Научная статья на тему 'Традиционная организационная культура вуза как ресурс сопротивления управленческим инновациям'

Традиционная организационная культура вуза как ресурс сопротивления управленческим инновациям Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
395
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВУЗА / СОПРОТИВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИМ ИННОВАЦИЯМ / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ УЧАСТНИКОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кудрявцев Дмитрий Игоревич

Статья посвящена анализу особенности и роли вузовской организационной культуры в условиях инновационных преобразований в системе управления вузом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кудрявцев Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционная организационная культура вуза как ресурс сопротивления управленческим инновациям»

УДК 316

Кудрявцев Дмитрий Игоревич

Kudryavtsev Dmitriy Igorevich

ассистент кафедры управления персоналом и социологии

Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) [email protected]

assistant of the chair of personnel management and sociology, Rostov State University of Economics [email protected]

ТРАДИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВУЗА КАК РЕСУРС СОПРОТИВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИМ ИННОВАЦИЯМ

TRADITIONAL ORGANIZATIONAL CULTURE OF HIGH SCHOOL AS THE RESOURCE OF RESISTANCE TO MANAGEMENT INNOVATIONS

Аннотация:

The summary:

Статья посвящена анализу особенности и роли вузовской организационной культуры в условиях инновационных преобразований в системе управления вузом.

This article analyzes the characteristics and role of higher education organizational culture in the terms of innovative change management institution.

Keywords:

Ключевые слова: организационная культура вуза, organizational culture of high school, resistance to

сопротивление управленческим инновациям, ин- managerial innovation, innovation culture, typological

новационная культура, типологические группы groups of participants.

участников.

В условиях нарастания конфликтного потенциала сопротивления управленческим инновациям в вузе значимым ресурсом подобного противодействия выступает устоявшаяся традиционная организационная культура.

Успех деятельности любой организации, в том числе вузовской, действующей в рыночной среде, в значительной степени определяется уровнем ответных реакций на вызовы внешней среды. Исследования состояния организаций, работающих в разных сферах человеческой деятельности, показывают, что значительные усилия, как интеллектуальные, так и материальные, по реализации изменений оказываются в большинстве случаев (около 70 %) безрезультатными. Анализ причин такого положения показывает, что низкая результативность определяется отсутствием необходимых изменений в действующей организационной (корпоративной) культуре [1].

В социологической литературе отмечено: помимо того, что фактор культуры влияет на критерии рациональности принимаемых управленческих решений и может оказаться основной причиной трудностей организации, он часто становится ключевым моментом сопротивления изменениям. На уровне общенациональных процессов подобные ограничения на изменения называют словом «менталитет», а при работе с организацией мы имеем дело с «микрокультурами», которые и составляют организационную культуру [2].

Организационная культура, представляя систему отношений людей, работающих в организации, выступает как совокупность ценностей, убеждений, а также норм, ролей, правил, которые направляют деятельность организации. При этом организационная культура обладает рядом специфических черт, которые выделяют данную организацию среди остальных и являются, как правило, продуктом исторического развития организации [3, с. 7]. Этими специфическими чертами являются традиции, язык (сленг), лозунги, обычаи - все то, что способствует передаче культурных ценностей, убеждений, норм и содержания ролей другим поколениям работников, приемы адаптации и сплачивания (интеграции) членов организации.

С одной стороны, организационная культура является продуктом отношений работников, связанных общей целью, - культура организации складывается из ценностей, убеждений, установок людей, которые работают в данной организации. С другой стороны, культура находится над людьми - направляет и корректирует поведение людей в соответствии с общепринятыми нормами и ценностями [4, с. 10].

Именно в силу этого велико влияние прошлого опыта и предшествующих практик, сохраняющаяся связь с «позднесоветской» культурой, которая характеризовалась такими чертами, как преобладание «запретительной» направленности норм и правил; четкое описание функций работников, формализованные отношения; стремление к созданию условий для сотрудничества между работниками на всех уровнях в производстве и управлении; преимущественно иерархическая структура управления; распространенность демонстрации власти, подчеркивания

властных функций на каждом уровне управленческой иерархии; ориентация на наказание за ошибки, жесткий контроль за выполнением должностных обязанностей и инструкций; поощрение универсализма, совмещения профессий и обязанностей; централизация и персонализация принятия решений и ответственности. Согласно Н.Ю.Кремневой, данный набор управленческих практик можно рассматривать как традиционную корпоративную культуру советских организаций [5].

