Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ К ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ К ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Н.А.

Пандемия коронавируса выявила проблему готовности участников образовательного процесса к экстренному переводу очной формы обучения на дистанционный формат с сохранением количества и продолжительности учебных занятий. Наряду с психологическими затруднениями и техническими трудностями при адаптации к данному формату обучения выявлен недостаточный уровень способностей обучающихся очной формы обучения к образованию с применением дистанционных образовательных технологий.В данной статье автором предложена научно обоснованная, разработанная и апробированная педагогическая технология, позволяющая сформировать готовность обучающихся очной формы обучения к освоению образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитин Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY FOR FORMING THE READINESS OF STUDENTSOF THE ESSENTIAL FORM OF LEARNING TO LEARN THE EDUCATIONAL PROGRAM WITH THE APPLICATION OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

The coronavirus pandemic has revealed the problem of the readiness of participants in the educational process for an emergency transfer of full-time form to study in a distance format, while maintaining the number and duration of training sessions. Along with psychological difficulties and technical difficulties in adapting to this format of education, we have identified an insufficient level of ability of full-time students to education with the use of distance learning technologies.In this article, the author proposes a scientifically grounded, developed and tested pedagogical technology that allows to form the readiness of full-time students to master the educational program using distance learning technologies.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ К ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

УДК 378

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ К ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Н.А. Никитин.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Пандемия коронавируса выявила проблему готовности участников образовательного процесса к экстренному переводу очной формы обучения на дистанционный формат с сохранением количества и продолжительности учебных занятий. Наряду с психологическими затруднениями и техническими трудностями при адаптации к данному формату обучения выявлен недостаточный уровень способностей обучающихся очной формы обучения к образованию с применением дистанционных образовательных технологий.

В данной статье автором предложена научно обоснованная, разработанная и апробированная педагогическая технология, позволяющая сформировать готовность обучающихся очной формы обучения к освоению образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова: очная форма обучения, технология формирования готовности обучающихся, дистанционные образовательные технологии

TECHNOLOGY FOR FORMING THE READINESS OF STUDENTS OF THE ESSENTIAL FORM OF LEARNING TO LEARN THE EDUCATIONAL PROGRAM WITH THE APPLICATION OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

N.A. Nikitin. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The coronavirus pandemic has revealed the problem of the readiness of participants in the educational process for an emergency transfer of full-time form to study in a distance format, while maintaining the number and duration of training sessions. Along with psychological difficulties and technical difficulties in adapting to this format of education, we have identified an insufficient level of ability of full-time students to education with the use of distance learning technologies.

In this article, the author proposes a scientifically grounded, developed and tested pedagogical technology that allows to form the readiness of full-time students to master the educational program using distance learning technologies.

Keywords: full-time education, technology for the formation of students' readiness, distance educational technologies

Исследования особенностей образовательного процесса в условиях пандемии коронавируса показали, что в цифровую эпоху необходимо развивать не столько операционные ИТ-навыки обучающихся и педагогов, сколько педагогические технологии личностного совершенствования и развития, основанные на достижениях цифровой дидактики как области современной педагогики [1-9].

Данное положение находит своё подтверждение в проведённом Высшей школой экономики анализе исследований проблем, требующих оперативного внимания в масштабах системы образования. Так, в аналитическом отчёте к рассматриваемым проблемам относят: качественное обучение по направлениям, требующим практических навыков, а также формирование самоорганизации и саморазвития у обучающихся младших курсов [10]. Поэтому актуальность проводимого исследования на тему «Формирование готовности обучающихся к очной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий» обусловлена объективной потребностью в повышении качества образования с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Цель данного исследования заключалась в обеспечении повышения качества образования обучающихся очной формы обучения (ОФО) Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России при использовании ДОТ в процессе реализации образовательных программ.

Для достижения поставленной цели была разработана педагогическая технология формирования готовности обучающихся очной формы обучения к освоению образовательной программы с применением ДОТ с учётом созданных условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Существуют различные принципы системы дистанционного формата обучения, которые подробно изложены в трудах Е.С. Полат, А.А. Андреева и др. [11-13].

