессе диагностики; возможность определения уровня сформированности качества по достоверной шкале личностных измерений. Изложенный нами подход к пониманию сущности технологии построения образовательного пространства вуза позволяет сделать вывод о ее достаточной сложности.

Работа по построению образовательного пространства в ННГУ имеет давние традиции. В 1930-е годы это - социалистические соревнования по успеваемости среди

студентов. Во времена Великой отечественной войны значительное количество студентов ушло на фронт добровольцами. Студенчество университета принимало участие в возведении оборонительных рубежей вокруг г. Горького. В 1950-е годы студенты университета активно отозвались на призыв правительства участвовать в подъеме целины. Важной вехой в истории университета является движение стройотрядов. Всегда была видна деятельность комсомольской организации на областном уровне. Сейчас Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского решает задачи достижения высокого уровня международного признания как ведущего исследовательского и инновационного классического университета, конкурентоспособного среди ведущих мировых научно-образовательных центров («Стратегия развития ННГУ до 2020 года») [2].

Напряженная международная обстановка и внутриполитический курс диктуют необходимость оценки эффективности деятельности вуза по таким критериям, как внеучебная работа, особенно в части патриотического воспитания. Поскольку у молодых людей еще нет устойчивой культуры и соответствующего иммунитета, студенческая молодежь открыта для любых влияний, не только позитивных, но и негативных. Проекты, направленные на создание и распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в мероприятиях по патриотическому воспитанию и гражданской идентификации, есть и на уровне Нижегородской области. Они активно реализуются и имеют значительное влияние на формирование будущего специалиста, гражданина и патриота. Это подготовка и участие в тренинг - походах «Дорога Свободы», молодёжных маршах «Мининский призыв», в рамках празднования государственного праздника «День народного единства». Участие в данном грандиозном историко-патриотическом проекте направлено не только на изучение подвига Нижегородского ополчения 1612 года, но и является своеобразными тренингом по командообразованию. В целом, как весь историко-патриотический проект «Мининский призыв», реализующийся в Нижегородской области, так и его отдельные блоки, имеют среди студентов положительный отклик и вызывают позитивную реакцию.

Подготовка и реализация цикла мероприятий городского студенческого Совета, посвящённых празднованию Дня Победы: поздравление ветеранов, подготовка торжественных собраний, концертов, создание фильма об участниках войны, работавших в вузах города, создание презентаций «Боевые награды в Великую Отечественную войну» и виртуального музея памяти на сайте городского студенческого Совета, участие в фестивале -конкурсе «Священная война - Великая Победа» и конкурсе чтецов «Фронтовые строки», мероприятий, направленных на чествование памятных дат с возложением цветов к Вечному огню и посещением ветеранов в «День неизвестного солдата», в день «Героев Отечества», на изучение истории Нижегородского края, являются важными этапами претворения программы патриотического воспитания. Поэтому в ННГУ основной целью этого вида деятельности считается подготовка профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей способностями к интеллектуальному и социальному творчеству как в стенах университета, так и после его окончания. Перед образовательной системой, внеучебной работой в ННГУ в первую очередь стоят задачи патриотического воспитания личности. Именно это направление является залогом того, что:

• формируется российская историко-культурная и гражданская идентичность обучающихся;

• студенты и выпускники ННГУ вносят существенный вклад в сохранение и развитие культурного разнообразия многонационального народа Российской Федерации;

• происходит эффективное воспитание и социализация обучающихся как граждан Российской Федерации.

Проектная патриотическая деятельность в частности и проектная деятельность студентов в реализации направлений образовательных и воспитательных программ, представляется одним из самых эффективных инструментов моделирования студентами жизненно важных ситуаций в различных сферах, готовности адекватного их восприятия.

Кроме того, образовательное пространство ННГУ им. Н.И. Лобачевского формирует социальную культуру здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни студентов и пропаганду его ценностей. Оно базируется на ряде документов, определяющих пути развития университета, включая «Стратегию развития Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского - Национального исследовательского университета до 2020 года», «Миссию ННГУ», «Политику ННГУ им. Н.И. Лобачевского в области качества образования», «Стратегию трансфера знаний ННГУ им. Н.И. Лобачевского», «Стратегию развития молодежной политики Нижегородской области до 2020 года».