Во многом с «наследием прошлого» связано то, что организационная культура далеко не всегда соответствует потребностям данной организации на новом этапе развития и условиям внешней среды, поскольку культурные ценности организации и работающих в ней людей обычно отражают то, что уже было сделано. Так возникает «культурный разрыв», обусловленный различиями между желаемыми и фактическими культурными нормами и ценностями. Устоявшиеся организационные структуры и внутриорганизационные роли в совокупности поддерживают и обеспечивают функционирование традиционной организационной культуры, а элементы новой организационной культуры вступают в противоречие с существующей системой ценностей [6, с. 17].

Поэтому, как правило, при реформировании, вызванном резким изменением внешних условий, новые, объективно диктуемые внешней средой, цели, не соответствуют сложившейся организационной культуре. Если реализация этих целей осуществляется резко, преимущественно властными методами, то в рамках существующей организационной культуры возникает очень сильное сопротивление новациям, которое критическим образом замедляет достижение целей и может привести, в крайнем случае, к краху организации. С другой стороны, попытки просто вписать новые цели в существующую культуру приводят к быстрому забвению новых целей и возвращению к привычному образу существования, что в изменившихся внешних условиях означает медленное умирание организации [7].

Исследователи, классифицируя причины сопротивления изменениям в организациях во взаимосвязи с организационной культурой, в основном группируют их вокруг трех основных: изменения противоречат личным интересам сотрудников; сотрудники не понимают необходимости/неизбежности изменений, боятся их и/или не доверяют руководству; имеет место негативное отношение к изменениям со стороны коллектива, обусловленное действием психологических установок и ценностей, под влиянием которых отдельные сотрудники и группы взаимодействуют друг с другом. В первом случае обычно бывает достаточно более тщательного анализа скрытых интересов лиц, которых затрагивает изменение. Во втором случае ситуация сложнее, так как если с непониманием и страхом персонала можно еще как-то бороться путем грамотного использования внутренних коммуникаций, то с отсутствием доверия к руководству быстро справиться нельзя — на решение этой проблемы потребуется время. В третьем, самом сложном и весьма распространенном случае против изменений начинает действовать социальная динамика. Общее негативное отношение коллектива способно помешать внедрению конкретного изменения и даже полностью нейтрализовать его. Как правило, наибольшая степень сопротивления отмечается в организациях с низкой вовлеченностью сотрудников. Для того чтобы выяснить, способствует или препятствует культура организации внедрению необходимых руководству изменений, необходимо определить ее тип и измерить вовлеченность сотрудников) [8].

Организационные изменения могут быть успешно реализованы при осознании того обстоятельства, что причиной сопротивления является существующая организационная культура. Организационная культура содержит, в том числе, и набор неписаных, часто неосознаваемых правил, по которым и живет коллектив. Сложность состоит именно в том, что это неосознанные нормы, и не всегда понятно, как же они формируются. А вместе с тем они в реальности являются основным законом жизни и деятельности организации [9, с. 5]. В том случае, если базовые установки существующей культуры не способствуют развитию организации, если цели работников противоречат целям руководства, то культура становится серьезным препятствием на пути развития и может стать причиной краха организации [10, с. 33].

Е.В. Синяков подчеркивает, что всякое изменение в моделях управления чревато тем, что при недостаточном внимании к «человеческому фактору» новые инициативы менеджмента в лучшем случае буксуют, а в худшем — получают скрытое или явное противодействие. Новая культура, которая должна быть создана, зачастую входит в противоречие с существующими коллективными представлениями. Поэтому необходима «переоценка ценностей», без которой любые административно-управленческие реформы не получат своего подкрепления в культуре организации, соответственно, поддержки среди персонала. У работников организации существует сильная сплоченная культура с общими ценностями, которые разделяются подавляющим большинством. В реальности же те ценности, которые руководство предлагает для своих сотрудников, часто имеют мало общего с реально существующими ценностями в коллективах.

