Научная статья на тему 'Профессиональное становление студента-гуманитария как социально-экономическая проблема'

Профессиональное становление студента-гуманитария как социально-экономическая проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
167
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление студента-гуманитария как социально-экономическая проблема»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТА-ГУМАНИТАРИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА

Иванова Т.Н.

Профессиональное становление - это всегда двусторонний процесс: с одной стороны - личность (субъект выбора), с другой - профессия (объект выбора). И субъект, и объект наделены многими характеристиками, что предопределяет неоднозначность данного явления. Сложность процесса профессионального самоопределения обусловлена тем, что «содержание деятельности личности в нем представляет собой непрерывное разрешение возникающих противоречий: между внешними требованиями и внутренними устремлениями личности, между личностными притязаниями и возможностью из реализации, между целенаправленным воздействием и стихийным влиянием среды, между уровнем готовности к принятию решений и новыми возникающими задачами». Нет единого взгляда на то, каким образом протекает профессиональное самоопределение и какие факторы влияют на этот процесс. Существует ряд точек зрения, которые не противоречат друг другу, а лишь акцентируют внимание на разных аспектах одного и того же процесса.

Большинством исследователей профессиональное становление рассматривается с трех позиций:

- социологической, как серия задач, поставленных обществом перед формирующейся личностью, которые должны последовательно разрешаться в течение определенного периода;

- социально-психологической, как процесс принятия решений, посредством которых индивид формирует и оптимизирует баланс между своими предначертаниями и склонностями и потребностями существующей системы общественного разделения труда;

- дифференциально-психологической, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Профессиональное становление студента - гуманитария есть процесс постепенного приобщения к профессиональной группе и развития человека как субъекта труда, формирования системного знания о мире гуманитарных наук, о многообразии и единстве профессий, формирования положительной трудовой направленности, практических умений и навыков общественно полезной деятельности. В связи с этим. Поэтому сегодня необходимо рассматривать процесс профессионального становления на гностическом уровне.

На данное время проблема профессионального становления стала весьма популярной, получены определенные практические результаты по вопросам:

- динамики образовательных и профессиональных планов молодежи;

- факторов влияния социальной среды на профессиональное самоопределение школьников, учащихся ПТУ, студенческой и работающей молодежи;

- представлений молодого поколения о будущем в профессиональном и жизненном планах;

- особенностей взаимосвязи ближайшей профессиональной и отдаленной жизненной перспективы.

Наиболее подробно рассмотрена сущность и структура профессионального становления, его компоненты:

1. Сам субъект с его потребностями и ценностными явлениями;

2. Условия, в которых протекает процесс;

3. Средства, модели, которые сознательно или неосознанно возникают у субъекта, воссоздавая значимые для выбора характеристики объекта;

4. Результат - завершенная форма деятельности;

5. Среда (социально-территориальная принадлежность, происхождение, семья, образовательный уровень);

6. Целостная система, детерминированная внутренним и внешним функционированием;

7. Процесс, включающий в себя различные деятельностные усилия;

8. Объект, то есть сфера профессионального выбора.

На наш взгляд, более «перспективным» является следующая градация процесса профессионального становления:

1. Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (начальный, средний и старший школьный возраст);

2. Профессиональное обучение как освоение выбранной профессии;

3. Профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием

индивидуального стиля деятельности и включением в систему

производственных и социальных отношений;

4. Самореализация в труде (частичная или полная) - выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Понятие «профессиональное становление» является лишь одним из этапов длительного процесса, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Основными компонентами становления молодежи является

взаимоотношение трех моментов: социальной среды, жизненного

самоопределения и жизненной ситуации, позиции. Социальная среда и проблемная ситуация на первоначальном этапе жизни играют важнейшую, определяющую роль. Социальная среда включает в качестве основных факторов и условий социально-территориальную принадлежность, происхождение, семью, образование. Далее в процессе становления проявляется накопленный

молодежью потенциал активности. Автор придерживается точки зрения, что профессиональное становления необходимо рассматривать как подсистему социального самоопределения в процессе социализации. Формирование и развитие личности - это явление одновременно жизненного и социального порядка, связанное с вопросами профессионального становления: каким быть? (моральный облик) и кем быть? (профессиональный выбор). На разных этапах процесса становления принимаются решения относительно актуальных задач, имеющих смысл для личности молодого человека и значение для общества. Именно «на этих своеобразных «развилках» уточняются либо существенно изменяются социальная в широком смысле (как поиск своего места в обществе), социальная в более узком (как стремление пополнить определенный социальный слой) и профессиональная ориентация личности». В процессе профессионального становления молодежи формируются социальные качества нового поколения, его система деятельности и отношения с обществом в целом, личность более или менее отчетливо преследует цели: занять стабильную позицию во всех сферах жизнедеятельности, достичь определенного статуса и определить собственную социальную роль.