Образовательное пространства ННГУ представляет собой разветвленную сеть структурных подразделений, действующих на паритетных основах с инициативой студенческих общественных объединений и организаций университета. Сложившееся взаимодействие позволяет результативно проводить крупные мероприятия, создавать проектные группы, включающие разные формы студенческого самоуправления и управленческие структуры вуза. Все это формирует образовательное пространство Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Оно определяет чуткость и отзывчивость к запросам студентов. Целостность его обеспечивается наличием единой концепции, ориентированной на приоритеты гуманистического образования и воспитания, а его стабильность обусловлена гибкостью его структуры.

Социальная культура образовательного пространства ННГУ позволяет студентам реализовать их инициативы и творческие начинания: обращается внимание на формирование школ студенческого актива в каждом учебном подразделении ННГУ и студенческих общественных организациях, где дается опыт образовательных, социальных практик, навыки самоорганизации. Подобная организация работы мотивирует студента на самообразование, в конечном итоге повышая конкурентоспособность выпускника ННГУ.

Образовательное пространство ННГУ представляет широкий спектр деятельности для эффективного развития психоэмоциональных особенностей личности студента.

1. Личностное развитие и развитие управленческих компетенций включает подготовку специалиста, обладающего навыками эффективного взаимодействия с социумом. К приобретаемым навыкам относятся: управление личным развитием, целеполагание, эффективные коммуникации, адаптивность, стресс-менеджмент, лидерство. Развитие этих компетенций у студенческой молодежи ведет к повышению академической мобильности, к развитию междисциплинарного взгляда на науку и стремлению к постоянному повышению личностных и профессиональных качеств. Ведущую роль здесь играет «Высшая школа развития компетенций», участниками которой являются студенты 3 -6 курсов ННГУ.

2. Нравственное воспитание, включающее:

• развитие добровольчества;

• пропаганду семейных ценностей и института семьи;

• патриотическое воспитание и традиционные нравственные ценности;

• трудовое воспитание.

В рамках направления разрабатываются проекты, показывающие ценности российского гражданского общества, семьи; формирующие любовь к Родине, воспитывающие уважение к своему народу, культуре и духовным традициям.

З.Общекультурное развитие в качестве основных задач ставит получение молодежью навыков ориентации в пространстве культуры и формирования мировоззренческих концепций. В ходе проводимых мероприятий студентов знакомят с предметами и объектами искусства.

4.Здоровьесберегающие технологии, включающее экологическое воспитание формирование культуры здорового образа жизни студентов. В рамках направления происходит популяризация спорта в молодежной среде, привитие ценностей здорового образа жизни. Работа осуществляется в активном взаимодействии с Приволжским

спортивным союзом. Проводятся мероприятия, ориентированные на просвещение в области здорового питания, правильного построения режима дня, привлечение молодых людей к занятию различными видами спорта в интересной форме. В рамках направления рассматриваются и экологические вопросы. Внеучебная деятельность в университете построена таким образом, чтобы предоставить студенту:

• свободу выбора вида деятельности (общественно - политической, патриотической, творческой, культурно-массовой, спортивной, природосберегающей), в которой студент мог бы достичь наивысшего успеха;

• интенсивное освоение элементов культурного, информационного, социального пространств России.

