Научная статья на тему 'Особенности системы менеджмента высшего профессионального учебного заведения в контексте инновационного процесса системы образования'

Особенности системы менеджмента высшего профессионального учебного заведения в контексте инновационного процесса системы образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
830
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МНОГОУРОВНЕВОСТЬ / ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / SYSTEMS OF MANAGEMENT / INNOVATIVE PROCESS / COMPETITIVENESS OF HIGHER SCHOOL / THE EXTERNAL AND INTERNAL ENVIRONMENT OF FUNCTIONING OF SYSTEM OF HIGHER VOCATIONAL TRAINING / MULTILEVELNESS / SUBSYSTEMS OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сысоева Юлия Юрьевна

В статье представлен анализ системы менеджмента высшего профессионального учебного заведения в контексте инновационного процесса системы образования. Рассматривается круг управленческих проблем, отличающихся принципиальной новизной и актуальностью для практического реформирования образовательной системы. В их числе новые ценности и цели управления, нововведения в ВУЗовском управлении, методология и технология разработки программ развития и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сысоева Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SYSTEM OF MANAGEMENT OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATIONALINSTITUTION IN A CONTEXT OF INNOVATIVE PROCESS OF AN EDUCATIONAL SYSTEM

In article the analysis of system of management of higher professional educational institution in a context of innovative process of an education system is presented. The circle of the administrative problems, differing by basic novelty and a urgency for practical reforming educational system is considered. Among them there are new values and objectives of management, an innovation in management of higher school, methodology and technology of development of programs of progress, etc.

Текст научной работы на тему «Особенности системы менеджмента высшего профессионального учебного заведения в контексте инновационного процесса системы образования»

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ

Сысоева Ю. Ю.,преподаватель кафедры «Иностранные языки» НГИЭИ

Аннотация. В статье представлен анализ системы менеджмента высшего профессионального учебного заведения в контексте инновационного процесса системы образования. Рассматривается круг управленческих проблем, отличающихся принципиальной новизной и актуальностью для практического реформирования образовательной системы. В их числе новые ценности и цели управления, нововведения в ВУЗовском управлении, методология и технология разработки программ развития и т. д.

Ключевые слова: системы менеджмента, инновационный процесс, конкурентоспособность ВУЗа, внешняя и внутренняя среда функционирования системы высшего профессионального образования, многоуровневость, подсистемы управления.

Глубокие социально-экономические преобразования в России, переход к рыночной экономике ставят перед российским образованием важнейшую педагогическую проблему совершенствования системы менеджмента образования. В настоящее время образовательные учреждения вынуждены заниматься различными формами хозрасчетной деятельности для решения своих задач.

Создающиеся инновационные образовательные учреждения зачастую единственными приоритетными задачами ставят перед собой реализацию только образовательных программ. На наш взгляд, без учета и взаимной интеграции образовательных и экономических аспектов деятельности невозможно достичь эффективного управления

инновационными образовательными учреждениями и качества образовательных услуг.

Подход к образованию преимущественно с точки зрения его социальной функции создает искаженную картину места образовательных структур в экономической системе. Не отрицая важности социальной функции образования, мы рассматриваем образование как фактор современного производства. Содержание экономики образования как отрасли научных знаний несколько десятилетий сводилось к рациональному использованию выделенных образовательным учреждениям финансовых ресурсов. В условиях централизованно регулируемой экономики такой подход был оправданным. В современных условиях актуальным является взгляд на специфику образования как фактора производства: как ресурса, с одной стороны, и сферы, потребляющей ресурсы, с другой.

Целью данного исследования является изучение системы менеджмента высшей школы. Для достижения цели следует решить следующие задачи:

• рассмотрение исторических этапов развития системы менеджмента высшей школы;

• анализ системы управления ВУЗом с учетом инновационной стратегической составляющей.

