Научная статья на тему 'Профессиональное становление гуманитария (на примере Тольяттинского государственного университета)'

Профессиональное становление гуманитария (на примере Тольяттинского государственного университета) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
124
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / ПРОФЕССИИ / ГЕНЕЗИС / РУКОВОДСТВО / МОЛОДЫЕ ЛЮДИ / LABOR / VOCATION / GENESIS / GUIDANCE / YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Т. Н.

В статье автор рассматривает процесс профессионального становления студента-гуманитария в Тольяттинском государственном университете и проблемы развития профессиональных устремлений молодежи. Раскрывается проблема выбора гуманитарных профессий среди молодежи и процесс профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process of professional formation of humanist as a socio-economic problem

The article deals with the process of professional formation of student-humanist at Togliatti state university and problems of development of professional aspirations of youth. It is disclosed the problem of choice of professions pertaining to the humanities among the young people and process of professional education.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление гуманитария (на примере Тольяттинского государственного университета)»

- взять на вооружение опыт организации бесплатного питания детей всех социальных групп населения, практикуемый в Финляндии и Швеции. Одно из универсальных решений в данной ситуации автор видит в возможности предоставить профессионалам частного бизнеса занять нишу питания в учреждениях образования. Чтобы цены оставались доступными, государство должно создать благоприятные условия ведения бизнеса. Среди них:

- сохранение льготных тарифов на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг;

- снижение или освобождение от ставки по ЕНВД на площадях подобного рода.

В свою очередь, необходимо допускать до участия в такой сфере только добросовестных, зарекомендовавших себя на рынке операторов и ужесточить наказания за нарушения в области качества оказания услуг общественного питания вплоть до пожизненного лишения права заниматься подобным видом деятельности. Ещё одной превентивной мерой может служить введение дополнительных требований по оказанию сервиса, способствующего рациональному питанию (обязательное приложение напитка в случае любой покупки и т. п.). Социально-экономическим эффектом от реализации данных мер будет являться снижение затрат государства на содержание нерентабельных столовых в образовательных учреждениях, оптимизация организационной структуры менеджмента с приходом частного бизнеса и достижение высокого уровня спроса на производимую продукцию со стороны потребителей и развитие культуры рационального питания в обществе.

Примечания

1. Ежегодный отчет Центра социальных исследований в Министерство образования и науки РФ // Российская газета. 2007. № 48. С. 24.

2. Чеснокова Е. Будущее школьников в «Ланч боксе» // Республика Татарстан. 2008. Вып. 3-4. С. 5-6.

3. Там же.

4. Галямова А. В. Школьное питание будет полезным и вкусным // TATARINFORM.RU: ежедн. интернет изд. 2008. URL: http://www.tatarinform.ru/ articles.html?id=1963789603 (дата обращения 27.04.2009).

5. Гекман Е. В., Пивоваров И. В. Социальное питание - ключевые проблемы: питание в школах // Новости образования. 2009. № 3. С. 7.

УДК 316

Т. Н. Иванова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ГУМАНИТАРИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТОЛЬЯТТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

В статье автор рассматривает процесс профессионального становления студента-гуманитария в Тольяттинском государственном университете и проблемы развития профессиональных устремлений молодежи. Раскрывается проблема выбора гуманитарных профессий среди молодежи и процесс профессионального обучения.

The article deals with the process of professional formation of student-humanist at Togliatti state university and problems of development of professional aspirations of youth. It is disclosed the problem of choice of professions pertaining to the humanities among the young people and process of professional education.

Ключевые слова: труд, профессии, генезис, руководство, молодые люди.

Keywords: labor, vocation, genesis, guidance, young people.

К объективным условиям выбора профессии относятся процессы, протекающие в мире: общественное устройство, этнокультурные стереотипы современного этапа социального процесса, система социальных норм и ценностей, изменения в видах и формах трудовой деятельности, перечень профессий и их престиж в общественном мнении, демографические процессы, региональные особенности территории, национальный состав общества, поселенческая структура.

В октябре 2008 г. кафедрой социологии Толь-яттинского государственного университета было проведено социологическое исследование по проблемам развития гуманитарного образования.

С учетом условий современного российского общества огромное значение имеет выбор направления и специализации профессиональной деятельности каждого человека. Как следствие, очень важен выбор учебного заведения, что усиливает конкуренцию на рынке образовательных услуг.

В процессе исследования выявлялись факторы, влияющие на принятие решения о получении гуманитарного образования.

