Научная статья на тему 'СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булат Роман Евгеньевич, Лебедев Андрей Юрьевич

Приведены результаты анализа очной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий как целостной, сложной, открытой, динамичной, целенаправленной, адаптивной и устойчивой системы, в которой чѐтко выделяются структурные уровни, присутствуют связи интегративного и неитегративного характера, действуют механизмы управления. Ими на основе опыта экстренного перевода очной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий весной 2019 г. выявлена особая роль подсистемы управления в задании импульса к самоорганизации личностных структур сознания педагогов и обучающихся как к источнику и механизму самоорганизуемого творчества обучения и учения, воспитания и самовоспитания.В рамках системного синтеза предлагается сформировать механизм дальнейшего развития качества образования на основе разработки системы психолого-педагогического обеспечения очной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Принципиальным отличием модели системы психолого-педагогического обеспечения очной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий является перенос акцента развития цифровой дидактики (подсистемы системы образования) с цифровизации взаимоотношений участников образовательного процесса (подсистемы дистанционных образовательных технологий) на формирование их готовности к очной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булат Роман Евгеньевич, Лебедев Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH TO DEVELOPMENT A VERY FORM OF LEARNING WITH APPLICATION REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The authors of the article provide the results of the analysis of full-time education using distance educational technologies as an integral, complex, open, dynamic, purposeful, adaptive and sustainable system, in which structural levels are clearly distinguished, there are integrative and non-literal connections, and control mechanisms operate. Based on the experience of urgent translation of full-time education using distance educational technologies in the spring of 2019, they identified a special role of the control subsystem in setting an impulse for self-organization of personal structures of consciousness of teachers and students as a source and mechanism of self-organized creativity of teaching and learning, education and self- education.Within the framework of a systemic synthesis, it is proposed to form a mechanism for the further development of the quality of education based on the development of a system of psychological and pedagogical support of full-time education using distance educational technologies. The fundamental difference between the model of the system of psychological and pedagogical support of full-time education with the use of distance educational technologies is the shift in the emphasis of the development of digital didactics (a subsystem of the education system) from the digitalization of relationships between participants in the educational process (subsystem of distance educational technologies) to the formation of their readiness for full-time education using distance educational technologies.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ К УСЛОВИЯМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

УДК 378.147

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Роман Евгеньевич Булат.

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия.

Андрей Юрьевич Лебедев121.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург, Россия Еlebedev@igps. ru

Аннотация. Приведены результаты анализа очной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий как целостной, сложной, открытой, динамичной, целенаправленной, адаптивной и устойчивой системы, в которой чётко выделяются структурные уровни, присутствуют связи интегративного и неитегративного характера, действуют механизмы управления. Ими на основе опыта экстренного перевода очной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий весной 2019 г. выявлена особая роль подсистемы управления в задании импульса к самоорганизации личностных структур сознания педагогов и обучающихся как к источнику и механизму самоорганизуемого творчества обучения и учения, воспитания и самовоспитания.

В рамках системного синтеза предлагается сформировать механизм дальнейшего развития качества образования на основе разработки системы психолого-педагогического обеспечения очной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Принципиальным отличием модели системы психолого-педагогического обеспечения очной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий является перенос акцента развития цифровой дидактики (подсистемы системы образования) с цифровизации взаимоотношений участников образовательного процесса (подсистемы дистанционных образовательных технологий) на формирование их готовности к очной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова: очная форма обучения, дистанционные образовательные технологии, системный подход, психолого-педагогическое обеспечение

Для цитирования: Булат Р.Е., Лебедев А.Ю. Системный подход к развитию очной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2022. № 3. С. 147-158.

© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2022

147

SYSTEM APPROACH TO DEVELOPMENT A VERY FORM OF LEARNING WITH APPLICATION REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Roman E. Bulat.

