Научная статья на тему 'Использование медиатехнологий во внеучебной деятельности студентов педвуза'

Использование медиатехнологий во внеучебной деятельности студентов педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ / МЕДИАТЕХНОЛОГИИ / НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Смоленцева Анна Витальевна, Васильев Евгений Вадимович

В статье рассматриваются способы использования медиатехнологий при организации различных направлений внеучебной деятельности студентов (духовно-нравственное и эстетическое, патриотическое и правовое, профессиональное и трудовое воспитание; адаптация и социальная защита студентов, работа в общежитии, самоуправление и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Смоленцева Анна Витальевна, Васильев Евгений Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование медиатехнологий во внеучебной деятельности студентов педвуза»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА

Колокольникова Зульфия Ульфатовна

к.п.н., доцент Смоленцева Анна Витальевна Васильев Евгений Вадимович Аннотация: В статье рассматриваются способы использования медиатехнологий при организации различных направлений внеучебной деятельности студентов (духовно-нравственное и эстетическое, патриотическое и правовое, профессиональное и трудовое воспитание; адаптация и социальная защита студентов, работа в общежитии, самоуправление и т.д.).

Ключевые слова: Внеучебная деятельность, педагог, медиатехнологии, направления и формы внеучебной деятельности студентов.

Современное состояние общества, процессы, происходящие в нашей жизни, заставляют по-новому взглянуть на проблему воспитания молодёжи, формирования ее интеллектуального и творческого потенциала в процессе обучения в высших учебных заведениях.

Учитель, по мнению В.А. Сластенина, - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности [3]. В этой связи, цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа через внеучебную деятельность студента педвуза.

По мнению, И.Ф. Сачек, внеучебная деятельность как часть социально-педагогической деятельности, направлена на целенаправленное использование возможностей социальной среды как дополнительного педагогического средства воздействия на личность студента, обеспечение условий эффективного социального воспитания, творческой

самореализации, формирования социальной активности, успешного социального развития личности. [2]

Глоссарий Федерального Государственного Стандарта определяет внеучебную деятельность, как деятельностную организацию на основе вариативной составляющей базисного образовательного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.[4]. Внеучебная деятельность студентов педвуза строится по следующим направлениям: работа по адаптации студентов; духовно-нравственное и эстетическое воспитание; патриотическое воспитание, профессиональное и трудовое воспитание; правовое воспитание и социальная защита студентов, работа в общежитии. При реализации программы внеучебной деятельности важная роль отводится организации системы внеучебных досуговых мероприятий, целью которых является формирование заданных качеств личности студента, определение линии ее развития, профессиональная социализация.

Духовно-нравственное воспитание, имеет целью: формирование культуры человеческих взаимоотношений, моральных качеств личности и осуществляется как в учебном процессе, так и во время внеучебной деятельности. Предусматривает формирование у студентов в процессе разнообразной деятельности нравственных потребностей на основе освоения норм и принципов общественной морали. Медиатехнологии могут быть использованы в реализации задач духовно- нравственного воспитания через просмотр и обсуждение фильмов (видеоклуб, диспут-клуб), создание социальных роликов и социальной рекламы об общественно полезной и личностно значимой деятельности студентов, защита социальных проектов, направленных на создании серии сюжетов о народах России, истории России, традиционных российских религий [1].

Эстетическое воспитание в ВУЗе направлено на формирование эстетической культуры личности, способствующей развитию ума и сердца, способствует усвоению наук, развитию мышления. Особую роль в эстетическом воспитании будущих учителей играет клубная работа: студенческий театр, вокальная и танцевальная студия, студенческая редакция газеты, видеоклуб, музей, студенческая телестудия и др. Медиатехнологии могут быть использованы в реализации задач эстетического воспитания через подготовку студента к участию в культурно-массовой работе, например, создание видеоролика, видеофильма, запись фонограммы для концерта, создание перформанса или инсталляции, создание аудио- нарезки «попурри» и др.

Программа патриотического воспитания студентов способствует воспитанию любви к Родине, родному краю, формированию активной гражданской позиции, патриотизма, гуманизма. Цель патриотического воспитания - выработка и укрепление в сознании студенческой молодежи идеала преданности Родине, постоянной готовности участвовать в работе для процветания ее могущества, защищать ее свободу и независимость. Медиатехнологии могут быть использованы в реализации задач патриотического воспитания через создание видео-поздравления для ветеранов к празднику 9 мая, участие в конкурсе видеороликов или видеосюжетов ко Дню России или Дню российского флага, создание социальных роликов.