Общие методологические и теоретические основы управления в образовании рассмотрены в работах С. Постовалова, В. Постова-лова, М. Николаевой, Ю. В. Громыко, Ю. С. Алферова, А. Е. Потапова, А. И. Пискунова и др. Ими рассматривается круг управленческих проблем, отличающихся принципиальной новизной и актуальностью для практического реформирования образовательной системы. В их числе новые ценности и цели управления, нововведения в ВУЗовском управлении, методология и технология разработки программ развития, учебных планов и образовательных программ ВУЗов разного типа, социально-правовая защита субъектов образования, деятельность служб поддержки образования, аттестации педагогических кадров и т.д.

Присоединение России к европейскому образовательному пространству, происходящие социально-экономические изменения, развитие рынка негосударственных высших профессиональных учебных заведений в сфере образовательных услуг значительно усложнили условия функционирования ВУЗов государственного сектора. Усилилась конкурентная борьба. Проблема системы менеджмента конкурентоспособного ВУЗа еще более обостряется в связи с существующим демографическим упадком, вследствие чего наступит снижение спроса

на образовательные услуги [7]. Совсем недавно в условиях плановой административно-командной экономики России все функции менеджмента в высшем учебном заведении исполняло государство. Основной задачей системы менеджмента ВУЗа в то время была рационализация управления процессом обучения и выполнение приказов и распоряжений вышестоящих органов системы высшего профессионального образования. Определившийся в то время тип системы менеджмента большинства ВУЗов России имел отношение к управленческому рационализму. Данный тип управления обычно используют для управления закрытыми системами, для которых самым характерным является слабое взаимодействие с внешней средой. Изменение сути социальноэкономических отношений в обществе привело к сокращению государственного бюджетного финансирования ВУЗов, прекращению существования централизованной системы планирования и распределения молодых специалистов. В тот кризисный для всей страны период консерваторский подход к используемым методам менеджмента и инерционность обеспечили ВУЗам и всей системе высшего профессионального образования выживание и определенную степень стабильности. На входе в XXI век социально-экономические преобразования и открытость России интеграционным процессам и инновационным явлениям мирового экономического, а также и образовательного сообщества сформировали новую внешнюю и внутреннюю среду функционирования системы высшего профессионального образования России. Среди особенностей функционирования системы высших школ России на современном этапе можно выделить следующие факторы:

• стабилизация социально-экономической ситуации с тенденцией к увеличению активности промышленности; смена работающих поколений, следствием которых является повышение уровня спроса на кадры, особенно высококвалифицированные;

• наступление этапа информатизации, которому характерен переход социума и общества в целом от индустриальной формы своего развития к постиндустриальной или информационной, характеризующейся интенсификацией коммуникативных связей и процессов переработки информации, следствием которых является повышение требований к качеству высшего образования;

• происходящие реформы высшей профессиональной школы России, основная цель которой заключается в развитии системы высшего профессионального образования в России и интеграции ее в открытое общеевропейское образовательное пространство, что приводит к необходимости реализации международных принципов управле-

ния качеством высшего образования, системы аттестации и присвоения академических степеней;

• возникновение большого количества негосударственных ВУЗов, использующих опыт и лучшие традиции государственных ВУЗов и при этом обладающих высокой мобильностью в силу своей автономии и самостоятельности, следствием чего является появление конкуренции на рынке предоставления образовательных услуг.

Необходимо особо отметить еще одну важную особенность: на рубеже ХХ-ХХ1 веков в мире возникла новая система взглядов на систему менеджмента, известная в управленческой и экономической науках как «тихая управленческая революция», суть которой заключается в комплексном использовании современных методов теории управления и информационных технологий. При этом речь идет не о разрушении сложившихся структур, систем и методов менеджмента, а об их совершенствовании с целью повышения эффективности и качества функционирования социально-экономических систем.