Leningrad state university A.S. Pushkin, Saint-Petersburg, Russia. Andrey Yu. Lebedev^.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia, Saint-Petersburg, Russia

Mlebedev@igps.ru

Abstract. The authors of the article provide the results of the analysis of full-time education using distance educational technologies as an integral, complex, open, dynamic, purposeful, adaptive and sustainable system, in which structural levels are clearly distinguished, there are integrative and non-literal connections, and control mechanisms operate. Based on the experience of urgent translation of full-time education using distance educational technologies in the spring of 2019, they identified a special role of the control subsystem in setting an impulse for self-organization of personal structures of consciousness of teachers and students as a source and mechanism of self-organized creativity of teaching and learning, education and self-education.

Within the framework of a systemic synthesis, it is proposed to form a mechanism for the further development of the quality of education based on the development of a system of psychological and pedagogical support of full-time education using distance educational technologies. The fundamental difference between the model of the system of psychological and pedagogical support of full-time education with the use of distance educational technologies is the shift in the emphasis of the development of digital didactics (a subsystem of the education system) from the digitalization of relationships between participants in the educational process (subsystem of distance educational technologies) to the formation of their readiness for full-time education using distance educational technologies.

Keywords: full-time education, distance educational technologies, systematic approach, psychological and pedagogical support

For citation: Bulat R.E., Lebedev A.Yu. System approach to development a very form of learning with application remote educational technologies // Nauch.-analit. journ. «Vestnik S.-Peterb. un-ta of State fire service of EMERCOM of Russia». 2022. № 3. P. 147-158.

Введение

Выбор методологического основания, как и для любого научного исследования, является начальным и важнейшим этапом совершенствования очной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Теоретико-методологическим фундаментом изучения объектов сложноорганизованной структуры научными деятелями признан системный подход как определённая методологическая ориентация проведения исследования, как совокупность понятий и принципов, регламентирующих его общую стратегию [1-3].

Принятие системного подхода в качестве методологической основы данного исследования очной формы обучения (ОФО) с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России (университет) как объекта сложноорганизованной структуры (системы) - обусловило решение следующих задач:

- исследование понятия «очная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий» как системы и как процесса в рамках основных положений системного подхода;

- выявление системных свойств системы ОФО с применением ДОТ.

148

Целью исследования является научное обоснование развития ОФО с применением ДОТ с позиции системного подхода.

Задачи исследования: охарактеризовать основные проблемы при организации образовательной деятельности университета в рамках ОФО с применением ДОТ в условиях высокой неопределённости развития эпидемиологической ситуации; разработать модель в рамках системного подхода при организации образовательной деятельности университета в рамках ОФО с применением ДОТ.

Материал и методы исследования

Исследуемая форма обучения с применением ДОТ многокомпонентна, имеющая объективно заданную цель и функционирующая в условиях существенной неопределённости и воздействия среды на неё. ОФО с применением ДОТ в университете обладает системностью - свойством, подразумевающим наличие недетерминированных уникальных особенностей системы, обусловленных самопроизвольной перестройкой её структуры в результате динамики внешнего окружения. Следовательно, ОФО с применением ДОТ в университете является целостной и неразрывной совокупностью всех своих элементов, для которой важнейшее значение имеют такие основные свойства системности, как: целостность, функциональность, структурность, иерархичность, устойчивость при взаимодействии с внешним окружением, обусловленные «принципами материалистической диалектики» [2].

Система ОФО с применением ДОТ в университете обладает специфическими свойствами и качествами, среди которых следует отметить целостность и обособленность, выделяющими систему из внешнего окружения. При этом для целостности в определении системы как совокупности взаимозависимых элементов, образующих единое целое, которое выполняет определённую функцию, существенно то, что элементы должны быть взаимозависимыми и (или) взаимодействующими [4]. Причём определённые структурные элементы могут быть объединены в «целое», однако это «целое» не является системой до выявления связей между элементами, определения её системообразующего фактора. Поэтому среди связей между составляющими систему элементами, связи управления занимают особое место, поддерживая системообразование в соответствии с системообразующим фактором. При этом связи управления включают руководителей всех уровней и порядок их взаимодействия и их функции, которыми они воздействуют на организацию образовательной деятельности высшей образовательной организации.