Авторы выделяют такие специфичные принципы дистанционного формата обучения, как:

- принцип интерактивности. Данный принцип основан на общении обучающихся и педагогов, а также обучающихся друг с другом посредством ДОТ;

- принцип стартовых знаний. Эффективность обучения в дистанционном формате определяют некоторые начальные знания, владение персональным компьютером и программным обеспечением. Например, при «удалённом» формате необходимо обладать навыками работы в сети Интернет. Поэтому эффективность обучения может определяться предварительной подготовкой обучающегося;

- принцип индивидуализации. Выполнение данного принципа основано на проведении входного и текущего контроля знаний. Полученные результаты позволяют в дальнейшем либо составлять индивидуальный план обучения, либо провести дополнительную подготовку в целях получения недостающих знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в дистанционном формате;

- принцип идентификации. Он является наиболее актуальным, так как дистанционный формат обучения предоставляет больше возможностей для фальсификации (выполнение заданий другим человеком). Образовательные организации осуществляют контроль самостоятельности обучения с помощью технических средств (видеоконференция, прокторинг);

- принцип регламентности обучения. Принцип основан на различных мнениях о том, что время обучения в дистанционном формате жёстко не регламентировано и нет необходимости вводить временные рамки проведения самостоятельной подготовки. Вместе с тем педагогическая практика показывает, что организация и проведение самостоятельной подготовки обучающихся (особенно младших курсов) должны жёстко планироваться и контролироваться;

- принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. Данный принцип является одним из ведущих педагогических принципов дистанционного формата обучения. Несмотря на то, что процесс обучения в дистанционном формате предполагает применение инновационных технологий и средств, их следует использовать в рамках разумности и целесообразности;

- принцип развития личности. Дистанционный формат обучения предусматривает активную самостоятельную познавательную деятельность обучающегося. Познавательная деятельность определяется внутренней мотивацией к данному формату обучения, выраженной желанием получать новые знания.

В исследовании автор солидарен с точкой зрения Е.С. Полат и А.А. Андреева. Вместе с тем он определил следующие специфичные принципы, на которых основывалась технология формирования готовности обучающихся очной формы обучения к освоению образовательной программы с применением ДОТ:

- принцип интерактивности;

- принцип идентификации;

- принцип педагогической целесообразности применения технических средств обучения;

- принцип развития личности.

На основании результатов научных трудов А.И. Жилиной, М.И. Дьяченко, Н.Н. Силкина, Л.С. Узуна и др. [14-17] в данном исследовании принято, что структура готовности представляет собой операционно-функциональную готовность, психологическую готовность, методическую готовность и материально-техническую готовность. Содержание готовности обучающихся ОФО к освоению образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий представляет совокупность способностей, стадии формирования которых определены последовательно усложняющимися требованиями образовательной деятельности в дистанционном формате.

Готовность к освоению образовательной программы с применением ДОТ является результатом разрабатываемой технологии, способной обеспечить достижение цели данного исследования - повышения качества образования обучающихся ОФО Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России с применением ДОТ. Формирование готовности к освоению образовательной программы с применением ДОТ в технологии осуществляется в три этапа: подготовительный, основной и контрольно-оценочный (рис. 1).

Таким образом, формирование готовности к экстренному переходу освоения образовательной программы с применением ДОТ представляет собой неоднородный процесс, который обусловливает необходимость в определении его последовательности. Так как именно при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников организуется и проводится обучение, подготовительный этап включил разработку:

- минимальных, рекомендуемых требований к персональному компьютеру обучающегося;

- презентационного материала для проведения инструкторско-методического занятия с обучающимися;

- инструкций (по порядку регистрации в ЭИОС университета и заполнению личных данных; по обучению на платформе для проведения вебинаров; по использованию спектра возможностей онлайн-платформы для проведения вебинаров; по прохождению компьютерного тестирования в режиме асинхронного прокторинга; по установке программы удаленного доступа к ПК обучающегося и др.);

- видеоуроков по порядку прохождения промежуточной аттестации (ПА) в режиме асинхронного прокторинга;

- группового чата в ЭИОС для осуществления технической поддержки обучающихся;

- пробного тестирования без фиксации результата в режиме демонстрационного теста.

Основной этап технологии формирования готовности к экстренному переходу

освоения образовательной программы с применением ДОТ включил три стадии:

- формирования готовности к применению ДОТ;

- формирования готовности к обучению с применением ДОТ;

- формирования готовности к прохождению промежуточной аттестации с применением ДОТ.