Архитектура воспитательного пространства ННГУ весьма разнообразна, что повышает вероятность положительной самореализации студента. Ее основополагающим тезисом является то, что принуждение к освоению воспитательного пространства тормозит личностное развитие, но учитывается и тот факт, что желание студента обустроить комфортную для себя среду, лишит его импульса для саморазвития и не даст положительной динамики в формировании личности. С учетом этого по инициативе обучающихся в 2009 году создан Студенческий совет ННГУ им. Н.И. Лобачевского как высший орган студенческого самоуправления студентов, цели деятельности которого включают в себя обеспечения реализации прав обучающихся на участие в управлении образовательным процессом, решения вопросов социальной активности студенческой молодежи, поддержки и реализации ее инициатив. Студенческий совет ННГУ - постоянно действующий представительный и координирующий орган студентов очной и очно-заочной форм обучения вуза, действует на основании Положения о Студенческом Совете. Инициатива по разработке Положения принадлежала студентам. Оно широко обсуждалось во всех звеньях студенческих объединений, проходило правовую экспертизу и согласовывалось с администрацией вуза. Деятельность студенческого совета содействует реализации общественно значимых инициатив, участвует в организации досуга и быта обучающихся, в проведении мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, ценностей добровольчества. Актуальной сферой работы этого органа студенческого самоуправления являются вопросы контроля качества образования - комиссия студенческого совета ННГУ участвует в разработке предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов обучающихся. В сотрудничестве с Центром качества образования ННГУ организуются методические семинары, обучающие сессии, тестирования студентов. Студенты на постоянной основе направляются на федеральные форумы, посвященные повышения качества образовательного процесса. Студенческий совет организовал ряд важных проектов: выездной обучающий семинар лидеров студенческого самоуправления ННГУ; школа здорового образа жизни «Отдыхай на здоровье». Большой вклад внесен ребятами в празднование семидесятилетия Победы как в университете, так и в Нижнем Новгороде. С 2014 года Студенческий совет ННГУ проводит фестиваль «Здоровая нация» - важное событие в жизни города, призванное привлечь внимание к культуре ведения здорового образа жизни. Фестиваль вызывает высокий интерес молодежи города, объединяя как классические, так альтернативные, развивающиеся именно в молодежной среде, направления спорта. Более двух тысяч человек имеют возможность поучаствовать в тренировках на 14 спортивных площадках: уличная атлетика (workout), паркур, брейкданс, кроссфит (функциональные игры), и гиревой спорт и так далее. Фестиваль организуется в партнерстве с профсоюзной организацией студентов ННГУ, Общероссийским народным фронтом, Правительством Нижегородской области.

Студенческие Советы ННГУ, его факультетов и институтов, успешно функционируют в содружестве со Студенческими Советами общежитий ННГУ. Их организационная структура и направления деятельности во многом аналогичны, однако последние обладают

спецификой, связанной с организацией быта своего общего дома. Это дежурства, генеральные уборки, поддержание общественного порядка, работа жилищно-бытовой комиссии, контроль соблюдения правил проживания в общежитиях. Студсоветы общежитий весьма эффективно работают в указанных направлениях, о чем свидетельствуют призовые места, занимаемые общежитиями ННГУ в областных смотрах-конкурсах.

В 2014 году в ННГУ создана организация - «Штаб студенческих отрядов ННГУ». Реально деятельность их началась гораздо раньше, по сути возрождая движение стройотрядов 1970-80 гг. Организация решает огромный спектр вопросов по созданию и координации студенческих трудовых отрядов: педагогических (вожатых), строительных, экологических, отряд проводников, МЧС, по охране правопорядка. Студенческий отряд сегодня - это объединение большого числа студентов, добровольно изъявивших желание трудиться в различных отраслях хозяйства, реализующих общественно полезную программу. Исключительно из студентов ННГУ сформированы педагогические отряды «Вертикаль», «МИКС», студенческий отряд проводников на железнодорожном транспорте, студенческий отряд МЧС, студенческий отряд охраны правопорядка, Дружина охраны природы. Владимир Путин подписал Указ «О Дне российских студенческих отрядов» 21 февраля 2015 года. Указом Президента РФ установлен День российских студенческих отрядов: «1. Установить День российских студенческих отрядов и отмечать его 17 февраля» [2]. С каждым годом студотрядовское движение будет становиться всё более многочисленным. Ведь у него широкий фронт работы. И в сфере подготовки к Чемпионату мира по футболу, и в рамках масштабных проектов, призванных с развитием региональной экономики.

