Научная статья на тему 'Системный подход к управлению инновационной деятельностью'

Системный подход к управлению инновационной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2957
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ОРГАНИЗАЦИЯ / SYSTEM / MANAGEMENT / INNOVATIONS / ORGANIZATIONAL PROCESS / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбунова О. Н., Бабенко Е. И.

В статье рассматривается система управления инновациями как часть системы управления организационными процессами, которая, в свою очередь, является частью системы управления организации, и их взаимосвязь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system approach to innovative activity management

The aim of this article is to consider the innovation management system as a part of organizational processes management system which is in its turn a part of organization management system and also to show how they are connected.

Текст научной работы на тему «Системный подход к управлению инновационной деятельностью»

Данные дисперсионного анализа используют для проверки адекватности модели по критерию Фишера. Табличное значение ^-статистика критерия при заданном числе степеней свободы и уровне значимости первого уровня (0,05) сравнивается с ^-статистикой. Табличное значение ^-критерия с 11 степенями свободы равно 4,84. Расчетный показатель Б-статистика составил 51,153. Так как 51,153 > 4,84, а заданный уровень вероятности 0,05 > 3,09698Е-05, то нулевая гипотеза отклоняется. Следовательно, можно сделать вывод об адекватности модели.

Проверка значимости коэффициентов регрессии осуществляется с использованием /-критерия Стьюдента. Согласно произведенным расчетам /-статистика составляет -7,152127245. По таблице критических значений /-статистики для числа степеней свободы 11 и вероятности 97,5 % значение составляет ±2,2010.

Решающее правило таково:

Если / < -/10 = -2,2010 или / < /10 = = +2,2010, нулевая гипотеза отклоняется, в противном случае она не отклоняется.

Поскольку / = -7,152127245 < -2,2010, то нулевая гипотеза отклоняется, следовательно, существует зависимость, а модель является адекватной.

Наклон генеральной совокупности наблюдений с вероятностью 0,975 лежит в интервале от -0,71441 до -0,37502. Экономическая интерпретация доверительного интервала наклона означает следующее: при увеличении силы мотивации на 1 балл удельный вес бракованной продукции сократится на величину от 0,37502 до 0,71441.

Таким образом, можно сделать вывод о достоверности полученной модели, так как она адекватна по критерию Фишера (F-статистика), а коэффициенты модели (/-статистика) адекватны значениям. А следовательно, существует возможность повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет повышения трудовой мотивации работников, вовлеченных в предпринимательство в уголовно-исполнительной системе.

Поступила в редакцию 19.01.2008 г.

Kalashnikov G.M. Business system development in penitentiary system applying economic-statistic modelling. This paper presents the research of influence of convicts’ labour motivation on the business system in the penitentiary system applying economic-statistic modelling.

Key words: business development, production quality improvement, perfection of system of labour motivation.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

О.Н. Горбунова, Е.И. Бабенко

В статье рассматривается система управления инновациями как часть системы управления организационными процессами, которая, в свою очередь, является частью системы управления организации, и их взаимосвязь.

Ключевые слова: система, управление, инновации, организационный процесс, организация.

Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Результаты деятельности любой организации во многом зависят от того, насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны ее

структуры и как они приспособлены к нововведениям, инновациям, которые кардинально изменяют образ жизни людей, их материальный, духовный и нравственный мир. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом и основным источником экономического роста.

В настоящее время инновации и инновационная деятельность приобретают все большее значение для экономической и финансово-хозяйственной деятельности организации, являясь одним из базовых элементов стратегии и важным инструментом приобретения и сохранения конкурентных преимуществ. Организация представляет собой сложную социально-экономическую систему. В связи с этим, дальнейшее исследование базируется на том, что система управления инновационной деятельностью организации является частью системы управления организационными процессами, которая, в свою очередь, является частью системы управления организацией.

Создание системы управления инновациями предполагает координацию и интеграцию всех видов деятельности организации.

Главная задача системы управления инновациями состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое будущее.

Инновация - это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического и другого вида эффекта.