Следует отметить, что элементы с системообразующими связями формируют структуру, отражающую устойчивую упорядоченность ОФО с применением ДОТ в университете. Поэтому с принципом целостности тесно связан принцип структурности. В соответствии с ним система ОФО с применением ДОТ в университете является «подсистемой организации, компонентами которой являются группы взаимодействующих участников образовательных отношений, а её функции заключаются в восприятии проблем и последующем выполнении действий, способствующих достижению цели - требуемого результата» [4]. Следовательно, исходя из того, что термин «системный подход» определяет исследование объекта путём анализа его компонентов как элементов с системообразующими связями системы и влияния их друг на друга, предметом управления становятся структурные элементы системы ОФО с применением ДОТ, воздействие на которые должно обеспечить достижение результата, соответствующего поставленной цели.

При исследовании университетской системы ОФО с применением ДОТ и её развития через характеристику взаимосвязей элементов и их функций выявляется её структура, что напрямую определяет специфику функционирования данной системы (деятельности системы в целом) (рис. 1). Была выявлена полиструктурность системы ОФО с применением ДОТ в университете: каждая группа связей порождает производную структуру [2]. Феномен полиструктурности обнаруживается тем, что каждый из структурных элементов университетской системы принадлежит нескольким структурным компонентам более

149

высокого уровня (подсистемам) ОФО с применением ДОТ [2].

Вместе с тем любая система может рассматриваться как подсистема некоторой более крупной системы, при этом она может (в зависимости от своей структуры) включать подсистемы, которые, в свою очередь, следует рассматривать как отдельные системы. Следовательно, при исследовании объекта (ОФО с применением ДОТ) наличие взаимосвязей между подсистемами одной системы и между различными системами, рассматриваемыми как подсистемы системы более высокого порядка, указывает на их исключительно внутрисистемный (экзогенный) характер. При этом важно и то, что взаимозависимость и (или) взаимодействие элементов более низкого уровня основано на подчинительном характере связи с элементами более высокого уровня. В связи с этим принцип иерархичности означает, что каждый компонент системы ОФО с применением ДОТ в университете, в свою очередь, может рассматриваться как иная система, а исследуемая система представляет собой один из структурных компонентов системы более высокого порядка [2, 4]. Поэтому при анализе системы ОФО с применением ДОТ в университете принцип иерархичности реализуется посредством деления исследуемой системы на подсистему системы ОФО и как подсистему системы ДОТ.

Подсистема очной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Рис. 1. Схема системы ОФО с применением ДОТ в университете

В рамках принципа взаимодействия системы ОФО с применением ДОТ в университете с внешним окружением выявляются проблема определения границ самой системы и проблема определения связей с внешним окружением. Причём связи и отношения с различного рода системными и несистемными образованиями окружающую систему среду имеют для исследуемой системы существенно-необходимое значение - без этих связей и отношений не представляется возможным функционирование и развитие системы ОФО с применением ДОТ в университете. При этом следует подчеркнуть, что изменение свойств объекта меняет его характеристики, что приводит к изменению самого объекта, а система

150

ОФО с применением ДОТ в университете имеет те же границы, что и система высшего уровня - система ОФО.

Для университетской системы ОФО с применением ДОТ внешним окружением (средой) будут являться другие подсистемы образовательной системы университета. В то же время внешним окружением университетской образовательной системы является комплекс социально-экономических и иных условий, норм и требований в области образования, политики в области управления персоналом, а также многое другое: образование как срез временной перспективы развития всего общества. При этом важнейшим аспектом взаимодействия является связь с подсистемой управления системой профессиональной подготовки университета. Подсистема управления системой профессиональной подготовки университета воздействует на ОФО с применением ДОТ как через подсистему управления ОФО, так и через подсистему управления ДОТ [5, 6].

При этом учитывается, что управленческая подсистема университетской системы профессиональной подготовки является «участком системы в относительно неорганизованном» окружении. По мнению таких известных деятелей науки в области системных исследований, как И.В. Блауберг, Е.М. Мирский и В.Н. Садовский: «...окружение вновь создаваемых управленческих систем становится все более организованным (в том числе и системно организованным), и создание новых систем приводит к хаосу второго порядка» [2, 7]. Поэтому в проблеме взаимосвязей системы с внешним окружением значение имеет процесс самоорганизации системы, являющийся источником преобразования, функционирования и развития системы. При этом разная степень участия различных подсистем (предметных, технических, программных, методических и др.) в деятельности системы профессиональной подготовки университета приводит к нарастанию противоречий во взаимодействии структурных элементов системы различного уровня, детерминирующих кризис. Поэтому «сравнительно малоорганизованное окружение» имеет непосредственное влияние на результат деятельности системы в целом [8].