Основными задачами деятельности Центра творчества студентов (ЦТС) является приобщение студентов к занятиям в творческих коллективах, проведение просветительской, образовательной работы, организация фестивалей, конкурсов, концертных программ, гастрольных поездок коллективов художественной самодеятельности. Серьезным подспорьем в работе творческих коллективов является руководство ими со стороны профессиональных работников. В настоящее время при Центре творчества студентов ННГУ функционируют такие творческие коллективы: Народный Коллектив России академический хор студентов ННГУ, вокальная студия, танцевальная группа «Стиль», танцевальный коллектив «Гармония», студенческий театр, команда КВН, студенческий театр «Лифт». Традиционным для актива Центра творчества является проведение пятидневного межрегионального форума - школы творческого развития «Старт». Форум стал признанной площадкой для студентов многих вузов нескольких субъектов Российской Федерации. Уникальность этих методов работы заключается в том, что на одной площадке собираются лучшие преподаватели по вокалу, театральному искусству, ораторскому мастерству, пластике, хореографии. Новое качество «Старт» приобрел в связи с подготовкой студентов для участия в фестивалях «Осенние дебюты», «Студенческая весна», ставшей большим федеральным проектом. Каждые два года ЦТС проводит Международный фестиваль «Молодые голоса». Фестиваль способствует укреплению профессиональных и культурных связей между творческими хоровыми коллективами, повышению престижа ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Нижнего Новгорода как культурных центров России.

Центр студенческих спортивных инициатив на протяжении многих лет вносит весомый вклад в высокий рейтинг ведущего вуза Нижегородской области, поставив на поток спортивные достижения студентов ННГУ в областных, региональных, всероссийских и международных соревнованиях по различным видам спорта. Студентки ННГУ на Универсиаде - 2013 (г. Казань) завоевали золотые медали в соревнованиях по гребле и гимнастике. Сборная команда ННГУ по бадминтону является победителем Всероссийской Универсиады - 2013 (г. Ханты-Мансийск), неоднократной участницей Открытых Кубков стран Балтии, призером Чемпионатов России по бадминтону среди студентов, участницей чемпионатов Европы, Европейских студенческих игр по бадминтону. Мужская сборная команда по футболу неоднократная участница Всероссийского проекта «Мини-футбол - в

ВУЗы» является призёром Приволжского федерального округа. Мужская сборная команда ННГУ по баскетболу является участницей чемпионата Ассоциации студенческого баскетбола России. Студенты ННГУ являются мастерами спорта международного класса, принимают участие в соревнованиях регионального, всероссийского и международного уровней. ННГУ по праву гордится своими выпускниками - олимпийскими чемпионками по художественной гимнастике заслуженными мастерами спорта Посевиной Еленой и Шкурихиной Дарьей, трёхкратной чемпионкой мира в групповых упражнениях мастером спорта международного класса Пичужкиной Натальей. ННГУ им. Н.И. Лобачевского с 2006 года является бессменным участником международных студенческих Балтийских Игр в Латвии, Литве, Финляндии и Эстонии. Сборные команды по девяти видам спорта за минувшие десять лет стали участниками, призерами и победителями Балтийских Игр. Приволжским спортивным студенческим союзом на протяжении двенадцати лет проводится Универсиада вузов Нижнего Новгорода и области по семнадцати видам спорта, и десять лет подряд ННГУ им. Н.И. Лобачевского является победителем этих соревнований.

Задачами Центра добровольчества ННГУ являются популяризация идей волонтерства в студенческом сообществе; помощь студентам в разработке и реализации собственных добровольческих проектов. В 2013 году Центр осуществлял активную работу по привлечению студентов для работы на Универсиаде-2013. Студенты, работавшие на Универсиаде в Казани, в дальнейшем привлекались к таким крупным мероприятиям, как Чемпионат мира по пятиборью- 2011, Дельфийские игры-2012 , Олимпиада-2014 в Сочи и многим другим. Центр работает по нескольким направлениям: социальное, спортивное, экологическое, событийное добровольчество. На регулярной основе реализуются: программа помощи детям-сиротам «Апрель», благотворительные выезды в детскую областную онкологическую больницу совместно с фондом «Нижегородский областной научный центр «Ради жизни», донорская акция «Река жизни» совместно с Областной станцией переливания крови. Кроме этого, Волонтерский центр ННГУ обеспечивает всестороннюю поддержку, в том числе и методическую, благотворительных акций, проводимых студенческими советами факультетов в подшефных детских домах. Студенты, желающие стать добровольцами, обучаются по специальной программе в лагерях -семинарах «Проволока» и «Улей». Имея богатый опыт в области реализации массовых спортивных мероприятий и социальных проектов, Волонтерский центр ННГУ привлекает более 3000 человек в год для реализации программ, в стратегических планах имея расширение базы волонтеров и создание новых форм и видов деятельности.