Внедрение новшеств в деятельность организации представляет собой последовательное преобразование нового фундаментального знания, идей, изобретений в опытно-конструкторские разработки, макетные и опытные образцы новой или усовершенствованной техники, новую продукцию, услугу. Другими словами, инновационный процесс означает вовлечение научных результатов в хозяйственный оборот.

В большинстве случаев инновация - это комбинация множества факторов, которые вводятся частично одновременно, частично последовательно. Следовательно, инновация -это не изолированное событие, а скорее траектория, состоящая из многих небольших событий. Поэтому при анализе инновации трудно указать точный момент, когда она возникла, или указать ее единственную причину. Все элементы, составляющие содержание инновационной деятельности, не просто вытекают друг из друга, а тесно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Если рассмотреть два свойства инновационной деятельности - новизну конечного

результата инновационного процесса и системную целостность, то должна действовать следующая приоритетность; сначала системная целостность, а затем новизна конечного результата. Системная целостность в данном случае распространяется преимущественно на все стадии организационных процессов, т. к. инновации для внедрения могут быть получены самыми разнообразными путями, а способность организации к быстрой и практической реализации, включая маркетинговую проработку, останется фундаментальной предпосылкой, от которой зависит конечный успех.

В результате изменения одного из элементов происходит изменение остальных, а в конечном итоге всей организации. Это требует комплексного решения любых проблем системы: больших и малых, простых и сложных, текущих и перспективных. Следовательно, здесь необходим системный подход.

Организация, являясь открытой системой, входит в системы более высокого уровня: микросреды бизнеса и макроэкономической среды. Она изменяется под воздействием внутренних и внешних факторов, получает извне информационные, материальные, трудовые и финансовые ресурсы, использует их в своей деятельности и в результате возвращает внешней среде конечный продукт в виде товаров, работ или услуг [1].

В том же ключе развивается и инновационный процесс, в котором, соответственно, можно выделить внешнюю и внутреннюю направленность инноваций (на улучшение взаимоотношений с внешней средой (рынками сбыта и закупок) и на улучшение использования ресурсов), а также внешние и внутренние причины нововведений.

К инновационной деятельности побуждают организацию следующие факторы [2]: окружающая (внешняя) среда, ее изменения, вынуждающие человека стремиться к новаторствам; государство, посредством своей политики дающее или отбирающее стимулы к инновациям; научно-технический прогресс, побуждающий предприятия отслеживать новинки для эффективной борьбы с конкурентами. Внутренними факторами-побудителями к инновациям для предприятия являются творческие способности сотрудников, их внутрифирменная конкуренция, а также

предпочтения собственников, менеджеров организации и ее неформальных лидеров.

Получая на входе рыночную возможность, организация перерабатывает ее с учетом факторов внешней среды и доступных ресурсов и выдает рынку инновацию (рис. 1). К сожалению, далеко не все рыночные возможности в отношении инноваций выявляются, анализируются и используются. Конкурентоспособность инновационных предприятий снижается, если инновационный потенциал не раскрывается в полной мере.

Таким образом, целесообразно представить систему управления инновациями в организации как совокупность результатов деятельности различных уровней организации, оказывающих целенаправленное воздействие на организационные процессы в целом в целях создания новых продуктов и/или услуг, соответствующих требованиям внешней и внутренней среды организации (рис. 2).

Организационная инновационная деятельность нацелена на создание инноваций, позволяющих компании приобрести глобальные конкурентные преимущества, которые проявляются в более низких издержках, отличительном качестве.

Специализированные виды инновационной деятельности связаны с разработкой инноваций для каждой из сфер деятельности организации и нацелены на установление долгосрочной конкурентоспособной позиции организации на рынке.

Функциональные направления инновационной деятельности связаны с созданием инноваций в таких функциональных сферах организации, как финансы, маркетинг, производство, управление человеческими ресурсами, научно-исследовательские работы и т. п. Их назначение - обеспечить решение проблем, поставленных на организационном и бизнес-уровнях. Функциональные направления инновационной деятельности должны быть взаимоувязаны, скоординированы и должны взаимно дополнять друг друга для успешной реализации специализированных видов инновационной деятельности организации.