V

Цель

Подготовительный

этап

Основной этап

1) Определение минимальных, рекомендуемых требований к персональному компьютеру обучающегося;

2) Подготовка презентационного материала для проведения инструкторско-методического занятия;

3) Подготовка инструкций:

- по порядку регистрации в ЭИОС университета и заполнению личных данных;

- по обучению на платформе для проведения вебинаров;

- по использованию спектра возможностей онлайн-платформы для проведения вебинаров;

- по прохождению компьютерного тестирования в режиме асинхронного прокторинга;

- по скачиванию программы удаленного доступа к ПК обучающегося;

4) Подготовка видеоурока по порядку прохождения ПА в режиме асинхронного прокторинга;

5) Создание группового чата в ЭИОС, для осуществления технической поддержки обучающихся;

6) Подготовка пробного тестирования без фиксации результата в режиме демонстрационного теста

Стадии формирования готовности

Формирование готовности к применению дистанционных образовательных технологий

Формирование готовности к обучению с применением дистанционных образовательных технологий

Формирование готовности к прохождению промежуточной аттестации с применением дистанционных образовательных технологий

1) Анкетирование обучающихся;

2) Оценка педагогами уровня готовности обучающихся экспериментальной и контрольной групп к обучению в дистанционном формате;

3) Проведение срезов аннулирования результатов сдачи тестирования по техническим причинам (отсутствие изображения, записи тестирования и т.д.) экспериментальной и контрольной групп в период прохождения ПА с применением ДОТ в процессе асинхронного прокторинга;

4) Оценка педагогами уровня готовности обучающихся экспериментальной и контрольной групп к прохождению промежуточной аттестации в дистанционном формате;

5) Проведение срезов оценочных результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп в период прохождения ПА с применением ДОТ в процессе асинхронного прокторинга;

Контрольно-оценочный этап

Рис. 1. Технология формирования готовности обучающихся очной формы обучения к освоению образовательной программы с применением

дистанционных образовательных технологий

185

Труды молодых ученых

Стадия формирования готовности к применению ДОТ предполагала регистрацию в ЭИОС и ознакомление с её возможностями. На данной стадии обучающимся рекомендовалось действовать по разработанной пошаговой инструкции. Согласно данной инструкции необходимо запустить веб-браузер и ввести адрес сайта университета https://edu.igps.ru/, далее заполнить требуемые поля и «зарегистрироваться» для получения доступа к персонализированной части ЭИОС.

Пройдя процедуру регистрации, обучающийся создаёт личный профиль в ЭИОС и проходит верификацию (подтверждение) своей электронной почты: со своего почтового ящика необходимо отправить письмо на адрес a@igps.ru, в теме которого указать номер мобильного телефона, указанный при регистрации.

После процедуры регистрации в ЭИОС и верификации электронной почты обучающийся отмечает в меню «Обучение» необходимый уровень своего образования: выбор программы и формы обучения. Далее требуется заполнить заявку на обучение в приёмную комиссию с указанием персональных данных.

В персональном профиле, во вкладке «Обучение» обучающийся знакомится с перечнем «текущих» дисциплин (на первом и последующих курсах) (рис. 2, 3).

1*ТИА Ь Файлы ЁЗНовости вПортфолио В Библиотеке £ Преподаеа-0| Общение О!!! Настройка

Государственное и муниципальное управление

Б процессе $ Группа: 11310 О 2 курс обучения Связь с куратором Ф Общение

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает: государственное и муниципальное управление; управление в государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях; управление в социальной сфере; управление в некоммерческих организациях и иных организациях на должностях по связям с государственными органами и гражданами.

