Научная статья на тему 'Системный подход к проектированию трудовых ресурсов и трудового потенциала молодежи в Самарском регионе 2009год'

Системный подход к проектированию трудовых ресурсов и трудового потенциала молодежи в Самарском регионе 2009год Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Т. Н.

В статье автор рассматривает системный подход в процессе профессиональной ориентации как составную часть системы непрерывного профессионального самоопределения личности. Автор предлагает модель социальной системы совместной деятельности социально-психологического центра и учреждений г.о. Тольятти, предприятий региона по профессиональной ориентации учащихся. А также в работе анализируются организационно-управленческие условия обеспечения эффективности совместной деятельности социально-психологического центра работников предприятий по профессиональной ориентации учащихся школ г.о. Тольятти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход к проектированию трудовых ресурсов и трудового потенциала молодежи в Самарском регионе 2009год»

Т.Н.Иванова

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В САМАРСКОМ РЕГИОНЕ 2009 ГОД

В статье автор рассматривает системный подход в процессе профессиональной ориентации как составную часть системы непрерывного профессионального самоопределения личности.

Автор предлагает модель социальной системы совместной деятельности социально-психологического центра и учреждений г.о. Тольятти, предприятий региона по профессиональной ориентации учащихся. А также в работе анализируются организационно-управленческие условия обеспечения эффективности совместной деятельности социально-психологического центра работников предприятий по профессиональной ориентации учащихся школ г.о. Тольятти.

Изучение состояния проблемы в существующей теории и практике показывает, что большинство социологов понимают необходимость усиления взаимосвязей между социальными институтами с профессиональным становлением молодежи. В меру своих сил и возможностей они пытаются осуществлять эти взаимосвязи. Однако когда эта координация реализуется бессистемно, стихийно, её эффективность в подготовке молодежи к выбору профессии незначительна.

Опыт и специально проведённые исследования показывают, что к организации взаимосвязей Центра социальных технологий Тольяттинского государственного университета и учреждений региона в развитии трудового потенциала молодежи следует подходить системно, заранее проектируя основные направления реализации их взаимодействия, закладывая дидактические условия координации их деятельности в учебные планы, программы и методические пособия.

Системный подход - первое концептуальное положение проектируемой системы совместной деятельности Центра социальных технологий ТГУ и учреждений региона по профессиональному развитию молодежи.

В процессе исследования мы опирались на труды отечественных ученых по разработке системного подхода к анализу социальных явлений.

Социальную систему они определяют как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования подрастающего поколения и взрослых людей.

Системный подход выделяет такие признаки социальной системы, как целостность, взаимосвязанность элементов, связь со средой.

Целостность заключается в том, что части сложной социальной системы, служат общей цели. Их взаимодействие и взаимопроникновение - объективная необходимость, исключающая разрыв этих частей.

Взаимосвязанность состоит в том, что изменение одного параметра в системе влияет на все остальные.

Связь со средой выражается, в том, что социальная система - это составная часть среды, её элемент, включающий элементы более низкого порядка.

Итак, любая система представляет собой целостную совокупность взаимосвязанных объектов и состоит из элементов - единиц анализа. Характерным для системы является наличие функциональных взаимосвязей и отношений составляющих ее элементов, связей с окружающей средой и с системами более высокого порядка.

В соответствии с системным подходом процесс развития трудового потенциала мы рассматриваем как составную часть системы непрерывного - профессионального самоопределения личности.

Система социальных действий работников Центра социальных технологий ТГУ и окружающих его учреждений региона в практической подготовке студентов к профессии -это множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и направленных на связь настоящего, прошлого и будущего в профессионального становления личности.

Модель социальной системы совместной деятельности Центра социальных технологий Тольяттинского государственного университета и учреждений г.о. Тольятти, предприятий региона по развитию трудового потенциала молодежи

На основе сформулированных концептуальных положений приступим к проектированию модели системы совместной деятельности Центра и учреждений социума по подготовке студентов ТГУ к профессиональной деятельности.

