ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА К РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА (2009-2013 гг.)
Бершадская Л.А., Чугунов А.В.* **
Аннотация
В статье представлены результаты пятилетнего мониторинга готовности сотрудников органов власти Санкт-Петербурга к решению задач, связанных с внедрением технологий электронного правительства. Исследование было проведено методом анкетирования в период 2009-2013 гг. В исследуемый период было опрошено 1707 сотрудников из 57 исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
По результатам опросов получены данные об использовании ИКТ госслужащими, их информированности о проектах развития технологий электронного правительства, квалификации в сфере ИКТ и мотивации к обучению. Исследованием была зафиксирована высокая степень оснащенности рабочих мест компьютерами (97%). По данным опроса, 61% чиновников испытывают потребность в повышении ИТ-квалификации. Исследованием отмечен рост уровня информированности сотрудников органов власти Санкт-Петербурга о технологиях электронного правительства и оказании электронных услуг (с 22% в 2010 г. до 34% в 2013 г.).
По результатам опросов был сформирован ряд рекомендаций, способствующих эффективному внедрению электронного правительства, а именно: проведение образовательных мероприятий, повышение информированности сотрудников о лучшем мировом опыте в сфере электронного правительства, внедрение единой системы эффективности и результативности.
* Бершадская Людмила Александровна - кандидат социологических наук, аналитик Центра технологий электронного правительства Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики. Адрес: 197101, Россия, Санкт-Петербург, Кронверкский проспект, д. 49. E-mail: [email protected]
Чугунов Андрей Владимирович - кандидат политических наук, завкафедрой управления государственными информационными системами, директор Центра технологий электронного правительства Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики. Адрес: 197101, Россия, Санкт-Петербург, Кронверкский проспект, д. 49. E-mail: [email protected]
** Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда по проекту «Электронное взаимодействие между обществом и властью: исследование процессов социодинамики и ин-ституционализации» (проект № 13-03-00603).
Серия исследований проведена при поддержке Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: электронное правительство; ИКТ-квалификация; органы государственной власти; сотрудники органов власти; кадровый потенциал; анкетирование; Санкт-Петербург.
Введение
Эффективное развитие технологий электронного правительства невозможно без улучшения и усиления кадрового потенциала органов власти в сфере ИКТ и освоения методов эффективного управления.
Развитие кадрового потенциала государственной и муниципальной службы, отвечающего потребностям общественных перемен, является важнейшей структурной составляющей механизма реализации стратегических и программных целей социально-экономического развития России. Под «кадровым потенциалом» в широком смысле понимается оценка способностей сотрудников того или иного учреждения выполнять возложенные на них функции, обязанности и задачи. С понятием «кадровый потенциал» тесно связано понятие «человеческий потенциал». Персонал органов государственной власти и местного самоуправления и его кадровый потенциал в значительной степени зависят от уровня развития человеческого потенциала всего общества (Куршиева, 2013).
Центр технологий электронного правительства НИУ ИТМО с целью получения оценки использования технологий электронного правительства служащими органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, а также выявления их потребностей в повышении квалификации провел серию социологических исследований.
Целью исследования было оценить состояние кадрового потенциала государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, в частности готовность сотрудников исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга к использованию технологий электронного правительства (Бершадская, 2011), а именно их осведомленность и навыки в области применения методов и технологий электронного правительства, мотивацию к их освоению.
Данная работа выполнена сотрудниками Центра технологий электронного правительства НИУ ИТМО по заказу Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра (СПб ГУП «СПб ИАЦ»), при поддержке Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга.
Методология исследования
Эффективность государственной и муниципальной службы связана с организацией профессиональной деятельности, качественной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации кадров и научно-методическим обеспечением их функционирования. В проводимых в настоящее время научных исследованиях по проблемам государственной и муниципальной
службы все более четко формируется идея использования инновационных технологий управления кадровыми процессами, в том числе профессиональным развитием (Куршиева, 2013; Хохлов, 2000; Василенко, 2008).