* Номер зачетной книжки: Г-2016

* Номер студенческого билета:

•Й Продолжать обучение I шРасписание

I Вебинары

Выпускная квалификационная работа

Рис. 2. Функционал вкладки «Обучение»

Атту й 11310 Ц 01.09.2020-28.02.2023 ¡в- Связь с куратором 4 Общение в группе Список дисциплин, доступный для изучения на 1 курсе: следующий курс

Название дисциплины Рейтинг Прогресс Контроль

Антикризисное^правление развитием территорий ***** И

Иностранный язык в профессиональной сфере а

Информационные технологии государственного и мун иципал ьного^пра вления ***** и

Мировая экономика н

Муниципальное_упрааление и местное самоуправление

■а

Педагогика и психология высшей школы Н

Проблемы правового регулирования предоставления гарантий и компенсаций И

Проектный менеджмент з гос/дарственном_управлении

Стратегическое планирование в государственном управлении ***** и

Теории и механизмы современного государственного □ ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

управления

Теория государства л правд * * * -¿1

Рис. 3. Список дисциплин, доступных для изучения на первом и последующих курсах

Перейдя к конкретной дисциплине, обучающийся может ознакомиться с наличием текущего контроля (тестирования) по той или иной теме (при необходимости пройти его и получить процентный результат), а также с материалами учебно-методического комплекса, такими как учебный план, рабочая программа дисциплины и презентационными материалами к занятиям при их наличии (рис. 4).

Антикризисное управление развитием территорий

пз тема 1

~ема 2 пз тема 3

- К

Документы учебно-методического комплекса

Документ

Учебный гшан и календарный график

Кафедра управления и экономики - Примерная тематика ВКР

Рабочая программа дисциплины (модуля)

ЯП

сэ

5

Открыть

Открыть

I Открыть I

Рис. 4. Материалы дисциплины

В разделе обучение, во вкладке «Расписание» обучающийся получает сведения о количестве учебных занятий, времени их проведения и типе занятия на каждый учебный день.

■ Портфолио Ш Библиотека $ Преподавателю с^ Общение сС настройка

®

Техносферная безопасность

В процессе •> О 1 курс обучения Связь с куратором С* Общение

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы бакалавриата, включает обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизацию техногенного воздействия на окружающую среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.

<Й Продолжить обучение п

V Выпускная квалификационная работа

O7.O9.2i

ГосМунФинКонтроль лек-

1 пара [09:10-10:40]

Гайдай П.И. 601Д

УпрУчетиУП "Р3-

2 пара [10:50-12:20] Голубятникова М.В. 601Д

Маркетинговые исследования

пр.3.

3 пара [12:30-14:00]

Бирюлев М.Ю. 601Д

Самоподготовка н/н

4 пара [14:10-15:40]

ОргНадзора за еобл требов безо п

лек.

5 пара [15:50-17:20]

Фомин А. Б. 601Д

08.09.21 09.09.21

Самоподготовка н/н УпрУчет и УП пр.з.

1 пара [09:10-10:40] 1 пара [09:10-10:40]

Голубятнишва М.В. 601Д

Самоподготовка н/н Управление закупками для

2 пара [10:50-1220] государственных и

муниципальных нужд

Самоподготовка н/н (Управление закупками

3 пара [1230-14:00] для государственных и

муниципальных нужд)

лек.

Самоподготовка н/н 2 пара [10:50-12:20]

4 пара [14:10-15:40] БикметовР.Р. 601Д

ОргУпр в ООПБ пр.з.

Самоподготовка н/н 3 пара [1230-14:00]

5 пара [15:50-17:20] Гайдай П.И. 601Д

ОргУпр в ООПБ пр.з.

4 пара [14:10-15:40]

Гайдай П.И. 601Д

Самоподготовка н/н

5 пара [15:50-17:20]

Рис. 5. Расписание занятий

Во вкладке «библиотека» обучающемуся (под своим логином и паролем) представлен доступ в одну из трёх электронных библиотек (рис. 6).

У Вас есть доступ к библиотеке 'Библиотека СПб У ГПС МЧС России'

• логин:79045547471

• пароль: ******

• доступ: Библиотека СПб УГПС МЧС России У Вас есть доступ к библиотеке 'Библиотека 1РКБоок$'

• логин: nikitin.n@igps.ru

• па рол ь: соответствовал Вашему паролю от ЭИОС на 01.09.2020

• доступ: Библиотека 1РРВоок5

• Восстановление доступа

• Поиск книг

У Вас есть доступ к библиотеке 'Библиотека Лань'

• логин: nikitin.n@igps.ru

• па рол ь: соответствовал Вашему паролю от ЭИОС на 01.09.2020

• доступ: Библ иотека Лань

• Восстановление доступа

Рис. 6. Библиотечный ресурс

Используя вкладку «общение», обучающийся получает возможность задать вопрос любому преподавателю. Для этого ему необходимо открыть список профессорско-преподавательского состава требуемой кафедры и напротив нужной фамилии перейти во вкладку «общение». Далее обучающийся переходит в интерфейс общения с преподавателем, в текстовом поле вводит интересующий вопрос и нажимает на кнопку «Add Comment» (рис. 7 а, 7 б).