Клуб Молодой семьи основан в 2008 году для культивирования семейных ценностей у студентов ННГУ, а также с целью помощи семейным студентам ННГУ. Клуб молодой семьи проводит мониторинг исследований по изучению ценностных ориентаций и семейно-брачных установок студентов; кураторские беседы и лекториев по семейной тематике; обсуждения и круглые столы по вопросам семьи, брака, репродуктивного здоровья, материнства и детства; мероприятия по межпоколенческому взаимодействию.

Профсоюзная организация студентов ННГУ охватывает около 9 000 студентов и является генератором и организатором целого ряда студенческих программ и проектов ПФО. При этом работа профкома направлена, в первую очередь, на решение основной задачи -защиты социально-экономических прав студентов, создания условий для успешной учебы, досуга и отдыха. Профсоюзная организация, совместно с Управлением, реализует проект «Высшая школа развития компетенций». В рамках деятельности школы развитие специализированных личностных компетенций сочетается с разносторонним культурным модулем. Практически приобретенные навыки участники закрепляют в ходе реализации собственных проектов в студенческих объединениях ННГУ. Из участников проекта формируется кадровый резерв ННГУ с целью повышения позиции выпускников ННГУ на рынке труда региона, страны, мировой арене.

Одним из наиболее востребованных и актуальных направлений работы профсоюза является реализация Международных студенческих конгрессов в Абхазии, Приднестровской Молдавской республике, на Алтае. Они способствуют развитию дружеских связей и международному взаимодействию между молодежью различных государств. Общая тема -сохранение этнокультурной самобытности народов, позволяет привлечь внимание к истории, культуре, традициям своей страны. За 8 лет участниками данного направления стали более 1500 студентов и сотрудников 25 вузов Российской Федерации. С 2011 г. Профкомом студентов реализуется масштабный проект «Живая Земля». Он направлен на решение задач по восстановлению лесов, пострадавших в результате природных пожаров 2010 года с использованием уникальных биотехнологий, разработанных учеными ННГУ. По согласованию с Правительством Нижегородской области в Выксунском, Воскресенском и Городецком районах проводились добровольческие лесовосстановительные мероприятия. Основным контингентом добровольцев явились студенты ведущих вузов Нижегородской области (более 500 человек). Проект с большим энтузиазмом был воспринят добровольцами, многие из них хотели бы вновь принять участие в лесовосстановительных работах. Программа мероприятий составлена таким образом, что участники проекта вносят реальный вклад в восстановление и защиту окружающей среды. Вовлечённость студенчества в мероприятие является значимой составляющей гражданского и экологического воспитания нижегородской молодёжи. Проект «Живая Земля» является долгосрочным, поскольку проблема лесовосстановления для нашего региона является непреходящей. Партнером в реализации проектов «Живая Земля» и «Международный конгресс студенческой молодежи: Интердиалог» является Общественная палата Нижегородской области.

Университет делегирует профсоюзу студентов полномочия по решению вопросов организации оздоровления и отдыха с использованием объектов социальной инфраструктуры университета (профилакторий, спортивно-оздоровительный лагерь «Заря»), а также полномочия по распределению мест для проживания студентов и работе по заселению в студенческие общежития университета, обеспечению эффективного функционирования жилищно-бытовой комиссии с целью защиты социально-экономических прав и интересов обучающихся.

Анализ образовательного пространства ННГУ позволяет выделить основные психологические условия социальной культуры вуза, влияющие на проявление позитивных психоэмоциональных особенностей студентов:

1) создается эмоционально-благоприятная атмосфера в вузе, администрацией вуза осуществляется поддержка и подкрепление студенческой творческой инициативы;

2) предоставляется свобода в выборе внеучебной, научной и творческой деятельности:

3) проводится специальная работа по развитию интеллектуально - творческого потенциала в проектной деятельности студентов.