В мировой и российской практике существуют различные методики оценки готовности к развитию электронного правительства, в каждой из которых акцент ставится на определенные параметры изучаемого явления (Бершадская, Чугунов, 2013). Существующие и применяемые в настоящее время за рубежом методики оценки готовности в своем большинстве фокусируют внимание на уровне технической оснащенности и навыках использования офисных и прикладных программ в повседневной деятельности государственных служащих (Training Needs..., 2008), и только некоторые из них -на специфических компетенциях, необходимых для успешной модернизации деятельности органов власти на основе эффективного применения потенциала современных информационных технологий (Fuigini et al., 2008).
В настоящем исследовании предметом изучения стали ИТ-компетенции сотрудников исполнительных органов государственной власти (далее -ИОГВ) Санкт-Петербурга, а также их мнения относительно востребованности электронных услуг у населения города и представителей бизнес-структур.
Анкетирование позволяет собрать и количественно оценить распределение мнений среди сотрудников ИОГВ Санкт-Петербурга. Конечно, метод анкетирования имеет определенные ограничения субъективного характера - респонденты часто склонны завышать свои способности, кроме того, ,существуют некоторые трудности выявления склонностей опрошенных (Бершадская, Чугунов, 2013; Василенко, 2008). Тем не менее в соответствии с целями исследования было решено использовать метод анкетирования.
Исследование по данной теме в органах власти Санкт-Петербурга проводилось в 2009-2013 гг. в пять этапов. Особое внимание уделялось формированию репрезентативной выборки и обеспечению сопоставимости результатов.
Первый этап - пилотный социологический опрос - был проведен в 2009 г. в Администрации Губернатора Санкт-Петербурга. Основной целью исследования было выявление ИТ-компетенций сотрудников исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также сопоставление их позиции относительно востребованности технологий электронного правительства с мнениями граждан и представителей бизнес-структур.
На втором этапе (январь-февраль 2010 г.) было принято решение расширить масштабы исследования. В нем принял участие 301 сотрудник из 17 ИОГВ Санкт-Петербурга (выборка пропорциональная стратифицированная). Данные собирались на основании письма (с приложением анкеты), направленного Комитетом по информатизации и связи в ИОГВ Санкт-Петербурга.
На третьем этапе исследования, в 2011 г., в нем приняли участие 340 сотрудников из 20 ИОГВ Санкт-Петербурга, что позволило провести сравнительный анализ готовности сотрудников ИОГВ Санкт-Петербурга к использованию технологий электронного правительства (включая потребности в обучении), а также выявление изменений.
На четвертом этапе (2012 г.) к участию в исследовании были приглашены сотрудники 57 органов власти, включая районные администрации, и в опросе приняли участие 477 сотрудников.
Анкета исследования пятого этапа (2013 г.) была дополнена вопросами, связанными с применением отдельных информационных систем в ИОГВ, а также с развитием проектов открытого правительства и открытых данных. С целью получения сопоставимых данных в 2013 г. опрос проводился по анкете, имеющей большинство позиций, общих с теми, которые использовались на предыдущих этапах: выборка пропорциональная стратифицированная, уровень надежности - 95,4%, ошибка выборки - 5%. В опросе приняли участие 589 сотрудников из 52 ИОГВ Санкт-Петербурга.
Основные результаты исследования
Анализ результатов социологического опроса показал ряд тенденций, оказывающих влияние на развитие кадрового потенциала сотрудников ИОГВ Санкт-Петербурга в области ИКТ и реализацию проектов электронного правительства.
За период проведения исследования (2009-2013) техническая оснащенность рабочих мест сотрудников ИОГВ Санкт-Петербурга поддерживается на достаточно высоком уровне: компьютерами оснащено 97% рабочих мест опрошенных. Также за последний год увеличилась доля охвата сотрудников такими техническими средствами, как МФУ сканеры, принтеры, ксероксы. Было установлено, что подключение к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) используют 57% госслужащих Санкт-Петербурга.