Указанные особенности ситуации в стране, нестабильность переходной экономики, непростое финансово-материальное положение ВУЗов сделали их открытыми системами, тесно связанными с внешней социально-экономической средой, с нестабильными рыночными процессами. В современной теории системы менеджмента известен подход к управлению открытыми системами при рыночных отношениях, характеризующихся нестабильностью внешней среды, в том числе и в условиях транзитивной экономики, - стратегический подход, методы которого связаны с постановкой целей организации и с поддержанием определенных взаимоотношений с окружающей средой, и позволяют организации добиваться поставленных задач в соответствии с ее внутренними возможностями и внешними условиями. Внедрение методов стратегического управления в ВУЗе отвечает современным требованиям, вызванным особенностями внешней среды, и должно изменить ситуацию, ориентируя коллектив ВУЗа на совершенствование методов достижения заданных целей, повышая эффективность функционирования ВУЗа в целом.

При этом необходимо использовать весь комплекс современных подходов и методов анализа и синтеза социальноэкономических систем: исторический подход, структурный анализ, современные методы теории управления и обработки информации: методы стратегического анализа и планирования, моделирования сложных систем [9].

Таким образом, специфика развития социально-экономической системы страны предъявляет новые количественные и качествен-

ные требования к деятельности ВУЗов. Основной проблемой государственных ВУЗов на современном этапе является не только недостаток госбюджетного финансирования, как иногда принято считать, а носит более глубокий системный характер и состоит в несоответствии используемых в ВУЗах методов и структур системы менеджмента, оставшихся в наследство от предыдущей экономической системы, насущной необходимости развиваться количественно и качественно, а именно повышать экономический эффект деятельности ВУЗа и одновременно улучшать качество высшего образования. Дополнительной сложностью движения в данном направлении является недостаточное развитие методов управления в сфере образования. Можно утверждать, что до сих пор система менеджмента в ВУЗах остается деятельностью, ориентированной на интуицию и опыт, при слабой информационной поддержке и явной неполноте научно-обоснованных методик управления.

Инновации являются основным вектором развития современной экономики и составляют сегодня основу деятельности не только высокотехнологичных и наукоемких отраслей, в том числе системы образования, уровень которой наряду с инновационной системой страны является показателем ее конкурентоспособности на мировом рынке. Ориентация на инновации является единственным способом реагировать на высокую скорость изменений, требующих от организаций постоянного генерирования новых «рецептов решений». Для организаций высшего профессионального образования данная проблема является наиболее актуальной, так как они являются источниками кадров для современной экономики, ориентированной на инновационный путь развития, которые должны владеть компетенциями в сфере инновационного менеджмента, в частности умениями создавать новые знания. Чтобы выполнять свое предназначение и оставаться конкурентоспособными в условиях снижения бюджетного финансирования, ВУЗы должны обладать высоким адаптационным потенциалом, позволяющим им развиваться в условиях изменяющейся внешней среды. В связи с этим система управления инновационным ВУЗом, который относится к открытому типу систем, должна формироваться с учетом развития инновационной составляющей на всех уровнях управления [4].

ВУЗ как систему можно представить в виде модели состава системы (рис.1), в которой отражены подсистемы разных уровней. Схема, представленная на рисунке, отражает многоуровневость системы «ВУЗ», предполагающую множество взаимосвязей между подсистемами ВУЗа. Сложность взаимосвязей отмечает в своей работе О. Г.

Ильина, рассматривая ВУЗ как систему, в основу которой положена организационная структура.

Рис. 1.Модель состава системы «ВУЗ»

На сегодняшний день существует несколько подходов к формированию системы управления ВУЗом. Ю.С. Васильев, В.В. Глухов, М.П. Федоров [3] выделяют четыре уровня управления: концептуальные решения, стратегические задачи управления, тактические задачи управления, оперативное управление, которые относятся к временной группе задач. Данные уровни пересекаются функциональными областями управления.

Е.Н. Богачев [6] предлагает выделять две комплексноцелевых подсистемы в общей системе управления ВУЗом: «Управление развитием потенциала», которое направлено на «развитие и совершенствование технической базы ВУЗа, социального развития трудового коллектива, совершенствование системы хозяйственных отношений», и «Управление функционированием ВУЗа», в сферу которого входят процессы «создания и реализации товарной продукции всех видов, эффективного использования ресурсов, качества продукции».