В табл. 1 представлены составляющие социальной культуры образовательного пространства вуза, на проявление позитивных психоэмоциональных особенностей студентов.

Табл. 1. Влияние социальной культуры образовательного пространства вуза на позитивные психоэмоциональные особенности студентов

Направления Проектные Количественный Проявляемые Компетенции,

развития линии показатель студентами получаемые

социальной мероприятий психоэмоцио- студентами при

культуры нальные освоении

студентов особенности социальной культуры образовательного пространства вуза*

Личностное • Развитие 260 чувство гордости Общекультурные

развитие социальной и самоуважения (ОК):

и развитие и творче- низкая тревожность ОК-6

управленче- ской актив- позитивная ОК-7

ских компе- ности сту- самооценка ОК-1

тенций дентов самоорганизация и ОК-4

• Профессио- самореализация ОК-9

нально- личностных ОК-10

ориентаци- потенциалов Профессионал ьные

онная дея- (ПК):

тельность ПК-2

• Развитие ПК-4

дополни- ПК-8

тельных ПК-5

• (SOFT- ПК-6

SKILLS) ПК-7

компетен- ПК-14

ций ПК-17

• Социально- ПК-18 ПК-20

правовое ПК-26

воспитание

• Студенче-

ская мо-

бильность

Нравственное • Развитие 90 эмпатия Общекультурные

воспитание доброволь- сопереживание (ОК):

чества активность ОК-1

• Пропаганда настроение ОК-6

семейных гордость ОК-7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ценностей и взаимопонимание ОК-8

института и поддержка Профессиональные

семьи (ПК):

• Патриоти- ПК-6

ческое вос- ПК-7

питание и

традицион-

ные нравст-

венные

ценности

• Трудовое

воспитание

Продолжение табл. 1

Направления Проектные Количественный Проявляемые Компетенции,

развития линии показатель студентами получаемые

социальной мероприятий психоэмоцио- студентами при

культуры нальные освоении

студентов особенности социальной

культуры

образовательного

пространства

вуза*

Общекультур- • Эстетическое 90 радость Общекультурные

ное развитие воспитание позитивное (ОК):

• Корпоративная настроение ОК-7

солидарность активность ОК-3

• Информаци- хорошее ОК-4

онная безопас- самочувствие ОК-2

ность лично- самоорганизация ОК-12

сти и самореализа- ОК-13

ция личностных ОК-2

потенциалов ОК-11

ОК-12

Профессиональн ые

(ПК)

ПК-5

ПК-16

Здоровьесбере- • Экологическое 107 Хорошее Общекультурные

гающие техно- воспитание самочувствие (ОК):

логии • Формирование активность ОК-8

культуры здо- бодрость ОК-17

рового образа позитивное Профессиональные

жизни студен- настроение (ПК):

тов ПК-6

ПК-16

Личностное развитие и развитие управленческих компетенций

Общекультурные (ОК):

• умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

• стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

• способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

• способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

• способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

• осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

Профессиональные компетенции (ПК):

• распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования

• (ПК-2);

• способен использовать основные теории мотивации, лидерства и власти

• для решения управленческих задач (ПК-4);

• способен оценивать условия и последствия принимаемых

• организационно-управленческих решений (ПК-8);

• способен эффективно организовать групповую работу на основе знания

• процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

• владеет различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

• способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

• способность применять современные информационные технологии для формирования баз данных в своей предметной области (ПК-14);

• способностью к осуществлению художественно-творческих планов и программ в социокультурной сфере (ПК-17);

• готовностью к участию в реализации форм культурно-досуговой деятельности (ПК-18);

• владеет методами управления проектами и готов к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);

• имеет представление об экономическом образе мышления (ПК-26).