Общение с преподавателями

® Профиль

i Тестирование Кафедра зысшей математики и системного моделировании сложных процессов

i Ознакомление Трофимец Елена Николаевна

^Обучение

Селеменсеа Татьяна Александровна Общение Н

1В- ГИА Каменецкая Наталия Владимировна ЕШЯ

Ез Файлы Ген к Алексей Владимирович Сивцов Сергей Леонидович

ЁЗ Новости Волокобинекий Михаил Юрьевич

ЕЕ Портфолио Пекарская Ольга Анатольевна

В Библиотека Петриева Оксана Владимировна

& Преподавателю Никитина Зоя Викторовна

Кафедра горноспасательногодела и взрывобезопасности

ООбщение |

Настройка Кафедра гражданского права

Кафедре защиты населения и территорий

Рис. 7 а. Общение с преподавателем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

® ПрофиЛЬ i Тестирование i Ознакомление 1®"Обуиение 1ЙТИА Ез Файлы ЁЕ Новости = Портфолио В [

& Преподавателю Q Общение ££ Настройка

: | юртфолио

Трофимец Елена Николаевна

Кафедра высшей математики и системного моделирования сложны* процессов

Уровень образования ¡квалификация). Данные о повышении квалификации Инетрукцмя

Никитин Николай Александрович

Notification SettlngL Edit Profile LagiHit

Add a comment

UpvDtes Newest Oldest ^

MMENT ANONYMOUSLY

Рис. 7 б. Общение с преподавателем

Стадия формирования готовности к обучению с применением ДОТ направлена на подготовку к образовательному процессу в дистанционном формате. Дистанционный формат обучения реализовывался на образовательных платформах для проведения вебинаров. Для участия в образовательном процессе с применением ДОТ каждый обучающийся действовал по разработанной пошаговой инструкции, в которой сообщалось о необходимости наличия персонального компьютера с соответствующими характеристиками и свободным доступом в интернет. Кроме того, инструкция предопределяет порядок участия в дистанционном формате учебного занятия (вебинаре), который предполагает получение интернет-ссылки на верифицированную в ЭИОС университета электронную почту с указанием даты и времени проведения вебинара.

За 30 мин до начала вебинара на верифицированную электронную почту поступало письмо с напоминанием и актуальной ссылкой. Переходя по ссылке, указанной в письме, и нажатием кнопки «Участвовать», обучающемуся для «входа на вебинар» предлагалось ввести имя и отчество (без фамилии) в окне запроса и подтвердить их.

Для активного участия в вебинаре обучающиеся использовали спектр возможностей онлайн платформы. К примеру, для того чтобы задать вопрос, адресованный преподавателю, в текстовом чате обучающиеся переходили во вкладку «Чат», нажимали на пиктограмму «?» и в текстовом поле вводили вопрос. Если необходимо было задать вопрос преподавателю голосом, обучающиеся переходили на вкладку «Вопрос голосом», нажимали кнопку «Позвонить» и дожидались подтверждения преподавателя, после чего задавали вопрос, который транслировался на всю аудиторию.

Для получения раздаточного материала обучающиеся переходили на вкладку «Материалы» и загружали на компьютер файлы для скачивания.

При проведении занятий семинарского типа (практические и семинары) обучающиеся имеют возможность выступить с докладом со слайдовым сопровождением. Кроме того, во время своего доклада могли воспользоваться функцией «Суфлер», которая позволяла прописывать подсказки к необходимым слайдам. Для выступления обучающиеся дожидались передачи «роли ведущего» на вебинаре от преподавателя. Далее необходимо было «разрешить доступ к камере и микрофону» своего оборудования, а также загрузить презентацию к докладу.