О. Г. Ильина [6] организационную структуру системы управления ВУЗом рассматривает с точки зрения стратегического управления и включает в нее 11 управляющих подсистем, в основу которых положены стоящие перед ними задачи. К данным подсистемам автор относит «Планирование обучения», «Маркетинг», «Финансирование деятельности ВУЗа», «Организацию обучения», «Научно -исследо-вательскую работу», «Повышение квалификации и переподготовка», «Организацию труда преподавателей», «Привлечение персонала», «Развитие персонала», «Оплату труда», «Обеспечение».

Рассмотренные системы управления ВУЗом являются взаимодополняющими, однако они не предусматривают инновационной составляющей в качестве одного из элементов, который, на наш взгляд, должен быть выделен в одну из подсистем управления.

С. Д. Резник и В. М. Филиппов рассматривают систему управления высшим учебным заведением как социальноэкономическую систему, в которой отражена «взаимосвязь элементов внешней среды, оказывающих воздействие на систему управления высшим учебным заведением, и конечные результаты деятельности данной системы, достижимые при условии эффективного использования принципов и механизмов, осуществляющих систему взаимосвязей и отношений между объектом и субъектом управления данной системы» [10, С.45]. К субъектам управления, то есть управляющей подсистеме, авторы относят органы управления образованием, органы управления ВУЗом, управленческие кадры ВУЗа. Управляемая подсистема включает несколько подсистем управления: управление стратегическим развитием, управление учебной работой, управление научной работой, управление экономической деятельностью, управление внешними связями; управление социальной и воспитательной работой, управление административно-хозяйственной деятельностью. Управление инновационной деятельностью ученые выделяют как отдельное направление деятельности в подсистеме управления стратегическим развитием [5].

Данный подход, с нашей точки зрения, является наиболее оптимальным и соответствующим условиям современной экономики, ориентированной на инновационный путь развития. Однако авторы подсистему управления стратегическим развитием выделяют на одном уровне с остальными подсистемами, тогда как направления деятельности последних обусловлены решениями, принятыми на стратегическом уровне.

На основе проведенного анализа различных подходов мы предлагаем рассматривать систему управления с учетом конкретного стратегического направления - инновационной деятельности (рис.2) [2].

Предложенная нами схема отражает взаимосвязь стратегических и тактических целей в области инновационной деятельности, а также специфику мероприятий на каждом уровне управления.

Субъектами внешнего управления вузом являются органы управления образованием: Министерство образования и науки Российской Федерации, подведомственные ему организации, региональные органы управления образованием. На данном уровне управления раз-

рабатывается государственная политика и нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную, научную и инновационную деятельность сферы образования.

Управляющая подсистема

Внешнее управление ВУЗом

Стратегическое управление " ВУЗом

Функциональное управление

Законодательное регулирование

Определение приоритетных программ развития

инновационной деятельности

Создание механизма вовлечения ВУЗов в федеральные и региональные программы развития инновационной деятельности

Разработка инновационной политики ВУЗа, трансформация отобранных направлений в стратегию

Трансформация целей в сфере инноваций на уровень подразделений, задействованных в инновационных процессах

Управление инновационными процессами на основе центров ответственности

Научно-

исследовательская

часть

Кафедры

Факультеты

Финансовая

служба

Маркетинг

Реализация этапов инновационного процесса по цепочке: генерирование идеи - оценка и отбор идеи - разработка инновации - внедрение инновации - коммерциализация

Рис. 2. Система управления ВУЗом с учетоминновационной деятельности

Также на уровне внешнего управления создается механизм вовлечения ВУЗов в федеральные и региональные программы развития научной и инновационной деятельности посредством участия в приоритетных национальных проектах и федеральных и региональных целевых программах, которые реализуются Министерством образования и науки, Федеральным агентством по науке и инновациям, региональными органами управления образования [10].