«Профессиональное» и «социальное» становятся явственно связанными, так как «являются различными «срезами» общественного разделения труда». На наш взгляд, социально-профессиональное становление характеризуется 3 аспектами:

1. формирование социального становления личности в широком смысле, как установка на определенный тип социализации, принятие (при вариативных отклонениях) нормативной базы современного индивиду общества;

2. выбор пути социального самоопределения в узком смысле, как ориентира на вхождение в определенную социальную группу, социальный слой, на занятие определенной «ниши» в его социально-классовой и социально-поселенческой структуре;

3. профессиональное становление молодежи как направленность на

развитие себя в конкретной профессии, своего уровня образования и потенциального места работы.

Профессиональную принадлежность с учетом квалификационных, образовательных и иных характеристик можно рассматривать как показатель, характеризующий социальное положение человека в обществе, так как социальные группы не могут существовать иначе как через группы профессиональные.

На современном этапе, оценивая перемены, происходящие в содержании профессиональных устремлений молодежи, можно отметить, что экономические изменения, информационные перемены, расслоение общества по новым социальным группам, изменение системы образования оказывают определенное влияние на планы профессионального самоопределения молодежи. Степень согласованности существующих потребностей всех сфер народного хозяйства в кадрах и профессиональные предпочтения выпускников средних школ опять приблизились к «опрокинутой» пирамиде, что связано с социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Есть проблемы, которые существуют всегда, или, по крайней мере, обычно, при выборе профессии:

- противоречие между существующими и будущими профессионально квалификационными требованиями к работникам и отсутствием перспективного обучения для различных отраслей экономики;

- несоответствие между необходимостью кадрового обеспечения в различных сферах и невысоким престижем некоторых видов труда среди молодежи;

- несбалансированность между желанием включиться в трудовую деятельность большого числа выпускников и ограниченными возможностями государства и других субъектов спроса рабочей силы удовлетворить их;

- противоречие между повышенными притязаниями молодых к свободному выбору профессиональной деятельности и неадекватными

способностями, качествами личности, уровнем подготовленности.

На современном этапе появился ряд дополнительных проблем:

- изменения в структуре экономики России и ее регионов;

- криминализация общественного сознания, смещение в восприятии ряда видов деятельности;

- стремление определенной части молодежи к быстрому включению в предпринимательство и нравственно-трудовой, экономической, правовой неподготовленностью к этой деятельности;

- необходимость расширять сферу подготовки выпускников к труду в условиях рынка (клубные детские объединения, спецкурсы и т.п.) и в то же время ухудшение для этого условий (сокращение площадей из-за перехода на арендные отношения, отток специалистов из учебных заведений в предпринимательскую сферу);

- необходимость переориентации учебно-воспитательного процесса на новые социально-экономические условия и отсутствие кадровых, материально-технических, финансовых возможностей.

Нельзя согласиться с мнением, что «в России стратификационная роль профессии и профессиональной подготовки смягчена, поскольку общее экономическое развитие отстает от высокого современного стандарта и некоторые носители квалификации потеряли сферы приложения». Как показывают результаты различных исследований, значение профессиональной подготовки становится явственным критерием социального статуса личности за счет ряда причин:

а) при изменении системы социальных связей и социальных ролей, произошла потеря престижа ряда важнейших профессий;

б) востребован целый ряд профессий, по которым не велось в должных масштабах специальной подготовки (структурный дефицит);

в) высокий уровень специальной подготовки и функциональная корректность приобретают особую социальную ценность на фоне профессиональной маргинализации и дилетантизма;

г) потребности социальной стабилизации требуют усиления функциональной привязки, что проще всего осуществляется через профессию.

Технико-экономические и организационные перемены в мире профессий влекут за собой определенные социальные последствия. Меняются характеристики социального статуса и сам социальный статус многих профессий, изменяются социальные отношения между профессиональными группами и категориями работников. Изменения в содержании труда ставят особые, подчас противоречивые требования к носителям определенного профессионального статуса. Данная тенденция усиливается в настоящее время, поэтому автор считает, что профессиональное самоопределение - сознательное и активное выявление и утверждение собственного статусного и ролевого положения в системе социальных отношений или общественного распределения труда.