Таким образом, целостность системы управления инновациями в организации является гарантией соответствия предоставляемых услуг и/или производимых товаров требованиям внешней среды и, соответственно, позволяет поддерживать и укреплять позиции организации на рынке.

Необходимо отметить, что при системном подходе к управлению инновациями в организации становится наиболее полное использование знаний и связанных с этим возможностей и мотиваций. Организация нацеливает свою деятельность на использование инновационных форм для осуществления собственной деятельности, подготовки и приобретения знаний сотрудниками и создает механизмы обратной связи со всеми группами потребителей предоставляемых услуг

1. Факторы косвенного воздействия внешней среды (политико-правовые, экономические, социо-культурные, технологические, экологические)

2. Факторы прямого воздействия внешней среды (поставщики, законы и государственные органы, потребители, конкуренты, конкурентные аудитории)

Инновация

Т I 1

Персонал Сырье Обоорудование

Рис. 1. Система управления инновациями в организации

Миссия

Цели, целевые приоритеты

* * 1

г Анализ

1 инновационной

1 Диагностика деятельности Диагностика

внутренней среды организации внешней среды

I

Концепция управления инновациями в организации

Приоритеты

инновационной

деятельности

Организационная инновационная деятельность

Специализированные виды инновационной деятельности

Функциональные направления инновационной деятельности в организации

Операционная инновационная деятельность (инновационная деятельность основных структурных единиц, внутри функциональных направлений)

Программа

действий

Реализация стратегии

Контроллинг

Рис. 2. Система управления инновациями на всех уровнях организации

Рис. 3. Факторы адаптации организации к условиям внешней среды

и/или производимых товаров в интересах повышения их компетенции. Организация создает финансовые и нефинансовые системы вознаграждения сотрудников. При этом она осуществляет инвестиции в «раскрытие возможностей», т. е. в создание условий для адаптации к внешней среде, внедрения инноваций и наиболее эффективного использования способностей персонала (рис. 3) [3].

Основы системного подхода к управлению инновационной деятельностью организации могут относится и к деятельности вуза.

Системный подход является методологической основой моделирования инновационной деятельности учреждения высшего профессионального образования. В этом подходе объединены: идея непрерывности в получении квалификационных знаний и навыков студентами, корпоративная культура высшего учебного заведения, инновационное стратегическое планирование в управлении им, применение новейших информационных технологий на базе накопленного практического опыта.

Несмотря на значительное число моделей внедрения инновационной составляющей в деятельность вуза, все они имеют, как правило, локальный или модульный характер, не представляют собой систему из компонентов, взаимосвязанных между собой и обеспечивающих целостность инновационного процесса.

Такой подход крайне ограничен по своим качественным характеристикам, т. к. инновационные процессы требуют системного, поступательного внедрения.

Теоретико-методологической основой

разработки инновационной составляющей среды вуза должно стать понимание необходимости ее создания всеми субъектами образовательной деятельности - будущими специалистами и преподавателями-новаторами, передающими свой инновационный опыт, бизнесом и администрацией региона.

Высшее учебное заведение должно разработать концепцию инновационного образования, формирующего творческое мышление у студентов, критерии инновационной составляющей высшего образования, применимого для своего учебного заведения. Также для того, чтобы получать опыт и делиться собственными накопленными знаниями вуз должен организовывать и проводить между-

народные, всероссийские, региональные научно-практические конференции по проблемам инновационного образования, формирующего инновационное мышление обучающихся в высшей школе.

В самом учебном процессе применим такой подход, как модульное построение программы, связанное с выделением в ней модулей, обеспечивающих формирование основных компонентов профессионально-личностной компетентности. Необходимо развивать способности студентов к проведению анализа содержания учебных дисциплин с точки зрения их места в образовательной программе, выявлению соответствия учебного материала и способов работы с ним задачам профессионально-личностного роста, осуществлению самоанализа хода учебной деятельности, коллективного анализа качества результатов учебной деятельности и выявлению возникающих затруднений в освоении материала.