Существует большое расхождение между «декларируемыми» ценностями и реально существующими [11]. Подобное расхождение негативно воздействует на организационную культуру вуза, которая в основе своей зачастую начинает выступать как ресурс сопротивления управленческим инновациям.

В научной литературе иногда можно встретить идеализированно-описательный подход к вузовской организационной культуре. Так, согласно А.П. Ханевич, «основные ценности организационной культуры преподавателя-транслятора профессиональных знаний на базисном уровне организационной культуры вуза представляют собой совокупность ценностей образовательной деятельности, разделяемых большинством профессорско-преподавательского состава: компетентность, профессионализм, ответственность, самоценность высшего образования, любовь к профессии», при этом автор твердит о гражданственности, патриотизме и толерантности профессорско-преподавательского состава [12]. Вряд ли подобные утверждения помогают понять суть организационной культуры вуза и причины сопротивления части персонала инновациям.

Более пристальный анализ вузовской организационной культуры показывает, что в рыночной среде она имеет циклическое перевоплощение доминанты в следующей последовательности базовых организационных культур: адхократическая культура - семейная (клановая)

- иерархическая - рыночная - адхократическая. Исследователи на основе анкетирования представителей 43 вузов отмечают, что нынешнее состояние организационной культуры для среднероссийского вуза, определяет своей доминантой иерархическую организационную культуру, а также тяготеет к семейной (клановой) культуре, что отражает, в соответствие со сложившейся ментальностью, ориентацию на государственный патернализм [13].

В.А. Пушных обращает внимание на то, что моделью описания корпоративной культуры, соответствующей стоящим сегодня перед вузом задачам, является модель, предполагающая, что корпоративная культура состоит в некоторой, индивидуальной для каждой организации, пропорции из четырех субкультур, называемых культурами иерархии, семьи, адхократии и конкуренции. Смысл каждой из этих культур состоит в следующем.

Иерархическая культура. Организация сосредоточена на внутренних проблемах, стабильности, управляемости, контроле. Деятельность структурирована и формализована. Целостность организации поддерживается формальными правилами. Процедуры, правила, инструкции диктуют людям, что нужно делать. Лидеры гордятся тем, что они хорошие организаторы и умеют анализировать и предсказывать эффективность решений.

Адхократическая культура (от эбЬоо - «по случаю», то есть временная целевая команда, созданная для выполнения определенной задачи,) характеризует динамичную, предпринимательскую и творческую организацию. Отличительными чертами лидеров организации являются умение предвидеть, новаторство, ориентация на риск. Базовые ценности организации заключаются в готовности к вызовам времени и внешней среды, к экспериментированию и новаторству, постоянной деятельности на переднем рубеже знаний. Для данной культуры характерны динамичные, творческие, поощряющие предприимчивость и индивидуальные результаты условия работы. Люди склонны к инициативе и риску.

Семейная, или клановая, культура воспроизводит организацию, как большую семью с пожизненным наймом, недостаточно иерархичной структурой, неформальным подходом к работе и акцентом на управленческих командах. Организация сосредоточена на внутренних проблемах, для нее характерны гибкость, забота о людях. Лидер организации воспринимается как отец семейства, с неограниченными правами и ответственностью. Целостность организации поддерживается традициями и лояльностью к семейным ценностям. Большое значение придается развитию человеческих ресурсов, сплоченности, моральному климату.

Рыночная культура отличает организацию, сориентированную на результаты. Лидеры организации являются жесткими руководителями внутри коллектива и жесткими конкурентами во внешней среде. Основная цель коллектива — стремление побеждать. Успех организации определяется опережением конкурентов и лидерством на рынке. Стиль организации - жесткая конкуренция внутри и снаружи [14].

