Научная статья на тему 'Системный подход к реализации программ подготовки управленцев в сфере электронного правительства'

Системный подход к реализации программ подготовки управленцев в сфере электронного правительства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / E-GOVERNMENT / MASTER PROGRAM / PROGRAMS OF PROFESSIONAL SKILLS IMPROVEMENT / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бершадская Л. А.

В статье рассматривается проблема построения системы подготовки управленцев в сфере электронного правительства в современных российских реалиях. Раскрыт опыт реализации системы подготовки специалистов в данной области в Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System approach to implementing training programs for managers in the field of e-government

The article is dedicated to the problem of development of programs for CIO preparing in Russia. The experience of National Research University of Information Technology, Mechanics and Optics is shown as an example of the system approach to the realization of educational programs.

Текст научной работы на тему «Системный подход к реализации программ подготовки управленцев в сфере электронного правительства»

3. Гриценко Е.М. Представление модели процесса подготовки к ЕГЭ по информатике специалиста на основе онтологического подхода [Текст] /Е.М. Гриценко, Я.В. Чистякова, Д.В. Давыдов - «Прогрессивные технологии создания и использования цифровых образовательных ресурсов». Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Красноярск: СибГТУ, 2010.

4. Рудакова Г.М. Перспективы подготовки специалистов в области информационных технологий [Текст]/Ш Всесибирский Конгресс женщин математиков, посвященный Софье Ковалевской , Красноярск, 2004, С.195-196

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЦЕВ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Л. А. Бершадская, аспирант факультета социологии аналитик Центра технологий электронного правительства,

Тел.: (921) 394 6945, e-mail: bershadskaya.lyudmila@gmail.com Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики http://egov-center.ru

The article is dedicated to the problem of development of programs for CIO preparing in Russia. The experience of National Research University of Information Technology, Mechanics and Optics is shown as an example of the system approach to the realization of educational programs.

В статье рассматривается проблема построения системы подготовки управленцев в сфере электронного правительства в современных российских реалиях. Раскрыт опыт реализации системы подготовки специалистов в данной области в Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики.

Ключевые слова: электронное правительство, магистерская программа, программа повышения квалификации, системный подход

Key words: e-Government, master program, programs of professional skills improvement, system approach

Широкое распространение информационных технологий не оставило без внимания сектор взаимодействия органов власти с населением и бизнесом. Правительства многих стран мира переходят на новые технологии взаимодействия, получившие название «электронное правительство». Эффективность реализации программ электронного правительства требует достаточно подготовленных в области ИТ и менеджмента профессиональных кадров.

В западной практике широко используется термин CIO (Chief Information Officer) для обозначения управленца топ-уровня, ответственного за процесс информатизации, внедрения информационных технологий в бизнес - компании или государственном учреждении. Именно такие квалифицированные кадры должны заниматься внедрением технологий электронного правительства на всех уровнях власти. Профессиональный CIO должен совмещать в себе компетенции 2 направлений: информационно-технологические и управленческие. По данным аналитического агентства CNews, подготовка специалистов такого уровня в России значительно отстает, и российские ИТ - директора вынуждены учиться, в первую очередь, на собственных ошибках [1]. Таким образом, задача подготовки специалистов, обладающих компетенциями CIO, является особенно актуальной. При этом подготовка такого уровня специалистов в нашей стране сталкивается с определенного рода трудностями, связанными как с недостатками существующей системы высшего образования, так и необходимостью реализации совершенно новых программ повышения квалификации для уже занятых специалистов в данных сферах деятельности.

Центром технологий электронного правительства СПбГУ ИМТО (ЦТЭП) была проделана работа по реализации системы подготовки управленцев в сфере электронного правительства. Применение системного подхода охватывало несколько направлений:

- анализ предпосылок и возможностей применения системного подхода к реализации программ подготовки СЮ,

- создание концепции совершенствования системы повышения квалификации госслужащих в области использования современных ИКТ,

- проведение исследований готовности сотрудников органов власти к использованию технологий электронного правительства,

- разработка компететностной модели магистра - управленца в сфере электронного правительства.

Задача развития системы повышения квалификации госслужащих в области ИКТ признается на государственном уровне. В рамках ФЦП «Электронная Россия» Центр технологий электронного правительства СПбГУ ИТМО в 2009 году выполнил аналитический проект,основной задачей которого было формирование концепции совершенствования системы повышения квалификации государственных служащих в области использования современных ИКТ [2]. Разработанная в рамках проекта концепция подразумевает четкое разделение функций между системой управления государственной службой (СУГС), органами государственной власти (ОГВ) и образовательными учреждениями, задействованными в процессах повышения квалификации государственных служащих в области использования современных информационных технологий и описание основных источников и результатов исполнения этих функций.

