Научная статья на тему 'Проектирование системы профессионального становления молодежи в Самарском регионе'

Проектирование системы профессионального становления молодежи в Самарском регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
70
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД / ПРОФЕССИИ / ГЕНЕЗИС / РУКОВОДСТВО / МОЛОДЫЕ ЛЮДИ / LABOR / VOCATION / GENESIS / GUIDANCE / YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Т. Н.

В статье автор рассматривает системный подход в процессе профессиональной ориентации как составную часть системы непрерывного профессионального самоопределения личности. Автор предлагает модель социальной системы совместной деятельности Центра социальных технологий Тольяттинского государственного университета и учреждений г.о. Тольятти, предприятий региона по профессиональной ориентации учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systematic approach to projecting the system of vocational guidance of pupils in samara region

In the article the author explores a systematic approach in the process of vocational guidance as a component part of a system of continuous professional self-determination of an individual. The author offers a model of a social system of collaboration between a social psychological centre and institutions in Togliatti, enterprises of the region on the trade orientation of pupils.

Текст научной работы на тему «Проектирование системы профессионального становления молодежи в Самарском регионе»

чие варианты ответа представляют менее сознательные модели поведения.

Отвечая на вопрос о факторах, повлиявших на выбор гуманитарного образования в качестве места обучения, наиболее популярными вариантами ответов были связанные непосредственно с выбранной (гуманитарной) специальностью. Так, наиболее популярные ответы: «целенаправленно поступал в Гуманитарный институт ТГУ на интересующую специальность» и «мне всегда были ближе гуманитарные специальности». Прочие варианты ответа были значительно менее популярны. Особо можно отметить значительное количество респондентов, отметивших большое значение развитой внеучебной деятельности.

Основными источниками информации о Гуманитарном институте ТГУ являются «знакомые и родственники» и «день открытых дверей ТГУ». Меньшее число респондентов в качестве источника информации указали сайт ТГУ и печатные средства массовой информации, «газеты и журналы». Респонденты отметили агитаторов Гуманитарного института, варианты ответа «увиде-л(а) по телевизору», «был(а) на выставке ТГУ "55 на 5"», «был(а) на других выставках (презентациях), имеющих отношение к ТГУ» отметили менее 1% респондентов.

Оценка деятельности Гуманитарного института среди студентов-первокурсников по институтам ТГУ в большинстве своём положительная. «Условно негативных» оценок (1, 2, 3) - 7,1%, «нейтральных» - 11,6%, «положительных» - 77,7%. Затруднились с ответом 3,6% респондентов. Для более подробных результатов исследования есть необходимость проведения качественного исследования, а именно проведения нескольких фокус-групп (глубинное интервью) с участием не только студентов-первокурсников Гуманитарного института ТГУ, а также будущих абитуриентов.

Из результатов исследования мы видим, что сегодня необходимо использовать инновационные социально-экономические подходы в профессиональном самоопределении молодежи. Мерой инновационного потенциала, жизнеспособности и жизнестойкости общества становится его способность обеспечивать образовательное пространство для созидательной, творческой деятельности людей, адекватной оценки ее продукта, принятия результатов этой деятельности.

УДК 316:334.2

Т. Н. Иванова

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В САМАРСКОМ РЕГИОНЕ

В статье автор рассматривает системный подход в процессе профессиональной ориентации как составную часть системы непрерывного профессионального самоопределения личности.

Автор предлагает модель социальной системы совместной деятельности Центра социальных технологий Тольяттинского государственного университета и учреждений г.о. Тольятти, предприятий региона по профессиональной ориентации учащихся.

In the article the author explores a systematic approach in the process of vocational guidance as a component part of a system of continuous professional self-determination of an individual.

The author offers a model of a social system of collaboration between a social psychological centre and institutions in Togliatti, enterprises of the region on the trade orientation of pupils.

Ключевые слова: труд, профессии, генезис, руководство, молодые люди.

Keywords: labor, vocation, genesis, guidance, young people.