При проектировании системы следует исходить из того, что Центр социальных технологий ТГУ, так и учреждения социума представляют собой самостоятельные социальные системы. Общество формирует социальный заказ на профессионально сориентированного студента Вуза с заданными качествами, знаниями и умениями в различных видах деятельности.

Наряду с этим объективно перед каждым студентом стоит проблема профессионального развития. Решить эти задачи призвана новая интегративная система Центра социальных технологий и учреждений социума. Интеграция деятельности взаимосвязываемых социальных систем обеспечивается установлением тесных преемственных связей между их структурными и функциональными компонентами.

Конечным результатом реализации совместной деятельности интегративной социальной системы является высококачественно профессионально сориентированный студент вуза. Модель спроектированной системы предусматривает возвращение посланного обществом выпускника вуза заказчику в виде готового к профессии работника. Из модели логично вытекает и структура разработки технологии реализации системы преемственности социальных действий Центра социальных технологий и учреждений социума по профессиональному становлению студента. Существо этой технологии состоит в разработке основных направлений реализации взаимосвязей социальных систем по их структурным и функциональным компонентам в соответствии с сформулированными концептуальными положениями.

Организационно-управленческие условия обеспечения эффективности

совместной деятельности Центра социальных технологий Тольяттинского государственного университета и работников предприятий по развитию трудового

ресурса студентов вуза г.о. Тольятти

В процессе исследования был разработан алгоритм последовательности совместных действий Центра социальных технологий ТГУ и учреждений социума по развитию трудового ресурса молодежи.

Он включает следующие этапы:

- повышение квалификации преподавателей высшей школы и работников учреждений социума в области организации деятельности по профессиональному развитию молодежи, как в процессе обучения конкретным дисциплинам, так и при проведении этой деятельности в учреждениях социума;

- изучение окружающего социума и выбор учреждений, обладающих наибольшими возможностями по организации практиориентированной работы со студентами;

- организация профессиональной среды различных образовательных учреждений;

- социологический анализ трудового потенциала отобранных учреждений социума;

- составление совместно с учреждениями социума плана практической работы со студентами различных возрастных групп;

- определение наиболее действенных форм, методов и средств проведения профориентационной работы;

- социологический мониторинг эффективности совместно проводимой профориентационной работы;

- внесение корректив в систему координации социальных действий Центра социальных технологий и учреждений социума по профессиональному становлению молодежи.

Остановимся на характеристике перечисленных этапов и результатах их реализации.

Для выполнения единства социальных действий и координации работы учреждений социума оказалось необходимым повысить уровень профессиональной готовности работников по организации профессионального становления студентов.

Эта задача решалась поэтапным усложнением форм повышения квалификации преподавателей высшей школы и вовлечением их в разнообразные виды деятельности по развитию трудового потенциала студентов:

- акцентирование внимания всего коллектива на необходимости улучшения практиориентированной работы со студентами;

- проведение курсов повышения квалификации работников учреждений по организации профессионального становления студентов. Здесь на фундаментальной теоретической основе рассматривается сущность и содержание профессионального становления молодежи, методика выявления их интересов, формы и методы ее проведения в работе в учреждениях социума, единство и координация действий семьи и общественности в осуществлении такой работы. В выполняемых по данной проблеме рефератах работники учреждения анализируют современные социально-экономические и психолого-педагогические аспекты профессионального становления молодежи, вопросы типологии профессий, персепективные возможности преподаваемого предмета и учреждений социума, роль семьи в выборе детьми профессии и другие вопросы;

- активизация методической работы в высших образовательных учреждениях по организации профессионального становления молодежи;

- организация системы повышения квалификационного разряда в зависимости от вклада в реализацию системы совместной с окружающими Центра социальных технологий ТГУ и учреждениями деятельности по профессиональному становлению студентов;

- создание, обобщения и внедрение в практику своего нового социологического опыта по организации профессионального становления молодежи вузов;

- творческое саморазвитие в области проведения работы со студентами по их профессиональной траектории.