Цель профессионального и трудового воспитания определяется как, воспитание у студентов ответственного отношения к учебе, обоснование выбора ими профессии, придание ей особой общественной и личной значимости. Трудовое воспитание призвано формировать у студенческой молодежи глубокое уважение и готовность к добросовестному труду на общее благо и способствует осознанию студентом общественной и личной необходимости качественного учебного труда. Это требует от него воли, трудоспособности, целеустремленности. Медиатехнологии могут быть

использованы в реализации задач трудового воспитания через создание видеоматериала о субботнике «Чистый город», создание видеоматериала, показывающий актуальность профессии учителя в XXI веке, создание серии сюжетов, которые показывают как студенты проходят практику в школе, что помогает адаптироваться студенту в период прохождения педагогической практики в школе, сюжеты о преподавателях и студентах («Лица ЛПИ»).

Правовое воспитание направлено на формирование высокой правовой культуры студентов, повышение уровня их правосознания. Правовое сознание предполагает наличие широкого запаса правовых знаний, устойчивых нравственно-правовых ценностных ориентаций, глубокой убежденности в необходимости выполнения требований законодательства, уважения и строгого соблюдения законов. Медиатехнологии могут быть использованы в реализации задач правового воспитания через участие в дисскуссиях и круглых столах ко Дню конституции в России, просмотр и обсуждение видеоматериалов, подбор информации через СМК.

Социальная защита предусматривает обеспечение социальной защиты группе социально - незащищенных студентов: сирот, инвалидов, малообеспеченных, одиноких матерей.

Особое внимание в воспитательной работе уделяется формирование здоровьесберегающего пространства. В учебный процесс активно внедряются здоровьесберегающие технологии, ведется работа по профилактике курения, алкоголизма, наркомании (демонстрация видеороликов и социальной рекламы о вреде курения, алкоголизма, наркомании, создание серии сюжетов о преимуществе ведения здорового образа жизни). Создание здоровьесберегающего пространства тесно связано с физическим воспитанием, которое способствует укреплению здоровья, формированию физической культуры, повышению продуктивности учебного труда, профилактики вредных привычек.

Медиатехнологии могут быть использованы в реализации задач физического воспитания через создание сюжетов о привлечении студентов к занятию спортом (мини - видеоролики, которые расскажут о работе студенческих спортивных секций через разработку индивидуальной спортивной программы (используя сеть Интернет, аудио и видеокурсы), фото и видеоотчет о спортивном мероприятии.

Цель воспитательной работы в общежитии: адаптация иногородних студентов к жизни в общежитии, воспитание умения жить в коллективе. Организация воспитательной работы в общежитии контролируется администрацией ВУЗа, кураторами. Медиатехнологии могут быть использованы в реализации задач воспитательной работы через создание видеосюжета, рассказывающего жизнь студента в общежитии, проведение - фото и -видео рейдов в общежитии по наблюдению контроля, выявление «лучшей комнаты месяца» (фото победителей конкурса «Лучшая комната месяца» транслируются на телевидении, внутри института)

Активными участниками воспитательного процесса в ВУЗе являются кураторы, преподаватели и студенческое самоуправление: студенческий совет, студпрофком и совет общежития, активы студенческих групп. Студенческое самоуправление решает задачи формирования активной жизненной позиции, развития социальных навыков конструктивного взаимодействия, управленческой культуры, самоопределения и самоактуализации. Включаясь в работу органов студенческого самоуправления, студенты ВУЗа приобретают опыт продуктивного взаимодействия, организации собственного досуга и массовых мероприятий различной направленности, отрабатывают и закрепляют профессиональные навыки.

Таким образом, студент, активно включаясь во внеучебную деятельность, не только качественно готовится к вступлению в профессиональную педагогическую деятельность, но и «входит в новую ситуацию развития», поднимается на новые ступени нравственного и

профессионального совершенствования. Каждое направление внеучебной деятельности имеет ресурс для использования медиатехнологий, от клубных форм и студенческих СМИ (телестудия «Новости FM») до конкретных форм, методов и средств (создание видеороликов, обсуждение фильмов и т.д.)

Список литературы:

1. Змановская, Н.В Формирование медиаобразованности будущих учителей автореферат на соис . канд.пед.наук. - Красноярск, 2004. - 24с.

2. Концепция долгосрочного социально - экономического развития РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601

3. Сластенин, В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007. - 576 с

4. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты [Электронный ресурс]: Режим доступа: http : //standart.edu.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.