Объектом исследования были студенты (обоих полов) Гуманитарного института Тольяттин-ского государственного университета, обучающиеся на следующих специальностях: социология,

© Иванова Т. Н., 2010

Т. Н. Иванова. Профессиональное становление гуманитария.

история, теория и практика преподавания иностранных языков и культур, журналистика, психология, перевод и переводоведение, филология. Размер генеральной совокупности составлял 1006 человек, число опрошенных в количестве 674 человека.

Сбор эмпирической информации проводился путём группового (аудиторного) анкетирования студентов Гуманитарного института ТГУ по месту учебы в целевой аудитории. Анализ и обработка данных были проведены с использованием программного обеспечения «Детерминационный анализ. 5 версия. Простые распределения».

Рассматривая отношение респондентов к Гуманитарному институту как «осознанность» учебного выбора можно отметить следующие вопросы анкеты.

На вопрос «Рассматривали ли Вы возможность поступления в прочие учебные заведения?» были получены следующие ответы: подобные возможности рассматривала почти половина респондентов (55,4%), ещё большая часть (43,8%) подобных возможностей не рассматривала. Это говорит о позитивной динамике развития гуманитарного образования в городе, для большей части респондентов (более половины выборочной совокупности) выбор был более чем очевиден.

Согласно субъективным оценкам респондентов, выбор учебного заведения респондентами был произведён сознательно, более 3/4 от общего числа респондентов (76,8%) ответили на поставленный вопрос категоричным утверждением. Респондентов, ответивших менее категоричным утверждением, было в 4,5 раза меньше (17%), затруднившихся с ответом - 6,3%. Исходя из этого можно говорить о высокой степени сознательности поступающих в ТГУ, что также может свидетельствовать о довольно высоком уровне удовлетворения институтом (и, как следствие, лояльности).

Следующим блоком вопросов в анкете был блок мотивации поступления. Из него можно сделать следующие выводы.

Главной причиной выбора гуманитарного института ТГУ как места обучения являлось стремление получить интересующую специальность; так на данный вопрос ответили 71,4% респондентов. Вариант ответа «чтобы в будущем иметь высокооплачиваемую должность» выбрали более чем 2 раза меньшее число респондентов (32,1%). Прочие варианты ответа - «получить высшее образование вообще, а там видно будет», «чтобы учиться именно в ТГУ», «чтобы пожить студенческой жизнью» - заметно менее популярны (25%, 18,8% и 14,3% соответственно). Это говорит о том, что поступающие в Гуманитарный институт в большей степени заинтересованы в пред-

мете обучения, в статусе получаемой профессии и в значительно меньшей степени заинтересованы материальными выгодами в профессиональной деятельности. Прочие варианты ответа представляют менее сознательные модели поведения.

На вопрос о факторах, повлиявших на выбор ТГУ в качестве места обучения, наиболее популярные варианты ответов были связаны непосредственно с выбранной (гуманитарной) специальностью. Так, наиболее популярные ответы: «целенаправленно поступал в Гуманитарный институт на интересующую специальность» и «мне всегда были ближе гуманитарные специальности» - дали более 50% респондентов (64,3% и 58% соответственно). Прочие варианты ответа были значительно менее популярны. Особо можно отметить значительное количество респондентов (20,5%), для которых имеет большое значение развитая внеучебная деятельность.

Большинство респондентов твёрдо уверены в высоком качестве получаемого образования (65,2%), в 2 раза меньшее число респондентов испытывают не столь категорично, отвечали на данный вопрос (31,3%). Число респондентов, затруднившихся с ответом, было в 10 раз меньше (3,6%).

Наиболее значимым источником информации о Гуманитарном институте ТГУ являются личные контакты со знакомыми и родственниками, так называемое «сарафанное радио». Как правило, в Гуманитарный институт поступают сознательно, получив необходимую информацию из «первых рук», отсюда и важность такого мероприятия, как день открытых дверей.

Наиболее популярным ответом на вопрос о том, «Что Вам больше всего понравилось на дне открытых дверей», был «подробная информация о специальностях в буклетах и на стендах» (25,9%). В полтора раза менее популярными вариантами ответов оказались «театрализованное представление в исполнении студентов» (17,9%) и «вежливость и обходительность в общении работников и студентов вуза» (17%). Треть респондентов (33,9%) затруднились с ответом. Можно сказать, что день открытых дверей воспринимается в большей части как информационное мероприятие, прочие аспекты менее весомы (хотя также имеют большое значение).