Немаловажную роль в превращении организационной культуры в ресурс сопротивления играет то, что проводимые изменения в ней не укореняются, на что обратил внимание Дж.П. Коттер. Он исходит из того, что изменения приживаются лишь тогда, когда они становятся повседневной привычкой, способом существования на рабочем месте, когда они входят в «плоть и кровь» коллектива. До тех пор, пока новый стиль поведения не станет общепризнанным, не превратится в норму, которой добровольно придерживаются сотрудники, он всякий раз будет деградировать, как только прекращается процесс реформирования.

Дж.П. Коттер также обращает внимание на то, что для успешного укоренения новых подходов в организационной культуре особенно важны два фактора. Первый заключается в том,

чтобы продемонстрировать людям, как перемены в мышлении и поведении сотрудников улучшили работу организации. Если предоставить людей самим себе, как это часто происходит, и не раскрыть истинное значение перемен, то работники, весьма вероятно, придут к ошибочным умозаключениям.

Второй фактор состоит в том, что для необратимости перемен необходимо время, достаточное для того, чтобы сформировалось следующее поколение управленцев, олицетворяющее новые подходы. При сохранении прежних критериев служебного продвижения, что также бывает распространенной ошибкой, перемены редко оказываются устойчивыми. Довольно одной оплошности, одного отступления от преемственности при смене руководителя организации, чтобы десятилетие упорной работы пошло насмарку. Одаренные и талантливые люди обычно совершают ошибку, оставляя без внимания вопросы корпоративной культуры, зачастую воспринимая нормы поведения в коллективе как нечто неопределенное. Таким образом, они просто игнорируют такие проблемы, не сознавая всей тяжести грядущих последствий [15].

В работах многих современных исследователей справедливо обращается внимание на то, что формируемая организационная культура должна носить инновационный характер. Инновационная культура обеспечивает восприимчивость людьми новых идей, их готовность и способность поддерживать инновации, отражает целостную ориентацию человека, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также образах и нормах поведения, показывает как уровень деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворения людей участием в них и его результатами. Формирование инновационной культуры связано, прежде всего, с развитием творческих способностей и реализацией креативного потенциала самого человека - ее субъекта. В условиях инновационной стагнации необходим мощный организационноуправленческий и правовой импульс, чтобы заработали механизмы саморегулирования. Для этого требуется превращение инновационной культуры в организованный, упорядоченный процесс развития с определенной структурой отношений, правилами поведения, ответственностью участников. Инновационный потенциал организации будет тем успешнее реализован, чем сильнее приверженность персонала организации реализации стратегии и от того, насколько люди стремятся достигнуть наилучших результатов на своем рабочем месте [16].

Консолидирующей составляющей организационной культуры вуза выступает организационная культура профессорско-преподавательского состава как основного носителя и транслятора ее специфики во внешнюю и внутреннюю среду [17]. Системообразующим элементом является миссия организации. Все остальные - выбор стратегий, стиль управления, фигура лидера, общие ценности, традиции - входят в организационную культуру лишь в той мере, в какой способствуют выполнению миссии организации. Миссия в этом случае понимается, как жизненная цель организации, в которой заключен смысл ее существования [18].

Ростовские исследователи подчеркивают, что теоретический анализ практики работы инновационных коллективов и инноваторов в сфере образования, а также изучение сложившихся подходов в поле социологических исследований этого явления социально-педагогической действительности, убеждает в необходимости выделения на личностном уровне следующих критериальных параметров типологии инновационности как качества профессиональнопедагогической культуры, как одного из значимых элементов культуры организационной: во-первых, принята ли инновация как личностно значимая ценность; во-вторых, разделяется ли подход к инновации как к необходимому социальному механизму развития системы образования; в-третьих, понимается ли инновация в качестве целостной системы отношений и специфически организованной деятельности; в-четвертых, переведено ли это отношение в организацию собственной профессиональной деятельности; в-пятых, в какой мере в собственной деятельности присвоена специфика инновационной ее организации [19, с. 102].