На протяжении 2010-2013 гг. ответы респондентов демонстрируют рост критичного отношения сотрудников ИОГВ Санкт-Петербурга как к своим собственным ИКТ-навыкам, так и к уровню оснащения органов власти средствами ИКТ. Так, в 2010 г. отнесли себя к категории «опытных» или «скорее опытных» пользователей ПК 92% респондентов, в 2011 г. - 89%, в 2012 г . - 85% и в 2013 г. - 86%. Оценка госслужащими оснащения рабочих мест средствами ИКТ также становилась сдержаннее. Если в 2011 г. уровень оснащения как «полностью достаточный» отметили 39% опрошенных, а «скорее достаточный» - 42%, то в 2013 г. «однозначно достаточный» уровень оснащения отметили 30%, «скорее достаточный» - почти половина опрошенных.
Большинство сотрудников органов власти Санкт-Петербурга (61%) продолжают испытывать потребность в повышении своей квалификации в сфере ИКТ и смежных темах. Однако по сравнению с аналогичными показателями предыдущих лет (в 2011 г. - 70%, в 2012 г. - 73%), значение данного параметра за последний год уменьшилось, что, видимо, связано с тем, что около 15% опрошенных в анкетах указали, что уже проходили обучение по программам, ориентированным на освоение отдельных компонентов электронного правительства, вопросов организации оказания электронных услуг, использования электронной подписи, оптимизации административных процессов на основе ИКТ и т.д.
Рисунок 1
Распределение ответов на вопрос «Ощущаете ли Вы потребность в повышении квалификации в сфере использования ИКТ?», %
Да
73,7
60,8
Нет
31,2 1
23 3
26,7
39,2
| 2010 г.
] 2011 г.
] 2012 г.
] 2013 г.
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Источник: Исследование ЦТЭП НИУ ИТМО 2010-2013 гг.
Среди государственных служащих Санкт-Петербурга самыми популярными по использованию компьютерными программами являются офисные пакеты (до 98%) и интернет-браузеры (до 68%). Кроме того, за последний год отмечено уменьшение доли использующих свободное программное обеспечение (далее - СПО) в среднем на 5-10% по различным группам программных продуктов.
Среди ощутимых эффектов, достигнутых за счет внедрения ИКТ в деятельность органов власти, опрошенные госслужащие отмечают прежде всего упрощение процедур обработки данных при работе с информационными системами. При этом, по сравнению с результатами исследования в 2010 г., на 20% снизилась доля сотрудников, отмечающих такой эффект, как повышение оперативности принятия решений. Данная тенденция объясняется тем, что уровень ожиданий от потенциальных эффектов внедрения технологий электронного правительства, который в 2010 г. демонстрировали респонденты (время старта запуска многих проектов создания электронных услуг), оправдался лишь частично.
Среди основных проблем информационного обеспечения ИОГВ Санкт-Петербурга в 2013 г. опрошенные отметили низкий уровень культуры обмена информацией (46%), отсутствие части необходимой информации в электронном виде (37%), а в ряде случаев - регламентов обмена информацией (28%). В качестве позитивной тенденции можно отметить снижение остроты таких проблем, как несогласованность информации на различных уровнях (2012 г. - 37%, 2013 г. - 23%) и слабое использование ИКТ в практической ра-
боте (2012 г. - 27%, 2013 г. - 20%). То есть по отдельным проблемам выявлены позитивные тенденции, которые позволяют надеяться на оптимизацию процессов, сопровождающих внедрение ИКТ и технологий электронного правительства в деятельность органов власти.
За период 2010-2012 гг. исследованием был зафиксирован рост уровня информированности сотрудников органов власти Санкт-Петербурга о технологиях электронного правительства и оказании государственных услуг в электронном виде (в 2010 г. - 22%, в 2012 г. - 46%). Однако в 2013 г. этот показатель немного снизился (34%), что, видимо, связано с изменениями в восприятии данной темы респондентами.