При выступлении на практическом занятии или семинаре обучающиеся акцентировали внимание аудитории на важных деталях. Для этого они задействовали такие инструменты, как кисть, карандаш, формы, текст, иллюстрации и другие функции рисования.

Кроме того, обучающиеся использовали такие функции, как показ экрана своего компьютера в режиме онлайн, использование видеороликов и аудиозаписей. Для демонстрации экрана своего компьютера они открывали вкладку «Демонстрация экрана» и далее включали трансляцию своего рабочего стола. Для загрузки видео- или аудиоматериала переходили во вкладку «Видео фрагменты» и загружали необходимое видео с YouTube.

Стадия формирования готовности к прохождению промежуточной аттестации с применением ДОТ в режиме асинхронного прокторинга предусматривала использование ЭИОС университета, образовательной платформы для проведения вебинаров ЕШопит, а также пошаговой инструкции для обучающихся. В своём профиле обучающемуся необходимо было перейти в раздел «Обучение» и в навигационной панели выбрать специальность/направление подготовки, затем нажать кнопку «Продолжить обучение» (рис. 8).

¡•"Обучение

В Файлы б Портфолио Ш Библиотека 4 Преподавателю с^ Общение Об Настройка

Рис. 8. Схема прохождения промежуточной аттестации с применением ДОТ в режиме асинхронного прокторинга

В открывшемся меню обучающийся переходил вниз страницы, выбирал контрольное мероприятие из списка и включал систему прокторинга. Выполнение перехода в вебинарную комнату сопровождалось открытием новой вкладки в интернет браузере (рис. 9).

Ф

Техносферная безопасность

1г£ В процессе • □ 1 курс обучения 1®" Связь с куратором Ф Общение

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы бакалавриата, включает обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизацию техногенного воздействия на окружающую среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.

Контрольные мероприятия

Название дисциплины

Зачет с оценкой: Автоматические установки пожаротушения

Срок сдачи

04.04.2020-04.04.2020, 04.04.2020-04.04.2020

Зачет с оценкой: Актуальные вопросы пожарной безопасности 18.03.2020-25.03.2020 технологических процессов \л производств

Форма сдачи

Доступ запрещен

Рис. 9. Схема перехода в вебинарную комнату

Далее обучающийся настраивал вебинарную комнату. Для корректной настройки вебинарной комнаты (системы прокторинга) обучающийся добавлял ведущего, выбрав свою фамилию, имя, отчество, включал камеру, микрофон и демонстрацию экрана (рис. 10).

ОифоРте доступ * крану

"Сот«*Лз-и»П1с-« «с**т "редосгмкгь досуг г в #и.-1 у , 9«нз «.Оп??с< -у*ис

Вмл мрм Оамо п|мрмммм Вмии СЫмм

Рис. 10. Фрагмент дизайна функционала вебинарной комнаты

После выполнения операционно-технических действий обучающийся переходил к процедуре идентификации и прохождению зачетно-экзаменационных тестов (рис. 11). Во время тестирования, сдачи зачета или экзамена система прокторинга фиксировала видео с веб-камеры, звук микрофона и трансляцию рабочего стола.

Контрольные мероприятия

Название дисциплины Срок сдачи Форма сдачи

Зачет с оценкой: Автоматические установки пожаротушения 04.04.2020-04.04.2020, 04.04.2020-04.04.2020 □ГСЕв]

Зачет с оценкой: Актуальные вопросы пожарной безопасности технологических процессов и производств 18.03.2020-25.03.2020 Доступ запрещен щ 27% 1 50% 1 Попытки кончились

Рис. 11. Схема перехода к прохождению тестирования

После сдачи экзамена обучающийся завершал процедуру асинхронного прокторинга. Для завершения процедуры ему необходимо было вернуться в вебинарную комнату и закрыть нажатием на кнопку «Закончить вебинар», а во всплывающем окне выбрать «Завершить вебинар» нажатием на кнопку «ОК».

Таким образом, закрытие вебинарной комнаты предопределяло завершение тестирования в режиме асинхронного прокторинга.