Выставки, подобные «ТГУ 55 на 5», большинством первокурсников предполагается сделать регулярными: «каждый год» - 39,3%; «раз в 5 лет» - 25,9% респондентов. Варианты «раз в 10 лет» и «вообще не нужно проводить подобные выставки» были гораздо менее популярными (0,9% и 2,7% соответственно). 31,3% респондентов с ответом на вопрос затруднились.

Оценки популярности Гуманитарного института среди студентов-первокурсников по институтам

ТГУ в большинстве своём положительные. «Условно негативных» оценок (1, 2, 3) - 7,1%, «нейтральных» - 11,6%, «положительных» - 77,7%. Затруднились с ответом 3,6% респондентов

Из ответов на данные вопросы можно видеть, что значительная часть студентов-первокурсников стояла перед выбором из нескольких специальностей Гуманитарного института (42,9%), 53,6% респондентов перед подобным выбором не стояли. Можно проследить тенденцию: значительная часть абитуриентов, определившись с направлением и (даже) местом обучения (Гуманитарный институт), испытывают некоторые сомнения в выборе конкретной специальности. Можно предположить, что у большинства студентов присутствует желание изучать специальности смежных гуманитарных направлений, в рамках факультативов (или, возможно, в рамках второго высшего образования).

Наибольший интерес для студентов представляют следующие специальности: журналистика (19,6%) и, со значительным отрывом, психология (12,5%), перевод и переводоведение (9,8%). Прочие варианты ответа значительно менее популярны

При изменении формулировки вопроса - «Если бы сегодня учебная часть предложила Вам перевестись или получить второе высшее образование» результаты значительно меняются: популярность «журналистики» остаётся на прежнем уровне (19,6%), а популярность ответов «психология» и «перевод и переводоведение» резко увеличивается почти в полтора раза. Также значительно увеличивается популярность ответов «социология» и «теория и методология преподавания иностранных языков и культур» - почти в 2 раза. Это объяснимо тем, что на предыдущий вопрос не отвечали 38,4% респондентов в возможном поступлении на другую специальность Гуманитарного института, а в данном вопросе затруднилось с ответом всего 8,9% респондентов.

Можно отметить, что единственной специальностью, на которой не произошло изменений, стала «журналистика». Это говорит о том, что именно на эту специальность хотят перейти, более осознано задумываются об этом; эта специальность нераспространена в невынужденных, случайных ответах.

Подавляющее большинство респондентов считают специальности Гуманитарного института интересными, актуальными для города (67,9%). Сомневаются в этом 16,1% респондентов, 16,1% респондентов затруднились с ответом.

Чаще прочих наименее актуальной дисциплиной называлась история (15,2%), значительно реже - социология (5,4%), филология (3,6%) и прочие дисциплины (2,7% и реже). 69,6% респондентов затруднились с ответом.

Наиболее перспективной специальностью ТГУ была названа «журналистика» (42,9%), значительно реже встречался ответ «теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (25,9%) в связи с огромным количеством желающих изучать иностранные языки. Прочие специальности назывались с примерно одинаковой частотой, 15,2-17,9%.

Значимой для города считают свою профессию более 3/4 респондентов (75,9%), незначимой - 3,6%, более чем в 20 раз меньшее число респондентов, что можно признать характерным результатом, ведь выбор собственной профессии зачастую продиктован её значимостью. Более 20% респондентов затруднились с ответом на этот вопрос.

Сложной для освоения считают свою профессию более половины (55%) респондентов, примерно равное количество (немногим более 20%) считают свою профессию (обучение) несложной или затруднились с ответом.

Ответы на вопрос «считаете ли Вы, что по окончании университета сможете работать по специальности» были получены в целом оптимистичные. Почти 70% респондентов ответили на этот вопрос утвердительно. Отрицательных ответов значительно меньше (4,5%), затруднились с ответом немногие, более 25% респондентов.

Среди ответов на вопрос о важности и перспективности работы в сфере получаемой специальности наиболее распространённым (как и следовало ожидать) оказался вариант ответа «очень важная и перспективная» - 46,4% респондентов. Не важной и неперспективной считают свою профессию 4,5% в 10 раз меньшее число студентов респондентов. Затруднилось с ответом 23% респондентов.

Большинство студентов (почти 80%) твёрдо уверены в выборе своей профессии, и даже при наличии шанса «начать всё с начала» ничего бы не стали менять. 7,1% затруднились с ответом, и 6,3% хотели бы что-то изменить.