Рисунок 2
Распределение ответов на вопрос «Знакомы ли Вы с опытом предоставления государственных услуг в электронном виде?», %
Да
2010 г.
Нет
] 2011 г. ] 2012 г. ] 2013 г.
Затрудняюсь ответить
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Источник: Исследование ЦТЭП НИУ ИТМО 2010-2013 гг.
Следует отметить, что, часть респондентов, назвавших в открытой части вопроса конкретные примеры электронных услуг, тем не менее при ответе на вопрос «Знакомы ли Вы с опытом предоставления государственных услуг в электронном виде?» выбирали вариант ответа «Затрудняюсь ответить», видимо, считая, что их представления и знания по данному вопросу еще недостаточны.
Можно предположить, что по мере внедрения технологий электронного правительства в повседневную деятельность органов власти госслужащие стали более критично относиться и к своим знаниям, и к уровню своей готовности пользоваться этими технологиями и сервисами.
Электронные каналы коммуникации становятся все более востребованными для сотрудников органов власти при коммуникации с гражданами. По результатам опроса 2013 г., почти 45% опрошенных предпочли бы общение полностью в электронном виде и еще 47% - частично в электронном виде. Характерно, что в 2012 г. около 40% отмечали предпочтение электронных коммуникаций в этом вопросе.
Следует отметить, что за последний год в 3 раза увеличилась доля респондентов, зарегистрированных на Едином портале государственных и муниципальных услуг (в 2012 г. - 5%, в 2013 г. - 15%). Кроме того, возросла осведомленность сотрудников ИОГВ Санкт-Петербурга об электронных идентификационных картах (75%), а также готовность пользоваться такими картами (в 2012 г. - 23%, в 2013 г. - 35%). За прошедший год респонденты стали более критично оценивать влияние использования ИКТ в органах власти на повышение активности граждан (2012 г. - 81%, 2013 г. - 71%).
Рисунок 3
Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, стимулирует ли присутствие в сети органов власти Интернет-активность граждан (политическую, избирательную, социальную, эмоциональную)?», %
| 2010 г.
] 2011 г.
] 2012 г.
] 2013 г.
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Источник: Исследование ЦТЭП НИУ ИТМО 2010-2013 гг.
Данная тенденция, видимо, связана с тем, что гражданская, избирательная и социальная активность граждан в последние два года возрастала в основном за счет роста популярности таких общественных Интернет-ресурсов, как Красивый Петербург, РосПил, РосЯма, ДалСлово и т.д.
Выводы и рекомендации
Проведенное исследование позволило оценить компетенции сотрудников исполнительных органов государственной власти в сфере компьютерных технологий, их информированность о проектах электронного правительства, отношение к переводу услуг в электронный вид, выяснить их мнение относительно использования информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.
Результаты серии исследований, помимо информации о восприятии сотрудниками ИОГВ Санкт-Петербурга процесса внедрения технологий электронного правительства, позволяют представить и набор конкретных рекомендаций в адрес Администрации Губернатора и других подразделений (например, управление кадров), ориентированных на совершенствование кадрового потенциала органов власти.
В качестве первоочередных рекомендуется выполнить следующие мероприятия:
1) организовать для государственных гражданских служащих учебные курсы и семинары не по широкой тематике электронного правительства, а по профильным программам, соответствующим направлениям их деятельности. В том числе целесообразно провести обучение по тематике, связанной с открытыми государственными данными и работе с ними;
2) регулярно информировать сотрудников ИОГВ относительно проектов и программ развития электронного правительства, о лучших практиках мирового и отечественного опыта в данной области;
3) организовать программы повышения квалификации в сфере ИКТ для государственных служащих, провести тестирование сотрудников, прошедших программы повышения квалификации (Трутнев, Чугунов, 2011).
Учитывая широту и многообразие сфер применения информационных технологий в органах власти, для развития кадрового потенциала в данной области необходим единый подход к формированию образовательных программ на всех уровнях: бакалавриат, магистратура, программы повышения квалификации и переподготовки кадров. Такой подход должен сочетать обучение информационным технологиям с изучением потенциала их применения и методов внедрения в органах власти (Бер-шадская, Трутнев, Чугунов, 2011).
