Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / QUALITY OF EDUCATION / DISTANCE LEARNING / READINESS OF STUDENTS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булат Р.Е., Лебедев А.Ю., Никитин Н.А., Байчорова Х.С.

Раскрываются результаты констатирующего эксперимента, направленного на поиск эффективных путей повышения качества образовательного процесса в условиях электронной информационно-образовательной среды. В рамках эксперимента проведена оценка готовности обучающихся очной формы к переходу на дистанционное обучение. Анализ психолого-педагогических особенностей дистанционного обучения выявил потенциал повышения качества профессиональной подготовки. В результате формулируется вывод о необходимости комплексной психолого-педагогической программы формирования наиболее полной готовности обучающихся к дистанционному обучению с использованием нового программного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булат Р.Е., Лебедев А.Ю., Никитин Н.А., Байчорова Х.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESOURCES FOR IMPROVING STUDENTS' READINESS FOR THE EDUCATIONAL PROCESSIN AN ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article reveals the results of the ascertaining experiment aimed at finding effective ways to improve the quality of the educational process in an electronic information and educational environment. As part of the experiment, an assessment was made of the readiness of full-timestudents to switch to distance learning. Analysis of the psychological and pedagogical features of distance learning revealed the potential for improving the quality of professional training. As a result, a conclusion is made about the need for a comprehensive psychological and pedagogical program for the formation of the most complete readiness of students for distance learning using new software.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ К УСЛОВИЯМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

УДК 159.9:37.8

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Р.Е. Булат, доктор педагогических наук, доцент; А.Ю. Лебедев, кандидат технических наук; Н.А. Никитин.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. Х.С. Байчорова.

Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева

Раскрываются результаты констатирующего эксперимента, направленного на поиск эффективных путей повышения качества образовательного процесса в условиях электронной информационно-образовательной среды. В рамках эксперимента проведена оценка готовности обучающихся очной формы к переходу на дистанционное обучение. Анализ психолого-педагогических особенностей дистанционного обучения выявил потенциал повышения качества профессиональной подготовки. В результате формулируется вывод о необходимости комплексной психолого-педагогической программы формирования наиболее полной готовности обучающихся к дистанционному обучению с использованием нового программного обеспечения.

Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, качество образования, дистанционное обучение, готовность обучающихся, психолого-педагогические ресурсы

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESOURCES FOR IMPROVING

STUDENTS' READINESS FOR THE EDUCATIONAL PROCESS

IN AN ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

R.E. Bulat; A.Yu. Lebedev; N.A. Nikitin.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. Kh.S. Baychorovа. Military academy of logistics of A.V. Chrulev

The article reveals the results of the ascertaining experiment aimed at finding effective ways to improve the quality of the educational process in an electronic information and educational environment. As part of the experiment, an assessment was made of the readiness of full-time

students to switch to distance learning. Analysis of the psychological and pedagogical features of distance learning revealed the potential for improving the quality of professional training. As a result, a conclusion is made about the need for a comprehensive psychological and pedagogical program for the formation of the most complete readiness of students for distance learning using new software.

Keywords: electronic information and educational environment, quality of education, distance learning, readiness of students, psychological and pedagogical resources

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, указывает на необходимость создания условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды (ЭОИС), включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от места нахождения обучающихся [1, 2]. Поэтому каждая организации, осуществляющая образовательную деятельность, постоянно совершенствует внутривузовскую ЭИОС, стремясь к созданию условий, в которых обучающиеся и педагоги могли бы наиболее полно раскрывать свой творческий потенциал, развивать свои способности, формировать в себе способности к непрерывному самосовершенствованию [1, 2].

При этом очевидно, что научно-технологический прогресс и динамика социально-экономического развития общества детерминируют дальнейшее содержательное и техническое усложнение ЭИОС, что оказывает системное воздействие на все остальные подсистемы образовательной системы вуза [3-5]. Так, например, свести к минимуму психолого-педагогический эффект от внедрения новых информационно-образовательных средств, различных обучающих программ и программного обеспечения могут не только отставание материально-технической базы вуза, но и недостаточные способности участников образовательного процесса к оперативному получению, обработке и применению информации в ЭИОС [3, 6].

При этом необходимо подчеркнуть факт того, что образовательный процесс с использованием различных современных информационных технологий обучения существенно отличается от традиционных лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий [3, 6]. В предыдущих исследованиях авторов было доказано, что педагогу необходимо готовить учебный материал с учётом актуальной для современного поколения обучающихся модели информационного поведения, в котором существенный акцент в сфере общения делается на использование современных информационных и телекоммуникационных технологий [3, 6]. Это связано с тем, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является педагог, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на обучающегося [3, 6].