Чтобы эффективно осуществить связь обучения с предстоящей профессиональной деятельностью студентов, они должны быть хорошо знакомы с особенностями той техники и технологии, с которой будут иметь дело в практической деятельности. С этой целью они должны провести социологический анализ наиболее типичной техники и технологии, с которой будет профессиональная деятельность выпускников. На основе такого анализа не только выбирают наиболее характерные примеры проявления закономерностей в технических объектах базового предприятия, но и готовят соответствующий наглядный материал в виде натуральных объектов техники, ее отдельных узлов, схем и фотографий.

Как показал опыт, при этом следует руководствоваться следующими задачами:

- показать студентам необходимость приобретаемых знаний для последующей практической деятельности;

- продемонстрировать широкое комплексное проявление изученных в дисциплинах учебного плана явлений и закономерностей в технических объектах, технологических процессах и производственных коллективах;

- применить и закрепить полученные знания, умения и навыки;

- на примере технических объектов базового предприятия пополнить знания, умения и навыки в различных областях, относящихся к предстоящей профессии;

- познакомиться с новейшими вопросами технологии, экономики, организации и управления;

- получить информацию о новейшей аппаратуре, контрольно - измерительной технике, приборах и инструментах;

- убедить студентов в необходимости дальнейшего пополнения знаний, умений и навыков путем изучения специализированных дисциплин учебного плана, участия в активной трудовой деятельности.

При отборе учреждений социума для проведения практиориентированной работы со студентами, оказалось, целесообразно руководствоваться следующими требованиями:

- представительство широкого круга разнообразных профессий в выбранных учреждениях социума;

- оснащение рабочих мест учреждений социума передовой техникой и технологией;

- высокая культура организации труда;

- соответствие объектов и предметов труда возрасту студентов;

- возможность включения студентов в активную трудовую деятельность;

- соблюдение правил техники безопасности на рабочих местах.

В соответствии с перечисленными требованиями в число учреждений социума, которые, оказалось, наиболее целесообразно включить в состав профессиональной среды были следующие: дошкольные образовательные учреждения, школа, учреждения

дополнительного образования, учреждения спорта, культуры, учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждения торговли, сферы быта и услуг, связи и т.д. (рис. 1)

Распределение ответов респондентов о желаемой частоте прохождения курсов дополнительного профессионального образования, повышения квалификации

50 40 30 20 10 0

количество

41,25 37,5

10,42 10,83

□ раз в 5 лет

□ несколько раз в 5 лет

□ раз в год

□ несколько раз в год

Рис.1. Профессиональная среда

В обобщенном виде модель профессиональной среды Центра социальных технологий ТГУ представлена на рис. 2. При творческом подходе перечень учреждений, входящих в эту модель можно, значительно увеличить.

сгруппированные распределение ответов респондентов о желаемой частоте прохождения курсов дополнительного профессионального образования, повышения квалификации в зависимости от возраста

100

80

60

40

20

0

71,8

18 - 25

75

81,25

25

26 - 35

3,75

36 - 45

Возраст

95

5

45 - 55

□ раз в 5 лет + раз в год

□ несколько раз в 5 лет + несколько раз в год

1

Для проведения совместной практиориентированной Центра социальных технологий и учреждений социума необходимо, прежде всего, провести анализ возможностей того или иного учреждения по ознакомлению студентов с практической стороной профессии. При этом следует наметить объекты, с которыми следует ознакомить студентов, определить формы работы со студентами в зависимости от их возраста, уточнить цели намечаемых мероприятий и ожидаемый от их проведения результат.