С учетом критериальных параметров типологии инновационности на основании содержательной сущности инновации как системы отношений и специфики самоорганизующей и само-воспроизводящей деятельности на личностном уровне, эти авторы выделяют следующие типологические группы:

- инноватор - инновация принята как личностная ценность и присвоена как качество образа жизни - инновационность; инновация, понимаемая в качестве целостной системы, сознательно используется как механизм развития, опирающийся на специально организованную, продуктивную деятельность; полностью реализуется инновационная способность субъекта; сформирована и проявляет себя как качество профессионально-педагогической культуры инновационная деятельность - 8,5 %;

- инновационно-ориентированный - инновация принята как личностно значимая ценность и рассматривается в качестве механизма развития системы образования; значительная часть инновационных процессов организуется на уровне нововведений, ещё не полностью реа-

лизуется представление об инновации как о целостной системе; инновационная способность субъекта используется, преимущественно в форме репродуктивной деятельности; сформировано и проявляет себя как качество профессионально-педагогической культуры инновационное поведение - 17,5 %;

- индифферентный - профессионально значимой ценностью выступает необходимость обновления; представление о механизме развития сформировано преимущественно на уровне снятия «передового педагогического опыта»; новшества и нововведения используются по необходимости, в зависимости от степени и формы стимуляции; инновационная способность проявляется спорадически; сформирована и проявляет себя как качество профессиональнопедагогической культуры неопределённость поведения - 48 %;

- консервативно-охранительный - профессионально значимой ценностью выступает стабильность, упорядоченность; инновация не принимается ни как способ, ни как средство развития; профессиональная работа организуется на основе усвоенного опыта предшествующих поколений с ориентацией на требование руководства; новшество осваивается в форме «внедрения»; инновационная способность не проявлена; сформировано и проявляет себя как качество профессионально-педагогической культуры консервативно-охранительное поведение -23 % [20, с. 103].

В результате фактор устоявшейся традиционной организационной культуры как ресурса сопротивления управленческим инновациям может быть преодолен через формирование инновационной культуры, включая изменение отношения вузовского персонала к инновациям и инновационным ценностям, утверждения восприимчивости к нововведениям, повышение инновационной активности управленческого персонала и преподавательского корпуса, их готовности к освоению новшеств, в том числе организационно-управленческих.

Ссылки:

1. См.: Камерон К., Куин Д. Диагностика и изменение организационной культуры / пер. с англ.; под ред. И.В. Андреевой. СПб., 2001 ; Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / пер. с англ.; под ред. В.А. Спивака. СПб., 2002.

2. Марача В. Корпоративная культура в процессах консультирования инноваций // Социальные трансформации в России: процессы и субъекты: сб. трудов Института системного анализа Российской академии наук / под ред. Б.В. Сазонова. М., 2002. С. 89-90.

3. Яблонскене Н.Л. Корпоративная культура современного университета // Университетское управление. 2006. № 2(42).

4. Стеклова О.Е. Организационная культура: учебное пособие . Ульяновск , 2007.

5. Кремнева Н.Ю. Практики формирования корпоративной культуры российских промышленных предприятий // Социологические исследования. 2007. № 7. С. 3-4.

6. Яблонскене Н.Л. Корпоративная культура современного университета // Университетское управление. 2006. № 2(42).

7. Пушных В.А. Инновационная корпоративная культура и конкурентная среда университета. 1^1.: www.tpu.ru

8. Осейко Н. Диагностика организационной культуры как инструмент управления изменениями. Ы^Ь: www.prostobankir.com.ua/layout/2009/

9. Ушаков К.М. Источник сопротивления - организационная культура // Директор школы. 2002. № 7.

10. Стеклова О. Е. Организационная культура: учебное пособие . Ульяновск, 2007.

11. Синяков Е.В. Роль инновационной культуры в период кризиса. иР1_: www.4cs.ru/users/2009/

12. Ханевич А.П. Организационная культура высшего учебного заведения в современной России: автореф. дисс. ...канд. социолог. наук. Ставрополь, 2009.

13. Макаркин Н.П., Томилин О.Б., Бритов А.В. Роль организационной культуры в эффективном менеджменте высшего учебного заведения // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 3. С. 152-162.

References (transliterated):

1. See: Kameron K., Kuin D. Diagnostika i izmenenie organizatsionnoy kul'tury / trans. from eng.; ed. I.V. Andreeva. SPb., 2001 ; Sheyn E.H. Organizatsion-naya kul'tura i liderstvo / rans. from eng.; ed. V.A. Spivak. SPb., 2002.

