Как таковой Киотский протокол заканчивает действие своей первой фазы в конце 2012 года, причем его автоматическое продление невозможно. Без сомнения, на смену Киотскому протоколу придут другие международные решения и договоренности, которые сейчас являются объектом активнейших международных переговоров и обсуждений.
Можно констатировать, что в результате усилий, предпринятых на международном и национальном
уровнях, практически во всех странах первой двадцатки наметилась тенденция к снижению объемов сжигания. Мы надеемся, что и в России консолидация усилий и другие шаги, предпринятые всеми секторами российского общества (власть, бизнес, общественность), а также комплексный подход помогут скорейшему решению наболевшей проблемы утилизации попутного нефтяного газа в стране.
Библиографический список
1. Книжников А.Ю., Кутепова Е.А. Проблемы и перспективы дента // Коммерсантъ. 2012.15 октября. использования нефтяного попутного газа в России. Выпуск 2 3. E. A. Kutepova, A. Yu. Knizhnikov & K. V. Kochi: Associated ежегодного обзора. М.: WWF России, 2010. 40 с. Gas Utilization in Russia: Issues and Prospects, Annual Report,
2. Шаповалов А. Киотский вопрос решат советники прези- Issue 3 [Moscow: WWF-Russia-KPMG, 2011 ;.43 pp]
УДК 65.01: 01: 339.13
АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ И ПОДСИСТЕМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Л _ о
© И.В. Гимельштейн1, М.И. Захарова2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Подробно раскрывается понятие «система управления», описываются ее свойства и признаки. Дается определение системы управления предприятием, состав ее элементов и подсистем. Аргументируется необходимость проведения инноваций и управления ими. Представлена классификация предприятий по видам их инновационной активности. Проанализирован состав системы управления инновационной деятельностью предприятий. Ил. 2. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: система; инновации; система управления предприятием; элементы системы; подсистема.
ANALYSIS OF ELEMENTS AND SUBSYSTEMS OF INNOVATIVE ENTERPRISE MANAGEMENT SYSTEM I.V. Gimelstein, M.I. Zakharova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article develops the concept of "management system", describing its features and properties. It defines the ente r-prise management system, the structure of its elements and subsystems; proves the need for innovations and their management; presents the classification of enterprises by the types of their innovative activity; analyzes the structure of the innovative enterprise management system. 2 figures. 3 sources.
Key words: system; innovations; enterprise management system; system elements; subsystem.
Современный подход к управлению предприятием характеризуется системностью. В связи с этим необходимо четкое представление о том, что такое система вообще и система управления предприятием в частности. Система - это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Основные признаки системы: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств ее элементов. Всякая система, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную
связь. Самая характерная черта системы - свойство целостности. Любой предмет можно рассматривать как систему, то есть целое, составленное из частей. Системный подход - метод изучения, формирования и преобразования объектов различной природы. Управлять - значит руководить, направлять действия кого- или чего-нибудь. Система управления - это определенная совокупность взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют друг с другом и с внешней средой для достижения поставленных перед системой целей. Система управления всегда состоит из двух подсистем - управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления), которые
1Гимельштейн Ирина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89148862144, e-mail: [email protected]
Gimelstein Irina, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, tel.: 89148862144, e-mail: [email protected]
2Захарова Мария Игоревна, аспирант, тел.: 89025114914, e-mail: [email protected] Zakharova Mariya, Postgraduate, tel.: 89025114914, e-mail: [email protected]
находятся в постоянном взаимодействии. Схема системы управления представлена на рис.1.
Рис.1. Схема системы управления
Все системы управления имеют следующие свойства, независимо от целей их существования:
1. Постоянный обмен информацией между элементами системы, в противном случае система не сможет функционировать.
2. В результате управления системы способны переходить в различные состояния.
3. Из нескольких допустимых путей деятельности системы выбирается наиболее предпочтительный. Если нет возможности выбора линий поведения, то управление практически отсутствует.
4. Система имеет определенную структуру.
5. Системы являются открытыми, то есть воздействуют на внешнюю среду, а внешняя среда воздействует на системы.
6. Процесс функционирования систем характеризуется целенаправленностью. Если цель не определена, то управление становится бессмысленным.
Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, с правами юридического лица, который производит и/или реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов коллектива и интересов собственника предприятия. Система управления предприятием - это применение технических и организационных методов и мер, предназначенных для управления различными аспектами деятельности предприятия, управление ресурсами предприятия (человеческими, финансовыми, техническими и пр.) для достижения поставленных целей.
В настоящее время системы управления в организациях разделяются на несколько составных систем управления с целью уменьшения комплексности общего управления и улучшения гибкости образовавшихся подсистем. Эффективность управления всей организации зависит от степени взаимодействия данных систем управления при достижении общих целей. Объект управления - это совокупность взаимосвязан-
ных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих процесс достижения целей предприятия. Субъект управления - совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения целей предприятия. Понятие «система управления предприятием» не тождественно понятию «структура управления». Структура отражает только конструкцию субъекта управления, и в течение какого-то периода времени она остается неизменной (статичной). Тогда как процесс управления постоянно изменяется (динамичен), и система управления предприятием является комплексной категорией. Между структурой управления и системой управления предприятием существуют непрерывные организационные связи.
Большое влияние на формирование системы управления предприятием оказывают внешние системообразующие факторы. К ним относятся временные, пространственные (в том числе географические), тен-денциональные, политические, экономические, социальные, правовые и другие факторы.
Система управления разрабатывается с учетом специфики определенной организации и, как правило, предполагает следующий состав:
• Стратегические, оперативные, тактические цели и задачи.
• Методы управления (как предприятие достигает поставленных целей).
• Техника управления (совокупность технических и организационных средств).
• Технология управления (система операций и процедур).
• Ключевые показатели эффективности для анализа процесса достижения целей.
• Процесс производства продукции или услуг.
• Структура управления сотрудников и подразделений.
• Информационное обеспечение.
• Ресурсы организации.
В настоящее время широкое применение имеют автоматизированные системы управления предприятием (АСУП). Их можно разделить на две большие группы - заказные (уникальные) системы и адаптивные системы. Современные автоматизированные системы обеспечивают управление всеми ресурсами организации, количество настраиваемых параметров может достигать сотен тысяч. Наиболее распространенный стандарт адаптивной системы - ERP (enterprise resource planning). Системы управления предприятием класса ERP - системы, автоматизирующие все подразделения предприятия. Изначально ERP-системы внедрялись только промышленными предприятиями. В настоящее время появилось значительное количество ERP-систем для малого и среднего бизнеса. ERP-система имеет модульный принцип. Основные группы модулей - это финансы, персонал, операции, клиентское обслуживание, управление проектами, управление жизненным циклом продукции и т.д.
Усиление конкуренции практически во всех отраслях хозяйственной деятельности, вызванное глобализацией и технологическими изменениями, мотивирует предприятия уделять особое внимание инновациям -внедрению новшеств, которые появились в результате осознания потребности в них. То есть конкурентоспособность организации в настоящий момент определяется приспособляемостью к внешней среде и лишь затем внутренними факторами (производительностью труда, рациональной организацией производства, снижением издержек).
Инновациями необходимо управлять, чтобы достичь необходимого уровня доходности. Инновации всегда связаны с рисками. Стремление полностью уйти от рисков подавляет инновационный процесс. В то же время и игнорирование рисков неэффективно. Необходимо разработать такой подход, который позволил бы оценивать, анализировать риски и управлять ими. Инновации могут укрепить конкурентоспособность предприятия только при эффективно выстроенной системе управления. Так как система управления предприятием включает в себя подсистемы, связанные с технологиями, управлением, социальными аспектами деятельности организации и характеризуется взаимосвязанностью элементов, то изменение любого ее элемента требует согласованного регулирования других элементов. Следовательно, планируемое изменение в любом из элементов системы должно быть просчитано и спрогнозировано во всех других ее элементах. Например, переход к новым технологиям, новым методам управления требует предварительного прогнозирования и изменения всех взаимосвязанных с этим элементов подсистемы -управленческих, социальных, экономических. В противном случае, не будет достигнут комплексный эффект, или нововведение потерпит неудачу.