Современные информационные и телекоммуникационные технологии побуждают обучающихся к конструктивной творческой деятельности, активному освоению содержания образования, расширяют информационную базу учебных занятий, повышают активность обучающихся, способствуют развитию способностей к анализу и обобщению, улучшают связанность, широту и глубину мышления, облегчают усвоение абстрактного материала. Из пассивных получателей готовой информации обучающиеся превращаются в её активных исследователей. Происходит переход от вербальных методов обучения к методам поисковой и творческой деятельности педагога и обучающихся, способствующим развитию личности [3, 6].

Следовательно, обеспечивается активная самостоятельная работа с учебной и научной информацией - от её отбора и систематизации до превращения в персонифицированное знание, необходимое в будущей профессиональной деятельности обучающегося. Поэтому одной из задач в новой модели образования на основе ЭИОС является переориентация личной установки не только педагога, но и обучающегося на самообразование, саморазвитие, сотрудничество [3, 6].

Однако ретроспективный характер общего образования, общеизвестные недостатки ЕГЭ и другие причины негативно влияют на готовность обучающихся к психолого-педагогическим особенностям современного высшего образования.

В рамках данного исследовании был организован и проведён констатирующий эксперимент, направленный на поиск наиболее эффективных путей повышения готовности обучающихся к образовательному процессу в условиях ЭИОС.

Целью констатирующего эксперимента являлась оценка готовности обучающихся по очной форме обучения к переходу на дистанционное обучение.

Содержание и структура констатирующего эксперимента включили следующие взаимосвязанные этапы: разработку анкет и их согласование на основе экспертного опроса, электронное программирование вопросов, дистанционную электронную реализацию анкет, сбор информации, обработку баз данных методами математической статистики и формулировку выводов на основе анализа полученных результатов.

Анкеты с вопросами разрабатывались по двум взаимосвязанным аспектам дистанционного обучения на основе ЭИОС:

- самооценка обучающихся уровня собственной психологической готовности к дистанционному обучению на основе ЭИОС;

- самооценка обучающихся уровня готовности к дистанционному обучению на основе ЭИОС с использованием нового программного обеспечения.

В констатирующем эксперименте приняло участие 546 обучающихся Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Степень участия обучающихся в констатирующем эксперименте приведена в табл. 1.

Таблица 1. Сводные данные об участниках дистанционного электронного опроса обучающихся

Название Число респондентов, участвующих в опросе (всего респондентов) Доля респондентов, %

Самооценка обучающихся уровня собственной психологической готовности к дистанционному обучению на основе ЭИОС 546 (889) 61,4

Самооценка обучающихся уровня готовности к дистанционному обучению на основе ЭИОС с использованием нового программного обеспечения 482 (889) 54,2

Данные, приведённые в табл. 1, показывают, что в самооценке обучающихся уровня собственной психологической готовности к дистанционному обучению на основе ЭИОС приняли участие 546 обучающихся, что составило 61,4 % от всех респондентов. Результаты самооценки обучающихся уровня собственной психологической готовности к дистанционному обучению на основе ЭИОС приведены в табл. 2 и на рис. 1.

Таблица 2. Результаты самооценки обучающихся уровня собственной психологической готовности к дистанционному обучению на основе ЭИОС

Самооценка обучающихся уровня собственной психологической готовности к дистанционному обучению на основе ЭИОС Число респондентов Доля респондентов, %

Полная готовность 291 53,3

Недостаточная готовность 206 37,7

Крайне низкая готовность 49 9

Всего 546 100

" 9 %

недостаточная готовность крайне низкая готовность

Рис. 1. Результаты самооценки обучающихся уровня собственной психологической готовности

к дистанционному обучению на основе ЭИОС

Анализируя полученные данные, следует отметить, что почти половина обучающихся 46,7 % считают себя недостаточно готовыми продолжить обучение в дистанционном формате. При этом 9 % опрошенных оценили свою готовность как крайне низкую.

В выявлении уровня готовности к дистанционному обучению на основе ЭИОС с использованием нового программного обеспечения на основе самооценки обучающихся приняли участие 482 респондента, что составило 54,2 % от их общего количества. Результаты представлены в табл. 3, рис. 2.

Таблица 3. Результаты самооценки обучающихся уровня готовности к дистанционному обучению на основе ЭИОС с использованием нового программного обеспечения

Уровень готовности Число респондентов Доля респондентов, %

Полная готовность, изучение инструкции стало достаточным 102 21,2

Достаточная готовность, после прохождения обучающего семинара 269 55,8

Недостаточная готовность, требуются дополнительные занятия 93 19,3

Крайне низкая готовность, требуется обращение к специалистам 18 3,7

Всего 482 100

■ Полная готовность, изучение инструкции стало достаточным

■ Достаточная готовность после прохождения обучающего семинара

■ Недостаточная готовность, потребовались дополнительные занятия

■ Крайне низкая готовность, потребовались неоднократные обращения к специалистам

Рис. 2. Результаты самооценки обучающихся уровня готовности к дистанционному обучению на основе ЭИОС с использованием нового программного обеспечения

Анализ данных показал, что 78,8 % обучающихся считают себя не готовыми к использованию нового программного обеспечения. 23 % респондентов выразили свою потребность в дополнительной подготовке в качестве пользователя программным обеспечением. 55,8 % опрошенных проявили заинтересованность в дополнительных инструкторско-методических занятиях по повышению уровня готовности к дистанционному обучению на основе ЭИОС.