Взгляд на профессию как на выбор социальной роли предполагает высокую активность личности и подводит нас к мысли об индивидуальной иерархии факторов выбора профессии, присущей каждому индивиду. Факторы являются «лишь возможностью, а какие из них и в какой последовательности окажут влияние на реальный процесс выбора, зависит от особенностей конкретной личности».

Первую большую группу факторов профессионального становления составляют индивидуально-психологические особенности молодого человека. Исходя из основных положений теории развития личности к ним относят темперамент, характер, интересы, склонности, потребности, мотивацию, ценности, интеллект. Личностные факторы более изучены в сфере психологии, философии, антропологии и других науках, рассматривающих человека как единичный феномен. В качестве других детерминант поведения личности в ситуации выбора профессии выступают также знания, умения, навыки, способности, половые и возрастные критерии, семейный статус.

К объективным условиям выбора профессии относятся процессы, протекающие в мире; общественное устройство; этнокультурные стереотипы современного этапа социального процесса; система социальных норм и ценностей; изменения в видах и формах трудовой деятельности, перечень профессий и их престиж в общественном мнении; демографические процессы; региональные особенности территории; национальный состав общества; поселенческая структура.

В октябре 2008 года кафедрой социологии Тольяттинского государственного университета было проведено социологическое исследование по проблемам развития гуманитарного образования.

Учитывая условия современного российского общества, огромное значение имеет выбор направления и специализации профессиональной деятельности каждого человека. Как следствие, огромное значение приобретает выбор учебного заведения, и усиливает конкуренцию на рынке образовательных услуг.

В процессе исследования выявлялись факторы, влияющие на принятие решения о получении гуманитарного образования.

Объектом исследования были студенты 1 курсов (обоих полов) Гуманитарного института Тольяттинского государственного университета, обучающиеся на следующих специальностях: социология, история, теория и практика преподавания иностранных языков и культур, журналистика, психология, перевод и переводоведение, филология. Размер генеральной совокупности составлял 150 человек, величина выборки п = 112 человек.

Сбор эмпирической информации проводился путём группового (аудиторного) анкетирования студентов 1 курса Гуманитарного института ТГУ по месту учебы в целевой аудитории. Анализ и обработка данных были проведены с использованием программного обеспечения «Детерминационный анализ. 5 версия». Простые распределения

Рассматривая отношение респондентов к Гуманитарному институту, как «осознанность» учебного выбора можно рассмотреть следующие вопросы анкеты:

Отвечая на вопрос «рассматривали ли вы возможность поступления в прочие учебные заведения» были получены следующие результаты: подобные возможности рассматривала почти половина респондентов (43.8%), ещё большая часть (55.4%) подобных возможностей не рассматривала. Это говорит о высокой популярности гуманитарного института в городе, для большей части респондентов (более половины выборочной совокупности) выбор был более чем очевиден.

Согласно субъективным оценкам респондентов, выбор учебного заведения респондентами был произведён сознательно, более % от общего числа респондентов (76.8%) ответили на поставленный вопрос категоричным утверждением. Респондентов, ответивших, менее категоричным утверждением было в 4.5 раза меньше (17%), затруднившихся с ответом -6.3%. Исходя, из этого можно говорить о высокой степени сознательности поступающих в ТГУ, что также может свидетельствовать о довольно высоком уровне удовлетворения институтом (и, как следствие, лояльности).

Следующим блоком вопросов в анкете был блок мотивации поступления. Из него можно сделать следующие выводы:

Главной причиной выбора Гуманитарного института ТГУ как места обучения являлось стремление получить интересующую специальность; так на данный вопрос ответили 71.4% респондентов. Вариант ответа «чтобы в будущем иметь высокооплачиваемую должность» выбрали более чем 2 раза меньшее число респондентов (32.1%). Прочие варианты ответа «получить высшее образование вообще, а там видно будет», «чтобы учиться именно в ТГУ», «чтобы пожить студенческой жизнью» заметно менее популярны (25%, 18.8% и 14.3% соответственно). Это говорит, что поступающие в Гуманитарный институт в большей степени заинтересованы в предмете обучения, статусом получаемой профессии, и в значительно меньшей степени

заинтересованы материальными выгодами в профессиональной деятельности. Прочие варианты ответа представляют менее сознательные модели поведения.