Безусловно, формирование теоретических конструктов и схем для описания и объяснения необходимых преобразований системы повышения квалификации на федеральном уровне имеет особое значение. Но вместе с тем следует анализировать данные проблемы на региональном уровне.

С 2010 года ЦТЭП реализует проекты по проведению социологических исследований в региональных администрациях об использовании госслужащими ИКТ и технологий электронного правительства.

Одно из таких исследований было проведено весной 2010 года в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга. Основной целью исследования стало выявление ИТ-компетенций сотрудников исполнительных органов государственной власти (ИОГВ) Санкт-Петербурга, а также сопоставление их позиции относительно востребованности технологий электронного правительства с мнениями граждан и представителей бизнес-структур на основе данных социологических исследований.

Исследование позволило выявить достаточно высокий уровень технической оснащенности рабочих мест, но в то же время вывести на передний план барьеры при реализации электронных государственных услуг: слабая информированность сотрудников ИОГВ о данных технологиях и недостаточный уровень их квалификации в области ИКТ.

Наряду с реализацией программ повышения квалификации довольно остро стоит проблема подготовки молодых кадров для работы в сфере управления государственными информационными системами.

ЦТЭП разработал магистерскую программу, готовую к реализации осенью 2011 года. Разработке программы повышения квалификации госслужащих, а также компетентностной модели будущих выпускников предшествовала последовательная реализация следующих этапов (рис. 1):

1.Комплексный анализ ситуации: проведение собственного социологического исследования сотрудников органов власти, определяющее их готовность к использованию технологий электронного правительства; экспертные опросы; анализ опыта зарубежных партнеров и других организаций; оценка ситуации на основе опыта взаимодействия с представителями федеральных, региональных и муниципальных властных структур (на основе применения модели западной Европы и США, где состав ключевых квалификаций специалистов определяется на основе опросов менеджеров, предпринимателей, руководителей различных профессиональных сфер [3]).

2. Формирование компетентностной модели специалиста в области управления государственными информационными системами - реализация компетентностного подхода [4].

3. Формирование образовательных программ по двум направлениям:

- программы повышения квалификации для сотрудников органов власти,

- программы подготовка магистров по профилю «Управление государственными информационными системами».

Проведение исследований, экспертного опроса, а также в результате взаимодействия с пред-

ставителями органов власти и ИТ - организаций, позволило составить компетентностную модель специалиста, способного управлять ИТ-проектами в госсекторе. На основе компетентностной модели были разработаны образовательные программы по двум направлениям: программы повышения квалификации для действующих специалистов в этой области и программа подготовки магистров.

Проведение социологического исследования методами анкетного опроса и экспертных интервью

Компетенции проектноконструкторские

- проектирование архитектуры ЭП..

- проектирование систем управления качеством оказания ГУ,

- проектирование и прогнозирование воздействия современных информационных технологий на социальные поопессы и явления

Российские

пооекты

Междунар одные проекты

Колшетентностная модель специалиста

/

Компетенции

консалтинговые

- консультирование по вопросам развития ИО и Э11 внедрения ИС в деятельности ОГВ,

- анализ и экспертиза программ и документов

I

Компетенции

проектно-

технологические

- внедрение решений

ЭП,

- управление проектами и программами развития ИО и ЭП.

- организация мобильных сервисов в системе оказания

го су сдут

Ко МП ете Н Ц и и инновационно предпринимательские

- управление внедрением инноваций в ОГВ. проектами прикладных решений ЭП, проектирование решений на базе ГИС.

- применение основ бюджетирования и межбюджетных отношений

Подготовка магистров по профилю подготовки «Управление государственными информационными

системами»

Компетенции

организационно-

управленческие

- организация систем управления качеством оказания

ГУ,

- организация работы по проектам, управление

колл екгнвамн.

- работа сИС. обеспечивающими функционир ование отдельных компонентов ЭП

Научноисследовательские и педагогические компетенции Б области управления государственными информационными системами

Пр акгнка р е алнзацни проектов в сфере электронного правительства

Колшетенции

аналитические

- проведение системного анализа деятельности

ОГВ,

- применение методов системного анализа и мо делир ования для управления

го су дар ственными ИС,

- разработка показателей оценки качества

пр едоставл ения ГУ.