Инновация сама по себе представляет систему постоянного совершенствования связей между техникой, технологией, управлением, она не может носить разового, единичного характера, а представляет собой процесс, охватывающий все стороны деятельности предприятия. То есть инновации системны. Вместе с тем системность проявляется в том, что предприятие является элементом более крупной системы - отрасли, рынка или государства в целом. Любые изменения в элементах более крупных систем также оказывают непосредственное воздействие на состояние предприятия. Это важно иметь в виду при рассмотрении условий разработки системы управления предприятием, осуществляющим инновации, поскольку внешняя среда является элементом более крупной системы, и она определяет деятельность организации в целом.
К инновационной деятельности относится вся деятельность предприятия по созданию новшества и распространению его в хозяйственной сфере, включая маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм, поиск новаторских идей и решений, а также партнеров по внедрению
и финансированию инновационного проекта. Инновационная деятельность предприятия характеризует его инновационную активность, под которой понимается интенсивность реализуемых нововведений.
Инновационное предприятие имеет ряд следующих особенностей:
• Функционирует на новой стадии конкуренции -стадии инноваций;
• Обладает необходимым инновационным потенциалом;
• Использует критерий эффективности - изменение окружающей среды в целях достижения своих целей;
• Формирует политику, направленную на стимуляцию перемен, т.е. на проведение беспрерывной инновационной деятельности, как для каждого подразделения предприятия, так и на каждом уровне управления.
Системы управления предприятиями, осуществляющими инновационную деятельность, будут различными в зависимости от уровня инновационной активности предприятия. Многообразие конкурентных стратегий и организационных форм хозяйствующих субъектов создает множество стратегических позиций и простор для выбора инновационного пути предприятия. Согласно классификации конкурентного поведения, предложенной российским ученым Л.Г.Раменским[1], предприятия можно подразделить на четыре вида, согласно их инновационной активности:
1) Виоленты - крупные предприятия, осуществляющие массовое производство. Выходят на рынок, опережая конкурентов за счет серийности производства и масштаба.
2) Патиенты - хозяйствующие субъекты, приспосабливающиеся к узким сегментам рынка (нишам) путем специализированного производства новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками.
3) Эксплеренты - предприятия, создающие радикальные, прорывные нововведения: новые продукты и технологии. Осуществляют захват части рынка.
4) Коммутанты - предприятия, которые приспосабливаются к условиям спроса местного рынка, заполняют свободные ниши (не занятые виолентами и патиентами), осваивая новые виды услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитируя новинки и продвигая их до самых широких слоев потребителей.
Система управления предприятием, осуществляющим инновационную деятельность, должна обеспечить получение, сохранение и формализацию новых знаний с целью дальнейшего их применения, проведение экспертизы и оценки этих знаний, преобразование знаний в инновации, то есть их системное распространение. Как и любая система, она состоит из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Субъектом управления инновационной деятельностью может быть один работник или группа работников, которые посредством различных приемов и способов управлен-
ческого воздействия обеспечивают целенаправленное функционирование объекта управления. Группа работников может формировать структуру управления инновациями. При ее формировании выбирается тип структуры (горизонтальная или иерархическая), определяется состав и функции органов управления, процедуры и методы обоснования управленческих решений, организация их исполнения, информационное обеспечение.
Объектом системы управления инновациями на предприятии, как правило, являются фазы инновационной деятельности, представленные на рис. 2.
В соответствии с выделенными фазами и с существующей специализацией система управления инновационной деятельностью предприятия должна включать управление наукой, управление НИОКР, управление инновационной восприимчивостью организации, коммерциализацию инноваций, управление модификацией, совершенствование инноваций и их плановую ликвидацию.
Указанные фазы могут быть в рамках одной организа-
ции, но чаще всего предприятие имеет лишь некоторые фазы инновационной деятельности. Это будет зависеть от того, к какому типу относится предприятие по активности инновационной деятельности - виолен-ту, патиенту, эксплеренту или коммутанту. Процесс управления инновациями внутри системы осуществляется через передачу информации между ее элементами, то есть через сбор, хранение, переработку информации, контроль над ее движением и оценку результативности ее использования для воздействия со стороны субъекта управления на объект управления. Концепцию формирования системы управления предприятием, осуществляющим инновационную деятельность, можно сформулировать следующим образом. В условиях агрессивной и меняющейся внешней среды успех и конкурентоспособность организации определяются, в первую очередь, приспособляемостью к внешней среде через управление, направленное на восприимчивость к инновациям, а лишь затем внутренними факторами.