Отвечая на вопрос о факторах, повлиявших на выбор ТГУ в качестве места обучения, наиболее популярными вариантами ответов были связанные непосредственно с выбранной (гуманитарной) специальностью. Так, наиболее популярные ответы: «целенаправленно поступал в Гуманитарный институт на интересующую специальность» и «мне всегда были ближе гуманитарные специальности» отметили более 50% респондентов (64.3% и 58% соответственно). Прочие варианты ответа были значительно менее популярны. Особо можно отметить значительное количество респондентов (20.5%), отметивших большое значение развитой внеучебной деятельности.

Большинство респондентов твёрдо уверены в высоком качестве получаемого образования (65.2%), в 2 раза меньшее число респондентов испытывают не столь категорично, отвечали на данный вопрос (31.3%). Число респондентов, затруднившихся с ответом, было в 10 раз меньше (3.6%).

Основными источниками информации, откуда первокурсники узнали о Гуманитарном институте ТГУ являются «знакомые и родственники» - 29.5% и «день открытых дверей ТГУ» - 24.1%. Меньшее число респондентов в качестве источника информации указали сайт ТГУ (17%) и печатные

средства массовой информации, «газеты и журналы» - 10.7%. 7.1%

респондентов отметили агитаторов ГумИ, варианты ответа «увидел (а) по телевизору», «был (а) на выставке ТГУ «55 на 5» », «был(а) на других выставках (презентациях) имеющих отношение к ТГУ» отметили менее 1% респондентов.

Наиболее значимым источником информации о Гуманитарном

институте ТГУ являются личные контакты со знакомыми и родственниками, «сарафанное радио». Как правило, в Гуманитарный институт поступают сознательно, получив необходимую информацию из «первых рук», отсюда и высокое значение такого мероприятия как день открытых дверей.

Наиболее популярным ответом на вопрос, о том, «что вам больше всего понравилось на дне открытых дверей» был «подробная информация о специальностях в буклетах и на стендах» (25.9%). В полтора раза менее популярными вариантами ответов оказались «театрализованное представление в исполнении студентов» (17.9%) и вежливость и обходительность в общении работников и студентов ВУЗа (17%). Треть респондентов (33.9%) затруднились с ответом. Можно сказать, что день открытых дверей воспринимается в большей части как информационное мероприятие, прочие аспекты менее весомы (хотя также имеют большое значение).

Оценки информационного наполнения сайта Гуманитарного института ТГУ в большинстве своём положительны: отрицательных оценок всего 1.8% и 17.9% затруднились с ответом. Более 80% респондентов отметили достаточность информации на сайте ТГУ, но большинство оценок не было категоричным: 38.4 % категорично положительных оценок к 42%

«сомневающихся». В целом, наполнение сайта Гуманитарного института ТГУ в оценках первокурсников можно признать приемлемым, но «нет предела совершенству».

Отвечая на вопрос о необходимости рекламы Гуманитарного института ТГУ, большинство (почти двоекратное) первокурсников отвечают положительно. «Сторонников» рекламы - 47.3%, противников - 25.1%. 28.6% респондентов затруднились с ответом.

Наиболее приемлемым форматом рекламы Гуманитарного института было назван «телевизионный ролик» - 40.2% респондентов. «Посещение школ студентами, целенаправленная агитация» - такой вариант ответа выбрали 32.1% респондентов. Менее популярны были варианты ответа: «реклама в Интернете» - 20.5%, «создание профориентирующих центров для школьников при Гуманитарном институте ТГУ» - 18.8%, «газетная

публикация» - 17.9%, «презентация или выставка» - 14.4%. Наименее популярным вариант ответа - «радиоролик» - 5.4%. Можно отметить

значительную популярность «контактных» методов («агитация», «создание профориентирующих центров»). Среди медийных форм значительно более популярен формат телевизионного ролика.

Среди рекомендуемых изменений в оформлении сайта ТГУ наиболее популярным вариантом ответа явился «добавление информации по отдельным факультетам» - 22.3%. Со значительным отрывом идут варианты «изменить цветовую гамму и дизайн сайта» - 14.3%, «предоставить полную информацию о вакансиях» 13.4%, «выложить на сайт общее расписание» -12.5%. Популярным был также вариант ответов «никаких изменений вносить не нужно» (18.8%). Почти 9% респондентов затруднились с ответом.