В процессе проведения работы по развитию трудового потенциала студентов следует использовать передовые предприятия, оснащенные новой техникой и технологией, автоматическими системами управления, средствами механизации ручного труда. Одной из действенных форм профессионального становления является включение студентов в объекты учреждений социума. Такими объектами для ознакомления студентов с автоматически действующими устройствами могут быть следующие: автоматические линии на Автозаводе, дистанционное управление на ТЭЦ, телеуправление электростанциями, нефтепромыслами, система автоблокировки на железных дорогах и др.

Совместные планы непрерывной профессиональной работы Центра социальных технологий ТГУ и социума со студентами разрабатывались на основе:

♦ диагностики социально-бытовой среды;

♦ проектирования профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста и разнообразных видов деятельности;

♦ договоров Центра социальных технологий ТГУ с учреждениями социума и с базовым предприятием об основных направлениях и формах взаимовыгодного сотрудничества;

♦ методических указаний и рекомендаций в помощь студентам, работникам учреждений социума по осуществлению многосторонних связей в процессе подготовки студентов к профессии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

План Центра социальных технологий был существенно дополнен целым рядом специализированных дисциплин, участием студентов в производительном труде и общественно полезной деятельности, проведение социологических контрольных срезов по изучению профессиональной прогностической картины будущих студентов.

В январе 2009 Центром социальных технологий был проведен опрос в рамках открытия молодежного марафона г.о. Тольятти, посвященного году молодежи. Было опрошено 345 человек. Из них 221 (60,5%) - девушки, 124 (39,5%) - юноши. По месту

обучения в настоящее время: 92% - общеобразовательные школы, 8% - лицеи и гимназии.

В выборку социологического исследования попали представители следующих учебных заведений г.о. Тольятти: МОУ СШ №№ 1, 2, 4, 5, 6, 9, 14, 19, 32, 33, 34, 37, 39, 41, 43, 44, 47, 49, 51, 55, 59, 60, 61, 63, 64, 73, 74, 76, 82, 83, 84, 88, 90, 91; Гимназии №№ 38, 39, 48, 89; Лицеи №№ 51,67,76.Абитуриентам был задан вопрос: «Считаете ли Вы себя человеком с активной жизненной позицией?». Распределение ответов респондентов на этот вопрос выглядит следующим образом - 72,5% считают себя активными людьми, порядка 17,5% считают себя пассивными, и затруднились ответить 10% респондентов. В дальнейшем высшее образование планируют получить порядка 69%, на среднеспециальное рассчитывают порядка - 17% респондентов, Затруднились ответить на данный вопрос - около 2% приняли решение не продолжать обучение в среднеспециальных и высших учебных заведениях. Не определились порядка 12%. Из результатов видно, что респонденты с «активной жизненной позицией» гораздо чаще планируют получать высшее образование. При рассмотрении этого вопроса учитывались

ответы респондентов, которые в будущем планируют получить высшее образование. Абитуриентов уже сейчас заботит качество предоставляемых образовательных услуг, престиж учебного заведения, профессорско-преподавательский состав. Поэтому львиная доля абитуриентов, которая составляет 36,5% респондентов, рассчитывают получить образование в региональных ВУЗах (Самарская государственная академия управления, Самарский государственный экономический университет, Самарский Гуманитарный университет и т.д.). Тольяттинский государственный университет - рассматривают порядка - 29%, далее в порядке убывания - Поволжский государственный университет сервиса - 14,5%, Федеральные ВУЗы - 13%, Волжский университет им. Татищева - 5%, ТАУ - 2%. Явными «лидерами» являются следующие специальности: Управление персоналом (18%), Экономика и управление на предприятиях (14%), примерно равные доли получили Финансы и кредит (11,2%) и Дизайн (11,3%). Если рассматривать данный вопрос в зависимости от пола респондента, то для девушек наиболее привлекательными оказались - Дизайн (9%), Управление персоналом (8,3%), Экономика и управление на предприятиях (7,9%), Финансы и кредит (7,1%). Наименее популярными оказались такие специальности как: Химия и Промышленное и гражданское строительство (по 0,3%). В ходе опроса девушки не упоминали такие специальности как: Прикладная информатика, Прикладная

математика и информатика, Городское строительство и хозяйство, Промышленная электроника, Электромеханика, Автомобиле- и тракторостроение. Юноши отдавали предпочтения следующим специальностям: Управление персоналом (9,7%), Экономика и управление на предприятиях (6,1%), Финансы и кредит (4,1%). Наименее популярными оказались Перевод и переводоведение и Химия (0,3% и 0,4% соответственно).