Опыт и специально проведённые исследования показывают, что к организации взаимосвязей Центра социальных технологий Тольяттинского государственного университета (далее - ТГУ) и учреждений региона в профессиональной ориентации молодежи следует подходить системно, заранее проектируя основные направления реализации их взаимодействия, закладывая дидактические условия координации их деятельности в учебные планы, программы и методические пособия.

Социальную систему мы определяем как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования подрастающего поколения и взрослых людей.

Система социальных действий работников Центра социальных технологий ТГУ и окружающих его учреждений региона в практической подготовке студентов к профессии - это множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающих интегративны-ми свойствами и направленных на связь настоящего, прошлого и будущего в профессиональном становлении личности.

При отборе учреждений социума для проведения практико-ориентированной работы со студентами оказалось целесообразно руководствоваться следующими требованиями:

© Иванова Т. Н., 2010

Эмпирическая социология

- представительство широкого круга разнообразных профессий в выбранных учреждениях социума;

- оснащение рабочих мест учреждений социума передовой техникой и технологией;

- высокая культура организации труда;

- соответствие объектов и предметов труда возрасту студентов;

- возможность включения студентов в активную трудовую деятельность;

- соблюдение правил техники безопасности на рабочих местах.

В соответствии с перечисленными требованиями в числе учреждений социума, которые, оказалось, наиболее целесообразно включить в состав профессиональной среды, были следующие: дошкольные образовательные учреждения, школа, учреждения дополнительного образования, учреждения спорта, культуры, учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждения торговли, сферы быта и услуг, связи и т. д.

При творческом подходе перечень учреждений, входящих в эту модель, можно значительно увеличить.

Для проведения совместной практико-ориен-тированной деятельности Центра социальных технологий ТГУ и учреждений социума необходимо прежде всего провести анализ возможностей того или иного учреждения по ознакомлению студентов с практической стороной профессии. При этом следует наметить объекты, с которыми надо ознакомить студентов, определить формы работы со студентами в зависимости от их возраста, уточнить цели намечаемых мероприятий и ожидаемый от их проведения результат.

В процессе проведения работы по профессиональному становлению студентов следует использовать передовые предприятия, оснащенные новой техникой и технологией, автоматическими системами управления, средствами механизации ручного труда. Одной из действенных форм профессионального становления является включение студентов в объекты учреждений социума. Такими объектами для ознакомления студентов с автоматически действующими устройствами могут быть следующие: автоматические линии на автозаводе, дистанционное управление на ТЭЦ, телеуправление электростанциями, нефтепромыслами, система автоблокировки на железных дорогах и др.

Совместные планы непрерывной профессиональной работы Центра социальных технологий ТГУ и социума со студентами разрабатывались на основе

• диагностики социально-бытовой среды;

• проектирования профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста и разнообразных видов деятельности;

• договоров Центра социальных технологий ТГУ с учреждениями социума и с базовым предприятием об основных направлениях и формах взаимовыгодного сотрудничества;

• методических указаний и рекомендаций в помощь студентам, работникам учреждений социума по осуществлению многосторонних связей в процессе подготовки студентов к профессии.

План Центра социальных технологий ТГУ был существенно дополнен целым рядом специализированных дисциплин, участием студентов в производительном труде и общественно полезной деятельности, проведением социологических контрольных срезов по изучению профессиональной прогностической картины будущих студентов.

В январе 2009 г. Центром социальных технологий был проведен опрос в рамках открытия молодежного марафона г.о. Тольятти, посвященного Году молодежи. Было опрошено 523 человека. Из них 321 (59,7%) - девушки, 202 (38,6%) -юноши. По месту обучения в настоящее время: 92% - общеобразовательные школы, 8% - лицеи и гимназии. Абитуриентам был задан вопрос: «Считаете ли Вы себя человеком с активной жизненной позицией?» Распределение ответов респондентов на этот вопрос выглядит следующим образом: 72,5% считают себя активными людьми, порядка 17,5% считают себя пассивными и затруднились ответить 10% респондентов. В дальнейшем высшее образование планируют получить порядка 69%, на среднее специальное рассчитывают порядка 17% респондентов, около 2% приняли решение не продолжать обучение в средних специальных и высших учебных заведениях. Не определились порядка 12%. Из результатов видно, что респонденты с «активной жизненной позицией» гораздо чаще планируют получать высшее образование. При рассмотрении этого вопроса учитывались ответы респондентов, которые в будущем планируют получить высшее образование. Абитуриентов уже сейчас заботит качество предоставляемых образовательных услуг, престиж учебного заведения, профессорско-преподавательский состав. Поэтому львиная доля абитуриентов, которая составляет 36,5% респондентов, рассчитывают получить образование в региональных вузах (Самарская государственная академия управления, Самарский государственный экономический университет, Самарский Гуманитарный университет и т. д.). Толь-яттинский государственный университет рассматривают порядка 29%, далее в порядке убывания -Поволжский государственный университет сервиса - 14,5%, федеральные вузы - 13%, Волжский университет им. Татищева - 5%, ТАУ - 2%. Явными «лидерами» являются следующие специ-