Таким образом, необходимо отметить, что проведённый эксперимент в целом подтвердил ранее проведённые исследования [3, 5, 6]. Так, например, авторы убедились, что современная молодежь в основном адаптивна к новым информационно-коммуникационным технологиям, знакомство с которыми начинается ещё в дошкольном возрасте. В настоящее время обучающиеся свободно чувствуют себя в сети Internet, разбираются в её возможностях, активно применяют гипертекстовые технологии, легко ориентируются в поисковых системах, которые фокусируют внимание на новизне информации, её пользе, вызывают интерес к усвоению знаний и определённый эмоциональный отклик [3, 6].

Однако проведённый анализ готовности обучающихся к психолого-педагогическим особенностям современного дистанционного обучения на основе ЭИОС выявил значительный потенциал роста качества профессиональной подготовки в вузе, который кроется в повышении:

- уровня психологической готовности обучающихся к дистанционному обучению на основе ЭИОС;

- уровня готовности обучающихся к дистанционному обучению на основе ЭИОС с использованием нового программного обеспечения.

В результате переосмысления сформулированных результатов констатирующего эксперимента пришли к выводу о том, что эффективность профессиональной подготовки может быть в значительной степени повышена за счёт:

- формирования предметного, технического, программного и методического компонентов ЭИОС вуза;

- комплексного использования ЭИОС вуза [3, 6];

- формирования готовности участников образовательного процесса к организации образовательного процесса на основе ЭИОС вуза [3, 6].

Поэтому можно утверждать, что поиск наиболее эффективных путей повышения качества образования [5, 7] в условиях информатизации образовательного процесса показал потребность в разработке комплексной психолого-педагогических программы формирования наиболее полной готовности обучающихся к дистанционному обучению на основе ЭИОС вуза с использованием нового программного обеспечения.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.07.2020).

2. Методические рекомендации по проведению обучения персонала системы-112 с применением дистанционных образовательных технологий на базе образовательных организаций высшего образования МЧС России, учебных центров ФПС и учебно-методических центров субъектов Российской Федерации (утв. МЧС России 20 апр. 2016 г. № 2-4-71-18-33). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_309403/ (дата обращения: 27.07.2020).

3. Байчорова Х.С., Мурманских И.В. Информационно-коммуникативные технологии и участники образовательного процесса // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2016. № 4 (6). С. 21-26.

4. Булат Р.Е. Качество высшего образования в вузе как педагогическая система // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2015. № 4 (232). С. 137-143.

5. Байчорова Х.С., Мурманских И.В. Преподаватель вуза в информационно-образовательной среде // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 11. № 5. С. 39-47.

6. Булат Р.Е. Управление качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2010. 47 с.

7. Булат Р.Е. Документационное обеспечение деятельности коллектива университета в системе управления качеством образования // Инженерное образование. 2007. № 4. С. 136.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Feder. zakon Ros. Federacii ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashhenija: 27.07.2020).

2. Metodicheskie rekomendacii po provedeniju obuchenija personala sistemy-112 s primeneniem distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij na baze obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovanija MChS Rossii, uchebnyh centrov FPS i uchebno-metodicheskih centrov sub#ektov Rossijskoj Federacii (utv. MChS Rossii 20.04.2016 № 2-4-71-18-33). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_309403/ (data obrashhenija: 27.07.2020).

3. Bajchorova H.S., Murmanskih I.V. Informacionno-kommunikativnye tehnologii i uchastniki obrazovatel'nogo processa // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2016. № 4 (6). S. 21-26.

4. Bulat R.E. Kachestvo vysshego obrazovanija v vuze kak pedagogicheskaja sistema // Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshhestvennye nauki. 2015. № 4 (232). S. 137-143.

5. Bajchorova H.S., Murmanskih I.V. Prepodavatel' vuza v informacionno-obrazovatel'noj srede // Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. T. 11. № 5. S. 39-47.

6. Bulat R.E. Upravlenie kachestvom professional'noj podgotovki v voenno-tehnicheskih vuzah: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2010. 47 s.

7. Bulat R.E. Dokumentacionnoe obespechenie dejatel'nosti kollektiva universiteta v sisteme upravlenija kachestvom obrazovanija // Inzhenernoe obrazovanie. 2007. № 4. S. 136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.