Следующий блок вопросов посвящен выявлению источников информации о ЕГЭ, учебном заведении, интересующие специальности. Основным лидером среди источников информации по единому государственному экзамену стала школа, порядка 60,5% абитуриентов утверждают об этом. Информацию о приеме в учебное заведение 36,5% абитуриентов получают с подготовительных курсов, а также используют Интернет 30% респондентов. Сведения о ВУЗе и специальностях 44,5% абитуриентов получают от родственников, от школы - 26,5%.Абитуриентам, посетившим Открытие молодежного марафона, задавался следующий вопрос: «Какой информации Вам не хватает?». Были полученные следующие ответы: Условия поступления - 28%, О вузе - 21,5%, О специальности - 16%, Оплата обучения- 13%, Подготовительные курсы - 7%, Затрудняюсь ответить - 5%, Есть необходимая информация - 4%, Свой вариант ответа - 5,5% (Абитуриентов помимо всего вышеперечисленного интересовало: количество бюджетных

мест, сроки обучения, возможность трудоустройство, характер будущей работы, информацию по заочной форме обучения, отсрочка от армии, месторасположение). Помимо всего вышеизложенного абитуриентам предлагалось ответить на вопрос «Кем Вы себя видите в будущем через 10 лет?». В большинстве своем Абитуриенты видят себя в будущем - успешными людьми, которые двигаются по вертикальной линии карьеры, лишь небольшая часть абитуриентов рассматривает себя с точки зрения горизонтальной карьеры. Наиболее популярный ответ на этот вопрос является - Директор, так ответили порядка 32,6% абитуриентов, вторым по популярности был ответ Инженер - за него отдали свой голос - 19,2%.

Важной составной частью процесса развития трудового потенциала студентов является формирование их профессионально важных личностных качеств. Здесь приходится исходить из личностных особенностей студентов. Обществу нужна гуманистически развитая личность, способная к развитию и саморазвитию, что возможно лишь через изменения отношений человека к себе, к другому человеку, к окружающему его миру. Но невозможно адекватно представить картину мира, познавая мир не через себя, не через человека, а помимо его сущности, видно, что студенту должна даваться специальная система «человеческих» знаний, которая помогла бы ему найти свое место в усвоении общечеловеческих ценностей. Этому содействует знакомство студентов с основами психологии. Усвоение основ психологических знаний является условием развития творческих возможностей личности, расширяет границы ее самоактуализации, позволяет, не держатся за стереотипы, а находить свой путь в познании окружающего мира.

Отношение человека к умственному и физическому труду определяется трудом его души. О духовном начале в жизни человека, его духовных потребностях писали в свое время многие философы, писатели и поэты. Они имели в виду четко обозначенный вид человеческого труда, благодаря которому происходит самосовершенствование, саморазвитие, самоактуализация человека. Человек начинает осознавать и чувствовать себя в нерасчлененном единстве с человечеством.

Вот почему сформированность индивида, готового к жизни среди людей, характеризуется уровнем его сознания, умением жить и трудиться в содружестве, в коллективе. Это нужное и важное профессионально значимое качество человека.

Из результатов исследования мы видим, что сегодня необходимо рассматривать инновационные социально- экономические подходы в профессиональном самоопределении молодежи. Мерой инновационного потенциала, жизнеспособности и жизнестойкости общества становится его способность обеспечивать образовательное пространство для созидательной, творческой деятельности людей, адекватной оценки ее продукта, принятия результатов этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.