В рамках регулярного мониторинга ситуации целесообразно проводить исследования социальных сетей, анализировать обсуждения гражданами услуг электронного правительства и выявлять уровень их удовлетворенности данными услугами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бершадская Л.А. Электронные государственные услуги: структура потребления в России // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 16. № 5. С. 298-303.
2. Бершадская Л.А., Трутнев Д.Р., Чугунов А.В. Применение системного подхода к реализации программ подготовки управленцев в сфере электронного правительства // Дистанционное и виртуальное обучение. 2011. № 11. С. 107-121.
3. Бершадская Л.А., Чугунов А.В. Опыт и методы исследования и развития технологической базы электронного правительства в России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 1. С. 123-144.
4. Василенко Л.А. Интернет в информатизации государственной службы России: социологические аспекты. 2-е изд. М.: Наука, 2008.
5. Киселев А. Кадровый потенциал модернизации // Социологические исследования. 2011. № 6. С. 38-45.
6. Куршиева Н.М. Современное состояние и динамика формирования кадрового потенциала государственной и муниципальной службы // Вопросы управления. 2013. № 1 (22).
7. Трутнев Д.Р., Чугунов А.В. Подготовка кадров государственных и муниципальных служащих в области электронного правительства: взаимосвязь уровня ИТ-компетенций и результативности проектов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 3. С. 138-145.
8. Хохлов А.А. Кадровые процессы в системе государственной власти (социологический анализ). М., 2000.
9. Шагина Е.В. Социологическое обеспечение управления кадровыми процессами в государственной гражданской службе // Социология власти: Журнал социологического центра РАГС. М.: РАГС, 2009. № 7.
10. Fugini M. at al. (2008). Why is True eGovernment still difficult to be achieved? / Fugini M., Maggiolini P., Nanini K., Boselli R., Cesarini M., Mazzanzanica M. // IFIP 20th World Computer Congress, Industry Oriented Conferences, September 7-10, 2008, Milano. IFIP Advances in Information and Communication Technology / Mazzeo A., Bellini R., Motta G. feds). 2008. Vol. 280. P. 11-20.
11. Training Needs for Civil Servants for E-Government Capability in Bangladesh: Report of the Collaborative Research Initiative between the Chief Adviser's Office, Government of Bangladesh, the United Nations Development Programme (UNDP), and the Monash University Graduate School of Business, Australia / Monash University. 2008. 243 p. URL: http://www.a2i.pmo.gov.bd/index.php?option=com_ docman&task= doc_download&gid=317&Itemid=23 6
THE RESEARCH OF ST.PETERSBURG CIVIL SERVANTS' READINESS FOR E-GOVERNANCE PROJECTS DEVELOPMENT (2009-2013)
Bershadskaya Lyudmila A.
PhD in Sociology, an analyst at eGovernment Center of St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics (ITMO University) E-mail: [email protected]
Chugunov Andrei V.
PhD in Political science, The head of the Department of public information systems, Director of the eGovernment Center of St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics (ITMO University) Address: St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics (ITMO University). 49 Kronverkskiy Av., 197101 St. Petersburg, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
Abstract
The article presents the results of the five-year e-Government development monitoring in St. Petersburg Administration. The research was focused on the civil servants' readiness to use e-government technologies in their work. The study was conducted with using questionnaires in the period of 2009-2013. During the research period 1 707 civil servants from 57 St. Petersburg executive authorities were interviewed.
The survey provided data on the use of ICTs by civil servants, their awareness of the e-government's technologies development projects, the civil servants' ICT qualification and the motivation for learning. The study revealed a high level of the workstations computerization (97%). According to the survey's results, 61% of civil servants feel the need to improve their IT skills. The study fixed an increase of St. Petersburg civil servants' awareness on the e-government projects and e-services (from 22% in 2010 to 34% in 2013).