Выставки, подобные «ТГУ 55 на 5» большинством первокурсников предполагается сделать регулярными: «каждый год» - 39.3%; «раз в 5 лет» -25.9% респондентов. Варианты «раз в 10 лет» и «вообще не нужно проводить подобные выставки» были гораздо менее популярными (0.9% и 2.7% соответственно). 31.3% респондентов с ответом на вопрос затруднились

Оценки популярности Гуманитарного института среди студентов-первокурсников по институтам ТГУ в большинстве своём положительные. «Условно негативных» оценок (1, 2, 3) - 7.1%, «нейтральных» - 11.6%, «положительных» - 77.7%. Затруднились с ответом 3.6% респондентов

Из ответов на данные вопросы можно видеть, что значительная часть студентов-первокурсников стояла перед выбором из нескольких специальностей Гуманитарного института (42.9%), 53.6% респондентов перед подобным выбором не стояли. Можно проследить тенденцию: значительная часть абитуриентов, определившись с направлением и (даже) местом обучения (Гуманитарного института), испытывают некоторые сомнения в выборе конкретной специальности. Можно предположить, что у большинства студентов гуманитарного образования присутствует желание изучать специальности смежных гуманитарных направлений, в рамках факультативов (или, возможно, в рамках второго высшего образования).

Наибольший интерес для студентов представляют следующие специальности: журналистика (19.6%), и, со значительным отрывом, психология (12.5%), перевод и переводоведение (9.8%). Прочие варианты ответа значительно менее популярны

При изменении формулировки вопроса, «Если бы сегодня учебная часть предложила Вам перевестись или получить второе высшее образование» результаты значительно изменяются: популярность «журналистики» остаётся на прежнем уровне (19.6%), а популярность ответов «психология» и «перевод и переводоведение» резко увеличивается, почти в полтора раза. Также значительно увеличивается популярность ответов «социология» и «теория, и методология преподавания иностранных языков и культур» - почти в 2 раза. Это объяснимо тем, что на предыдущий вопрос не отвечали 38.4% респондентов в возможном поступлении на другую специальность Гуманитарного института, а в данном вопросе затруднилось с ответом всего 8.9% респондентов.

Можно отметить, что единственной специальностью, на которой не произошло изменений, стала «журналистика». Это говорит о том, что именно на эту специальность хотят перейти, более осознано задумываются об этом; эта специальность нераспространенна в невынужденных, случайных ответах.

Подавляющее большинство респондентов считают специальности Гуманитарного института интересными, актуальными для города (67.9%). Сомневаются в этом 16.1% респондентов, 16.1% респондентов затруднились с ответом.

Чаще прочих, наименее актуальной дисциплиной называлась история (15.2%), значительно реже - социология (5.4%), филология (3.6%) и прочие дисциплины (2.7% и реже). 69.6% респондентов затруднились с ответом

Наиболее перспективной специальностью ТГУ была названа «журналистика» (42.9%), значительно реже встречался ответ «теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (25.9%), в связи с огромным количеством желающих изучать иностранные языки. Прочие специальности назывались с примерно одинаковой частотой, 15.2% - 17.9%.

Значимой для города считают свою профессию более % респондентов (75.9%), незначимой - 3.6%, более чем в 20 раз меньшее число респондентов. Что можно признать характерным результатом, ведь выбор собственной профессии зачастую продиктован её значимостью. Более 20% респондентов затруднились с ответом на этот вопрос.

Сложной для освоения считают свою профессию более половины (55%) респондентов, примерно равное количество (немногим более 20%) считают свою профессию (обучение) несложной или затруднились с ответом.

Ответы на вопрос «считаете ли Вы, что по окончанию университета сможете работать по специальности» были получены в целом оптимистичные. Почти 70% респондентов ответили на этот вопрос утвердительно. Отрицательных ответов значительно меньше (4.5%), затруднились с ответом немногие, более 25% респондентов.

Отвечая на вопрос о важности и перспективности работы в сфере получаемой специальности, наиболее распространённым (как и следовало ожидать) оказался вариант ответа «очень важная и перспективная» - 46.4% респондентов. Не важной и неперспективной считают свою профессию 4.5% в 10 раз меньшее число студентов респондентов. Затруднилось с ответом 23% респондентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большинство студентов (почти 80%) твёрдо уверены в выборе своей профессии, и даже при наличии шанса «начать всё с начала» ничего бы не стали менять. 7.1% затруднились с ответом, и 6.3% хотели бы что-то изменить.