Вместе с тем применение системного подхода при рассмотрении системы ОФО с применением ДОТ в университете обусловливает соотношение исследуемого объекта с различными существующими классификациями систем [2]. Анализ системы ОФО с применением ДОТ в университет позволил сделать вывод, что это целостная, сложная, динамичная, целенаправленная, адаптивная, открытая, стремящаяся к постоянному, устойчивому состоянию система. В университетской системе ОФО с применением ДОТ чётко выделяются уровни структурных элементов, связи различного характера, а также механизмы управления [9].

Опыт экстренного тотального перевода в университете ОФО на ДОТ весной 2019 г. доказал особую роль подсистемы управления в задании импульса к самоорганизации личностных структур сознания педагогов и обучающихся как к источнику и механизму системно самоорганизуемого творчества обучения и учения, воспитания и самовоспитания [2]. При этом процесс перехода в иное качество личностного развития каждого участника образовательного процесса в указанных условиях был сопряжён с переживаниями осознания ситуации и определения своего места в ней [2].

Анализ университетского опыта тотального перевода ОФО на ДОТ в экстренных условиях показал, что сложившаяся ситуация неизбежно приводила к возникновению одной из двух личностных позиций:

- первая - социальное приспособленчество (полное подчинение условиям окружения с неизбежной ассимиляцией и последующей деградацией личности) или активная творческая деятельность по преобразованию данной ситуации (неадаптивная активность как основа саморазвития и самореализации личности);

- вторая - состояние системно самоорганизуемого творчества обучения и учения [2].

Следует отметить, что вторая позиция стала основой как для решения оперативных

задач по недопущению остановки образовательного процесса, так и для повсеместной активизации развития цифровой дидактики. Поэтому, взяв за основу методологию

151

системного подхода, авторы направили свои исследования к постановке и решению проблем, связанных с выявлением закономерностей функционирования университетской системы ОФО с применением ДОТ, которые способствуют её дальнейшему развитию как объекта управления. Таким образом, исследованы существующие в представленной университетской системе процессы управления как формы и способы организации взаимодействия данной системы с её подсистемами и системами более высокого порядка.

Вместе с тем в рамках данного исследования системный подход применяется как теоретическая и методологическая рефлексия анализа существующих структурных элементов системы ОФО с применением ДОТ в университете и синтеза в плоскости структурно-функциональной иерархии - конструирование из имеющихся и интеграции недостающих подсистем и структурных элементов [2]. Достижения целостного направлено на выполнение заданной цели системы ОФО с применением ДОТ в университете. Поэтому позиция авторов состоит в том, что недостающей подсистемой исследуемой системы является подсистема психолого-педагогического обеспечения системы ОФО с применением ДОТ. Данная подсистема является «наложенной» на другие подсистемы и включает элементы из всех других подсистем системы ОФО с применением ДОТ.

По мнению авторов, подсистема психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ по своим определённым целям, задачам и способам организации деятельности способна выступить в качестве ключевого фактора достижения требуемого результата на основе имеющихся ресурсов в соответствии с целью данного исследования -повышения качества университетской системы профессиональной подготовки обучающихся ОФО с применением ДОТ. «Работая» на главную цель (повышение качества профессиональной подготовки), психолого-педагогическое обеспечение ОФО с применением ДОТ выполняет свои специфические функции для достижения заданной цели. При этом целью самой системы психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ является формирование готовности участников образовательного процесса к ОФО с применением ДОТ, которую также рассматриваем как систему.