Конкретизация требований к новым продуктам, технологиям и т.д.
Теоретические разработки, инновационная идея
Научно-исследовательская Новшество.
документация.
Технический проект. Опытный образец. Новшество.
Мелкая серия. Единичное производство. Инновация.
Серийная продукция. Инновация.
Инновационная восприимчивость организации
Плановая ликвидация
Рис.2. Объекты управления инновационной деятельностью по фазам
Таким образом, любое предприятие представляет собой взаимодействие объекта управления и субъекта управления, который осуществляет воздействие на объект для достижения их общих целей. Изменения и преобразования одного элемента системы приводят к изменениям других элементов. Состав функциональных подсистем зависит от конкретных функций управ-
ления. Система управления предприятиями, осуществляющими инновационную деятельность, должна способствовать достижению главной цели инноваций. Таким образом, любое предприятие с точки зрения системного подхода стремится к увеличению прибыльности предприятия путем привлечения новых решений и технологий.
Библиографический список
1. Козловская Э.А., Демиденко Д.С., Яковлева Е.А., Бучаев Я.Г., Гаджиев М.М. Экономика и управление инновациями. М.: Экономика, 2012. 359 с.
2. Просветов Г.И. Управление инновациями: задачи и решения: учебно-практическое пособие. М.: Изд-во "Альфа-
Пресс", 2010. 208 с.
3. Такер Роберт Б. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний / пер. с англ. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2006. 240 с.
УДК 338.24
ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ
© Ю.В. Долгов1, Н.Я. Калюжнова2
Иркутский государственный университет, 664073, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1.
Обоснована необходимость развития отечественной нефтепереработки. Показаны обстоятельства, обусловливающие важность развития отрасли, несмотря на высокие доходы от экспорта сырой нефти. Приведен метод оценки инновационного развития нефтеперерабатывающей отрасли, основанный на анализе динамики основных показателей научного сектора, инновационной активности предприятий и инновационной инфраструктуры. На основании результатов данной оценки дана характеристика текущего положения нефтеперерабатывающей промышленности Российской Федерации. Указаны основные сдерживающие факторы, препятствующие инновационному развитию отрасли. Ил.1. Табл.5. Библиогр. 15 назв.
Ключевые слова: нефтеперерабатывающая отрасль; глубина нефтепереработки; индекс сложности Нельсона; инновации; инновационная активность предприятий.
ASSESSMENT OF OIL REFINING INDUSTRY INNOVATIVE DEVELOPMENT Yu.V. Dolgov, N.Ya.Kalyuzhnova
Irkutsk State University, 1 Carl Marx St., Irkutsk, Russia, 664073.
The article substantiates the need to develop national oil refining industry. The conditions determining the importance of industry development, despite the high revenues from the crude oil export, are demonstrated. The method to assess oil refining industry innovative development is introduced. It is based on the analysis of the dynamics of the main indicators of the scientific sector, the innovation activity of enterprises and the innovation infrastructure. The assessment results allowed to characterize the current situation in the oil refining industry of the Russian Federation. The key factors impeding innovative development of the industry are identified. 1 figure. 5 tables. 15 sources.
Key words: oil refining industry; depth of oil refining; Nelson complexity index; innovations; innovative activity of enterprises.
Введение
В соответствии с принятой стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года перед страной поставлен ряд важнейших задач по обеспечению дальнейшего развития инновационной экономики. Основными признаками инновационной экономики являются: высокая доля инновационных предприятий и доля инновационной продук-
ции, обладающей высокой добавленной стоимостью; наличие развитой инновационной инфраструктуры, высокая конкуренция среди инноваций и, как следствие, улучшение качества предлагаемых инновационных решений [1]. Необходимость становления и развития национальной инновационной системы назрела уже давно.
Переход экономик стран-лидеров на следующий
1Долгов Юрий Владимирович, аспирант, тел.: 89246044124, e-mail: [email protected] Dolgov Yuri, Postgraduate, tel.: 89246044124, e-mail: [email protected]
2Калюжнова Надежда Яковлевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории и управления, тел.: (3952) 242870, e-mail: [email protected]
Kalyuzhnova Nadezhda, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economic Theory and Management, tel.: (3952) 242870, e-mail: [email protected]