В ходе исследования выяснилось, что основными причинами поступления на обучение в Гуманитарный институт ТГУ являлось стремление получить интересующую специальность; вторым по популярности был вариант ответа «чтобы в будущем иметь высокооплачиваемую должность». Прочие варианты ответа «получить высшее образование вообще, а там видно будет», «чтобы учиться именно в Гуманитарном институте», «чтобы пожить студенческой жизнью» заметно менее популярны. Это говорит, что поступающие в Гуманитарный институт в большей степени заинтересованы в

предмете обучения, статусом получаемой профессии, и в значительно меньшей степени заинтересованы материальными выгодами в профессиональной деятельности. Прочие варианты ответа представляют менее сознательные модели поведения.

Отвечая на вопрос о факторах, повлиявших на выбор гуманитарного образования в качестве места обучения, наиболее популярными вариантами ответов были связанные непосредственно с выбранной (гуманитарной) специальностью. Так, наиболее популярные ответы: «целенаправленно поступал в Гуманитарный институт ТГУ на интересующую специальность» и «мне всегда были ближе гуманитарные специальности». Прочие варианты ответа были значительно менее популярны. Особо можно отметить значительное количество респондентов, отметивших большое значение развитой внеучебной деятельности.

Основными источниками информации первокурсники узнали о Гуманитарном институте ТГУ, являются «знакомые и родственники» и «день открытых дверей ТГУ». Меньшее число респондентов в качестве источника информации указали сайт ТГУ и печатные средства массовой информации, «газеты и журналы». Респонденты отметили агитаторов Гуманитарного института, варианты ответа «увидел (а) по телевизору», «был (а) на выставке ТГУ «55 на 5» », «был(а) на других выставках (презентациях) имеющих отношение к ТГУ» отметили менее 1% респондентов.

Наиболее значимым источником информации о Гуманитарном институте ТГУ являются личные контакты со знакомыми и родственниками, «сарафанное радио». Как правило, в Гуманитарный институт поступают сознательно, получив необходимую информацию из «первых рук», отсюда и высокое значение такого мероприятия как день открытых дверей.

Оценка деятельности Гуманитарного института среди студентов-первокурсников по институтам ТГУ в большинстве своём положительные. «Условно негативных» оценок (1, 2, 3) - 7.1%, «нейтральных» - 11.6%, «положительных» - 77.7%. Затруднились с ответом 3.6% респондентов. Для

более подробных результатов исследования, есть необходимость проведения качественного исследования, а именно проведение нескольких фокус-групп (глубинное интервью) с участием не только студентов первокурсников Гуманитарного института ТГУ, а также будущих абитуриентов.

Из результатов исследования мы видим, что сегодня необходимо рассматривать инновационные подходы в профессиональном самоопределении молодежи. Мерой инновационного потенциала, жизнеспособности и жизнестойкости общества становится его способность обеспечивать образовательное пространство для созидательной, творческой деятельности людей, адекватной оценки ее продукта, принятия результатов этой деятельности.

Примером использования новых подходов в социологии является разработка теории развития человеческого потенциала. Концепция развития человеческого потенциала ориентирована на повышение качества жизни, расширение возможностей человека во всех областях. Именно развитие человеческого потенциала необходимо сегодня брать за основу оценки уровня развития молодежи. Критериями оценки при этом являются: ^продолжительность жизни;

2)уровень образования;

3)валовый внутренний продукт.

Эти критерии в совокупности и образуют индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)

Профессиональное становление молодежи детерминировано процессом глобализации. За последнее время жизненный путь каждого человека оказался накрепко связан с судьбой мира и планеты. Наша планета «уменьшилась» благодаря развитию транспорта и средств коммуникаций через системы электронной связи, спутникового телевидения и Intemet

Следующим важным фактором выступает общественное устройство, так как любое общество имеет свою идеологию, которая накладывает отпечаток на процессы социализации, показывая образцы исполнения

социальных ролей. Условия социализации зависят не только от уровня экономического развития, но и от особенностей его социально -профессиональной структуры. Одной из характеристик развитого общества является вертикальная социальная мобильность, которая определяется возможностями различных членов общества для перехода из одного социально-профессионального слоя в другие, более высокие по социальному статусу. Немаловажным для личности в процессе профессионального становления является реальная оценка возможности перехода благодаря повышению своего образовательного и профессионального уровня, а также инициативы в реализации личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.