Следует отметить и то, что заданная цель является средством достижения общей цели системы образования. Готовность участников образовательного процесса к ОФО с применением ДОТ как специфическая цель системы психолого-педагогического обеспечения унифицирована с целью ОФО с применением ДОТ - повышение качества профессиональной подготовки обучающихся. При этом цель системы психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ определяется нами как её системообразующий фактор при условии диагностичной формулировки заданной цели, то есть такой, «которая допускала бы их однозначную диагностику и вполне определённые возможности для принятия оптимальных решений» [2, 4]. Причём диагностичное определение цели представляется возможным при условии, если исходные понятия точно определены; явления, обозначаемые понятиями, поддаются измерению; результаты измерения поддаются соотнесению со шкалой и т.д.

Кроме того, в ходе исследования системы психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ установили, что её сущность как педагогической системы заключается не в соотношении содержания, формы и способов организации деятельности участников образовательной системы (что характерно для любой социальной системы), а в соотношении данной деятельности в целом с педагогическим результатом - развитием личности всех участников образовательного процесса [2, 5]. Так, исходя из положений деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев), образование не может осуществляться вне деятельности: суть образования заключается в вовлечении обучающегося в определённую деятельность на соответствующих мотивах, в ходе которой и происходит изменение личности. Поэтому система психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ как педагогическая система отличается от иных социальных систем спецификой в том, что её функционирование происходит на основе внутренних психических процессов обучающихся и педагогов, каждый из которых анализирует и формирует многообразные

152

информационные потоки, исходя из своей индивидуальной, содержательной деятельности при решении тех или иных общих задач обучения [2, 4, 5].

При этом важно учесть тот факт, что если в штатной деятельности развитие личности субъекта выступает как побочный, сопутствующий продукт (результат), всецело подчинённый непосредственной цели деятельности, то в образовательной деятельности результат лежит в плоскости разрешения противоречия между целью-в-объекте и целью-в-субъекте, или в иной формулировке - между целями педагогической деятельности и целями самих обучающихся. Следует отметить, что данное противоречие не встречается нигде, кроме как в образовательной деятельности. Поэтому оно является основным педагогическим противоречием, отражающим сущность психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ как системы [2, 5].

В результате установили, что психолого-педагогическое обеспечение ОФО с применением ДОТ в университете обладает эмерджентностью - особым интегративным свойством, которого нет у её подсистем. Системе психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ в университете присущи свойства, принципиально не сводимых к сумме свойств её составляющих.

Рассмотрение системы психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ в университете как системно сложноорганизованного объекта авторы представляют в виде методологической инерции системного подхода. Следовательно, подобное позволяет нам не только опираться на диалектику и системно подходить к выделению объекта познания, но и к методологической сатисфакции конструирования прогностической модели в имеющихся условиях. Цель разрабатываемой модели - формирование готовности участников образовательного процесса к ОФО с применением ДОТ в университете [10-12].

В результате переосмысления приведённых положений можно представить модель системы психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ в университете в виде схемы (рис. 2).

Рис. 2. Модель системы психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ (НПР - научно-педагогические работники; ППО - прикладное программное обеспечение; МТО - материально-техническое обеспечение; ИТ - информационные технологии)

153

Следует отметить, что компоненты системы психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ в университете выполняют свои специфические функции и действия для достижения заданных целей. При этом согласование целей компонентов с общесистемными целями и её компонентных функций с общесистемными функциями предполагает совместимость противоречивых, разнокачественных и разноуровневых компонентов социальной системы.

Компоненты социальной системы интегрируются системой психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ, причём система активно воздействует на них, что приводит к их преобразованию. В результате подобного взаимодействия компонентов социальной системы и системы психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ в университете образуется иное свойство, которое, подчиняя, преобразовывает анализируемые компоненты (принцип иерархичности).

Поэтому разнокачественность и противоречивость компонентов системы психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ в университете не только важный фактор целостности, но и фактор движения в интегративной совокупности всех её аспектов и элементов: развития целостной стремящемуся к постоянному и устойчивому состоянию объект. Следовательно, решения относительно системы психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ и её компонентов и возможно, и необходимо принимать. Однако приниматься решения должны для достижения общесистемных целей: цель - системообразующий фактор.