According to the poll's results, a number of recommendations for effective e-government implementation were developed. For instance, among the most important recommendations are the following: providing educational activities, raising civil servants' awareness about the best international practices in the field of e-government, introducing a unified system of efficiency and effectiveness.
A series of studies were conducted with the support of St. Petersburg Committee for Information and Communications. Monitoring is carried out regularly expanding the research scale.
Keywords: e-government; IT-qualification; authorities; civil servants; human resources; opinion poll.
REFERENCES
1. Bershadskaya, L. (2011). Elektronnye gosudarstevennye uslugi: struktura potrebleniya v Rosii [E-government Services: the Structure of Consumption in Russia]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii, vol. 16, n. 5, pp. 298-303.
2. Bershadskaya, L., Trutnev, D. & Chugunov, A. (2011). Primenenie sistemnogo pod-hoda k realizatsii program podgotovki upravlentsev v sfere elektronnogo pravitel-stva [System approach application for e-government management education]. Dis-tantsionnoe I virtualnoe obuchenie, n. 11, pp. 107-121.
3. Bershadskaya, L. & Chugunov, A. (2013). Opyt i metody issledovaniya i razvitiya technologicheskoy bazy elektronnogo pravitelstva v Rossii [The experience and tools for e-government technological base development and research]. Public Administration Issues, n. 1, pp. 123-144.
4. Vasilenko, L. (2008). Internet v informatizatsii gosudarstvennoy sluzhby Rosii: sot-siologicheskie aspekty [Internet in the public service in Russia: sociological aspects]. Moscow, 2-d edition.
5. Kiselev, A. (2011). Kadroviy potentsial modernizatsii [Human resources potential for modernization]. Sotsiologitcheskie issledovaniya, n. 6, pp. 38-45.
6. Kurshieva, M. (2013). Sovremennoe sostoyanie i dinamika formirovaniya kadrovo-go potentsiala gosudartstvennoy i munitsipalnoy sluzhby [The modern trends and dynamics of human resources development for public services]. Voprosi upravleniya, n. 1 (22).
7. Nrutnev, D., Chugunov, A. (2011). Podgotovka kadrov gosudarstvennyh i munit-sipalnyh sluzashchih v oblasti elektronnogo pravitelstva: vzaimosvyaz urovnya IT-kompetentsii i rezultativnosti proektov [State and municipal civil servants preparation in the field of e-government: relationship between the level of IT-competences and projects' efficiency]. Public Administration Issues, n. 3, pp. 138-145.
8. Khohlov, A. (2000). Kadrovye protsessy v sisteme gosudarstvennoy vlasti (sotsiolog-icheskiy analiz) [Staff processes in the government bodies (sociological aspects)]. Moscow.
9. Shagina, E. (2009). Sotsiologicheskoe obespechenie upravleniya kadrovymi protses-sami v gosudarstvennoy sluzhbe [Sociological support for human resources management in the public service] Sotsiologiya vlasti: Zhurnal sotsiologicheskogo tsentra RAGS. Moscow: RAGS, n. 7.
10. Fugini, M., Maggiolini, P., Nanini, K., Boselli, R., Cesarini, M. & Mazzanzanica, M. (2008). Why is True eGovernment still difficult to be achieved? IFIP 20th World Computer Congress, Industry Oriented Conferences, September 7-10, 2008, Milano. IFIP Advances in Information and Communication Technology. Mazzeo A., Bellini R., Motta G. (eds). Vol. 280, pp. 11-20.
11. Training Needs for Civil Servants for E-Government Capability in Bangladesh: Report of the Collaborative Research Initiative between the Chief Adviser's Office, Government of Bangladesh, the United Nations Development Programme (UNDP), and the Monash University Graduate School of Business, Australia. Monash University, 2008, 243 p. Available: http://www.a2i.pmo.gov.bd/index.php?option=com_ docman&task=doc_download&gid=317&Itemid=236