Контрольно-оценочный этап внедрения технологии формирования готовности обучающихся ОФО к освоению образовательной программы с применением ДОТ включил в себя следующие действия:

- анкетирование обучающихся;

- оценка педагогами уровня готовности обучающихся экспериментальной и контрольной групп к обучению в дистанционном формате;

- проведение срезов причин аннулирования результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп в период прохождения промежуточной аттестации с применением ДОТ в процессе асинхронного прокторинга;

- оценка педагогами уровня готовности обучающихся экспериментальной и контрольной групп к прохождению промежуточной аттестации в дистанционном формате;

- проведение срезов результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп в период прохождения промежуточной аттестации с применением ДОТ в процессе асинхронного прокторинга.

В условиях внедрения дистанционного формата обучения участники образовательного процесса для обеспечения доверия к результатам обучения и/или научных (творческих) достижений должны соблюдать определённые требования:

- особенности настройки и средства идентификации образовательной платформы;

- особенности организации и проведения промежуточной аттестации;

- использование дополнительных плагинов образовательной платформы.

Таким образом, технология формирования готовности обучающихся ОФО к освоению образовательной программы с применением ДОТ:

- направлена на достижение конечной цели исследования - повышения качества профессионального образования с применением ДОТ в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России;

- реализует на практике научно-теоретическую модель педагогического воздействия на обучающихся ОФО;

- выступает как преднамеренное дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса вне зависимости от расположения в пространстве и времени, которое реализуется в цифровой дидактической системе на основе ДОТ;

- является дополнительным педагогическим компонентом, внедрённым в образовательный процесс и применённым в рамках экстренной ситуации в период пандемии коронавируса;

- обеспечивает выполнение принципов интерактивности, идентификации, педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий образовательного процесса и развития личности, охватывая период поступления в образовательную организацию, весь период обучения, в том числе прохождение промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации;

- позволяет при экстренном переходе на дистанционный формат обучения без потерь времени перестроиться на образовательный процесс с применением ДОТ и без отвлечения на материально-технические, методические и психологические факторы.

Литература

1. Психолого-педагогические ресурсы повышения готовности обучающихся к образовательному процессу в условиях электронной информационно-образовательной среды / Р.Е. Булат [и др.] // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2020. № 3. С. 172-178.

2. Психолого-педагогические аспекты экстренного перехода обучающихся очной формы обучения на дистанционный формат подготовки и проведения государственных аттестационных испытаний / Р.Е. Булат [и др.] // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 10. С. 140-147.

3. Переход обучающихся очной формы обучения к дистанционным технологиям освоения образовательных программ как экстремальная ситуация / Р.Е. Булат [и др.] // Военный инженер. 2020. № 2 (l6). С. 42-53.

4. Особенности уровня готовности к применению дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения у различных категорий педагогических работников / Р.Е. Булат [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 24.

5. Булат Р.Е., Байчорова Х.С., Никитин Н.А. Методические особенности дистанционной работы с обучающимися очной формы подготовки в условиях пандемии коронавируса // Вестник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева. 2021. № 1 (25). С. 104-109.

6. Анализ затруднений при реализации дистанционных образовательных технологий у различных категорий педагогических работников / Р.Е. Булат [и др.] // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 2. С. 116-123.

7. Оценка уровня готовности педагогических работников к реализации дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения / Р.Е. Булат [и др.] // Человеческий капитал. 2021. № 1 (145). С. 56-65.

8. Проблемные вопросы качества профессионального образования при применении дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения / Р.Е. Булат [и др.] // Человеческий капитал. 2021. № 3 (147). С. 97-113.

9. Апробация технологии формирования готовности обучающихся очной формы обучения к освоению образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий / Р.Е. Булат [и др.] // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 47-52.

10. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии // Сер.: Современная аналитика образования. 2020. № 6. URL: https://ioe.hse.ru/data/2020/ 05/26/1551527214/СА0%206(36)_электронный^ (дата обращения: 26.05.2021).

11. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд-во Юрайт, 2020.

12. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. М., 1999.

13. Концепция дистанционного обучения. URL: http://www.ctkurs.ru/do.html (дата обращения: 26.05.2021).

14. Жилина А.И. Управление системой профессиональной подготовки и карьерой руководителей сферы образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002.

15. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психол. аспект. Минск: Изд-во «Университетское», 1985. 206 с.

16. Силкин Н.Н. Формирование психологической подготовленности у сотрудников МВД к служебной деятельности в экстремальных условиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1996.