Моделирование системы психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ в университете с точки зрения системного подхода даст возможность обеспечить её целостность: упрочнением связей уже существующих компонентов; развитием взаимодействия ранее не взаимодействующих компонентов; образованием новых компонентов и их связей или перегруппировкой имеющихся и т.д. В результате система психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ в университете приобретёт не присущие исходным объектам взаимодействия новые интегративные свойства, которые необходимы для достижения цели системы - повышения качества профессиональной подготовки.

Вместе с тем изменения норм поведения в области общественного здравоохранения, задача учёта всех категорий обучающихся, в том числе и страдающих от отсутствия ресурсов или благоприятной среды для доступа к обучению, и внедрение цифровых решений требуют соответствующего информационного содержания, подходящих методических моделей, эффективных методов преподавания и организации адекватной благоприятной учебной среды [13].

Важно отметить, что качественное образование невозможно обеспечивать на основе информационного содержания, разработанного за пределами педагогического пространства и сферы человеческих отношений между обучающими и обучающимися.

В целом внедрение модели психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ в университете позволит:

- повысить адаптивность к корректировке целей и планируемых (ожидаемых) результатов, обуславливаемой динамикой внешнего окружения;

- создать предпосылки для перехода к сотрудничеству и сотворчеству во взаимоотношениях между участниками образовательных отношений;

- обеспечить устойчивость (как гарант долгосрочной жизнеспособности), целостность, обособленность, динамичность, гибкость, открытость системы ОФО с применением ДОТ в университете;

- обеспечить объективность оценки качества системы ОФО с применением ДОТ в университете, выявить перспективы для развития [2, 4].

Дальнейшая реализация концепции и модели психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ в университете подразумевает разработку не только структурно-

154

штатных, но и организационно-методических и психолого-педагогических конверсий в существующей университетской системе ОФО с применением ДОТ.

Выводы

Таким образом, исследование методологических основ совершенствования ОФО с применением ДОТ в университете показало:

1. Система ОФО с применением ДОТ в университете - это целостная, сложная, открытая, динамичная, целенаправленная, адаптивная, устойчивая система, в которой чётко выделяются структурные уровни, присутствуют связи различного характера и качества, действуют механизмы управления. Причём в ситуации наличия уверенного руководства в условиях высокой неопределённости развития эпидемиологической ситуации обеспечиваются гуманистические инициативы всех заинтересованных сторон, а также их рациональная реализация; принимаемые руководством университета решения в вопросах реагирования на вызванные COVID-19 ограничения соответствуют национальным приоритетам в вопросах обеспечения качества образования.

2. Опыт экстренного тотального перевода ОФО на ОФО с применением ДОТ весной 2019 г. доказал особую роль подсистемы управления в задании импульса к самоорганизации личностных структур сознания педагогов и обучающихся как к источнику и механизму самоорганизуемого творчества обучения и учения, воспитания и самовоспитания.

3. Сформировать механизм дальнейшего совершенствования университетской системы ОФО с применением ДОТ позволит её психолого-педагогическое обеспечение, нацеленное на формирование готовности участников образовательного процесса к ОФО с применением ДОТ: деятельность каждого структурного элемента системы воздействует на деятельность целого, при этом деятельность структурных элементов и их воздействия на целое взаимозависимы; образование не может зависеть только от цифровых платформ.

4. Модель системы психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ позволит упрочить связи с позиции рефлексии: анализ имеющихся компонентов, развитие взаимодействия между прежде не взаимодействовавшими компонентами, образование новых компонентов и их связи (или реорганизация существующих) позволит обрести не присущие исходным компонентам объекта требуемые свойства (иные интегративные (взаимодополняющие) свойства системы ОФО с применением ДОТ), необходимые для достижения цели системы более высокого порядка - системы профессиональной подготовки.

5. Принципиальным отличием модели системы психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ является перенос акцента развития цифровой дидактики (подсистемы системы образования) с цифровизации взаимоотношений участников образовательного процесса (подсистемы ДОТ) на формирование их готовности к ОФО с применением ДОТ, что позволит ориентировать все компоненты системы ОФО с применением ДОТ на саморазвитие и самосовершенствование участников образовательного процесса.