Стратегическое управление ВУЗом осуществляется органом по стратегическому развитию, в который входят члены ректората, ответственные за разработку и реализацию стратегии. В контексте развития инновационной деятельности стратегическое управление пред-

полагает анализ инновационного потенциала и активности ВУЗа, разработку инновационной политики и трансформацию выбранных направлений в стратегические цели [8].

Функциональное управление осуществляют руководители подразделений, задействованных в инновационном процессе. На данном уровне происходит трансформация стратегических целей в сфере инноваций в тактические цели подразделений или центров ответственности.

К управляемой подсистеме относятся подразделения, реализующие и/или обеспечивающие инновационный процесс, задачей которых является реализация этапов инновационного процесса: генерирование идеи - оценка и отбор идеи - разработка инновации - внедрение инновации -коммерциализация [1].

Таким образом, в современной системе управления ВУЗом инновационная составляющая должна быть выведена на стратегический уровень и находить отражение во всех подсистемах, что, в свою очередь, обеспечивается выбором соответствующей организационной структуры ВУЗа, обеспечивающей закрепление инновационных целей за соответствующими подразделениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Higgins, J.M. Organizational Policy and strategic Management: Text and Cases, 2nd ed. Chicago: The Dryden Press, 1983. - Р. 3.

2. Pearce, J.A. Strategic Management, 2nd ed. Homewood, Ш / R. B. Jr. RobinsonJ. A. Pearce: RichardD. Irvin, 1985. - Р. 6.

3. Васильев, Ю. С. Экономика и организация управления вузом: учебник / Ю. С. Васильев, В. В. Глухов, М. П. Федоров; под ред. д.э.н. В. В. Глухова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб., 2001. - 543с.

4. Гительман, Л. Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. - М.: Дело, 1999.

5. Главатских, О. Б. Стратегия развития кадрового потенциала вуза: Дисс. ... к.э.н. - 2002. - С. 19.

6. Ильина, О. Г. Методология статистического исследования менеджмента высшего учебного заведения: Дис. .к.э.н.: 08.00.11. -М, 1997. - 203с.

7. Пащенко, Н. И. Конкурентоспособность вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции: Дисс. ... к.э.н.

- Уфа, 1999. - С. 89.

8. Сазонов, В. Г. К вопросу разработки конкурентной стратегии высшего учебного заведения / В. Г. Сазонов А. А. Загородняя: Материалы V международной научно-практической конференции «Про-

блемы открытого образования». - Владивосток. Изд-во ДВГТУ, 2005.

- С. 95-106.

9. Статистика образования // http://stat.edu.ru

10. Управление высшим учебным заведением: Учебник /под ред. С.Д. Резника, В.М. Филиппова. - 2-е изд., перераб. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 768с. - (Менеджмент в высшей школе).

FEATURES OF SYSTEM OF MANAGEMENT OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATIONALINSTITUTION IN A CONTEXT OF INNOVATIVE PROCESS OF AN EDUCATIONAL SYSTEM.

Sysoyeva J. J., the teacher of chair «Foreign languages » NGIEE

Annotation: In article the analysis of system of management of higher professional educational institution in a context of innovative process of an education system is presented. The circle of the administrative problems, differing by basic novelty and a urgency for practical reforming educational system is considered. Among them there are new values and objectives of management, an innovation in management of higher school, methodology and technology of development of programs of progress, etc.

Key words:systems of management, innovative process, competitiveness of higher school, the external and internal environment of functioning of system of higher vocational training, multilevelness, subsystems of management.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Д.В. Ганин, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и статистика» НГИЭИ;

Ю.Н. Коробова, аспирант кафедры «Экономика и статистика» НГИЭИ

Аннотация. В статье рассмотрены преимущества и риски перехода на автономный тип, а также проведен сравнительный анализ бюджетного и автономного учреждения.

Ключевые слова: бюджетное учреждение, автономное учреждение, изменение типа учреждений, преимущества, риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.