Нравственное воспитание

Общекультурные (ОК) - способность и готовность к:

• пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

• владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

• восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

• осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

Профессиональные компетенции (ПК):

• способностью применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, находить и принимать управленческие решения в области организации труда (ПК-6);

• способность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль профессиональной деятельности (ПК-7)

Общекультурное развитие

Общекультурные (ОК):

• способность и готовность к: пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

• владение навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

• восприятие личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

• способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

• учитывает аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16)

Профессиональные компетенции (ПК):

• способность строить межличностные и межкультурные коммуникации; владеет навыками и приемами профессионального общения (ПК-5);

Здоровьесберегающие технологии Общекультурные (ОК):

• способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

• владение средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17);

Профессиональные компетенции (ПК):

• способность осуществлять пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни (ПК-6);

• быть способным к обобщению и пропаганде передового опыта учреждений

• социально-культурной сферы по реализации задач федеральной и региональной культурной политики (ПК-16).

Мы использовали некоторые эффективные тренинговые разработки для психопрофилактики здоровья студентов, которые смогли реализовать на практических занятиях по дисциплинам «Деловые коммуникации», «Этика делового общения», «Деловая этика», «Конфликтология», «Психология бизнеса» и которые могли положительно повлиять на понимание собственных переживаний, на повышение личностной стрессоустойчивости. Эти результаты мы смогли достичь при помощи психотренинговых групповых техник. В методологической разработке практических занятий, мы представили методы и стратегии, которые могут быть использованы в целях психопрофилактики и психотерапии стрессовых состояний студентов вузов [3, с. 6].

Проектные линии, включенные в направления, формирующие социальную культуру образовательного пространства вуза, позитивным образом влияют на психоэмоциональные особенности студентов и формируют компетенции, позволяющие развивать личностную культуру студента и культуру окружающего ее социума. Они позволяют наиболее эффективно влиять на психоэмоциональную сферу студентов т.к. предполагают проблемное обучение, проекты, креативное моделирование. Эта совокупность является базовой составляющей социальной культуры образовательного пространства вуза, основная миссия которой - обеспечение условий самоопределения и самореализации личности. Образовательное пространство вуза развивает личностную компетентность студента и рассматривает ее, «как стремление и способность реализовать свои знания, умения, опыт, личностные качества для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сферах, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» [4, с. 37].

Перед университетом стоят масштабные задачи. Как следствие, возникает необходимость реализации более крупных и значимых для вуза и региона проектов, базирующихся на социальной культуре образовательного пространства вуза. Образовательное пространство ННГУ способствует формированию уникального имиджа университета и университетского братства, объединенного едиными ценностями и идеями. Выпускники ННГУ активно участвуют в созидательных процессах, формирующих гражданское общество в Нижегородской области и в стране. Эффективность развития психоэмоциональных особенностей в социальной культуре образовательного пространства

ННГУ сказывается на общерегиональном развитии сферы работы с молодежью и кадровым потенциалом.

Социальная культура образовательного пространства ННГУ обеспечивает формирование таких личностных качеств обучаемых, важных способностей, как готовность активно и свободно оперировать полученными знаниями, умениями, навыками в своей коммуникативной деятельности, включая профессионально ориентированную, готовность к принятию самостоятельных решений, готовность к рефлексии, самообразованию и саморазвитию в рамках системы обучения, путем эффективного влияния на психоэмоциональные особенности студентов.

Успешное достижение образовательных и воспитательных целей способствует повышению инвестиционной привлекательности Нижегородской области за счет подготовки высококлассных специалистов, ставших за время обучения в университете личностями, способными к непрерывному процессу познания в течение жизни, саморазвитию, а значит, способствующими внедрению инновационных технологий в хозяйственную и общественную деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Резниченко М. Г. Условия построения эргономичного воспитательного пространства вуза. [Текст] // Гуманизация образования. 2007. № 1. С. 47-54.

2. Стратегия развития ННГУ до 2020 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.unn.ru/general/2020.html (Дата обращения: 1.04.2016).

3. Указ «О Дне российских студенческих отрядов» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/news/47723 (Дата обращения: 01.04.2016).

4. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] / Б.Д. Карвасарский. - СПб: Питер, 2002. - 1024 с.

5. Михайлова, Л.Л. Ассессмент-центр как метод оценки компетентности руководителя [Текст] / Л.Л. Михайлова, Т.А. Терехова. - Иркутск, Издательство БГУЭП, 2011. - 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.