6. Реализация концепции и модели системы психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ позволит:

- актуализировать существующие инфраструктурные возможности, цифровые ресурсы и инструменты, методические решения для осуществления ОФО и итогового контроля с применением ДОТ;

- активизировать решение психологических проблем участников образовательного процесса при применении ДОТ в ОФО;

- развить навыки самоорганизации и самообразования у обучающихся, разработать и внедрить новые формы самостоятельной деятельности, методов её педагогической поддержки и сопровождения, организовать обучение первокурсников основам построения

155

индивидуальных траекторий образования, цифровым инструментам образовательной деятельности;

- обеспечить саморазвитие педагогов в области изучения цифровой дидактики и возможностей ПО при проведении вебинаров, проектирования занятий и др.;

- обеспечить признание результатов обучения на основе подтверждения, сертификации и аккредитации знаний и навыков, приобретённых в результате и ОФО, и ОФО с применением ДОТ;

- выполнять свою миссию, осознавая необходимость соответствовать новым задачам развития общества, добиваться большей результативности деятельности всех участников образовательных отношений и более рациональному использованию ресурсов, быть в большей степени подготовленными к удовлетворению потребностей соответствующих групп населения и общества в целом [13].

7. В результате системного воздействия на все элементы качества профессиональной подготовки в системе ОФО с применением ДОТ будет обеспечено адекватное регулирование различных связей между системными и несистемными образованиями системной среды: предметными, техническими, программными, методическими и другими компонентами электронной информационно-образовательной среды университета, направленное на создание необходимых условий превращения образовательной деятельности в процесс развития личности обучающихся и педагогов - перспективы развития всего общества.

8. Построение и интеграция жизнеспособной системы психолого-педагогического обеспечения ОФО с применением ДОТ обеспечит справедливое и устойчивое развитие как отдельного человека, так и всего общества.

Список источников

1. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. С. 21-27.

2. Булат Р.Е. Управление качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2010. 354 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие / под ред. Н.В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. 172 с.

4. Булат Р.Е. Качество высшего образования в вузе как педагогическая система // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2015. № 4 (232). С. 137-143. DOI: 10.5862/JHSS.232.16.

5. How Higher Education Can Overcome Barriers to Digital Transformation. URL: https://er.educause.edu/articles/sponsored/2021/10/how-higher-education-can-overcome-barriers-to-digital-transformation (дата обращения: 28.10.2021).

6. How Technology Is Unlocking Next-Era Teaching and Learning. URL: https://er.educause.edu/articles/sponsored/2021/10/how-technology-is-unlocking-next-era-teaching-and-learning (дата обращения: 28.10.2021).

7. Блауберг И.В., Мирский Э.М., Садовский В.Н. Системный подход и системный анализ // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. 1982. С. 47-65.

8. Interoperability: How to Turn a Blind Spot into a Strength. URL: https://er.educause.edu/articles/sponsored/2021/10/interoperability-how-to-turn-a-blind-spot-into-a-strength (дата обращения: 28.10.2021).

9. The Pitfalls of Analytics. URL: https://er.educause.edu/podcasts/educause-exchange/the-pitfalls-of-analytics (дата обращения: 28.10.2021).

10. Особенности уровня готовности к применению дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения у различных категорий педагогических работников / Р.Е. Булат [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 24. DOI: 10.17513/spno.30596.

11. Психолого-педагогические аспекты экстренного перехода обучающихся очной

156

формы обучения на дистанционный формат подготовки и проведения государственных аттестационных испытаний / Р.Е. Булат [и др.] // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 10. С. 140-147. DOI: 10.17513/snt.38269.

12. Психолого-педагогические ресурсы повышения готовности обучающихся к образовательному процессу в условиях электронной информационно-образовательной среды / Р.Е. Булат [и др.] // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2020. № 3. С. 172-178.

13. Концептуальная записка: Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период // Организация Объединенных Наций, август 2020 г. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_-_education_during_covid-19_and_beyond_russian.pd (дата обращения: 28.10.2021).