В ходе исследования выяснилось, что основными причинами поступления на обучение в Гуманитарный институт ТГУ являлось стремление получить интересующую специальность; вторым по популярности был вариант ответа «чтобы в будущем иметь высокооплачиваемую должность». Прочие варианты ответа «получить высшее образование вообще, а там видно будет», «чтобы учиться именно в Гуманитарном институте», «чтобы пожить студенческой жизнью» заметно менее популярны. Это говорит о том, что поступающие в Гуманитарный институт в большей степени заинтересованы в предмете обучения, в статусе получаемой профессии и в значительно меньшей степени заинтересованы материальными выгодами в профессиональной деятельности. Про-

Т. Н. Иванова. Проектирование системы профессионального становления молодежи в Самарском регионе

чие варианты ответа представляют менее сознательные модели поведения.

Отвечая на вопрос о факторах, повлиявших на выбор гуманитарного образования в качестве места обучения, наиболее популярными вариантами ответов были связанные непосредственно с выбранной (гуманитарной) специальностью. Так, наиболее популярные ответы: «целенаправленно поступал в Гуманитарный институт ТГУ на интересующую специальность» и «мне всегда были ближе гуманитарные специальности». Прочие варианты ответа были значительно менее популярны. Особо можно отметить значительное количество респондентов, отметивших большое значение развитой внеучебной деятельности.

Основными источниками информации о Гуманитарном институте ТГУ являются «знакомые и родственники» и «день открытых дверей ТГУ». Меньшее число респондентов в качестве источника информации указали сайт ТГУ и печатные средства массовой информации, «газеты и журналы». Респонденты отметили агитаторов Гуманитарного института, варианты ответа «увиде-л(а) по телевизору», «был(а) на выставке ТГУ "55 на 5"», «был(а) на других выставках (презентациях), имеющих отношение к ТГУ» отметили менее 1% респондентов.

Оценка деятельности Гуманитарного института среди студентов-первокурсников по институтам ТГУ в большинстве своём положительная. «Условно негативных» оценок (1, 2, 3) - 7,1%, «нейтральных» - 11,6%, «положительных» - 77,7%. Затруднились с ответом 3,6% респондентов. Для более подробных результатов исследования есть необходимость проведения качественного исследования, а именно проведения нескольких фокус-групп (глубинное интервью) с участием не только студентов-первокурсников Гуманитарного института ТГУ, а также будущих абитуриентов.

Из результатов исследования мы видим, что сегодня необходимо использовать инновационные социально-экономические подходы в профессиональном самоопределении молодежи. Мерой инновационного потенциала, жизнеспособности и жизнестойкости общества становится его способность обеспечивать образовательное пространство для созидательной, творческой деятельности людей, адекватной оценки ее продукта, принятия результатов этой деятельности.

УДК 316:334.2

Т. Н. Иванова

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В САМАРСКОМ РЕГИОНЕ

В статье автор рассматривает системный подход в процессе профессиональной ориентации как составную часть системы непрерывного профессионального самоопределения личности.

Автор предлагает модель социальной системы совместной деятельности Центра социальных технологий Тольяттинского государственного университета и учреждений г.о. Тольятти, предприятий региона по профессиональной ориентации учащихся.

In the article the author explores a systematic approach in the process of vocational guidance as a component part of a system of continuous professional self-determination of an individual.

The author offers a model of a social system of collaboration between a social psychological centre and institutions in Togliatti, enterprises of the region on the trade orientation of pupils.

Ключевые слова: труд, профессии, генезис, руководство, молодые люди.

Keywords: labor, vocation, genesis, guidance, young people.

Опыт и специально проведённые исследования показывают, что к организации взаимосвязей Центра социальных технологий Тольяттинского государственного университета (далее - ТГУ) и учреждений региона в профессиональной ориентации молодежи следует подходить системно, заранее проектируя основные направления реализации их взаимодействия, закладывая дидактические условия координации их деятельности в учебные планы, программы и методические пособия.

Социальную систему мы определяем как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования подрастающего поколения и взрослых людей.

Система социальных действий работников Центра социальных технологий ТГУ и окружающих его учреждений региона в практической подготовке студентов к профессии - это множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающих интегративны-ми свойствами и направленных на связь настоящего, прошлого и будущего в профессиональном становлении личности.

При отборе учреждений социума для проведения практико-ориентированной работы со студентами оказалось целесообразно руководствоваться следующими требованиями:

© Иванова Т. Н., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.