17. Узун Л.С. Тактика выживания военнослужащих и сотрудников МВД в экстремальных ситуациях: монография. СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 1998.

References

1. Psihologo-pedagogicheskie resursy povysheniya gotovnosti obuchayushchihsya k obrazovatel'nomu processu v usloviyah elektronnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy / R E. Bulat [i dr.] // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2020. № 3. S. 172-178.

2. Psihologo-pedagogicheskie aspekty ekstrennogo perekhoda obuchayushchihsya ochnoj formy obucheniya na distancionnyj format podgotovki i provedeniya gosudarstvennyh attestacionnyh ispytanij / R.E. Bulat [i dr.] // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2020. № 10. S. 140-147.

3. Perekhod obuchayushchihsya ochnoj formy obucheniya k distancionnym tekhnologiyam osvoeniya obrazovatel'nyh programm kak ekstremal'naya situaciya / R.E. Bulat [i dr.] // Voennyj inzhener. 2020. № 2 (16). S. 42-53.

4. Osobennosti urovnya gotovnosti k primeneniyu distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v ochnoj forme obucheniya u razlichnyh kategorij pedagogicheskih rabotnikov / R.E. Bulat [i dr.] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2021. № 2. S. 24.

5. Bulat R.E., Bajchorova H.S., Nikitin N.A. Metodicheskie osobennosti distancionnoj raboty s obuchayushchimisya ochnoj formy podgotovki v usloviyah pandemii koronavirusa // Vestnik Voennoj akademii material'no-tekhnicheskogo obespecheniya im. generala armii A.V. Hruleva. 2021. № 1 (25). S. 104-109.

6. Analiz zatrudnenij pri realizacii distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij u razlichnyh kategorij pedagogicheskih rabotnikov / R.E. Bulat [i dr.] // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2021. № 2. S. 116-123.

7. Ocenka urovnya gotovnosti pedagogicheskih rabotnikov k realizacii distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v ochnoj forme obucheniya / R.E. Bulat [i dr.] // Chelovecheskij kapital. 2021. № 1 (145). S. 56-65.

8. Problemnye voprosy kachestva professional'nogo obrazovaniya pri primenenii distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v ochnoj forme obucheniya / R.E. Bulat [i dr.] // CHelovecheskij kapital. 2021. № 3 (147). S. 97-113.

9. Aprobaciya tekhnologii formirovaniya gotovnosti obuchayushchihsya ochnoj formy obucheniya k osvoeniyu obrazovatel'noj programmy s primeneniem distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij / R.E. Bulat [i dr.] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021. № 3 (88). S. 47-52.

10. Shtorm pervyh nedel': kak vysshee obrazovanie shagnulo v real'nost' pandemii // Ser.: Sovremennaya analitika obrazovaniya. 2020. № 6. URL: https://ioe.hse.ru/data/2020/ 05/26/1551527214/SAO%206(36)_elektronnyj.pdf (data obrashcheniya: 26.05.2021).

11. Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V. Teoriya i praktika distancionnogo obucheniya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M.: Izd-vo YUrajt, 2020.

12. Andreev A.A. Didakticheskie osnovy distancionnogo obucheniya. M., 1999.

13. Koncepciya distancionnogo obucheniya. URL: http://www.ctkurs.ru/do.html (data obrashcheniya: 26.05.2021).

14. Zhilina A.I. Upravlenie sistemoj professional'noj podgotovki i kar'eroj rukovoditelej sfery obrazovaniya: avtoref. d-ra ped. nauk. SPb., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A., Ponomarenko V.A. Gotovnost' k deyatel'nosti v napryazhennyh situaciyah: Psihol. aspekt. Minsk: Izd-vo «Universitetskoe», 1985. 206 s.

16. Silkin N.N. Formirovanie psihologicheskoj podgotovlennosti u sotrudnikov MVD k sluzhebnoj deyatel'nosti v ekstremal'nyh usloviyah: avtoref. kand. ped. nauk. SPb., 1996.

17. Uzun L.S. Taktika vyzhivaniya voennosluzhashchih i sotrudnikov MVD v ekstremal'nyh situaciyah: monografiya. SPb.: S.-Peterb. un-t MVD Rossii, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.