References

1. Afanas'ev V.G. Obshchestvo: sistemnost', poznanie i upravlenie. M.: Politizdat, 1981. S. 21-27.

2. Bulat R.E. Upravlenie kachestvom professional'noj podgotovki v voenno-tekhnicheskih vuzah: dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2010. 354 s.

3. Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya: ucheb. posobie / pod red. N.V. Kuz'minoj. L.: LGU, 1980. 172 s.

4. Bulat R.E. Kachestvo vysshego obrazovaniya v vuze kak pedagogicheskaya sistema // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2015. № 4 (232). S. 137-143. DOI: 10.5862/JHSS.232.16.

5. How Higher Education Can Overcome Barriers to Digital Transformation. URL: https://er.educause.edu/articles/sponsored/2021/10/how-higher-education-can-overcome-barriers-to-digital-transformation (data obrashcheniya: 28.10.2021).

6. How Technology Is Unlocking Next-Era Teaching and Learning. URL: https://er.educause.edu/articles/sponsored/2021/10/how-technology-is-unlocking-next-era-teaching-and-learning (data obrashcheniya: 28.10.2021).

7. Blauberg I.V., Mirskij E.M., Sadovskij V.N. Sistemnyj podhod i sistemnyj analiz // Sistemnye issledovaniya. Metodologicheskie problemy. Ezhegodnik. 1982. S. 47-65.

8. Interoperability: How to Turn a Blind Spot into a Strength. URL: https://er.educause.edu/articles/sponsored/2021/10/interoperability-how-to-turn-a-blind-spot-into-a-strength (data obrashcheniya: 28.10.2021).

9. The Pitfalls of Analytics. URL: https://er.educause.edu/podcasts/educause-exchange/the-pitfalls-of-analytics (data obrashcheniya: 28.10.2021).

10. Osobennosti urovnya gotovnosti k primeneniyu distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v ochnoj forme obucheniya u razlichnyh kategorij pedagogicheskih rabotnikov / R.E. Bulat [i dr.] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2021. № 2. S. 24. DOI: 10.17513/spno.30596.

11. Psihologo-pedagogicheskie aspekty ekstrennogo perekhoda obuchayushchihsya ochnoj formy obucheniya na distancionnyj format podgotovki i provedeniya gosudarstvennyh attestacionnyh ispytanij / R.E. Bulat [i dr.] // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2020. № 10. S. 140-147. DOI: 10.17513/snt.38269.

12. Psihologo-pedagogicheskie resursy povysheniya gotovnosti obuchayushchihsya k obrazovatel'nomu processu v usloviyah elektronnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy / R.E. Bulat [i dr.] // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2020. № 3. S. 172-178.

13. Konceptual'naya zapiska: Obrazovanie v epohu COVID-19 i v posleduyushchij period // Organizaciya Ob"edinennyh Nacij, avgust 2020 g. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_-_education_during_covid-19_and_beyond_russian.pd (data obrashcheniya: 28.10.2021).

157

Информация о статье:

Статья поступила в редакцию: 05.03.2022; одобрена после рецензирования: 28.04.2022; принята к публикации: 29.04.2022

The information about article:

The article was submitted to the editorial office: 05.03.2022; approved after review: 28.04.2022; accepted for publication: 29.04.2022

Информация об авторах:

Роман Евгеньевич Булат, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина (196605, г. Пушкин, Петербургское шоссе, д. 10), доцент, доктор педагогических наук, e-mail: bulatrem@mail.ru Андрей Юрьевич Лебедев, заместитель начальника института заочного и дистанционного обучения - начальник организационно-методического отдела Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 149), кандидат технических наук, e-mail: lebedev@igps.ru

Information about authors:

Roman E. Bulat, professor of the department of pedagogy and pedagogical technologies Leningrad state university named after A.S. Pushkin (196605, Pushkin, Petersburg highway, d. 10), associate professor, doctor of pedagogical sciences, e-mail: bulatrem@mail.ru

Andrey Yu. Lebedev, deputy head of the institute of correspondence and distance education - head of the organizational and methodological department Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia (196105, Saint-Petersburg, Moskovsky ave., 149), candidate of technical sciences, e-mail: lebedev@igps.ru

158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.