альности: Управление персоналом (18%), Экономика и управление на предприятиях (14%), примерно равные доли получили Финансы и кредит (11,2%) и Дизайн (11,3%). Если рассматривать данный вопрос в зависимости от пола респондента, то для девушек наиболее привлекательными оказались Дизайн (9%), Управление персоналом (8,3%), Экономика и управление на предприятиях (7,9%), Финансы и кредит (7,1%). Наименее популярными оказались такие специальности, как Химия и Промышленное и гражданское строительство (по 0,3%). В ходе опроса девушки не упоминали такие специальности, как Прикладная информатика, Прикладная математика и информатика, Городское строительство и хозяйство, Промышленная электроника, Электромеханика, Автомобиле- и тракторостроение. Юноши отдавали предпочтения следующим специальностям: Управление персоналом (9,7%), Экономика и управление на предприятиях (6,1%), Финансы и кредит (4,1%). Наименее популярными оказались Перевод и переводоведение и Химия (0,3% и 0,4% соответственно).

Следующий блок вопросов посвящен выявлению источников информации о ЕГЭ, учебном заведении, интересующих специальностях. Основным лидером среди источников информации по единому государственному экзамену стала школа, порядка 60,5% абитуриентов утверждают об этом. Информацию о приеме в учебное заведение 36,5% абитуриентов получают с подготовительных курсов, а также используют Интернет 30% респондентов. Сведения о вузе и специальностях 44,5% абитуриентов получают от родственников, от школы - 26,5%. Абитуриентам, посетившим открытие молодежного марафона, задавался следующий вопрос: «Какой информации Вам не хватает?» Были получены следующие от-

веты: об условиях поступления - 28%, о вузе -21,5%, о специальности - 16%, об оплате обучения - 13%, о подготовительных курсах - 7%, затрудняюсь ответить - 5%, есть необходимая информация - 4%, свой вариант ответа - 5,5% (абитуриентов, помимо всего вышеперечисленного, интересовало: количество бюджетных мест, сроки обучения, возможность трудоустройства, характер будущей работы, информация по заочной форме обучения, отсрочка от армии, месторасположение). Помимо всего вышеизложенного, абитуриентам предлагалось ответить на вопрос «Кем Вы себя видите в будущем через 10 лет?» В большинстве своем абитуриенты видят себя в будущем успешными людьми, которые двигаются по вертикальной линии карьеры, лишь небольшая часть абитуриентов рассматривает себя с точки зрения горизонтальной карьеры. Наиболее популярный ответ на этот вопрос -директор, так ответили порядка 32,6% абитуриентов, вторым по популярности был ответ инженер - за него отдали свой голос 19,2%.

Из вышеизложенного эмпирического материала следует, что важной составной частью процесса профессионального становления молодежи является формирование их профессионально важных личностных качеств. Здесь приходится исходить из личностных особенностей молодежи. Обществу нужна развитая личность, способная к развитию и саморазвитию, что возможно лишь через изменения отношений человека к себе, к другому человеку, к окружающему его миру. Но невозможно адекватно представить картину мира, познавая мир не через себя, не через человека, а помимо его сущности, видно, что молодежи должна даваться специальная система «человеческих» знаний, которая помогла бы ему найти свое место в усвоении общечеловеческих ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.