- владение методами анализа социальных потребностей.

- по строение моделей р а звнтня информационных потребностей органов ктастн.

- владение методами мониторинга и оценки развития ИО и ЭП

Программы повышения квалификации государственных служащих «Электронное правительство и инновационные технологии управления»

Рис. 1. Реализация комплексного подхода к подготовке программ по обучению на С10

С 2010 года ЦТЭП реализует модульную программу повышения квалификации «Электронное правительство и инновационные технологии управления» по специальности 230200 Информационные системы [5].

Тематика модульной программы обусловлена проведенным социологическим исследованием и практическим опытом взаимодействия с представителями органов государственной власти и местного самоуправления.

Принимая во внимание сложность, а зачастую и невозможность, долгосрочного отрыва от текущей служебной деятельности, организаторами курсов предусмотрена очно-заочная форма обучения:

- очный этап проводится в г.Санкт-Петербурге в компьютерных классах СПбГУ ИТМО,

- заочный этап заключается в самостоятельном выполнении слушателем выпускной работы по теме, согласованной с преподавателем на очном обучении. Для этого слушателю предоставляется возможность изучать в дистанционном режиме основные и дополнительные материалы по курсу обучения в среде дистанционного обучения (СДО). Преподаватель проводит индивидуальные для слушателей консультации через СДО и по электронной почте.

Нехватка специалистов в области управления проектами развития информационного общества и электронного правительства привела к возникновению магистерской программы «Управление государственными информационными системами», подготовленной к реализации с 1 сентября 2011 г. Программа ориентирована на подготовку специалистов, необходимых органами государственной власти и органам местного самоуправления для реализации проектов развития информационного общества, а также специалистов для ИТ-компаний, сотрудничающих с госсектором. Компетентностная модель магистра по профилю подготовки «Управление государственными информационными системами» охватывает набор общенаучных компетенций, компетенций, необходимых для обучения по направлению подготовки ФГОС ОП- 220100 Системный анализ и управление, а также комплекс компетенций, разработанный ЦТЭП и реализованный в программах учебных модулей по профессиональному профилю.

Таким образом, задача подготовки управленцев в сфере электронного правительства решается в двух направлениях: повышение квалификации и подготовка магистров. Реализация системного подхода позволяет разрабатывать образовательные программы обучения на основе реальных требований рынка труда и запросов госсектора.

Программы активно поддерживаются потенциальными работодателями как в среде гос-службы, так и среди бизнес-компаний, что способно обеспечить высокий уровень интеграции процесса обучения и применения полученных знаний и навыков.

Литература

1. Филимонов С. Где учат на СЮ? // CNews, 2010. № 52

2. Трутнев, Д. Р. Подходы к повышению эффективности подготовки государственных и муниципальных служащих для реализации задач создания электронного правительства / Д.Р. Трутнев, А.В. Чугу-нов // Интернет и современное общество: Труды XIII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 19 - 22 октября 2010 г. — СПб., 2010. С. 242 - 247.

3. Игропуло И. Ф., Ботвинева Н.Ю. Профессиональная направленность обучения в вузе в контексте компетентностного подхода. Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки», №4. Электронный ресурс: http://science.ncstu.ru/articles/hs/2006_04/ped/09.pdf/file_download

4. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Электронный ресурс: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

5. Информационный раздел о программах обучения ЦТЭП СПбГУ ИТМО. Электронный ресурс: http://egov-center.ru/ru/edu/about

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СЛУЖАЩИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Н. В. Осипова, доцент кафедры «Педагогика и психология»

Тел.: (8412) 49 65 73, e-mail: O_Natali_V@mail.ru Пензенской государственной технологической академии http://www.pgta.ru/

The study of the competence of public servants in the field of information technology makes it possible to identify different levels of information literacy of employees and on this basis to select an individual trajectory of study.

Исследование компетентности государственных служащих в сфере информационных технологий дает возможность выявить различные уровни информационной грамотности служащих и на основании этого подобрать индивидуальную траекторию обучения.

Ключевые слова: информационная компетентность, электронное правительство, переподготовка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: information competence, electronic government, retraining.

Современные процессы информатизации характеризуются пониманием информации как ресурса, постоянным возникновением и развитием новых технологий обработки, передачи и хранения информации, возникновением информационной среды. Информатизация общества предъявляет новые требования к общему и профессиональному образованию, результатом которого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.