2. Maracha V. Korporativnaya kul'tura v protsessah

konsul'tirovaniya innovatsiy // Sotsial'ne transformatsii v Rossii: protsessy i subekty: sb. trudov

Instituta sistemnogo analiza Rossiyskoy akademii nauk / ed. B.V. Sazonov. M., 2002.

S. 89-90.

3. Yablonskene N.L. Korporativnaya kul'tura sovremen-nogo universiteta // Universitetskoe upravlenie. 2006. No. 2(42).

4. Steklova O.E. Organizatsionnaya kul'tura: uchebnoe posobie. Ul'yanovsk, 2007.

5. Kremneva N.Y. Praktiki formirovaniya korporativnoy kul'tury rossiyskih promyshlennyh predpriyatiy // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2007. No. 7. P. 3-4.

6. Yablonskene N.L. Korporativnaya kul'tura sovremen-nogo universiteta // Universitetskoe upravlenie. 2006. No. 2(42).

7. Pushnyh V.A. Innovatsionnaya korporativnaya kul'tura i konkurentnaya sreda universiteta. URL: www.tpu.ru/

8. Oseyko N. Diagnostika organizatsionnoy kul'tury kak instrument upravleniya izmeneniyami. URL: www.prostobankir.com.ua/layout/2009/

9. Ushakov K.M. Istochnik soprotivleniya -organizatsionnaya kul'tura // Direktor shkoly. 2002.No. 7.

10. Steklova O. E. Organizatsionnaya kul'tura: uchebnoe posobie. Ul'yanovsk, 2007.

11. Sinyakov E.V. Rol' innovatsionnoy kul'tury v period krizisa. URL: www.4cs.ru/users/2009/

12. Hanevich A.P. Organizatsionnaya kul'tura vysshego uchebnogo zavedeniya v sovremennoy Rossii: avto-ref. diss. ...kand. sotsiolog. nauk. Stavropol', 2009.

13. Makarkin N.P., Tomilin O.B., Britov A.V. Rol' organizatsionnoy kul'tury v effektivnom menedzhmente vysshego uchebnogo zavedeniya // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2004. No. 3. P. 152-162.

14. Пушных В.А. Инновационная корпоративная культура и конкурентная среда университета. иР1_: www.tpu.ru

15. См.: Коттер Дж. П. Впереди перемен. М., 2007.

16. Ларичева Е.А. Инновационная культура как фактор успешного внедрения инноваций // Экономические проблемы становления рыночных отношений в РФ. Материалы научно-практической конференции. Брянск, 2004. С. 133-136.

17. См.: Ханевич А.П. Организационная культура

высшего учебного заведения в современной России: автореф. дисс. .канд. социол. наук.

Ставрополь, 2009.

18. См.: Сафонова М.В. Формирование корпоративной культуры вуза: проблема и возможные способы решения. Красноярск, 2005.

19. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Ростов-на-Дону, 1999.

20. Там же.

14. Pushnyh V.A. Innovatsionnaya korporativnaya kul'tura i konkurentnaya sreda universiteta. URL: www.tpu.ru/

15. See: Kotter J. P. Vperedi peremen. M., 2007.

16. Laricheva E.A. Innovatsionnaya kul'tura kak faktor uspeshnogo vnedreniya innovatsiy // Ekonomicheskie problemy stanovleniya rynochnyh otnosheniy v RF. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Bryansk, 2CC4. P. 1ЗЗ-1З6.

11. See: Hanevich A.P. Organizatsionnaya kul'tura

vysshego uchebnogo zavedeniya v sovremennoy

Rossii: avtoref. diss. ...kand. sotsiol. nauk. Stavropol', 2CC9.

16. Sm.: Safonova M.V. Formirovanie korporativnoy

kul'tury vuza: problema i vozmozhne sposoby reshe-niya. Krasnoyarsk, 2CC5.

19. Gerasimov G.I., Ilyuhina L.V. Innovatsii v obrazovanii: suschnost' i sotsial'ne mehanizmy. Rostov-na-Donu, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2C. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.