Преподавание не должно быть построено только на теоретическом материале, необходимо качественное использование практических навыков как преподавателей, так и привлеченных лекторов из администрации, предпринимательских и иных структур, непосредственно связанных с внедрением инноваций в экономические процессы.

При модульном построении программы могут быть выделены три системообразующих модуля, первый из которых должен быть ориентирован на теоретическую основу профессиональной деятельности выпускников. Второй - на учебно-производственную практику и стажировку, в ходе которых будущие специалисты приобретают профессиональную компетентность за счет интеграции теории и практики в процессе решения ситуационных задач. Третий модуль осуществляется в форме реализации собственных инициатив студентов в рамках учебной практики и в системе воспитательной работы вуза. Его основная цель заключается в формировании социально-коммуникативного компонента профессионально-личностной компетентности будущего специалиста.

Наряду с системообразующими нововведениями в учебно-воспитательный процесс, важная роль отводится локальным преобразованиям, связанным с использованием инновационных методик и форм обучения сту-

дентов. Это могут быть обучающие компьютерные программы, программы компьютерного контроля знаний, электронные документы и т. д.

Организационный уровень внедрения инноваций связан с оптимизацией управления вузом и взаимодействия его структурных подразделений, с инновационными подходами к научной и методической работе в учебном заведении. Не последнюю роль здесь играет кадровый состав, характер взаимоотношений как в педагогическом, так и в управленческом коллективе.

Для оптимизации работы множества структурных подразделений могут быть использованы электронный документооборот, автоматизированная система информационного обеспечения управления вузом, инновационные подходы в работе с кадрами и другие нововведения, характеризующие уровень инновационного потенциала и инновационного климата в вузе.

Рост инновационного потенциала вуза подтверждается и увеличением числа инновационных проектов, реализуемых студентами и преподавателями на базе учебного заведения, имеющих практическую направленность. Результатом практической работы могут быть совместные научные публикации студентов и преподавателей, проектная деятельность, в том числе и по грантам, заказам администрации и других заинтересованных структур.

Состояние инновационного климата определяется по уровню ценностно-ориентационного единства в вузе, развитию корпоративной культуры, качеству и востребованности выпускников. Чем выше качество преподавания, чем больше практических навыков, применимых в современной экономической ситуации, получает выпускник, тем престижней обучение в данном вузе, а предлагаемые им профессии востребованы.

Итак, инновационная деятельность вуза, являющаяся единой неделимой системой, способна генерировать идеи и воплощать их в продукты и услуги. В этой организации все части системы имеют свои функции и их ра-

бота нацелена на общий положительный результат - привлечение потребителей услуг, предоставляемых на высоком уровне и востребованных в конкретных условиях рынка.

Вуз, осуществляющий системное управление собственной деятельностью, - это современное, динамично и системно развивающееся учреждение высшего профессионального образования, основной характеристикой которого является его инновационность во всех сферах деятельности, его системное влияние на развитие образования в целом и высшей школы в частности, а также на социально-экономическое и технологическое развитие того региона, где он расположен.

Используя инновации как в образовательном процессе, так и в стратегическом планировании и управлении, вуз адаптивно приспосабливается к меняющимся условиям внешней среды, глубоко интегрируется в экономику, социальную сферу, науку страны, международное образовательное, научное и информационное пространство. Он имеет развитую внутреннюю структуру, способную оперативно реагировать на изменения в окружающей его среде, запросы потребителей и работодателей.

1. Ерохин Д.В., Ларичева Е.А. Системный подход к инновационной деятельности коммерческой организации // Вестн. Брянск. гос. техн. ун-та. 2004. №4.

2. Ларичева Е.А. Двойственная роль инноваций // Менеджмент в России и за рубежом. 2004.

№ 3.

3. Мильнер Б.З. Управление знаниями. М., 2003. Поступила в редакцию 19.01.2008 г.

Gorbunova O.N., Babenko E.I. The system approach to innovative activity management. The aim of this article is to consider the innovation management system as a part of organizational processes management system which is in its turn a part of organization management system and also to show how they are connected.

Key words: system, management, innovations, organizational process, organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.